Среда, 27.11.2024, 10:55
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Систематизация договоров, заключаемых в сфере телекоммуникационных услуг

Реализация правоотношения, как и его возникновение, невозможна без соответствующих юридических фактов.[1] Как отмечала Р.О. Халфина, одним из важнейших юридических фактов, имеющих свои существенные особенности, является договор.[2]

В исследованиях О.С. Иоффе говорится о том, что «под договором понимают соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских правоотношений».[3] [4] [5] Между тем, О.С. Иоффе отмечал, что «иногда под договором понимают самое обязательство, возникающее из такого соглашения, а в некоторых случаях этот термин обозначает документ, фиксирующий факт возникновения обязательства по воле

70

его участников».

Особенностью договора как юридического факта, по мнению Р.О. Халфиной, состоит в том, что «договор, являясь основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношения, определяет и содержание этих правоотношений». М.И. Брагинский отмечал, что «назначение договора состоит в том, что он служит самостоятельным основанием возникновения обязательства».[6]

Таким образом, нельзя переоценить роль договора в гражданских отношениях. С учетом сказанного изучение сути (сущности) и содержания

договоров, заключаемых с участием телекоммуникационных компаний, является необходимым условием научного осмысления сферы телекоммуникаций.

В процессе своей деятельности телекоммуникационные компании помимо обычных хозяйственных договоров (аренды здания, поставка офисной техники и т.д.) заключают множество договоров, направленных именно на обеспечение основного вида деятельности - оказания телекоммуникационных услуг. Ведь после выполнения соответствующих разрешительных/ уведомительных процедур (получение лицензии, разрешений на частоты и др.) и введения телекоммуникационных сетей в эксплуатацию, деятельность телекоммуникационных компаний не ограничивается только заключением с клиентами договоров об оказании телекоммуникационных услуг, поскольку для целей обеспечения оказания этих услуг телекоммуникационным компаниям требуется наладить присоединение телекоммуникационных сетей с другими телекоммуникационными компаниями для целей обеспечения пропуска трафика, наладить эффективную деятельность по сервисному обслуживанию клиентов, по предоставлению клиентам иных услуг, неразрывно связанных с оказываемыми телекоммуникационными услугами, повышающими потребительскую ценность телекоммуникационных услуг (в т.ч. замена SIM- карт (идентификационных модулей), оказание контентных услуг, обеспечение прокладки абонентской линии до места нахождения абонентского оборудования и т.д.), обеспечить заключение договоров с вещателями для целей трансляции телеканалов, наладить прием платежей за услуги связи в режиме «он-лайн» с задействованием современных платежных систем, банковских сервисов и т.д. Для указанных целей телекоммуникационным компаниям требуется вступать в договорные отношения не только непосредственно с клиентами (пользователями телекоммуникационных услуг), но и с участниками предпринимательской деятельности.

Условия подобного рода договоров предлагаются контрагентам самими телекоммуникационными компаниями с учетом сложившегося обычая, исходя из условий заключаемой сделки, с учетом действующего законодательства, в т.ч. принципа свободы договора. Например, в целях размещения телекоммуникационного оборудования одним оператором на территории другого оператора, телекоммуникационные компании, как правило, заключают договор об оказании услуг комплекса технологических ресурсов, текст которого разработан самими телекоммуникационными компаниями с учетом общих принципов гражданского законодательства, при этом, естественно, его содержание варьируется в зависимости от внутренних требований компаний.

В тоже время существует немалый массив норм, относящихся к таким договорам. Так, условия договора присоединения сетей электросвязи в сфере присоединения телефонных сетей и сетей передачи данных определяются «Правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействии», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2005 г. № 161.

Действительно, в ст. 2 Закона «О связи» содержится определение услуги связи. Но, кроме данного определения, в той же статье указанного закона, содержится определение услуги присоединения и услуги по пропуску трафика. Очевидно, что данные услуги непосредственно услугами связи не являются, но, тем не менее, это услуги, которые оказываются только и в связи с оказанием телекоммуникационных услуг. Так, согласно указанной статье Закона «О связи» под «услугой присоединения» понимается деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в организации взаимодействия сетей электросвязи, при котором становятся возможными установление соединение и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей электросвязи.

Таким образом, для того, чтобы телекоммуникационная компания имела возможность оказывать телекоммуникационные услуги не только с использованием собственной сети связи, но и с использованием сетей связи, принадлежащих другим телекоммуникационным компаниям, указанные компании заключают между собой соответствующие договоры о присоединении сетей электросвязи, в результате чего и существует общероссийская и общемировая телекоммуникационная сеть (сети). Именно благодаря наличию и исполнению таких договоров и существует возможность пользования услугами доступа в «Интернет», услугами междугородной и международной телефонной связи и прочими телекоммуникационными услугами.

С услугой по присоединению сетей связи непосредственно связана услуга по пропуску трафика, т.е. «деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в пропуске трафика между взаимодействующими сетями электросвязи». При этом следует уточнить, что под «трафиком» понимается нагрузка, создаваемая потоком вызовов, сообщений и сигналов на средства связи (ст. 2 Закона «О связи») .

Поскольку оказать услугу по пропуску трафика возможно только если сети связи двух телекоммуникационных компаний соединены между собой, то услуга по пропуску трафика обычно включается в договор о присоединении сетей электросвязи.

Практически всегда у телекоммуникационных компаний возникает необходимость в заключении договоров о размещении кабелей связи в линейно-кабельных сооружениях (ЛКС) третьих лиц, в т.ч. в телефонных колодцах (ТК). Надо отметить, что А.П. Сергеев и Т.А. Терещенко подробно изучали юридическую природу подобного рода договоров - договоров о предоставлении в пользование места в кабельной канализации, и пришли к мнению о том, что данного рода договоры относятся к непоименованным [7]

тт

договорам. Но это одна из точек зрения.

Так, подобного рода договоры содержат и признаки договора аренды, и признаки сервитута, т.е. обременение имущества собственника (иного законного владельца). Особенностью в данном случае будет то, что в российском законодательстве в части сервитутов на владельца имущества, права которого обременяются, не возлагается каких-либо «положительных» обязанностей, что в целом не может служить препятствием для рассмотрения правовой природы указанного рода договоров и с точки зрения установления сервитута.

Следует так же отметить договор о предоставлении в пользование так называемых «темных волокон».[8] [9] [10] Часто такой договор называют договором о предоставлении «темных волокон» в аренду, что представляется не совсем верным. Ведь существенным признаком договора аренды является четкая индивидуализация имущества, передаваемого в аренду. В отношении «темных волокон» это сделать не всегда возможно по следующим причинам: во-первых, кабель может тянуться на сотни километров, и нарисовать четкую схему прокладки кабеля достаточно сложно, во-вторых, жилы, предоставляемые в «аренду», идентифицировать на протяжении всего кабеля затруднительно, если не невозможно. Право сдачи имущества в аренду принадлежит только собственнику такого имущества. Доказательств того, что кабель принадлежит именно этому лицу, а не другому, их владельцы, как правило, предоставить не могут. Связано это с тем, что регистрация права собственности на линейнокабельные сооружения, предусмотренная Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. № 68 «О регистрации права собственности на линейнокабельные сооружения связи», к сожалению, до сих пор не часто осуществляется, а зарегистрировать право собственности на такое сооружение затруднительно. Тем не менее, такой договор относится к категории договоров о предоставлении имущества в пользование, впрочем, к договору аренды отнести его вряд ли можно. Данный вид договоров, скорее всего, представляет собой непоименованный договор по предоставлению возможности использования двух (четырех и так далее) волокон в кабеле, проложенном от одной точки до другой.

На крышах зданий, на различных сооружениях часто размещаются так называемые радиоэлектронные средства (РЭС), к числу которых относятся антенны, базовые станции широкополосного доступа и прочие специальные устройства, необходимые для приема и передачи телекоммуникационных сигналов. Договоры на размещение РЭС заключаются с владельцами зданий (сооружений) с соблюдением порядка, установленного действующим законодательством. Например, в Москве порядок заключения таких договоров регулируется Постановлением Правительства Москвы № 330-ПП от 17.05.2005 г. «О мерах по обеспечению законности при размещении и эксплуатации радиоэлектронных средств в г. Москве».

Как мы видим, договоров, заключаемых телекоммуникационной компанией для целей обеспечения основного вида деятельности, может быть много. Учитывая необходимость в подборе для правоотношения точной юридической конструкции, т.е. применения подходящего правового

77

инструмента к регулированию тех или иных договорных отношений с участием телекоммуникационных компаний, имеет смысл провести систематизацию указанных договоров. Ценность любой научной [11] систематизации и структурирования заключается «в системе научных знаний о предмете, без которой невозможно ни дальнейшее развитие, ни применение этих знаний. Построить правильную систему знаний возможно только на основе правильных критериев, которые отражают наиболее существенные

78

взаимосвязи, отношения и свойства предмета».

Российское договорное право давно знает проблематику договорных связей и феномен непоименованных договоров. Указанным вопросам посвящены, в т.ч., труды таких ученых, как Р.О. Халфина, О.С. Иоффе, В.А. Ойгензихт, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Е.А. Суханов .

В.А. Ойгензихт, изучая вопросы нетипичных договоров, выделял конгломентированные договоры (когда в одном документе оформлены два или несколько договоров) и интегрированные договоры (по сути - смешанные договоры). При этом В.А. Ойгензихт подробно изучал вопросы так называемых нетипичных договоров, к которым относил такие договоры, которые представляют собой, по сути, фактические отношения, не оформленные надлежащим образом, волеизъявление на заключение которых выражено косвенным путем, либо даже путем одностороннего волеизъявления (например, ведение чужих дел без поручения, возникающий договор хранения при просрочке кредитора). Здесь следует обратить внимание на то, что

договоры, связанные с оказанием услуг почтовой, телеграфной, телефонной

82

связи, В.А.Ойгензихт также относил к нетипичным договорным связям.

В части осмысления необходимости структурирования договоров, заключаемых в сфере телекоммуникационных услуг, как особых регуляторов правоотношений субъектов права, особое значение в рассматриваемом явлении [12] [13] [14] [15] [16]

имеет принцип дихотомии. На основании данного принципа М.И. Брагинским и В.В. Витрянским выделяются следующие «пары» договоров: односторонние и

83

двусторонние, возмездные и безвозмездные, реальные и консенсуальные. Интересной представляется классификация договоров по типам, классам, родам, видам и подвидам для систематизации договорных связей в определенных сферах деятельности.[17] [18] [19]

При этом верное выстраивание механизма правового регулирования договоров необходимо, поскольку, как отмечал Ю.В. Романец, «главное, чтобы механизм построения и взаимодействия договорных институтов позволял применять к конкретному обязательству те нормы, которые его адекватно и

85

эффективно регулируют».

В современной правовой науке попытки систематизации договоров именно в области телекоммуникаций уже предпринимались. Телекоммуникационные услуги действительно очень многогранны по своей природе, и включают в себя услуги телефонной связи, телематические услуги связи, услуги связи по передаче данных, услуги связи по предоставлению каналов связи, услуги связи для целей телерадиовещания и другие, при этом внутри каждой группы можно выделить подгруппы оказываемых услуг связи.

Именно такой позиции деления всех договоров в телекоммуникационной сфере придерживается Л.Б. Ситдикова.[20] В данном случае критерием

систематизации договоров являются виды оказываемых телекоммуникационных услуг.

О.М. Михеева предлагает в качестве критерия для систематизации договоров в телекоммуникационной сфере избрать субъектный состав, в связи с чем, разделить все договоры в указанной сфере на четыре пласта: 1) договоры взаимодействия, заключаемые между организациями, оказывающими услуги электросвязи; 2) договоры операторов связи с пользователями - юридическими лицами; 3) договоры операторов связи с пользователями - индивидуальными предпринимателями; 4) договоры операторов связи с пользователями -

87

физическими лицами.

Достаточно подробная система договоров об оказании услуг связи содержится в работе Д.Е. Петрова, который предлагает подразделять такие договоры на договоры в зависимости от формы предоставления услуг (абонентские и пользовательские) и по видам оказываемых услуг (об оказании телефонной связи; об оказании услуг подвижной связи; договоры,

направленные на передачу данных и информации; договоры об оказании услуг

88

вещания).

С правовыми позициями, выработанными указанными авторами, нельзя не согласиться. Тем не менее, данные критерии не позволяют охватить весь массив договоров, заключаемых телекоммуникационной компанией для целей обеспечения основного вида деятельности - оказания телекоммуникационных услуг.

С учетом изложенного для целей систематизации знаний о деятельности телекоммуникационной компании как особого субъекта предпринимательской деятельности при систематизации договоров, заключаемых с участием телекоммуникационных компаний, предлагается использовать и принцип дихотомии, и принцип типизации договоров.

С учетом указанных принципов договоры с участием телекоммуникационных компаний по основанию направленности деятельности телекоммуникационной компании и по субъектному составу предлагается [21] [22] разделить на «Клиентские договоры» и «Неклиентские договоры» (см. Приложения, рис. 3 - система договоров с участием телекоммуникационных компаний):

«Клиентские договоры» - договоры, заключаемые телекоммуникационной компанией с потребителями телекоммуникационных услуг (абонентами, пользователями (далее «клиенты»)), и направленные непосредственно на оказание телекоммуникационных услуг таким клиентам.

«Неклиентские договоры» - все иные договоры, одной из сторон которых является телекоммуникационная компания, не связанные непосредственно с потреблением телекоммуникационных услуг, но направленные на обеспечение оказания таковых.

Правовые отношения, связанные с заключением, изменением, прекращением «клиентских» договоров, регулируются гражданским законодательством, Законом «О связи», Правилами оказания соответствующих услуг связи, утверждаемых Постановлениями Правительства РФ в соответствии со ст. 44 Закона «О связи».

«Неклиентские» договоры регулируют деятельность субъектов предпринимательского права на основании принципа равенства таких субъектов, и, учитывая, что структура российского законодательства не выделяет отдельной категории предпринимательского договора, данные договоры также регулируются общими и особенными положениями действующего гражданского законодательства, в т.ч. Гражданского кодекса РФ.

Применяя в дальнейшем принцип дихотомии, все «Неклиентские» договоры, в зависимости от отношения стороны договора к субъектам, осуществляющим деятельность в телекоммуникационной сфере и сфере средств массовой информации (СМИ), либо не осуществляющими деятельность в указанных сферах, предлагается разделить на «Неклиентские» договоры с особым статусом сторон» и «Неклиентские договоры общехозяйственные»:

««Неклиентские» договоры с особым статусом сторон» представляют собой такие договоры, которые заключаются телекоммуникационной компанией со специальными субъектами, действующими в соответствии с установленным порядком в качестве субъектов телекоммуникационной сферы или сферы СМИ.

К ««Неклиентским» договорам общехозяйственным» следует отнести договоры, заключаемые телекоммуникационной компанией с любыми субъектами предпринимательской деятельности, не выступающими в данных договорах в качестве специальных субъектов в телекоммуникационной сфере или сфере СМИ (хотя и могут к ним относиться).

Дальнейшее выстраивание структуры возможных договоров в сфере телекоммуникационных услуг не может иметь законченного характера, поскольку с учетом технического прогресса, конкретные виды таких связей постоянно меняются.

На текущий момент в числе договоров в разряде ««Неклиентских» с особым статусом сторон» можно выделить следующие договоры:

1.1. Договоры о присоединении сетей электросвязи и пропуске трафика. Такие договоры направлены на присоединение сетей электросвязи (либо соответственно сетей для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания) и пропуск трафика. Сторонами по такому договору могут выступать только лица, имеющие статус операторов связи или

специализированных организаций в области вещания теле- и радиопрограмм. Договоры о присоединении сетей электросвязи и пропуске трафика могут включать в себя: а) договоры о присоединении телефонных сетей связи; б) договоры о присоединении сетей передачи данных; в) договоры о

присоединении сетей для целей телевизионного (радио) вещания. В свою очередь договоры о присоединении телефонных сетей связи включают в себя: договоры о присоединении телефонных сетей связи на местном уровне,

договоры о присоединении телефонных сетей связи на зоновом уровне,

договоры о присоединении телефонных сетей связи на междугородном уровне.

Аналогично договоры о присоединении сетей передачи данных подразделяются на договоры о присоединении сетей передачи данных на уровне абонентской установки либо на зоновом уровне.

1.2. Договоры, заключаемые между телекоммуникационными компаниями и вещателями (данные договоры не относятся к разряду договоров присоединения сетей), т.е. сторонами по таким договорам всегда будут выступать только те субъекты, которые осуществляют деятельность в области телекоммуникаций или вещания соответственно, и действуют в порядке, установленном действующим законодательством (на основании лицензии, иных разрешительных/уведомительных документов). Среди данных договоров можно выделить договоры, по которому вещатель, имеющий соответствующие права на распространение соответствующих программ, зарегистрированных как средство массовой информации, предоставляет телекоммуникационной компании право на доведение сигналов данных программ до абонентов оператора связи, т.е. так называемый лицензионный договор о предоставлении телекоммуникационной компании прав на ретрансляцию телеканалов/радиоканалов. Указанные договоры с вещателями могут включать в себя договоры с предоставлением телекоммуникационной компании прав на публичных показ сигналов телерадиопрограмм, и без предоставления подобных прав (второй разряд договоров направлен на просмотр/прослушивание телерадиопрограмм для личного пользования). Впрочем, о не бесспорности этих договоров подробнее говорится в главе 2 настоящей работы.

««Неклиентские» договоры общехозяйственные» с участием телекоммуникационных компаний включают в себя огромное количество родов, видов и подвидов договоров, заключение и исполнение которых необходимо именно данному субъекту предпринимательского права для целей обеспечения реализации основного вида предпринимательской деятельности. Субъектный состав таких договоров может варьироваться: договоры могут заключаться как между телекоммуникационными компаниями, так и между телекоммуникационными компаниями и третьими лицами, не являющимися телекоммуникационными компаниями, но в любом случае сторонами по таким договорам являются субъекты предпринимательской деятельности, при этом одной из сторон такого договора является телекоммуникационная компания.

В отличие от договоров «Неклиентских», условия которых вырабатываются и согласуются всеми сторонами договора на равных началах, «клиентские» договоры, как правило, носят характер т.н. «детерминированных» договоров (термин, предложенный А.Д. Корецким), т.е. договоров, где условия, как правило, вырабатываются одной стороной. При этом телекоммуникационные компании вырабатывают общие условия оказания телекоммуникационных услуг, но всегда предоставляют клиенту право выбора из предлагаемых условий. В связи с указанным «детерминирование» не является абсолютным, а связано лишь с удобством для клиентов, которые в любой момент могут ознакомиться с постоянно действующими условиями «клиентских» договоров, выбрать для себя оптимальные условия обслуживания и заключить необходимый конкретному клиенту договор, т.е. срабатывает некий принцип «конструктора», когда договор складывается из заранее выработанных телекоммуникационной компанией нескольких условий, выбранных клиентом.

«Клиентские» договоры можно структурировать, используя, например, субъектный состав, в результате чего следует выделить отдельно договоры с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями и физическими лицами. Возможно также провести структурирование «клиентских» договоров в зависимости от вида оказываемой телекоммуникационной услуги: фиксированная связь и подвижная связь. В пласте фиксированных телекоммуникационных услуг мы предлагаем выделять услуги телефонной связи, телематические услуги связи, услуги связи по передаче данных, услуги связи для целей кабельного телерадиовещания. В пласте подвижных услуг можно назвать услуги подвижной радиотелефонной связи, услуги спутниковой связи, услуги связи для целей эфирного телерадиовещания.

Внутри указанных поименованных договоров в ряде случаев возможно провести дальнейшую систематизацию. Так, договоры об оказании услуг фиксированной телефонной связи возможно подразделить на договоры об оказании услуг местной, об оказании услуг внутризоновой, об оказании услуг междугородной и международной телефонной связи. Договоры об оказании услуг связи для целей передачи данных включают в себя договоры о передаче голосовой и неголосовой информации по сети передачи данных, договоры об организации виртуальных частных сетей (VPN), которые позволяют объединить в единую сеть внутрикорпоративные ресурсы юридических лиц (при том, что офисы данных юридических лиц могут быть разбросаны по всему миру).

Т.е., как мы видим, непосредственно «клиентские» договоры могут быть систематизированы по конкретному виду оказываемой телекоммуникационной услуги (см. Приложения, рис.5. «Клиентские» договоры).

Таким образом, мы попытались провести систематизацию всех возможных договоров, заключаемых в сфере телекоммуникаций. Представляется, что указанная система поможет разобраться в великом множестве договоров, ежедневно заключаемых телекоммуникационными компаниями, с целью определения их реальной правовой природы, выбора надлежащей формы и надлежащего вида договора и включения необходимых существенных условий в данные договоры.

Однако, как видно из вышеизложенного, систематизация договоров с участием телекоммуникационных компаний не может носить законченного характера, что можно объяснить особенностями телекоммуникационных услуг, технологическим прогрессом, в силу которого перечень возможных телекоммуникационных услуг расширяется, и будет расширяться и далее. В связи с чем, мы приходим к выводу о том, что данная структура договорных связей, хотя и систематизирует сложившиеся на текущий момент договорные отношения в сфере телекоммуникаций, уже в ближайшем будущем может претерпеть существенные изменения. Так, с учетом конвергенции оказываемых телекоммуникационных услуг и возможности использовать единые технологии для оказания таких услуг, в настоящее время усматривается потребность в том, чтобы прийти к возможности заключения единого договора об оказании телекоммуникационных услуг, суть которого будет предложена в настоящей работе. Указанный единый договор об оказании телекоммуникационных услуг следует отнести к разряду «Клиентских» договоров, при этом указанный договор может сочетать в себе возможности получения как «фиксированных» услуг связи, так и «подвижных» услуг связи.

 

[1] Зинченко С.А. Юридические факты в механизме правового регулирования. - М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 134.

[2] Халфина Р.О. Значение и сущность договора в советском социалистическом праве. М.: Академия наук СССР, 1954. С.105-106.

[3] Иоффе О.С. Обязательственное право. М., «Юрид.лит.», 1975. С.26.

[4] Там же, С. 26-27.

[5] Халфина Р.О. Значение и сущность договора в советском социалистическом праве. М.: Академия наук СССР, 1954. С.105-106.

[6] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. 3-е изд., стереотипное. М.: Статут, 2001. Кн. 1. // СПС «КонсультантПлюс».

[7] С учетом предложенного определения телекоммуникационных услуг представляется необходимым внести изменения в определение понятия «трафик». Так, под «трафиком» предлагается понимать нагрузку на телекоммуникационную сеть, создаваемую потоком телекоммуникационных сигналов.

[8] Сергеев А.П., Терещенко Т.А. Договор о предоставлении в пользование места в кабельной канализации // Арбитражные споры. 2013. № 2.

[9] Родионова О.М. Гражданско-правовая природа соглашения об установлении сервитута // Юрист. 2013. № 23. С. 25-38.

[10] Под «темными волокнами» в технической области понимают жилы в кабеле связи, не задействованные в оказании телекоммуникационных услуг. Как правило, кабель связи имеет от 8 жил, при этом задействованными являются несколько пар, соответственно незадействованные пары жил могут быть предоставлены в пользование.

[11] О правовых инструментах см. также Челышев М.Ю. О юридических конструкциях в проекте изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации // Гражданское право. 2013. № 1. С. 33-35.

[12] Зайцев К.А. Конституционно-правовой статус юридического лица в сфере предпринимательской деятельности: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02; 12.00.03. Москва, 2006. С. 39.

[13] Об этом см. Суханов Е.А. Гражданское право. Т. 2. М.: БЕК, 1993. С. 45- 46.

[14] Ойгензихт В.А. Нетипичные договорные отношения в гражданском праве. Учеб.пособие. - Душанбе. 1984. С.5-6.

[15] Указ. Соч. С. 17-19.

[16] Указ. Соч. С. 45-51.

[17] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. 3-е издание, стереотипное. М.: Статут, 2001. Кн.1. // СПС «Консультант Плюс».

[18] См.Корецкий А.Д. Теория договорного регулирования гражданско-правовых отношений: автореф. дис. ... докт. юрид.наук: 12.00.03. Ростов-на-Дону, 2007.

[19] Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. М.: Юристъ, 2001, С. 64-68.

[20] Ситдикова Л.Б. Правовая природа услуг связи и их место в договоре на возмездное оказание услуг // Юридический мир, 2007, № 10.

[21] Михеева О.М. Правовое регулирование деятельности в области оказания услуг электросвязи: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2005. С. 9.

[22] Петров Д.Е. Понятие и виды договоров об оказании услуг связи // Правовые вопросы связи, 2008, № 1.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (03.05.2017)
Просмотров: 257 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%