Воскресенье, 24.11.2024, 18:36
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 41
Гостей: 41
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Понятие, нормативно-правовые и процессуальные основания административной ответственности за правонарушения на автомобильном транспорте

В правоохранительном блоке Российского законодательства значительное место принадлежит нормам именно об административной ответственности. Реализация этих норм порождает многочисленные и разнообразные правовые отношения и в сфере дорожного движения, а именно на автомобильном транспорте.

В соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций в период с 23 по 29 апреля 2007 г. проводилась Первая Глобальная неделя безопасности дорожного движения. В связи с этим, Правительство РФ приняло распоряжение от 15 марта 2007 г. № 284-р «О проведении в РФ Недели безопасности дорожного движения». А так же в РФ учрежден Всемирный день памяти жертв ДТП, который проводится в третье воскресенье ноября (приложение Б).

«Ежегодно на дорогах России гибнет около 70 тысяч человек, несмотря на то, что в настоящее время принята федеральная программа по безопасности дорожного движения», - заявила 31 октября 2007 года на пресс-конференции в Санкт-Петербурге заместитель председателя Совета Федерации РФ Светлана Орлова. Это заявление С.Орлова сделала, комментируя предстоящий международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни».

По словам вице-спикера, в конгрессе примут участие 32 страны, при чем не только из СНГ, так как вопросы безопасности на дороге - это не проблема одной страны или нескольких, а мира в целом, так же С.Орлова отметила, что в ближайшие три года на программу безопасности дорожного движения в России будет выделено 1,3 трлн. рублей.

Административная ответственность является одним из важнейших институтов административного права. Законодатель, устанавливая административную ответственность за то или иное противоправное деяние на автомобильном транспорте, признает тем самым, что это деяние представляет общественную вредность, а некоторые из них общественную опасность, дает ему соответствующую юридическую оценку, осуждает противоправное деяние и лицо его совершившее.

Что касается самого института административной ответственности, то здесь необходимо отметить следующее. В административно-правовой литературе разные авторы дают свои понятия административной ответственности, так Бахрах Д.Н. пишет, что: «Административная ответственность - это особый вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней, она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственным принуждением. С другой стороны, административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами». /42/

Профессор А.Б. Агапов, например, под административной ответственностью понимает разновидность правовой ответственности, субъектами которой являются Российская Федерация и ее регионы, уполномоченные ими юридические лица - органы исполнительной и законодательной власти, суды, наделенные полномочиями в сфере административного правосудия, должностные лица указанных органов, а также физические лица. /41/ Правда, работа А.Б. Агапова «Административная ответственность» /41/ написана на основе старого Кодекса РСФСР, но в ней использованы и законодательные акты последних лет. Особо внимание в книге уделено развитию представлений об административных правонарушениях, их юридического и социального статуса, что уже определяет ценность умозаключений, сделанных автором.

А коллектив авторов Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М., считают, что «Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще». /39/

В вышеназванных определениях подчеркивается, что административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение. /31/

В словаре по административному праву под административной ответственностью понимается самостоятельный вид юридической ответственности физических и юридических лиц, установленной законодательными актами в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций, охраны природных ресурсов, всех форм собственности, безопасности, охраны общественного порядка, а также порядка осуществления государственной власти. /36/

В данном определении анализируемое понятие рассматривается как один из видов юридической ответственности, где субъектами могут выступать как физические, так и юридические лица. /33/

У профессора Д.М. Овсянко, своё понимание этого вопроса, он считает, что административная ответственность - это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного наказания к гражданам, а в соответствующих случаях - и к организациям за нарушение законности и государственной дисциплины. /56/ Получается, что одни авторы утверждают, что административная ответственность это обязанность претерпевать неудобства, выполнять решения. Другая группа авторов, среди которых и Д.Н. Бахрах, отмечает, что это реализация санкций правовой нормы.

Как отмечает видный российский ученый проф. К.С. Бельский, определение административной ответственности как применение административного взыскания к лицу, совершившему административный проступок, свидетельствует о том, что в анализе и изложении данной проблемы теория не продвинулась вперед. /46/ «Наказательный» подход к определению понятия административной ответственности не раскрывает данную категорию полностью, не показывает все ее структурные элементы и замыкается на одном, фактически отождествляя понятия «ответственность» и «наказание».

Поэтому проф. К.С. Бельский полагает, что административная ответственность характеризуется такими признаками, как механизм, функционирующий на основе административно-материальных и административно-процессуальных норм, которые содержатся в различных законодательных актах. Второй признак связан с основанием административной ответственности: она возникает только в связи при совершении административного правонарушения. Третий признак указывает на то, что административная ответственность реализуется в охранительном правоотношении, в рамках которого правонарушитель отвечает за противоправное поведение перед органом (должностным лицом), наделенным полномочиями применять взыскания. Четвертый признак характеризует ответственность как самостоятельное производство — производство по делам об административных правонарушениях, т.е. как особый процессуальный порядок, включающий в себя относительно компактные и расположенные в определенном порядке группы процессуальных действий. /46/

Четвериков В.С. же полагает, что административная ответственность — это применение судьей, уполномоченным органом или должностным лицом установленных государством мер административного наказания на основании закона и в порядке, определяемом законом к физическим и юридическим лицам за административные правонарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, соглашаясь в этом с Алехиным А.П., Кармолицким А.А. и Козловым Ю.М.. Но Четвериков вносит дополнение, считая, что административная ответственность это также и осознанная готовность виновного лица понести наказание за административное правонарушение. Последнее важно в том, что это формирует правосознание граждан и должностных лиц о справедливости наказания и его профилактического действия в отношении как совершивших административное правонарушение, так и не совершивших. /66/

То есть, при наличии юридического факта - административного правонарушения - включается механизм санкции правовой нормы, и санкция из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное административное наказание.

В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д.) только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности. Следовательно, административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

Законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях, и что ранее предусмотренная многими федеральными законами административная ответственность определяется теперь только в соответствии с КоАП РФ и законами субъектов РФ. /38/

Если говорить о региональном законодательстве, то здесь следует упомянуть о Кодексе об административных правонарушениях Хабаровского края (в ред. Законов Хабаровского края от 29.12.2004 № 244, от 19.01.2005 № 250, от 26.07.2005 № 292), который не дублирует КоАП РФ, а только регламентирует статьей 4.4 мойку транспортных средств в неустановленных местах и статьей 4.23 проезд автомобильным транспортом без специального разрешения в период введенных ограничений под угрозой административного наказания. Ну, еще можно отметить что, законом Хабаровского края № 69 от 25.10.2006 г. внесены изменения в Кодекс Хабаровского края об административных правонарушениях. Изменен перечень должностных лиц, которые наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП Хабаровского края.

Но так же, прежде всего, следует отметить объемность нормативно-правового массива, в котором можно обнаружить прямые или косвенные указания на административную ответственность за правонарушения на автомобильном транспорте, то есть, нормативно-правовых актов ведомств, которые впрямую влияют на характер взаимоотношений представителей органов внутренних дел с гражданами, являющихся участниками дорожного движения на автомобильном транспорте. Это, например:

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России. Она руководствуется в своей деятельности Положением о ГИБДД МВД России. С деятельностью Госавтоинспекции хорошо знакомы многие наши граждане. Все они являются участниками дорожного движения и в этой связи знают, что сотрудники ГИБДД направляют свои усилия для предупреждения аварий и дорожно-транспортных происшествий на дорогах.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Ее деятельность организована в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 398, которое утвердило Положение о Федеральной службе надзора в сфере транспорта. Постановлением Правительства утверждены, функции, задачи и полномочия Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Позже постановлениями Правительства РФ от 30 марта 2006 г. № 173, от 3 октября 2006 г. № 600, от 14 декабря 2006 г. № 767 в него были внесены изменения и дополнения. Она осуществляет контрольные функции за обеспечением безопасности на всех видах транспорта и тем самым создает условия для его безаварийной работы, предотвращения гибели и травмирования людей, снижения тяжести их последствий, в том числе и персонала работающего на транспорте.

А также такие нормативные акты, как письма Минздравсоцразвития РФ, Росздравнадзора, Минздрава РФ и многие другие.

Таким образом, сама система нормативно-правового регулирования административной ответственности за правонарушения на автомобильном транспорте характеризуется рядом негативных моментов, влияющих на права граждан:

- обилие нормативных источников, в которых в той или иной степени содержатся права и обязанности граждан во взаимоотношениях с представителями ГИБДД и иных уполномоченных органов;

- запутанность системы этих источников;

- обилие форм (ведомственных «процессуальных» документов), используемых при контактах с представителями ГИБДД и иных уполномоченных органов;

При анализе содержания названных нормативно-правовых актов имеет смысл разделить их на сферы контактов. Можно выделить три основные сферы:

Регистрация автотранспортных средств и выдача водительских

удостоверений. Регистрация транспортного средства – нормальное управленческое действие, поскольку автомобиль (мотоцикл) является источником повышенной опасности. К тому же регистрация означает выдачу государственных регистрационных знаков (в просторечии – номеров), которые позволяют идентифицировать владельца данного транспортного средства, что бывает необходимо при совершении правонарушения на автомобильном транспорте.

2) Оформление административных правонарушений и дорожно-транспортных происшествий. В данном подразделе мы не рассматриваем процедуры, связанные с расследованием преступлений в сфере дорожного движения или связанных с транспортными средствами как орудиями преступлений (это регулируется уголовно-процессуальным законодательством). Нас интересуют контакты с гражданами в органах ГИБДД. Однако сложность состоит в том, что в нормативно-правовых актов специально такие контакты не выделяются. Как раз в этом и состоит «основная ловушка». Вся совокупная процедура при взаимоотношениях с ГИБДД предполагает обильные контакты уполномоченных сотрудников и правонарушителей не только на дороге, но и в офисах. На наш взгляд, колоссальную часть таких контактов можно было бы снять (в том числе разгрузить ГИБДД от наплыва посетителей), если упорядочить взаимоотношения именно на дорогах.

3) Контроль за техническим состоянием автомобилей и иных транспортных средств. Названный контроль за техническим состоянием распадается как бы два вида: «линейный (текущий) контроль» и регулярный технический осмотр. Под «линейным контролем» понимается надзор органов ГИБДД за техническим состоянием транспортных средств в период их движения по дорогам, ну а регулярный технический осмотр, это небезызвестный всем «техосмотр», который проводится один раз в 12 месяцев.

Но, всё же, определяя в статье 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях понятие административного правонарушения, законодатель исключил возможность установления административной ответственности иными федеральными законами, помимо самого Кодекса, хотя в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации такая возможность и была предусмотрена. Поэтому впредь административная ответственность может устанавливаться на федеральном уровне только путем внесения изменений и дополнений в Кодекс РФ об административных правонарушениях, что и произошло, например, с принятием 24 июля 2007 г. ФЗ № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях»

Хотя стоит сказать, что новый закон, как это водится, разрабатывали не без оглядки на президента В.В. Путина, который неоднократно выказывал свое недовольство ситуацией на дорогах. Говорил, что слишком высокая смертность, за рулем много пьяных, а водительские удостоверения продаются и покупаются. Естественно, депутаты посчитали виновными во всем этом беспорядке простых автолюбителей и стали готовить для них карательные меры. Изначально планировалось три направления деятельности - повысить штрафы, сделать более «распространенным» лишение прав, а некоторые нарушения правил перевести из ведения административного в уголовный кодекс. Однако вскоре стало ясно, что автолюбители - это еще и избиратели, к тому же политически активные. И, видимо, решив, что грубо закручивать гайки накануне выборов недальновидно, обозначили, что далеко не все нововведения вступят в силу сразу после опубликования закона. А лишь те, которые «упростят положение автовладельцев». Например, не надо будет предоставлять в ГИБДД квитанцию об уплате штрафа. А при общении с инспектором ГИБДД можно будет обойтись без «бумажной волокиты» - составления протокола о правонарушении. Вместо этого гаишники будут лишь выдавать нарушителям квитанцию с платежными реквизитами.

Что касается всевозможных «ужесточений», то некоторые из них, вроде административного ареста на 15 суток за езду без прав, вступят в силу с января 2008 года - после парламентских выборов и президентских выборов. Таким образом, депутаты сделали все возможное, чтобы спорный и непопулярный закон вступил в силу, но «перенесли» народное недовольство на максимально безопасный для себя срок.

Если рассматривать процессуальные основания для административной ответственности на автомобильном транспорте, то стоит отметить и то, что в КоАП РФ значительное внимание уделено усилению гарантий законности при производстве по делам об административных правонарушениях в целях обеспечения таких основополагающих принципов, как всесторонность, полнота и объективность выяснения всех обстоятельств совершенного правонарушения, соблюдение прав граждан, привлекаемых к ответственности, законность и справедливость принимаемых решений.

В этих целях детально определено правовое положение участников производства по данным делам. Закреплен довольно широкий круг дел, при рассмотрении которых личное участие правонарушителя является обязательным, например, при рассмотрении дел о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними либо правонарушений, совершение которых влечет административное наказание в виде ареста.

Допускается возможность рассмотрения дел об административных правонарушениях не только по месту совершения правонарушения, но и по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Имеющаяся в КоАП РФ статья 25.5 «Защитник и представитель» подробно регламентирует порядок предоставления лицу, привлекаемому к административной ответственности, юридической помощи. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь, причем они допускаются к участию в деле с момента административного задержания привлекаемого к административной ответственности, или составления протокола об административном правонарушении.

Возбуждение дела об административном правонарушении производится по правилам, предусмотренным ст. 28.1-28.5 КоАП РФ, соответствующим должностным лицом. Это могут быть должностные лица органов внутренних дел. Подробный перечень уполномоченных должностных лиц приведен в ст. 28.3 КоАП РФ.

Так же в КоАП РФ существует такая форма производства, как - административное расследование. Оно осуществляется так же и по правонарушениям в области дорожного движения и на транспорте, то есть по делам, по которым необходимо проведение экспертизы и иных сложных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

В целях повышения результативности административно-процессуальной деятельности, обеспечения наиболее полного установления истины по делам об административных правонарушениях в Кодексе установлена ответственность за неисполнение процессуальных обязанностей (процессуальная ответственность) свидетелей, специалистов, экспертов и переводчиков (ст. 17.9) за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений или заведомо неправильный перевод.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (27.02.2017)
Просмотров: 362 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%