«В век информационных технологий Правительства практически всех стран мира поставили задачу увеличить проникновение электронных сервисов, подключить к «Интернет» все медицинские, образовательные учреждения, библиотеки, объекты культуры». В соответствии с «Государственной программой Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020 годы), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313, аналогичные задачи стоят и перед нашим государством.
Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. № 87 «Перечень наименования услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи» оперирует такими разделами, как «лицензии на оказание телематических услуг связи», «лицензии на оказание услуг связи по передаче данных без целей передачи голосовой информации», «лицензии на оказание услуг связи по передаче данных с целью передачи голосовой информации». Таким образом, лицензионные условия разделяют телематические услуги связи и услуги связи по передаче данных. В связи с этим в настоящее время непосредственному регулированию отношений между телекоммуникационными компаниями и клиентами в части предоставления доступа к информационно-коммуникационным сетям, в т.ч. к сети «Интернет», обмена электронными сообщениями и обеспечения передачи данных посвящены два подзаконных нормативных правовых акта: Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. № 575 «Об оказании телематических услуг связи» (далее «Правила оказания телематических услуг связи») и Постановление Правительства РФ от 23 января 2006 г. №32 «Об оказании [1] услуг связи по передаче данных» (далее «Правила оказания услуг связи по передаче данных», при совместном упоминании Правил оказания телематических услуг связи и Правил оказания услуг связи по передаче данных равнозначно «Правила»).
Надо отметить, что ни Правила оказания телематических услуг связи, ни Правила оказания услуг связи по передаче данных не определяют такие понятия, как «телематические услуги связи» и «услуги связи по передаче данных», что создает определенные трудности в правоприменении: только лица, так или иначе связанные с областью электросвязи, понимают, что для целей получения доступа к сети «Интернет» необходимо заключить с телекоммуникационной компанией не договор о доступе в сеть «Интернет», а договор об оказании телематических услуг связи. Более того, сами клиенты не всегда могут определить какие же из услуг им требуются, например, для организации связи между офисами: договор об оказании телематических услуг или услуг связи по передаче данных либо сразу два договора.
Таким образом, представляется, что прежде всего, необходимо четко определиться с предметом «клиентского» договора об оказании телематических услуг связи и договора об оказании услуг связи по передаче данных, сторонами которых являются телекоммуникационная компания с одной стороны и клиент (абонент/пользователь) телекоммуникационными услугами, с другой стороны. Вопрос о предмете указанных договоров особенно актуален сейчас, когда все чаще возникает вопрос о правовой природе так называемых ОТТ (Over the top) сервисов (такие службы как What's app, Viber, Skype и т.д.), для [2]
функционирования которых необходимо задействование
телекоммуникационных сетей (например, сетей передачи данных), при этом такое задействование осуществляется вне договорных связей между операторами сервисов и телекоммуникационными компаниями. Следует так же согласиться с И.М. Рассоловым в том, что «Интернет - это крупная, но не единственная международная компьютерная сеть, которая позволяет осуществлять передачу цифровой информации в значительных объемах и с большой скоростью посредством ЭВМ и различного программного
1 о 1
обеспечения».
С тем, чтобы глубже разобраться в сущности таких явлений, как телематические услуги связи и услуги связи по передаче данных, рассмотрим принцип работы сетей передачи данных, сети «Интернет» и иных подобных международных компьютерных сетей. Исходя из руководящего документа отрасли «Телематические службы», утвержденного Приказом Министерства РФ по связи и информатизации от 23 июля 2001 г. № 175, «телематические службы (ТМ службы) - это службы электросвязи, за исключением телефонной, телеграфной служб и службы передачи данных, предназначенные для передачи информации через сети электросвязи. Примерами ТМ служб являются: факсимильные службы, службы электронных сообщений, службы голосовых сообщений, службы аудио / видеоконференции, а также службы доступа к информации, хранящейся в электронном виде».
В соответствии с Правилами оказания телематических услуг связи для целей оказания телематических услуг связи телекоммуникационная компания обеспечивает абоненту предоставление доступа к сети передачи данных, при этом действующее законодательство не объясняет сущность сети передачи [3] [4] данных. Между тем, уже утративший силу внутренний документ отрасли связь «РД 45.128-2000. Сети и службы передачи данных», утвержденный Приказом Министерства РФ по связи и информатизации от 12 ноября 2001 г. № 225, на смену которому иных документов пока не принято, содержал определение сетей передачи данных. Так, согласно п. 1.3. данного документа под сетью передачи данных (далее «ПД») понималась совокупность узлов и каналов электросвязи, специально созданная для организации связей между определенными точками с целью обеспечения передачи данных между ними.
Как видно из определения сети передачи данных, целью организации сетей передачи данных является, в т.ч., повышение надежности компьютерных и других телеслужб, базирующихся на сетях и службах передачи данных. Таким образом, сеть передачи данных находится под управлением и контролем телекоммуникационных компаний, соответственно сети передачи данных могут быть присоединены между собой, составляя в целом контролируемую телекоммуникационными компаниями общую сеть по передаче данных.
В отличие от сетей передачи данных, «Интернет» представляет собой множество сетей с различным административным управлением, включая в себя, в т.ч., сети провайдеров (сети телекоммуникационных компаний), сети организаций (часто их называют «Intranet»), сети исследовательских учреждений, учебных заведений, в том числе университетов. В сети «Интернет» для передачи сигналов между двумя оконечными устройствами (например, компьютерами) существуют несколько возможных путей, а какой конкретно будет выбран путь - становится ясно только в момент фактической передачи сигналов, в результате чего два друг за другом отправленных пакетов данных могут идти разными путями. Места ветвления - это маршрутизаторы (роутеры), определяющие кратчайший путь к целевому IP-адресу. Пакеты [5]
данных с использованием IP-протокола перемещаются через широко разветвленную сеть, управляемую неограниченным числом лиц, ведь сеть «Интернет» исторически строилась с использованием принципа децентрализации с тем, чтобы выход из строя какой-либо одной из
184
составляющих не приводил бы к нежизнеспособности ««Интернета» в целом.
Таким образом, исходя из сути передачи данных и механизма работы «Интернет», следует, что если услуги связи по передаче данных осуществляются только по сетям передачи данных, которые находятся под управлением и контролем телекоммуникационных компаний, то речь идет об оказании услуг связи по передаче данных (см. Приложения, рис.6. Схема оказания услуг по передаче данных). Если же деятельность
телекоммуникационной компании по оказанию телекоммуникационных услуг состоит в том, чтобы предоставить доступ к сети передачи данных с целью предоставления доступа к информационно-коммуникационным сетям, в т.ч. к сети «Интернет», пересылки электронных сообщений по сети «Интернет» (т.е. пересылки сообщений от узла передачи данных по направлению к маршрутизатору (роутеру) и далее по сети «Интернет», находящейся под контролем и управления разных лиц, не обязательно являющихся телекоммуникационными компаниями), то такая деятельность представляет собой деятельность по оказанию телематических услуг связи (см. Приложения, рис. 7. Схема оказания телематических услуг связи).
Проведенный выше анализ технологий передачи данных позволяет сделать следующие выводы. Под договором об оказании услуг связи по передаче данных следует понимать такое соглашение между телекоммуникационной компанией и клиентом, в силу которого телекоммуникационная компания обязуется оказать клиенту услуги по [6] [7]
передаче любых телекоммуникационных сигналов по сети (взаимоувязанным сетям) передачи данных, а клиент обязуется оплатить эти услуги. В свою очередь под «сетью передачи данных» предлагается понимать совокупность узлов и каналов телекоммуникационных сетей, специально созданных и находящихся под контролем телекоммуникационных компаний для организации связи между определенными точками (оборудованием) с целью обеспечения передачи любых телекоммуникационных сигналов между ними. При таком широком подходе, как мы видим, в понятие «сеть передачи данных» включается и телефонная сеть. В данном случае это закономерно, поскольку научно-технический прогресс уже позволяет с помощью оборудования, целью которого изначально было установление только телефонного соединения (телефон), уже можно осуществлять и передачу данных (смартфон). Таким образом, закономерным является тот факт, что сети передачи данных по своей сути становятся всеобъемлемыми и всеохватывающими, услуги же телефонной связи, которые ранее оказывались только по сети телефонной связи, уже могут
185
оказываться и в сети передачи данных без потери качества.
Под договором об оказании телематических услуг связи предлагается понимать такое соглашение между телекоммуникационной компанией и клиентом, в силу которого телекоммуникационная компания обязуется оказать клиенту телематические услуги связи, а клиент обязуется оплатить эти услуги. В результате оказания телематических услуг клиентам обеспечивается возможность обмена телематическими электронными сообщениями, включая получение доступа к системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети «Интернет», с использованием для этих целей специального клиентского оборудования. Под «телематическими электронными сообщениями» предлагается понимать такие телекоммуникационные сигналы, [8] прием, обработка и передача которых осуществляется по информационно - телекоммуникационным сетям, включая сеть «Интернет», с задействованием протоколов, применяемых в таких сетях.
Таким образом, очевидно, что услуги по передаче данных и телематические услуги связи обладают значительных сходством, и если «Интернет» - это такое явление, которое телекоммуникационные компании не могут контролировать, то сети передачи данных находятся под контролем телекоммуникационных компаний, что налагает на них определенные обязанности по обеспечению качества передаваемого сигнала по сети передачи данных.
В целях оказания услуг связи по передаче данных телекоммуникационным компаниям может потребоваться формирование каналов связи. В технической литературе под каналом связи понимают совокупность средств (в том числе физические среды), используемых для переноса телекоммуникационных сигналов из одной точки пространства в другую. В системах передачи данных под каналом связи понимают «физическую среду и аппаратуру, необходимую для его обслуживания».[9] Таким образом, исходя из изложенного выше, очевидно необходимо легально определить такое понятие как «канал связи». Так, по нашему мнению, под «каналом связи» следует понимать физическую среду (линии связи, сооружения связи, средства связи), включая необходимую аппаратуру для обслуживания данной физической среды и функционирования канала связи, используемого для переноса телекоммуникационных сигналов из одной точки пространства в другую. Включение данного определения в российское законодательство позволит разграничить деятельность по предоставлению «темных волокон» в пользование (договор о предоставлении «темных волокон» в пользование упоминался в параграфе 3 главы 1 настоящей работы) и деятельность по формированию (и при необходимости по предоставлению в пользование) каналов связи (в последнем случае субъектом договорного отношения со стороны лица, формирующего или предоставляющего в пользование такой канал, может выступать в силу требований законодательства только телекоммуникационная компания).
В результате анализа таких понятий, как услуги по передаче данных и телематические услуги связи становится понятен предмет «клиентского» договора, правовая природа которого в обоих случаях сводится к оказанию услуг по приему, обработке и передаче телекоммуникационных сигналов, но при этом в этих двух случаях используются различные технологии и способы передачи таковых.
Так, предметом договора об оказании телематических услуг следует считать оказание телематических услуг связи, а именно комплекс действий по приему, обработке и передаче телематических электронных сообщений, в т.ч. путем предоставления клиенту доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», для получения которых необходимо использовать специальное оборудование.
Предметом же договора об оказании услуг по передаче данных будет являться передача телекоммуникационных сигналов по сети (во взаимоувязанных сетях) передачи данных.
Возвращаясь к тому, что законодательство в области лицензирования деятельности телекоммуникационных компаний выделяет лицензии на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением передачи данных голосовой информации, и лицензии на оказание услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, необходимо отметить следующее. Учитывая, что такое разграничение основано только на свойствах тех сигналов, которые передаются по сети передачи данных (данные преобразуются в телекоммуникационные сигналы из голосовой информации или не из голосовой), для целей гражданского права такое разграничение не имеет существенного значения. Представляется, что договоры об оказании услуг по передаче данных могут содержать обязанность телекоммуникационных компаний передавать данные только для целей передачи голосовой информации или «неголосовой» информации либо передавать любые данные. Соответственно, исполнить надлежащим образом свои обязательства телекоммуникационная компания сможет только при наличии соответствующей лицензии (лицензий). Указание на вид передаваемой информации (голосовой и(или) «неголосовой») будет составлять предмет
187
договора об оказании услуг связи по передаче данных.
В соответствии со ст. 13 Федерального Закона «О национальной платежной системе» от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ в тех случаях, когда телекоммуникационная компания является оператором сети передачи данных, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования («существенным оператором»), договор об оказании услуг связи по передаче данных может содержать еще элементы агентского договора в части осуществления телекоммуникационными компаниями деятельности по передаче распоряжений клиентов об увеличении остатка электронных денежных средств в кредитных организациях с целью осуществления электронных платежей и оплаты товаров, работ, услуг третьих лиц. Данное условие полностью аналогично условию договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи. При этом при заключении договора с юридическим лицом и при наличии в договоре элементов агентского соглашения, мы также предлагаем использовать либо конструкцию исполнения третьему лицу (пользователю телекоммуникационными услугами - [10] физическому лицу), либо конструкцию договора в пользу третьего лица (пользователя телекоммуникационными услугами - физическому лицу).
Правила оказания телематических услуг связи и Правила оказания услуг связи по передаче данных содержат требования к форме клиентского договора. Так, согласно п. 17. Правил оказания телематических услуг связи и п. 24 Правил оказания услуг связи по передаче данных такой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах, один из которых вручается абоненту (клиенту), а в пунктах коллективного доступа такой договор может заключаться в форме конклюдентных действий.
Представляется, что требование о заключении договора об оказании телематических услуг и услуг связи по передаче данных, основная потребительская ценность которых состоит в возможности пользоваться самыми современными телекоммуникационными средствами (доступ в «Интернет», пересылка сообщений по сети передачи данных) в письменной форме в двух экземплярах, один из которых вручается клиенту, является избыточным. Согласно ч. 2 ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен путем обмена электронными документами, позволяющими установить, что документы действительно исходят от стороны, и такой способ заключения договора становится все более востребованным и отвечающим современным потребностям. Таким образом, с учетом подробного регулирования порядка заключения договора, содержащегося в нормах Гражданского Кодекса РФ, а также ориентируясь на новый уровень развития технологий, мы считаем целесообразным исключить из Правил оказания телематических услуг связи и из Правил оказания услуг связи по передаче данных требования о заключении таких договоров в двух экземплярах за подписью обеих сторон и с предоставлением одного экземпляра клиенту. [11]
Учитывая, что ни один действующий нормативный правовой акт не раскрывает понятия «пункт коллективного доступа» для целей получения услуг по передаче данных или доступа к сети «Интернет», на базе системного толкования законодательства в сфере телекоммуникаций мы предлагаем под пунктами коллективного доступа для указанных целей понимать любое пространство, на территории которого с использованием любых технологий (в т.ч. Wi-Fi) и с использованием специального оборудования, возможно подключиться к сети связи с целью получения услуг по передаче данных и(или) телематических услуг. Введение такого определения в законодательство позволит снять проблему в отношении избрания формы договора с учетом требований законодательсвта.
Правила оказания телематических услуг связи и Правила оказания услуг связи по передаче данных содержат достаточно подробный перечень тех условий, включая существенные условия, которые должны содержаться в договорах об оказании телематических услуг связи и услуг связи по передаче данных.
Так, существенными условиями договора об оказании телематических услуг связи (п. 23 Правил оказания телематических услуг связи) являются:
а) состав оказываемых телематических услуг связи;
используемые абонентские интерфейсы;
тарифы и (или) тарифные планы для оплаты телематических услуг
связи;
порядок, срок и форма расчетов.
Существенными условиями договора по передаче данных (п. 27 Правил оказания услуг связи по передаче данных) являются: [12]
а) используемые абонентские интерфейсы и протоколы передачи данных;
оказываемые услуги связи по передаче данных;
система оплаты услуг связи по передаче данных;
порядок, сроки и форма расчетов.
Представляется, что и в рассматриваемом случае, как и в случае с описанием существенных условий договоров о присоединения сетей электросвязи, договоров об оказании телефонных услуг связи, требования к существенным условиям договоров об оказании телематических услуг связи и услуг связи по передаче данных являются избыточными.
Полагаем, что существенным условием как договора об оказании телематических услуг связи, так и договора об оказании услуг связи по передаче данных, должен являться предмет договора. С учетом предлагаемых определений телематических услуг связи и услуг по передаче данных, предметом таких договоров необходимо признать соответственно оказание либо телематических услуг связи, либо услуг связи по передаче данных.
Что касается системы оплаты данных телекоммуникационных услуг, порядка, сроков и формы расчетов, то таковые, как правило,
предусматриваются теми тарифными планами, которые выбирает клиент для оплаты получаемых услуг. Отнесение тарифов к существенным условиям договора об оказании телематических услуг так же представляется избыточным, поскольку клиент вправе выбрать любой из действующих тарифных планов при заключении договора, а в любое время в течение срока действия договора вправе изменить такой тарифный план в одностороннем порядке.
Требования об указании в качестве существенного условия договоров об оказании телематических услуг и услуг по передаче данных абонентских интерфейсов и протоколов передачи данных с учетом уровня развития технологий являются также излишними. Так, для получения телематических услуг связи и услуг связи по передаче данных клиенты вправе использовать любое сертифицированное оборудование с любым интерфейсом, а протоколы передачи данных могут меняться (улучшаться) в ходе исполнения договора, и, учитывая технический характер таковых, в подавляющей большинстве случаев клиентам безразличны.
Напротив, представляется необоснованным отсутствие в перечне существенных условий как договора об оказании телематических услуг, так и договора об оказании услуг по передаче данных адреса оказания таковых, если клиент желает получать такие услуги по конкретному географическому адресу с организацией абонентской линии. Такое требование представляется необходимым, поскольку для целей организации доступа к телекоммуникационным сетям телекоммуникационных компаний требуется определенная инфраструктура (например, формирование каналов связи, о которых уже упоминалось). Для установления технической возможности формирования таких каналов и организации доступа к телекоммуникационной сети связи, необходимо договориться об адресе оказания таковых услуг. При этом в данном случае, так же, как и в случае с оказанием услуг телефонной связи, не до конца исследованными являются вопросы о необходимости получения согласия на заключение договора всех собственников помещения, если организация доступа к телекоммуникационной сети связи осуществляется по волеизъявлению одного из собственников.[13]
Вызывают сомнения нормы права, включенные в Правила оказания телематических услуг связи и Правила оказания услуг связи по передаче данных, в части перечисления в таких Правилах дополнительных условий к договорам, которые не отнесены Правилами к существенным, но включены как условия, которые должны быть в договорах. Так, представляется несостоятельным требование о том, что договор должен содержать права, обязанности и ответственность сторон. В данном случае следует согласиться с
О.С. Иоффе, который, справедливо отмечал, что, если стороны договорились заключить договор определенного вида, то стороны согласились подчинить свои отношения «условиям, которые по закону распространяются на договорные отношения соответствующего вида или на договоры вообще».[14] Между тем, надзорные и контролирующие органы данное положение Правил воспринимают как необходимость в обязательном порядке дублировать законодательно установленные права, обязанность и ответственность сторон в тексте договора.
Аналогичным образом относятся надзорные органы к требованию Правил об оказании телематических услуг связи относительно необходимости включения в «клиентский» договор перечня «дополнительных обязательств перед абонентом, добровольно принимаемых на себя оператором связи» (подп. (н) п. 21 Правил оказания телематических услуг связи). Данное условие, включенное в действующие Правила оказания телематических услуг связи, противоречит фундаментальному принципу гражданского права - свободе договора, поскольку буквальное толкование этой нормы предполагает в обязательном порядке принятие на себя дополнительных обязательств, при этом, абсурдно также, что эти дополнительные обязательства принимаются телекоммуникационными компаниями добровольно (но обязательно!). Надо отметить, что с учетом уровня конкуренции на существующем рынке телекоммуникационных услуг телекоммуникационные компании действительно принимают на себя дополнительные обязательства в целях обеспечения лояльности клиентов, однако такое принятие дополнительных обязательств никак не может быть принудительным. Судебная практика по оспариванию предписаний надзорных органов в сфере защиты прав потребителей так же исходит из того, что дополнительные обязательства могут быть включены в договор только, если телекоммуникационная компания
действительно решила принять на себя такие дополнительные обязательства .
Таким образом, мы предлагаем отказаться от указанных избыточных
норм.
Устаревшим и не актуальным на текущий момент с учетом развития технологий является требование, содержащееся в п. 28 Правил оказания услуг связи по передаче данных, в соответствии с которым при заключении договора в качестве уникального кода идентификации не допускается выделение номера из ресурса нумерации географически определяемой или географически не определяемой зоны нумерации. Очевидно, что для передачи данных по сети передачи данных, доступ к которой, например, можно получить по сети подвижной радиотелефонной связи, возможно использовать в качестве идентификатора абонентский номер телефона. Это было бы удобно не только самим клиентам, но и телекоммуникационным компаниям, которые предъявляют требования к разработчикам программных продуктов, задействованных в оказании телекоммуникационных услуг.
Правила оказания телематических услуг связи и Правила оказания услуг связи по передаче данных подробно регулируют ответственность как телекоммуникационной компании, так и клиента, за неисполнение (ненадлежащее) исполнение обязательств по договору, устанавливая в соответствии с условиями Закона «О связи» от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ претензионный порядок рассмотрения обращений клиентов до предъявления соответствующего иска в судебные органы.
Особого внимания заслуживают пределы ответственности телекоммуникационных компаний за неоказание/некачественное оказание [15] [16]
телематических услуг связи и услуг связи по передаче данных. Положения Правил оказания телематических услуг связи и Правил оказания услуг связи по передаче данных в части установления ответственности за указанные нарушения идентичны. Складывающаяся судебная практика также не рассматривает особенности оказания услуг по передаче данных, оказываемых в контролируемой сети, и особенности оказания телематических услуг, которые оказываются по «открытым» сетям (например, сети «Интернет»), не находящихся под контролем телекоммуникационных компаний. Между тем, такой подход к разрешению вопросов об ответственности
телекоммуникационных компаний представляется не отвечающим принципу справедливости, учитывая рассмотренные технологии построения сетей, используемых для оказания тех или иных услуг.
Так, в силу п. 2 Приказа Министерства РФ по связи и информатизации от 9 января 2008 г. № 1 телекоммуникационные компании принимают
организационные и технические меры, направленные на предотвращение доступа к линиям связи, сооружениям связи, средствам связи, находящимся как внутри, так и вне сооружений связи в целях исключения доступа к сетям связи лиц, не имеющих на это права.[17] [18] В то же время следует учитывать, находятся ли под контролем телекоммуникационных компаний сети связи при оказании соответствующих телекоммуникационных услуг или нет. Так, учитывая, что сеть «Интернет» не находится под контролем телекоммуникационных компаний, ответственность телекоммуникационных компаний в связи с невозможностью получения определенных телематических услуг или с некачественным оказанием таковых (например, потеря отдельных данных при пересылке электронного письма с использованием протоколов сети «Интернет») должна быть ограничена и зависеть от того, вызвано ли такое неоказание (некачественное) оказание телекоммуникационных услуг действием (бездействием) телекоммуникационных компаний, с учетом того, могла ли телекоммуникационная компания повлиять на результат оказания (процесс оказания) услуг.
Стоит согласиться с Л.В. Санниковой, которая верно отмечает, что категория «качество услуги» еще недостаточно изучена.[19] В данном случае под качеством оказания телематических услуг мы предлагаем понимать обеспечение со стороны телекоммуникационных компаний условий того, чтобы телекоммуникационные сигналы могли передаваться клиентом в соответствии с теми характеристиками и в те периоды, которые предусмотрены условиями договорам (время передачи сигналов: круглосуточно, в определенное время, в определенном объеме, на определенной скорости и т.д.). Т.е., при оказании телематических услуг связи можно говорить о качестве процесса оказания услуги. Напротив, при оказании услуг по передаче данных, учитывая, что сети по передаче данных находятся под контролем телекоммуникационных компаний, речь идет о качестве результата оказания таковых услуг. Так, дополнительными требованиями к качеству оказания услуг по передаче данных должны, на наш взгляд, являться требования об обеспечении доставки сигнала до адресата без потерь в технических характеристиках такого сигнала, что должно обеспечивать возможность передачи любых сообщений, данных, в том виде, в котором они были переданы (без каких-либо искажений, потерь в качестве изображения и пр., если только уровень развития технологий не препятствует этому).
Распределение рисков невозможности оказания услуги по вине заказчика и по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, раскрывается в п.п. 2 и 3 ст. 781 Гражданского кодекса РФ. Закон требует от заказчика оплатить услуги в полном объеме в первом случае или возместить фактически понесенные исполнителем расходы во втором случае, если иное не предусмотрено законом или договором. Закон «О связи» не устанавливает никаких особенностей в отношении применения данных норм Гражданского кодекса РФ. Между тем, Правила оказания телематических услуг связи и Правила оказания услуг по передаче данных при неоказании телекоммуникационными компаниями соответствующих услуг возлагают ответственность на телекоммуникационные компании. Представляется, что данные условия Правил должны быть применены только в том случае, если невозможность оказания услуг не вызвана действиями самого клиента либо не вызвана обстоятельствами, за которые ни одна из сторон не отвечает (применимо, когда речь идет о телематических услугах). В противном случае должны быть применены соответствующие положения п. 2 или п. 3 ст. 781 Гражданского кодекса РФ.
Так же указанные Правила подробно регулируют порядок прекращения соответствующих договоров об оказании телекоммуникационных услуг. При этом, в отличие от ранее рассмотренного момента прекращения договора об оказании фиксированных телефонных услуг связи (с момента уведомления телекоммуникационной компании о прекращении права владения/пользования помещением, в котором установлено оконечное (пользовательское) оборудование), Правила оказания телематических услуг и услуг по передаче данных содержат условия, согласно которым договор об оказании соответствующих услуг прекращается с момента прекращения права владения/пользования помещением, где установлено оконечное оборудование (независимо от того момента, когда об этом стало известно телекоммуникационной компании). Данное условие в большей степени отвечает сути отношений, поскольку при прекращении права владения/пользования помещением у клиента обоснованно отсутствует возможность получения услуг. Между тем, включенные в Правила оказания телематических услуг связи и Правила оказания услуг по передаче данных нормы о том, что клиент обязан уведомить телекоммуникационную компанию о прекращении такого права в течение 60 дней с момента его прекращения, не отвечают балансу интересов сторон. В указанном случае срок такого уведомления следовало бы сократить до разумного с возложением неблагоприятных последствий на клиента в случае неисполнения клиентом данной обязанности.
Таким образом, проведенный анализ договоров об оказании телекоммуникационных телематических услуг и телекоммуникационных услуг по передаче данных (для целей передачи голосовой информации и(или) для целей передачи данных, за исключением передачи голосовой информации) позволяет сделать вывод о том, что по своей правовой природе такие договоры представляют собой договоры оказания услуг.
При этом, если телекоммуникационная компания является оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, договор об оказании услуг по передаче данных по желанию клиента может содержать элементы агентского договора в части осуществления
телекоммуникационными компаниями деятельности по передаче распоряжений клиентов в адрес кредитных организаций об увеличении остатка электронных денежных средств за счет денежных средств, внесенных
телекоммуникационной компании.
Предлагаемые аргументы соотношения телематических услуг связи и услуг связи по передаче данных приводят нас к выводу об особенностях данных договоров и отграничений таковых от договоров об оказании иных видов телекоммуникационных услуг.
Однако тот факт, что при оказании услуг по передаче данных для целей передачи голосовой информации конечным ощутимым результатом для клиента будет установление соединения и возможность ведения переговоров в режиме реального времени, а также возможность включения в договоры об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи и в договоры об оказании услуг по передаче данных элементов агентского договора, наталкивает на вывод о сближении правовой природы и сущности указанных видов договоров. Данное сближение особенно очевидно в условиях, когда с учетом конвергентности сетей связи оказание услуг телефонной связи становится возможным по сети передачи данных. Указанные технологические особенности нельзя не учитывать в правотворческой деятельности.
[1] Соломатин Е.Б. Перспективы и тенденции отрасли телекоммуникаций в посткризисный период. // Инициативы ХХ! века.2011. №1.
[2] Под ОТТ сервисами понимают такое программное обеспечение (приложения), которое устанавливается на пользовательское (оконечное) оборудование, и позволяет через подключение к сети «Интернет» получать те услуги связи, которые оказывают телекоммуникационные компании. Например, подключившись к сети «Интернет», с помощью ОТТ сервисов можно совершать звонки, направлять сообщения, в свою очередь телекоммуникационные компании для оказания тех же услуг строят и вводят в эксплуатацию телефонные сети, получают лицензии на эти услуги и оказывают такие услуги (звонки, смс) по телефонным сетям. При оказании ОТТ сервисов не может гарантироваться сам факт оказания услуги, поскольку «Интернет» находится вне зоны чьего-либо контроля.
[3] О регулировании деятельности компании Skype в РФ см. Серьгина Е. Атака МТС на Skype отбита. // Ведомости. 17.07.2013.
[4] Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. 2-е изд., доп. М., 2009. С. 12.
[5] Под IP-адресом следует понимать конкретный адрес ресурса (компьютера, сервера и пр.) в сети Интернет, обозначаемый в соответствии с принятыми в техническом сообществе символами.
[6] Под IP-протоколом следует понимать специальную технологию передачи сигналов в сети Интернет.
[7] Якушева Н.М. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: учебное пособие / Н.М. Якушева, канд.тех.наук, доцент.- Москва; Издательство «Спутник+», 2014. С. 71-75.
[8] В.А. Вайпан. Пропуск голосовой информации в сети передачи данных и телефонная связь // Право и экономика. 2006 г. № 6.
[9] Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: учебное пособие / Н.М. Якушева, кандидат технических наук, доцент. - Москва: Издательство «Спутник +», 2014. С. 52.
[10] Учитывая тождественность условий (за исключением указания на вид информации) договоров об оказании услуг по передаче данных для целей передачи голосовой информации и для целей передачи данных, за исключением передачи голосовой информации, далее такие договоры в целом именуются как договоры об оказании услуг связи по передаче данных.
[11] См. Жуманова А. Безопасные оговорки в электронной и обычной переписке. Как поправки в Гражданском кодексе изменили способы заключения договора // Юрист компании, 2015. № 12.
[12] Wi-Fi представляет собой беспроводную технологию доступа к телекоммуникационной сети с целью получения возможности доступа к информационно-коммуникационным сетям, в т.ч. к сети «Интернет». Возможны организации точек доступа Wi-Fi без возможности выхода в сеть «Интернет» (например, доступ только к внутреннему корпоративному ресурсу научного учреждения).
[13] Подробнее об этом см. в § 3 гл. 3 настоящей работы.
Иоффе О.С. Обязательственное право. М.: «Юрид.лит.», 1975. С.29
[15] См. Постановление Седьмого Апелляционного суда от 20 сентября 2012 г. по делу № А03-6329/2012; Постановление Седьмого Апелляционного суда от 28 сентября 2012 г. по делу А03-6575/2012 // СПС «Консультант Плюс».
[16] Т.е. по факту для целей передачи данных по сети передачи данных и идентификации адреса, с которого (на который) осуществляется передача таких данных (телекоммуникационных сигналов), нельзя использовать абонентский номер в коде АВС (городские телефоны, вида, например 495 ХХХ ХХ ХХ) или DEF (мобильные телефона, вида, например, 985 ХХХ ХХ ХХ).
[17] См. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 7 декабря 2011 г. по делу № А17-6147/2010 // СПС «КонсультантПлюс»; Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 23 апреля 2015 г. по делу № 33-6374/2015 // СПС «КонсультантПлюс» (в части возложения обязанности на оператора связи по предписанию Роспотребнадзора отвечать за любые перерывы в оказании телематических услуг независимо от того по какой причине они возникли; Постановление Двенадцатого апелляционного суда от 15 августа 2011 г. по делу № А12-9338/2011 [Электронный ресурс]// Режим доступа к документу: http://kad.arbitr.ru/Card/326f7390- 7219-48dc-bafc-9b06a054688d (дата обращения: 09.11.2016 г.).
[18] По вопросам доступа к сети Интернет неуполномоченными на это по договору об оказании телематических услуг связи лицами, см. Копина А. Кто должен платить за незаконное подключение? // ЭЖ-Юрист. 2013. № 1.
[19] Санникова Л.В. Обязательства об оказании услуг в российском гражданском праве: дис. ... д-р юрид. наук: 12.00.03. Москва, 2007. С. 196.
|