Административное наказание является превентивной мерой и имеет преимущественно профилактические цели. Эффективность юрисдикционной деятельности при рассмотрении дел об административных правонарушениях, невозможна без правовой характеристики самого административного наказания и определения порядка его наложения.
Административное наказание - это мера не только административной, но и юридической ответственности, назначаемая государством или от имени государства за совершенное административное правонарушение, которое применяется, прежде всего, в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения прав и свобод других лиц и правопорядка в целом. Оно выполняет также функцию предупреждения совершения правонарушения как лицом, привлекающимся к административной ответственности, так и другими лицами. /66/
Цель административного наказания определена ст. 3.1. КоАП РФ. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Эта особенность основана на конституционном положении, закрепленном в части 2 ст. 21 Конституции РФ.
Административное наказание представляет собой форму одного из видов государственного принуждения, в связи, с чем метод правового регулирования этой отрасли является императивный, хотя в нем можно выделить и долю диспозитивных правоотношений. Так, например статьей 31.5 КоАП РФ, закреплено о том, что с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление на срок до трех месяцев. Конечно, данное положение нельзя полностью назвать диспозитивным, но одно можно сказать, что доля диспозитивизма здесь присутствует.
По отдельным составам дела могут рассматривать несколько категорий указанных должностных лиц (как правило, и начальники, и сотрудники ГИБДД), а по некоторым – только начальники соответствующего органа ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель, то есть уполномоченные лица.
Самым распространенным видом наказания за совершение нарушений в области автомобильного транспорта является административный штраф.
Дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения права управления транспортным средством, конфискации предмета правонарушения или административного ареста, рассматриваются судьями. Следует подчеркнуть, что в отношении военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, подобные дела рассматривают судьи гарнизонных военных судов.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей или соответствующим уполномоченным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов дела. При необходимости дополнительного выяснения обстоятельств по делу срок рассмотрения может быть продлен не более чем на один месяц. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола о правонарушении.
Надо заметить, что если по делу о правонарушении в области автомобильного транспорта осуществляется экспертиза, то в этом случае проводится административное расследование, срок которого не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела. В исключительных случаях он может быть продлен, но не более чем на один месяц.
При совершении правонарушения в области автомобильного транспорта во всех случаях (за исключением тех, когда назначается предупреждение или штраф) составляется протокол об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ. Протокол подписывается соответствующим должностным лицом, его составившим, и физическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (оно считается возбужденным с момента составления протокола). По просьбе физического лица ему вручается копия протокола под расписку.
В качестве практической рекомендации необходимо подчеркнуть, что правонарушителю не следует уклоняться от подписи в протоколе. Напротив, необходимо его подписать, убедившись, что он составлен правильно и объективно. Если что-то записано неверно, гражданин вправе внести замечания и объяснения, которые должны быть приложены к протоколу. Это пригодится при рассмотрении дела по существу.
Предупреждение, административный штраф и административный арест могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных взысканий.
Предупреждение — это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Например, за правонарушение, совершенное в силу сложившихся обстоятельств (вынужденная необходимость), закон освобождает этого правонарушителя от административной ответственности. За незначительностью правонарушения (отсутствие или незначительность последствий) КоАП РФ предписывает, что уполномоченному сотруднику ГИБДД в отношении данного правонарушителя можно ограничиться устным замечанием и, соответственно, выносится письменное предупреждение, признающее правонарушителя виновным, но не обязывающее его к уплате штрафа. Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления (ст. 32.1 КоАП РФ).
КоАП РФ запрещает налагать штраф при недоказанности вины водителя в совершении правонарушения. Вынесенное наказание подлежит отмене при незначительности правонарушения, его недоказанности или недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено наказание. Согласием оплатить штраф на месте правонарушитель, даже при недоказанности правонарушения, признаёт себя виновным. Оплатой штрафа, а иногда только в ответ на пока словесные намерения инспектора возбудить в отношении лица дело об административном правонарушении, водитель делает признание вины свершившимся фактом и многие на его месте поступили бы так же - уплатили штраф на месте, дабы не осложнять, хотя, остановив водителя, инспектор чаще всего собирается просто пообщаться на предмет нарушения, так сказать предварительный сбор информации, выяснение, достаточно ли данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (ст. 28.1 КоАП РФ). Как следствие, в течение одного года с момента уплаты штрафа водитель считается лицом, подвергнутым наказанию. Совершение им повторно аналогичного нарушения станет для водителя отягчающим обстоятельством.
Но в России есть и другая сторона отношений между участниками административного процесса на автомобильном транспорте, и о ней нельзя не упомянуть, ведь только недавно вступили в силу поправки в законодательство, ужесточающие меры наказания за нарушения на автодорогах и одновременно с ростом штрафов для нерадивых автолюбителей, возросли аппетиты автоинспекторов, наживающихся на взятках. В связи с этим ГИБДД РФ решило принять дополнительные меры, так, например, кое в каких регионах уже начали вводить систему навигации для контроля за перемещением нарядов ДПС. Такие меры принимаются, чтобы не дать возможность милиционерам переезжать со своих постов на более «хлебные» места.
Кроме того, ГИБДД РФ намерено установить в каждую машину специальные устройства для записи разговоров автоинспектора с водителем и видеонаблюдения, для того, чтобы контролировать качество работы каждого сотрудника. В Хабаровском крае пока такой практики нет и остается только надеяться на честность уполномоченных представителей ГИБДД и на то, что если законодатель ужесточил санкцию по административной ответственности за правонарушения на автомобильном транспорте, то автоматически должны быть ужесточены и меры по предупреждению коррупции. В пример можно поставить действующее законодательство Южной Кореи, в котором закреплено, что офицеры дорожной полиции обязаны сообщать обо всех взятках, которые они получили от водителей.
Административный штраф, наложенный за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ может взыскиваться и без составления протокола. Согласно части 1 статьи 28.6 КоАП РФ в случае, если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем 100 рублей, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается и взимается административный штраф. В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, постановление о наложении административного штрафа оформляется в порядке, предусмотренном статьей 32.3 указанного КоАП РФ, а административный штраф взимается в порядке, предусмотренном статьей 32.2 КоАП РФ. Часть 2 статьи 28.6 КоАП РФ устанавливает, что в случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении.
На месте совершения административного правонарушения соответствующим должностным лицом, назначившим наказание, выдается постановление-квитанция установленного в соответствии с частью 1 статьи 32.3 КоАП РФ образца лицу, совершившему административное правонарушение, предусмотренное главой 12 КоАП РФ, наказание за которое предусмотрено в виде административного штрафа при условии, если он не оспаривает наличие события административного правонарушения и назначенное ему административное наказание, а также не отказывается от уплаты административного штрафа.
Административный штраф, наложенный за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, должен быть уплачен в банк или иную кредитную организацию лицом, привлеченным к административной ответственности, в сроки, предусмотренные частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ. Можно добавить, что в КоАП РФ предусмотрена отсрочка оплаты штрафа на один месяц. Также предоставлена возможность рассрочки оплаты штрафа в течение 3 месяцев.
По данным Федеральной службы судебных приставов России в 2006 году на принудительное исполнение судебным приставам поступило более 11,2 миллионов постановлений по взысканию штрафов. При этом около 80% (свыше девяти миллионов) из них составили постановления из Госавтоинспекций. При этом, как правило, суммы взыскиваемых штрафов не превышали ста рублей.
В случае невыполнения обязанности по уплате административного штрафа должностное лицо, наложившее это наказание, обращает к принудительному исполнению вынесенное им постановление-квитанцию, которое является исполнительным документом в смысле пункта 6 статьи 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и основанием для взыскания в установленном законом порядке.
Как поступает среднестатистический российский автолюбитель, получив от инспектора ГИБДД «штрафную» квитанцию? Чаще всего забрасывает документ в бардачок машины и забывает о нем, как о досадном недоразумении. А между тем, подобная «забывчивость» в прошлом году 38 жителям Хабаровского края стоила свободы. Всем им по решению суда пришлось провести несколько дней в спецприемнике для административно арестованных.
В сентябре 2007 года в телеинтервью бывший начальник ГУ ГИБДД РФ, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель в СФ от Законодательного собрания республики Карелия Владимир Федоров пояснил, что процесс оплаты водителями штрафов должен быть максимально упрощен, и
административный арест – это, прежде всего требование закона, поэтому подлежит исполнению, но и государство должно облегчить водителям процесс уплаты штрафов. По словам парламентария, «с государством надо рассчитываться, и если сумел нарушить, то сумей и заплатить». При этом В.Федоров подчеркнул, что административный арест не является заключением, это – привлечение к общественно-полезному труду, причем на инвалидов и беременных этот вид ареста не распространяется. В то же время зампред комитета особо отметил, что штрафные квитанции должны быть приравнены к коммунальным квитанциям, что значительно ускорит процесс оплаты. Касаясь эффективности данной меры, В.Федоров высказал предположение о том, что после получения такого предупреждения едва ли кто-то из водителей захочет пусть не 15, а даже трое суток «бегать с метлой».
Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, срок административного задержания включается в срок административного ареста. Административный арест назначается судьей лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на автомобильном транспорте. Порядок отбывания административного ареста регламентирован постановлением Правительства РФ от 2.10.2002 г. № 2-П.
Кстати, такое административное наказание, как арест, никуда из нашего законодательства не уходило. Но во время перестройки камеры опустели. Использовать подневольный труд в России стало запрещено, а кормить арестантов долгое время было просто не на что. В 2003 году в КоАП РФ появилась норма, позволяющая применять административный арест и к неплательщикам штрафов. Но вот применять ее суды стали совсем недавно. Согласно судебной статистике, суды Хабаровского края в прошлом году арестовали 38 нарушителей административного законодательства, которые попали за неуплату штрафа за нарушение правил дорожного движения. Но, судя по всему, число арестантов в спецприемниках будет расти (приложение И)
Хотя думается, что наказание водителей за неуплату штрафов в виде административного ареста на 15 суток противоречит российскому законодательству, ведь с точки зрения закона неуплата штрафа не означает лишения свободы.
Правда есть категория граждан, у которых, как говорится, есть законный «иммунитет» от административного ареста. В спецприемник нельзя отправлять беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, граждан, не достигших 18 лет, и инвалидов I и II групп.
За одно административное правонарушение может быть наложено основное, либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.
Лишение специального права, например, права управления транспортным средством, предоставленного физическому лицу, совершившему административное правонарушение назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет.
01 ноября 2007 года полпред президента РФ в СЗФО Илья Клебанов, выступая на конференции по безопасности дорожного движения в Петербурге, вообще предложил ввести пожизненное лишение водительских прав в качестве санкции за грубейшие нарушения ПДД в особо сложных ситуациях, по его мнению, только этим можно добиться повышения ответственности водителей на дорогах.
Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места ДТП, участником которого он являлся.
Исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством осуществляется путем изъятия соответственно водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, или тракторист-машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств. По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, подлежат возврату (ст. 32.6 КоАП РФ).
Административные наказания имеют наибольшее сходство с мерами административного пресечения, так как их объединяет общность оснований применения мер принуждения — это наличие административного правонарушения, а также общая цель применяемых мер принуждения - предупреждение новых правонарушений.
Однако меры административного пресечения не являются мерами наказания и направлены, прежде всего, на прекращение административного правонарушения и возможного привлечения нарушителя к ответственности в соответствии с характером совершенного им правонарушения. Меры административного пресечения чаще всего предшествуют применению меры административного наказания. /66/
Административные наказания выражаются обычно в моральном или материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные наказания сочетают в себе одновременно как моральное осуждение, так и материальное воздействие, а также временное ограничение прав и свобод нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Хочется заметить, что в Российской Федерации эксперты считают, что развитие культуры безопасности на автомобильных дорогах может идти только в принудительном порядке за счет ужесточения санкций и глобальной государственной пропаганды. Например, в 2006 году в Англии ввели штрафы за не пристегнутых ремнями безопасности детей размером в 1000 долларов – и не дай бог кто ослушается! У нас же, хоть законы и принимаются, предполагается, что их априори можно и не соблюдать. Без господдержки развития культуры безопасности на автомобильных дорогах быть не может - пропаганда плюс финансы, энтузиазм и люди – только тогда, возможно, будет какое-то движение.
|