Основным источником правового регулирования пенсионного обеспечения граждан России является Конституция Российской Федерации. В частности статьей 39 гарантируются государственные пенсии в установленных законами случаях[1].
Ни одно исследование невозможно без определения базовых, ключевых понятий. В нашем случае главным будет понятие «пенсия». В самом общем смысле пенсия – это наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, воплощенный в денежной форме.[2]
Пенсия (от латинского слова pensio – платеж, уплата) – это регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам. Такое определение данному термину дают словари.
По мнению А.В. Соловьева, «пенсия – это определенная часть заработной платы работника, которая в период его трудовой деятельности в обязательном (или добровольном) порядке отчислялась в виде страховых взносов в Пенсионный фонд для резервирования на будущие пенсионные выплаты, при наступлении нетрудоспособности по старости или другим причинам, предусмотренным законом».
Ряд авторов считают, что пенсии – это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и смертью кормильца.
Пенсия – это платеж. С этим трудно не согласиться, однако мало кто из исследователей уделяет внимание характеру данного платежа. В основном авторы отмечают только лишь регулярный систематический принцип данных выплат. Представляется, что в традиционном понимании «пенсия» действительно является регулярной выплатой, чаще всего ежемесячной
Ни с юридической, ни с экономической, ни тем более с морально-этической стороны, нельзя признать пенсионера на содержании у государства и общества, если он всю свою трудовую жизнь исправно и в полном объеме выплачивал страховые взносы, формируя тем самым пенсионный капитал для выплаты пенсии в будущем. Предполагается, что большинство людей все-таки сами формируют свою пенсию и поэтому не могут находиться с государством в социально-алиментарной зависимости. Государство в этом случае берет на себя роль гаранта при осуществлении перераспределительных механизмов.
Пенсия как социально-экономическая категория может рассматриваться в разных аспектах. С точки зрения отражения международной практики пенсионного обеспечения в современный период времени понятие «пенсия» целесообразно рассмотреть в широком значении, где под пенсией необходимо понимать разновидность социального обеспечения граждан, осуществляемого в виде денежных выплат единовременного или регулярно-периодического характера за счет средств государства, страховых отчислений граждан, а также дохода от инвестирования пенсионных накоплений, используемых как автономно, так и в интегрированной взаимосвязи, в целях предоставления содержания по основаниям, указанным в национальном законодательстве.
В узком же смысле понятие «пенсия» может отражать сложившуюся национальную правоприменительную или нормотворческую практику, а также доктринальные авторские подходы, обосновывающие правовую, экономическую или социальную стороны категории «пенсия».
Пенсия – важнейший источник доходов нетрудоспособного населения. При этом она содержит не только материальную компоненту, ее смысл гораздо выше. Размер пенсий – это не только материальный достаток, он определяет и такую содержательную характеристику, как масштаб реализации социальной справедливости при распределении доходов в обществе. Применительно к пенсионной системе России этот принцип выглядит или до конца неформальным или все еще слабо закрепленным в повседневной реальности.
К недостаткам отечественной пенсионной системы следует отнести и то, что в ней отсутствует реальное разделение институтов социального страхования, государственного пенсионного обеспечения и социальной помощи. Термины, принципы и инструментарий организации финансового обеспечения института социального пенсионного страхования, которые широко используются во многих развитых странах,- социальный и профессиональные риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных и профессиональных рисков и страховых тарифов, все еще не включены в арсенал практических регуляторов российской пенсионной системы.
Известно, что возможности социального развития в большей степени зависят от экономического роста, но сам этот рост не в последнюю очередь зависит от платежеспособности населения – важной характеристики социальной ситуации в обществе. Поэтому требования к социальной роли государства резко возрастают в период глубоких реформ и финансово-экономических кризисов. Социальная политика государства в этих условиях призвана смягчать негативные социальные явления и противоречия, неизбежно возникающие при этом, помочь населению адаптироваться к новым условиям, сохранить в обществе достигнутые социальные параметры и добиться новых сдвигов.
В Российской Федерации идет процесс создания правовой базы военного строительства, отражающей современные условия его развития. Существенному переосмыслению подвергнуты практически все компоненты оборонного потенциала России. Серьезные изменения, зачастую вовсе не в положительном направлении, происходят в условиях службы тысяч военнослужащих и сотрудников МВД России, что не всегда положительно сказывается на обеспечении национальной безопасности страны. Поэтому на государственном уровне прилагаются усилия по созданию системы их социальной защиты, в т.ч. гарантированного пенсионного обеспечения.
Таким образом, даже в условиях жесткого лимитирования ресурсов на оборону и правоохранительную деятельность в стране все же удается достаточно благополучно, без массовых протестов со стороны военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов трансформировать базовые элементы военно-политических и социальных институтов. В таких условиях, имеющаяся и предполагаемая нормативная база пенсионного обеспечения должна не только и не столько фиксировать существующее положение дел (тем более, что оно далеко не всегда удовлетворительно), но и открывать перспективу на будущее.
Исходя из условий выполнения служебно-боевых задач сотрудниками силовых ведомств и вынужденных при этом ограничений ряда их общегражданских прав, следует четко определить, что пенсионное обеспечение военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел не может быть одинаковым по сравнению с пенсионным обеспечением других граждан Российской Федерации. Сама по себе пенсия бывшего сотрудника силового ведомства это не только выплата установленного денежного содержания, но и своего рода награда за то, что он выполнил свой долг перед Родиной в соответствии с присягой и очень часто с угрозой для его здоровья и даже жизни.
При этом, по данным мониторинга социально-экономического и правового положения бывших сотрудников органов внутренних дел, уволенных с правом на пенсию, уровень их социальной обеспеченности остается на достаточно низком уровне.
В рамках социальной сферы старые структуры и технологии в процессе трансформации фактически разрушены, а новые еще не сформировались и поэтому не способны выполнять защитные функции.
В связи с этим реализация социально-правовой защиты потребовала от руководителей всех уровней особого напряжения всех сил и средств, в т.ч. политической воли и ответственности, системного подхода к решению задач, изменения личного отношения к вопросам пенсионного реформирования сотрудников органов внутренних дел и членов их семей.
Вступивший в силу с 1 января 2012 года Федеральный закон от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» позволит урегулировать отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников ОВД, граждан, уволенных со службы, и их семей.
На основе изданных в 2011-2012 гг. нормативных правовых актов Российской Федерации и МВД России создана новая структура денежного довольствия сотрудников ОВД, основу которой составляют оклады денежного содержания (должностной оклад и оклад по специальному званию) с удельным весом порядка половины денежного довольствия.
Одновременно со значительным (практически четырехкратным) ростом окладов денежного содержания минимизировано количество и оптимизированы размеры дополнительных выплат. Перечень общих дополнительных выплат (порядка 40 наименований) с 1 января 2012 года ограничен 8 наименованиями.
[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) [Текст]// Российская газета, № 7, 21.01.2009.
[2] Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству: Постатейный комментарий к Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Гарант: Справочная правовая система. Сетевая версия. 2005. Режим доступа: Компьютерная сеть науч. б-ки Том. гос. ун-та, свободный
|