Российское законодательство предусматривает различные виды социального обеспечения, предназначенные для защиты граждан от социальных рисков. Для трудоспособного населения особенности социального риска нередко обусловлены спецификой профессиональной деятельности. Социальный риск, которому подвержены лица, реализовавшие свое право на труд, имеет социально-экономический характер и связан с возможностью утраты дохода или уменьшения его размера, а также несения повышенных расходов. Поскольку к числу установленных законом форм реализации права на труд относится военная служба, социально-экономический риск распространяется и на военнослужащих. Однако в данном случае его проявление отличается значительной спецификой, обусловленной тем, что военная служба является формой реализации конституционной обязанности по защите Отечества. Военная служба по призыву также выступает одной из форм реализации воинской обязанности, при этом правовое положение военнослужащих из числа призывников и контрактников различается.
Правовая природа военной службы нашла отражение в решениях Конституционного Суда РФ, который указал, что военная служба, служба в органах внутренних дел РФ, посредством прохождения которой граждане реализуют право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, состоящие на такого рода службе, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы. Схожая характеристика специфики военно-служебной деятельности отражена в п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
При этом социальный риск, подлежащий компенсации в системе социального обеспечения военнослужащих, можно рассматривать как обусловленную особенностями военной службы вероятность утраты (сокращения, неполучения) трудового дохода военнослужащим (членами его семьи) вследствие повреждения здоровья (смерти) военнослужащего либо изменения или прекращения военно-служебных отношений. Данный риск традиционно рассматривается в качестве основного, тогда как риск несения повышенных социально значимых расходов признается дополнительным.
Компенсация социального риска осуществляется посредством предоставления гражданам различных видов социального обеспечения.
К числу видов социального обеспечения можно отнести денежные выплаты, услуги, натуральные предоставления и льготы.
Под льготой можно понимать правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей. Льгота - это разновидность юридических исключений, участвующая в создании специфического правового режима, в рамках которого субъект наделяется дополнительными возможностями юридического характера, связанными как с совершенствованием правомочий (дополнительные преимущества), так и с уменьшением объема различного рода долженствований.
Льготы выступают в качестве дополнительных видов социального обеспечения, форма которых может быть различной. Так, если льгота предполагает снижение уровня оплаты каких-либо благ (в частности, водоснабжения, электрической и тепловой энергии), то она является денежной. Льгота, гарантирующая внеочередное оказание медицинской помощи, реализуется посредством специальной процедуры ее предоставления.
К числу денежных выплат, предусмотренных для лиц, проходящих военную службу, относятся пенсии, пособия и компенсации, установленные законодательными актами как общего, так и специального характера (Законом о статусе военнослужащих, Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат").
Пенсии военнослужащим назначаются и выплачиваются в соответствии с нормами Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Закон устанавливает три вида пенсий: за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих закрепляет надбавки к пенсиям, повышение пенсий и увеличение пенсий.
Пособия лицам, проходящим военную службу, назначаются при наличии различных оснований: в случае повреждения здоровья в результате военной травмы (для членов семьи военнослужащего - в случае смерти кормильца по указанной причине); в связи с рождением и воспитанием детей; при увольнении.
К числу пособий, выплачиваемых при повреждении здоровья в результате военной травмы, относится единовременное пособие, предусмотренное ч. 12 ст. 3 Закона о денежном довольствии, при увольнении военнослужащего с военной службы или отчислении с военных сборов гражданина, призванного на военные сборы, в связи с признанием его негодным к военной службе вследствие военной травмы, в размере 2 млн. руб. для лиц, проходящих службу по контракту.
В качестве военной травмы рассматривается увечье (ранение, травма, контузия) или заболевание, полученные при исполнении обязанностей военной службы.
Пособия предоставляются военнослужащим и в связи с увольнением. Так, военнослужащему-контрактнику, общая продолжительность военной службы которого составляет менее 20 лет, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания, а военнослужащему, общая продолжительность военной службы которого составляет 20 лет и более, выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания.
Относительно новым видом социального обеспечения военнослужащих являются ежемесячные денежные компенсации, которые предоставляются им в случае причинения вреда их здоровью при исполнении служебных обязанностей. Члены семей лиц, проходивших военную службу, приобретают право на компенсации в результате гибели (смерти) указанных граждан.
Законодательство, регламентирующее основания и условия назначения перечисленных выплат, закрепляет и механизмы защиты их от инфляции, которые могут быть различными. Так, в силу ч. 16 ст. 3 Закона о денежном довольствии размеры единовременных пособий, выплачиваемых военнослужащему в случае увольнения с военной службы в связи с признанием не годным к ее прохождению вследствие военной травмы, а также ежемесячных денежных компенсаций, установленных в соответствующих случаях, ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) согласно федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Как было указано ранее, социальные предоставления имеют не только денежную форму. Законодательство о социальном обеспечении военнослужащих также закрепляет для лиц, проходящих военную службу, право на получение услуг, включающих оказание медицинской помощи и санаторно-курортное лечение.
Натуральные виды социального обеспечения военнослужащих охватывают бесплатное предоставление лекарств и изделий медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (т.е. в военно-медицинских учреждениях).
Что касается льгот, то законодательством о социальном обеспечении лиц, проходящих военную службу, они закреплены в ограниченном объеме, хотя ранее этот вид предоставлений, предусматривавшихся не только в сфере социального обеспечения, был более распространен. Сокращение обусловлено реформированием денежного довольствия военнослужащих и преобразованием системы льгот, начавшимся в 2002 г. с принятием Федерального закона от 7 мая 2002 г. N 49-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" и продолжившимся в 2005 г. на основании Закона от 22 августа 2004 г., а также в 2011 г. в связи с принятием Закона о денежном довольствии.
Льготы, в настоящее время сохранившиеся в законодательстве о статусе военнослужащих, немногочисленны и носят преимущественно нематериальный характер. К ним можно отнести установленное для граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей право на предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях; преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников; предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности. Большинство из этих льгот нельзя рассматривать в качестве мер социального обеспечения.
Изложенное свидетельствует о том, что систему социального обеспечения военнослужащих и лиц, проходивших военную службу, составляют различные виды предоставлений в денежной форме (пенсии, пособия, компенсации), а также в форме услуг (медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение). Натуральные виды социального обеспечения гражданам указанной категории положены только в отдельных случаях. При этом система видов социального обеспечения, предусмотренных для военнослужащих, недостаточно четко отражена в законодательных актах, регламентирующих правовой статус указанных лиц. В п. 2 ст. 3 Закона о статусе военнослужащих лишь отмечено, что правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и требует закрепления в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций названных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правового механизма их реализации.
Таким образом, вид социального обеспечения военнослужащих и членов их семей может рассматриваться как социальное предоставление в денежной или натуральной форме, а также в форме услуг либо льгот, осуществляемое за счет средств федерального бюджета с учетом различных социально значимых обстоятельств (продолжительность службы, тяжесть повреждения здоровья и др.) в установленном законодательством размере (объеме) и предназначенное для защиты указанной категории граждан от социального риска и компенсации его последствий.
|