Правовые вопросы электронного документооборота отражены в следующих основных нормативно-правовых актах действующего российского законодательства федерального уровня:
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками);
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Бюджетный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями от 27 июля 2010 г.);
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (с изменениями от 8 ноября 2007 г.);
Федеральный закон № 126-ФЗ от 7 июля 2003 года «О связи»;
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 N 5351-1
Закон РФ «О средствах массовой информации» (о СМИ) от 27.12.1991 N 2124-1;
Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне» (с изменениями и дополнениями);
Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (с изменениями и дополнениями);
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (с изменениями и дополнениями);
Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»
Переход к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде является одним из ключевых приоритетов Правительства Российской Федерации. 23 декабря 2009 года состоялось совместное заседание Государственного совета и Совета при Президенте по развитию информационного общества, по результатам которого был утвержден перечень поручений, одним из них было поручение разработать и утвердить планы мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в субъекте Российской Федерации на 3-летний период.
В настоящее время утверждены основные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы перехода к предоставлению услуг в электронном виде, а именно:
Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65) (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 403);
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212;
Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» (утв. распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. N 1815-р);
постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 г. № 931 «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при предоставлении государственных услуг гражданам и организациям»;
постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет»;
постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года № 723 «О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем»;
постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2009 года № 754 «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота»;
Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р;
Концепция формирования электронного правительства в Российской Федерации до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 632-р) (с изменениями от 10 марта 2009 г.);
Концепция региональной информатизации до 2010 года, одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 г. № 1024-р;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р «Об утверждении основных направлений деятельности правительства Российской Федерации на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 1555-р «О Плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде»;
План мероприятий по реализации Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (утвержден Председателем Правительственной комиссии по проведению административной реформы 14 февраля 2009 года № 604п-П16);
Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации 23 декабря 2009 г., утвержденного Президентом Российской Федерации 26 декабря 2009 г. № Пр-3492.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 1551-р утвержден План перехода федеральных органов исполнительной власти на предоставление государственных услуг в электронном виде.
Кроме того, Протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. № 92 утверждены:
1. Правила по организации межведомственного взаимодействия и обеспечению совместимости государственных, муниципальных и иных информационных систем, участвующих в межведомственном взаимодействии.
2. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти.
3. Единые требования к созданию и обеспечению функционирования региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы Российской Федерации от 15 декабря 2009 года № 94 утверждены «Требования к организации функционирования центров общественного доступа к официальным сайтам органов власти в информационно-коммуникационной сети Интернет и к государственным услугам, предоставляемым в электронном виде».
Вопросы развития единой системы порталов государственных и муниципальных услуг регулирует Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Таким образом, можно считать, что организация процесса перевода услуг в электронный вид в целом нормативно закреплена, методически обеспечена и административно мотивирована. Однако в Российском законодательстве всё же до сих пор отсутствует четко сформулированный принцип презумпции открытости информации и законодательно установленных прав и обязанностей государства, бизнеса и граждан по его реализации.
В связи с чем, рекомендуются следующие направления совершенствования действующего законодательства в области информатизации:
систематизация и кодификация действующей нормативной базы;
создание единой терминологической базы нормативных документов, регулирующих отношения в области информатизации;
устранение противоречий с федеральными законами, выявление неэффективных законотворческих норм в законодательстве;
разработка нормативной базы для работы с персональными данными;
разработка нормативного обеспечения взаимодействия граждан с органами власти;
разработка регламентов взаимодействия различных информационных систем.
|