Среда, 27.11.2024, 07:33
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Муниципальная молодежная политика в теории государственного и муниципального управления

Молодежная политика – одно из направлений работы органов местного самоуправления. Как известно, муниципальный уровень власти обладает специфическими особенностями, которые накладываются на всю его деятельность. Следовательно, изучение молодежной политики, реализуемой органами местного самоуправления, невозможно без рассмотрения специфики деятельности муниципалитетов в целом.

Прежде всего, следует отметить, что в ведении муниципалитетов находятся вопросы местного значения, т.е. те вопросы, которые могут решаться населением или органами местного самоуправления без привлечения вышестоящих органов государственной власти. Кроме того, последствия решения данных вопросов должны быть локализованы на данной территории и не должны оказывать негативного влияния на сопредельные муниципальные образования.

Основополагающим принципом местного самоуправления является принцип субсидиарности, согласно которому, на нижний, максимально приближенный к населению уровень управления, делегируются все вопросы, которые могут быть решены без привлечения вышестоящих структур. На более высокий уровень передаются только вопросы, которые невозможно эффективно разрешить на местном уровне. Таким образом, вышестоящие органы власти несут субсидиарную ответственность за деятельность нижнего уровня: том случае, когда неудовлетворительная деятельность муниципальных органов может создать угрозу для благополучия населения, вышестоящие органы обязаны вмешаться, во всех остальных случаях муниципалитеты самостоятельны в принятии решений и своей работе. Таким образом, опираясь на данный принцип, мы сможем избежать как абсолютизации государственного регулирования муниципальной деятельности, так и заблуждений о полной независимости местного самоуправления от других уровней власти.

В то же время следует подчеркнуть, что субъектом муниципального управления является население муниципального образования, объединенное общими интересами в решении местных проблем жизнеобеспечения и развития, местное сообщество, а также органы местного самоуправления, избранные населением и действующие от его имени. Из данного определения очевидно, что именно местное население определяет векторы регулирования социально-экономических процессов на территории муниципального образования в интересах местного сообщества и на основе эффективного использования местных ресурсов.

Из вышесказанного следует, что муниципальное управление осуществляется через конкретную деятельность населения муниципального образования (местного сообщества) и органов местного самоуправления. В.Б. Зотов определяет ее как муниципальную деятельность, т.е. «самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения и органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения»[1]. Задачи, стоящие перед местным сообществом и органами местного самоуправления, решаются именно путем осуществления активной муниципальной деятельности, в этом смысле муниципальное управление является формой ее организации.

Следует отметить, что предметом муниципальной деятельности является благоустройство жизни на территории муниципального образования. В данном случае термин «благоустройство» используется в широком смысле и обозначает изменение среды проживания для создания комфортных условий для проживания и жизнедеятельности людей.

Некоторые исследователи выделяют две стороны муниципальной деятельности: законность и целесообразность. По мнению В.Б. Зотова, «соблюдение законности – предмет муниципального права. Определение целесообразности человеческой деятельности – вопрос политики как системы постановки и реализации каких-то целей. Цель всякого управления – достижение желаемого состояния управляемой системы». С данной позиции можно рассуждать о муниципальной политике в целом.

Согласно вышесказанному, муниципальную политику можно определить как систему взаимоувязанных целей муниципальной деятельности и механизмов их реализации, причем основной целью будет являться повышение качества жизни населения на территории муниципального образования.

Согласно определению, данному Всемирной организацией здравоохранения, «качество жизни — это восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и системе ценностей, в которых они живут, в соответствии с целями, ожиданиями, нормами и заботами». Согласно данным исследований, качество жизни определяется физическими, социальными и эмоциональными факторами жизнедеятельности человека, непосредственно влияющими на него.

В то же время, качество жизни человека – важнейшее понятие, связанное с целеполаганием в муниципальной деятельности, формированием муниципальной политики. В данном случае оно имеет объективную и субъективную стороны. Критерием его объективной оценки служат научно обоснованные нормативы материальных и духовных потребностей и интересов людей, по соблюдению которых можно судить о степени их удовлетворения. Критерием субъективной оценки качества жизни является оценка самим индивидом степени удовлетворения его потребностей.

По мнению исследователей, задача органов местного самоуправления в повышении качества жизни состоит в создании комфортной среды проживания и предоставления соответствующих муниципальных услуг. Именно в этом смысле можно говорить о муниципальной политике как о системе мер по повышению качества жизни населения на территории муниципального образования.

Основные направления деятельности муниципалитета подразделяются на экономические, социальные, духовные, политические, причем на каждом из этих уровней органы местной власти проводят свою политику, поэтому есть основания говорить о муниципальной политике в экономической, социальной, духовной, политической и других сферах.

Исходя из этого разделения, молодежная политика муниципальных органов власти находится в социальной сфере и подчиняется особенностям ее функционирования.

Сразу оговоримся, что далеко не все авторы относят местную молодежную политику только к ведению муниципалитетов. Многие из них уделяют значительное внимание государственной молодежной политике РФ (далее – ГМП РФ) в реализации молодежной политики на местах, причем приводятся достаточно убедительные доводы, содержащие рациональную составляющую. Ниже приведены наиболее развернутые и последовательные точки зрения на природу муниципальной молодежной политики.

Т.В. Бутова в статье «Проблемы реализации молодежной политики на муниципальном уровне» определяет молодежную политику местного самоуправления как совокупность целей и мер, которые принимаются органами местного самоуправления для создания и обеспечения гарантий и условий самореализации личности молодых людей и развития молодежных инициатив, движений и объединений». В данном случае муниципальная молодежная политика выступает в роли инструмента для формирования, развития и активного использования потенциала молодежи.

По мнению К.С. Слюсарь, обозначенному в работе «Управление молодежной политикой на муниципальном уровне», «муниципальная молодежная политика – это общественно-государственное управление, которое может быть реализовано в различных формах: общественные, наблюдательные и координационные советы по молодежной политики при администрациях, рабочие группы, совещания и переговорные площадки. Конечной его целью является формирование условий для успешного развития потенциала молодежи и ее эффективной самореализации в интересах социально-экономического, общественно-политического и культурного развития»[2].

О.Е. Трофимова, автор работы «О критериях эффективности муниципальной молодежной политики» полагает, что муниципальная молодежная политика является составной частью Государственной молодежной политики РФ (ГМП РФ), «реализующейся на территории муниципального образования, т.е. все положения, прописанные в нормативных документах ГМП РФ должны быть реализованы и на муниципальном уровне».

Е.А. Князькова рассматривает феномен ММП в трех аспектах:

Как важнейший инструмент ГМП РФ на принципах социального партнерства субъектов гражданского общества, с учетом культуры поселения, его традиций; интересов, потребностей молодежи;

Как действенный механизм развития потенциала молодежи средствами проектирования, программирования и моделирования социально значимой, политической деятельности в интересах местного сообщества;

Как инновационная технология селекции, подготовки, интеграции молодежного кадрового резерва политической элиты и стратегического ресурса модернизации.

В.В. Стопычева и Ж.А. Шаповал в статье «Проблемы реализации молодежной политики на муниципальном уровне» дают, на наш взгляд, оригинальное и емкое определение муниципальной молодежной политики. Согласно ему, молодежная политика на муниципальном уровне, тесно связанная с государственной политикой, тем не менее, представляет собой относительно самостоятельный процесс со своим механизмом реализации. По словам авторов, «на муниципальном уровне формируется целостная система социальной поддержки молодежи, ее обучения и трудоустройства, которая создает возможности регулирования процессов молодежной миграции, обеспечения защиты прав и реализации интересов молодых людей, поддержки молодых семей».

И.М. Кускова в работе «Современная молодежная политика Российской Федерации на муниципальном уровне (социолого-управленческий аспект)» поддерживает данный тезис. По ее мнению, «молодежная политика на муниципальном уровне, тесно связанная с государственной политикой, предполагает учет самых острых проблем молодежи конкретного муниципального образования в сфере здоровья и досуга, занятости и образования, бытовых проблем».

Таким образом, можно сделать вывод, что единства в понимании природы муниципальной молодежной политики, как, собственно, и самой муниципальной политики, нет. Это связано, в первую очередь, с тем, что нет единства в понимании самой природы муниципального управления, является ли оно самостоятельным явлением, возникшим «снизу», либо порождением государственной власти, либо имеет синтетические государственно-общественные основания. В данном исследовании мы будем придерживаться государственно-общественной теории и будем рассматривать под муниципальную молодежную политику как совокупность целей и мер по их реализации, принимаемых органами местного самоуправления для создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

Как известно, молодежь является особой социально-демографической группой, что обуславливает необходимость специфической политики в ее отношении. Государственная молодежная политика, являющаяся, по словам властей, одним из приоритетных направлений деятельности государства, на наш взгляд, является слишком общей и может лишь задавать вектор движения молодежной политике на всех уровнях власти.

Согласно представлениям исследователей, система полномочий, распределенных по уровням молодежной политики в РФ, выглядит следующим образом:

Федеральные органы власти:

определяют приоритеты в области молодежной политики,

занимаются разработкой и реализацией целевых программ,

обеспечивают их финансирование за счет федерального бюджета и внебюджетных источников,

стимулируют создание всероссийских молодежных организаций и т.п.;

Органы власти субъектов РФ:

обеспечивают долевое финансирование межрегиональных целевых программ,

разрабатывают и внедряют региональные программы и обеспечивают их финансирование из регионального бюджета,

оказывают информационную, методическую, финансовую помощь молодежным организациям и органам местного самоуправления и т.д.;

Органы местного самоуправления:

создают условия для комфортной жизнедеятельности молодежи в рамках муниципального образования,

создают условия для существования местных молодежных организаций,

разрабатывают местные целевые программы,

организуют временную трудовую занятость молодежи и т.д.

Таким образом, вся система молодежной политики является направленной на одну цель: создание и обеспечение условий и гарантий для самореализации молодого человека. Но именно на уровне местного самоуправления происходит наиболее тесный контакт субъекта и объекта молодежной политики. В первую очередь, это связано с сущностью субъекта, в который, помимо органов власти, входит и сама молодежь, что обеспечивает более детальное внимание к насущным и наиболее актуальным проблемам данной категории населения.

Согласно представлениям теоретиков в области муниципального управления, на уровне местного самоуправления должна быть выстроена система комплексной социальной поддержки молодежи, включающая в себя обучения и трудоустройство молодых людей, способствующая повышению активности молодежи в общественной сфере и создающая возможности регулирования миграции, обеспечения защиты прав и реализации интересов молодежи, поддержки молодых семей. На наш взгляд, в данном случае, наиболее оправданным является применение программно-целевой подхода. Рассматриваемый подход предполагает появление на местном уровне системы ежегодных государственных и муниципальных социальных заказов в сфере молодежной политики, распределяемых в результате открытого конкурса по итогам экспертизы, включающей финансовый, юридический и социальный аспекты. Получение социального заказа предполагает, что представленные на конкурс проекты и программы имеют необходимое ресурсное обеспечение. В частности, экономические ресурсы предусматривают следующее: возможность федерального финансирования или получения гранта; самофинансирование за счет разработки и осуществления самоокупаемых проектов, прежде всего на рынке информационных услуг; поиск партнеров, заинтересованных в конечном результате.

В теории основные функции муниципального органа по работе с молодежью можно представить в следующем виде:

Финансовая поддержка:

формирование проекта местного бюджета в области молодежной политики,

бюджетно-сметная деятельность,

работа с общественными фондами территорий;

Содействие экономической самостоятельности молодежи и реализация их трудовых прав:

поддержка и развитие формирований, занятых трудовой деятельностью молодежи,

организация временной трудовой занятости для несовершеннолетних;

Разработка и внедрение целевых программ муниципального уровня:

разработка, экспертиза, финансирование и контроль за реализацией муниципальных целевых программ;

Обеспечение условий для воспитания, образования и здорового образа жизни молодежи:

организация массовых мероприятий и досуговой деятельности,

Социальное обслуживание молодежи:

Организация социальной работы с молодыми семьями,

Помощь молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации: безнадзорным, лицам, освободившимся из мест лишения свободы, несовершеннолетним, находящимся в неблагополучных семьях и т.д.

Исходя из этого, муниципальная молодежная политика должна являть из себя комплекс взаимосвязанных мер по созданию условий для комфортного существования молодежи, охватывающий все стороны ее жизнедеятельности. Реализация данной системы совместно с основными направлениями социально-экономического развития соответствующей территории позволит существенно повысить привлекательность для категории молодых граждан.

 

[1] Зотов В. Б. (ред.) Система муниципального управления. Учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. / В. Б. Зотов. – СПб.: Питер, 2007. — 512 с.

[2] Слюсарь К.С. Управление молодежной политикой на муниципальном уровне / К. С. Слюсарь // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. – 2013. – № 6. – С. 107-111.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (02.05.2017)
Просмотров: 221 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%