В современных условиях возрастающей демократизации общества открытость и прозрачность деятельности государственных органов являются важнейшими показателями эффективности их функционирования.
Законодательная власть — это право и возможность принимать от имени народа или непосредственно народом — корпусом избирателей на референдуме общеобязательные правила (законы) — нормативные акты государственного значения, имеющие наиболее общий характер и высшую юридическую силу. Такие правила определяют основы общественно значимого (или полагаемого общественно значимым) поведения и деятельности физических и юридических лиц, органов государства, государственных организаций и общественных объединений. Законодательная власть рассматривается как выражение воли народа, его интересов, народного суверенитета. Поэтому законы имеют высшую юридическую силу и приоритет по сравнению с государственными актами исполнительной, судебной и иных ветвей власти.
Органы законодательной власти осуществляют управление государством, прежде всего путем принятия законов и иных правовых актов, а также путем формирования других органов государства и осуществления контроля их деятельности. Они действуют на разных уровнях. Есть общегосударственные законодательные органы, органы субъектов федерации и законодательные органы автономных образований, имеющих политический характер. Органом законодательной власти является, прежде всего, парламент. В Российской Федерации парламент — двухпалатное Федеральное Собрание. Включает в себя Государственную Думу и Совет Федерации. Парламент Российской Федерации осуществляет несколько функций, но одна из главных — парламент выполняет функцию представительства всего народа, выражающий его суверенитет. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации представляют различные социальные, национальные, профессиональные и другие слои населения и тем самым объединяют народ на базе выработки общих решений от его имени путем компромиссов и консенсуса.
Поэтому очень важно чтобы народ доверял органам законодательной власти. Для этого необходимо сформировать положительный имидж власти.
Так же имидж можно рассматривать как инструмент управления обществом.
Выделим основные элементы и функции имиджа Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации.
I.Элементы имиджа Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации.
1) Имидж лидера
Личность лидера и стиль его поведения как доминирующего лица во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом.
Влияние лидера на последователей осуществляется, прежде всего, в результате коммуникаций между лидером и аудиторией с помощью средств массовой информации.
Имидж лидера формируется в результате коммуникации между политиком и аудиторией. В этой связи имеют место два важных свойства политического лидерства:
− лидер для публики выступает как сконструированный образ и поэтому может обладать практически любыми заданными характеристиками.
− для лидера значимыми становятся вопросы о том, какие личностные черты определяют его желание стать лидером. На второй план отступают традиционные проблемы психологии лидерства: выявление черт личности и характера, типа личности, требуемого в той или иной специфической ситуации. Создание (коррекция) имиджа лидера в коммуникативном пространстве предполагает в качестве необходимого условия то обстоятельство, что образ политика не только сам является символом, но и существует в мире символов. Поэтому в процессе презентации образа необходимо создавать соответствующий фон, устанавливающий позитивное начало в восприятии политика. Имидж лидера достаточно чётко формируется в сознании населения, то есть существует определённый набор желаемых характеристик, удовлетворяющих требованиям основной части населения. Поэтому при формировании имиджа, прежде всего, необходимо добиться доверия, признания компетентности лидера. А это в свою очередь, предполагает системный характер работы имиджмейкеров, способных избежать наиболее часто встречающихся ошибок в формировании (коррекции) образа лидера.
Лидер Государственной Думы - Председатель Государственной Думы:
а) ведет заседания палаты;
б) ведает вопросами внутреннего распорядка палаты в соответствии с Конституцией Российской Федерации
в) организует работу Совета Государственной Думы;
г) осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы;
д) назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы
е) представляет палату во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации), Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, со Счетной палатой Российской Федерации, с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами иностранных государств, высшими должностными лицами иностранных государств и международными организациями;
ж) участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
з) направляет поступивший в Государственную Думу законопроект и материалы к нему во фракции для сведения и в комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения
и) подписывает постановления Государственной Думы;
к) направляет в Совет Федерации для рассмотрения одобренные Государственной Думой проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы;
л) направляет Президенту Российской Федерации федеральные законы, принятые Государственной Думой в соответствии со статьей 105 (часть 5) Конституции Российской Федерации.
Председатель и лидер Государственной думы шестого созыва - Сергей Евгеньевич Нарышкин.
Сергей Евгеньевич Нарышкин родился 27 октября 1954 года в Ленинграде. По данным некоторых СМИ, С.Е. Нарышкин состоял на службе в органах КГБ, учился в Краснознаменном институте КГБ в одной группе с Владимиром Путиным. В 1997 году Нарышкин вернулся на госслужбу и стал руководителем департамента инвестиций правительства Ленинградской области. Эксперты и СМИ отмечали значительные успехи С.Е. Нарышкина в его работе в областной администрации. При нем область стала одним из лидеров по привлечению иностранных инвестиций, их объем с 1997 по 2003 год увеличился со 110 до 340 миллионов долларов.
В феврале 2004 года С.Е. Нарышкин получил назначение в администрацию президента Российской Федерации, где стал заместителем начальника экономического управления. 13 сентября 2004 года указом президента Российской Федерации Путина был назначен руководителем аппарата. СМИ, ссылаясь на источники в правительстве, утверждали, что С.Е. Нарышкин на новом месте должен был выполнять сугубо техническую работу.
На посту руководителя правительственного аппарата С.Е. Нарышкин занимался административной реформой, вопросами государственной службы и промышленной политики. Он входил в состав российско-французского совета по экономическим и торговым вопросам и межправительственной российско-болгарской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. С.Е. Нарышкин, в отличие от своих предшественников на должности начальника аппарата правительства, предпочитал оставаться в тени и не заниматься публичной деятельностью. При этом, общаясь с журналистами, чиновник подчеркивал, что большинство поручений, выполняемых его сотрудниками, поступало непосредственно от президента Российской Федерации.
В июне 2009 года "Независимая газета" рассказала о создании при администрации президента комиссии по формированию международного имиджа страны, которую возглавил С.Е. Нарышкин. Целью ее издание называло "повышение качества пиара России на Западе, чтобы сгладить негативный эффект, вызванный некоторыми решениями российского руководства в первый год президентства Дмитрия Медведева" - в частности, войной и последующим провозглашением независимости Южной Осетии и Абхазии, обострением отношений с Евросоюзом на волне газового конфликта с Украиной. Отмечалось, что ранее комиссия по поддержанию имиджа страны за рубежом существовала при МИД Российской Федерации. В октябре того же года Нарышкин был назначен главой еще одной президентской комиссии - комиссии по совершенствованию проведения ЕГЭ.
На выборах в Государственную думу шестого созыва, прошедших 4 декабря 2011 года, Нарышкин баллотировался от партии "Единая Россия" и был первым номером в ее региональном блоке от Ленинградской области. 15 декабря стало известно, что Нарышкин решил покинуть пост главы администрации президента и перейти на работу в Госдуму. Он был освобожден от должности руководителя президентской администрации указом Медведева 20 декабря 2011 года. 21 декабря 2011 года на своем первом заседании Государственная дума шестого созыва утвердила Нарышкина в качестве председателя нижней палаты парламента.
Новую должность С.Е. Нарышкин продолжил совмещать с работой в Совбезе. 5 апреля 2012 года помимо этого он был избран председателем Парламентского собрания Союза Белоруссии и Российской Федерации.
Уже за первую сессию Госдума под руководством С.Е. Нарышкина приняла ряд законопроектов, которые вызвали широкий общественный резонанс и протесты оппозиции. Согласно им ужесточалось наказание за нарушение закона о митингах; некоммерческие организации, получающие финансирование из-за рубежа и имеющие отношение к "формированию общественного мнения", обязаны были получать статус "иностранных агентов"; в уголовный кодекс вернулась статья о клевете, были приняты поправки к закону "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", которые предусматривали создание "черных списков" интернет-сайтов.
С.Е. Нарышкин награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени и орденом Почета. Владеет английским и французским языками. Увлекается спортом – плаванием, теннисом, горным лыжам, которыми, по его словам, серьезно занимается с 19 лет. СМИ, ссылаясь на неких близких к С.Е. Нарышкину людей, называли отличительной чертой его характера четкое осознание потолка своих возможностей, нежелание браться за дела, которые он не сможет закончить.
Имидж наделяет объект дополнительными характеристиками, выделяет его из ряда схожих с ним. В действительности объект не имеет тех свойств, которые видит зритель. Однако для воспринимающих он обладает определенной значимостью. Призвание имиджа – создание психологической установки, определяющей поведение публики по отношению к нему, к лидеру, руководителю, администратору. Техника конструирования имиджа – создание внешнего рисунка социальной роли, позволяющей внушить образ персоны.
2)Публичная деятельность. В условиях жесткой конкурентной борьбы пристального внимания заслуживает любая представительская и публичная деятельность, поэтому работа над безупречностью имиджа является фактором, обеспечивающим интенсивное процветание.
Работа по созданию имиджа ведется целенаправленно и различными средствами по каждому из каналов восприятия:
визуальному: соответствие нормам деловой и официальной одежды депутатов Государственной Думы, манера их поведения, жесты, фирменный стиль Государственной Думы
вербальному: речь лидера Государственной Думы и депутатов, публичные выступления, доклады, интервью, статьи, деловая переписка, выступание в телепередачах на федеральных каналах
событийному: это нормативно-этическая сторона поступка, поведения конкретного депутата, деятельности в Государственной Думы в целом, качество принятия решения, т.е. речь идет о репутации.
Репутация власти – это устойчивое мнение населения о власти, вызывающее чувство доверия, основанное на результативной деятельности власти по удовлетворению интересов и потребностей граждан в создании условий для достойной жизни.
II. Функции имиджа Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации.
Имидж как показатель эффективности. Функции власти неизбежно включают в себя функции управления «Связями с общественностью», порождают специальные государственные структуры, призванные оптимизировать эти связи. Управление, не обогащенное структурами и знаниями в области «PublicRelations», инерционно воспроизводит типы и характер принятия политических решений в духе административно-командной системы. И наоборот: наличие таких знаний и структур в большой степени способствует созданию модели «открытой», «отзывчивой» бюрократии, обладающей высокой степенью адаптивности к изменяющимся условиям. Опираясь на службы по связям с общественностью, государственная власть в более полной мере использует свои информационные, коммуникативные возможности, обеспечивает не дискретные (прерывные) сигналы обратной связи, а устойчивую, планомерную и репрезентативную информационно-коммуникативную деятельность, определяющую эффективность всего управленческого процесса.
Являясь институтом политического управления, «PR» выполняет роль механизма для завоевания и удержания власти и политического влияния.
2)Устанавливает авторитет власти.
Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми общество наделяют лидера властной структуры и его подчинённых и которые детерминируют их повиновение без убеждения или угрозы наказания. Он основывается на согласии и означает уважение к руководящей личности или институту, доверие к ним. Выполнение (или невыполнение) распоряжений руководителя зависит не только от его авторитета и ресурсов, но и от противодействующих факторов, которые необходимо учитывать в руководящей работе.
Выступает как инструмент управления обществом властью.
Правильно выстроенный позитивный имидж властной структуры помогает повысить доверие общества к власти.
Здесь же возможна некая манипуляция обществом. Манипуляция понимается как обозначение специфического общего подхода к социальному взаимодействию и управлению, предполагающего активное использование разнообразных способов и средств скрытого принуждения людей. В этом значении манипуляция, манипулирование заменяет термин «макиавеллизм» как образ политической деятельности, не пренебрегающей любыми средствами для достижения поставленной цели. Его использование применительно к средствам массовой коммуникации и политическим мероприятиям означает действия, направленные на программирование мнений, устремлений, целей масс и психических состояний населения. Конечная цель таких акций - это контроль над населением, его управляемость.
|