Понедельник, 23.06.2025, 09:41
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Состояние экономической безопасности в Российской Федерации и посягательств на нее

В настоящее время теневой капитал, сформированный в результате нелегальной деятельности, является сдерживающей силой для выхода экономики на качественно новый путь развития. Его обращение в доход государства путем пресечения нелегальной деятельности и возвращение в легальную экономику средств из теневой экономики является одной из главных задач в борьбе с экономической преступностью. Поэтому, государственный контроль в сфере осуществления экономической деятельности имеет важное значение; он является не только обязательным условием нормального функционирования экономических отношений, но и выступает гарантом общей экономической безопасности страны.

Криминальная обстановка в сфере экономической деятельности на протяжении ряда лет характеризуется ростом налоговой и экономической преступности во всех базовых отраслях экономики России, ее массовым характером и высокой степенью латентности, постоянным усложнением применяемых способов совершения и сокрытия преступлений.

В настоящее время одной из самых актуальных проблем нашего времени, которая широко обсуждается в средствах массовой информации да и в обществе в целом, явилась проблема кризиса. Кризиса экономического и связанных с ним негативных тенденций в обществе. Видно, что в сложившихся условиях наше Правительство растерянно и не знает, чего ожидать в дальнейшем. А невнятные, а порой и исключающие друг друга объяснения министров и советников еще больше подливают масла в огонь в сложившейся неразберихе. Хуже всего то, что наши законодатели, как всегда, медлят с принятием нужных законодательных актов, что вызывает массу пробелов в правовой сфере и провоцирует рост преступности, который усиливается финансовым кризисом.

Говоря строго, основная причина мирового финансового кризиса заключается в человеческих пороках. Прибавим к этому, что всякое серьезное социальное напряжение, касается ли это войны или финансовых неурядиц, обнажает в людях не всегда приятные стороны характера. Поэтому состояние с преступностью во время кризиса вызывает серьезную обеспокоенность.

Что повлияет на состояние преступности в России в среднесрочной перспективе:

- крайне негативистский тон СМИ. Частота и смакование преступной деятельности создают ей эффект настоящей рекламы;

- общество убеждается в неэффективности борьбы с преступностью. Судите сами: как ни угонят машину, тут же прибавят - шансов найти немного или никаких. Как ни описывают преступление - так с тошнотворными подробностями, потом - скороговоркой про наказание;

- теперь встанем на позицию людей, переполненных агрессией, потерявших работу и вдобавок находящихся под давлением роскоши, которая так же щедро льется с экранов. Прибавим к этому молодежь, не имеющую четких нравственных ориентиров и также не стоящую в первых рядах на вакансии. Вакансий в связи с кризисом становится все меньше, безработных - больше;

- кризис на доходы преступности однозначно влияет положительно. Неопределенность создает мутную воду, в которой грех не половить рыбку. И до кризиса у людей хватало проблем, теперь давление еще более усилилось. Это прямой стимул к потреблению водки и наркотиков. Трудности вызывают повышенный спрос на людей, "помогающих" их разрешать. Это - богатейшее поле для развития и так уже привычной в обществе коррупции.[1]

К сожалению, в области государственного регулирования экономики, как ни в одной другой сфере, сложилась парадоксальная ситуация, когда регулятивная функция государства не согласуется с правоохранительной. Именно эта несогласованность может стать основным препятствием в развитии модернизационных процессов.

Следует отметить, что страна взяла твердый курс на модернизацию. Реализация этой стратегической задачи предполагает необходимость привлечения в экономику дополнительных инвестиций, как внешних, так и внутренних, стимулирование развития малого и среднего бизнеса, а самое главное - создание условий для его мотивационной ориентации на инновационное производство.

Осуществить задуманное невозможно без эффективного функционирования банковского сектора и "здорового" фондового рынка.

Эти факторы и определят тенденцию дальнейшего развития регулятивной функции государства в области воздействия на экономические отношения.

В корне иная ситуация с правоохранительной составляющей этой деятельности. В ней можно выделить два элемента. Первый - формирование законодательства об ответственности (уголовной, административной, гражданской) за противоправные формы поведения хозяйствующих субъектов в области экономической деятельности. Второй - применение этого законодательства.

Надо отметить, что Уголовный кодекс Российской Федерации был принят в 1996 г., т.е. 15 лет назад, в условиях иной экономической политики. В то время многие институты экономики еще не существовали или только зарождались. Соответственно, посягающие на них опасные деяния предусмотрены не были.

С другой стороны, многие экономические отношения в современных условиях уже представляют крупные подотрасли или даже отрасли экономики, где сформированы свои эффективные механизмы обеспечения их безопасности. Поэтому посягательства на них уже не представляют той степени общественной опасности, которая существовала в условиях их неразвитости. Оставление в силе старых уголовно-правовых норм, предусматривающих деяния, посягающие на такие отношения, влечет излишнюю уголовно-правовую репрессивность.

Отсюда вывод, что действующий уголовный закон, с одной стороны, характеризуется излишней криминализацией деяний, с другой - не предусматривает всего спектра новых общественно опасных деяний в сфере экономики.[2]

Необходимо отметить обусловленность совершения экономических и налоговых преступлений хозяйственной или технологической спецификой и особенностями осуществления финансово-хозяйственных операций в определенных отраслях и сферах экономики. Несмотря на очевидность этих положений, данный аспект характеристики преступлений описывается лишь некоторыми учеными[3].

Возьмем, к примеру, экономические преступления[4], под которыми понимаются общественно опасные деяния, посягающие на финансово-экономические отношения, урегулированные нормами финансового (в т.ч. налогового, валютного) права, по формированию, распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств государства, органов местного самоуправления, иных хозяйствующих субъектов[5].

Учитывая структуру правоотношений, можно предположить, что объектом преступления выступают не просто охраняемые правом общественные отношения, а их содержание - субъективные права участников: право кредитора на возврат долга; право государства на доходы лиц в виде налогов; право коммерческой организации на прибыль и т.п.

В экономических правоотношениях лица, чтобы стать его участниками, с помощью соответствующих норм права наделяются полномочиями, обязанностями и ответственностью. То есть на момент совершения преступления между участниками экономических отношений уже была установлена юридическая связь, и индивидуумы осуществляют свои действия исходя из существующих правоотношений, участвуют в них в качестве субъектов (например, государственный регистратор, предприниматель, налогоплательщик и т.п.).

Так, лицо, совершившее налоговое преступление, остается налогоплательщиком (то есть находится в плоскости налогового права), и признавать его действия недобросовестными следует исходя из НК РФ, используя правила "представления налоговой декларации", определение "финансовый год" и т.п. Кроме того, возмещение (компенсация) факта неуплаты как основания освобождения от уголовной ответственности либо смягчения наказания происходит в рамках тех же налоговых правоотношений.

Оценка подобного правонарушения осуществляется с применением норм как уголовного, так и бланкетного законодательства. То есть преступлением нарушается закрепленная, например, в финансовом праве налоговая дисциплина как система налоговых отношений, которые даже после совершения уголовно наказуемого деликта никуда не пропадают.

Рассматривая признаки объективной стороны экономических преступлений, и в частности способы, следует иметь в виду, что толкование их осуществляется по правилам и в духе позитивного, например, налогового права. Так, условием (гипотезой) применения (действия) уголовно-правовой нормы является нарушение уже сложившихся в налоговом праве отношений, один из участников которых выходит за пределы его регулирования.

Подобный подход к определению содержания экономического преступления позволяет выделить виды хозяйственных операций по тому, где и как они фиксируются, какими нормативными документами регулируются, кто является участником данного хозяйственного процесса и т.п. Указанная характеристика дает возможность оперативным работникам организовать взаимодействие с регулирующими и контролирующими органами для выявления правонарушений при проведении хозяйственных операций, осуществить оперативно-розыскные мероприятия по поиску следов преступлений.

Таким образом, специфика и особенности осуществления хозяйственных операций в определенных отраслях и сферах экономики обусловливают применение конкретных способов преступлений. Обусловленность выбора способа преступления технологическими процессами характерна для "технических" отраслей и сфер экономики, что в определенной степени относится и к финансовой сфере. Уяснение технологий финансово-хозяйственной деятельности позволяет сотрудникам правоприменительных органов планировать и осуществлять профилактические мероприятия. Знания особенностей технологии финансово-хозяйственных операций правоохранительными органами способствуют эффективному решению оперативных задач выявления преступлений в указанной сфере.

В данных оперативной информации можно встретить различные характеристики типовых схем и способов совершения экономических преступлений.

Подобные характеристики позволяют типологизировать финансово-хозяйственные операции по тем признакам, где и как они фиксируются, какими нормативными документами регулируются, кто является участником данного хозяйственного процесса и т.п. Все это дает возможность оперативным работникам организовать взаимодействие с регулирующими и контролирующими органами для выявления правонарушений при проведении хозяйственных операций, осуществить оперативно-розыскные мероприятия по поиску следов преступлений.

Анализ экономической сферы позволяет сделать вывод о необходимости изучения деятельности субъектов предпринимательской деятельности, которое включает в себя проведение финансово-хозяйственных операций, а также совершение действий, влекущих гражданско-правовые последствия, основной целью которых является хищение и (или) неуплата налогов и сборов, при одновременном отсутствии экономического смысла.

То есть участники финансово-хозяйственной деятельности предприятия, совершая экономические преступления, используют регулятивное законодательство, закрепляющее свое хозяйственное положение, для достижения вышеуказанных преступных целей. Поэтому можно предположить, что сущность экономических преступлений, а уж финансовых - точно, по своему содержанию заключается не столько в том, что они посягают на соответствующий экономический правопорядок, сколько в том, что совершаются такие преступления в рамках законной финансово-хозяйственной деятельности (форме) и с использованием такого положения[6].

Чтобы разобраться в содержании такого понятия, как "схема совершения экономического преступления", обратим внимание на пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления", где указано, что к субъектам преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. К числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера). Содеянное надлежит квалифицировать по пункту "а" части второй статьи 199 УК РФ, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика.

Иные служащие организации-налогоплательщика (организации - плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части статьи 199 УК РФ как пособники данного преступления (часть пятая статьи 33 УК РФ), умышленно содействовавшие его совершению.

Итак, применительно к сфере налогообложения можно сформулировать понятие схемы (способа) совершения налоговых преступлений - определенная последовательность действий налогоплательщиков и лиц, им содействующих, направленных на незаконное уменьшение налогового оклада, нарушая правовой предел налоговой минимизации, установленный налоговым, таможенным, гражданским законодательством и международным правом, и на избежание ответственности за противоправные деяния в сфере налогообложения путем принятия таких мер, по введению в заблуждение государственных органов о законности данной минимизации, которые разрабатываются подчас с привлечением высокопрофессиональных специалистов (юристов и аудиторов), для применения в конкретных отраслях и сферах экономики за счет использования методов сокрытия налогооблагаемых доходов и имущества, а также искажения бухгалтерской и налоговой отчетности.

Главным признаком подробных схем следует признать то, что субъекты их разработки и применения используют регулятивное (финансовое) законодательство вопреки принципам предпринимательской деятельности и экономической целесообразности, что при наличии криминообразующих признаков (общественно-опасное последствие - крупный ущерб (ст. 173 УК РФ) или предмет - крупный размер преступного посягательства (ст. 177 УК РФ)) квалифицируется нормами охранительного уголовного права.

Схема совершения экономического преступления - категория не только криминологическая и криминалистическая, но и уголовно-правовая, так как, стремясь к достижению преступного результата посредством преступных схем, лицо часто совершает не одно, а несколько преступлений, предусмотренных различными статьями УК РФ.

В настоящее время в науке уголовного права отсутствует определение сопряженности преступлений.

Если в специальной литературе, посвященной рассмотрению уголовно-правовых вопросов, авторы приблизительно одинаково по смыслу используют понятие смежных преступлений, то относительно сопряженных встречаются достаточно значительные расхождения. О.М. Попович в понятие сопряженных преступлений включает случаи совершения преступления с несколькими квалифицирующими признаками, в принципе не разделяя сопряженность в ее понимании, когда совершается несколько преступлений, образующих, к примеру, идеальную совокупность, от совершения преступления с квалифицирующими признаками, предусматриваемыми разными частями одной статьи[7].

Нарушения финансового законодательства с использованием криминальных схем следует рассматривать в системе противоправных действий (деятельности).

В данном случае следует учитывать только одну разновидность сопряженности - "внешняя сопряженность"[8] - сопряженность нарушения финансового законодательства с другими преступлениями, совершение которых связано с единой корыстной мотивацией.

Для каждого преступления характерна своя специфика. Спецификой обладают и нарушения в различных сферах экономической деятельности. Однако по-особому специфика проявляется тогда, когда то или иное преступление сопряжено с другим деянием (при совокупности составов). Наблюдения свидетельствуют о нарастании интенсивности нарушений в сфере финансов, сопряженных с другими деяниями (ст. 159, 160, 327 УК РФ).

Экономическое преступление, будучи сопряженным с другими составами, является более общественно опасным, что свидетельствует об особой эгоцентрической направленности личности преступника, предельной его криминальной развращенности. Речь идет не вообще о совокупности или просто о взаимосвязях преступлений, а о том, что нарушение финансового законодательства в таких случаях является причиной совершения других преступлений. Преступная цель экономического преступления - незаконное обогащение - корысть, и в процессе развития таких криминальных событий совершаются другие преступления. Это происходит тогда, когда нарушение, например, налогового законодательства способствует, неизбежно влечет за собой, вынуждает виновное лицо совершить еще и другие преступные действия, например мошенничество, дачу взятки, подделку документов.

Термин "сопряженность"[9] как нельзя лучше раскрывает данное явление с точки зрения внутренней связи, которая в большинстве случаев существует между финансовым преступлением и, например, хищением. Сущность данной связи кроется в субъективных признаках и причинной связи между деянием виновного в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности и нарушения норм гражданского права. Сопряженность составов этих преступлений выражается в единстве намерений и побудительных факторов.

Таким образом, сопряженность составов преступлений в сфере финансово-хозяйственной деятельности - это такой признак совокупности составов преступлений, который указывает и характеризует возникающую связь желаемых для виновного деяний, объединенных одной направленностью его умысла (в т.ч. мотивом и целью), выявление и анализ которых необходимы как для квалификации отдельных преступлений, так и для определения и применения эффективных мер противодействия нарушениям финансового законодательства[10].

Исходя из данного определения, анализа типичных схем совершения экономических преступлений, степени приближенности признаков того или иного состава к нарушениям финансового законодательства, а также вероятности их совершения в совокупности, предлагаем выделить три группы сопряженности: близкую (закономерную); среднюю (возможную) и низкую (маловероятную).

Следует отметить, что подобная классификация сопряженных составов преступлений, совершаемых в финансово-хозяйственной сфере, имеет не только теоретическое, но и практическое значение: способствует выявлению общих тенденций сопряженности, направленности преступной деятельности в данной сфере экономических отношений, выработке алгоритма оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий, разработке предупредительных мер. Выявление причин и условий, общих для преступлений в сфере финансов, позволяет предупредить совершение всей совокупности преступлений и в целом эффективнее противодействовать экономической преступности.

 

[1] Гамзиков А.Г. Преступность в период экономических потрясений // Безопасность бизнеса. 2009. N 4. С. 18 - 20.

[2] Смирнов Г.К. Об общей проблеме модернизации государственной политики в области противодействия экономической преступности // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 2. С. 35 - 39.

[3] См., например: Дворянкин О.А. и др. Противодействие появлению и пресечение распространения контрафактной продукции в книгоиздании. Материалы в помощь работникам правоохранительных органов и издателям. М.: Весь мир, 2002; Ларичев В.Д., Трунцевский Ю.В., Баграев С.П. Методика криминологического исследования налоговой преступности (вопросы совершенствования). М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2007. 187 с. (Отечественная юридическая мысль).

[4] Это преступления, посягающие на: государственные финансы и финансовый контроль (ст. 159, 160, 171.1, ч. 2 ст. 176, 194, 198 - 199.2, 285.1, 285.2, 287, ч. 3 ст. 325, 327.1); банковскую систему (ст. 172, 174, 174.1, 191); безопасность финансовой (банковской, налоговой) системы, добросовестную конкуренцию в данной сфере (ст. 183); денежное обращение (ст. 181, 185, 185.1, 187, 186, 188, 191, 192, 193); кредитную систему (ст. 176, 177); банковскую, налоговую и кредитную системы (ст. 173); налоговую и кредитную системы (ст. 195), а также различного рода финансовое мошенничество (ст. 159) (см. подробнее: Трунцевский Ю.В., Петросян О.Ш. Экономические и финансовые преступления. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2007).

[5] См.: Трунцевский Ю.В. Финансовая безопасность: понятие и виды финансовых преступлений // Вестник Финансовой академии. 2007. № 2. С. 12.

[6] Зарегистрирован хозяйствующий субъект или нет, значения не имеет, так как сама его деятельность законна, в отличие, например, от распространения наркотиков, оружия, контрафакта и т.п.

[7] См.: Попович О.М. Криминологическая характеристика групповых корыстно-насильственных преступлений и их предупреждение органами внутренних дел: Дис. канд. юрид. наук. М., 2000. С. 89.

[8] "Внутренняя сопряженность" - это сопряженность в рамках одного состава преступления, когда переплетаются квалифицированные и особо квалифицированные деяния.

[9] Сопряженный - взаимно связанный, непременно сопровождаемый чем-либо // Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986. С. 650.

[10] Есаян А.К., Трунцевский Ю.В. О понятии и признаках схем совершения финансовых преступлений // Юридический мир, 2008, № 2.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (01.05.2017)
Просмотров: 180 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2025
Сайт создан в системе uCoz


0%