Среда, 27.11.2024, 09:49
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Деятельность полиции по предупреждению экономических преступлений

Основная тяжесть по обеспечению экономической безопасности ложится на органы внутренних дел, и приоритетная роль в предупреждении экономических преступлений принадлежит подразделениям полиции.

В системе подразделений полиции функциями по противодействию экономическим преступлениям наделены подразделения по борьбе с экономическими преступлениями[1], возглавляемые Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации[2].

Сотрудники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями:

- выявляют причины и условия совершения преступлений в сфере экономики. Вносят предложения по своевременному информированию органов государственной власти, органов местного самоуправления, иные уполномоченные органы, а также собственников имущества о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений в сфере экономики;

- проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступления в сфере экономики, принимают к ним меры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- осуществляют ежемесячный анализ состояния экономической преступности и принимают в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений в различных сферах экономики;

- поддерживают взаимодействие с сотрудниками подразделений уголовного розыска по установлению лиц, занимающихся преступной деятельностью в сфере экономики. Используют имеющуюся у них оперативную информацию в работе по пресечению противоправной деятельности таких лиц;

- осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и разобщению организованных преступных групп или преступных сообществ, действующих в сфере экономики;

- участвуют в освещении средствами массовой информации деятельности и результатов работы подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям.

Эффективность предупреждения экономических преступлений обеспечивается высококачественной информационно-аналитической деятельностью, наличием научно обоснованных прогностических оценок высокой достоверности; ОВД, в частности, следует оценивать следующие показатели:

- действительный уровень и тенденции криминального бизнеса, как паразитирующего на легальной экономике, так и выражающегося в нелегальной экономической деятельности;

- доля в нем преступных сообществ;

- сравнительную интенсивность совершаемых мошенничеств по сферам и территориям.

Объектами предупредительной деятельности органов внутренних дел являются:

- негативные явления и процессы, способствующие совершению конкретных экономических и налоговых преступлений или облегчающие их совершение;

- юридические лица и граждане, в отношении которых органами внутренних дел в соответствии с законодательством принимаются меры по обеспечению соблюдения ими установлению правил, нормативов и стандартов;

- лица, замышляющие или подготавливающие преступления;

- лица, в отношении которых органами внутренних дел осуществляется контроль за их поведением в предусмотренных законом случаях;

- лица с устойчивым противоправным поведением;

- лица, привлекаемые к ответственности за совершение преступлений, а также являющиеся подозреваемыми или обвиняемыми в совершении преступлений, если уголовное дело прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам, а равно лица, в отношении которых в возбуждении уголовного дела отказано по этим же основаниям;

- лица, являющиеся потенциальными и реальными жертвами преступлений вследствие своего возраста, поведения, образа жизни, физических, психических или психологических особенностей, социально-ролевых установок.

С позиции предупреждения экономических преступлений следует рассмотреть меры уголовно-правового воздействия, в частности нормы с "двойной превенцией". Учитывая, что для каждого вида тяжких преступлений имеется собственный "набор" таких норм[3], выделим их.

Анализ действующего уголовного законодательства показывает, что функцию норм с "двойной превенцией", применительно к хищениям чужого имущества, совершаемых путем мошенничества, могут выполнять несколько статей УК РФ, к которым относятся, например, ст. ст. 174, 175, 181, ч. 1 ст. 188, 191, 192 - 199 и другие нормы, закрепленные в главах 21, 22, 23 и 30 УК РФ, предоставляющие возможность правоохранительным органам влиять на определенные экономические и финансовые условия совершения рассматриваемых преступлений.

Так, применение ст. ст. 201, 202, 204, 285, 286, 288 - 293 УК РФ может оказать предупредительное воздействие на мошенничество с использованием должностного и служебного положения; ст. ст. 294 - 296, 315, 316, 325, 327 УК РФ преступлениях против правосудия и порядка управления в некоторых случаях позволяют правоохранительным органам нейтрализовать усилия организованного финансового мошенничества.

В уголовный закон ФЗ от 27.07.2006 № 153-ФЗ была возвращена конфискация имущества в виде иной меры уголовно-правового характера (глава 15.1 "Конфискация имущества" УК РФ) - это принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения ряда преступлений (только тяжких и особо тяжких, совершенных из корыстных побуждений). Изъятие имущества производится безвозмездно, т.е. бывший собственник не получает и не имеет права на получение компенсации за изъятое имущество, за исключением тех случаев, когда имела место отмена приговора, либо в случаях применения законов, имеющих обратную силу, либо в случаях реабилитации осужденного, либо при амнистии, если приговор в части конфискации имущества не был исполнен.

С правовой точки зрения специальная конфискация в полной мере решает вопросы противодействия финансовому мошенничеству и сопутствующим ему экономическим преступлениям: все предметы, нажитые преступным путем, деньги и иные ценности, полученные в результате совершения преступления, изымаются у виновного в совершении преступления лица по приговору суда и не способны далее удовлетворять нужды осужденного. Указанные ценности конфискуются потому, что не принадлежат ему и у лица нет правовых оснований для обладания указанными ценностями. Таким образом, специальная процессуальная конфискация направлена на восстановление существующего положения (в случае возврата ценностей их законному владельцу), а если это невозможно, то государство берет на себя роль распоряжения указанными ценностями.

Конфискации подлежит только то, что являлось орудием совершенного преступления, а также имущество, нажитое криминальным путем. Все имущество, нелегальное происхождение которого следствие доказать не смогло, оставалось у наказуемого. В то же время ограничение в один миллион рублей, наложенное на размер штрафа, зачастую лишало судей возможности заставить преступника полностью возместить нанесенный его действиями ущерб. Конфискации подлежит имущество, использованное для совершения преступления, нажитое с помощью уголовной деятельности, а также прибыль и доходы, полученные от его применения. В список потенциального конфиската попадают и средства, которые направлены на финансирование преступной и террористической деятельности, и состояние, переданное другому лицу в случае, если это лицо могло догадываться о незаконном происхождении имущества.

В сфере экономических преступлений конфискация применяется по следующим статьям: ч. ч. 3 и 4 ст. 184 "Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов"; ст. 186 "Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг"; ст. 187 "Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов"; ст. 188 "Контрабанда" и ст. 189 "Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники".

Конфискация осуществляется в отношении имущества, использованного для совершения преступления, нажитого с помощью уголовной деятельности, а также прибыли и доходов, полученных от его применения:

- денег, ценных бумаг или иного имущества, переданных в целях оказания влияния на результаты указанных соревнований, а равно услуг имущественного характера, предоставленных в тех же целях (ч. 3 ст. 184);

- денег, ценных бумаг или иного имущества, услуг имущественного характера (ч. 4 ст. 184);

- банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте (ст. 186);

- поддельных кредитных либо расчетных карт, а также иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами (ст. 187);

- товаров или иных предметов (ст. 188);

- сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ либо услуг (ст. 189).

Современная концепция документирования экономического преступления должна быть основана на строго разработанной методике по комплексному анализу признаков, позволяющих выявлять и фиксировать факты совершения определенного вида преступления, собранных в результате многоплоскостного анализа достаточно большего числа данных.

В науке криминалистике факты совершения преступлений определяются их признаками, показателями, симптомами или индикаторами - своего рода "красными флажками", которые ассоциируются с конкретным преступлением.

В основе формирования модели данных о признаках и наиболее характерных способах экономических преступлений должны лежать признаки, имеющие симптоматическое или индикативное значение, а также признаки, обладающие процессуальным (доказательственным) значением.

Получение повторяющихся индикативных признаков возможно путем применения метода оперативно-экономического анализа.

Так, в журнале "Учет. Налоги. Право" были опубликованы 109 признаков неблагонадежности компании в глазах налогового инспектора (отдельно - признаки, выявляемые на этапе регистрации компании; признаки, выявляемые на этапе постановки компании на налоговый учет; признаки, выявляемые в ходе деятельности компании)[4], когда выявление любого из указанных признаков означает внесение компании в список юридических лиц, контролируемых в первую очередь (ЮЛ-КПО). Одновременно туда заносятся все ее учредители.

Анализ правоохранительными органами признаков экономического преступления осложняется отсутствием специальных познаний у сотрудников подразделений полиции и слабостью оперативных позиций, не позволяющих в полной мере не только влиять на оперативную обстановку в экономической системе и даже отслеживать многие криминогенные процессы.[5]

В этой связи в предупредительной деятельности экономического преступления большое значение должно быть уделено исследованию "признаков-симптомов", для чего необходимо выработать концепцию и методику мониторинга по выявлению и анализу признаков-симптомов, организовать обучение следователей и сотрудников оперативно-розыскных подразделений ОВД основам мониторинга, базирующегося на анализе признаков-симптомов.

 

[1] Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 250 "Вопросы организации полиции" // Собрание законодательства РФ. - 07.03.2011. - № 10. - Ст. 1336.

[2] Приказ МВД России от 18.07.2011 N 847 дсп "Об утверждении Положения о Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации"

[3] Отмеченный "набор" может меняться в зависимости от изменений социально-экономических факторов в регионе.

[4] По материалам журнала "Учет. Налоги. Право". 2007. N 8.

[5] Карпович О.Г. Некоторые особенности специально-профилактических мероприятий по предупреждению экономических преступлений // Безопасность бизнеса. 2011. N 1. С. 35 - 40.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (03.05.2017)
Просмотров: 260 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%