Организация работы органов государственного управления по реализации арестованного и принудительно изъятого имущества основывается на следующих основных нормативно-правовых документах:
- Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (ред. от 29.03.2011)[1];
- Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007г. №229-ФЗ;[2]
- Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.0.1998г. №135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ)[3];
- Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.1997г. №118-ФЗ[4];
- Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» от 13 октября 2004 г. №1316[5].
В соответствии с Положением, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства экономического развития Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его утилизацию (уничтожение).[6]
При организации реализации арестованного и принудительно изъятого имущества Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ФАУГИ) взаимодействует с Федеральной службой судебных приставов. Без взаимодействия с указанной службой нет эффективно организованной системы по реализации арестованного и принудительно изъятого имущества.
ФССП России является единственным уполномоченным органом государственной исполнительной власти, осуществляющим принудительное исполнение судебного решения. Служба обеспечивает правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с федеральным законом «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Вся деятельность ФССП направлена на достижение конечной цели исполнительного производства - быстрое и реальное исполнение судебных и других актов. Для достижения указанной цели судебный пристав-исполнитель осуществляет принудительное исполнение в пределах полномочий, которыми наделило его государство.
В случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее указанной организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится, в следующей очередности:
1) в первую очередь - на движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе на ценные бумаги (за исключением ценных бумаг, составляющих инвестиционные резервы инвестиционного фонда), предметы дизайна офисов, готовую продукцию (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий;
2) во вторую очередь - на имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;
3) в третью очередь - на недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;
4) в четвертую очередь - на непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и на участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда.[7]
В исполнительном праве важный для правоприменительной практики вопрос об основном субъекте исполнительных правоотношений – органе исполнения – решается неоднозначно. Неоднозначное понимание проблемы, кого считать органом исполнения – судебного пристава-исполнителя, службу судебных приставов-исполнителей или ее подразделение, не позволяет четко определить обязательный субъектный состав основного исполнительного правоотношения и вытекающего из него возможного судебного спора. Соответственно, не ясно, кто несет ответственность за порядок передачи арестованного и принудительно изъятого имущества для дальнейшей его реализации Федеральному агентству по управлению государственным имуществом. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не прописывает обязанности ФССП в части реализации арестованного и принудительно изъятого имущества.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 1316 от 13 октября 2004 г. «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» сказано, что Федеральная служба судебных приставов организует в соответствии с законодательством Российской Федерации хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества. Кроме того, в судебной практике рассмотрение всех исков, связанных с реализацией арестованного имущества, начинается с констатации факта исполнительного производства, и все действия судебного пристава-исполнителя по реализации арестованного имущества рассматриваются в контексте исполнения исполнительных документов.
Реализация прав и применение ответственности в исполнительном производстве должны быть наименее зависимыми от субъективных факторов, а потому перед участниками исполнительного производства в качестве органа исполнения должен выступать государственный орган, а его должностные лица (судебные приставы-исполнители) несут ответственность уже перед государством в лице службы судебных приставов-исполнителей.
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не включает статьи по взаимодействию с другими органами государственной власти, в частности с ФАУГИ, занимающимся реализацией указанного имущества.
При этом взаимодействие Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляется по следующим вопросам:
- по организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество;
- по вопросам, связанным с передачей на реализацию имущества, реализацией имущества, учетом и распределением средств, полученных от реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество,
- по вопросам осуществления контроля за соблюдением порядка реализации арестованного имущества.
Таким образом, федеральный закон «Об исполнительном производстве» не регламентирует факт взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Существенной недоработкой указанного закона является отсутствие нормативных правил данного взаимодействия.
Кроме того, термин «специализированные организации» в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» прямо не раскрывается. Вместе с тем, в соответствии со ст. 54 Федерального закона "Об исполнительном производстве", специализированными признаются организации, осуществляющие продажу имущества должника, арестованного судебными приставами-исполнителями. Это подтверждается и уставом Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, где основными задачами являются «создание эффективной системы продажи имущества и создание условий для эффективного функционирования системы принудительного обращения взысканий».
Понимание статуса специализированной организации ст. 54 Федерального закона «Об исполнительном производстве»[8], осуществляющей продажу арестованного имущества, хорошо на юридическом уровне согласуется с основными задачами Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Но в задачи и функции ФАУГИ не входит реализация арестованного имущества в широком смысле, как было показано выше. В широком определении реализация арестованного имущества полностью находится в компетенции Федеральной службы судебных приставов.
Оценка арестованного имущества - один из важных участков практики реализации, поскольку от него зависит последующая результативность мер исполнения судебных и административных решений. Трудности оценки арестованного имущества связаны с его многообразием, противоречиями и пробелами действующего законодательства, а также состоянием рынка оценочных услуг.
Проявление проблем в оценке арестованного имущества выражается в обширной судебной практике по данной тематике. Не менее 50% отчетов об оценке арестованного имущества оспариваются в суде. В основном, это иски о несогласии должника или взыскателя с произведенной оценкой, по оспариванию заниженной оценки арестованного имущества.
В настоящее время процедура оценки арестованного имущества должника, как и большинство иных процедур исполнительного производства, имеет комплексное правовое регулирование. Основными нормативными актами здесь выступают Федеральный закон «Об исполнительном производстве»[9] (ст. 52) и Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»[10].
Имущество, взысканное с должников, поступает для реализации в ФАУГИ в оценке стоимости, определенной судебными приставами, стоимостью до 30 тыс.руб., либо в оценке, проведенной специализированной компанией. Законом «Об исполнительном производстве» установлено, что судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества, а вместо второго основания, сформулировано недостаточно определенно: «если оценка отдельных предметов является затруднительной», предложен вполне понятный и исчерпывающий перечень случаев, - когда оценке подлежит:
- недвижимое имущество;
- ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);
- имущественные права (за исключением дебиторской задолженности, нереализуемой на торгах);
- драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий;
- коллекционные денежные знаки в рублях и иностранной валюте;
- предметы, имеющие историческую или художественную ценность.
На практике оценка именно этих видов имущества чаще всего и вызывает трудности у судебных приставов-исполнителей.
Кроме вышеуказанных случаев, согласно Закону об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика, когда оценке должно быть подвергнуто любое имущество, стоимость которого по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей. [11]
Оценка арестованного и принудительно изъятого имущества осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.0.1998г. №135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ)[12].
Требования Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»[13], предъявляемые к субъектам оценочной деятельности, являются своего рода гарантией того, что профессиональные оценщики обладают тем уровнем знаний, который необходим для осуществления квалифицированной оценки арестованного имущества. Поэтому указанное уточнение в Законе об исполнительном производстве 2007 г. представляется вполне обоснованным и соответствующим современным реалиям.
Кроме того, правило о возможности привлечения для оценки арестованного имущества исключительно профессионального оценщика автоматически указывает на вид стоимости объекта оценки, который должен быть использован в данном случае. На профессиональных оценщиков распространяются требования Закона об оценке, где указано, что, в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта (ст. 7).
Ч. 1 ст. 85 Закона об исполнительном производстве 2007 г. гласит: «Оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации»[14]. Наблюдается сохранение общего правила, согласно которому, во-первых, оценка имущества должника производится судебным приставом-исполнителем, а во-вторых, оценка производится по рыночным ценам. Таким образом, законодатель остался на прежней позиции, согласно которой на отношения, возникшие в связи с оценкой арестованного имущества судебным приставом-исполнителем, не распространяется действие требований Закона об оценке.
Действующее законодательство предусматривает две различные ситуации:
1) установление стоимости имущества и
2) определение рыночных цен[15].
Отношения, возникающие в связи с установлением стоимости имущества, входят в сферу регулирования Закона об оценке, где под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости (ст. 3). В этом случае субъект оценки, применяя различные подходы к оценке, исследует непосредственно имущество с целью установления одного из видов стоимости.[16]
Определение же рыночной цены предполагает совершенно иной предмет и методы исследования. В качестве предмета выступает открытый рынок и совершенные на нем сделки с идентичным (однородным) имуществом; используется при этом преимущественно метод сравнений (кроме этого, может быть использован также метод цены последующей реализации и пр.).
Очевидно, что для судебного пристава-исполнителя (не обладающего специальными знаниями в области оценки имущества, не владеющего техникой применения подходов к оценке имущества) более приемлемым и доступным является механизм определения рыночной цены, который основан на простом сопоставлении цен продаж идентичного (однородного) имущества на открытом рынке, сформировавшемся в определенных территориальных и временных границах.
Таким образом, согласно Закону об исполнительном производстве 2007 г. судебный пристав-исполнитель, производящий оценку арестованного имущества без привлечения специалиста-оценщика, не обязан руководствоваться Законом об оценке (но это не означает, что судебный пристав-исполнитель не вправе использовать его в своей работе). Соответственно, сохраняется и сложившаяся на сегодняшний день практика: судебный пристав-исполнитель при оценке арестованного имущества может ориентироваться на сложившиеся в регионе цены на аналогичные товары (для этого используется информация, публикуемая Федеральной службой государственной статистики, торговыми домами, биржами, а также данные, содержащиеся в ежемесячном статистическом бюллетене «Индексы цен и тарифов», в различных ценовых журналах и в частных газетных объявлениях)[17].
Недостатки в вопросах оценки арестованного имущества инициируют много прецедентов в судебной практике. Практика показывает, что судебный пристав-исполнитель может достаточно правильно оценить товары народного потребления, имущество физических лиц, имеющее бытовое назначение, несложную оргтехнику. Во всех же остальных случаях для проведения оценки стоимости имущества, имущественных прав (дебиторской задолженности) согласно ст. 41 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель привлекает специалистов-оценщиков, имеющих соответствующую лицензию на осуществление оценочной деятельности[18]. Работа оценочных компаний вызывает много нареканий, как у судебных приставов-исполнителей, так и Федерального агентства по управлению государственным имуществом. По нашему мнению, отчасти это связано с противоречиями действующего законодательства и несоответствием условий Федеральных законов «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и «Об исполнительном производстве».
Кроме того, имущество, передаваемое на реализацию, специфично, не только степенью износа и рядом иных качеств, но и тем, что реализуется оно в принудительном порядке, то есть без согласия должника, а иногда при явном его противодействии. Эти обстоятельства не учитываются Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"[19], условия которого сформулированы для свободного гражданского оборота.
Таким образом, в нормативно-правовой базе по реализации арестованного и принудительно изъятого имущества отсутствуют положения, четко регламентирующие взаимодействие ФАУГИ и ФССП, права и обязанности каждой и сторон в процессе реализации имущества, отсутствуют подзаконные нормативные акты, регламентирующие порядок оценки арестованного и принудительно изъятого имущества.
[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (ред. от 29.03.2011) «Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 12.
[2] Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Российская газета. 2007. 6 октября.
[3] Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. 1998. 6 августа.
[4] Федеральный закон от 21.07.1997г. №118-ФЗ «О судебных приставах» // Российская газета. 1991. 22 июля.
[5] Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. №1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. № 20.
[6] Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (ред. от 29.03.2011) «Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 12.
[7] Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Российская газета. 2007. 6 октября.
[8] Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Российская газета. 2007. 6 октября.
[9] Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Российская газета. 2007. 6 октября.
[10] Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. 1998. 6 августа.
[11] Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Российская газета. 2007. 6 октября.
[12] Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. 1998. 6 августа.
[13] Там же.
[14] Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Российская газета. 2007. 6 октября.
[15] Михалев И.Ю. Вопросы оценки имущества должника в исполнительном производстве // Закон. 2007. № 5. С. 104-106.
[16] Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. 1998. 6 августа.
[17] Никифоров А.В. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» (постатейный). М.: РИОР, 2012. С. 76.
[18] Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Российская газета. 2007. 6 октября.
[19] Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. 1998. 6 августа.
|