Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ФАУГИ) организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его утилизацию (уничтожение).[1]
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах"[2].
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на подготовку заключений по отчетам оценщиков в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)"[3], а также осуществляет полномочия собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в части реализации арестованного и принудительно изъятого имущества:
- организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его утилизацию (уничтожение);
- заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество;
- осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства, его территориальных органов и подведомственных учреждений, и финансовое обеспечение возложенных на Агентство функций;
- осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов Агентства и подведомственных организаций;
- привлекает на конкурсной основе юридических лиц для продажи приватизируемого федерального имущества, а также физических и юридических лиц - для реализации в установленном порядке иного имущества (включая арестованное и принудительно изъятое имущество).
ФАУГИ получает и перечисляет в установленном порядке денежные средства, полученные в результате реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также в результате реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обращение взыскания на недвижимое имущество как мера принудительного исполнения, состоит из ареста недвижимости и последующей ее реализации, подчиняется общим правилам исполнительного производства. Вместе с тем здесь имеется ряд особенностей, определяемых правовыми характеристиками недвижимости как объекта гражданского оборота, которые регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Так согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Кроме того, к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (искусственные спутники земли, космические корабли, орбитальные станции и т.п.). Отнесение данных вещей к разряду недвижимого имущества обусловлено высокой стоимостью данных вещей, что обусловливает необходимость повышенной надежности их правового режима. Это выражается в том, что возникновение, переход, ограничение и прекращение права собственности на недвижимое имущество происходит в особом порядке, который обычно требует обязательного соблюдения письменной формы и государственной регистрации.[4]
В той же статье ГК предусмотрено, что законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Например, законодатель в ст. 1 Закона «Об основах федеральной жилищной политики» относит к объектам недвижимого имущества квартиры, элементы инженерной инфраструктуры и т.п.
Существует различие между терминами «реализация» и «продажа», которая не прописана в Гражданском кодексе, в связи с чем возникают проблемы в определении статуса имущества, которое подлежит продаже как принудительно изъятое у его собственника по тем или иным причинам. В соответствии с Гражданским кодексом реализация арестованного имущества включает в себя полностью весь процесс обращения принудительного взыскания на имущество должника: арест (опись), изъятие имущества; оформление и передача имущества на ответственное хранение; оформление и передача на продажу; продвижение арестованного имущества на рынки - реклама и другие действия; организация и проведение торгов недвижимого имущества; продажа арестованного имущества; контроль и утверждение затрат на реализацию; движение денежных средств от продавцов арестованного имущества на депозитные счета, а затем взыскателю; возврат нереализованного имущества. Кроме указанных процедур к реализации арестованного имущества относится комплекс юридических и управленческих функций: организация взаимодействия участников реализации; контроль соблюдения законности; привлечение специалистов; заключение и ведение договоров со специализированными организациями и специалистами; учет и контроль движения арестованного имущества в процессе реализации; фиксация в юридических документах стадий прохождения имущества; статистический учет; бухгалтерский учет; учет и контроль движения финансовых потоков; сбор и обработка информации для работы со сторонами исполнительного производства и заинтересованными лицами; завершение исполнительных производств, если имущество не реализовано; архивирование и хранение документации по реализации[5].
Таким образом, реализация арестованного имущества - это комплекс юридических, управленческих, финансовых, учетных и маркетинговых функций, ответственность за исполнение и оформление которых в соответствии с нормами действующего законодательства возложена на судебных приставов-исполнителей и должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (территориальных органов).
Поэтому реализация арестованного имущества является составной и неотъемлемой частью (стадией) принудительного исполнения исполнительных документов и находится в компетенции Федеральной службы судебных приставов и соответственно регламентируется федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Продажа арестованного имущества - составная часть реализации, и ей должны заниматься, как это и определено ст. 54 Федерального закона "Об исполнительном производстве", специализированные организации. Продажа имущества - более узкое понятие, чем реализация, по сути - это коммерческий процесс, включает в себя комплекс операций и действий с того момента, когда имущество должника, арестованное, изъятое и оформленное в юрисдикционных документах, передано на продажу в целях исполнения решений судов и иных органов.
В соответствии со ст. 52 УК РФ конфискация имущества - это принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. На каждый судебный акт должен выдаваться исполнительный лист, принудительным исполнением которого обязана заниматься Федеральная служба судебных приставов. Только этот установленный ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве" порядок позволяет соблюсти права и законные интересы сторон исполнительного производства, как должника, так и взыскателя - государства. Учитывая изложенное, а также положения ст. ст. 62, 64 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, после вступления приговора суда в законную силу суд для исполнения направляет исполнительный лист с соответствующими приложениями судебному приставу-исполнителю. Аналогичные правила определены и гражданским процессуальным законодательством (ст. 428 ГПК РФ)[6].
Арест и изъятие имущества должника, его подготовка к продаже и передача на продажу, осуществление расчетов с взыскателями, возврат нереализованного имущества, статистический, бухгалтерский и финансовый учет движения материальных и финансовых потоков в реализации, информационные функции, работа со сторонами исполнительного производства в процессе реализации – функции не возложенные на ФАУГИ. Они выполняются и контролируются Федеральной службой судебных приставов (ФССП) согласно 118-ФЗ «О судебных приставах»[7] и 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»[8].
Федеральная служба судебных приставов - орган исполнительной власти, осуществляющий взыскание задолженностей, в том числе и принудительное; ФАУГИ - государственное специализированное учреждение, которое создает условия для эффективного функционирования системы принудительного обращения взыскания. В соответствии с формулировками действующего законодательства, Федеральная служба судебных приставов выполняет все функции по реализации арестованного имущества, в том числе правоприменительные и правоохранительные: устанавливает и контролирует порядок реализации, соблюдение законности и несет установленную законом ответственность за выполнение вмененных ей функций. ФАУГИ занимается продажей арестованного имущества и организует взаимодействие специализированных организаций на горизонтальном уровне[9].
Специализированные организации - комиссионеры и агенты являются активными субъектами рынка. Эти коммерческие организации-посредники получают арестованное имущество (движимое и недвижимое, ценные бумаги, дебиторскую задолженность) без передачи прав собственности и продают его конечным потребителям - покупателям.
Конечные результаты работы судебных приставов по принудительному взысканию в обеспечение судебных исков и актов других органов напрямую зависят от реализации имущества, арестованного судебными приставами-исполнителями. Поэтому основные проблемы реализации арестованного и принудительно изъятого имущества связываются с уровнем показателей по приведению в действие исполнительных документов.
По данным центрального аппарата ФССП России в 2010 - 2011 гг. общая стоимость имущества, переданного на реализацию, составила 2,8 - 2,9% от суммы, фактически подлежащей взысканию (в 2009 г. этот показатель составлял 0,32%). В целом по России произведено 218 тыс. арестов, арестовано имущество на общую сумму 30 млрд. руб. В среднем накладывался один арест на 76 исполнительных производств, находящихся на исполнении.[10]
По данным ФАУГИ объем реализованного имущества в 2011 г. составил 6,2 млрд. руб. (44% от переданного на реализацию имущества). Эффективность работы (по определению ФАУГИ: отношение объемов реализованного имущества к разности объемов переданного на реализацию и отозванного имущества) достигла 57%, иначе 57% имущества, реально выставленного на продажу, нашло своего покупателя. Таким образом, не было реализовано в виду отсутствия спроса или завышенной оценки 43% имущества (по итогам 2010 года этот показатель составил 31%).[11]
Во многих публикациях отмечаются участившиеся случаи возврата нереализованного имущества. С точки зрения ФССП, территориальные управления Росимущества, заинтересованы, в первую очередь, в получении определенных коммерческих выгод и получении на реализацию высоколиквидного имущества, и поэтому не принимают всех необходимых мер по реализации малоликвидного и неликвидного имущества, в результате значительная часть такого имущества возвращается нереализованной. При этом реализация низколиквидного и неликвидного имущества в обращении взыскания иногда является единственно возможным способом погашения имеющейся у должника задолженности.
Территориальными отделениями ФАУГИ на местах не принимается весь комплекс необходимых мер к реализации таких видов имущества. В регионах имеется наличие большого количества возвращенного имущества, по причине признания торгов несостоявшимися как по вине судебных приставов-исполнителей из-за неправильно произведенной предварительной оценки, так и по причине невостребованности имущества специализированными организациями.
По мнению предпринимателей, причины возврата нереализованного имущества - в асинхронизации действий участников реализации. Все исполнительное производство может длиться не более двух месяцев, если оно не приостанавливалось. У территориального отделения ФАУГИ требование: объявить о конкурсе не позднее чем за месяц до начала этого конкурса.[12] Зачастую складывается ситуация, когда территориальный орган ФССП России не успевает передать материалы территориальному отделению ФАУГИ, поскольку они даже теоретически не пройдут конкурс по срокам. И даже если документы переданы, все равно возникают проблемы. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом имеет большое количество поверенных, и большой период времени проходит при распределении дел по поверенным. И самое неприятное: по истечении исполнительного срока, если ФАУГИ не удается продать имущество (а это происходит в большинстве случаев), по всем кредиторам в Законе об исполнительном производстве действует одна и та же формула, а именно: судебный пристав-исполнитель обязан в этом случае предложить данное имущество кредитору. Но доходы в бюджет принимаются только в денежной форме, и предприниматель, естественно, не может забрать такое имущество. Исполнительное производство прекращается, начинается новый круг. Все это понижает результативность коммерческой деятельности.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом также считает, что объем имущества, снятого с реализации, серьезно влияет на результаты работы. За первое полугодие 2012 года он составил 7 млрд. руб., из которых имущество на 2,5 млрд. руб. было отозвано судебными приставами-исполнителями, а остальная часть снята с реализации по причине неликвидности. В целом это составляет 39% от имущества, переданного на реализацию, по сравнению с прошлым годом динамика положительная, этот показатель снизился с 53%.[13] Между тем доля неликвидного имущества по-прежнему остается очень большой. Основная причина, по мнению ФАУГИ, - неправильное определение стоимости арестованного имущества.
Недостатки в вопросах оценки арестованного имущества инициируют много прецедентов в судебной практике. Практика показывает, что судебный пристав-исполнитель может правильно оценить товары народного потребления, имущество физических лиц, имеющее бытовое назначение, несложную оргтехнику. Во всех же остальных случаях для проведения оценки стоимости имущества, имущественных прав (дебиторской задолженности) согласно ст. 41 ФЗ «Об исполнительном производстве»[14] судебный пристав-исполнитель привлекает специалистов-оценщиков, имеющих соответствующую лицензию на осуществление оценочной деятельности. Работа оценочных компаний вызывает много нареканий, как у судебных приставов-исполнителей, так и Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом исключительно наделено функциями по реализации арестованного и конфискованного имущества. Это создало очень существенную проблему в части реализации арестованного имущества. По сути, Правительством Российской Федерации ограничивается конкуренция на рынках реализации арестованного имущества и определен монопольный реализатор - территориальное отделение ФАУГИ.[15] В связи с этим Федеральное агентство по управлению государственным имуществом должно обеспечить наличие в местностях, где арестовано имущество, своих поверенных.
Наличие одной специализированной организации в регионе осложняет работу в части отсутствия выбора условий, предлагаемых специализированными организациями в условиях совершенной конкуренции. Территориальные отделения ФАУГИ и специализированные организации, как правило, располагаются в областных центрах и не охватывают в своей деятельности отдаленных районов и областей. Возникают проблемы с передачей специализированным организациям арестованного имущества, ограниченного в обороте (алкогольная и спиртосодержащая продукция и т.п.), реализация которого возможна только при наличии специального разрешения - лицензии. Имеют место случаи отказа специализированной организации принимать арестованное имущество на реализацию по данному основанию, что значительно затрудняет исполнение судебных решений и актов других органов. Затрудняет процесс реализации отсутствие лицензий у специализированных организаций на реализацию драгоценных металлов, оружия, алкоголя.
Большую группу проблем образует организация процесса реализации и коммуникации между участниками реализации, что отмечается и со стороны ФССП России, и со стороны ФАУГИ. Не четко функционирует организация работы судебных приставов-исполнителей с ФАУГИ и со специализированными организациями, обеспечивающая продуманный порядок и четкое взаимодействие участников, прозрачность процесса по оценке, хранению и реализации арестованного имущества.
В деятельности территориальных управлений Росимущества наблюдаются следующие основные проблемы реализации имущества по исполнительному производству:
- правовое регулирование реализации отдельных видов имущества, таких как скоропортящееся имущество, алкогольная продукция и спиртосодержащие жидкости, оружие, древесина и ряд других;
- проведение конкурсного отбора оценочных организаций;
- оценка имущества по балансовой стоимости;
- неурегулированность последующей уценки имущества;
- высокий уровень отзыва имущества с реализации.
В связи с этим ФАУГИ в предлагаются следующие действия:
- создание на основе предметного анализа оптимальной схемы движения заявок (постановлений) на реализацию имущества;
- обеспечение надлежащего совместно с ФССП контроля за процессом реализации имущества;
- усиление мер по сохранности имущества, снижение рисков его утраты или гибели;
- организация совместного с ФССП контроля за соблюдением установленных сроков реализации имущества и перечисления в территориальный орган ФССП вырученных от реализации денежных средств;
- создание единой с ФССП базы данных и формы отчетности.
[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (ред. от 29.03.2011) «Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 12.
[2] Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Российская газета. 1995. 27 декабря.
[3] Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №212-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета. 2002. 28 октября.
[4] Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред.от 27 декабря 2009г.) // Российская газета. 1994. 8 декабря; Российская газета. 2010. 24 января
[5] Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред.от 27 декабря 2009г.) // Российская газета. 1994. 8 декабря; Российская газета. 2010. 24 января
[6] Гражданский процессуальный кодекс от 14 ноября 2002 г. // Российская газета. 2002. 16 ноября.
[7] Федеральный закон от 21.07.1997г. №118-ФЗ «О судебных приставах» // Российская газета. 1991. 22 июля.
[8] Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Российская газета. 2007. 6 октября.
[9] Анохин В.С. Принудительная продажа имущества и дебиторской задолженности как способы исполнения судебных решений // Арбитражная практика. 2008. № 2. С. 12.
[10] www.fssprus.ru
[11] www.ca.rosim.ru
[12] Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Российская газета. 2007. 6 октября.
[13] www.ca.rosim.ru
[14] Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Российская газета. 2007. 6 октября.
[15] Береснев А. Арест имущества должника в свете нового законодательства // Журнал для акционеров. 2012. № 4. С. 28.
|