Второй вид - специальная дисциплинарная ответственность, она распространяется на определенный круг работников, законодательно закрепленный: судей, прокуроров, следователей, государственных служащих, работников ряда отраслей, подпадающих под действие уставов и положений о дисциплине. В соответствии со ст. 192 ТК РФ федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания, кроме «стандартных» (замечания, выговора, увольнения).
Специальная дисциплинарная ответственность отличается от общей по «следующим признакам: 1) кругу лиц, подпадающих под ее действие; 2) мерам дисциплинарного взыскания; 3) кругу лиц и органов, наделенных правом применять взыскания; 4) по порядку применения и обжалования взысканий. Одним из её видов является ответственность по уставам и положениям о дисциплине. Она распространяется на работников соответствующей отрасли народного хозяйства, которые выполняют в ней основные, профилирующие работы, а также на работников центрального аппарата».[1] Эти нормы определяют круг работников и указывают должностных лиц, правомочных налагать дисциплинарные взыскания.
Рассмотрим «процессуальный порядок» привлечения к специальной дисциплинарной ответственности - дисциплинарное производство. «Дисциплинарное производство: регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов дисциплинарной власти по применению дисциплинарных взысканий. Нормы о дисциплинарном производстве — это процессуальная форма, использование которой позволяет эффективно осуществить материально-правовые нормы дисциплинарной ответственности».[2] Главным источником его правового регулирования, является Трудовой кодекс РФ, где закрепляющий в главе 29 основные процессуальные нормы, упорядочивающие производство по привлечению к дисциплинарным взысканиям в сфере различных трудовых отношений (производство, учеба, государственная и муниципальная служба, военная служба, служба в правоохранительных органах). Но как мы отмечали ранее, в определенных отраслях народного хозяйства и государственных служб вопросы, касающиеся производства по привлечению к дисциплинарной ответственности, регулируются ведомственными нормативно-правовыми актами, например: «Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота РФ»; «Дисциплинарный устав таможенной службы РФ» и другие.
Правовед Ершова Е.А. выделяет четыре основные задачи дисциплинарного производства: «1.всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дисциплинарного проступка или нарушения дисциплины; 2.принятие в соответствии с законом решения о применении к виновному дисциплинарного взыскания; 3.обеспечение исполнения принятого решения; 4.выявление и устранение причин и условий, способствовавших нарушению дисциплины». [3]
И исходя из анализа правовых норм, теоретических положений о процессуальной деятельности по привлечению к дисциплинарной ответственности предлагает дисциплинарное производство разделить на простое или сложное. Простое включает в себя: возбуждение дела и принятие решения о привлечении к дисциплинарной ответственности и исполнение принятого решения. Как правило оно имеет место: «в случаях, не требующих дополнительной проверки по факту нарушения служебной дисциплины ввиду ее явности; когда виновный осознает свою вину и раскаивается в совершенном нарушении дисциплины».[4]Во всех других случаях дисциплинарное производство имеет форму сложного и имеет, пять стадий. 1)Возбуждение дела о деликте, т.е. работодатель, на основании информации о нарушении дисциплины оценивает свои полномочия по применению дисциплинарного взыскания. « В некоторых случаях, когда это требуется, назначается служебная проверка, целью которой является всестороннее и объективное расследование обстоятельств совершения дисциплинарного проступка. Служебное разбирательство проводится либо самим командиром (начальником, руководителем), либо ли лицом, им уполномоченным. В ходе разбирательства устанавливается, было ли совершено правонарушение, при каких обстоятельствах, с какой целью проступок был совершен, какого его последствия, степень вины его участников. Отказ дать объяснения производства не прекращает. Если служебное разбирательство, производилось не субъектом дисциплинарной власти, то, как правило, его результаты оформляются справкой, рапортом, докладом руководителю».[5] 2)Рассмотрение дела: исследуются все обстоятельства, при необходимости собираются дополнительные материалы для всесторонней оценки и принятия объективного, обоснованного решения; изучаются письменное объяснения нарушителя, заключение служебной проверки; оцениваются тяжесть совершенного проступка и степень вины; выбирается вид дисциплинарного взыскания. 3)Вынесение решения о взыскании, принимается в форме приказа, который является индивидуальным регламентированным актом управления. При нарушении дисциплины группой лиц взыскания налагаются на каждого по отдельности.4)Обжалование дисциплинарного взыскания. Работник имеет все основания обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание вышестоящему начальнику или в суд. «В случае подачи жалобы в суд либо вышестоящему в порядке подчиненности начальнику приведение в исполнение наложенного дисциплинарного взыскания, как правило, не приостанавливается. Жалоба может быть оставлена без удовлетворения или по результатам ее рассмотрения возможно изменение меры взыскания в сторону снижения. Кроме того, может быть отменен приказ о назначении дисциплинарного взыскания и принято по делу иное решение».[6]5)Стадия исполнения решения, завершающая и состоит в объявлении виновному под расписку, приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения (сроки процедур рассмотрены нами ранее).
«Работники, подвергнутые дисциплинарному взысканию, не освобождаются от материальной ответственности за причиненный ущерб, а также от привлечения к административной или уголовной ответственности, если они виновны в совершении административного правонарушения (проступка) или в их действиях содержатся признаки состава преступления. Основаниями такой ответственности могут служить нарушения или неисполнение законодательства, злоупотребление служебным положением, взяточничество, халатность».[7]
Мы рассмотрели общие стадии дисциплинарного производства, применяемые в целом ко всем субъектам специальной дисциплинарной ответственности. Важно отметить, что законом установлены три вида дисциплинарной ответственности: в порядке подчиненности; в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка; в порядке, установленном дисциплинарными уставами, положениями о дисциплинарной ответственности. На последних мы и хотели бы сделать акцент.
К работникам, несущим дисциплинарную ответственность по уставам или положениям о дисциплине, наравне с общими взысканиями могут применяться и взыскания, предусмотренные в соответствующем правовом акте. Например, «Уставом о дисциплине работников морского транспорта»,[8] введено такое взыскание, как предупреждение о неполном служебном соответствии, которое применяется в случаях: систематического невыполнения служебных обязанностей и распоряжений руководителя, либо неоднократного совершения трудовых деликтов, либо в случае «нарушений законов и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности мореплавания, сохранности имущества на море, предотвращения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиты и сохранения морской среды».[9]
Уставом о дисциплине работников рыбопромыслового флота РФ в качестве дисциплинарного взыскания предусмотрено «изъятие дипломов у капитанов и лиц командного состава рыбопромыслового флота на срок до 3 лет с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок с учетом профессии за нарушение трудовой дисциплины, создавшее угрозу безопасности мореплавания, жизни и здоровью людей на море, загрязнения окружающей среды, а также за грубое нарушение правил ведения промысла».[10]
На основе специальных положений дисциплинарную ответственность несут также руководящие работники, избираемые, утверждаемые или назначаемые на должности высшими органами государственной власти и управления РФ и её субъектов. Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ»[11] установлена специальная дисциплинарная ответственность для государственных служащих, её особенности заключаются в дополнительных мерах дисциплинарного взыскания, например предупреждение о неполном служебном соответствии. Увольнение может иметь место за разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну. Применяется и такая мера, как отстранение от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, но не более чем на 1 месяц.
На основе специальных положений дисциплинарную ответственность несут также судьи, прокуроры, их заместители, помощники, следователи. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»[12] предусматривает такие меры специальной ответственности, как понижение в классном чине; предупреждение о неполном служебном соответствии; лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры РФ»; лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре РФ».
Специальная дисциплинарная ответственность установлена так же и сотрудникам полиции, но необходимо отметить, что «сам Закон РФ «О полиции» дисциплинарную ответственность сотрудников полиции практически не регулирует. В нем содержится лишь отсылочная норма: «за противоправные действия или бездействие сотрудники полиции несут установленную законом ответственность», а также указывается, что за грубое либо систематическое нарушение дисциплины сотрудники полиции могут быть уволены со службы».[13] Более подробно особенности дисциплинарной ответственности сотрудников полиции устанавливаются в «Положении о службе в органах внутренних дел»,[14] которое закрепляет определение служебной дисциплины, также в нем устанавливаются поощрения и взыскания, применяемые к сотрудникам ОВД, а также рассматриваются вопросы их наложения и снятии.
Особенность дисциплинарной ответственности судей, прежде всего, заключается в наложении на них дисциплинарных взысканий не по усмотрению единоличного органа, a по решению коллегиального учреждения и в сравнительном сужении для судей круга дисциплинарных взысканий применимых к ним. Приведем пример, описанный Беспаловым Ю.Ф. в прологе своего труда :«Изучая судебную практику, наткнулся на одно из редких дел, в котором предметом рассмотрения была недобросовестная работа судьи одного из судов г.Тында. Недобросовестность состояла в пропуске всех сроков рассмотрения гражданского дела, которое находилось в производстве у судьи более одного года. Истец по делу, рассмотренному с нарушениями, подал жалобу на судью в Высшую квалификационную комиссию судей (ВККС), которая, вопреки обычной практике, признала действия судьи Н. непрофессиональными и привлекла его к дисциплинарной ответственности судей, в виде выговора. Судья Н. же, не в силах стерпеть такую обиду, подал в свою очередь административный иск к ВККС, требуя признать незаконным привлечение его к дисциплинарной ответственности. При этом, не отрицая самого факта ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, судья акцентировал внимание, что на момент привлечения его к ответственности судей, он уже не был судьёй того суда, работая в котором он злостно нарушил профессиональные обязанности. Верховный суд субъекта РФ, рассмотрев материалы дела, иск Н. не удовлетворил, отметив, в частности, следующее. В ходе проверки, проведённой ВККС, был установлен факт рассмотрения гражданского дела в такой срок, который никак не может считаться «разумным» в понимании норм процессуального законодательства. Привлечение судьи к дисциплинарной ответственности произошло в полном соответствии с установленной процедурой. Перевод судьи из одного суда в другой не является основанием для освобождения его от ответственности за проступки, совершённые в период работы на должности судьи».[15] Видя подобную практику, нельзя не испытывать неудовлетворённости от такого «наказания» для судьи, грубо нарушившего свои профессиональные обязанности, а с другой стороны «разгребая» завалы дел, иногда они просто не успевают реально. Но задержка рассмотрения дела это далеко не самое страшное из возможных нарушений закона, допускаемых судьями. Это очень интересный материал, но, к сожалению, для другого отдельного исследования.
Федеральным законом «О службе в таможенных органах РФ»[16] предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации, увольнение из таможенных органов. А вот «Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ»[17] закреплено, что за совершение дисциплинарного проступка к работнику могут применяться, помимо установленных законодательством РФ о труде, например, следующие дисциплинарные взыскания: лишение машиниста свидетельства на право управления локомотивом, освобождение от занимаемой должности, связанной с эксплуатационной работой железных дорог. В рамках действия специальной ответственности, для признания взыскания незаконным по заявлению работника, может действовать представитель органа надзора, так: «В Забайкальском крае по инициативе прокуратуры суд отменил незаконный приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности работника железной дороги , 27 ноября 2009 года. Даурской транспортной прокуратурой в ходе проверки обращения работника депо Забайкальск Читинского отделения Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» выявлен факт незаконного применения к нему дисциплинарного взыскания. Проверкой установлено, что в феврале 2009 дежурный по депо пункта оборота локомотивов Забайкальск Г. в нарушение распоряжения начальника депо не передал информацию о длительно простаивающих локомотивах дежурному по основному депо Борзя, в связи, с чем был привлечен к дисциплинарной ответственности с объявлением выговора, а также лишением премии по итогам работы за февраль 2009 года на 100 %. Согласно ТК РФ в обязанности работодателя входит осуществление действий по ознакомлению работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, связанными с их трудовой деятельностью. Как показала проверка, с указанным распоряжением руководителя Г. не был ознакомлен, по причине того, что оно не поступало в пункт оборота локомотивов Забайкальск. Согласно Положению о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ до применения дисциплинарного взыскания руководитель обязан всесторонне и объективно разобраться в причинах и мотивах проступка, предварительно затребовав от работника, совершившего его, письменное объяснение. Взыскание должно соответствовать тяжести проступка, обстоятельствам, при которых он совершен, степени вины работника. При определении вида взыскания руководитель должен учитывать характер данного проступка, причиненный им вред, обстоятельства, при которых он совершен, а также предшествующую службу работника, совершившего проступок, что не было соблюдено. В связи с этим, по результатам проверки Даурской транспортной прокуратурой в суд было подано исковое заявление об отмене приказа о привлечении Г. к дисциплинарной ответственности и лишении его премии. Судом требования удовлетворены в полном объеме».[18]
Перечень отраслей, попадающих в «зону» применения специальной дисциплинарной ответственности в нашем исследовании не исчерпан. Но на что последнее и волнующее большинство граждан мы бы хотели обратить внимание, это на тот факт, что законодатель предусмотрел возможность привлечение к дисциплинарной ответственности такой категории работников, как руководитель организации и его заместители (по требованию представительного органа работников). «Работодатель обязан рассмотреть заявление этого органа о нарушении руководителем организации, либо заместителями законов и иных нормативно-правовых актов о труде, условий коллективного договора и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников. В случае, если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения». [19]
Дисциплинарная ответственность руководителей, регулируется статьей 195 ТК РФ, действие закрепленных в ней норм, распространяется на руководителей организации в целом, а также на руководителей любых структурных подразделений и их заместителей. Данные субъекты несут дисциплинарную ответственность как за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, так и условий коллективного договора, соглашения. Хотим отметить, что санкцией за нарушения вышеуказанных норм руководителем, не обязательно будет увольнение, а лишь применение к соответствующему лицу дисциплинарного взыскания. Законом регламентировано, что право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит работодателю, то он, разумеется, вправе в зависимости от конкретной ситуации применить к нарушителю любое дисциплинарное взыскание, предусмотренное трудовым законодательством. Однако в тех случаях, «когда по вине соответствующего лица допущено серьезное нарушение (длительная задержка зарплаты из корыстной заинтересованности руководителя; нарушение норм об охране труда, приведшее к тяжелому несчастному случаю на производстве, и т.п.), представляется целесообразным применять к виновному руководящему работнику в качестве меры дисциплинарного взыскания именно увольнение (если возможность его применения в данной ситуации предусмотрена) ».[20]
Существенное отличие привлечения к дисциплинарной ответственности руководителей организаций по требованию представительного органа работников от общего порядка привлечения к дисциплинарной ответственности (ст. 192, 193 ТК РФ) заключается в том, что «работодатель в рассматриваемом случае не может не привлечь данных работников к дисциплинарной ответственности, если факты нарушений подтвердились (в то время как решение вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности иных работников, за совершение ими дисциплинарных проступков находится на усмотрении работодателя)».[21] До применения меры дисциплинарного взыскания работодатель обязан, рассмотреть заявление представительного органа работника о допущенных нарушениях соответствующим руководящим работником и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников. В соответствии со ст. 370 ТК работодатель обязан это сделать в недельный срок. В случае, подтверждения факта нарушения работодатель обязан применить к руководителю указанным лицам дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.
Подводя итоги, акцентируем внимание на основных позициях специальной дисциплинарной ответственности. Итак, специальная дисциплинарная ответственность распространяется на отдельных работников и наступает на основании уставов и положений, действующих в отдельных отраслях, либо на основании нормативных правовых актов, регулирующих порядок прохождения службы отдельных категорий работников. К таким категориям относятся государственные служащие, судьи, прокуроры, работники полиции, работники таможенных органов, сотрудники дипломатических миссий, а также работники отраслей народного хозяйства, чьи действия напрямую связаны с жизнеобеспечением населения и предопределенностью нарушения экологического равновесия.
Кроме норм дисциплинарной ответственности, закрепленных в ТК РФ (замечание, выговор, увольнение), за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей к субъектам данных категорий могут применяться и другие дисциплинарные взыскания: предупреждение о неполном служебном соответствии; понижении в классе государственного служащего на срок до шести месяцев. Отметим наиважнейший аспект: при любом виде дисциплинарной ответственности перечень дисциплинарных взысканий, определенный в актах законодательства, в локальном порядке дополняться и изменяться не может. Например, неправильным является внесение в коллективный договор такого вида дисциплинарного взыскания, как перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до одного года за прогул. Государство, наделяя работников соответствующими правами и возлагая на них определенные обязанности, «единолично» устанавливает ответственность за незаконное использование предоставленных прав и неисполнение этих обязанностей. Правовые проблемы дисциплинарной ответственности многогранны, по причине того, что имеют межотраслевой характер и находятся на стыке отраслей права. Это предопределено тем, что определенная часть служащих (например, работники прокуратуры, судьи) попадает в принципе под действие норм трудового права. Так, в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 22) указывается, что законодательство РФ о труде распространяется на судей в части, не урегулированной этим Законом.
Право наложения дисциплинарного взыскания законом закреплено за работодателем, но в случае вопроса о дисциплинарном взыскании к руководителю (заместителю, главному бухгалтеру), при подтверждении фактов нарушения законодательства, право становится по отношению к этим субъектам обязанностью.
[1]Самойлов В.Г. «Дисциплинарная ответственность в трудовом праве: общая и специальная»: Дис. канд. юрид. наук/ В.Г. Самойлов – Москва, 2006г.-С.29.
[2]Добробаба М.Б. Понятие и сущностные признаки дисциплинарного взыскания в служебно-деликтном праве//«Административное и муниципальное право», 2013, N 4-С.29.
[3]См.:Ершова Е.А. Трудовые правоотношения государственных гражданских и муниципальных служащих в России –М.: «Статут» , 2008 г.-С.209.
[4]Ершова Е.А. Трудовые правоотношения государственных гражданских и муниципальных служащих в России –М.: «Статут» , 2008 г.-С.214.
[5]Киселев А. Презумпция невиновности работника //«Трудовое право»,2013г. N 12-С.22.
[6]Киселев А. Презумпция невиновности работника //«Трудовое право»,2013г. N 12-С.22
[7]Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности. - Тольятти: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2013г. –С.119.
[8]Постановление Правительства РФ от 23.05.2000 N 395 «Об утверждении Устава о дисциплине работников морского транспорта» (ред. от 01.09.2000)// «Собрание законодательства РФ», 29.05.2000, N 22, ст. 2311
[9]Там же: См. «Основные обязанности работников морского транспорта» Статья 4
[10]Постановление Правительства РФ от 21.09.2000 N 708 (ред. от 19.10.2007) «Об утверждении Устава о дисциплине работников рыбопромыслового флота РФ »// «Собрание законодательства РФ», 02.10.2000, N 40, ст.3965.См.«Дисциплинарные взыскания» Ст.15 «д»
[11]Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 22.10.2013) «О государственной гражданской службе РФ»//«Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
[12]Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 01.10.2013) «О прокуратуре Российской Федерации»// «Российская газета», N 39, 18.02.1992.
[13]Лекции по трудовому праву/Азаров Г.П., режим доступа: http://base.garant.ru
[14]Постановление ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 (ред. от 30.12.2012) «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел РФ и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел РФ»// «Ведомости СНД и ВС РФ», 14.01.1993, N 2, ст. 70.
[15]Егорова О.А., Беспалов Ю.Ф. Настольная книга судьи по трудовым делам: Учебно практическое пособие. –М.: «Проспект», 2013г.
[16]Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 01.09.2013) «О службе в таможенных органах РФ»// «Собрание законодательства РФ», 28.07.1997, N 30, ст. 3586
[17]Федеральный закон от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» (ред. от 01.08.2013)// «Собрание законодательства РФ», 13.01.2003, N 2, ст. 169
[18]Официальный сайт Восточно - Сибирской транспортной прокуратуры, режим доступа: http://vstproc.ru
[19]Лекции по трудовому праву/Азаров Г.П., режим доступа: http://base.garant.ru
[20]Шкатулла В.И. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный), 6-е изд. - М.: «Норма-Инфра-М», 2011г.-С.197.
[21]Там же –С.197.
|