Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила дуалистическую модель местного самоуправления. До принятия Федерального закона от № 131-ФЗ попытка реализации дуалистической модели продлилась более десяти лет. Был принят базовый Федеральный закон № 154-ФЗ, были разграничены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Несмотря на довольно большое количество полномочий органов государственной власти Российской Федерации в сфере местного самоуправления, закрепленных в Федеральном законе № 154-ФЗ, федеральное регулирование, по сути, было рамочным, устанавливающим ориентиры для дальнейшей регламентации жизнедеятельности муниципальных образований, в то время как значительные полномочия в сфере местного самоуправления были предоставлены субъектам РФ.
Федеральный закон № 154-ФЗ подходил к определению компетенции органов публичной власти в сфере местного самоуправления несколько иначе, нежели Федеральный закон № 131-ФЗ. Федеральный закон № 154-ФЗ закреплял единый перечень полномочий органов публичной власти для всех типов муниципальных образований (городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная Федеральным законом № 154-ФЗ). Статья 4 Федерального закона № 154-ФЗ закрепляла полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления (в последней редакции закона их было 18). Статья 5 Федерального закона № 154-ФЗ закрепляла полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления (в последней редакции закона их было 15). Статья 6 Федерального закона № 154-ФЗ закрепляла предметы ведения местного самоуправления (в последней редакции закона их было 30).
Федеральный закон № 131-ФЗ продемонстрировал принципиально иной подход к распределению полномочий органов публичной власти в сфере местного самоуправления. Новый закон существенно урезал полномочия субъектов РФ по правовому регулированию местного самоуправления, стремясь решить максимально возможное число вопросов непосредственно в Федеральном законе № 131-ФЗ. Многие из тех отношений в сфере местного самоуправления, которые регулировались на уровне субъектов РФ, были урегулированы на федеральном уровне.
Анализ норм Федерального закона № 154-ФЗ свидетельствует о том, что субъекты РФ были уполномочены принимать собственные комплексные законы о местном самоуправлении и, кроме того, по большинству предоставленных полномочий субъекты РФ должны были принимать законы, регламентирующие соответствующую деятельность (например, Закон Омской области от 10.11.1995 № 34-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления Омской области»[1], Закон Чувашской Республики от 16.03.1996 г. № 3 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике»[2], Закон Республики Тыва от 03.04.1995 г. «О культуре»[3], Закон Тюменской области от 15.04.1996 г. № 31 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тюменской области»[4]). Субъекты РФ могли развивать и конкретизировать нормы Федерального закона № 154-ФЗ, не вступая с ним в противоречие. Таким образом, правовые основы местного самоуправления в значительной части были закреплены в законах субъектов РФ. Такой подход означал существенную децентрализацию власти, возможность многовариантности построения местного самоуправления.
Перечень вопросов местного значения включал в себя 30 вопросов и был открытым. К их числу относились: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; комплексное благоустройство территории муниципального образования, социально-экономическое развитие территории и т.п. Кроме того статья 6 Федерального закона № 154-ФЗ наделяла муниципальные образования правом принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. Таким образом, муниципалитеты были наделены довольно широкими полномочиями в сфере регулирования местного самоуправления, что соответствовало букве и духу Конституции РФ.
Федеральный закон № 131-ФЗ продемонстрировал принципиально иной подход к распределению полномочий органов публичной власти в сфере местного самоуправления. Новый закон существенно урезал полномочия субъектов РФ по правовому регулированию местного самоуправления, стремясь решить максимально возможное число вопросов непосредственно в тексте Федерального закона № 131-ФЗ. Многие из тех отношений в сфере местного самоуправления, которые регулировались на уровне субъектов РФ, были урегулированы на федеральном уровне.
Как уже упоминалось ранее, полномочия органов публичной власти в сфере местного самоуправления в Федеральном законе № 131-ФЗ сформулированы слишком расплывчато и туманно. Их содержание не позволяет определить реальный объем полномочий органов того или иного уровня публичной власти в сфере местного самоуправления, это возможно только путем анализа всего текста Федерального закона № 131 -ФЗ в целом, а также отраслевых федеральных законов.
Статья 5 Федерального закона № 131-ФЗ закрепила за федеральными органами государственной власти четыре вида полномочий в области местного самоуправления:
Определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации. На сегодняшний день по-прежнему существует правовая неопределенность в вопросе о том, что именно следует считать общими принципами организации местного самоуправления. Федеральный законодатель не определил содержание понятия «общие принципы организации местного самоуправления». Следует согласиться с мнением И.В. Бабичева, который определяет общие принципы организации местного самоуправления как «законодательные основы и принципы законодательного регулирования местного самоуправления в их правовом, территориальном, организационном и экономическом аспектах, а также основы взаимодействия системы местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов»[5].
Правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления.
Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном Федеральным законом № 131-ФЗ.
Анализ текста Федерального закона № 131-ФЗ позволяет выделить следующие полномочия органов государственной власти РФ в сфере местного самоуправления:
правовое регулирование обеспечения прав граждан на осуществление местного самоуправления (ст. 3 Закона);
осуществление полномочий государственных органов в области местного самоуправления, в том числе определение случаев и порядка осуществления исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта РФ в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 5, ч. 2 ст. 6 Закона);
правовое регулирование территориальной организации местного самоуправления (ст.ст. 11-13 Закона);
закрепление перечня вопросов местного значения для разных типов муниципальных образований и определение полномочий органов местного самоуправления по их решению, а также установление принципов правового регулирования полномочий органов местного самоуправления (ст.ст. 14-18 Закона);
правовое регулирование порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ и Российской Федерации (ст.ст. 19-21 Закона);
закрепление структуры органов местного самоуправления (ст.ст. 34-41 Закона);
правовое регулирование экономической основы местного
самоуправления (ст.ст. 51-65 Закона);
правовое регулирование межмуниципального сотрудничества (ст.ст. 66-69 Закона);
правовое регулирование ответственности органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (ст.ст. 70-78 Закона);
правовое регулирование особенностей организации местного
самоуправления в городах федерального значения, наукоградах, на приграничных территориях, в закрытых административно-территориальных образованиях, территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, на территории инновационного центра «Сколково», на территориях опережающего социальноэкономического развития (ст.ст. 79-82.3 Закона)[6].
Таким образом, Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ
исчерпывающим образом решил многие вопросы организации местного самоуправления, централизовав нормативное регулирование многих вопросов местного самоуправления, максимальным образом переведя его на федеральный уровень с уровня субъекта РФ.
В соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Статья 6 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ закрепила за органами государственной власти субъектов РФ четыре вида полномочий в области местного самоуправления:
Правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных Федеральным законом № 131 -ФЗ.
Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами.
Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом № 131-ФЗ.
Помимо перечисленных полномочий органов государственной власти субъекта РФ в области местного самоуправления, Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ закрепляет за органами государственной власти субъекта РФ еще ряд полномочий:
установление статуса и границ муниципальных образований, изменение границ муниципальных образований, (ст.ст. 10, 12, 13 Закона);
наделение городских поселений статусом городского округа, упразднение муниципального образования, создание муниципального образования (ст.ст. 11, 13, 13.1 Закона);
наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ и осуществление контроля за их исполнением (ст.ст. 19 - 21 Закона);
определение порядка проведения местного референдума, определение порядка проведения муниципальных выборов, определение порядка проведения голосования по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления (ст.ст. 22-24 Закона);
утверждение условий контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, установление персонального состава 1/2 части конкурсной комиссии муниципального района (городского округа), инициирование расторжения контракта с главой местной администрации; установление дополнительных требований к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района и городского округа (ст. 37 Закона);
установление порядка организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта РФ (ст. 43.1 Закона);
установление ответственности за неисполнение муниципальных правовых актов (ст. 7 Закона);
временное осуществление полномочий органов местного самоуправления (ст. 75 Закона);
перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 17 Закона).
определение порядка формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением (ст. 35 Закона);
изменение порядка наделения полномочиями главы муниципального образования (ст. 36 Закона).
Несмотря на то, что субъекты РФ утратили принадлежавшие им ранее полномочия по принятию комплексных законов субъектов РФ о местном самоуправлении, по разграничению предметов ведения между муниципальными образованиями при многоуровневой организации местного самоуправления, по установлению порядка регистрации уставов муниципальных образований и другие, общее количество полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере местного самоуправления осталось достаточно большим. Однако, изменился характер этих полномочий. Как верно отметил В.И. Васильев, «Существенно уменьшилась глубина правового регулирования органами государственной власти субъектов РФ вопросов местного самоуправления, прежде всего организационных»[7]. Например, если раньше субъекты РФ были вправе самостоятельно устанавливать порядок образования и преобразования муниципальных образований, то после принятия Федерального закона № 131-ФЗ субъекты РФ определяют границы муниципальных образований в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом № 131-ФЗ.
Статья 17 Федерального закона № 131-ФЗ закрепила открытый перечень полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Непосредственно в данной статье перечислены наиболее значимые полномочия органов местного самоуправления, которые по своему характеру могут быть подразделены на две группы.
Первая группа - полномочия организационно-правового порядка, касающиеся практически всех уровней местного самоуправления и всех вопросов местного значения: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов; установление официальных символов муниципального образования; организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ.
Вторая группа полномочий органов местного самоуправления носит отраслевой и специальный характер, относится к конкретным вопросам местного значения и может использоваться только при их решении: установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами; регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для
потребителей; полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»[8];
полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»[9] и т.д.
Федеральным законом № 136-ФЗ были установлены различные перечни вопросов местного значения для сельских и городских поселений (ранее перечень вопросов был единым). При этом для городских поселений перечень вопросов местного значения остался в целом прежним, а вот для сельских поселений перечень вопросов местного значения был сокращен с 39 вопросов до 13. Однако, в соответствии со ст. 2 Федерального закона № 136-ФЗ, субъектам РФ предоставлено право своими законами и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и уставами сельских поселений закреплять за сельскими поселениями также другие вопросы из числа предусмотренных вопросов местного значения городских поселений (за исключением организации и осуществления мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131- ФЗ).
Положения Федерального закона № 136-ФЗ о перераспределении
полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ были реализованы на практике (табл. 1).
Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и
органами государственной власти субъектов РФ после вступления в силу
Федерального закона № 136-ФЗ (по состоянию на 1 марта 2017 г.)
Таблица 1
Перераспределяемые
Субъекты РФ
полномочия
В области земельных
Сахалинская область, Республика Мордовия,
отношений
Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Республика Карелия, Ленинградская область, Новгородская область, Псковская область, Карачаево- Черкесская Республика, Республика Тыва, Алтайский край, Забайкальский край, Иркутская область, Новосибирская область, Свердловская область, Тюменская область, Белгородская область, Воронежская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Тульская область, Республика Калмыкия, Волгоградская область
В области градостроительной
Сахалинская область, Удмуртская
деятельности
Республика, Нижегородская область, Ленинградская область, Псковская область, Ненецкий автономный округ, Новосибирская область, Свердловская область, Тюменская область, Воронежская область, Московская область, Орловская область, Смоленская область, Тамбовская область
В сфере организации и предоставления отдельных коммунальных услуг
Камчатский край, Республика Карелия, Новгородская область, Ненецкий автономный округ, Забайкальский край, Липецкая область, Орловская область, Волгоградская область
В области жилищных отношений
Ненецкий автономный округ
В области погребения и похоронного дела
Московская область, Орловская область
В сфере рекламы
Карачаево-Черкесская Республика, Свердловская область, Тюменская область, Воронежская область, Орловская область
В сфере создания, содержания
Еврейская автономная область, Ненецкий
и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или)аварийно- спасательных формирований
автономный округ
В сфере дорожной
Чувашская Республика, Ненецкий
деятельности
автономный округ
В сфере охраны здоровья
Удмуртская Республика, Ставропольский
граждан
край
В сфере обращения с отходами производства и потребления
Ярославская область
Из анализа регионального
законодательства следует, что с момента
вступления в силу Федерального закона. № 136-ФЗ и до 1 марта 2017 г. 34 субъекта РФ приняли законы о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ (соответственно, 51 субъект РФ не принял законы о перераспределении полномочий). Чаще всего в пользу органов государственной власти субъектов РФ перераспределяются полномочия органов местного самоуправления в сфере земельных отношений (в 25 субъектах РФ), в сфере градостроительной деятельности (в 14 субъектах РФ), в сфере организации и предоставления отдельных коммунальных услуг (в 8 субъектах РФ). Самое активное участие в данном процессе приняли субъекты Федерации, входящие в Северо-Западный и Центральный федеральные округа.
Помимо этого ч. 3 ст. 14, ч. 3 ст. 16, ч. 2 ст. 16.2 Федерального закона № 131-ФЗ закрепили положения, согласно которым законами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные вопросы местного значения сельских поселений, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов.
Таким образом, существующая сегодня законодательная модель распределения полномочий органов публичной власти в сфере местного самоуправления грубо противоречит конституционной модели, закрепляющей местное самоуправление как самостоятельный уровень публичной власти, не зависимый от государственной власти и не подчиненный ей (статья 12 Конституции РФ). Кроме того, существующее правовое регулирование делает декларативными и иные нормы Конституции РФ, в частности, положения статьи 3 Конституции РФ, провозглашающие единственным источником власти в России ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Как мы видим, законодатель во все большей степени лишает муниципальную власть полномочий в сфере местного самоуправления, постепенно снижая ее роль, встраивая местное самоуправление в вертикаль государственной власти.
В Федеральном законе № 131-ФЗ существует статья 75, закрепляющая основания и порядок временного осуществления органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 75 Федерального закона № 131-ФЗ отдельные полномочия органов местного самоуправления могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в случае: 1) если в связи со стихийным бедствием, с катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией представительный орган муниципального образования и местная администрация отсутствуют и (или) не могут быть сформированы в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ; 2) если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном БК РФ, превышающая 30 процентов собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40 процентов бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в отношении бюджетов указанных муниципальных образований; 3) если при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции РФ, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленное соответствующим судом.
В данном случае временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления объективно обусловлено сложившейся непредвиденной неблагоприятной ситуацией, разрешить которую своими силами органы местного самоуправления не в состоянии, поэтому им требуется помощь органов государственной власти (региональных или федеральных). После ликвидации непредвиденной неблагоприятной ситуации органы местного самоуправления продолжают осуществлять временно изъятые у них полномочия в обычном порядке.
Нам представляется допустимым временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления только в случае наступления обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 75 Федерального закона № 131-ФЗ.
В этой связи мы считаем необходимым исключить из действующей редакции Федерального закона № 131-ФЗ: часть 1.2 статьи 17, допускающую перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ; положения части 3 статьи 14, допускающие закрепление законами субъектов РФ за сельскими поселениями вопросов местного значения городских поселений; положения части 3 статьи 16, допускающие закрепление законами субъектов РФ за городскими округами с внутригородским делением дополнительных вопросов местного значения; положения части 2 статьи 16.2, допускающие закрепление законами субъектов РФ за внутригородскими районами вопросов местного значения городских округов. Если федеральный законодатель считает, что муниципальное образование ненадлежащим образом выполняет какой-либо закрепленный за ним вопрос местного значения, он должен внести изменения непосредственно в текст Федерального закона № 131-ФЗ, исключить этот вопрос местного значения из компетенции муниципального образования и передать его в компетенцию субъекта РФ.
Как верно отмечает В.И. Васильев «общепризнано, что каждая крупная управляющая социальная система не может эффективно действовать без определенной автономии ее низовых подсистем. В государстве, являющемся такой управляющей системой, в той или иной степени должно быть децентрализовано принятие управленческих решений. Местное самоуправление представляет собой особый случай децентрализации, предполагающий решение на низовом уровне управления ряда вопросов»[10]. Как известно, сбой в работе одного из важнейших элементов системы приводит к сбою в работе системы в целом. Необоснованное лишение компетенции местного самоуправления как самостоятельного уровня публичной власти с неизбежностью повлечет за собой сбой в функционировании всей системы публичной власти в России, фундамент которой заложен в Конституции РФ.
В результате население все меньше участвует в решении местных дел, демократический потенциал Конституции РФ оказывается нереализованным, положения о правовом и социальном государстве приобретают декларативный характер. Проводимая государством муниципально-правовая политика грозит потерей управляемости социально-экономическими процессами, обострением внутриполитических конфликтов, ростом протестной активности населения.
[1] Закон Омской области от 10.11.1995 № 34-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления Омской области» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Консорциум Кодекс».
[2] Закон Чувашской Республики от 16.03.1996 № 3 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Консорциум Кодекс».
[3] Закон Республики Тыва от 03.04.1995 г. «О культуре» // Электронный фонд правовой и нормативно -технической документации «Консорциум Кодекс».
[4] Закон Тюменской области от 15.04.1996 г. № 31 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тюменской области» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Консорциум Кодекс».
[5] Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / И.В. Бабичев, В.В. Волков, А.В. Мадьярова и др.; под ред. И.В. Бабичева, Е.С. Шугриной. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: Инфра-М, 2015. С. 21.
[6] Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / Беликов П.П., Гребенникова А.А., Зюзин С.Ю. и др.; / под ред. Л.П. Жуковской // СПС КонсультантПлюс. 2015.
[7] Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2012. С. 204.
[8] Собрание законодательства Российской Федерации, 02.08.2010, N 31, ст. 4159.
[9] Собрание законодательства Российской Федерации, 12.12.2011, N 50, ст. 7358.
[10] Васильев В.И. О функциональном назначении местного самоуправления. С. 45.
|