1. Право потребителя на информацию, которое включает в себя право на информацию об исполнителе и право на информацию о работах, условиях сделки, способах ее заключения и т.д.
Законодатель придает важное значение праву потребителя на информацию, ведь только реализовав свое право на полную информацию о товарах, работах, услугах, и об изготовителе, продавце, исполнителе и получив всю необходимую информацию, потребитель может сделать обдуманный и взвешенный выбор. Поскольку в гражданском правоотношении субъективному праву одной стороны корреспондирует юридическая обязанность другой стороны, законодатель закрепляет обязанности продавца, исполнителя на раскрытие информации. Такое положение содействует проведению в жизнь и закреплению в национальном праве Руководящих принципов для защиты интересов потребителей, принятых Резолюцией 39/248 на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 9 апреля 1985 года. В главе II п.3 Руководящих принципов, перечислены законные потребности потребителей, в том числе и «содействие соблюдению экономических интересов потребителей и защита этих интересов», «доступ потребителей к соответствующей информации, необходимой для обоснованного выбора в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями», «содействие внедрению приемлемых моделей потребления». [1]
Информация об исполнителе, которая должна быть раскрыта в обязательном порядке, перечислена в статье 9 Закона РФ «О защите прав потребителей»[2], пункте 2 Правил бытового обслуживания населения в РФ[3].
Исполнитель обязан довести до сведения потребителя:
а) Фирменное наименование (наименование) своей организации, которое включает указание на организационно – правовую форму (например, ООО, АО) и собственно наименование («Газпром»).
б) Место нахождения организации (юридический адрес). Местонахождение организации - это место, по адресу которого осуществляется деятельность организации или индивидуального предпринимателя, юридический же адрес – это адрес, указанный при регистрации организации, индивидуального предпринимателя, очень часто по такому адресу расположен центральный, главный офис компании. Если адрес регистрации и адрес места деятельности организации, индивидуального предпринимателя не совпадают, обычно указываются два адреса.
в) Режим работы, который указывает на час начала работы организации и час прекращения работы, перерывы в работе, выходные дни, в которые организация, индивидуальный предприниматель не работает.
г) Информация о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего органа для исполнителя – индивидуального предпринимателя. Указывается Свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, его серия, номер, дата внесения записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, наименование зарегистрировавшего органа.
д) Дата приостановления деятельности и срок, на который деятельность приостановлена в случае проведения санитарных, ремонтных и иных мероприятий.
е) Сведения о номере лицензии, номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках их действия, информация об органе, выдавшем лицензию, свидетельство о государственной аккредитации, если вид деятельности организации подлежит лицензированию или исполнитель имеет государственную аккредитацию.
При этом наименование, адрес организации и режим работы должны располагаться на вывеске, однако не исключены и другие способы предоставления информации: так, в случаях, когда обслуживание производится или заказ сдается вне постоянного места нахождения организации (во временных помещениях, на ярмарках, передвижными приемными пунктами, выездными бригадами), исполнитель обязан своевременно, в наглядной и доступной форме предоставлять информацию потребителю. Это требование может быть исполнено предъявлением потребителю копий учреждающих документов, свидетельства о регистрации, лицензии и др.
Информация о работах, которая должна быть раскрыта в обязательном порядке, перечислена в статье 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», пункте 3 главы II Правил бытового обслуживания населения в РФ и включает в себя:
а) Наименование технического регламента или иных нормативных актов о техническом регулировании РФ, нормам которых должен соответствовать результат работы. При выполнении работ по договору подряда на изготовление мебели это Технический регламент таможенного союза 025/2012 "О безопасности мебельной продукции", Принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. N 32.
б) Сведения о подтверждении соответствия работ установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Для изготовления мебели, в том числе и по индивидуальным эскизам - это декларация соответствия.
в) Сведения об основных потребительских свойствах работ, перечень выполняемых работ, форм их выполнения. Сведения об основных потребительских свойствах работ по изготовлению мебели, например, должны содержать сведения о материалах, используемых для изготовления изделия, крепежах, способах функционирования подвижных частей изделия. Перечень выполняемых работ должен содержать информацию об изготовлении, доставке, сборке, монтаже мебели.
г) Цену в рублях и условия приобретения работ, в том числе при оплате работ через определенное время после их выполнения, полную сумму, подлежащую выплате потребителем и график погашения этой суммы. Цены на используемые при выполнении работ материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя, сведения о порядке (внесение предоплаты, оплата полной стоимости до выполнения работ или после таковых) и форме (наличной или безналичной) оплаты.
д) Сроки выполнения работ, то есть сроки начала и окончания выполнения работ, отдельных ее этапов, которые определяются календарной датой или количеством календарных или рабочих дней.
е) Гарантийный срок, если он установлен.
ж) Срок службы или срок годности работ, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и о возможных последствиях при невыполнении таких действий, если работы по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья, имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению.
з) Информацию о правилах выполнения работ, необходимым условиях, которые должны быть созданы для выполнения работ.
и) указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера работы.
Дополнительно Правила бытового обслуживания населения в РФ устанавливают обязанность исполнителя предоставлять потребителю для ознакомления: [4]
а) сами Правила бытового обслуживания населения в РФ,
б) адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется,
в) образцы договоров (квитанций, иных документов) о выполнении работ,
г) образцы (модели) изготавливаемых изделий, альбомы и журналы с моделями изделий и т.п.
д) перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при выполнении работ в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами РФ.
Законодательство о защите прав потребителей предъявляет строгие требования к информации, которая должна быть предоставлена потребителю:
а) наглядная, доступная форма, при этом следует учитывать способы предоставления информации, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей. Наглядность подразумевает текстовый, графический формат информации, доступность подразумевает возможность ознакомления с ней любому желающему, в Правилах бытового обслуживания населения в РФ особо указывается, что информация должна находиться в удобном для обозрения месте, например в помещении - это информационные стенды на стенах.
б) язык информации – русский, а дополнительно, по усмотрению исполнителя – на государственных языках субъектов РФ. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» особо подчеркивается, что «Предоставление данной информации на иностранном языке не может рассматриваться как предоставление необходимой информации…».[5]
в) объем предоставляемой информации о работах не может быть меньше, чем указано в Законе РФ «О защите прав потребителей», в противном случае к исполнителю могут быть применены меры ответственности, указанные в ст. 12 этого закона (возмещение вреда и убытков, причиненных потребителю не предоставлением информации о работах). Об этом говорится в п.44 Постановлении Пленума Верховного суда от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»: «Информация о товарах (работах, услугах)…должна доводиться до сведения потребителя…в объеме, указанном в пункте 2 статьи 10 Закона».[6]
2. Право потребителя на свободный выбор работы. В руководящих принципах ООН для защиты интересов потребителей, принятых Генеральной Ассамблеей ООН № 39/248 9 апреля 1985 года в редакции 1999 года, в подразделе В раздела III закреплен принцип содействия соблюдению экономических интересов потребителей путем предоставления потребителям возможности максимально выгодно использовать свои экономические ресурсы (то есть приобретать работу с оптимальным соотношением цены и качества), и защиты потребителей от действий, которые отрицательно сказываются на экономических интересах потребителей и осуществлении права выбора на рынке (то есть действий по ограничению конкуренции). Российский законодатель в закрепление и развитие вышеуказанных принципов в статье 16 пунктах 2,3, Закона РФ «О защите прав потребителей» оговаривает запрет на включение в договор условий, по которым приобретение одних работ обусловлено обязательным приобретением других работ и на выполнение дополнительной платной работы без согласия потребителя.[7] Такие действия всегда влекут за собой дополнительные расходы потребителя, что несправедливо увеличивает стоимость сделки, ущемляет экономические интересы потребителя. Право свободного выбора работ закреплено и в Гражданском кодексе РФ, в статье 731, пункт 1: «Подрядчик не вправе навязывать заказчику включение в договор бытового подряда дополнительной работы или услуги»[8]. Гарантией этого права служит право заказчика отказаться от оплаты работы или услуги, не предусмотренной договором подряда, даже если эта работа уже проведена, а услуга оказана.[9] На практике же исполнитель часто пренебрегает правом потребителя на свободный работ, и например, потребитель, заказавший изготовление мебели с услугой монтажа, вынужден осуществить подъем на этаж мебели своими силами или дополнительно оплачивать эту услугу, так как при заключении договора эта услуга не была оговорена. В такой ситуации потребитель имеет право отказаться от оплаты услуги подъема на этаж, так как эта услуга не предусмотрена договором.
Последствиями нарушения права потребителя на свободный выбор работ будет признание недействительными условий договора, ущемляющих права потребителя, и гражданская ответственность в виде возмещения потребителю убытков, причиненных исполнением договора, ущемляющим права потребителя (п.1 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
3.Право потребителя предложить свой чертеж (эскиз). Согласно пункту 20 раздела V Правил бытового обслуживания населения в РФ, при оформлении договора о выполнении работ по ремонту и изготовлению мебели потребитель вправе предложить свой чертеж (эскиз) изделия, а также использовать образцы, разработанные исполнителем.[10] Как правило, заключению договора бытового подряда на изготовление мебели, предшествует стадия разработки и согласования индивидуального эскиза (чертежа) будущего мебельного изделия.
4.Право потребителя на безопасность работы (статья 7 Закона РФ «О защите прав потребителей») которое соответствует Руководящим принципам для защиты интересов потребителей, прописанным принципам: физической безопасности, согласно которому товары должны быть безопасны как при их использовании по назначению, так и при другом разумно возможном использовании; норм безопасности и качества потребительских товаров и услуг, согласно которому правительства должны разрабатывать и содействовать разработке и применению национальных норм безопасности и качества товаров и услуг, при этом национальные нормы должны быть ориентированы на общепризнанные международные нормы безопасности и качества.[11]
Говоря о безопасности работы по договору подряда, необходимо различать безопасность процесса выполнения работ и безопасность результата выполненных работ для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды только при обычных условиях использования, хранения, транспортировки, при этом результат выполненной работы должен быть безопасен в течение всего срока установленной гарантии или срока использования, а если срок использования не установлен – в течение 10 лет.[12] Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.[13]
Требования безопасности мебельной продукции, изготавливаемой по индивидуальному заказу, определяются нормами Технического регламента таможенного союза 025/2012 "О безопасности мебельной продукции", Принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. N 32. Согласно этому техническому регламенту, исполнитель обязан:
обеспечить соответствие мебельной продукции требованиям настоящего технического регламента;
обеспечить безопасность изделия мебели на протяжении всего установленного изготовителем срока службы;
указать в сопроводительной документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии. Сопроводительная документация содержит товарно-транспортную накладную, инструкцию по эксплуатации и инструкцию по сборке в случае если мебель поставляется в разобранном состоянии;
предъявлять заинтересованным лицам (по их требованиям), в том числе при размещении продукции под таможенный режим, документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия мебельной продукции требованиям настоящего технического регламента (декларацию о соответствии или сертификат соответствия или их копии);
извещать орган по сертификации (оценке, подтверждению) соответствия об изменениях, вносимых в конструкцию изделия и техническую документацию сертифицированной мебельной продукции;
приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек, за исключением продукции, выпущенной в обращение на единой территории Таможенного союза во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока службы продукции, установленного изготовителем;
приостанавливать или прекращать реализацию мебельной продукции, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено, либо прекращено;
приостанавливать производство и реализацию мебельной продукции, которая прошла процедуру оценки (подтверждения) соответствия, но не соответствует требованиям настоящего технического регламента, - на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего технического регламента.[14]
Требования вышеуказанного технического регламента предусматривают компоненты общей безопасности мебельной продукции:
механическую безопасность – комплекс количественных показателей механических, геометрических свойств и характеристик изделия мебели, который обеспечивает снижение риска причинения вреда здоровью или угрозы жизни пользователя;
химическую и санитарно-гигиеническую безопасность – состояние изделия мебели, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью потребителя из-за превышения уровня концентрации в воздухе помещений вредных химических веществ;
пожарную безопасность – соблюдение установленных норм воспламеняемости, распространения пламени по поверхности текстильных и кожевенных материалов, используемых для изготовления мягких элементов мебели;
электрическую безопасность - соответствие изделия мебели, конструкция
которого предусматривает наличие устройств, использующих электричество, всем нормам и правилам по монтажу и применению бытовых электроустановок.
Механическая безопасность мебельной продукции должна обеспечиваться:
необходимым уровнем устойчивости, статической и ударной прочности, жесткости, деформируемости, величины прогибов, долговечности конструкции изделий мебели; усилия раздвигания (выдвигания, трансформации) функциональных элементов изделий мебели; мягкостью и остаточной деформацией мягких элементов; исполнением двухъярусных кроватей; необходимым уровнем защиты от травм при эксплуатации изделий мебели, в том числе трансформируемых, отдельных деталей, лицевой и крепежной фурнитуры, механизмов трансформации изделий мебели, выдвижных и раздвижных элементов (надежная фиксация и крепление элементов, защита от самопроизвольного открывания, отсутствие острых выступающих частей и заусенцев; притупление или закругление доступных углов и ребер крышек столов, сидений и спинок стульев, спинок кроватей); необходимым уровнем защиты от травм при эксплуатации мебели из стекла или при сочетании стекла с металлом, древесными и полимерными материалами (отсутствием возможности образования крупных осколков стекла при его разрушении; использование специальных видов стекла - закаленного, отожженного, армированного и многослойного; обработка кромок изделий из стекла шлифованием, полированием со снятием фаски или фацета); допускается изготовление полок и филенок дверей из листового стекла; отсутствием недопустимого риска возникновения опасности падения детей из детских и многоярусных кроватей и высоких детских стульев, ущемления частей тела при их эксплуатации; необходимым уровнем защиты здоровья детей и подростков от несоблюдения требований к функциональным размерам изделий мебели и требований эргономики и антропометрии.
Химическая и санитарно-гигиеническая безопасность мебельной продукции должна обеспечиваться отсутствием выделения в окружающую среду летучих химических веществ из изделий мебели в количествах, которые могут оказывать прямое или косвенное неблагоприятное воздействие на организм человека с учетом совместного действия всех выделяющихся веществ. При эксплуатации мебели не должны выделяться химические вещества, относящиеся к первому классу опасности, а содержание остальных веществ не должно превышать допустимые уровни миграции в воздушную среду, приведенные в Приложении 3 вышеуказанного Технического регламента. При выделении из мебели нескольких вредных химических веществ, обладающих суммацией действия, сумма отношений концентрации к их предельно допустимой концентрации не должна превышать единицу. Мебель, используемая в детских, дошкольных, школьных, в лечебно-профилактических, санаторно-курортных учреждениях, должна обеспечивать возможность проведения влажной дезинфекции рабочих и фасадных поверхностей во избежание роста и развития микрофлоры (особенно патогенной). После дезинфекции химическими реагентами не должно быть видимых изменений поверхности (высокостойкие поверхности) или возможно возникновение едва заметных изменений в блеске или цвете поверхности (стойкие поверхности). Мебельная продукция не должна создавать в помещении специфического запаха - не более 2 баллов. Уровень напряженности электростатического поля на поверхности мебели для сидения и лежания в условиях эксплуатации (при влажности воздуха помещения 30-60 % ) не должен превышать 15, 0 кВ/м. Допустимая удельная активность цезия - 137 в древесине и древесно-содержащих материалах, используемых для изготовления мебели, не должна превышать 300 Бк/кг. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в материалах на минеральной основе для изготовления мебели не должна превышать 370 Бк/кг. В производстве мебельной продукции должны использоваться материалы и комплектующие, предназначенные для ее изготовления. Поверхности мебельных деталей из древесных плитных материалов должны иметь защитные или защитно-декоративные покрытия за исключением: невидимых поверхностей в сопрягаемых соединениях; отверстий в местах установки фурнитуры; кромок щитов, остающихся открытыми при установке задней стенки «накладной» или «в четверть».
Необходимый уровень электрической безопасности и изоляционной защиты при комплектации изделий мебели встроенными электроосветительными приборами, бытовой техникой, электротехническим оборудованием и электроприводами, должен соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования».
Необходимый уровень пожарной безопасности текстильных и кожевенных материалов, применяемых в качестве обивочных при изготовлении мягких элементов изделий мебели для сидения и лежания: для изготовления мягких элементов мебели для сидения и лежания не должны применяться легко воспламеняемые и относящиеся к группе Т4 по токсичности продуктов горения обивочные текстильные и кожевенные материалы. В сопроводительных документах к текстильным и кожевенным материалам, предназначенным для изготовления мебели, должна указываться информация об их пожарной опасности.
Согласно Техническому Регламенту Таможенного Союза 025/2012 «О безопасности мебельной продукции» [15] мебельная продукция сопровождается инструкцией, устанавливающей правила и условия безопасной эксплуатации, содержащей в том числе и требования к безопасной эксплуатации мебельных изделий:
Использование мебельной продукции, выпущенной в обращение, должно осуществляться по назначению изделия мебели, указанному в маркировке, инструкции по сборке, эксплуатации и уходу, а также (при необходимости) с учетом допустимых предельных нагрузок, указанных изготовителем;
Мебельная продукция, поставляемая в разобранном виде, должна собираться в соответствии с приложенной изготовителем инструкцией по сборке, включающей комплектовочную ведомость и схему монтажа;
При эксплуатации мебельной продукции необходимо исключить попадание воды и иных жидкостей на элементы изделий мебели, соприкасающихся с полом. При монтаже моек, раковин в изделиях мебели для кухонь, ванных комнат, лабораторной мебели должна быть предусмотрена их гидроизоляция в местах контакта с поверхностью корпуса изделия мебели;
При установке изделий мебели в непосредственной близости от нагревательных и отопительных приборов их поверхности во время эксплуатации должны быть защищены от нагрева. Температура нагрева элементов мебели не должна превышать +40 °С.
На основе норм о правилах безопасной эксплуатации составим проект Правил хранения и эксплуатации корпусной мебели (Приложение 1).
В соответствии с Техническим Регламентом Таможенного Союза «О безопасности мебельной продукции» безопасность мебельной продукции единичного производства по индивидуальным заказам подтверждается декларацией соответствия, принятой изготовителем для аналогичной по конструкции и применяемым материалам мебельной продукции (наборы, секции, коллекции, программы и т.п.). На мой взгляд, такое регулирование не может обеспечить безусловную защиту права потребителя на безопасность результата работ, так как отклонения в конструкции, которые, хотя и оговорены с потребителем – заказчиком по договору бытового подряда, могут привести к результату, который будет представлять опасность для жизни, здоровья, имущества потребителя. Представляется целесообразным ввести обязанность вносить такие изменения в конструкцию в каждом случае либо штатным сотрудником исполнителя, имеющего соответствующую профессиональную подготовку в сфере конструкторских работ, либо с использованием компьютерных программ, разработанных с учетом требований к механической безопасности мебельной продукции.
5.Право потребителя в ходе выполнения работ в любое время проверять ход и качество работы, не вмешиваясь в деятельность подрядчика (статья 715 Гражданского кодекса РФ). Это положение направлено на защиту прав потребителя о выполнении работы в срок и о выполнении работы надлежащего качества. Когда потребитель заключает договор подряда на изготовление мебели, ему важно, чтобы результат работы был выполнен в срок, ведь мебель является одним из основных условий комфортного быта, поэтому потребитель может проверять ход работы, однако на практике это право может оказаться нереализованным по причине сложной организации технологического процесса изготовления мебели, отсутствия у потребителя профессиональных знаний в области технологии производства мебели.
6. Право потребителя выбрать форму оплаты работы. Оплата выполненных работ, в соответствии со статьей 37 Закона РФ «О защите прав потребителей», производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации. При использовании наличной формы расчетов оплата работ потребителем производится в соответствии с указанием исполнителя путем внесения наличных денежных средств исполнителю, либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом обязательства потребителя перед исполнителем по оплате работ считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно исполнителю, либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. Данная норма направлена на развитие безналичной формы оплаты как способа поддержания российской финансовой системы.
7. Право на отказ от исполнения договора. Является общим правом заказчика по договору подряда, закреплено в статье 717 Гражданского кодекса РФ, однако последствия отказа для заказчика, который является потребителем, несколько иные. Потребитель вправе в любое время до сдачи ему работы отказаться от исполнения договора бытового подряда, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до уведомления об отказе от исполнения договора (статья 731 пункт 2 Гражданского кодекса РФ), и возместив подрядчику расходы, произведенные до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены работы. Например, по договору бытового подряда на изготовление мебели, исполнитель обязался изготовить 3 мебельных изделия (кухня, кровать, шкаф) из своего материала. К моменту изъявления потребителем отказа от исполнения договора, исполнитель уже изготовил шкаф и кровать и внес предоплату за изготовление каменной столешницы субподрядчиком. Таким образом, потребитель обязан будет оплатить часть цены за изготовленные шкаф и кровать, а также расходы, произведенные исполнителем (аванс за изготовление столешницы) по изготовлению кухни. В статье 32 ФЗ «О защите прав потребителей» говорится, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ в любое время, при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.[16] Как мы видим, в норму ФЗ «О защите прав потребителей» не включено правило оплаты части цены работы (то есть вознаграждения исполнителя за уже проделанную работу), а включена лишь оплата фактически понесенных расходов (то есть расходы на материал, производственные издержки и т.п., при этом факт понесенных расходов должен быть подтвержден документально). Думаю, поскольку Гражданский кодекс РФ имеет большую юридическую и законы должны приниматься во исполнение его норм, на практике необходимо применять нормы ГК РФ, по которым потребитель обязан возместить не только фактические расходы, но и часть вознаграждения исполнителя, соответствующую выполненной работе. Таким образом, законодателю следует внести изменения в ФЗ «О защите прав потребителя», которые устранят различное регулирование одних и тех же отношений.
8.Право потребителя требовать передачи незавершенного результата работ. Согласно статье 729 Гражданского кодекса РФ, в случае прекращения договора подряда по основаниям, предусмотренным законом или договором, до приемки заказчиком результата работы, выполненной подрядчиком, заказчик вправе требовать передачи ему результата незавершенной работы с компенсацией подрядчику произведенных затрат. Рассмотрим основания для прекращения договора подряда. Прежде всего это общие основания прекращения обязательств (глава 26 Гражданского кодекса РФ): предоставление отступного, невозможность исполнения и др. Затем это основания для изменения и расторжения договора (глава 29 Гражданского кодекса РФ): существенное нарушение договора одной из сторон, существенное изменение обстоятельств и др. И основания, предусмотренные нормами о договоре подряда: подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора или выполняет работу настолько медленно, что выполнение ее к сроку становится явно невозможным (п.2 ст.715 ГК РФ); заказчик не предпринимает никаких действий по устранению причин, которые могут повлиять на качество работы или повлечь невозможность ее выполнения, зависящих от потребителя (п.3 ст.716 ГК РФ); заказчик отказывается от исполнения договора подряда (ст.717 ГК РФ); заказчик не исполняет встречные обязанности по договору подряда (ст.719 ГК РФ) и другие.[17]
1. Обязанность потребителя оплатить работу после ее выполнения Закреплена в статье 730 Гражданского кодекса РФ: «…заказчик обязуется принять и оплатить работу»[18], в статье 37 Закона РФ «О защите прав потребителей»: «Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее принятия потребителем»[19], в пункте 6 раздела III Правил бытового обслуживания населения в РФ: «Потребитель обязан оплатить выполненную работу после ее окончательной сдачи исполнителем».[20]
При неисполнении заказчиком обязанности уплатить установленную цену либо иную сумму, причитающуюся подрядчику в связи с выполнением договора бытового подряда, подрядчик вправе:
• удерживать результат работы, а также принадлежащие заказчику оборудование, переданную для переработки (обработки) вещь, остаток неиспользованного материала и другое оказавшееся у него имущество заказчика до уплаты заказчиком соответствующих сумм (ст. 712 ГК РФ);
• требовать применения мер ответственности (уплата процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ; возмещение убытков в части, превышающей сумму процентов);
• приостановить начатую работу, если в договоре предусмотрено, что заказчик оплачивает отдельные этапы работы, и отдельный этап не будет оплачен (ст. 719 ГК РФ).[21]
2.Обязанность потребителя принять выполненную работу. Регламентируется в статьях 720, 730, 738 Гражданского кодекса РФ, пунктах 14, 20 раздела IV Правил бытового обслуживания населения в РФ. Потребитель обязан в сроки и в порядке, предусмотренном договором, с участием исполнителя осмотреть и принять выполненную работу (ее результат).
В процессе приемки мебели как результата выполненной работы потребитель обязан тщательно осмотреть мебельное изделие, убедиться в отсутствии видимых дефектов и механических повреждений самого изделия и комплектующей фурнитуры, проверить действие всех механизмов в составе мебельного изделия, проверить ход дверей, он должен быть плавным и свободным, без заеданий. Дополнительно пунктом 20 раздела V Правил бытового обслуживания в РФ предусмотрен а обязанность потребителя «при приемке работы по ремонту и изготовлению мебели…проверить соответствие конструкции, размеров, внешнего вида, облицовки, обивки и отделки изделий эскизу (чертежу, образцу), согласованному при оформлении договора».[22] Приемка результата работ оформляется актом приемки, в котором указывается заказчик и его представитель (в соответствии с штатным расписанием организации), исполнитель, реквизиты договора (дата, номер), наименование выполненных работ, их количество, цена, общая сумма всех выполненных работ. (Приложение 2). Акт приемки передачи подписывается представителем подрядчика и заказчиком.
В случае неявки заказчика за получением результата выполненной работы или иного уклонения заказчика от его приемки подрядчик вправе, письменно предупредив заказчика, по истечению двух месяцев со дня такого предупреждения продать результат работы за разумную цену, а вырученную сумму за вычетом всех причитающихся подрядчику платежей, внести в депозит нотариуса, известив об этом потребителя.
При уклонении заказчика от принятия выполненной работы риск случайной гибели изготовленной (переработанной или обработанной) вещи признается перешедшим к заказчику в момент, когда передача вещи должна была состояться.[23] В практике при приемке мебели случается, что потребитель отказывается подписать акт приемки мебели, в этом случае в качестве доказательства выполнения работы могут служить фотографии готового изделия, корешок квитанции об оплате потребителем оставшейся цены изделия с указанной датой принятия денежных средств.
3.Обязанность потребителя немедленно заявить об отступлениях от договора, ухудшающих результат работы, об иных недостатках в процессе приемки результата выполненных работ (статья 720 Гражданского кодекса РФ). Указанные недостатки должны быть описаны в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку.[24] Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении. Если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).[25] Данная норма (п. 3 ст. 720 ГК РФ) является диспозитивной и может быть изменена в договоре.
4. Обязанность потребителя заявить о скрытых недостатках в разумный срок,
в пределах гарантийного срока или
2-х лет, если: гарантийный срок не установлен, гарантийный срок истек, но недостатки возникли до передачи результата выполненных работ потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Нарушения договора подрядчиком или причинная связь между действиями подрядчика и обнаруженными недостатками может быть установлена экспертизой.
после истечения 2-х лет, в пределах срока службы или 10 лет, если срок службы не установлен, при обнаружении существенных недостатков.
5.Обязанность оказывать содействие в выполнении работы согласно условиям договора, закреплена в ст. 718 Гражданского кодекса РФ. При неисполнении заказчиком данной обязанности подрядчику предоставляется ряд возможностей, которые относятся как к мерам оперативного воздействия, так и к мерам гражданско-правовой ответственности. Подрядчик по своему выбору вправе требовать: либо перенесения сроков исполнения работы либо увеличения указанной в договоре цены работы; либо возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем
В случаях, когда исполнение работы по договору подряда стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, подрядчик сохраняет право на уплату ему указанной в договоре цены с учетом выполненной части работы.
6.Обязанность потребителя создать необходимые условия для проведения работ на дому или в другом месте, указанном потребителем, закреплена в части второй пункта 9 раздела IV Правил бытового обслуживания населения в РФ.[26] По договору бытового подряда на изготовление мебели, например, потребитель обязан: присутствовать во время установки мебели и давать указания о месте ее установки, предоставить представителям исполнителя схемы залегания скрытых электропроводки, водопроводных труб и иных коммуникаций, обеспечить защиту напольных и настенных покрытий во избежание механических повреждений во время переноски деталей мебельного изделия, обеспечить доступ и подключение к электросети для проведения установочных работ и др., при невыполнении потребителем обязанности создать необходимые условия, исполнитель не отвечает за возможные негативные последствия, причиненные исполнителем.
[1] Руководящие принципы ООН для защиты интересов потребителей, принятые Генеральной Ассамблеей ООН № 39/248 9 апреля 1985 года в редакции 1999 года
[2] Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей" "Ведомости СНД и ВС РФ", 09.04.1992, N 15, ст. 766
[3] Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации", "Собрание законодательства РФ", 25.08.1997, N 34, ст. 3979.
[4] Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации", "Собрание законодательства РФ", 25.08.1997, N 34, ст. 3979.
[5] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", "Российская газета", N 156, 11.07.2012.
[6] Там же.
[7] Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей" "Ведомости СНД и ВС РФ", 09.04.1992, N 15, ст. 766
[8]Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая, "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410.
[9] Там же.
[10] Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации", "Собрание законодательства РФ", 25.08.1997, N 34, ст. 3979.
[11] Руководящие принципы ООН для защиты интересов потребителей, принятые Генеральной Ассамблеей ООН № 39/248 9 апреля 1985 года в редакции 1999 года
[12] Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей" "Ведомости СНД и ВС РФ", 09.04.1992, N 15, ст. 766
[13] Там же.
[14] Технический регламент таможенного союза 025/2012 "О безопасности мебельной продукции", Принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. N 32.
[15] Технический регламент таможенного союза 025/2012 "О безопасности мебельной продукции", Принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. N 32.
[16] Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей" "Ведомости СНД и ВС РФ", 09.04.1992, N 15, ст. 766.
[17] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2006. Т. 2.
[18] Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая, "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
[19] Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей" "Ведомости СНД и ВС РФ", 09.04.1992, N 15, ст. 766.
[20] Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации", "Собрание законодательства РФ", 25.08.1997, N 34, ст. 3979.
[21] Беспалов Ю.Ф., Договорное право. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция». – М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2012.
[22] Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации", "Собрание законодательства РФ", 25.08.1997, N 34, ст. 3979.
[23] Беспалов Ю.Ф., Договорное право. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция». – М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2012.
[24] Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации", "Собрание законодательства РФ", 25.08.1997, N 34, ст. 3979.
[25] Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая, "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
[26] Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации", "Собрание законодательства РФ", 25.08.1997, N 34, ст. 3979.
|