Суббота, 30.11.2024, 14:43
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Права и обязанности исполнителя по договору бытового подряда на изготовление мебели

1. Обязанность исполнителя раскрыть информацию перед потребителем.

Положения об обязательном раскрытии информации были рассмотрены выше.

Можно добавить, что в законодательстве закреплена обязанность исполнителя раскрыть информацию об условиях использования, хранения, транспортировки результата работ (статья 736 Гражданского кодекса РФ, пункт 3 статьи 7 Закона РФ «О защите прав потребителя»). Исполнитель должен информировать потребителя о безопасном использовании, хранении, транспортировке результата работ, указав эти сведения в сопроводительной документации, маркировкой или иным способом.

2.Обязанность исполнителя выполнить работу надлежащего качества, закреплена в статье 721 Гражданского кодекса РФ, статье 4 Закона РФ «О защите прав потребителя», п. 8 раздела IV Правил бытового обслуживания населения, такое закрепление в нормативных актах разного уровня свидетельствует о высокой ценности права потребителя. Исполнитель обязан выполнить работу, качество которой соответствует договору. При отсутствии или неполноте в договоре условий о качестве работы исполнитель обязан выполнить работу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям к работам соответствующего рода, при этом пригодную для целей, для которых результат работы такого рода обычно используется. Если исполнитель при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях выполнения работы, исполнитель обязан выполнить работу, пригодную для использования в соответствии с этими целями. Если законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, принятым в соответствии с законом, предусмотрены обязательные требования к качеству работы, исполнитель обязан выполнить работу, соответствующую этим требованиям.

В гражданском кодексе РФ отсутствует определение качества как характеристики работ. В философской науке качество обнаруживается через свойства предмета или явления. В науке гражданского права выделяются такие критерии качества работ, как безопасность и полезность.[1] Безопасность работы согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» – это безопасность работы, ее результата, для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях ее использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы.[2] Полезность работы можно определить, как способность удовлетворить потребности потребителя, возможность в течение разумного срока использовать результат работ по назначению.

Законодатель допускает как императивное регулирование вопроса качества работ, так и договорное. При этом договорное регулирование качества работ способствует повышению качества производимых работ, так как в условиях конкуренции недобросовестный исполнитель, выполняющий работы плохого качества, останется без заказчика. Нормативное же регулирование качества работ призвано обеспечить прежде всего минимальный уровень качества работ, который будет удовлетворять потребности граждан и при этом иметь более низкую стоимость по сравнению с работой высшего качества.

Дополнительно у исполнителя по договору бытового подряда возникает обязанность предоставить материал надлежащего качества. В пункте 10 раздела IV Правил бытового обслуживания населения в РФ указано, что исполнитель обязан применять (использовать) для выполнения заказа материал, соответствие которого установленным требованиям подтверждено документом (сертификатом, декларацией соответствия), если это соответствие подлежит согласно законодательству РФ обязательному подтверждению.[3] Согласно статье 34 Закона РФ «О защите прав потребителей», за качество предоставленного материала исполнитель отвечает по правилам о ненадлежащем качестве товара, то есть если материал исполнителя не отвечает обязательным требованиям качества, установленным нормативными актами РФ, потребитель вправе требовать: замены на материал надлежащего качества, замены на материал надлежащего качества другой марки с перерасчетом цены материала, соразмерного уменьшения цены материала, или отказаться от договора, при этом дополнительно потребитель может требовать возмещения убытков, причиненных предоставленным некачественным материалом.[4] Материалы, используемые при изготовлении мебели, подлежат подтверждению соответствия в форме принятия декларации соответствия.

Можем сделать вывод: критериями качества мебельной продукции, изготовленной по индивидуальному эскизу являются: 1.соответствие условиям договора о качестве, то есть способность удовлетворять потребности потребителя, возможность использования мебельного изделия по назначению в течение всего срока использования. 2.Соответствие требованиям безопасности, в первую очередь материалов, используемых для изготовления мебели, что должно быть подтверждено декларацией соответствия, а также всего изделия в целом, его конструкторских и гигиенических особенностей.

3.Исполнитель имеет право на установление гарантийного срока на результат работы. В статье 722 Гражданского кодекса РФ говорится, что в случае, когда законом, иными правовыми актами, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве работ. В статье 5 Закона РФ «О защите прав потребителя» говорится, что исполнитель вправе устанавливать на работу гарантийный срок – период, в течение которого в случае обнаружения в работе недостатка исполнитель обязан удовлетворить требования потребителя о безвозмездном устранении недостатков выполненной работы, соответствующего уменьшения цены работы, безвозмездном изготовлении другой вещи или безвозмездном повторном выполнения работы, возмещении расходов по устранению недостатков.[5] При этом законодательством о защите прав потребителей и Техническим Регламентом Таможенного Союза «О безопасности мебельной продукции» не установлена обязанность исполнителя устанавливать гарантийный срок на изготовленную мебель, то есть установление гарантийного срока является добровольным, но законодатель устанавливает правило, по которому при отсутствии установленного срока годности потребитель может предъявить вышеуказанные требования в течение 2 лет или 5 лет для строений или другого недвижимого имущества. Таким образом, законодатель предоставляет исполнителю право ограничить во времени свою ответственность по недостаткам результата работ. Однако, заниженный срок годности результата работы приведет к снижению конкурентоспособности работ на рынке. При этом, потребитель может предъявить требования только по скрытым недостаткам, то есть таким, которые невозможно было выявить при приемке работ. По правилам гражданского кодекса гарантийный срок начинает течь с момента, когда результат выполненной работы был принят или должен был быть принят заказчиком.

Обязанность установить срок службы. В законодательстве о защите прав потребителя установлено правило, по которому исполнитель вправе установить срок службы результата работ – период, в течение которого исполнитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования результата работ по назначению и нести ответственность за его существенные недостатки. А для товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут предоставлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу, окружающей среде установление срока службы является обязательным. [6] Мебель входит в число товаров, на которые изготовитель обязан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 N 720 (ред. от 10.05.2001) "Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению",[7] установить срок службы. Поскольку исполнитель по договору бытового подряда на изготовление мебели является изготовителем, на результат работ должен быть установлен срок службы. Однако, если срок службы в нарушение норм гражданского законодательства не установлен, требования, связанные с существенным недостатком могут быть предъявлены потребителем в течение 10 лет. Срок службы также начинает течь с момента приемки результата работ потребителем, или с момента, когда результат работы должен был быть принят потребителем.

Понятие существенный недостаток определяется в преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» и расширяется Постановлением Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителя»:

а) неустранимый недостаток работы - недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования результата работы в целях, для которых результат работы такого рода обычно используется, или в целях, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении договора;

б) недостаток работы, который не может быть устранен без несоразмерных расходов, - недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самой работы либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от ее использования.

в) недостаток работы, который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, - недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка результата работы, а если такой срок соглашением сторон не определен, - время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом;

г) недостаток работы, выявленный неоднократно, - различные недостатки всего результата работы, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает результат работы не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного результата работы в целях, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении договора;

д) недостаток, который проявляется вновь после его устранения, - недостаток результата работ, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.[8]

4.Обязанность исполнителя выполнить работы в срок, указанный в договоре. Положения о сроке выполнения работ были подробно рассмотрены в главе первой.

5.Обязанность исполнителя своевременно информировать об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок. Данное право закреплено в статье 36 Закона РФ «О защите прав потребителей», которая устанавливает общие обязанности исполнителя по информированию потребителя об обстоятельствах, зависящих от последнего, которые могут снизить качество работы или привести к невозможности ее выполнения в установленный срок. К таким обстоятельствам можно отнести непригодность или недоброкачественность материала, переданного исполнителю потребителем, указания последнего о способе выполнения работы.[9] Перечень∞µÛ этих обстоятельств не является исчерпывающим, к ним могут быть отнесены и другие обстоятельства.

В п. 1 ст. 716 Гражданского Кодекса РФ содержатся три обстоятельства, о которых исполнитель должен предупредить потребителя:

непригодность или недоброкачественность материала, оборудования, технической документации, предоставленных заказчиком;

отрицательные последствия выполнения указаний заказчика о способе выполнения работы;

иные неблагоприятные обстоятельства для результата работы или сроков ее выполнения.[10]

Обнаружив указанные обстоятельства, исполнитель обязан немедленно предупредить заказчика о них и приостановить работу до получения от него указаний.

О сроке направления информации между формулировками Гражданского Кодекса РФ и Закона РФ «О защите прав потребителя» есть различия: в Кодексе этот срок определен как "немедленно", а в Законе - "своевременно". Представляется, что следует руководствоваться формулировкой ГК РФ как более определенной. Данный срок должен исчисляться с момента обнаружения соответствующих обстоятельств. Срок для принятия потребителем соответствующих мер для устранения указанных обстоятельств или для ответа исполнителю о принятом решении (если он не установлен договором) в ГК РФ и Законе предусмотрен идентично - разумный. [11]

Если же потребитель в разумный срок не устранит соответствующие обстоятельства, указанные исполнителем, он вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы и потребовать полного возмещения убытков (полное возмещение означает и упущенную выгоду). В этом случае исполнитель вправе также требовать оплаты выполненной части работы. Вместе с тем потребитель не лишен права оспорить в судебном порядке отказ исполнителя от исполнения договора, если докажет, что информация исполнителя является несвоевременной или необоснованной.[12]

Последствия невыполнения исполнителем своей обязанности по информированию потребителя об указанных обстоятельствах содержатся в п. 2 ст. 716 ГК РФ - исполнитель в случае предъявления к нему (или им к заказчику) каких-либо требований не вправе ссылаться на эти обстоятельства. Такие же последствия влечет продолжение работы до истечения разумного срока для ответа потребителя или после получения указания последнего о прекращении работы.

6. Исполнитель обязан своевременно информировать об увеличении стоимости работ. В соответствии с пунктами 5, 6 ст.709 Гражданского кодекса РФ: если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.

Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.

Дзержинским городским судом Нижегородской области, решением от 19,10,2015 года по делу 2-4612/2015 ~ М-4501/2015, установлено, что истец ООО обратился к ответчику гражданину Б. с иском о взыскании денежных средств, в счет оплаты выполненных работ по заключенному договору бытового подряда. Приложением к договору бытового подряда утверждена твердая смета. При выполнении работ подрядчиком произошло существенное увеличение стоимости работ, при этом изменение сметы не проводилось, подрядчик выполнил все указанные в договоре работы, а истец отказался оплачивать их стоимость свыше изначально установленной сметы. Суд удовлетворил исковые требования частично, обязав ответчика оплатить стоимость работ в пределах изначально согласованной сметы.[13]

При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование - расторжения договора в соответствии с правилами о существенном изменении обстоятельств.[14]

7. Обязанности исполнителя при выполнении работы из материала (с вещью заказчика): На исполнителя переходит риск случайной гибели (утраты) материала (вещи), переданного потребителем, поэтому исполнитель обязан следить за сохранностью материала (вещи), исполнитель обязан информировать потребителя об особых свойствах материала (вещи), которые могут повлечь его частичную или полную утрату или повреждение, обязан предоставить отчет об использовании материала заказчика, вернуть остаток предоставленного заказчиком материала. Вместо возвращения остатка материала с согласия потребителя подрядчик может уменьшить цену работы. Переданный материал должен правильно использоваться исполнителем. Понятие правильного использования материала потребителя раскрыто в ст. 713 ГК РФ: подрядчик обязан использовать материал экономно и расчетливо.

Кроме того, исполнитель обязан предупредить потребителя о непригодности или недоброкачественности переданного потребителем материала (вещи). Под непригодным материалом следует понимать доброкачественный материал, который по своему характеру или качеству не может обеспечить достижение необходимого результата работы. Недоброкачественный материал - материал, не соответствующий установленным для него требованиям.[15]

В случае утраты (повреждения) материала исполнитель не вправе самостоятельно решать вопрос об изготовлении заказанной вещи из однородного материала аналогичного качества. На это должно быть получено согласие потребителя. Срок для изготовления вещи из нового материала должен быть разумным, т.е. к сроку, определенному договором, должны быть добавлены 3 дня, предоставляемые исполнителю для замены материала. При этом, согласно Правилам бытового обслуживания населения в РФ, при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества, исполнитель обязан возместить потребителю двукратную цену утраченного или поврежденного материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем.[16]

Помимо общего основания освобождения от ответственности (действие непреодолимой силы), исполнитель не несет ответственности за утрату (повреждение) материала, если предупредил потребителя о такой возможности в силу особых свойств материала (вещи). Отсутствие такого предупреждения по любым причинам влечет ответственность исполнителя. Исполнитель также освобождается от ответственности, если особые свойства материала не могли быть обнаружены при надлежащей приемке материала исполнителем. Надлежащая приемка предполагает знание всех свойств материала, их незнание является одним из признаков ненадлежащей приемки. Освобождение от ответственности может последовать лишь в случае, если особые свойства не могли быть обнаружены в силу объективных причин: их скрытого характера, отсутствия разработанных и утвержденных в установленном порядке методов и средств выявления таких свойств и т.п. Наличие таких обстоятельств должно быть доказано исполнителем.[17]

Сделаем выводы: законодательством о защите прав потребителей предусмотрен больший объем правомочий потребителя по сравнению с исполнителем по договору бытового подряда. Обязанностей, соответственно больше у исполнителя. Такое правовое регулирование направлено на уравновешивание двух сторон, так как изначально существует неравенство потребителя и исполнителя: материальное, информационное. Потребитель является более слабой стороной договора, и его всесторонняя защита является целью законодателя.

 

[1] Кузнецова Ю. А. Условие о качестве в гражданско – правовых договорах. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2015.

[2] Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей" "Ведомости СНД и ВС РФ", 09.04.1992, N 15, ст. 766

[3] Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации", "Собрание законодательства РФ", 25.08.1997, N 34, ст. 3979.

[4] Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей" "Ведомости СНД и ВС РФ", 09.04.1992, N 15, ст. 766

[5] Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей" "Ведомости СНД и ВС РФ", 09.04.1992, N 15, ст. 766

[6] Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей" "Ведомости СНД и ВС РФ", 09.04.1992, N 15, ст. 766

[7] Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 N 720 (ред. от 10.05.2001) "Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению", "Собрание законодательства РФ", 23.06.1997, N 25, ст. 2942.

[8] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", "Российская газета", N 156, 11.07.2012.

[9] Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей" "Ведомости СНД и ВС РФ", 09.04.1992, N 15, ст. 766

[10] Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая, "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410.

[11] Парций Я.Е. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей»: постатейный. М.: Юрайт, 2001.- 327 с.

[12] Там же

[13] Решение по делу 2-4612/2015 ~ М-4501/2015 (30.09.2015, Дзержинский городской суд (Нижегородская область)), интернет ресурс https://rospravosudie.com/.

[14] Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая, "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410.

[15] Парций Я.Е. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей»: постатейный. М.: Юрайт, 2001.- 327 с.

[16] Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации", "Собрание законодательства РФ", 25.08.1997, N 34, ст. 3979.

[17] Парций Я.Е. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей»: постатейный. М.: Юрайт, 2001.- 327 с.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (03.05.2017)
Просмотров: 153 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%