Основаниями возникновения гражданско-правовой ответственности являются гражданские правонарушения, нарушение условий договора.
1.Причинение вреда. Регулируется статьей 14 Закона РФ «О защите прав потребителей», которая закрепляет имущественную ответственность за причинение потребителю вреда вследствие недостатков работы производственного характера. Их конкретный перечень, указанный в п. 1, не является исчерпывающим. Причем в указанной статьей в качестве основания ответственности закреплен вред, возникший именно в результате противоправных действий, которые выражаются в выполнении работы с недостатками, представляющими опасность для любого пользователя, так, в п. 2 ст. 14 говорится, что причиненный вред должен быть возмещен не только непосредственному заказчику работы, заключившему договор с исполнителем, но также, например, членам его семьи, лицам, которым он подарил или продал результат работы и т.п., если им причинен вред в результате недостатков работы. Каждый из таких лиц имеет право самостоятельно требовать возмещения вреда.[1]
В части второй ГК РФ также предусмотрено регулирование вопросов возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков результата работ (гл. 59). К основаниям ответственности за этот вред в ГК РФ (ст. 1095) относятся не только конструктивные, рецептурные и иные недостатки работы, но и предоставление недостоверной или недостаточной информации о товаре, работе, услуге; в Законе РФ «О защите прав потребителей» ответственность за указанные действия предусмотрена в п. 3 ст. 12.
Важно подчеркнуть, что исполнитель несет ответственность независимо от вины (в отличие от общего правила возмещения причиненного вреда лишь при наличии вины причинителя).
Лицо, несущее ответственность за причинение вреда, определено одинаково в ГК РФ и Законе РФ «О защите прав потребителей»: исполнитель работы.
В случае причинения вреда исполнитель может быть освобожден от ответственности, если докажет, что вред причинен в результате действия непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара по его вине.
2.Причинение убытков. Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.[2]
Убытки есть имущественное воплощение (выражение) вреда, они складываются из реального ущерба и упущенной выгоды.[3] Под реальным ущербом понимаются расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение имущества. Упущенная выгода есть неполученные доходы, которые потребитель получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Если лицо, нарушившее право потребителя, получило вследствие этого доходы, потребитель вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
По договору бытового подряда, возмещение причиненных убытков происходит при: нарушении исполнителем сроков исполнения работы (ст.28 Закона о защите прав потребителя), выявлении недостатков выполненной работы (ст.29 Закона), при отказе от исполнения договора в случае выявления существенных недостатков работы (ст.29 Закона), в других случаях.
3. Причинение морального вреда.
Потребитель имеет право не только на возмещение имущественного вреда, выражающегося в убытках, но и морального вреда, также имеющего денежное воплощение – компенсацию. Моральным вредом согласно ст. 151 ГК РФ называются физические и нравственные страдания. Содержание морального вреда как страданий означает, что действия причинителя вреда обязательно должны найти отражение в сознании потерпевшего, вызвать определенную психическую реакцию. При этом неблагоприятные изменения в охраняемых законом благах отражаются в сознании человека в форме негативных ощущений (физические страдания) или переживаний (нравственные страдания). Содержанием переживаний может являться страх, стыд, унижение или иное неблагоприятное в психологическом аспекте состояние. К моральному вреду относят также те лишения, которые испытывает человек вследствие потери времени на бесплодное ожидание представителя стороны, обязанной произвести работу, вследствие производственных шумов и вибрации, доносящихся из мастерских, магазинов, от паров, проникающих в квартиры из-за неисправности изоляционных устройств и т.д.[4] Определение морального вреда содержится также в Постановлении пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»: согласно п. 2 под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действием (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину (от рождения или в силу закона) нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающим его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства, другие неимущественные права)… либо имущественные права гражданина.[5]
4.Нарушение исполнителем условий договора о сроке.
К нарушениям срока ст. 28 закона о защите прав потребителей относит:
1. Просрочку исполнителем начала выполнения работ.
2. Выполнение работы без нарушения начального срока, однако настолько медленно, что это делает очевидным невыполнение работы в срок.
3. Нарушение промежуточных сроков.
4. Неисполнение обязательства в дополнительный срок, назначенный потребителем в качестве последствия нарушения первоначального срока.
Если исполнителем допущены указанные нарушения, потребитель вправе по своему выбору требовать:
1.Выполнение работы в новый срок. Назначенный в таком порядке срок должен быть разумным, дающим возможность исполнителю фактически выполнить требования потребителя. В соответствии с обычно предъявляемыми требованиями он должен позволять исполнителю приступить к выполнению работы, если нарушен срок начала выполнения работы, и быть нормально необходимым для выполнения работ такого рода без ущерба их качеству. В противном случае можно будет говорить о злоупотреблении потребителем своим правом со всеми вытекающими правовыми последствиями: согласно ст. 10 ГК РФ ему может быть отказано в удовлетворении требований по поводу нарушения исполнителем такого срока и взыскании неустойки за просрочку выполнения работы (оказания услуги).[6] В случае нарушения новых сроков потребитель вправе предъявить иные требования, предусмотренные п. 1 ст. 28. Из этого правила вытекает, что изменить свое требование потребитель не может до окончания назначенного им срока.
2. Поручить выполнение работы третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов. Если выполнение работы полностью поручается другому лицу или ее полностью выполняет потребитель, исполнитель утрачивает право на оплату работы, а на него возлагается обязанность возместить потребителю расходы на выполнение работы его силами или другим лицом и возвратить полученные от потребителя в счет исполнения договора денежные средства в десятидневный срок. Если работа выполняется силами потребителя или другого лица только в части невыполненной работы, то исполнитель сохраняет право на оплату выполненной части работы с вычетом из нее убытков потребителя. По сути, здесь может быть произведен зачет встречных однородных требований по заявлению одной стороны – потребителя.
3. Потребовать уменьшения цены за выполнение работы, причем принимается во внимание цена на момент предъявления потребителем требования, а если оно не было добровольно удовлетворено в десятидневный срок – на момент вынесения судебного решения о соразмерном уменьшении покупной цены. Определение порядка уменьшения цены проводится на усмотрение сторон, а в случае не достижения соглашения – на усмотрение суда. При просрочке исполнения срочного заказа надбавка за срочность не взимается, а если она уже была оплачена потребителем – подлежит возврату.
4. Отказаться от исполнения договора о выполнении работы и потребовать возврата уплаченной денежной суммы. При отказе потребителя от исполнения договора по причине нарушения сроков, исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы, а также платы за выполненную работу, за исключением случаев, когда потребитель ее принял (следует считать, что в этом случае было достигнуто соглашение об изменении срока выполнения работ). Если оплата работ производилась в кредит, потребителю должна быть возвращена уплаченная сумма в размере погашенного кредита и плата за его предоставление. Об отказе от исполнения договора потребитель должен уведомить исполнителя в письменной форме. Все вышеперечисленные денежные требования потребителя подлежат исполнению в десятидневный срок.
5.Нарушение исполнителем требований к качеству работ или их результата.
В случае нарушения права потребителя на качество при выполнении работ ему предоставляется право требовать по своему выбору:
1. Безвозмездного устранения недостатков выполненной работы,
2. Соответственного уменьшения цены выполненной работы,
3. Безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы.
4. Возмещения понесенных потребителем расходов по устранению недостатков своими силами или силами третьих лиц.[7]
Так, в судебном решении Борского городского суда Нижегородской области от 12.11.2015г. установлено, что Истица В. и Индивидуальный предпринимателю П. заключили договор подряда на изготовление мебели. В указанный в договоре срок ответчик по делу ИП П. произвел монтаж мебельных изделий с нарушением условия договора о качестве (явные недостатки), в назначенный дополнительно истицей В. срок нарушения не устранены. Суд решил: уменьшить цену работы по договору бытового подряда, взыскать с ответчика в пользу истицы неустойку, компенсацию морального вреда, судебные расходы, штраф; взыскать с ответчика госпошлину в доход бюджета.[8]
Все вышеизложенные требования в отношении явных недостатков (то есть тех, которые могут быть обнаружены путем простого осмотра) могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе ее выполнения (оказания). Требование об устранении существенных недостатков подлежит удовлетворению исполнителем в двадцатидневный срок. При нарушении указанного срока, а также если существенный недостаток является неустранимым, потребитель вправе по своему выбору требовать:
1) соответствующего уменьшения цены за выполненную работу;
2) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами.
Отказ потребителя от исполнения договора выполнения работы по причине нарушения исполнителем требований к качеству возможен только если:
1) исполнитель не устранил недостатки (а по истечении двух лет или пяти лет в отношении недвижимого имущества – существенные недостатки) в установленный договором или законом срок;
2) обнаруженные недостатки носят характер существенных;
3) исполнителем допущены иные существенные отступления от условий договора.
Следует учитывать, что отказ от исполнения договора возможен, если таковой не исполнен либо исполнен частично. В противном случае (когда договор исполнен) следует говорить о возврате сторонами всего полученного по сделке (двусторонней реституции теперь уже не только как основном последствии недействительности сделки).[9]
5.Право потребителя на судебную защиту нарушенных прав. Закрепляя в ФЗ «О защите прав потребителей» право потребителя на судебную защиту, законодатель гарантирует, что потребитель будет защищен, а его право будет восстановлено в наиболее приемлемый срок, так как по делам о защите прав потребителей не предусмотрен предварительный претензионный порядок регулирования спора. Исключение составляют иски, вытекающие из перевозки груза (ст.797 ГК РФ), а также иски в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (пункты 1 и 2 статьи 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации), предъявляемые в суд согласно части 3 статьи 30 ГПК РФ по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.[10] При этом потребитель может выбирать ответчика (продавец или изготовитель), может выбирать суд: место нахождения (или жительства для индивидуального предпринимателя) ответчика, местожительства или пребывания истца, самого потребителя, место исполнения или заключения договора, место нахождения филиала или представительства организации. При этом потребители и иные истцы (уполномоченные органы федеральной исполнительной власти, органы местного самоуправления, прокурор, общественные объединения потребителей, имеющие статус юридического лица) по искам о защите прав потребителей освобождены об уплате государственной пошлины.
[1] Парций Я.Е. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей»: постатейный. М.: Юрайт, 2001.- 327 с.
[2] Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая, "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
[3] Морева И.М., Правовые основы защиты прав потребителей, учебное пособие. – Владивосток.: Издательство ВГУЭС, 2008.
[4] Морева И.М., Правовые основы защиты прав потребителей, учебное пособие. – Владивосток.: Издательство ВГУЭС, 2008.
[5] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 (ред. от 06.02.2007) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", "Российская газета", N 29, 08.02.1995.
[6] Морева И.М., Правовые основы защиты прав потребителей, учебное пособие. – Владивосток.: Издательство ВГУЭС, 2008.
[7] Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей" "Ведомости СНД и ВС РФ", 09.04.1992, N 15, ст. 766.
[8] Решение по делу 2-3793/2015 ~ М-3036/2015 (12.11.2015, Борский городской суд (Нижегородская область)) , интернет ресурс https://rospravosudie.com/.
[9] Морева И.М., Правовые основы защиты прав потребителей, учебное пособие. – Владивосток.: Издательство ВГУЭС, 2008.
[10] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", "Российская газета", N 156, 11.07.2012.
|