Под алиментным соглашением (соглашением об уплате алиментов) понимают семейно-правовой договор, в силу которого плательщик алиментов обязуется предоставлять получателю алиментов материальное содержание на согласованных условиях[1].
По другому определению соглашение об уплате алиментов – это договор, по которому плательщик алиментов обязуется предоставлять материальное содержание получателю алиментов в размере и в порядке, которые согласованы сторонами[2].
Соглашение об уплате алиментов является гражданско-правовым договором (безвозмездным, односторонне обязывающим, консенсуальным) с определенной спецификой, отраженной в семейном законодательстве.
Соглашение об уплате алиментов имеет силу исполнительного листа.
Для возникновения алиментной обязанности родителей по отношению к детям необходимо наличие между родителями и детьми родственной связи и несовершеннолетие ребенка. До достижения восемнадцати лет ребенок считается нетрудоспособным, неважно, работает он или нет. Исключение составляет эмансипация ребенка или приобретение им полной дееспособности при вступлении в брак в результате снижения брачного возраста. В соответствии с этим родители перестают быть обязанными уплачивать им алименты. То, что ребенок приобретает полную дееспособность до 18 лет, не означает, что он достиг совершеннолетия. Однако в этих случаях дети обычно становятся экономически независимыми, что приводит к прекращению алиментной обязанности.
Обязанностью родителей является содержание детей, не достигших 18 лет, независимо от того, есть ли такая нужда со стороны детей. Также не имеет значения наличие у родителей средств, достаточных для предоставления такого содержания. Алименты обязаны выплачивать как совершеннолетние, так и несовершеннолетние родители. Неважно также, трудоспособны они при этом или обладают гражданской дееспособностью.
Содержание детей в стандартной семье происходит на добровольной основе. При этом родители сами устанавливают порядок и форму предоставления детям такого содержания. Как правило, на них просто выделяется "энная" сума из семейного бюджета, никаких договоренностей при этом не заключается. Если вопрос о содержании детей вызывает разногласия у родителей или если родители ребенка разошлись, лучший способ - заключить соглашение об уплате алиментов. В соглашении они могут установить форму, размер и порядок уплаты алиментов. Максимальный размер алиментов, уплачиваемых по соглашению между родителями, не ограничен, но минимальный определен законом. Он не может быть меньше того, что ребенок получил бы при взыскании алиментов через суд на основании статьи 81 Семейного Кодекса. Данное ограничение введено во избежание злоупотреблений со стороны родителей. Заключая соглашение об уплате алиментов на ребенка, родители действуют от имени ребенка, являясь его законными представителями. Поэтому может возникнуть ситуация, когда заключение соглашения нарушает интересы ребенка. Скажем, мать согласится получать незначительную сумму алиментов, если отец, с которым она не желает контактировать, решит отказаться от права на посещение ребенка. Или родители договорятся об обмене. Один из них получит большую долю имущества при разделе в обмен на уменьшение алиментов. Субъектом права на получение алиментов, а следовательно, и стороной алиментного соглашения неизменно является сам ребенок. Если ребенку нет 14 лет, соглашение от его имени заключает один из родителей или опекун. Ребенок в возрасте от 14 до 18 лет, в соответствии со статьей 99 Семейного Кодекса, заключает соглашение об уплате алиментов с согласия своего законного представителя, это один из родителей или попечитель.
Если детям не поступает содержание от родителей и, соглашение об уплате алиментов не заключено, средства на их содержание взыскиваются через суд. Иск о взыскании алиментов подает родитель, с которым проживает ребенок, или заменяющее его лицо (усыновитель, опекун, попечитель). Они являются законными представителями ребенка. Отказаться от права на алименты, принадлежащего ребенку, они не могут. Всякое соглашение, направленное на такой отказ, не подлежит рассмотрению. Однако, практика показывает, что многие не предъявляют иск о взыскании алиментов с родителя ребенка. Как правило, это связано с нежеланием контактировать с этим родителем после развода. В результате нарушаются права ребенка, который не имеет возможности получить принадлежащие ему по закону средства. Поэтому статья 80 п.3 Семейного кодекса гласит, что при не предоставлении одним из родителей содержания своему ребенку и не предъявлении к нему иска о взыскании алиментов в судебном порядке, такой иск предъявляется органами опеки и попечительства по собственной инициативе.
При взыскании алиментов в судебном порядке размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, предусмотрен статьей 81 Семейного Кодекса.
При этом учитываются все доходы: основная заработная плата, доплаты и надбавки, премии к заработной плате, гонорары за произведения искусства, науки, литературы, дивиденды по акциям и доходы по другим ценным бумагам, пособия, стипендии, пенсии, доходы от занятия предпринимательской и фермерской деятельностью, суммы, выплачиваемые в качестве возмещения вреда при утрате трудоспособности, и ряд других доходов.
Согласно ст. 81 СК РФ п.2 суд может изменить эти доли, как в сорону увеличения, так и в сторону уменьшения, учитывая материальное или семейное положение сторон или наличие других важных обстоятельств. Материальное положение родителя характеризует размер его заработка или иных доходов, а также стоимость имущества, принадлежащего ему. Материальное положение ребенка зависит от размера средств, которые предоставляет ему другой родитель, получаемых им пособий и пенсий, а также имущества, которое он имеет. Семейное положение родителя зависит от наличия у него других детей или иных лиц, которых он согласно закону вынужден содержать. Семейное положение ребенка, прежде всего, определяется наличием или отсутствием у него второго родителя.
Могут также рассматриваться ситуации, когда родитель не способен найти работу, нуждается в уходе со стороны, имеет заболевание, другого ребенка и другие подобные обстоятельства.
Исходя из материального положения ответчика суд может, как уменьшить, так и увеличить доли заработка или дохода, выплачиваемого в качестве алиментов. При высоких доходах родителя ребенок будет получать огромные суммы, намного превышающие его разумные потребности. В таком случае суд может уменьшить размер доли дохода родителя, подлежащей выплате ребенку. И наоборот, низкие доходы дают основание для принятия судом совершенно иных решений. Решение суда зависит от конкретных обстоятельств дела. Если родитель с низким доходом нетрудоспособен и не может себя обеспечить, а у ребенка есть, к примеру, неплохое имущество, которое приносит доход, доля, взыскиваемая на ребенка, может быть уменьшена. В другом случае, если у ребенка нет другого необходимого ему способа средств к существованию, а уровень дохода родителя настолько низок, что не дает обеспечить ребенку даже минимального уровня обеспеченности, размер доли может быть увеличен. Например, вместо одной четвертой на одного ребенка может быть взыскана одна третья часть заработка или дохода родителя.
Хотя у родителей есть обязанность предоставлять своим детям достаточное содержание, в нашем мире, к сожалению, нельзя силой заставить их это сделать. Если у них нет доходов или их доходы значительно ниже прожиточного минимума, невозможно заставить их зарабатывать больше. Если же они скрывают свои доходы или имущество, возможно принудительное обращение взыскания на их имущество при выплате алиментов и даже привлечение их к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов. Однако, если родители не имеют достаточных доходов или имущества, нельзя присудить их к принудительным работам для уплаты алиментов, так как это противоречит Конституции и нарушает права человека. Следовательно, не всегда легко определить размер алиментов, тк. ресурсы плательщика ограничены. Возможно и такое, когда минимальный размер алиментов выше всего дохода родителя, или когда весь доход родителя нужно распределить при выплате алиментов на нескольких детей в минимальном размере. К примеру, если бы минимальный размер алиментов составлял 40 тысяч рублей, а суммарный доход родителя 80 тысяч рублей, при выплате алиментов на двух детей все сто процентов заработка родителя подлежали бы распределению между ними. Однако самому родителю тоже необходимы средства к существованию, значит, необходимо было предусмотреть специальный механизм уменьшения минимального размера алиментов для того, чтобы родителю также оставалась определенная доля заработка. Минимальный размер, который может быть уменьшен, - это уже не минимальный размер.
Поэтому в Семейном кодексе нет понятия минимального размера алиментов. Вместо этого суд может увеличить долю заработка или дохода родителя, подлежащую выплате несовершеннолетним детям, если выплата алиментов в размере, предусмотренном ст. 81 п.1, приведет к тому, что дети получат очень маленькие сумы. Такая система защиты интересов детей более гибкая, чем основанная на минимальном размере алиментов. Прежде чем увеличить долю, суд рассматривает размер заработка родителя и причины получения низких доходов (нежелание трудиться, невозможность найти работу, инвалидность). Иногда суд может сделать вывод, что ответчик скрывает часть своих доходов для уклонения от уплаты алиментов. В таком случае доля, взыскиваемая на содержание ребенка, может быть довольно сильно увеличена. Имеет значение также, если у плательщика есть еще несовершеннолетние дети или иные лица, которых по закону он обязан содержать. Учитывается также и материальное положение ребенка.
По правилам родители должны содержать несовершеннолетних детей вне зависимости от того, нуждаются дети в содержании или нет. Однако, решая, увеличивать долю, взыскиваемую на содержание ребенка с малообеспеченного родителя или нет, рассматривают имущественное положение ребенка. Согласно ст.81 п.2 , учитывается материальное и семейное положение обеих сторон, а не только ответчика. Если у ребенка есть имущество, которое приносит ему немалый доход, а также, если он работает или занимается предпринимательской деятельностью и может обеспечивать себя сам, суд может уменьшить размер алиментов, подлежащих взысканию с родителя. Семейное положение ребенка учитывается только в совокупности с другими обстоятельствами дела. Родители несут равные обязанности по предоставлению детям содержания, поэтому, если один из родителей имеет высокий доход, это не основание взыскивать алименты со второго родителя. Однако если родитель, требует уменьшить размер алиментов, являясь малообеспеченным или нетрудоспособным, принимается во внимание семейное положение ребенка.
Таким образом, суд имеет достаточно широкие полномочия для того, чтобы изменить доли заработка или дохода родителей, выплачиваемых на содержание несовершеннолетних детей. В такой ситуации перед нами классический пример так называемого ситуационного регулирования, когда зафиксировать размер алиментов в законе невозможно, т.к. чтобы определить размер алиментов нужно в каждой ситуации учитывать все обстоятельства конкретного дела. По Семейному кодексу теперь решать этот вопрос будет суд, благодаря этому система определения размера алиментов при взыскании алиментов в долях к заработку плательщика стала намного гибче.
В соответствии со статьей 83 Семейного Кодекса, если алименты выплачиваются по решению суда возможно определение размера алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. Размер суммы определяет суд в зависимости от материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств. В этом случае суд не связан никакими долями при установлении размера алиментов. Размер твердой денежной суммы определяется индивидуально для каждого и зависит только от обстоятельств конкретного дела. Согласно ст. 83 п.2, суду важно максимально сохранить ребенку прежний уровень его обеспечения, существовавшего до распада семьи. Это означает, что если есть возможность, суд взыскивает алименты в размере, позволяющем ребенку сохранить прежний уровень жизни. Конечно, это не всегда возможно, т.к. родитель, уплачивающий алименты, может завести другую семью, которую ему тоже нужно содержать. Это не значит, что дети, воспитывавшиеся в роскоши должны сохранять такое же положение после распада семьи. Однако, если потребности ребенка обоснованы, они должны также удовлетворяться, если родители имеют для этого достаточно средств. Например, если ребенок учился на платной основе в России или за границей, это должно сохраниться за ним и при наличии такой возможности учитываться при определении размера алиментов.
Ряд случаев, когда суд может взыскать алименты в твердой денежной сумме, достаточно велик: если плательщик имеет какой-либо доход, нерегулярный или нестабильный, если он получает заработок или доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте; если у него нет никакого заработка или дохода; а также в других случаях, когда взыскание алиментов в долях к заработку родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон. Если заработок родителя нерегулярный или меняющийся, взыскание алиментов в долевом отношении не очень разумно, т.к. в разные периоды ребенок получит разные суммы или вообще ничего. Если заработок или доход выплачивается в натуре или в иностранной валюте, определение алиментов в долях тоже достаточно затрудняет положение, потому что денежная стоимость натуральных выплат и обменный курс иностранных валют постоянно меняются.
Если у родителя, обязанного уплачивать алименты, заработок или любой другой доход вообще отсутствует, взыскание по алиментным платежам переходит на его имущество. Но для такого взыскания нужно установить размер алиментов, который в данном случае может быть определен только в твердой денежной сумме. Такая ситуация может возникнуть если родитель скрывает свои доходы, т.к. не желает платить алименты. При этом он может иметь значительное имущество. В таком случае суд определяет размер алиментов в твердой денежной сумме, беря в расчет стоимость имущества, принадлежащего ответчику. Взыскание алиментов в долевом отношении к заработку при определенных обстоятельствах может также привести к существенному нарушению интересов одной из сторон. Интересы плательщика часто нарушаются, когда он имеет довольно высокие доходы и обязан выплачивать немалые суммы в виде их доли. Интересы ребенка нарушаются, взыскание алиментов в долях к заработку ведет к выявлению у родителя всех видов его многочисленных заработков и иных доходов. Это объясняется тем, что взыскание алиментов в долях к заработку было разработано по отношению к обществу, в котором у каждого был один источник доходов. Дополнительные доходы строго контролировались, совмещение тщательно регулировалось законом и его выявление не представляло труда. Поэтому с взысканием алиментов по исполнительному листу не было никаких затруднений в поисках доходов. На данный момент времени ситуация абсолютно изменилась. Любой человек может иметь неограниченное количество источников доходов. И довольно трудно их выявить. Этого не сможет сделать ни взыскатель алиментов, ни судебный исполнитель, ни налоговая служба, единственно верным решением здесь будет определение размера алиментов в твердой денежной сумме.
Также есть возможность взыскать алименты на содержание детей, находящихся без попечения родителей. Согласно ст.84 алименты на детей, находящихся под опекой или в приемной семье, выплачиваются их опекуну, попечителю или приемным родителям. Если же дети помещены в воспитательные, лечебные или другие подобные учреждения, они находятся там на полном государственном обеспечении. Содержание каждого ребенка на алименты, принадлежащие ему, довольно трудно, к тому же возникло бы неравенство между детьми, находящимися в этих учреждениях. С другой стороны, алименты требуются для текущего содержания ребенка, и накапливать их на счетах, не имея возможности использовать не очень разумно. В Семейном кодексе была предпринята попытка найти выгодное решение этой проблемы. Алименты, выплачиваемые родителями на содержание детей, переводятся на счета учреждения, в котором находится ребенок и учитываются отдельно по каждому ребенку. Загвоздка в том, что если деньги не будут пущены в оборот, они обесценятся в следствии инфляции. Поэтому детские учреждения вполне могут хранить их в банках для получения дохода. Половина полученного дохода тратится на содержание детей в детских учреждениях. При этом детские учреждения тратят их на содержание всех детей, а не только ребенка, которому выплачивались алименты. Таким образом, детские учреждения заинтересованы во взыскании алиментов с родителей ребенка и в размещении их в банках наиболее выгодным образом. После того, как дети оставляют данные учреждения, суммы полученных алиментов и остальная половина дохода от их обращения зачисляются на счет, открываемый на имя ребенка в Сберегательном банке. Это дает возможность детям, оставшимся без попечения родителей обеспечить себе кое-какой стартовый капитал для начала самостоятельный жизни.
Соглашение о приемной семье
Положение о приоритетной роли родителей в жизни и воспитании своих детей, их благотворном воздействии на интеллектуальные, нравственные и иные качества ребенка относится к бесспорным. Каждый ребенок согласно ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК) имеет право жить и воспитываться в семье. "Жизнь ребенка в семье предпочтительна со всех точек зрения. Конечно, имеется в виду семья, - правильно уточняет А.М. Нечаева, - не приносящая вреда воспитанию несовершеннолетнего".[3]
В полном соответствии с нормами международного права в ст. 1 СК провозглашен в качестве одного из основополагающих принципов российского семейного законодательства приоритет семейного воспитания детей. Российский законодатель выделяет в СК (ст. 123) три правовые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
1) усыновление (удочерение) - гл. 19;
2) передача под опеку (попечительство) - гл. 20;
3) приемная семья - гл. 21.
Правовым основанием приемной семьи считается договор о передаче ребенка на воспитание в семью. Заключение таких договоров входит в компетенцию органов опеки и попечительства. Они выступают в качестве одной стороны договора, а другой стороной - приемные родители, готовые в полном объеме нести родительские права и обязанности. Цель приемной семьи, как считает Т.И. Дружинина, заключается в создании таких условий, чтобы приемный ребенок находился как можно дольше в отношениях с приемными родителями, не менял этих родителей и тем самым имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, по достижении им совершеннолетия [4]. Р.А. Шукуров цель приемной семьи как формы воспитания детей в семье и основное назначение приемной семьи видит в подготовке приемных детей к самостоятельной жизни [5]. На воспитание ребенка как "специфическое назначение приемной семьи", которое "влечет за собой особые правовые последствия", указывает в своем исследовании Л.Ю. Михеева [6].
Неоднозначно определяя цели договора, ученые неоднозначно подходят к вопросу о правовой природе договора о приемной семье.
Она объясняется, с одной стороны, тем, что до сих пор в правовой литературе не прекращается спор о самостоятельности семейного права как отрасли российского права (мы занимаем и обосновываем позицию о "суверенизации" семейного права). С другой стороны, спор провоцирует сама нестандартная правовая конструкция договора о приемной семье, связанная, во-первых, с положением приемного ребенка в данных правоотношениях, а во-вторых, со спецификой правоотношений, в которых состоят приемные родители с органом опеки и попечительства. Необходимость разрешения вопроса о правовой природе договора о приемной семье диктуется тем, что в противном случае мы будем иметь дело с появлением правовых норм, неадекватно регулирующих соответствующие отношения. Кроме того, неправильное определение правовой природы договора приводит к правоприменительным ошибкам. Не зря в юридической литературе отмечается, что договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью нельзя отнести ни к одному из известных видов договоров в гражданском праве.[7]
В общем плане можно выделить несколько подходов к определению правовой природы договора о приемной семье.
1.Гражданско-правовая позиция. Ее последователи, в частности Л.Ю. Михеева, Н.В. Летова, А.М. Рабец классифицируют договор о приемной семье как гражданско-правовой договор в пользу третьего лица.[8]
2.Семейно правовая позиция относительно природы договора обосновываемая Р.А. Шукуровым .[9]
3. У договора о приемной семье смешанная семейно - и гражданско-правовая природа. [10]
4. Условная гражданско-правовая природа договора. По мнению ее приверженцев, в частности Е.Ю. Валявиной, при выделении гражданско-правовой природы договора о приемной семье, следует учитывать отличия этого договора от других гражданско-правовых договоров по порядку заключения и содержанию .[11]
5. В основе договора о приемной семье - лежат трудовые правоотношения.
Использование в редакции ст. 152 СК РФ таких терминов, как "труд", "размер оплаты труда", приверженцев данной позиции привело к мысли о том, что между органом опеки и попечительства и родителем-воспитателем складываются трудовые правоотношения. Позицию о трудовой природе отношений приемных родителей и органа опеки и попечительства поддерживает Г.С. Скачкова [12]. По ее мнению, воспитание ребенка в приемной семье является определенной трудовой функцией. Причем такая работа производится приемными родителями по найму за вознаграждение, выплачиваемое им органами опеки и попечительства, которые выступают в данном случае в качестве работодателя.
Впоследствии с внесением изменений в редакцию ст.152 СК РФ и законодательные акты субъектов федерации от термина оплата труда приемных родителей отказались. Так, например, Закон Костромской области от 3 декабря 2008 г. N 410-4-ЗКО "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Костромской области, регулирующие вопросы опеки и попечительства", принятый Костромской областной Думой 25 ноября 2008 года в статье 1 указал следующее:
Внести в Закон Костромской области от 5 ноября 2001 года N 27-ЗКО "О размерах оплаты труда приемных родителей" (в редакции законов Костромской области от 9 февраля 2007 года N 118-4-ЗКО, от 28 декабря 2007 года N 242-4-ЗКО, от 27 июня 2008 года N 324-4-ЗКО) следующие изменения:
1) в наименовании слова "оплаты труда" заменить словом "вознаграждения";
2) в статье 1 слова "оплаты труда приемных родителей" заменить словами "вознаграждения, причитающегося приемным родителям";
3) в статье 2:
наименование изложить в следующей редакции:
"Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям";
в части 1 слова "Ежемесячная оплата труда" заменить словами "Ежемесячное вознаграждение";
в частях 2 и 3 слова "оплаты труда" заменить словом "вознаграждения";
в части 4 слова "по оплате труда приемных родителей" заменить словами "на вознаграждение, причитающееся приемным родителям", слова "Федерального фонда софинансирования расходов" заменить словами "федерального бюджета";
в части 5 слова "Оплата труда приемных родителей" заменить словами "Выплата вознаграждения, причитающегося приемным родителям.
Как нам представляется, боле правильным будет говорить о семейно-правовой позиции в вопросе о правовой природе договора о приемной семье.
В обоснование приводим специфику предмета договора - так, воспитание приемного ребенка в семье приемных родителей нельзя квалифицировать как гражданско-правовую услугу. Случайные положения договора, касающиеся предоставления приемным семьям автотранспорта, жилища, другого имущества, выделения земельного участка, квалифицируются нами как второстепенные, случайные условия, от которых действие договора не зависит, и они не могут повлиять на семейно-правовую природу самого договора о приемной семье. Далее, для исследуемого договора семейным законодательством определен специальный субъектный состав. Содержание договора также подтверждает его семейно-правовую природу. В качестве аргумента также следует указать на семейно-правовую ответственность по договору. Поскольку отношения по принятию ребенка в приемную семью на воспитание опосредованы договором, а санкцией за возникновение в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования детей является досрочное расторжение договора, есть основания полагать, что данная ответственность является семейно-правовой договорной ответственностью. Изложенное подтверждает особую отраслевую специфику договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, заключение которого наряду с другими семейно-правовыми договорами предусмотрено семейным законодательством.
Положения гражданского права применительно к таким договорам действуют несколько опосредованно и касаются более частных вопросов, характеризующих общие условия заключения договора.
Например, к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения гл. 20 СК РФ об опеке и попечительстве над детьми. Так, в ч. 6 ст. 145 СК РФ сказано, что "устройство ребенка под опеку или попечительство допускается... в том числе по договору о приемной семье".
К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в той части, которая не урегулирована данным Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений. Так, ст. 779 ГК РФ определяет, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Поскольку предметом договора о передаче ребенка (детей) на воспитание, предусматривающего оплату труда приемных родителей, являются действия, связанные, в частности, с воспитанием, содержанием и образованием ребенка, то такой договор является разновидностью договора возмездного оказания услуг. Данный вопрос теории имеет и практическое значение, если услуга оказывается некачественно можно потребовать расторжения договора и возврата полученного вознаграждения. Решая такую ситуацию, следует исходить уже не только из требований гражданского законодательства, но и общих положений ст.4 Семейного кодекса РФ.
Суть их сводится к следующему:
Имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи регулируются семейным законодательством. Однако в силу многообразия таких отношений и возникновения все новых и новых жизненных семейных ситуаций, законодательное регулирование которых, несомненно, отстает от момента их возникновения, законодатель устанавливает правило: если семейное законодательство не содержит нормы, регулирующей отношения между членами семьи, к таким отношениям применяются соответствующие нормы гражданского законодательства, если они не противоречат существу семейных отношений.
При этом следует учитывать, что правоотношения, вытекающие из договора приемной семьи носят лично-доверительный характер, что все-таки ближе к отрасли семейного права.
Соглашение об опеке и попечительстве
Каждый ребенок согласно ст.54 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) имеет право жить и воспитываться в семье. "Жизнь ребенка в семье предпочтительна со всех точек зрения. Конечно, "имеется в виду семья, - правильно уточняет А.М. Нечаева, - не приносящая вреда воспитанию несовершеннолетнего". Но это не всегда возможно. Родители умирают, пропадают без вести, их лишают родительских прав, и тогда ребенок остается вне семьи, без попечения родителей. В случае, когда ребенок лишился родительского попечения, необходимо создать условия, при которых он может оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфере семьи, близкой к атмосфере семьи кровных родителей.
В полном соответствии с нормами международного права в ст.1 СК РФ провозглашен в качестве одного из основополагающих принципов российского семейного законодательства приоритет семейного воспитания детей. Российский законодатель выделяет в ст.123 СК РФ такие правовые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
1) усыновление (удочерение);
2) передача под опеку или попечительство;
3) приемная семья;
4) патронатная семья;
5) при отсутствии вышеперечисленных возможностей, устройство в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.
Что же такое опека и попечительство над несовершеннолетними? В научной литературе высказываются различные соображения в отношении понятия опеки и попечительства. Однако, автор настоящей работы разделяет точку зрения Ершовой Н.М., которая определяет опеку и попечительство как комплексный раздел семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту их личных и имущественных прав.
Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные органы - органы опеки и попечительства. Общим также является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.
Однако между опекой и попечительством существуют и определенные различия. Из-за того, что опеку назначают над недееспособными гражданами, опекуны осуществляют от их имени все юридические действия. Попечитель же является лишь помощником своего подопечного. Учитывая возраст наступления дееспособности в гражданском праве, опеку над несовершеннолетним устанавливают до достижения им 14-ти лет, с 14-ти до 18-ти лет над несовершеннолетним устанавливается попечительство.
Институт опеки и попечительства над несовершеннолетними регулируется нормами гражданского и семейного права. Однако если Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ) определяет общие положения, касающиеся опеки и попечительства, то СК РФ уделяет внимание вопросам опеки и попечительства над несовершеннолетними.
Положения статьи 60 Конституции Российской Федерации и статьи 21 ГК РФ говорят о том, что с 18 лет гражданин становится полностью дееспособным и может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности. Лица не эмансипированные и не достигшие возраста наступления полной дееспособности, не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы. Таким образом, несовершеннолетние граждане нуждаются в посторонней помощи, оказание которой и является целью установления опеки и попечительства. Вышеобозначенная цель достигается при помощи следующих задач:
1. защита прав и законных интересов подопечных;
2. обеспечение достойного уровня жизни подопечных;
3. контроль за сохранностью имущества и управление имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством.
Таким образом, опека несовершеннолетних - форма устройства малолетних граждан, не достигших возраста четырнадцати лет, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. А попечительство несовершеннолетних - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
С 1 сентября 2008 года с введением Федерального закона "Об опеке и попечительстве" (далее ФЗ "Об опеке и попечительстве") в сфере опеки и попечительства произошли серьезные изменения, благодаря которым, появилась возможность развивать теорию классификации, как видов, так и форм опеки и попечительства.
Имея в виду в качестве подопечных детей, то можно выделить:
1. опеку и попечительство над детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
2. опеку и попечительство над детьми, которые не относятся к данной категории.
Первая группа это особая группа несовершеннолетних, которые в силу определенных причин (смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, отстранения или освобождения опекунов (попечителей) от исполнения обязанностей, отменяя усыновления и пр.) лишились попечения со стороны родителей и лиц их заменяющих. С момента установления данного факта они приобретают специальный правовой статус. Он включает в себя с одной стороны, права установленные главой 11 СК РФ обладателями которых являются все несовершеннолетние дети, а с другой - права, предусмотренные специальными нормативными актами, выражающиеся в дополнительных социальных льготах и гарантиях в области здравоохранения и жилищного обеспечения.
Одним из основополагающих правом детей является право на воспитание в семье. Согласно п.1 ст.123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание. Одной их форм семейного устройства является опека и попечительство. При невозможности передачи ребенка в семью, он может быть помещен под надзор в образовательные, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации. Детям, устроенным в такие организации, опекуны и попечители не назначаются. Функции защиты прав и законных интересов, воспитания, образования и содержания возлагается на данные организации.
Установление опеки или попечительства над детьми, которые не относятся к категориям детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, допускается в двух случаях. Первый, если речь идет о детях несовершеннолетних родителей, не состоящих в зарегистрированном браке. Согласно п.2 ст.62 СК РФ несовершеннолетние родители обладают лишь правом на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. В данном случае налицо объективное ограничение родительских прав вследствие физической, психической и социальной незрелости молодой матери, отца или обоих. По этой причине ребенку несовершеннолетних родителей назначается опекун. Однако, что касается возраста родителя подопечного, в законодательстве имеется несоответствие. Так п.2 ст.62 СК РФ говорит нам о том, что опекун назначается до достижения несовершеннолетним родителем 16-ти лет, а ФЗ "Об опеке и попечительстве" в ст.29, п.2 говорит по этому поводу о том, что опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по достижении такими родителями возраста 18-ти лет.
Несоответствие норм СК РФ и ФЗ "Об опеке и попечительстве", определяющих возраст, с которого несовершеннолетние родители вправе самостоятельно осуществлять весь набор прав и обязанностей в отношении собственного ребенка, безусловно, должно быть устранено. Нам кажется логичным, чтоб это был возраст с 16-ти лет, так как речь идет непосредственно о несовершеннолетних родителях и ключевой характеристикой их статуса является именно тот факт, что они еще не достигли возраста полной дееспособности. Если же установить этот возраст в 18-ти лет, то фактически мы будем иметь место с уже совершеннолетними, полностью дееспособными родителями и в таком случае использование законодателем понятия "несовершеннолетний родитель" будет некорректно в силу несоответствия действительности. В силу вышеперечисленных причин, видится возможным привести ФЗ "Об опеке и попечительстве" в соответствие с СК РФ и указать возраст, с которого несовершеннолетние родители вправе самостоятельно осуществлять весь набор прав и обязанностей в отношении собственного ребенка с 16-ти лет. А до этого момента применению, несомненно, подлежит СК РФ, как основополагающий акт в семейно - правовой области.
Благодаря принятию ФЗ "Об опеке и попечительстве" стала возможной еще один вид опеки или попечительства над детьми, которые не относятся к категориям детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Речь идет об опеке и попечительстве по заявлению родителей, предусмотренной п.1 ст.13 данного закона. Характерными чертами данного вида опеки попечительства являются:
1. Родители могут подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица - кандидата в опекуны или попечители. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя. Закон говорит о том, что причина должна быть уважительной, однако, не дает даже примерного перечня таковых, что, по мнению автора, является значительным упущением законодателя, так как отнесение или не отнесение того или иного основания временного отсутствия родителей к категории уважительной причины целиком и полностью зависит от усмотрения органа опеки и попечительства. Законом так же не установлен срок пребывания ребенка в семье опекуна или попечителя. Не предусмотрел ФЗ "Об опеке и попечительстве" и последствия неявки родителей в установленный срок. О.В. Фетисова предлагает внести нормы, которые позволяли бы органам опеки и попечительства выносить дополнительный акт о продлении полномочий опекуна или попечителя, а так же, исследовав обстоятельства, не позволившие родителям явиться вовремя при необходимости принять меры к привлечению их к ответственности вплоть до лишения родительских прав.
Автор настоящей работы не может не согласиться с этой точкой зрения, так как считает, что принятие данных положений крайне необходимо в целях защиты интересов несовершеннолетних детей.
2. Кандидатура будущего опекуна или попечителя должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым действующим законодательством к личности, возрасту, состоянию здоровья опекуна или попечителя.
3. Заявление о назначении ребенку или детям опекуна или попечителя должно исходить от обоих родителей, т.е. быть совместным. В этой связи возникает вполне справедливый вопрос, а может ли воспользоваться таким правом единственный родитель? В силу прямого толкования п.1. ст.13 ФЗ "Об опеке и попечительстве" подобные ситуации невозможны. Но, исходя из принципа равенства прав и обязанностей родителей, такое положение недопустимо. Оба родителя либо единственный родитель должны быть в равной мере наделены правом ходатайствовать о назначении их детям временного опекуна или попечителя, разумеется, только при наличии у них уважительной причины. Сложнее будет обстоять дело, если родитель, с которым проживает ребенок, заинтересован в установлении временной опеки или поручительства, а другой родитель, проживающий отдельно от ребенка против. Представляется, что выходом из сложившейся ситуации будет закрепление в ФЗ "Об опеке и попечительстве" следующего положения: " Если родители проживают отдельно, при условии, что их брак не зарегистрирован в установленном порядке или расторгнут и родитель, с которым проживает ребенок, ходатайствует об установлении над ним опеки или попечительства, орган опеки и попечительства должен принять такое заявление и, рассмотрев его, вынести решение об установлении опеки или попечительства над ребенком или отказать в этом исходя их интересов несовершеннолетнего и с учетом возражений отдельно проживающего родителя".
4. ФЗ "Об опеке и попечительстве" наделяет правом установления опеки и попечительства по заявлению только родителей, что, по мнению автора, является необоснованным, так как в силу ст.137 СК РФ к кровным родителям приравниваются усыновители.
Надо сказать, что термин "бессрочная" опека и попечительство в ФЗ "Об опеке и попечительстве" не употребляется. При этом необходимо подчеркнуть, что данная разновидность имеет весьма условный характер, так как по достижению 14 лет опека автоматически переходит в попечительство, а оно прекращается по достижению 18-ти лет, либо при приобретении несовершеннолетним полного объема дееспособности до наступления совершеннолетия.
ФЗ "Об опеке и попечительстве" выделяет два специфических вида временной опеки и попечительства: предварительную опеку и попечительство и опеку и попечительство по заявлению родителей, о которой речь шла выше.
Институт предварительной опеки определен практикой существующих отношений и продиктован в первую очередь интересами недееспособного или не полностью дееспособного лица.
Потребность в предварительной опеке возникает, когда необходимо немедленное устройство несовершеннолетнего. Такая ситуация возможна, например, при непосредственной угрозе жизни ребенка (ст.77 СК РФ).
Опекуном или попечителем может быть только совершеннолетний дееспособный гражданин. Акт о предварительной опеке или попечительстве может быть вынесен на основании представленного документа, удостоверяющего личность (например, паспорта) конкретного лица, и соответствия необходимым требованиям условий его жизни.
При этом орган опеки и попечительства разрешает вопрос о назначении опекунов и попечителей без представления ими необходимых сведений о себе, в том числе сведений о состоянии своего здоровья.
Отношение специалистов к данному положению неоднозначно, с одной стороны, наблюдается положительный эффект от его законодательного закрепления. Связано это, прежде всего с тем, что назначение опекуна или попечителя длительный процесс, связанный со сбором множества документов и требующий немалого времени. Но зачастую в жизни возникают ситуации, когда время имеет существенное значение. И тогда предварительная опека оказывается как нельзя кстати. Однако, учитывая тот факт, что к временным опекунам не предъявляются требования о прохождении медицинского освидетельствования, следует заметить, что таким образом мы рискуем здоровьем и жизнью ребенка.
Согласно п.1 ст.36 ГК РФ обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев предусмотренных законом. С появлением ФЗ "Об опеке и попечительстве" появляется еще одна классификация опеки и попечительства: безвозмездная опека и попечительство и возмездная. Особого внимания заслуживает вопрос об осуществлении опеки и попечительства на возмездных началах, поскольку является новеллой в российском законодательстве.
В статье 14 Закона определена возможность установления опеки и попечительства по договору. В зависимости от форм опеки и попечительства такой договор может именоваться как договор об осуществлении опеки и попечительства, договор о приемной семье либо договор о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).
Для возникновения правоотношений по возмездному осуществлению опеки и попечительства необходимо издание органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна (попечителя) и заключение с ним соответствующего договора.
Законодатель устанавливает последствия уклонения органа опеки и попечительства от заключения соответствующего договора. Опекун (попечитель) вправе предъявить к органу опеки и попечительства требования, указанные в статье 445 ГК РФ, определяющей правила заключения договора в обязательном порядке.
В качестве особого вида опеки и попечительства появившегося впервые в российском законодательстве с принятием ФЗ "Об опеке и попечительстве" можно назвать опеку и попечительство по заявлению единственного родителя. Единственный родитель, имеющий ребенка (детей) имеет право обратиться в органы опеки и попечительства с заявлением, в котором он формулирует просьбу передать несовершеннолетнего под опеку или попечительство конкретному лицу в случае его смерти. По мнению А.М. Рабец, это заявление можно рассматривать как своего рода "духовное завещание".
Содержание пунктов 6-10 ст.10 ФЗ "Об опеке и попечительстве" позволяет выделить в качестве критерия для классификации численность субъектов на стороне опекунов и попечителей и на стороне подопечных. По общему правилу у каждого нуждающегося в опеке и попечительстве может быть один опекун и попечитель. Однако, исходя из интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе назначить ему нескольких опекунов или попечителей, либо наделить одно и то же лицо правовым статусом опекуна или попечителя в отношении сразу нескольких подопечных. Законодательное закрепление принципа множественности в отношениях по опеке и попечительству легализует реальные жизненные ситуации, при которых, например, опекунами или попечителями ребенка одновременно становятся и бабушка и дедушка. Множественность на стороне подопечных возникает, когда решается вопрос об опеке или попечительстве родных братьев и сестер.
Формами опеки признаются приемная семья и патронат.
Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
Патронатное воспитание является новой формой семейного устройства детей, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между таким патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением).
Патронатное воспитание пока что не вошло в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов.30 октября 2008 года в Ульяновской области был принят Закон "Об организации деятельности по опеке, попечительству и патронажу в Ульяновской области", что свидетельствует об ответственном отношении государственной власти к данной проблеме. Законом определена структурная система органов опеки и попечительства в области, основные полномочия государственных органов власти и органов местного самоуправления по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей. Полномочиями по организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц наделяется Министерство Образования Ульяновской области, в структуре которого имеется Департамент профессионального образования и охраны прав несовершеннолетних. В целях координации деятельности органов и организаций, участвующих в осуществлении деятельности по опеке, попечительству и патронажу, при органах опеки и попечительства создаются коллегиальные органы по рассмотрению вопросов по опеке, попечительству и патронажу, а полномочия его определяются органами опеки и попечительства.
Патронатное воспитание является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения детей в фостеровские семьи, благодаря которой во всем мире все дети получили возможность воспитываться в семье, а не в детском доме.
Патронатное воспитание является более гибкой формой устройства детей в семью и позволяет жить в семье ребенку любого возраста, как при наличии у него установленного юридического статуса, так и непосредственно сразу после изъятия из семьи, вместо помещения его в приют.
Патронатное воспитание существует только там, где имеются специализированные службы по устройству детей - уполномоченные организации органов опеки и попечительства, с которыми патронатные воспитатели заключают договор.
В договоре определяются права и обязанности, как семьи, так и учреждения. Наличие такого договора является юридической основой для профессионального сопровождения ребенка в течение всего времени его воспитания в семье. И ребенку и семье гарантированно предоставляется юридическая, социальная, психологическая и любая иная помощь - в зависимости от потребностей ребенка.
В настоящее время в ряде регионов созданы такие экспериментальные площадки - уполномоченные учреждения органов опеки и попечительства. Все такие учреждения проводят подготовку кандидатов в патронатные воспитатели, используют социально - психологические технологии подготовки и обследования семьи, заметно отличающиеся от формальных действий, используемых обычно органами опеки и попечительства. Они так же оказывают детям и семьям необходимую помощь после помещения ребенка в семью, и тем самым - повышают процент успешности и стабильности размещения детей в патронатных семьях.
По мнению автора работы, патронатное воспитание - первая в России форма именно профессиональной работы на дому по воспитанию ребенка - социального сироты. Принципиальным отличием этой формы устройства в семью от известных форм устройства (усыновление, приемная семья, опека) является наличие разграничения прав и обязанностей по защите прав и интересов этого ребенка между родителями (если они не ограничены или не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства (уполномоченным учреждением), патронатным воспитателем. Это является юридическим основанием, механизмом осуществления профессионального сопровождения ребенка и семьи после устройства в нее ребенка, впервые дает возможность поэтапно профессионально вести устроенного ребенка и оказывать помощь семье, вести мониторинг устройства и оценку успешности адаптации и реабилитации ребенка в семье, пересматривать план по защите прав ребенка, т.е. планировать меры по возможному возврату ребенка родителям, либо, если это не возможно, меры обеспечения стабильности семейного размещения на основе предоставляемой помощи ребенку и семье.
В качестве вывода можно констатировать следующее :анализ современного российского семейного законодательства и теоретического материала по исследуемой теме позволяет говорить об уже сложившейся системе договоров в семейном праве, хотя и недостаточно детально урегулированных, посредством которых участники семейных отношений получили возможность наиболее полно осуществлять свои семейные права, устанавливать семейные обязанности, регулировать разногласия, возникающие между ними по своему усмотрению, не прибегая к судебному разбирательству.
[1] Чашкова С. Ю. Система договорных обязательств в российском семейном праве: автореф. канд. юрид. наук. - М. : 2010. С. 19.
[2] Степанов С. А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебно-практический) (постатейный) / С. А. Степанов – М. : , 2010. с. – 82.
[3] Нечаева А.М. Правовая охрана семьи // Закон. 2004. N 4. С. 7.
[4] Дружинина Т.И. Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Защита прав ребенка в современной России (Материалы научно-практической конференции). М., 2010. С. 161.
[5] Шукуров Р.А. Приемная семья по семейному праву России: Дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2009. С. 7.
[6] Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика... М., 2010. С. 85.
[7] Толстой Ю.К., Сергеев А.П., Гражданское право: Учебник. Т. 3.. М., 2009. С. 433
[8] Летова Н.В. Усыновление как приоритетная форма устройства детей. Томск, 2010. С. 33.; Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика... М., 2010,С.84; Рабец А.М. Семейное право: Курс лекций. Белгород, 2008. С. 184.
[9] Шукуров Р.А. Указ. соч. С. 7.
[10] Фетисова О.В. Указ. соч. С. 164 - 176.
[11] Толстой Ю.К., Сергеева А.П., Гражданское право. Учебник. Т. 3 М., 2009. С. 470.
[12] Скачкова Г.С. Особенности правового регулирования труда приемных родителей // Трудовое право. 2003. N 8. С. 27 - 28.
|