Среда, 27.11.2024, 07:37
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Правовое регулирование лизинговых отношений

Закон о финансовой аренде называет лизинг имущества, относящегося к непотребляемым вещам (кроме земельных участков и других природных объектов), передаваемым во временное владение и в пользование физическим и юридическим лицам. В данном положении нашли свое отражение следующие нормы Закона: нормы ст. 3 Закона, обозначающие имущество, которое может быть предметом лизинга (любые непотребляемые вещи) и которое не может быть предметом лизинга (в т.ч. земельные участки и другие природные объекты); норма ст. 2 Закона, определяющая понятие "договор лизинга", - в ней в качестве элемента содержания данного договора указано на передачу имущества (предмета лизинга) во временное владение и пользование арендатору (лизингополучателю); норма п. 1 ст. 4 Закона, определяющая понятие "лизингополучатель", - в ней указано, что таковыми являются физические и юридические лица, которым передается предмет лизинга.

Лизинг является также сферой применения положений § 6 "Финансовая аренда (лизинг)" гл. 34 "Аренда" части второй ГК РФ. В Постановлении Президиума ВАС России от 16 января 2007 г. N 9010/06[1] отмечалось, что законодательной основой лизинга являются данный Кодекс и Закон. В соответствии со ст. 625 ГК РФ к договору финансовой аренды (договору лизинга) как к отдельному виду договора аренды применяются положения, предусмотренные § 1 "Общие положения об аренде" названной главы ГК РФ, если иное не установлено правилами данного Кодекса о договоре финансовой аренды (договоре лизинга). Следует отметить, что принятие комментируемого Закона положениями гл. 34 ГК РФ прямо не предусмотрено, но в независимости от этого нормы данного Закона не могут противоречить данному Кодексу.

Наряду с гражданско-правовыми нормами Закон содержит нормы, регулирующие различные аспекты экономических отношений. Как представляется, что эти нормы могут применяться только в части, не противоречащей положениям законодательства о бухгалтерском учете, законодательства о налогах и сборах, валютного законодательства, таможенного законодательства, антимонопольного законодательства и других отраслей законодательства.

Лизинг имущества является также сферой применения международных договоров РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ[2] общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Там же установлено, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"[3]. Согласно положениям названного Закона понятием международный договор РФ охватываются: международные договоры РФ, заключаемые с иностранными государствами, а также с международными организациями, иными обладающими правом заключать международные договоры образованиями от имени России (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера) (п. 2 ст. 1 и п. 2 ст. 3); международные договоры, в которых Россия является стороной в качестве государства - продолжателя СССР (п. 3 ст. 1); независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров) (ст. 2).

28 мая 1988 г. в г. Оттаве подписана разработанная Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА) Конвенция о международном финансовом лизинге. Россия присоединилась к названной Конвенции в соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 16-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге"[4] со следующим заявлением: "Российская Федерация в соответствии со статьей 20 Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге заявляет, что вместо положений пункта 3 статьи 8 Конвенции она будет применять нормы своего гражданского законодательства".

Конвенция УНИДРУА[5] согласно п. 1 ее ст. 1 регулирует сделки финансового лизинга, описанные в п. 2 статьи 1 Закона о финансовой аренде, в которых одна сторона (арендодатель): а) заключает по спецификации другой стороны (арендатора) договор (договор поставки) с третьей стороной (поставщиком), в соответствии с которым арендодатель приобретает комплектное оборудование, средства производства или иное оборудование (оборудование) на условиях, одобренных арендатором в той мере, в которой они затрагивают его интересы, и б) заключает договор (договор лизинга) с арендатором, предоставляя ему право использовать оборудование взамен на выплату периодических платежей.

Следует отметить, что Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 21 мая 2010 г. N 484[6] принято Соглашение о развитии в Евразийском экономическом сообществе международного лизинга сельскохозяйственной техники, машин, механизмов, оборудования и транспортных средств, используемых в агропромышленных комплексах.

Также представляется необходимым упомянуть, что 14 апреля 2005 г. в г. Санкт-Петербурге Постановлением 25-6 на 25-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств принят Модельный закон о лизинге.

В пункте 2 статьи 1 Закона о финансовой аренде предусмотрены изъятия из сферы применения данного Закона. Это случай, когда лизингополучателем является бюджетное учреждение. Во-первых, в этом случае применяется с учетом положений законодательства РФ, устанавливающих особенности правового положения бюджетных учреждений, пункт 1 ст. 13 Закона, предусматривающий бесспорный порядок списание со счета лизингополучателя средств в случае неперечисления лизингополучателем лизинговых платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежа. Во-вторых, на бюджетные учреждения не распространяется положение абз. 2 п. 2 ст. 28 Закона, определяющее порядок определения цены на продукцию в случае, если лизингополучатель и лизингодатель осуществляют расчеты по лизинговым платежам продукцией (в натуральной форме), производимой с помощью предмета лизинга.

Пункт 2 статьи 1 Закона о финансовой аренде введен Законом 2010 г. N 83-ФЗ, принятым в рамках совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Правовое положение бюджетного учреждения определено в ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"[7] (статья введена тем же Законом 2010 г. N 83-ФЗ), согласно п. 1 которой бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Россией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Таким образом, правовое регулирование лизинговых отношений осуществляется:

Во-первых, к источникам права, регулирующим лизинг, относится Конвенция Международного института унификации частного права (УНИДРУА) о международном финансовом лизинге (Оттава, 1988 г.) В соответствии со ст. 7 ГК нормы Конвенции о лизинге имеют большую юридическую силу по сравнению с нормами национального законодательства РФ, в том числе Гражданского кодекса РФ. Но при этом Конвенция имеет ограниченную сферу применения, так как принята для регулирования международного финансового лизинга, т.е. такого, в котором одна из сторон находится за рубежом и при этом лизингодатель, лизингополучатель и продавец должны иметь места деятельности на территории государств - участников Конвенции.

Во-вторых, лизинг закреплен в нормах § 6 гл. 34 ГК как разновидность аренды. Поэтому общие нормы § 1 гл. 34 ГК о договоре аренды применяются к договору лизинга, если иное не установлено правилами § 6 гл. 34 ГК.

В-третьих, в 1998 г. в целях комплексного регулирования принят Закон о лизинге. По юридической силе этот Закон, безусловно, уступает Гражданскому кодексу, так как последний не предусматривает необходимости принятия специального закона о лизинге, а в п. 2 ст. 3 ГК установлено, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу.

 

[1] Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 января 2011 г. N 9010/06 // ВВАС РФ, 2011, N 3.

[2] Конституция Российской Федерации (с поправками от от 21.07.2014 N 11-ФКЗ ) // СЗ РФ. 22.07.2014. N 9. ст. 851.

[3] Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (в редакции от 12.03.2014 г.) // СЗ РФ, 1995, N 29, ст. 2757.

[4] Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 16-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге" // СЗ РФ, 1998, N 7, ст. 787.

[5] Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттава, 28 мая 1988 г.) // СПС Гарант. 2014.

[6] Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21 мая 2010 г. N 484 "О Соглашении о развитии в Евразийском экономическом сообществе международного лизинга сельскохозяйственной техники, машин, механизмов, оборудования и транспортных средств, используемых в агропромышленных комплексах" // СПС Гарант. 2014.

[7] Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции от 21.02.2014 г.) // СЗ РФ, 1996, N 3, ст. 145.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (02.05.2017)
Просмотров: 146 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%