Коррупция, ее масштабы, специфика и динамика являются следствием общих политических, социальных и экономических проблем страны. По мнению Л.В. Тимофеева, коррупция всегда увеличивается, когда страна находится в стадии интенсивного развития. Россия переживает на данном этапе развития структурную модернизацию. Поэтому не удивительно, что она следует общим закономерностям общественного развития, в том числе и негативным [43, c.29].
Как справедливо отмечают некоторые ученые, проблемы, порождающие коррупцию, можно условно разделить на общие и специфические [21, c.14].
К общим относятся те, которые свойственны не только России, но и большинству стран, переживающих переходный период от централизованной к рыночной экономике [17, c.11-13]. Вот некоторые из этих проблем:
1) Неукорененность демократических политических традиций.
2) Слабость гражданского общества, отрыв общества от власти. Демократическое государство в состоянии решать свои проблемы только в кооперации с институтами гражданского общества. Ухудшение социально-экономического положения граждан, всегда сопровождающее начальные стадии модернизации, вызываемое этим разочарование, приходящее на смену прежним надеждам, - все это способствует отчуждению общества от власти, изоляции последней. Между тем ни низовая, ни верхушечная коррупция не могут быть подавлены без усилий общественных организаций.
3) Неэффективность институтов власти. Тоталитарные режимы строят громоздкий государственный аппарат. Речь идет, прежде всего, об исполнительной власти. Бюрократические структуры стойки и хорошо выживают при самых тяжелых потрясениях. Чем сложнее и неповоротливее система управления, чем больше несоответствие между ней и проблемами, которые она должна решать, тем легче в ней угнездиться коррупции.
4) Неразвитость и несовершенство законодательства. В процессе преобразований обновление фундаментальных основ экономики и экономической практики существенно обгоняет их законодательное обеспечение. Экономическая либерализация сочеталась, во-первых, со старыми принципами чиновничьего контроля за ресурсами, а, во-вторых, с отсутствием законодательного регулирования новых сфер деятельности. Именно это является одним из признаков переходного периода и служит благодатной почвой для коррупции.
Неразвитость законодательства проявляется в плохом качестве законов, несовершенстве всей правовой системы, нечеткости законотворческих процедур. Здесь различные виды коррупции порождаются:
- противоречивостью законодательства, что позволяет чиновникам создавать себе идеальные условия для вымогательства и шантажа граждан (клиентов), особенно на низовом уровне;
- незавершенностью законов, изобилующих двусмысленностями, пробелами, многочисленными отсылочными нормами. Довершение законодательного регулирования перекладывается на подзаконные акты органов исполнительной власти, подготовка которых практически неподконтрольна. Тем самым создаются условия для появления нечетких, «закрытых», плохо доступных инструкций (в основном написанных «под себя»), создающих дополнительные условия для коррупции;
- отсутствием законодательного регулирования процедур подготовки нормативных и иных регулирующих и распорядительных актов (законов, Указов, постановлений и т.п.), что существенно облегчает возможности для коррупции.
5) Экономический упадок и политическая нестабильность. Обнищание населения, неспособность государства обеспечить государственным служащим достойное содержание подталкивают и тех, и других к нарушениям, приводящим к массовой низовой коррупции.
Специфические современные проблемы являются продолжением тех, которые по проявлению или происхождению уходят корнями в советский период. Некоторые из них усугублены условиями переходного периода:
1. Низкая эффективность судебной системы.
2. Неразвитость правового сознания населения.
3. Привычная ориентированность правоохранительных органов и их представителей на защиту исключительно «интересов государства» и «общественной собственности».
4. Традиция подчинения чиновников не закону, а инструкции и начальнику.
Как и поиск адекватного определения коррупции, выявление ее причин происходит в самых разных направлениях. Большинство западных исследователей связывают коррупцию с чрезмерным вмешательством государства в жизнь общества. Чем больше государство вмешивается, тем больше оно издает законов, чем больше оно наращивает бюрократический аппарат, тем выше риск возникновения параллельных структур, рынков и процессов, выходящих за рамки правового поля [41, c.134].
Другая часть исследователей [25, c.3] видят в расширении рыночного регулирования причину утраты государством его статуса выразителя общих интересов, подрыва общественных ценностей под влиянием погони за прибылью, что порождает нелояльность по отношению к государству индивидов и организаций, теряющих всякую надежду на интеграцию или выживание в рыночном обществе. Именно в государственном регулировании политической, экономической и социальной сферы они видят гарантию порядка и справедливости.
Анализ специальной литературы [47, c.51-52] по проблеме преступности, в том числе и коррупции, а также отдельным формам ее проявления, как отечественных, так и зарубежных специалистов, позволяет выделить некоторые группы причин и условий (факторов), детерминирующих коррупцию как свое закономерное следствие. К таковым факторам по содержанию или сферам социальной жизни относятся: правовые, организационно-управленческие, воспитательные, идеологические, социально-экономические и другие причины и условия.
Отечественные исследователи коррупции также отмечают, что коррупция в современной России отличается рядом специфических черт, к которым относятся:
– наличие мощной, широко разветвленной теневой экономики и огромных незаконных доходов, значительная часть которых – основной источник финансирования коррупционеров;
– неконтролируемое обращение дополнительных денежных масс, вызванных высокими ценами на энергоносители на мировом рынке;
– неисполнение или ненадлежащее исполнение принимаемых законов и мер по противодействию коррупции;
– запутанность, сложность, противоречивость действующих правовых норм;
– наличие множества подзаконных актов, которые произвольно толкуют нормы действующего законодательства;
– слабость и фактическая зависимость судебной системы от исполнительной власти;
– отсутствие системы контрольных органов, в том числе парламентского и общественного контроля;
– минимальном риске разоблачения коррупционеров и отсутствии жестких по отношению к ним репрессивных мер (условное или отложенное наказание, помилование по амнистии и т. д.);
– отсутствие гарантированного правового статуса и достойного пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;
– исключительная, по сравнению с другими демократическими государствами, монополия административного аппарата на принятие решений;
– большой объем решений, которые чиновники вправе принимать единолично;
– широкий и беспрепятственный кадровый обмен между властными и коммерческими структурами;
– вовлечение родственников в коррупционный процесс на низовом уровне власти и в быту;
– постоянное усложнение и модификация форм и способов коррупционных проявлений;
– коррупционность избирательных процессов (так называемый «административный ресурс») и криминализация политических партий;
– международная направленность российской коррупции [21; 23; 28; 31].
Можно выделить несколько социально-психологических факторов, порождающих коррупцию:
- сложившееся и существующее в обществе мнение о том, что вся власть продажная и все покупается и продается. Принятие первого коррупционного решения может облегчаться информационной средой, окружающей чиновника.
- существующие в обществе стереотипы двойной морали. Важная особенность социально-психологического климата в обществе, способствующая процветанию коррупции, - двойной моральный стандарт. Население охотно поддерживает публичные обвинения в коррупции, меры государственного воздействия на нее, но для решения собственных проблем соглашается принимать «правила игры», предложенные или навязанные коррупционерами, т.е. коррупция, особенно низовая, является принимаемой «по умолчанию» частью быта.
В добавление к перечисленному упоминаем еще ряд ситуаций, попадание в которые сопряжено с высокой вероятностью соприкосновения с коррупцией [26, c.128]:
- сбор штрафов и иных платежей с населения разными ведомствами;
- выдача разрешений на занятие различными видами деятельности;
- разрешение на строительство и наделение земельными участками.
Коррупция оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику. Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны.
Коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов[45, c.26; 46, с.67]:
– сводит на нет или тормозит крупномасштабные экономические и социальные преобразования, само развитие Российского государства;
– расширяет сектор теневой экономики, уменьшает налоговые поступления в бюджет, делает неэффективным использование бюджетных средств;
– негативно влияет на имидж страны в глазах ее политических и экономических партнеров, ухудшает инвестиционный климат;
– увеличивает имущественное неравенство граждан;
– формирует в общественном сознании представление о беззащитности граждан и перед преступностью и перед лицом власти;
– является питательной средой для организованной преступности, терроризма и экстремизма;
– приводит к деградации моральных ценностей общества, исконных национальных традиций и обычаев;
– оказывает негативное воздействие на формирование политической элиты, избирательный процесс, деятельность органов власти и институтов гражданского общества.
Это далеко не полный перечень наиболее значимых негативных следствий проявления коррупции в современной отечественной общественно-политической практике. Как справедливо отмечает Н.Н. Шохин, «в условиях несовершенства законодательства и государственно-правовых институтов коррупция пустила глубокие корни» [47, c.50].
По оценкам ООН, ежегодно в мире легализуется до 500 млрд. долл. так называемых «грязных денег», поступающих из России, в том числе и по каналам коррупции, что составляет около 8% от общего объема международной торговой деятельности [25, c.16]. Исходя из этого, есть все основания полагать, что коррупция относится к числу наиболее опасных явлений, дестабилизирующих экономическое и социальное развитие Российской Федерации.
Экономические последствия коррупции проявляются различным образом. Ухудшается конкурентная среда, и как следствие, рынок получает неверные сигналы, когда более успешными являются не те предприятия, которые наилучшим образом удовлетворяют спрос, а те, которые имеют высоких покровителей или возможность и желание откупиться от государства. Растет теневая экономика как способ ухода от давления бюрократического пресса.
Бюджет государства перестает быть инструментом управления, но становится распределительным механизмом для коррупционных финансовых потоков. Увеличиваются цены на товары и услуги, в стоимость которых продавцы вынуждены закладывать неофициальные выплаты. Рост доходной части бюджета не соответствует потенциальным возможностям. Бюрократическое затягивание подготовки документов, неспособность государства обеспечивать безопасность производителей, рейдерство, теневой лоббизм, протекционизм, злоупотребление властью, недобросовестная конкуренция, чрезмерное регламентирование и излишние государственные проверки, затрагивающие механизмы рыночной экономики и свободной конкуренции, лишают уверенности потенциальных инвесторов и снижают предпринимательскую инициативу, вызывая рост стоимости государственных проектов, уменьшение экономической эффективности, увеличение случаев уклонения от уплаты налогов, снижение поступления платежей в бюджет и развитие теневой экономики [30, c.18].
Социально-политические последствия коррупции проявляются в функциональной, политической и моральной деградации центральных и местных органов публичной власти, являющейся следствием распространения политической коррупции, в снижении открытой и ответственной политической компетенции, обнищании населения и росте социальной напряженности. Усугубляется социальное неравенство, так как у наименее обеспеченных групп населения из-за ограниченных возможностей сокращается доступ к базовым социальным услугам (бесплатное образование, здравоохранение, социальное и пенсионное обеспечение) [38, c.72].
Резко ухудшается кадровый потенциал, прекращается процесс регенерации элит, нивелируется значение образования и профессиональных заслуг. Распространяется правовой нигилизм, который, в свою очередь, становится питательной средой для коррупции. Обычными становятся двойная мораль и двойные стандарты в поведении [34, c.28].
В сфере политики следствием коррупции являются [32, c.85]:
- потеря государственные институтами поддержки общества из-за недоверия населения к коррумпированным чиновникам;
- дискредитация в глазах граждан идей, подходов и принципов, которые государство декларирует, но не выполняет (например, открытость и прозрачность);
- снижение доверия международных партнеров и авторитета государства в мировом сообществе;
- снижение качества публичного управления;
- установление системы принятия неофициальных решений;
- наличие тесных связей между организованной преступностью, государственными служащими и коррумпированными политиками и т.д.
Размах коррупции в сфере государственного управления столь значителен, что в массовом сознании давно уже укоренилось мнение, что без «стимулирования» того или иного служащего или должностного лица практически невозможно решить ни одной житейской проблемы. Российские граждане реально ощущают влияние коррупции в ходе своего непосредственного взаимодействия с представителями органов государственной власти и местного самоуправления, когда зачастую любой вопрос решается только после дачи взятки, в самых различных формах, соответствующему чиновнику.
Отсутствие четкой регламентации оказания услуг в различных сферах деятельности, в том числе при решении конкретных вопросов, по которым граждане обращаются непосредственно в органы государственной власти, приводит к огромным злоупотреблениям.
Именно на этом уровне формируется негативное отношение людей к государству и праву, формируется представление о тотальной «продажности» и коррумпированности. В результате у большой части населения страны постепенно складывается «стереотип коррупции» как этически приемлемой формы разрешения проблем [39, c.28-30], размывается понимание общественной опасности этого явления, снижается порог моральной терпимости населения к взяточничеству и поборам.
В частности, наиболее распространенными коррупционными предрассудками, по мнению ряда исследователей, являются оправдание взятки за:
– освобождение от службы в армии;
– получение лучшего ухода и большего внимания по отношению к себе или своему близкому в медицинском учреждении;
– получение права на вождение автомобиля без сдачи экзамена или неудовлетворительных навыках вождения;
– выставление положительных аттестационных оценок при отсутствии или недостатке профессиональных знаний и умений;
– более внимательное и снисходительное отношение учителя к ребенку;
– поступление в престижный государственный Вуз;
– освобождение от наказания за преступление или его смягчение,
– освобождение от ответственности за любое правонарушение,
– получение вне очереди любых благ «причитающихся по закону»,
– попустительство по работе со стороны руководителя и др.
Особо значимые последствия в последние годы приобрела коррупция в сфере государственного здравоохранения и социальной защиты. По результатам исследования ВЦИОМ, здравоохранение занимает пятое место среди наиболее коррумпированных сфер и институтов общества [22, c.27-28].
В области образования основным проявлением коррупции являются взятки за поступление в высшие учебные заведения, масштабы которых достигают размеров, недоступных даже гражданам со средними доходами. В процессе функционирования системы единого государственного экзамена отмечаются факты взяток за обеспечение высоких баллов. Уровень коррупции вопреки ожиданиям, с введением ЕГЭ не только не снизился, но и увеличился.
В области социального обеспечения развита практика выселения из квартир одиноких пенсионеров через систему патронажа и незаконного отъема у них жилья. При этом происходит не только противоправное взаимодействие муниципальных чиновников с сотрудниками правоохранительных органов, но и их «сращивание» с представителями криминальных структур. Не без участия властных структур на местах происходит расхищение средств, выделяемых на содержание инвалидов и стариков. Скрытыми формами такого хищения становятся закупка медикаментов, продуктов питания и других предметов потребления по завышенным ценам, а также с истекающими или истекшими сроками годности. Эти циничные действия являются показателем нравственного падения общества, которое оказывается неспособным защитить те слои населения, которые испокон веков окружались уважением и заботой [18].
В сфере использования и купли-продажи земли отдельные чиновники, объединив свои интересы с представителями монопольных строительных фирм и зарубежными спекулянтами землей, производят скупку за минимальные деньги огромных земельных участков, что в последующем приводит к необходимости выкупа их реальными застройщиками. Аналогично происходит выкуп сельскохозяйственных угодий в регионах для их последующей сдачи в аренду сельхозпроизводителям. Громадные территории сельскохозяйственных земель выводятся из производственного оборота в спекулятивный сектор экономики, что ведет к дальнейшему обнищанию сельских жителей и сокращению производства сельскохозяйственных продуктов.
Следствием этого является явно выраженная дискриминация граждан по призыву, в результате которой на службу попадают преимущественно выходцы из бедных слоев населения. С коррупцией связаны также и все наиболее опасные происшествия и преступления, будь то против личности, общества или государства. Ярчайший пример тому – обострение ситуации в Северо-Кавказском регионе. Только за первое полугодие 2013 г. на Северном Кавказе вскрыто почти 1300 коррупционных преступлений. «В сочетании с социальными и экономическими проблемами коррупционные проявления способствуют распространению преступлений террористической направленности, прежде всего, на территории Северного Кавказа».
В последних работах отечественных ученых, анализирующих феномен коррупции, формулируется вывод, что основной причиной коррупции является несовершенство политической системы, несоответствие ее императиву «сдержек и противовесов», отсутствие внутренних и внешних механизмов сдерживания[9$ 45, c.28].
Таким образом, коррупция как социально-правовое явление охватывает все основные сферы жизнедеятельности российского общества.
В результате национальным интересам нашей страны и общества наносится огромный и невосполнимый ущерб. Эффективность рыночной экономики резко снижается, а существующие демократические и правовые институты ослабляются. Усугубляется социальное, экономическое и политическое неравенство граждан, увеличивается бедность, растет социальная напряженность
|