В 90-х годах, благодаря глобали-эационным процессам, лизинговый сектор мировой экономики превратился в мировую лизинговую индустрию. Достаточно отметить, что общий обьем лизинговых операций в 1990-2010 гг. вырос в мире с 331.7 до 699 млрд долл. США. Рост объемов лизинга повлек за собой качественные изменения лизингового рынка: по оценке, суммарные активы лизинговых компаний к настояшему времени достигли 1.5 трлн долл.. доля лизинга в инвестициях в основные фонды составила порядка 17-18%. в мировом ВВП -1.6-1.65%, а в экспорте оборудования, транспортных средств и сопутствующих услуг - около 4-5% Наиболее продвинутыми» на региональных и национальных рынках лизинга являются страны «большой лизинговой шестерки»: США. Германия. Япония. Великобритания. Франция и Италия. Только в США за рассматриваемый период обьем лизинговых операций увеличился в 2,2 раза, в Германии - в 1.5 раза, в Японии-в 1.1 раза.[1]
Отметим характерные черты развития мирового лизингового ранка в последние годы. Его товарная структура характеризуется тенденцией увеличения доли автотранспортных средств, отдельных видов высокотехнологичного и специального оборудования, капиталоемких объектов за счет снижения удельного веса некоторых видов компьютерно-теле коммуникационного и промышленного оборудования. Одновременно глобализацией ные процессы в мировой экономике вызвали появление большого числа новых видов, форм, схем реализации и структурированных лизинговых решений, ориентированных на конкрегного потребителя. В свою очередь, рост активов лизинговых компаний, их выход на рынки капиталов и необходимость снижения рисков вызвали потребность в диверсификации инвестиционной деятельности этих компаний, в том числе осуществления финансово-инвестиционных операций. Возросли темпы роста международного лизинга, определяющую роль в развитии которого стали играть государственные страховые и гарантийные агентства по поддержке экспорта, международные лизинговые клубы и брокерские ассоциации.
Претерпевает изменения структура участников лизингового рынка. Расширение деятельности транснациональных компаний, усиление конкуренции среди производителей и поставщиков продукции, необходимость развития системы продаж, рост потребности в расширении клиентской базы и объемов вторичного рынка оборудования выдвигают на первый план сбытовую модель лизинга. Это приводит к повышению значимости зависимых (кэптивных) компаний, связанных с крупнейшими производителями продукции машиностроения.
Вместе с тем. роль инвестиционной» модели лизингового бизнеса, характерной для лизинговых компаний, связанные с коммерческими банками, остается значительной ввиду того, что лизинг продолжает оставаться важным инструментом реализации банковских инвестиций в реальный сектор экономики.
Особенностью последних лет в развитии мирового лизингового бизнеса является его концентрация и консолидация на финансово-лизинговом рынке развитых стран. К примеру, только в Европе на 50 крупнейших лизинговых компаний в 2013 г. приходилось более 40% объемов рынка. В Германии 50% национального лизингового рынка контролировали 10 компаний, в Великобритании - 6, в Италии - 9. в других индустриальных европейских странах от 5 до 17 компаний превалировали на рынке подавляющим образом[2].
Таковы в общих чертах состояние и тенденции развития мирового лизингового рынка. Аналогичные процессы имеют место в развитии европейского лизинга. По данным Европейской конфедерации национальных лизинговых ассоциаций ЛИЗЮРОП (Lcascuropc). в последние годы наблюдается повышение объемов лизинга в целом, при этом лизинг недвижимого имущества по темпам роста стал опережать лизинг оборудования. По абсолютным показателям лидерство на рынке лизинга сохраняют Германия. Великобритания и Франция. В отдельных странах доля инвестиций по лизингу в общем объеме инвестиций в реальный сектор экономики достигает 20%. Продолжает быть преобладающим лизинг автотранспортных средств, за ним следует лизинг машиностроительного оборудования. Наиболее популярным по-прежнему остается срок лизинга от 2 до 5 лет. Уровень специализаций лизинговых компаний не очень велик, однако в Италии около 23% компаний специализируются на лизинге автотранспорта, в Швеции таких компаний около 40%. Во Франции 50% компаний работают исключительно в сфере лизинга недвижимости.
Третья часть европейских лизинговых компаний созданы и работают со стопроцентным участием банков, такую же долю составляют независимые лизинговые компании. Большинство компаний (68%) зарегистрированы как полностью национальные, четвертую часть фирм представляют дочерние компании иностранных международных корпораций.
Оценивая конкурентное поле на рынке лизинга с точки зрения лизинговых компаний, следует отметить, что наибольшую конкуренцию представляют фирмы, так пли иначе связанные с банковским капиталом. В этих условиях компании предпочитают расширять номенклатуру поставляемого в лизинг оборудования, делая попытки снижения стоимости услуг. Другой реакцией на конкуренцию является углубление специализации деятельности компаний, достижение высокого качества услуг и минимизация рисков.
Большое влияние на деятельность лизинговых компаний оказывает состояние нормативно-правовой базы, регламентирующей лизинговую деятельность, и сложившиеся традиции на рынке, при этом источниками рисков для лизинговых операций являются недоработки в гражданском законодательстве и в нормативной базе бухгалтерского учета. Не менее важным остается фактор налогового законодательства.
С позиции изучения зарубежного опыта представляется принципиально важным рассмотреть на примере наиболее развитых стран •большой лизинговой шестерки-объективные условия эволюции лизинговых отношений, выявить ключевые факторы, способствующие развитию лизинга и тормозящие лизинговые процессы. Сравнительный анализ позволяет выявить возможные направления их трансформации на реалии российской экономики.
С полным основанием можно считать основоположником современного лизинга США. которые первыми среди экономически развитых стран стали использовать лизинг в качестве средства сбыта оборудования и финансирования инвестиционных проектов. Выполненные исследова ния позволяют выделить в хронологическом порядке четыре этапа становления лизинга в этой стране: первый - 1952-1962 гг.; второй - 1963-1975 гг.; третий - 1976-1986 гг. и четвертый - 1987 г. - по настоящее время[3].
Для первого этапа характерно расширение лизинговых отношений на внутреннем рынке. По меньшей мере, этому способствовали два фактора: упорядочение налоговым управлением ряда правил проведения лизинговых операций и изменений норм списания основного капитала. В качестве объектов лизинга выступала продукция машиностроения.
В этот период для лизинговых компаний были установлены налоговые льготы - ускоренная амортизация и инвестиционная налоговая льгота. Однако, право на налоговую льготу возникало только тогда, когда договор лизинга заключался в соответствии с условиями, установленными Управлением внутренних доходов Министерства финансов США, в частности продолжительность лизинга должна быть менее 30 лет;
лизинг не должен преду-сматри вать возможность покупки имущества по цене, ниже разумной рыночной:
лизинг не должен предусматривать график платежей с увеличенной процентной ставкой в начальный период выплат;
лизинг обязан обеспечить арендодателя нормальным рыночным уровнем прибыли;
при продлении лизинга должна предусматриваться нормальная рыночная стоимость оборудования.[4]
Конец первого этапа положил начало развития зарубежного лизинга. Его появление связано с возникновением и расширением бизнеса на базе дочерних компаний и филиалов крупных корпораций в странах, подпавших в сферу влияния «Плана Маршалла». Во многих случаях лизинговые компании в Западной Европе создавались при прямом или косвенном участии американского капитала.
В ФРГ первые лизинговые фирмы появились в начале шестидесятых годов. Наибольшее распространение получили сделки прямого финансового и косвенного лизинга. Из-за высоких цен на лизинговые услуги посреднические фирмы не участвовали в сделках лизинга, последние носили двухсторонний характер - между лизингодателем и лизингополучателем.
В этот же период, что и в ФРГ. лизинг стал внедряться во Франции. в основном это были сделки по движимому имуществу. Принятый лишь в 1966 г. Закон о лизинге предусматривал взимание налогов:
на уступку прав на оборудование при перепродаже арендатору (налог исчислялся от стоимости оборудования в момент уступки);
на уступки прав третьему лицу;
на добавленную стоимость (на разницу между стоимостью по балансу и ценой уступки)[5].
Законом о лизинге (1966 г.) были определены также условия проведения операций с недвижимостью. В качестве оператора лизинга с недвижимостью выступали создаваемые акционерные общества по этим операциям в сфере промышленности и торговли (СИКИМИ), которым предоставлялись существенные льготы - ускоренная амортизация, освобождение до 85% получаемой прибыли от налога. Договора (соглашения) по лизингу земли, путей сообщения, оборудования и т.п. заключались на 15-20 лет с оплатой прямым регрессивным или смешанным способом.
Второму этапу развития лизинга в США содействовало привлечение в этот бизнес финансовых структур, в частности, национальных банков в качестве лизингодателей, а также местных инвестиционных и коммерческих банков в отдельных штатах. К середине 70-х годов лизинг в США получил уже повсеместное распространение и приобрел качественно новое содержание Так - 1976 I Управление стандартизации финансового учета издало Постановление П 13, по которому некоторые финансовые сделки учитывались как сделки по приобретению имущества с принятием приобретателем на себя финансовых обязательств (6). Это постановление позволило разграничить -подлинный лизинг- и покупку с его помощью, а также учитывать при сделках следующие принципиальные положения:
право собственности в конце сделки переходит к арендатору;
лизинговая сделка даст возможность в конце срока сделки купить оборудование по цене ниже рыночной:
срок сделки устанавливался большим или равным 75% полезного срока службы оборудования;
сумма лизинговых платежей (без платы за страхование, управление, налогов) должна превышать или быть равной 90% нормальной рыночной стоимости оборудования.
Если сделка удовлетворяла хотя бы одному нэ приведенных условий, то имущество учитывалось на балансе арендатора как актив с корреспондирующим долговым обязательством в пассиве (•Обязательство по финансовому лизингу). Если сделка не удовлетворяла ни одному из перечисленных условий, то имущество учитывалось в приложении к балансу арендатора.
Для Германии второй этап характерен активным образованием специализированных лизинговых компаний и дочерних фирм непосредственных производителей объектов лиэта-а (фирмы •продуценты-арендодатели.)- Деятельность последних регулировалась торговым кодексом, поэтому налоговые льготы на них не распространялись. В этот период промышленные предприятия под влиянием научно-технического прогресса начали серьезное обновление производственных активов, повысили требования к долговечности и качеству оборудования. Лизингом стали считаться соглашения, отвечающие четырем условиям:
срок контракта должен со-ответствовать 40-80% эконом иче-ского срока службы оборудования;
стоимость опциона на покупку должна соотноситься со стоимостью имущества на момент реализации опциона;
периодические платежи за возобновляемый срок договора должны быть минимальными (если договор пролонгирован);
если предметом сделки является специальное оборудования, необходимое только пользователю, то собственником такого оборудования будет считаться пользователь.
Порядок налогообложения лизинговых сделок регулировался указаниями федерального министра финансов (письма от 19.04.70 г. и 22.12.75г.). При соблюдении указанных выше условий лизинговые контракты позволяли воспользоваться рядом налоговых льгот.
Обратим внимание на ситуацию, сложившуюся в середине 70-х годов - она отмечена в истории общим экономическим спадом в США и странах Западной Европы. При разнообразии причин ухудшения в экономике в каждой из стран, наиболее существенными из них явились:
энергетический кризис 1973-1974 годов, вызвавший рост пен на все виды продукции, в том числе на промышленное оборудование;
износ более, чвч на 50% основных фондов промышленных и сельскохозяйственных предприятий;
моральное и физическое устаревание действующих технологий, необходимость обновления парка машин и оборудования;
значительное снижение объемов внедрения в производство достижений научно-технического прогресса;
ограниченность финансовых ресурсов, что вызвало инфляционные процессы в экономике.
Таким образом, необходимы были срочные меры по оздоровлению экономики, прежде всего по обновлению основных фондов в условиях жесткого финансового дефицита и усиливающихся темпах инфляции. Экономика требовала дополнительных инвестиций в производство, но бюджетное финансирование, кредиты и дотации не могли дать быстрого ощутимого результата большинству предприятий или использовались не по назначению. В данной ситуации лизинг более всего подходил для решения задачи оздоровления экономики, тем более, что лизинговые сделки приводили производственный процесс в действие немедленно, не прибегая к дополнительным затратам на покупку дорогостоящего оборудования и технологий. Выплаты лизинговых платежей могли осуществляться за счет прибыли, получаемой с арендованного имущества.
Юридическую сторону совершения лизинговых сделок подкрепили законодательства ряда стран, в которые были внесены значительные изменения. Прибыль, идущая на лизинговые платежи, освобождалась от налогообложения.
Обсуждая развитие лизинга в США и странах Западной Европы в конце второго и начале третьего этапов, следует подчеркнуть, что экономической предпосылкой углубления лизинговых процессов явилась острая нехватка ликвидных средств у промышленных компаний. Этим воспользовалось большинство коммерческих банков и организовали службы по ведению лизинговых операций. По сути своей это были формы кредитования, так как по законодательству банки имели право предоставлять кредиты одному заемщику на сумму не более 10% от своего уставного капитала. Такое ограничение не распространялось на лизинговые операции. Это обстоятельство и определило преобладание в США и Франции финансового лизинга, в отличие, как показывает анализ, от ФРГ. где большая часть операций проводилась по косвенному лизингу.
В этот период более половины лизинговых компаний с помощью банковского кредита покрывали свыше 50% стоимости объектов, приобретаемых по лизинговым соглашениям (в основном продукцию машиностроения). Однако 25% независимых компаний при покупке объектов лизинга исполь зова ли кредиты банков на 75%. Следствием таких операций стал рост цен на лизинговые услуги. К середине 70-х годов в США насчитывалось 120 ведущих холдинговых фирм, включающих лизинговые компании. Из 50 крупнейших коммерческих банков 49 занимались проведением лизинговых операций, а объем прямого инвестирования этих операций кредитными банками вырос более чем в 10 раз. По числу лизинговых компаний ФРГ уверенно занимает второе после США место, однако сумма операций в этой стране в 1.5-2 раза меньше, чем в США[6].
Оценка развития лизинга на первом и втором этапах в США и в отдельных странах Западной Европы приводит к выводу, что, несмотря на увеличение объемов операций, его эффективность в целом оставалась относительно низкой из-за:
- высокой стоимости лизинговых услуг;
- незначительной льгота руе-мости лизинговых операций;
- неустойчивости системы налогообложения этих операций;
- ограниченности лизинговых операций среди непосредственных производителей;
- висимости лизинговых компаний на начальных этапах развития от финансовых институтов (банков, страховых и кредитных фондов).
Вместе с тем именно особенности развития лизинга на первых двух этапах подталкивали государственные органы развитых стран к решению вопроса о создании механизма быстрой сменяемости средств производства на начальной стадии морального износа.
На третьем этапе развития лизинга в США сложились особенно благоприятные условия его превращения в инструмент инвестирования в новые технологии и оборудование. В этот период произошло расширение номенклатуры объектов лизинга, увеличение числа сделок раздельного лизинга при участии нескольких групп фирм и банков с четко распределенными функциями организации и финансирования сделок. Число последних возросло на 70%. причем в основном приобретались средства производства. Промышленное развитие в большей своей части опиралось на заключаемые сделки по лизингу.
Однако к концу третьего этапа налоговые льготы, введенные в 60-х и 70-х годах в период высокой инфляции, перестали рассматриваться органами власти в более стабильной экономической обстановке 80-х годов как эффективный инструмент стимулирования капиталовложений. Реформа налоговой системы в США сократила доступность налоговых преференций путем отмены налоговой инвестиционной льготы и изменения профиля амортизации, чем существенно снизила экономическую выгоду лизинга.
На четвертом этапе произошло сокращение налоговых льгот для экспортного лизинга, результатом чего стало сокращение поставки по лизингу объемов оборудования, плавучих средств и автоматики. Система лизинговых платежей вынуждена была принять более гиб-кис формы, увеличилась заинтересованность лизинговых компаний в лизинге наиболее ценных и эффективных средств техники. Произошло некоторое перераспределение между сферами использования лизинга: увеличилась его доля в сфере услуг и в -семейной экономике- за счет сокращения в торговле, промышленном производстве и строительстве. Повысился стимул для внедрения научно-технического прогресса, так как налоговые льготы по инвестициям в нововведения были сохранены. В договора лизинга стали включать сопровождение оператором оборудования, которое передавалось лизингополучателю, что существенно сокращало издержки и непроизводительные затраты времени.
В конце 80-х годов в Японии -одной из высокоразвитых в экономическом отношении стран получают распространение специализированные проблемные центры и учреждения по генерации оригинальных идей и технологических решений, которые, в свою очередь, становились базой для крупномасштабных программ или проектов. Техническое оснащение таких центров в подавляющем большинстве случаев осуществлялось путем лизинга, что снижало затраты но НИОКР на начальной стадии[7]. Лизингодателями при этом выступали фирмы-разработчики и производители той отрасли, которая была намерена внедрять новые технические идеи. В договор лизинга в обязательном порядке входило понятие «устарелости», характерное для Японии. Лизинг давал возможность адаптировать ново -введения посредством замены непригодного объекта лизинга новым объектом с более прогрессивными параметрами.
Определенный, весьма незначительный опыт лизинговых операций был накоплен в России в рамкох экономики социалистического типа. В основном это были сделки международного лизинга (аренда локомотивов, подвижного состава, самолетов и т.п.). базирующиеся на согласованной с западными лизинговыми компаниями нормативной базе.
Вместе с тем в 90-е годы в условиях кардинального сокращения государственного финансирования оспроизводства основных фондов, исключительно высокого их их износа и потребности в обновлении производственного аппарата на современной научно-технической основе возникла настоятельная необходимость активного внедрения в практику хозяйствования лизинговых технологий, получивших широкое применение в США и странах Западной Европы в качестве эффективного инвестиционного инструмента.
Первые существенные сдвиги в нормативно-правовом аспекте лизинговых отношений как основы их развития произошли с принятием Указа Президента Российской Федерации от 17.09.94 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности». Во исполнение этого Указа и в целях развития и государственной поддержки предпринимательства, повышения эффективности предпринимательской деятельности в сферах товарного производства и услуг населению, активизации инвестиционного процесса в стране Правительство РФ своим постановлением от 29.06.95 г. .№ 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» утвердило Временное положение о лизинге поручило Минэкономики РФ совместно с за интересованными федеральными органами исполнительной власти разработать проект федеральной программы развития лизинга в Российской Федерации на 1996-2000 гг.. включающей комплекс мер по техническому переоснащению предприятий и государственной поддержке создаваемых лизинговых компаний;
- совместно с Минфином РФ разработать типовой устав лизинговой компании, примерный договор на проведение лизинговых операций, а также методику расчета платежей по операциям лизинга:
- совместно с Минфином РФ подготовить предложения по отнесению сумм лизинговых платежей, включая платежи по процентам за кредиты банков и других кредитных учреждений, на себестоимость продукции (работ, услуг), произведенной хозяйствующим субъектом - лизингополучателем;
- совместно с Минфином РФ. Госкомитетом РФ по промышленной политике и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовить предложения по созданию фонда содействия развитию лизинга;
- поручило Минфину РФ совместно С Минэкономразвития РФ при участии других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в действующее налоговое законодательство, предусмотрев при этом:
- освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 3-х лет:
- освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов на срок 3 года и более для реализации операций финансового лизинга (выполнение лизинговых договоров):
- освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) при выполнении лизинговых услуг, с сохранением действующего порядка уплаты НДС при приобретении имущества, являющегося объектами финансового лизинга[8].
Минфину РФ было поручено разработать и утвердить указания об особенностях отражения лизинговых операций при ведении бухгалтерского учета и отчетности, в том числе, отразив в них особенности учета лизинговых операций за счет бюджетных средств. В свою очередь, Государственному таможенному комитету поручалось обеспечить частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении временно ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, являющихся объектом международного финансового лизинга.
Соответствующим министерствам и ведомствам поручалось подготовить предложения о создании лизинговых компаний, специализирующихся на операциях со строительно-дорожными машинами, с оборудованием и технологическими автотранспортными средствами, на операциях с оборудованием для агропромышленного производства. МИД РФ. Минэкономики РФ и Министерству внешних экономических связей РФ поручалось провести переговоры и подготовить предложения по вопросам присоединения Российской Федерации к Оттавской конвенции 1988г. о международном финансовом лизинге и организации сотрудничества и обмена опытом между заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Европейской ассоциацией лизинговых компаний. Характер мер, предусмотренных указанными выше директивными документами Президента и Правительства РФ, свидетельствовал о положительном восприятии практики США и стран Западной Европы в использовании лизинга, о намерении и возможности се трансформации в российскую экономику с учетом начального этапа развития в стране рыночных отношений.
Однако далеко не все намеченные постановлением Правительства РФ меры получили реальное воплощение. В частности, не была разработана федеральная программа развития в стране лизинга, не был создан фонд содействия развитию лизинга, остались не решенными многие вопросы налогообложения субъектов лизинговой деятельности, в том числе коммерческих банков.
Тем не менее. 1995-1997 гг. характеризуются значительным расширением лизинговых операций, увеличением численности лизинговых компаний, углублением методических основ лизинговых отношений. Важным явилось принятие Правительством РФ постановления от 21.07.1997г. № 915 «О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации в 1997-2000 гг.- и Государственной Пумой Федерального закона «О лизинге» от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ. Постановление Правительства РФ, наряду с организационными мероприятиями (создание ассоциаций лизинговых кампаний, национального фонда содействия развитию лизинга и т.п.), поручило Министерству образования с участием Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации подготовить предложения по повышению квалификации преподавателей и по обучению основам лизинговой деятельности студентов; подготовке и переподготовке государственных служащих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, занимающихся вопросами лизинга.
Постановлением Правительства РФ предусматривалось также оказание содействия созданию новых компаний, специализирующихся на лизинге оборудования для производства цемента, материалов и изделий на его основе, а также специализирующихся на лизинге дорожно-строительного и строительно-монтажного оборудования.
Принятие Федерального закона «О лизинге», наряду с действовавшим Гражданским кодексом РФ. расширило законодательную базу лизинговой деятельности, а с введением с февраля 2002 г. изменений в этот закон (он стал называться «О финансовой аренде (лизинге)» целый ряд его положений был существенно либерализован, сняты ограничения по содержанию и форме договора, отдельные нормы приведены е соответствие с Гражданским и Налоговым кодексами. В частности, из закона изъято понятие лизинговой сделки и заменено договором лизин-го. упрощены требования к обязательным положениям договора лизинга. Как Налоговый кодекс РФ. так и новый закон о лизинге предоставляют участнику договора лизинга, на балансе которого находится предмет лизинга, право применять механизм ускоренной амортизации. Одновременно с этим, исключено положение, позволяющее в качестве государственной поддержки предоставлять право лизингодателю, наряду с применением ускоренного коэффициента амортизации, списывать в течение первого года эксплуатации до 35% стоимости объекта лизинга со сроком службы более трех лет.
Новый закон расширил спектр дополнительных услуг, включаемых в договор о лизинге. В отличие от предыдущей, новая редакция закона предполагает открытый список расходов, включаемых в лизинговый договор, однако в нем сделана оговорка, что конкретные услуги должны бьпь непосредственно связаны с реализацией договора лизинга. Эта норма устраняет возможные сомнения по поводу включения лизингополучателем соответствующих расходов в вычитаемые расходы для исчисления налога на прибыль.
С введением последних изменений были упразднены ограничения на совмещение участниками договора лизинга своих функции и обязательств, например, кредитора и лизингополучателя, что запрещало лизингополучателям осуществлять авансовые лизинговые платежи (хотя на практике положение об авансовых платежах игнорировалось участниками сделок). Наряду с этим в новой редакции детально изложена процедура бесспорного списания лизинговых платежей лизингодателем в случае их нспсрсчислсния лизингополучателем более двух раз подряд. Это положение не противоречит нормам Гражданского кодекса РФ. хотя на практике могут возникнуть проблемы, так как согласно Федеральному закону -О банках и банковской деятельности- взыскание на денежные средства на счетах в кредитной организации может быть обращено только на основании исполнительных документов. Кроме перечисленных, последняя редакция закона вводит ряд других новаций. Она не ограничивает продолжительность отсрочки лизинговых платежей (ранее отсрочка не могла превышать 6 месяцев), они теперь могут производиться в адрес третьих лиц. Сами лизинговые платежи определяются как общая сумма платежей по договору лизинга, которая включает возмещение затрат лизингодателя на приобретение предмета лизинга и оказание иных предусмотренных договором услуг, а также его доход. В общую сумму платежей может также включаться выкупная иена предмета лизинга.
Следует, однако, отметить, что с принятием нового закона не устранен ряд существенных проблем. К примеру, остается малопривлекательным международный лизинг из-за неурегулированности таможенных вопросов. Новая редакция закона сохраняет положение о льготном механизме уплаты таможенных платежей. Согласно закону при ввозе оборудования на территорию РФ таможенные платежи подлежат взносу в бюджет на сумму оплаченной части таможенной стоимости предмета лизинга с рассрочкой оставшейся части таможенных платежей (п. 3 ст. 34). Однако ГТК РФ признает этот порядок уплаты таможенных платежей противоречащим нормам Таможенного кодекса РФ и игнорирует положения закона о лизинге[9]. Не решен также вопрос определения таможенной стоимости предмета международного лизинга, которая включает в себя фактически все платежи по договору лизинга, что значительно удорожает таможенную очистку.
Следует также обратить внимание на тот факт, что в новом законе не установлен источник возмещения инвестиционных затрат лизингодателя - амортизационные отчисления по предмету лизинга (ст.28) и не оговорены правила определения срока лизинга и его взаимосвязь со сроком амортизации предмета лизинга, хотя эти положения являются призначными характеристиками лизинга, как обязательные они указываются даже в Международной конвенции УНИДРУА (ст. 2, п. 2) в качестве третьего обязательного признака лизинга.
Целесообразно отметить несколько новых положений, введенных Налоговым кодексом РФ с января 2002 г. и имеющих непосредственное отношение к лизингу и развитию лизинговой индустрии.
Сформировав, по сути, новую амортизационную политику. Налоговый кодекс РФ установил порядок определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества. Таковой стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов. В отличие от общего порядка, в первоначальную стоимость предмета лизинга не могут включаться расходы лизингодателя на сооружение, изготовление и доведение предмета лизинга до состояния, в котором оно пригодно для использования.
Имущество, переданное по договору лизинга, должно быть включено в соответствующую амортизационную группу той стороной, у которой оно учитывается в соответствии с условиями договора финансовой аренды. Таким образом, в Налоговом кодексе РФ закреплено право свободы выбора ба л а н содержателя.
Важнейшей для лизинга является норма Налогового кодекса РФ. закрепляющая право использования налогоплательщиком коэффициента ускоренной амортизации не выше 3 при лизинговых операциях.
Это право можно использовать при линейном и нелинейном способах начисления амортизации. Однако использовонис нелинейного способа не распространяется на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам (со сроками полезного использования от 1 до 5 лет). По этим группам ускоренная амортизация может начисляться только по линейному способу. Следовательно, при проектировании многих лизинговых сделок у их участников появляются возможности для временного и финансового маневра.
По нашему глубокому убеждению, созданные к настоящему времени с учетом зарубежного опыта и отечественной практики последних лет нормативно-правовые основы лизинга в России являются необходимой и достаточной базой для дальнейшего совершенствования воспроизводственных процессов и достижения лизинговой индустрией масштабных количественных и качественных показателей.
[1] World Leasing Yearbooks, Euromoney Yearbooks. - L.: 1990-2014
[2] World Leasing Yearbooks, Euromoney Yearbooks. - L.: 1990-2014
[3] Leaseurope Statistics, 1998-2006
[4] Leaseurope Statistics, 1998-2006
[5] Практика федерального лизинга: Слушания в Палате представителей. Вашингтон, 1976. Пер. с англ. М.: МГИМО, 1984. - 262с
[6] Практика федерального лизинга: Слушания в Палате представителей. Вашингтон, 1976. Пер. с англ. М.: МГИМО, 1984. - 262с
[7] Практика федерального лизинга: Слушания в Палате представителей. Вашингтон, 1976. Пер. с англ. М.: МГИМО, 1984. - 262с
[8] Технологии лизинга и инвестиций. - № 2 (10), 2014. с. 48-49
[9] Действие пункта 3 ст.34 закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 года Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ
|