Воскресенье, 24.11.2024, 19:44
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 52
Гостей: 52
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Федеральная антикоррупционная политика России

Коррупция обоснованно рассматривается как одна из угроз не только отдельным государствам, но и мировому сообществу в целом. В связи с этим в формировании в Российской Федерации антикоррупционной политики и мер по ее реализации самым серьезным образом учитываются положения Конвенции ООН против коррупции, которую Российская Федерация подписала в декабре 2003 г. в числе первых [5]. Следует заметить, что этому событию предшествовала почти двухлетняя напряженная работа созданного для разработки этой Конвенции Специального комитета ООН, в который входили более 120 государств и ряд международных и региональных организаций. Российская делегация для работы в Спецкомитете ООН была сформирована распоряжением Правительства РФ и представлена сотрудниками Генпрокуратуры, МИД, Минфина России, Государственно-правового управления Президента РФ и других ведомств.

Этот шаг стал отправной точкой начала правоприменительного взаимодействия правоохранительных органов России и других государств в выявлении, предупреждении, расследовании коррупционных преступлений, покушающихся на интересы двух и более стран. В 2006 году Россией были ратифицированы также Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности.

Разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее коренных причин, и реализация таких мер в рамках скоординированной актикоррупционной политики стала настоятельной необходимостью в контексте обеспечения развития страны в целом.

Президент РФ 01 февраля 2012 года подписал Федеральный закон N 3-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок» (РФ стала 39-й страной - участницей данной Конвенции).

Как результат присоединения России к Конвенции - изменение важнейших правовых институтов, пересмотром ряда ключевых положений российского уголовного законодательства и отказом от ряда устоявшихся подходов к его применению. В рамках реализации данной конвенции были предложены следующие рекомендации [42]:

- введение уголовной ответственности юр.лиц;

- недопущение освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием по делам о подкупе иностранных должностных лиц;

- увеличение срока давности при даче взятки иностранным должностным лицам.

В целом Конвенции ООН и Совета Европы формулируют следующие составы коррупционных преступлений, на которые распространяются положения Конвенций:

- подкуп национальных должностных лиц;

- подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций;

- подкуп в частном секторе;

- использование служебного положения в корыстных целях;

- злоупотребление влиянием в корыстных целях;

- отмывание доходов от преступлений;

- преступления, касающиеся операций со счетами;

- хищение имущества публичным лицом;

- незаконное обогащение;

- хищение имущества в частном секторе;

- участие и покушение на перечисленные выше преступления.

Следует отметить, многие составы преступлений о взяточничестве трактуются Конвенциями шире, нежели Российским законодательством, причисляя к подкупу не только действия по даче- получению взятки, но и обещание, предложение неправомерного преимущества в активном подкупе и, соответственно, принятие обещания и предложения такого преимущества в пассивном подкупе, выходя за рамки более узкого по объему понимания коррупции как дачи и получения взятки.

Следует отметить антикоррупционную деятельность в масштабах СНГ. 8 апреля 2013 года было принято Распоряжение Президента Российской Федерации № 139‑рп «О подписании Соглашения об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции». Тем самым создавался особый институт в масштабах СНГ. Межгосударственный совет должен стать органом отраслевого сотрудничества Содружества, главной задачей которого будет организация и координация противодействия коррупции, мониторинг реализации обязательств стран СНГ в сфере противодействия коррупции и конструктивное сотрудничество с международными и региональными механизмами. Совет будет содействовать выработке единых подходов в целях сближения и гармонизации национального законодательства стран СНГ, разрабатывать предложения по совершенствованию правовой базы сотрудничества, координировать взаимодействие компетентных органов. В его компетенцию войдут вопросы организации подготовки и повышения квалификации кадров и создания для этих целей базовых организаций, проведения совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам, представляющим взаимный интерес [40].

Проблемы противодействия коррупции обсуждались и на саммитах. Так, руководители Федеративной Республики Бразилия, Российской Федерации, Республики Индия, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики провели 27 марта 2013 года в Дурбане (Южная Африка) пятый саммит БРИКС. В ходе встречи были приняты Этеквинская декларация и Этеквинский план действий, как одно из новых направлений сотрудничества было названо сотрудничество стран БРИКС в области борьбы с коррупцией [49].

Начиная с 2008 года, в России принимаются целенаправленные меры по борьбе с коррупцией. Был принят пакет антикоррупционных федеральных законов.

Особую значимость имеет Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [6]. Закон определяет, что противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.

Эта деятельность включает в себя меры:

- по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

- по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

- по минимизации или ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Данный Федеральный закон унифицирует правовой механизм борьбы с коррупцией, придает правовому порядку большую системность.

В соответствии с реализацией ФЗ «О противодействии коррупции» была принята Национальная стратегия противодействия коррупции, в которой определены механизмы ее реализации, которые, безусловно, способствуют решению многих проблем в законодательном обеспечении реализации антикоррупционных мер. Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

1. Стратегией предопределено оперативное приведение:

- правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями федеральных законов по вопросам противодействия коррупции;

- правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствие с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции;

- муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

2. Признано необходимым обеспечение неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации.

3. Подтверждено, что средства массовой информации должны быть независимыми. Им следует оказывать содействие в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции. Установлено, что в целях формирования антикоррупционной правовой культуры в обществе и вовлечения в работу по противодействию коррупции институтов гражданского общества необходимо широкое и объективное информирование общества именно через СМИ, в том числе о ходе, результатах и проблемах реализации Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции, включая информирование о фактах пресечения коррупционных преступлений и привлечения к уголовной ответственности виновных лиц.

4. Органам государства предписано активнее вовлекать в работу по противодействию коррупции политические партии, общественные объединения и другие институты гражданского общества. Это в свою очередь предусматривает:

- создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

- организацию общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления;

- усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

- передачу части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям.

Основные направления законодательного обеспечения противодействия коррупции наряду с организационными и пропагандистскими мерами определены в Национальном плане противодействия коррупции на 2014 – 2015 годы [10]

Разработка предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции законов строится на следующих принципах:

- предусматриваемые ими меры по противодействию коррупции должны быть органичной частью работы по изменению сформировавшихся за предыдущие десятилетия негативных тенденций в государственном и хозяйственном управлении и носить комплексный характер;

- противодействие коррупции не может рассматриваться в качестве самоцели и поэтому принимаемые правовые акты должны быть просчитаны с точки зрения последствий и сбалансированы, а также реально выполнимы;

- принимаемые нормативные правовые акты должны «вписываться» в правовую систему Российской Федерации, «не ломать» ее и не вносить чуждые для нее элементы, они должны не просто зафиксировать сложившийся механизм противодействия коррупции, но и содержать импульс для его дальнейшего развития.

В 2013 году действующее законодательство РФ в сфере противодействия коррупции претерпело ряд существенных изменений. Нововведения затрагивают ряд значимых отраслей общественной жизни и государственного (муниципального) управления.

На федеральном уровне были введены нормы, направленные на то, чтобы поставить под контроль не только доходы, но и расходы государственных служащих, лиц, замещающих государственные должности, руководителей государственных корпораций. При этом органы прокуратуры наделены полномочиями в судебном порядке взыскивать в доход Российской Федерации имущество должностных лиц, в отношении которого не подтверждена законность источников его приобретения.

7 мая 2013 года был принят Федеральный закон № 79‑ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться

иностранными финансовыми инструментами», а также Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 102‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Ранее был принят Федеральный закон от 3 декабря 2012 № 230‑ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

6 июня 2013 года был подписан Указ Президента Российской Федерации № 546 «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации».

Осенью 2013 года были обнародованы данные о проверках соответствия доходов государственных служащих их расходам. По итогам этих проверок к 3 тыс. служащих (2,3 %) были применены меры юридической ответственности, из них 200 человек (0,15 %) служащих разных уровней уволены со службы в связи с утратой доверия [33].

В то же время проверки выявили и ряд недоработок в законодательстве.

В частности, не указываются, например, у какого банка и под какой процент были взяты ипотека или заем, а именно эта информация позволяет выявлять коррупционные схемы. Не установлена единая форма справки о доходах и расходах. Кроме того, уволить государственного служащего за представление ложных сведений о доходах и имуществе возможно, только если он это сделал умышленно, однако доказать умысел крайне затруднительно [33].

В 2013 году получило свое развитие законодательство по отдельным отраслям общественного и государственного контроля. Так, теперь имеет прочную правовую основу парламентский контроль - на основе специального Федерального закона [7], созданы концептуальные основы контроля за деятельностью естественных монополий [12].

3 декабря 2013 года подписан Указ «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» [11], в соответствии с которым было создано одноименное управление в составе Администрации Президента Российской Федерации. В его задачи будет входить контроль над исполнением законов, подготовка предложений по противодействию коррупции в госорганах, обеспечение деятельности Совета при Президенте по противодействию коррупции, законодательные инициативы.

Кроме того, готовятся поправки в законодательство, которые внесут изменения, уточняющие имущественную ответственность за взяточничество, в частности, в тех случаях, когда имущество записано на родственников виновного.

В соответствии с требованиями Национального плана противодействия коррупции на 2014‑2015 годы и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции ведется разработка и принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления планов и программ по противодействию коррупции, которые призваны обеспечить их участие в проведении антикоррупционной политики с целью согласования ведомственных, региональных и муниципальных антикоррупционных мероприятий.

Особо следует отметить государственную политику Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан проводится одновременно с комплексом мер по пресечению коррупции и подмены в бюрократических интересах демократических общественных целей и задач. Правительством РФ была утверждена программа по антикоррупционному просвещению населения на 2014-2016 годы [13].

Программа по антикоррупционному просвещению включает мероприятия, направленные «на повышение уровня правосознания граждан и популяризацию антикоррупционных стандартов поведения, основанных на знаниях общих прав и обязанностей». Она предусматривает мероприятия по повышению правовой грамотности, общего уровня правосознания и правовой культуры граждан, воспитание нетерпимости к коррупционным правонарушениям.

Предполагается, что мероприятия будут реализовываться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации с участием Генеральной прокуратуры и Следственного комитета. К антикоррупционному просвещению также будут широко привлекаться образовательные организации, некоммерческие организации и средства массовой информации.

Принятые законодательные меры показывают свою антикоррупционную эффективность. Тем не менее, кардинально ситуация в этой сфере не улучшилась: коррупция остается одной из главных угроз национальной безопасности России.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (27.02.2017)
Просмотров: 291 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%