Коррупция обоснованно рассматривается как одна из угроз не только отдельным государствам, но и мировому сообществу в целом. В связи с этим в формировании в Российской Федерации антикоррупционной политики и мер по ее реализации самым серьезным образом учитываются положения Конвенции ООН против коррупции, которую Российская Федерация подписала в декабре 2003 г. в числе первых [5]. Следует заметить, что этому событию предшествовала почти двухлетняя напряженная работа созданного для разработки этой Конвенции Специального комитета ООН, в который входили более 120 государств и ряд международных и региональных организаций. Российская делегация для работы в Спецкомитете ООН была сформирована распоряжением Правительства РФ и представлена сотрудниками Генпрокуратуры, МИД, Минфина России, Государственно-правового управления Президента РФ и других ведомств.
Этот шаг стал отправной точкой начала правоприменительного взаимодействия правоохранительных органов России и других государств в выявлении, предупреждении, расследовании коррупционных преступлений, покушающихся на интересы двух и более стран. В 2006 году Россией были ратифицированы также Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности.
Разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее коренных причин, и реализация таких мер в рамках скоординированной актикоррупционной политики стала настоятельной необходимостью в контексте обеспечения развития страны в целом.
Президент РФ 01 февраля 2012 года подписал Федеральный закон N 3-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок» (РФ стала 39-й страной - участницей данной Конвенции).
Как результат присоединения России к Конвенции - изменение важнейших правовых институтов, пересмотром ряда ключевых положений российского уголовного законодательства и отказом от ряда устоявшихся подходов к его применению. В рамках реализации данной конвенции были предложены следующие рекомендации [42]:
- введение уголовной ответственности юр.лиц;
- недопущение освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием по делам о подкупе иностранных должностных лиц;
- увеличение срока давности при даче взятки иностранным должностным лицам.
В целом Конвенции ООН и Совета Европы формулируют следующие составы коррупционных преступлений, на которые распространяются положения Конвенций:
- подкуп национальных должностных лиц;
- подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций;
- подкуп в частном секторе;
- использование служебного положения в корыстных целях;
- злоупотребление влиянием в корыстных целях;
- отмывание доходов от преступлений;
- преступления, касающиеся операций со счетами;
- хищение имущества публичным лицом;
- незаконное обогащение;
- хищение имущества в частном секторе;
- участие и покушение на перечисленные выше преступления.
Следует отметить, многие составы преступлений о взяточничестве трактуются Конвенциями шире, нежели Российским законодательством, причисляя к подкупу не только действия по даче- получению взятки, но и обещание, предложение неправомерного преимущества в активном подкупе и, соответственно, принятие обещания и предложения такого преимущества в пассивном подкупе, выходя за рамки более узкого по объему понимания коррупции как дачи и получения взятки.
Следует отметить антикоррупционную деятельность в масштабах СНГ. 8 апреля 2013 года было принято Распоряжение Президента Российской Федерации № 139‑рп «О подписании Соглашения об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции». Тем самым создавался особый институт в масштабах СНГ. Межгосударственный совет должен стать органом отраслевого сотрудничества Содружества, главной задачей которого будет организация и координация противодействия коррупции, мониторинг реализации обязательств стран СНГ в сфере противодействия коррупции и конструктивное сотрудничество с международными и региональными механизмами. Совет будет содействовать выработке единых подходов в целях сближения и гармонизации национального законодательства стран СНГ, разрабатывать предложения по совершенствованию правовой базы сотрудничества, координировать взаимодействие компетентных органов. В его компетенцию войдут вопросы организации подготовки и повышения квалификации кадров и создания для этих целей базовых организаций, проведения совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам, представляющим взаимный интерес [40].
Проблемы противодействия коррупции обсуждались и на саммитах. Так, руководители Федеративной Республики Бразилия, Российской Федерации, Республики Индия, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики провели 27 марта 2013 года в Дурбане (Южная Африка) пятый саммит БРИКС. В ходе встречи были приняты Этеквинская декларация и Этеквинский план действий, как одно из новых направлений сотрудничества было названо сотрудничество стран БРИКС в области борьбы с коррупцией [49].
Начиная с 2008 года, в России принимаются целенаправленные меры по борьбе с коррупцией. Был принят пакет антикоррупционных федеральных законов.
Особую значимость имеет Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [6]. Закон определяет, что противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.
Эта деятельность включает в себя меры:
- по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
- по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
- по минимизации или ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Данный Федеральный закон унифицирует правовой механизм борьбы с коррупцией, придает правовому порядку большую системность.
В соответствии с реализацией ФЗ «О противодействии коррупции» была принята Национальная стратегия противодействия коррупции, в которой определены механизмы ее реализации, которые, безусловно, способствуют решению многих проблем в законодательном обеспечении реализации антикоррупционных мер. Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.
1. Стратегией предопределено оперативное приведение:
- правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями федеральных законов по вопросам противодействия коррупции;
- правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствие с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции;
- муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.
2. Признано необходимым обеспечение неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации.
3. Подтверждено, что средства массовой информации должны быть независимыми. Им следует оказывать содействие в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции. Установлено, что в целях формирования антикоррупционной правовой культуры в обществе и вовлечения в работу по противодействию коррупции институтов гражданского общества необходимо широкое и объективное информирование общества именно через СМИ, в том числе о ходе, результатах и проблемах реализации Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции, включая информирование о фактах пресечения коррупционных преступлений и привлечения к уголовной ответственности виновных лиц.
4. Органам государства предписано активнее вовлекать в работу по противодействию коррупции политические партии, общественные объединения и другие институты гражданского общества. Это в свою очередь предусматривает:
- создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
- организацию общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления;
- усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
- передачу части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям.
Основные направления законодательного обеспечения противодействия коррупции наряду с организационными и пропагандистскими мерами определены в Национальном плане противодействия коррупции на 2014 – 2015 годы [10]
Разработка предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции законов строится на следующих принципах:
- предусматриваемые ими меры по противодействию коррупции должны быть органичной частью работы по изменению сформировавшихся за предыдущие десятилетия негативных тенденций в государственном и хозяйственном управлении и носить комплексный характер;
- противодействие коррупции не может рассматриваться в качестве самоцели и поэтому принимаемые правовые акты должны быть просчитаны с точки зрения последствий и сбалансированы, а также реально выполнимы;
- принимаемые нормативные правовые акты должны «вписываться» в правовую систему Российской Федерации, «не ломать» ее и не вносить чуждые для нее элементы, они должны не просто зафиксировать сложившийся механизм противодействия коррупции, но и содержать импульс для его дальнейшего развития.
В 2013 году действующее законодательство РФ в сфере противодействия коррупции претерпело ряд существенных изменений. Нововведения затрагивают ряд значимых отраслей общественной жизни и государственного (муниципального) управления.
На федеральном уровне были введены нормы, направленные на то, чтобы поставить под контроль не только доходы, но и расходы государственных служащих, лиц, замещающих государственные должности, руководителей государственных корпораций. При этом органы прокуратуры наделены полномочиями в судебном порядке взыскивать в доход Российской Федерации имущество должностных лиц, в отношении которого не подтверждена законность источников его приобретения.
7 мая 2013 года был принят Федеральный закон № 79‑ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться
иностранными финансовыми инструментами», а также Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 102‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Ранее был принят Федеральный закон от 3 декабря 2012 № 230‑ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
6 июня 2013 года был подписан Указ Президента Российской Федерации № 546 «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации».
Осенью 2013 года были обнародованы данные о проверках соответствия доходов государственных служащих их расходам. По итогам этих проверок к 3 тыс. служащих (2,3 %) были применены меры юридической ответственности, из них 200 человек (0,15 %) служащих разных уровней уволены со службы в связи с утратой доверия [33].
В то же время проверки выявили и ряд недоработок в законодательстве.
В частности, не указываются, например, у какого банка и под какой процент были взяты ипотека или заем, а именно эта информация позволяет выявлять коррупционные схемы. Не установлена единая форма справки о доходах и расходах. Кроме того, уволить государственного служащего за представление ложных сведений о доходах и имуществе возможно, только если он это сделал умышленно, однако доказать умысел крайне затруднительно [33].
В 2013 году получило свое развитие законодательство по отдельным отраслям общественного и государственного контроля. Так, теперь имеет прочную правовую основу парламентский контроль - на основе специального Федерального закона [7], созданы концептуальные основы контроля за деятельностью естественных монополий [12].
3 декабря 2013 года подписан Указ «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» [11], в соответствии с которым было создано одноименное управление в составе Администрации Президента Российской Федерации. В его задачи будет входить контроль над исполнением законов, подготовка предложений по противодействию коррупции в госорганах, обеспечение деятельности Совета при Президенте по противодействию коррупции, законодательные инициативы.
Кроме того, готовятся поправки в законодательство, которые внесут изменения, уточняющие имущественную ответственность за взяточничество, в частности, в тех случаях, когда имущество записано на родственников виновного.
В соответствии с требованиями Национального плана противодействия коррупции на 2014‑2015 годы и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции ведется разработка и принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления планов и программ по противодействию коррупции, которые призваны обеспечить их участие в проведении антикоррупционной политики с целью согласования ведомственных, региональных и муниципальных антикоррупционных мероприятий.
Особо следует отметить государственную политику Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан проводится одновременно с комплексом мер по пресечению коррупции и подмены в бюрократических интересах демократических общественных целей и задач. Правительством РФ была утверждена программа по антикоррупционному просвещению населения на 2014-2016 годы [13].
Программа по антикоррупционному просвещению включает мероприятия, направленные «на повышение уровня правосознания граждан и популяризацию антикоррупционных стандартов поведения, основанных на знаниях общих прав и обязанностей». Она предусматривает мероприятия по повышению правовой грамотности, общего уровня правосознания и правовой культуры граждан, воспитание нетерпимости к коррупционным правонарушениям.
Предполагается, что мероприятия будут реализовываться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации с участием Генеральной прокуратуры и Следственного комитета. К антикоррупционному просвещению также будут широко привлекаться образовательные организации, некоммерческие организации и средства массовой информации.
Принятые законодательные меры показывают свою антикоррупционную эффективность. Тем не менее, кардинально ситуация в этой сфере не улучшилась: коррупция остается одной из главных угроз национальной безопасности России.
|