Заключая различные договоры с целью систематического извлечения прибыли, деловой человек неминуемо рискует своим капиталом, имуществом, честным именем а, следовательно, и своим будущим. Залогом успешной реализации своих прав и обязанностей, связанных с предпринимательской деятельностью, служит глубокое знание правовой базы договорных отношений.
Обязательственные правоотношения, устанавливающие юридически обязательные взаимосвязи участников, возникают, в частности, из заключенных ими договоров. В ГК РФ договор определяется как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав или обязанностей (т.е. двух - или многосторонняя сделка). (Ст.420 ГК РФ). Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, но не противоречащий существующему законодательству. К договорам применяются правила о двух - и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 ГК РФ (ч.2 ст.420). К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (ст.307-419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы (гл.27) и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе (ГК РФ), (п. З ст.420).
По договору перевозки груза транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз по назначению и выдать его уполномоченному лицу (грузополучателю), а отправитель — внести за перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).
Договор перевозки: двусторонне обязывающий, возмездный, реальный. Он считается заключенным с момента принятия груза перевозчиком от отправителя. Договор, заключаемый на условиях предоставления для перевозки определенного судна (всего или составляющих помещений) — является консенсуальным [1]. Он считается заключенным с момента достижения соглашения по существенным условиям: о наименовании судна, о том, все или часть судна фрахтуется, количестве груза, месте погрузки, размере фрахта, месте направления судна и др. Законодательство не ограничивает виды транспорта, при перевозках которыми возможно заключение договора фрахтования. Вместе с тем традиционно этот договор применяется на речном, морском, а также воздушном транспорте.
Договор перевозки заключается в письменной форме. Письменной формой договора перевозки является транспортная накладная. В транспортной накладной указываются сведения о грузе (наименование, количество, способ определения веса и др.), отправителе, получателе, расстояние перевозки, стоимость перевозки [2]. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Форма транспортной накладной (см.приложение №1)[3] установлена Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 [4]
Грузоотправитель вместе с транспортной накладной передает перевозчику все документы, требуемые санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами (например, карантинный сертификат, карантинное разрешение, ветеринарное свидетельство и другие документы, выдаваемые компетентными органами).
Предмет договора: оказание транспортных услуг по перевозке груза от грузоотправителя перевозчиком.
Характеристика договора: публичный, двусторонний, реальный, возмездный.
Особые условия договора:
1) договор считается заключенным с момента принятия груза перевозчиком;
2) договор заключается только в письменной форме (транспортная накладная);
3) отправитель может быть и получателем, но чаще в качестве получателя выступает лицо, не участвующее в заключении договора
Как правило, договор перевозки является публичным, поскольку в силу закона, иных правовых актов, вытекает обязанность перевозчика осуществлять перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица (ст. 426, 789 ГК РФ). Перечень организаций, осуществляющих перевозки для любого обратившегося за услугами (ГК называет такой транспорт "транспорт общего пользования"), публикуется в установленном порядке (п. 1 ст. 789 ГК).
Законодательство предусматривает три основные стадии заключения договора, которые являются общими для различных видов договоров и вступающих в отношения субъектов: направление одной стороной предложения заключить договор (“оферту”, письменно в форме заявки), рассмотрение другой стороны оферты и дача ответа о принятии предложения (“акцепт”) получение акцепта стороной, направившей оферту. Согласно ст.433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (ст.224 ГК РФ). Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. Как мы видим, пункт 2 ст.433 ГК РФ для определения момента заключения реального договора отсылает нас к ст.224 ГК РФ, где указывается, что передачей имущества является не только его вручение соответствующему лицу, но также и сдача транспортной организации либо организации связи для доставки адресату. К передаче вещи приравнивается передача товарораспорядительного документа (коносамента в случае международных перевозок
Договор перевозки груза заключают транспортная организация/индивидуальный предприниматель и грузоотправитель (грузовладелец). Если после доставки в пункт назначения груз подлежит выдаче самому отправителю, то круг участников обязательства перевозки этим и ограничивается. Чаще всего, однако, в качестве грузополучателя указывается третье лицо, которое является контрагентом отправителя по договору (купли-продажи и др.). Ему и должен быть выдан груз в пункте назначения. Договор перевозки груза определяется как соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ).
Из определения вытекает, что договор грузовой перевозки — взаимный и возмездный. Он считается заключенным лишь после передачи груза перевозчику и, следовательно, относится к числу реальных договоров. Договор перевозки груза — строго формальный договор. Он всегда заключается в письменной форме, причем часто с соблюдением обязательных реквизитов, которые установлены законодательством. Как правило, договор перевозки груза носит публичный характер (ст. 789, 426 ГК РФ). Однако, как указывает А.А. Довгополов, для признания договора грузовой перевозки публичным требуется соблюдение ряда условий. Во-первых, в качестве перевозчика должна выступать специализированная коммерческая организация, осуществляющая перевозки транспортом общего пользования. Во-вторых, в соответствии с транспортным законодательством или лицензией эта организация должна быть наделена функциями общественного возчика, обязанного осуществлять перевозки по требованию всякого, кто обратится. В-третьих, эта организация должна быть включена в особый перечень лиц, обязанных осуществлять перевозки транспортом общего пользования, который подлежит обязательному опубликованию[5]. Для заключения договора применяется система единого документа, предусмотренная п. 2 ст. 785 ГК РФ. Заполнение и выдача такого документа имеет важное доказательственное значение. В зависимости от вида документа, служащего оформлению перевозки, выделяется: система накладной, применяемой практически на всех видах транспорта, система коносамента, система чартера, применяемые обычно на морском транспорте. В ряде случаев системы могут комбинироваться.
Услуги компаний, предоставляющих автомобильные перевозки грузов, на сегодняшний день пользуются повышенным спросом. Транспортные компании берутся исполнить заказ по грузоперевозкам оперативно. Высокая конкуренция на рынке авто перевозок стимулирует к повышению качества предоставляемых услуг. Развивающаяся сеть магистралей, главным образом, способствует развитию данного вида доставки грузов. Перевозки автомобильным транспортом позволяют исполнителям без проблем осуществить грузоперевозку как лёгкого и тяжелого груза, так и груза больших габаритов. Другим преимуществом перевозок автотранспортом является возможность сопровождения груза, если статус груза является особо ценным. Сотрудники транспортных компаний оперативно проинформируют вас о состоянии и местонахождении груза на данный момент. Отношения перевозки грузов регулируются главой 40 ГК РФ и Уставом автомобильного транспорта от 8 ноября 2007 г. № 259 ФЗ[6]. Кроме того, отношения по экспедированию перевозимых грузов регламентированы главой 41 ГК РФ и Федеральным законом от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"[7].
Перевозка грузов нетоварного характера (грунт в отвалы, снег и другие грузы, по которым не ведется складской учет) оформляется не накладной, а актом замера или взвешивания.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее - Правила) и новая форма транспортной накладной. Применять ее следует начиная с 25 июля 2011 г.[8]
Транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки груза (п. 20 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", далее - Закон N 259-ФЗ). (см. Приложение №1 к выпускной квалификационной работе №1)
Заключение договора перевозки или договора на оказание транспортных услуг в обязательном порядке должно быть подтверждено выданным отправителю документом на груз (транспортная накладная , товарно-транспортная накладная, коносамент).[9]
Необходимость использования транспортной накладной и заполнения ее реквизитов установлена п. 6 Правил перевозки грузов (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).
Начиная с 25 июля расходы на доставку при перевозках грузов автотранспортом необходимо подтверждать транспортной накладной, составленной по новой форме. Этот документ потребуется и при налоговой проверке, когда налоговики оценивают реальность операций и обоснованность расходов.
Новая форма транспортной накладной используется в случае, когда товар перевозит специализированная транспортная компания или предприниматель, оказывающий услуги по автоперевозке. То есть участниками операции по перевозке являются грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель.
Использование транспортной накладной не исключает применения накладных форм N N 1-Т и ТОРГ-12. Об этом говорится в Письме Минтранса России от 20.07.2011 N 03-01/08-1980ис.
Товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, используется для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.
Форма N Т-1 может использоваться в случае, когда перевозка товаров осуществляется без участия специализированной транспортной компании. В этом случае договор перевозки груза не составляется. Организация, выступающая в роли отправителя или получателя, самостоятельно осуществляет перевозку товаров (п. 2 Постановления N 78).
На практике, неизменным остается то, что отправитель заполняет товарные накладные и товарно-транспортные накладные, передает их вместе с грузом представителю перевозчика водителю-экспедитору, который расписывается во всех экземплярах, подтверждая прием грузов к перевозке. Первый экземпляр остается у отправителя для списания товарно-материальных ценностей, а остальные вручаются водителю и передаются им получателю груза. Представитель получателя удостоверяет во всех экземплярах накладной прием груза своей подписью и печатью (штампом) и оставляет себе один экземпляр для оприходования товарно-материальных ценностей. Третий и четвертый экземпляры остаются у перевозчика в качестве приложений к счету за перевозку и к путевому листу. По согласованию с перевозчиком отправитель может выписывать дополнительные экземпляры товарно-транспортных накладных[10].
[1] Каменков В.С., Каменков А.В. Специфика субъектов правоотношений в договоре перевозки // Юрист. – 2007. – № 8. – С. 23.
[2] Морозов С.Ю. К вопросу о правовой природе договора об организации перевозок // Транспортное право. – 2005. – № 3. – С. 34.
[3] См.приложение 1 к выпускной квалификационной работе
[4] Правила перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждены постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272
[5] Довгополов А.А., Романова Ю.А. Договор железнодорожной перевозки грузов: правовая природа, заключение и субъектный состав // Транспортное право. – 2008. – № 1. – С. 26.
[6] Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта : [федеральный закон № 259-ФЗ, принят 08.11.2007 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 46. – Ст. 5555.
[7] О транспортно-экспедиционной деятельности: [федеральный закон № 87-ФЗ, принят 30.06.2003 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 27 (ч. 1). – Ст. 2701.
[8] Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 30.12.2011) "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом"
[9] "Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом" (утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971) (с изм. от 21.05.2007)
[10] Морозов С.Ю. Договоры, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении // Юрист. – 2008. – № 8. – С. 27.
|