В зависимости от вида перевозки груза по территориальному признаку:
а) городские (в пределах черты города, другого населенного пункта);
б) пригородные (за пределы города или другого населенного пункта на расстояние до 50 км включительно);
в) междугородные (за пределы указанных выше населенных пунктов на расстояние более 50 км);
г) межреспубликанские (на территории нескольких субъектов Федерации); д) международные (ст. 5 УАТ);
2) в зависимости от вида транспорта: автомобильный;
3) в зависимости от числа транспортных организаций, участвующих в перевозке:
- в местном сообщении (когда перевозки осуществляются одним видом транспорта и в пределах одного транспортного предприятия,
- в прямом сообщении (осуществляются по одному документу несколькими перевозчиками одного вида транспорта);
- в прямом смешанном сообщении.(осуществляются разными видами транспорта несколькими перевозчиками).
Перевозки автомобильным транспортом принято также разделять на централизованные и децентрализованные. При централизованных перевозках автотранспортная организация заключает договор с отправителем (поставщиком либо грузообразующим пунктом — станцией, портом и пр.), по указанию которого грузы доставляются к получателям. При децентрализованных перевозках автотранспортная организация заключает договор с каждым из получателей, по заданию которых и доставляет им грузы. Для автомобильной перевозки характерно условие договора о том, кем будут экспедироваться грузы — отправителем или получателем.
Отношения между отправителями и перевозчиками строятся либо по схеме единовременной перевозки определенного груза, либо как долгосрочное сотрудничество. Названным схемам соответствуют два вида договора перевозки. Во-первых, это "разовые", договоры о доставке конкретного груза, который определяется индивидуальными (как, например, предметы мебели) или родовыми (продукция, стройматериалы и т. п.) признаками. Во-вторых, это договоры о долгосрочной организации перевозок, согласно которым перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК РФ). УАТ называет такие договоры годовыми. Если отношения между отправителем груза и перевозчиком носят не длящийся, а "единовременный" характер, стороны в принципе не обязаны составлять единый документ с названием "договор перевозки". Заключение такого договора подтверждается составленным отправителем заказом, а транспортной накладной, которая содержит все существенные условия договора и, по сути, представляет собой его письменную форму.
На "разовую" перевозку отправитель подает заказ, включающий наименование и адрес отправителя, дату и часы подачи автотранспорта, сведения о том, откуда взять и куда доставить груз (точный адрес), наименование и количество груза, род упаковки, количество мест и массу груза. Отсутствие в заказе необходимых реквизитов означает, что договорные отношения между сторонами не установлены (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.10.2007 г. № 15490/07[1]).
Зачастую заявка на подачу автотранспорта проговаривается устно по телефону, но в таком случае, у отправителя зачастую возникают проблемы при необходимости установить в суде факт подачи заказа.
[1] Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.10.2007 г. № 15490/07 // Вестник ВАС РФ. – 2008. – № 3. – С. 34.
|