Суббота, 30.11.2024, 14:46
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Стороны в договоре перевозки грузов автомобильным транспортом

Интересна динамика представления об участниках договора перевозки и научно-правового исследования субъектного состава данной группы правоотношений. Длительное время многими правоведами роль истинных субъектов правоотношений по перевозке отводилась лишь грузоотправителю и перевозчику. В большей степени это можно объяснить тем, что в качестве договора перевозки как такового рассматривался, прежде всего реальный договор перевозки грузов. Таким образом, грузополучатель в таком случае оставался в качестве своего рода третьего лица в правоотношении.

На сегодняшний день структура правоотношений по перевозке настолько сложна, построена посредством взаимодействия и взаимозависимости различных этапов единого процесса, что цель данного процесса непосредственно доставка объекта перевозки в пункт назначения — уже зачастую не может быть достигнута при участии лишь двух этих субъектов. По этой причине к числу субъектов правоотношений по перевозке будет справедливо причислить и других лиц (многочисленные аэропорты, порты, пограничные железнодорожные станции и др.).

"Перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);..."[1]

Стороны в договоре перевозки — грузоотправитель и перевозчик. В качестве грузоотправителей могут выступать как организации, так и граждане. По мнению М.И. Брагинского, в качестве перевозчика чаще всего выступает специализированная (транспортная) организация. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный отправителем груз по назначению и выдать его грузополучателю, а отправитель — внести за перевозку установленную плату. Стороны договора: грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель [2].

"Грузоотправитель - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной;..."

«Грузополучатель» означает физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза. [3]

В Конвенции «О международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа» содержится свое понятие «перевозчик». Под ним понимается юридическое или физическое лицо, осуществляющее международные перевозки пассажиров и багажа и зарегистрированное как субъект предпринимательской деятельности согласно законодательству государства местонахождения (ст. I)[4].

Перевозчик – это лицо, осуществляющее в соответствии с законодательством предпринимательскую деятельность по перевозкам на основании договора перевозки или на иных законных основаниях непосредственно либо посредством сотрудничества с иными субъектами гражданского оборота.

В числе сторон договора перевозки наряду с перевозчиком значительное место занимает грузоотравитель. Надо сказать, что четкого и единого, общепринятого определения понятия «грузоотправитель», законодательство не предусматривает.

Большой энциклопедический словарь «Экономика и право» содержит несколько определений данного понятия. Однако наиболее подходящим из них является следующее: «грузоотправитель» — юридическое или физическое лицо, осуществляющее операции по отправке груза в соответствии с заключенным договором конкретному адресату». Действительно, данная дефиниция достаточно полно охватывает наиболее характерные свойства одной из сторон договора перевозки, если в понятие «груз» включить и багаж, также перевозимый на основании договора перевозки[5].

Изучая правовой статус грузополучателя в структуре правоотношений по перевозке грузов, необходимо отметить, что в юридической литературе еще с дореволюционных времен ведется дискуссия на предмет отнесения грузополучателя к определенной категории субъектов данной группы правоотношений. Некоторые ученые-правоведы полагают, что грузополучателя следует считать третьим лицом в договоре перевозки, некоторые характеризуют договор перевозки груза как договор о вручении исполнения третьему лицу (К.К. Яичков[6]), иные авторы и вовсе считают грузополучателя и грузоотправителя одной стороной в договоре перевозки грузов (Л.И. Раппопорт, М.К. Александров-Дольник[7]). Тем не менее наиболее сформированными и аргументированными, и в то же время совершенно противоположными по своей сути принято считать две существующие на сегодняшний день концепции:

а) концепция, утверждающая, что договор перевозки является договором в пользу третьего лица;

б) концепция, согласно которой грузополучатель является полноценной стороной договора, а сам договор перевозки грузов – не дву -, а многосторонним.

При этом сторонники первой концепции (например, В.В. Кулаков) доказывают ее истинность тем, что договор перевозки грузов сам по себе служит достижению целей, на которые направлены первоначальные обязательства — договоры поставки и другие. Следовательно, договор перевозки выполняет своего рода посредническую функцию в процессе исполнения основного обязательства. Кроме того, потенциальный грузополучатель, выступающий непосредственно в договоре перевозки груза в качестве третьего лица, уже в момент заключения основного договора выражает свое согласие на последующее заключение договора перевозки, то есть выражает свое согласие стать конечным получателем груза[8].

В свою очередь, приверженцы другой концепции аргументируют свою правоту тем, что договор перевозки является не дву-, а многосторонним, в котором грузополучатель выступает в роли полноправной стороны. Фактически все стороны договора — грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель — имеют в данном процессе одну общую цель — доставку груза в пункт назначения и вручение (получение) его грузополучателем либо уполномоченным им лицом.

Немало сторонников такой трактовки этого вопроса и среди наших современников. «Участником договора перевозки является также грузополучатель (получатель). Иногда грузоотправитель и грузополучатель являются одним и тем же лицом. Однако чаще всего в качестве грузополучателя (получателя) выступает физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа. Его наименование указывается в перевозочных документах»[9]. Действующее законодательство также неоднозначно трактует эту проблему.

Например, в ГК (ст. 739) закреплено понятие договора перевозки грузов, в котором в числе лиц, обремененных соответствующими обязанностями, то есть в числе непосредственно сторон этого договора, называет лишь грузоотправителя и перевозчика. В то же время другие нормы ГК содержат права и обязанности грузополучателя по отношению к перевозчику. Так, в ст. 751 ГК указано, что «до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном законодательством. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок»[10].

Существует необходимость согласования условий договора перевозки с грузополучателем. При этом грузоотправитель перед заключением с перевозчиком договора перевозки груза на особых условиях должен согласовать данные условия с грузополучателем. Во-первых, представляется необходимым на законодательном уровне определиться и четко обозначить «кто есть кто» в договоре перевозки, как, указывает В.С. Каменков, в договоре транспортной экспедиции: «По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза»[11].

Путь разрешения обозначенной проблемы видится в практическом подходе к ней. Это значит, что правоприменитель, и в первую очередь суд, должен оценивать правовой статус каждого, из участников договора перевозки исходя из конкретных обстоятельств дела. Предпосылки для такого подхода также имеются. Скажем, если грузоотправитель и грузополучатель являются одним и тем же лицом, то, безусловно, такой договор будет двусторонним, и грузополучатель фактически будет стороной договора.

Нужно также учитывать, что на практике договор перевозки может представлять собой не идеально классический перевозочный контракт, а сложную комбинацию из частей различных договоров с множеством участников, имеющих неодинаковый правовой статус. И здесь без учета конкретных обстоятельств ни как не обойтись.

Арбитражные суды, как подтверждает судебная практика, именно так и поступают при разрешении споров, вытекающих из договора перевозки.

Так, решением арбитражного суда удовлетворен иск грузополучателя по следующим причинам. Суд установил, что перевозчик контролировал процесс погрузки груза ненадлежащим образом, а предпринятый грузоотправителем и водителем дополнительные действия по креплению груза не обеспечили его сохранности в пути следования, что привело к повреждению груза[12].

Весьма большой интерес вызывает вопрос о правовом статусе иных транспортных организаций, не являющихся непосредственно сторонами договора перевозки, однако принимающих в процессе транспортировки груза самое активное участие. То же самое относится и к организациям, участвующим в правоотношениях по доставке и выдаче грузополучателю грузов и (или) багажа. Безусловно, данный вопрос привлекает внимание многих правоведов, и на сей счет среди ученых также существует своего рода спор, который заключается в наличии нескольких различных по своей сущности концепций.

Сторонники противоположной концепции, напротив, полагают, что промежуточные перевозчики, несмотря на факт их прямого участия в процессе перевозки, не наделены никакими правами и, соответственно, не обременены никакими обязанностями в отношении грузоотправителя и грузополучателя, ибо они отвечают сугубо за процесснадлежащей транспортировки объекта перевозки в рамках того участка маршрута, в котором он должен этим заниматься в соответствии с договором и товарно-транспортной накладной.

Действующее законодательство о перевозке, в том числе по ее участникам (субъектам), нуждается в дальнейшем совершенствовании.

 

[1] Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О транспортной безопасности"(с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011)

[2] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта (Книга 4) – М., Статут. 2006. – С. 134.

[3] Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)

[4] О международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа: [конвенция СНГ заключена в г. Бишкеке 09.10.1997 г.] // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. – 1997. – № 3. – С. 46-62.

[5] Гавриленко В.Г., Никитенко П.Г., Ядевич Н.И. Право и экономика. Большой энциклопедический словарь высшего управленческого персонала. – Мн., Право и экономика. 2001. – С. 193.

[6] Яичков К.К. Договор железнодорожной перевозки грузов по советскому праву. – М., Юридическая литература. 1958. – С. 144.

[7] Рапопорт Л.И. Правовое положение грузополучателя в договоре грузовой перевозки // Научные записки Харьковского института советской торговли. – 1957. – Вып. VI. – С. 171-173; Александров-Дольник М.К. Содержание договора грузовой перевозки // Советское государство и право. – 1954. – № 4. – С. 107.

[8] Кулаков В.В. О правовом положении грузополучателя в обязательстве перевозки // Российский судья. – 2008. – № 6. – С. 28.

[9] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). / Под ред. Садикова О.Н. – М., Инфра-М. 2008. – С. 398.

[10] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. Абовой Т.Е., Кабалкина А.Ю. – М., Юрайт-Издат. 2008. – С. 342.

[11] Каменков В.С. Предмет договора транспортной экспедиции // Транспортное право. – 2008. – № 3. – С.19.

[12] Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.2008 г. № 7137/08 // Вестник ВАС РФ. – 2008. – № 11. – С. 67.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (03.05.2017)
Просмотров: 137 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%