В настоящее время в структурах и механизмах системы воспитательных и социальных служб происходит утверждение приоритета семьи как основной сферы социально-педагогической работы. Это обусловлено пониманием того, что семья является одной из самых эффективных социальных сил, влияющих на становление личности, поведение человека в обществе. Так, по словам Хартмана, «семья - это первичное агентство социальной помощи, удовлетворяющее социальные, образовательные, оздоровительные потребности своих членов»[8,С.8]. В то же время семья – объект социальной политики воздействия со стороны государства, общества, различных социальных институтов. Он нуждается в разносторонней и многоплановой помощи общества.
В настоящее время в западных странах наблюдается тенденция отхода от «традиционной» модели семьи и возникновение других ее альтернативных форм. Так, Мейер отмечает, что «феномен нашего времени заключается в том, что люди открыли для себя множество других способов жить вместе как «семья»»[14,С.20].Более того, она утверждает, что новые семейные формы уже стали неотъемлемой частью современного общества. Подобные явления встречаются и в нашей стране. Эти изменения обусловили появление новых подходов к определению понятия «семьи». Так, Бойтлер и Барр [14] говорят о семье в терминах целого комплекса взаимодействий, взаимовлияний, опыта, норм и ценностей, передаваемых и усваиваемых в ней. При этом два признака выделяются в качестве уникальных для «семейного царства» - рождение детей и межпоколенные связи. Уэбстер[8] определяет семью как группу людей, связанных родством, браком, усыновлением, или же как группу лиц, происходящих от общих предков.
Однако, наиболее приемлемой дефиницией, для большинства специалистов, имеющих дело не с мифической нормой, а с разнообразными семейными формами, стало более глубокое определение семьи, которое согласно Хартману и Лаирду [14], включает близкое окружение из двух или большего числа лиц, в котором они совместно делят и распределяют между собой жилое пространство, обязанности, различные роли и которое они сами определяют как семью.
Необходимо рассмотреть ее естественно-исторические функции. В современной зарубежной литературе имеют место противоречивые мнения в отношении функций семьи. Так, в работах некоторых авторов находят отражения пессимистические заключения об утрате семьей своих исторических функций. Применительно к современной семье единая типология функций еще не выработана. Однако почти все западные авторы подчеркивают то, что реализация семейных функций имеет значение не только для каждого человека в отдельности, но и для общества, т.е. функция как направление, цель деятельности семьи имеет два основных значения - личностное и социальное. Личностные функции семьи связаны с выполнением ею таких задач, как обеспечение каждому члену семьи условий для самореализации, развития личностного потенциала, раскрытия творческих способностей и возможностей. К числу личностных функций семьи относят такие, как сексуальная, эмоциональная, нравственно-эстетическая, ценностно-ориентационная, религиозно- философская, эстетическая, оздоровительная, рекреационная. Названные функции носят индивидуально-личностный характер, однако их происхождение не является индивидуальным. Именно семья как малая социальная группа обеспечивает либо наличие, либо отсутствие соответствующих влияний на личность. Благодаря семейной атмосфере она получает необходимый приток информации, впитывает в себя социальные импульсы и развивается, обретает свою неповторимость, и своеобразие. Наряду с индивидуальными, семья выполняет и социальные функции. Общепринято их деление на материальные и духовные. К числу материальных относятся функции экономическая и хозяйственно-бытовая, к числу духовных - воспитательная, досуговая, коммуникативная. Особое место занимает репродуктивная функция семьи. Экономическая функция позволяет производить материальные ценности в семье либо услуги и распределять создаваемый продукт между членами семьи, накапливать капитал и передавать его по наследству, вести домашнее хозяйство, заниматься надомным трудом или малым бизнесом.
Хозяйственно-бытовая функция семьи нацелена на выполнение ее членами разного рода семейных обязанностей- уборки квартиры, стирки и ремонта одежды, ухода за детьми, больными и престарелыми членами семьи, покупки продуктов ,вещей, ремонта мебели и бытовой техники и т. д.
Репродуктивная функция характеризует семью как организм, способный к воспроизводству. Воспитательная функция как бы продолжает репродуктивную и означает уход за новорожденным, обучение и воспитание ребенка на протяжении детства, отрочества и юности.
Досуговую функцию семья выполняет во время, свободное от работы и учебы, в выходные дни, а также в каникулярное и отпускное время. Величиной и качеством досуга-времени, свободного от выполнения производственных, хозяйственно- бытовых, санитарно- гигиенических, физиологических прочих обязанностей -измеряется уровень развития общества и уровень культуры семьи как его микроячейки.
Коммуникативная функция-функция общения - имеет первостепенное значение для интеграции семьи в общество. Именно в семье индивид получает необходимые ему навыки общения с близкими, друзьями, знакомыми, сопоставляет себя с ними и вырабатывает стиль взаимодействия с себе подобными.
Социальный характер перечисленных функций определяется их общественной значимостью. Их исполнение или неисполнение семьей оказывает самое определенное влияние на общество, согласовывается или не согласовывается с его ожиданиями, интересами, потребностями, целями. От выполнения семьей своих функций зависит успешное развитие и социализация ее членов.
Анализ англоязычной литературы по проблемам семьи показал, что в оценке семейного функционирования (family functioning) большинство ученых–теоретиков стоят на позициях системного подхода. В контексте данной теории семья представляет собой систему, все члены которой влияют и испытывают влияние друг друга. Она имеет свои собственные свойства и управляется рядом скрытых правил, специфических ролей, структурой распределения власти и ответственности, своими собственными формами коммуникации и разрешения конфликтов. Понимание семьи как системы позволяет распространить на нее следующие широко известные положения, относящиеся к функционированию системных объектов.
1.Семья обладает сложным внутренним строением, своей психологической структурой.
2. Семейная система как целое образует во включенных в нее индивидов «системные качества». Иначе говоря, семья как целое определяет некоторые свойства и особенности, входящих в нее элементов.
3.Семейная система обладает свойством неаддитивности, т. е. не является суммой входящих в нее индивидов. Зная «все» об элементах системы, нельзя предсказать свойства целого.
4.Каждый элемент семейной системы влияет на другие элементы, и сам находится под их влиянием.
5.Семейная система обладает способностью к саморегуляции. [23]
Системный подход предполагает анализ внутренней структуры, связей и взаимодействий, составляющих систему компонентов. Изучаются такие элементы семейной системы как внешние и внутренние границы, структура власти, процесс принятия решений, семейные цели, роли, стиль общения, жизненный цикл. Рассмотрим данные компоненты.
Внешние границы семейной системы
Будучи живыми системами, которые являются частью большей системы, семьи обязательно имеют взаимодействия с окружающей средой. Семьи различаются по степени, в которой они открыты взаимодействиям с другими системами и по гибкости их внешних границ. Под гибкостью подразумевают степень, в которой посторонним разрешено входить в семейную систему, членам семьи позволительно вступать во взаимодействия вне семьи, а также обмениваться информацией с окружающим миром. Согласно Кантору и Леру [21] существует три типа семейных систем: закрытый, открытый и беспорядочный (смешанный).
Закрытая семейная система характеризуется строгим управлением, которое ставит пределы взаимодействиям с внешним окружением и ограничивает приход и выход из системы людей, информации, идей. Типичные признаки закрытой системы – жесткий родительский контроль за информацией, идущей из средств массовой информации, тщательное изучение незнакомцев, надзор за прогулками, поездками, высокая изгородь, закрытые на замок двери.
Открытая семейная система – характеризуется гибкостью семейных границ, расширяющих семейное пространство; индивидам предоставлена свобода, регулировать свои приходы и выходы в той степени, в какой они не влияют на других членов семьи и не нарушают семейные нормы. Отличительные признаки - многочисленные гости, встречи с друзьями, участие в общественной деятельности, в делах общины, свободный обмен информацией с минимальной цензурой.
Беспорядочная (смешанная) семейная система представляет собой конгломерат индивидуальных стилей, т. е. существует столько границ, сколько существует членов в семье.
Внутренние границы семейной системы.
Согласно Минучину, все семьи развивают ряд сосуществующих подсистем, формирующихся на основе пола, интересов, поколений или функций, которые выполняются для сохранения жизнедеятельности семьи. Каждая подсистема может быть рассмотрена как естественная коалиция между задействованными в ней членами семьи. Выделяют супружескую, родительскую, сиблинговую (союз между братьями и сестрами) подсистемы. Одни союзы могут быть относительны и временны по своей природе, другие – более продолжительны. По мнению Минучина, «формирование стабильного, ярко выраженного альянса между членами подсистем в действительности крайне необходимо для благополучия и здоровья семейной системы.» [8] Он определяет две крайние модели семьи: семьи с «размытыми» границами и семьи с ригидными (отсутствие гибкости) границами. Оценивая семьи по шкале – от гибкости до ригидности и хаоса Д. Г. Барнз [2] выделяет:
1.Семьи с достаточной гибкостью взаимодействий и свободой проявления чувств, что позволяет развивать индивидуальную самостоятельность, включая несогласие и возникновение новых образцов взаимоотношений.
2.Семьи, в которых поддержание внешнего согласия имеет первостепенное значение, поэтому любые индивидуальные разногласия исключаются.
3.Семьи с хаотическими взаимодействиями, основанными на непрекращающихся спорах и ведущими к кризису, который не служит уроком на будущее.
Семьи первого типа могут стать клиентами социального работника, скорее всего в жизнеопасных, но естественных ситуациях, таких, как несчастный случай, серьезное заболевание, физический или умственный дефекты, безвременная смерть, несчастье, вызванное внешними факторами, например временная бездомность. Эти же семьи могут проявить себя и в качестве помощников социального работника, например, взять на воспитание или усыновить ребенка, участвовать в делах общины. Они в большей степени, чем другие, способны применить профессиональные знания, чтобы осознать временное состояние хаоса и избавится от него.
Семьи второго типа становятся клиентами социального работника в случае психического заболевания, например психоза, одного или нескольких членов семьи ( подростков или взрослых); во многих случаях скрытого и отрицаемого проявления насилия, например, постоянного жестокого обращения с детьми. Реакция семей этого типа отличается неизменным внешним спокойствием, исключающим любое проявление несогласия с существующим положением вещей.
Семьи третьего типа - хаотические семьи. Кризисы, насилие, значительные отклонения от общепризнанных норм дают этим семьям ощущение жизни. Опасность, которую они представляют для уязвимых членов семьи, заключается в разрыве защитных связей и в неадекватных границах между поколениями. Они демонстрируют нарушение межпоколенного взаимодействия, и дети, будучи в силу своего возраста наиболее уязвимыми членами семьи, могут нуждаться в длительной защите.
С процессом формирования подсистем и коалиций в семье тесно связана структура разделения власти. Согласно системным идеям, все семьи развивают структуру власти, которая определяет относительное влияние, которое один член семьи оказывает на другого члена семьи внутри системы. Именно через эту структуру система способна поддерживать поведение индивида в допустимых пределах и обеспечивать руководство с целью поддержания нормального функционирования семьи, тем самым, доводя до максимума возможность сохранения группы. В отличие от подходов, которые рассматривают семью, как имеющую единственную властную структуру - или муж или жена принимают все решения или участвуют совестно на равных правах, системный подход подразумевает существование в семье многочисленных властных структур, в которых члены семьи могут быть более или менее влиятельны в принятии тех или иных решений. В той мере, в которой дети способны влиять на принятие решений, они также могут быть частью структуры власти. Изучение структуры власти в семье представляет для социального работника особый интерес в этой связи с тем, что она оказывает существенное влияние на распределение функций в семье, выполнение семейных ролей, а также на вероятность конфликтов между супругами.
Следующий немаловажный компонент системы - семейные цели. Семья рассматривается как организация, в которой ее члены сотрудничают и согласовывают свои усилия для достижения определенных целей.
Согласно Бриару, семейные цели возникают из двух основных источников:
- цели, установленные обществом (социализация детей, присвоение определенных культурных норм, необходимых для поддержания общества, удовлетворение некоторых требований членов семьи);
- личные цели, которые брачные партнеры приносят в семью.
Цели могут быть явными и скрытыми. Бриар отмечает, что «степень согласия, которую развивают члены семьи в отношении семейных целей, может быть решающим фактором в способности семьи справляться с кризисами»[2]. В этой связи исследование семейных взаимодействий необходимо проводить с учетом семейных целей.
В семейной системе каждый член семьи выполняет разнообразные роли, которые представляют собой определенное ожидаемое, разрешенное поведение. Традиционно для западной культуры роли в семье распределялись на основе пола. Однако в настоящее время поведение мужчины и женщины в западной семье строится по новым нормам. Социальный работник должен учитывать данный компонент семейной системы, так как, проблемы в функционировании семьи часто вызваны неопределенностью семейных целей, неудовлетворенностью брачных партнеров семейными ролями.
Оценку качества выполнения семьей ее социальных и психологических функций необходимо производить с учетом региональных, социальных, национальных, профессиональных и иных факторов жизнедеятельности. В настоящее время не существует официально принятой типологии семьи. Однако социальному работнику необходимо увидеть все разнообразие семейных форм, поскольку от этого зависит эффективность его взаимодействия с конкретными семьями, имеющими яркие отличительные признаки. Мы рассмотрим основные критерии типологизации семей, основывающиеся на социологических и психологических характеристиках.
Первый критерий-тип главенства в семье. Выделяют три вида семей-демократические, авторитарные и промежуточные. Авторитарная - это такой тип семьи, в которой власть принадлежит одному из ее членов. В семье, построенной на демократических основах, присутствует равноправие, взаимоподдержка, совместный труд на благо других, взаимоуважение, отсутствие доминирования, одних над другими, признания права личности на собственное мнение, самостоятельны выбор позиции, варианта решения собственной судьбы. Семья промежуточного типа – семья, в которой супруги придерживаются разных взглядов на свою роль в семье.
Следующая позиция для типологизации семей - уровень их развития. В зависимости от стажа супружества, социально-психологической совместимости партнеров, уровня их личностного развития различают семьи с высоким, средним и низким уровнем развития. Наряду со многими внутрисемейными факторами на уровень развития влияет и макросоциальная ситуация - социальная политика государства, семейная политика, уровень цивилизованности общества, местные условия жизни самой семьи.
Третий признак классификации семей - их возраст, стаж семейной жизни. В зависимости от срока совместного проживания семьи делятся на семьи молодоженов (первый год супружества), молодые семьи (до пяти лет брака), зрелые (10-120 лет супружества), пожилые (стадия « пустого гнезда», молодые покидают стариков). Таков подход социологов к этапам функционирования семьи как социального института. Для социального работника в этой типологии важно увидеть динамику изменений в семье от ее создания до прекращения функционирования по естественным причинам или распада.
Следующий признак –основание типологизации семей – качество взаимоотношений в семье. Выделяют следующие типы:
-семья благополучная, ей присущи устойчивость супружеских чувств, взаимопонимание, субъективное ощущение счастья, удовлетворенность интимными отношениями, совместимость характеров и интересов супругов, согласованность их действий по реализации семейных функций;
-семья проблемная, где взаимная удовлетворенность при наличии взаимопомощи и совместимости личностных особенностей партнеров снижается ввиду объективных трудностей - длительной болезни одного из супругов, стесненных жилищных условий, материальных затруднений, рождения ребенка –инвалида, многодетности и т. д.;
-семья конфликтная, характеризующаяся межличностной несовместимостью партнеров, наличием отрицательных эмоций, непонимания, отсутствием согласованности действий от реализации семейных функций;
-семья распадающаяся, в ней один из супругов либо уже не находится в семье либо намеревается уйти из неё, и социальные функции выполняются ею в неполном объёме;
-семья распавшаяся, с раздельным проживанием супругов и частично выполнением ими своих родительских обязанностей;
-семьи социально неблагополучные, дезорганизованные, с присущими им социальными проблемами – пьянство, наркоманией, криминальностью, легкомысленным отношением к выполнению супружеских и родительских обязанностей, безответственным отношением к престарелым членам семьи, вынужденной и не планируемой многодетностью и т.п.
Ряд параметров, разделяющих семьи на виды, предлагает оциологическая наука. В частности, пятым основанием для классификации семей является число детей в семье. Семьи со стажем до 10 лет, не имеющие детей, называются инфертильными, или бездетными. Другие типы семей – однодетные, малодетные (1 - 2 ребёнка) и многодетные.
В зависимости от числа детей в семье складываются и взаимоотношение между членами семьи, и микроклимат, и образ жизни. Социальный работник должен считаться с данным фактором и искать адекватные способы воздействия на ситуацию в семье.
Следующий критерий типологизации семей – их состав. Семьи принято подразделять на полные и неполные. Неполные семьи представлены одним из родителей и их детьми. Полные семьи делятся на отдельные (нуклеарные), сложные (расширенные), и многопоколенные (большие), в которых проживают вместе три и более семейные пары.
Для социального работника небезразличным является и седьмой признак – однородность социального состава семьи. Согласно ему семьи делятся на социально однородные (гомогенные) и социально неоднородные (гетерогенные). Здесь подразумевается культурный и профессиональный аспекты брачных отношений.
Восьмой критерий – условия семейной жизни. Он позволяет отделить друг от друга семьи сельские и городские, живущие вместе и на расстоянии (дистантные – моряков, геологов, спортсменов, артистов, аспирантов, речников, космонавтов), собственных домах, квартирах, коттеджах, на фермах и вместе с соседями в одной квартире либо снимая жилплощадь, имея комнату в общежитии. Вне этого фактора нельзя представить себе уклад жизни, самооценку семьи, её образ мысли.
Девятый критерий классификации семей – национальный состав семьи. По этому признаку семьи делятся на мононациональные (однородные) и интернациональные (смешанные).
Все названные критерии взаимосвязаны, взаимозависимы. Наряду с приведенной выше классификацией встречаются классификации специфических семейных форм. Так, Робинсон, предлагает классификацию воссозданных семейных форм, которые могут встретиться социальному работнику.[23] Это семья с приемными родителями, семья, взявшая на воспитание ребенка, который поддерживает связь с родной семьей, семья, взявшая на воспитание ребенка, где контакты с родной семьей не поддерживаются, различные с мачехой или отчимом формы семей.
Существуют также попытки классификации дисфункциональных семей: «семья шизофреника», «семья алкоголика», «семья лезбиянок» и др. Однако до настоящего времени единая система семейной диагностики подобных моделей семей еще не выработана.
Развитие теории и практики социальной работы с семьей обусловило необходимость определение критериев «здоровой» нормально функционирующей семьи, т. е. тех нормативных стандартов, рассматриваемых как идеальные цели, к которым могут стремиться семьи. В этом направлении был проведен ряд исследований. В частности, особый интерес представляет исследование, проведенное Долорес Карен [8], в ходе которого был опрошен 551 специалист, имеющий непосредственный контакт с семьей, и было выявлено 15 характеристик, присущих благополучным семьям. Согласно результатам исследования в «здоровой» семье:
-общаются и слушают;
-поддерживают друг друга;
-учатся уважать друг друга;
-развивают чувство доверия;
-присутствует чувство юмора;
-проявляют взаимную ответственность;
-учатся различать правду и ложь;
-присутствует сильное чувство «семьи» с различными семейными традициями и обычаями;
-существует баланс во взаимодействии между членами семьи;
-разделяют единую религиозную веру;
-уважают личную жизнь каждого члена семьи, дорожат заслугами членов семьи;
-поощряют беседы за «круглым столом»;
-организуют совместный досуг;
-признают существующие проблемы и обращаются за помощью.
Итак, подводя итоги, следует отметить, что объектом социальных воздействий семья выступает в том случае, когда усилия социальных служб направляются на нейтрализацию её отрицательных влияний на детей, перестройку отношений в семье, создание основ формирование социально-значимых ценностей. Это могут быть семьи разных типов, но чем бы они ни характеризовались, спрос с них должен быть единым- человеку должно быть хорошо в семье вне зависимости от его социальных или психологических особенностей.
|