Одним из видов страхования является перестрахование. Перестрахование позволяет компенсировать колебания и сокращать потенциал ущерба. Это система экономических отношений, в соответствии с которой страховщик, принимая на страхование риски, часть ответственности по ним (с учетом своих финансовых возможностей) передает на согласованных условиях другим страховщикам с целью создания по возможности сбалансированного портфеля страхований, обеспечения финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций.
В основе перестрахования - договор, согласно которому одна сторона - цедент передает полностью или частично страховой риск (группу страховых рисков определенного вида) другой стороне - перестраховщику, который в свою очередь принимает на себя обязательство возместить цеденту соответствующую часть выплаченного страхового возмещения. Из приведенного определения следует, что в договоре перестрахования выступают две стороны: страховое общество, передающее риск, который мы будем называть перестраховочным риском, и страховое общество, принимающее риск на свою ответственность, которое далее будем называть перестраховщиком. Сам процесс, связанный с передачей риска, следует называть цедированием риска, или перестраховочной цессией. В этой связи перестраховщика, отдающего риск, называют цедентом, а перестраховщика принимающего риск, - цессионарием. Риск, принятый данным перестраховщиком от цедента, довольно часто подвергается последующей передаче полностью или частично следующему страховому обществу. Последующая передача перестраховочного риска называется ретроцессией. Страховое общество, отдающее риск в перестрахование третьему участнику, называется ретроцедентом, а страховое общество, принимающее ретроцедированный риск, - ретроцессионарием.
Исторически первое собственно перестраховочное общество было образовано в Кельне в 1846г., затем появилось Мюнхенское перестраховочное общество. Классическое определение перестрахования было дано в XIX в. в законодательстве Великобритании, где было сказано, что перестрахование является новым страхованием того же самого, уже застрахованного риска и что заключается оно для того, чтобы обезопасить страховщика от ранее принятых рисков. Немецкая юрисдикция еще более кратка и категорична: перестрахованием признается страхование рисков, принятых страховщиком.
В настоящее время вопросы правового регулирования перестрахования в законодательстве Германии вообще не рассматриваются, а отнесены к области обычаев делового оборота и договорного права. Например, в параграфе 186 Закона о договоре страхования «Gesetz uber den Versicherungsvertrag»(VVG), прямо указано, что «условия настоящего закона не применяются к морскому страхованию и перестрахованию».
Основные обычаи делового оборота в Германии в отношении перестрахования следующие:
подписание договора обязывает перестраховщика следовать всем решениям перестрахователя, принятым в соответствии с условиями оригинального договора страхования и договора перестрахования;
перестраховщик должен следовать судьбе оригинального риска (объекта), однако это совсем не означает, что перестраховщик должен тупо следовать всем необоснованным решениям перестрахователя;
документы, передаваемые сторонами по факсимильной связи или электронной почтой, имеют для сторон юридическую силу оригиналов (это обеспечивает оперативность решения вопросов);
перестраховщик обязуется выплатить перестрахователю соответствующую долю страхового возмещения в пределах принятого на себя объема ответственности в течение согласованного количества дней после получения от перестрахователя счета убытка (претензии или письма с требованием выплатить свою долю в страховом возмещении), а также копий документов, список которых обычно согласовывается сторонами при заключении договора.
В других странах континентальной (германо-романской) правовой системы также большое значение в правовом регулировании перестрахования имеет обычай делового оборота.
Во Франции все правовое регулирование страхования сосредоточено в страховом кодексе 1976 г., регламентирующем все стороны организации страхового рынка и его регулирования. Однако французский страховой кодекс также исключает из сферы своего регулирования перестрахование.
В странах англо-саксонской правовой системы даётся более широкое определение перестрахования. Но при этом также отсутствуют твёрдые требования к данному правоотношению. В Великобритании имеется ряд отдельных страховых законов (National insurance Act 1911, The Life Assurance Act 1774 - акт, препятствующий заключению договора страхования без страхового интереса, и Marine Insurance Act 1906 г.). Но, в общем, страхование (кроме морского) регулируется преимущественно судебной практикой (common law). Практика показывает, что старейшая страховая компания Ллойд успешно решает возникшие проблемы на основе судебных прецедентов.
Единственное общее законодательно установленное, а не вытекающее из судебной практики, правило в Великобритании относится к требованиям финансовой устойчивости. Контроль за финансовой устойчивостью перестраховщика обеспечивается по тем же показателям, что и у компании прямого страхования. При этом при расчете размеров технических резервов в качестве базового показателя используется чистая страховая премия, исчисляемая за вычетом премии, переданной в перестрахование.
В США страхование не подлежит регулированию федеральным законодательством, поэтому каждый штат имеет самостоятельное гражданское и административное законодательство в области страхования. В ряде штатов существуют самостоятельные страховые кодексы. Но и они не рассматривают перестрахование как вид страхования вообще или же ссылаются на судебные прецеденты.
Российское законодательство в области перестрахования, начиная с Торгового устава 1887 года, формировалось под влиянием норм зарубежного права.
Периодизация развития перестрахования в России была дана Н.В.Корниловой:
Дореволюционный период – вовлечение первых российских страховых компаний в операции по перестрахованию, производимые германскими компаниями (в том числе специализированными по перестрахованию), появление первых перестраховочных обществ;
Советский период – фактическое прекращение операций по перестрахованию с возникновением правового пробела;
Современный период – новое развитие перестраховочных отношений[1].
В России первые договоры перестрахования заключались с иностранными страховщиками в соответствии с выработанными ими условиями, потому что страхование крупных рисков практически немыслимо без института перестрахования. Можно предположить, что перестрахование в России использовали со времени создания первых страховщиков: «Российское» (Указ Николая I об учреждении Первого Российского Общества страхования от огня в 1827 году), «Второе российское», «Саламандра», «С.-Петербургское», «Московское» общества, но достоверных подтверждений этого не имеется.
Уже в 1869 году немцы создали в России «Русское общество перестрахования», но оно, просуществовав девять лет, закрылось в 1878 году. В 1877 году страховая компания «Москва» отметила в отчете, что из 2975000 рублей ее брутто-премии 74,15% были перестрахованы. В этот период российское страхование находилось под значительным влиянием заграничных (германских) обществ. Созданное в 1880 году другое германское перестраховочное общество «Мюнхенер Рюк» уже на первом году своего существования установило связи с российским страховым рынком, заключив договор перестрахования. Первым российским цедентом стала страховая компания «Надежа» в Санкт-Петербурге. Уже несколько лет спустя, в 1886 году, Мюнхенер Рюк открыло в Санкт-Петербурге представительство, которое работало вплоть до 1917 года».
Во второй половине XIX века в России проводились широкие либеральные реформы, наиболее значимыми для перестрахования результатами которых стали: промышленное развитие 60-х — 70-х годов, обусловленное отменой крепостного права и мировым научно-техническим прогрессом; создание и развитие земств (Закон о земском самоуправлении, утвержденный 1 января 1864 года); развитие взаимного страхования, (указ Александра II от 10 октября 1861 года об учреждении городских взаимных страховых обществ, Положение о взаимном земском страховании 1864 года). В это время в России, во-первых, создаются организации, заинтересованные в страховании убытков от крупных пожаров в населенных пунктах (в основном страховщиками выступали акционерные и государственные, городские, земские общества взаимного страхования). Во-вторых, появляется интерес страхователей в страховании дорогостоящих объектов (страховщиками выступали в основном акционерные страховые общества), застраховать которые у одного страховщика не представлялось возможным без применения перестрахования, а страховать у многих страховщиков было крайне неудобно технически и невыгодно экономически.
Собственно, отечественная специализированная компания - «Русское общество перестрахования» возникло в 1895г., и занималось оно перестрахованием огневых рисков. Сбор премий составлял 11,4 млн. руб. в год, а убытки - 8 млн. руб. Общество обладало капиталом в 4 млн. руб. перестрахованием занималось и русское страховое общество «Помощь» с премиями в 4,3 млн. руб. и убытками в 2,5 млн. руб. в год. Создание этих обществ преследовало цель препятствовать оттоку золота в виде премий за границу[2].
Промышленное развитие обусловило появление в России крупных предприятий, использовавших дорогостоящее оборудование, которое было подвержено негативным влияниям внешних факторов. Это, в свою очередь, порождало желание собственника оборудования застраховать его. Рост и накопление богатств в новейшем капиталистическом хозяйстве обусловили собой повышение ценности рисков, передаваемых на страх. Прием таких ценностей на страх представляется крайне опасным для финансовой обеспеченности страхового предприятия, так как покрытие страховых убытков при миллионном риске может поглотить не только собранную премию, но также запасный и основной капитал. В докладе №7 о перестраховочных операциях русских акционерных страховых обществ, подготовленному к совещанию представителей губернских земств созыва 1915 года по вопросам о земском перестраховании отмечалось, что «русская страховая литература бедна материалами по акционерному страхованию, так как акционерные общества не сообщают о своей деятельности никаких сведений, кроме тех, которые они обязаны давать страхователям по правилам страхового надзора», они рассматривали эту информацию как коммерческую тайну. Известно, что в начале XX века существовали «Правила по перестрахованию русскими акционерными обществами принимаемых ими рисков»[3].
В период с 1908 по 1912 годы только шесть крупнейших русских обществ уплатили иностранным (в основном германским) перестраховщикам не менее 23 миллионов рублей. Попытки создания русской организации перестрахования встречали сильное противодействие со стороны иностранных страховщиков, владевших значительным числом акций отечественных страховых предприятий. В то же время перестрахование в Германии достигло наибольшего развития за исключением, пожалуй, транспортного[4].
В начале XX века в дореволюционной России существовало всего два общества, работающих исключительно по перестрахованию: «Общество русского перестрахования» и «Помощь». Уже упоминавшееся «Общество русского перестрахования» возникло при содействии правительства после введения золотой валюты, в связи с необходимостью улучшения платежного баланса, чтобы воспрепятствовать этим отливу золота за границу в виде перестраховочной премии в пользу иностранных обществ. Русские перестраховщики в предреволюционные годы (1914 г.) стали принимать участие в прямом и косвенном деле своих перестраховщиков, а страховщики получать из-за границы премию большую, чем сами отдавали туда.
Октябрьская революция непосредственно не коснулась деятельности страховых учреждений, и они продолжали свое самостоятельное существование до весны 1918 г. Декретом СНК РСФСР от 23.03.1918 г. «Об учреждении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального» был образован Совет по делам страхования, на который был возложен контроль за деятельностью страховых учреждений. Подпункт 8 пункта II этого декрета вменял в обязанность Совету по делам страхования «наблюдение за операцией перестрахования рисков и развитием заграничного дела русских страховых предприятий»; уже в конце 1918 г. страхование во всех его видах и формах было объявлено государственной монополией. Все частные страховые общества и организации (акционерные и взаимные) были ликвидированы, а земские и городские страховые организации были объявлены достоянием РСФСР[5].
В связи с новой экономической политикой советского государства 18.09.1925 г. ЦИК СССР, СНК СССР было принято «Положение о государственном страховании Союза Советских Социалистических Республик» («Положение о Госстрахе»). Это положение устанавливало государственную монополию на все виды страхования. Изъятие из этого правила существовало лишь для кооперативных страховых организаций[6].
Положение о Госстрахе - первый советский нормативно-правовой акт, содержащий ряд статей, непосредственно посвященных регулированию перестрахования. Перестрахование в соответствии с этим положением относилось к видам страховых операций, обнимаемых государственным страхованием, если это было перестрахование по определенным в статье 7 видам страхования (подпункт 8, пункта «в», статьи 7 Положения о Госстрахе).
Непосредственное ведение операций и заключение договоров «по перестрахованию рисков Госстраха в иностранных страховых организациях и по приему от последних их рисков в порядке перестрахования (как в союзной, так и в иностранной валюте), по перестрахованию рисков взаимных кооперативных страховых организаций» возлагалось на Главное правление Госстраха СССР (статья 24 Положения о Госстрахе). Для исполнения этих функций Главному правлению Госстраха предоставлялось право с разрешения Народного комиссариата финансов СССР, открывать за границей отделения и агентства.
Кооперативные страховые организации могли выступать в договорах перестрахования только в качестве перестрахователей, они обязаны были перестраховывать все риски, принятые в суммах, превышающих установленные по соглашению с Главным правлением Госстраха максимумы в доле (квоте), устанавливаемой соглашениями между ними. В такие договоры о перестраховании могло по соглашению сторон включаться и условие об ограничении размеров ответственности кооперативных страховых организаций по каждому отдельному риску вторым (предельным) максимумом с тем, чтобы вся остальная, превышающая этот максимум, страховая сумма полностью поступала на ответственность Главного правления Госстраха. Рассмотрение возникающих между Главным правлением Госстраха и кооперативными страховыми организациями разногласий относительно условий договоров перестрахования было возложено на страховой совет при Народном комиссариате финансов СССР с правом обжалования в Совет Труда и Обороны.
Особый интерес представляет приложение к статье 7 Положения о Госстрахе «Правила перестрахования рисков Госстраха в иностранных страховых организациях» (далее Правила).
Правила допускали перестрахование рисков Госстраха в иностранных страховых организациях по всем видам страхования, за исключением обязательного окладного страхования. Перестрахование допускалось: а) в размере излишков страховой суммы сверх устанавливаемого Главным правлением Госстраха размера собственного участия в данном риске, или б) в размере суммы убытка, превышающей устанавливаемый Главным правлением Госстраха размер собственного участия в общем возможном убытке.
Размеры рисков, ниже которых перестрахование совсем не допускалось, устанавливались Советом Труда и Обороны. Заключение перестраховочных договоров в отношении рисков, превышающих упомянутые размеры, допускалось с разрешения в каждом отдельном случае Народного комиссариата финансов СССР.
По страхованию от огня перестрахование допускалось с соблюдением определенных условий и лишь в случаях состояния на страхе на крупную сумму таких имуществ, которые могли быть уничтожены от одного (повального) пожара.
По транспортному страхованию допускалось перестрахование: а) рисков по страхованию грузов (карго) и корпусов морских, речных и воздушных судов (каско) от опасностей на морских, речных и воздушных путях в суммах, превышающих максимум участия Госстраха в одном риске - на одном судне или в одном технически обособленном месте при страховании товаров на складах; б) рисков по страхованию грузов от опасностей при перевозках по сухим путям - лишь по связи этих рисков со страхованием от опасностей предшествующей или после дующей перевозки по водным или воздушным путям. Передача в перестрахование рисков в иностранные страховые организации вне случаев, установленных Положением о госстрахе, допускалось не иначе, как с особого разрешения Совета Труда и Обороны.
Главному правлению Госстраха разрешалось принимать в перестрахование риски иностранных страховых организаций на основе договоров, заключенных с одобрения Народного комиссара финансов СССР.
Риски, принятые Госстрахом в перестрахование как от советских кооперативных страховых организации, так и от иностранных страховых организаций, разрешалось передавать в дальнейшее перестрахование (ретроцедировать) в пределах, установленных Правилами.
Необходимо отметить, что ни в одном нормативно-правовом акте описываемого периода четко не определялось, что же есть такое перестрахование. Глава XI «Страхование» Гражданского кодекса РСФСР 1922 года не содержала ни одного упоминания о договоре перестрахования. Более того, подробно рассмотренное выше Положение о Госстрахе не содержит информации о том, как эти два нормативно-правовых акта взаимодействуют при регулировании отношений по перестрахованию[7]. Глава 33 «Государственное страхование» Гражданского кодекса РСФСР 1964 года также не содержит правил о проведении операций перестрахования[8].
В.Ф. Коньшин объяснял ненужность перестрахования в СССР тем, что «Госстрах, не понижая степень финансовой устойчивости для совокупности всех страхователей, не прибегая к перестрахованию, принимает на собственный риск объекты с любой страховой суммой»[9].
В 1975 году О.С. Иоффе указывает, что «ввиду государственной монополии страхового дела в СССР функции страховщика вправе принимать на себя только Госстрах, а в отношениях с иностранной клиентурой Ингосстрах. Заключение договора страхования с иностранными страховыми предприятиями допускается лишь в отношениях по внешней торговле, а также в порядке перестрахования, когда страховщик, приняв на себя риск гибели или повреждения застрахованного объекта, вслед за этим страхует такой риск у другого страховщика с уплатой определенного (обычно лишь части им самим полученного) вознаграждения». Таким образом, О.С. Иоффе, во-первых, указывает, что перестрахование осуществлялось в то время Госстрахом и Ингосстрахом, во-вторых, на уровне знаний, имеющихся на тот момент, раскрывает суть перестрахования[10].
Историю современного перестрахования в России специалисты отсчитывают от 1990 г., когда крупнейшие международные перестраховочные общества начали принимать в перестрахование риски от недавно созданных первых страховых кооперативов. С 1992 г. стали создаваться национальные перестраховочные компании, и о перестраховочном рынке России стало возможно говорить как об относительно самостоятельном образовании.
В настоящее время на перестраховочном рынке России представлены три группы операторов, предоставляющих услуги по входящему перестрахованию:
российские универсальные страховые компании, в числе прочего занимающиеся входящим перестрахованием;
российские специализированные перестраховочные организации (согласно лицензии, занимающиеся исключительно перестрахованием).
иностранные страховые и перестраховочные организации.
В общем виде разделение между ними отдельных секторов рынка и их специализация выглядят следующим образом. Иностранные перестраховщики занимаются преимущественно страхованием корпоративного имущества, строительно-монтажных работ, морским страхованием и другими видами, характеризующимися крупными по стоимости рисками, а также принимают в перестрахование отдельные портфели российских цедентов (перестрахователей), в том числе по сложным непропорциональным схемам.
Российские специализированные перестраховщики перестраховывают автомобильное страхование, риски заемщиков по кредитам, грузы и др. И наконец, универсальные компании на рынке перестрахования не заняли четко выраженной ниши и не имеют видовой специализации, поскольку, с одной стороны, источником развития их операций по перестрахованию долгое время был обмен самыми разнообразными рисками на основах взаимности с другими страховыми компаниями, а с другой – некоторые из универсальных компаний обладают достаточным запасом емкости, позволяющим им перестраховывать довольно крупные риски.
Одной из основных тенденций последнего времени является сокращение числа организаций, занимающихся входящим перестрахованием, с одновременным повышением размера капитала оставшихся – так в перестраховании проявляется общерыночная тенденция к укрупнению компаний. Согласно отчетности по состоянию на 1 октября 2008 г. в России проводили операции по входящему перестрахованию 198 страховых организаций, что на 22% меньше, чем на 1октября 2007 г. (253 организации); число специализированных перестраховочных организаций за тот же период сократилось с 30 до 25. При этом следует отметить, что еще по данным отчетности на 1января 2004 г. имелось 713 организаций, занимавшихся перестрахованием, в том числе 55 специализированных перестраховщиков, тогда как уже по состоянию на 1 января 2006 г. их было только 389 (в том числе специализированных 41).
Рис.1.1.1.Динамика числа перестраховщиков в Российской Федерации.[11]
По данным отчетности ФССН за 2008 год, перестраховочные операции проводила 251 российская компания. В последние годы прослеживается четкая тенденция уменьшения числа игроков на рынке перестрахования: по сравнению с 2003 годом почти в три раза. В первую очередь это связано с увеличением требований к минимальному размеру уставного капитала и необходимостью получения лицензии на этот вид деятельности.
По итогам 2008 года российскими компаниями по перестрахованию собрано 63 390 584 тыс. рублей, а выплачено 16 683 156 тыс. рублей. По сравнению с аналогичным показателем прошлого года объемы входящего перестрахования снизились на 21,7 %. Снизились в целом и выплаты, хотя и всего на пять процентов.
Если же брать только специализированных перестраховщиков, то падение тоже отмечается, но не столь значительное. За 2008 год объем перестраховочных премий, собранных специализированными компаниями, составил 21 255 млн. рублей, тогда как за прошлый год сумма поступлений была 22 194 млн. рублей, то есть налицо рост в национальной валюте в размере 4 %. Объем выплат, произведенных перестраховочными компаниями, составил за прошлый год 6 124 млн. рублей, а годом ранее эта цифра достигала 6 564 млн. рублей, то есть произошло снижение почти на 7 %.
Одной из главных причин падения и сборов, и выплат в целом по рынку следует назвать массовый отказ от операций по перестрахованию прямых страховщиков. Главным образом - по причине недостаточности уставного капитала для получения соответствующей лицензии, что стало обязательным с 1 июля 2007 года. Хотя в 2008 году страхнадзор не столь активно отзывал лицензии у компаний, занимающихся псевдоперестрахованием, как это было в 2006-2007 годах, похоже, что чистка рынка еще не закончена. Так, представители ФССН неоднократно публично отмечали, что их очень интересует деятельность половины из нынешней десятки лидеров перестраховочного рынка по причине их недостаточной финансовой устойчивости. Еще к ряду компаний есть вопросы в связи с аномально низким уровнем выплат.
Уменьшение числа перестраховщиков в 3,6 раза менее чем за 5 лет, при том, что общая численность страховщиков сокращалась значительно меньшими темпами (только в 1,72 раза – с 1397 страховых организаций по состоянию на 1.01.04 г. до 814 в настоящее время), говорит о серьезном перераспределении перестраховочного рынка в пользу оставшихся крупных операторов. Ежегодный «отсев» с рынка перестрахования составлял от 18 до 28% компаний и был вызван действием следующих факторов:
1) вступлением в силу изменений Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 17.01.04 г. и последующей корректировкой системы страхового регулирования и надзора (в части новых более жестких ограничений для компаний, занимающихся перестрахованием);
2) деятельностью Федеральной службы страхового надзора по пресечению незаконных операций в сфере перестрахования и отзывом лицензий у замеченных в подобных сделках компаний;
3) конкурентным давлением со стороны мощных международных перестраховщиков;
4) сужением поля цедентов и числа потенциальных объектов перестрахования вследствие падения потребности в перестраховании небольших рисков у укрупняющихся и капитализирующихся прямых страховщиков, а также тенденцией к росту объемов собственных удержаний;
5) нерациональной маркетинговой и андеррайтинговой политикой некоторых перестраховщиков.
В то же время наблюдается устойчивое повышение уровня концентрации бизнеса и оставшихся операторов. В частности, по данным Федеральной службы страхового надзора, 10 перестраховщиков-лидеров собрали входящей перестраховочной премии за 9 месяцев 2008 г. 15 715,58 млн руб., или 38,5% от совокупной перестраховочной премии (за аналогичный период прошлого года показатель составлял 19 134,15 млн руб., или 37,3%). Показательно также, что лидером по сборам является «Ингосстрах» – универсальный страховщик, а не специализированная перестраховочная компания (на его долю за отчетный период пришлось 8,4% совокупной перестраховочной премии).
Рис.1.1.2.Динамика премий, принятых в перестрахование, перестраховочных выплат и коэффициента выплат по перестрахованию[12].
Следует ли ожидать сохранения этой тенденции в условиях нынешней финансовой неопределенности? По всей видимости, она не только сохранится, но и усилится. По мере того как концентрируется рынок прямого страхования, автоматически сужается сфера деятельности перестраховщиков, особенно специализированных, так как крупные прямые страховщики, во-первых, менее зависят от перестрахования и больше оставляют на собственном удержании, а, во-вторых, сами могут предоставлять перестраховочные услуги для других компаний. Соответственно можно ожидать дальнейшего сокращения числа организаций, принимающих риски в перестрахование, безотносительно того, будет ли происходить резкое снижение поступлений на прямом рынке или нет.[13]
Современный российский рынок перестрахования обладает двумя системными свойствами, определяющими его сегодняшнюю специфику: нестабильностью развития при недостаточной развитости и весомой «схемной» составляющей, питающей коррупцию на страховом рынке и в экономике страны в целом. Эти свойства совершенно справедливо рассматриваются и профессиональной частью страхового сообщества, и представителями государственной власти как существенные недостатки, с которыми необходимо бороться.
Однако вопросы преодоления этих недостатков, как правило, рассматриваются недостаточно глубоко. Борьба с ними либо подменяется борьбой с их следствиями (например, с ухудшением общественного «имиджа» перестрахования, с ростом аквизиционных расходов и др.), либо сводится к попыткам решить проблемы, главным образом, методами регулирования (как это видно из «Стратегии развития страхования на 2008 — 2012 гг.»).
Недостаточная устойчивость и «схемность» российского перестраховочного рынка в условиях кризиса обусловлены не его недостаточной капитализацией, несформированностью обычаев делового оборота, неразвитостью механизмов правового регулирования перестраховочной деятельности и тому подобными второстепенными вещами. Ведь капитализация определяется инвестиционной привлекательностью бизнеса, которая, в свою очередь, напрямую зависит от стратегической устойчивости и долгосрочных перспектив перестрахования. Развитие обычаев делового оборота и совершенствование правового регулирования могут быть эффективными только тогда, когда в их основу положено адекватное понимание состояния и перспектив развития конкретного сегмента рыночных отношений. Недостатки российского перестрахования обусловлены, прежде всего и главным образом, недостаточной развитостью и неустойчивостью развития реального прямого страхования в нашей стране.
Сложности ситуации на отечественном страховом рынке обусловили проблемы развития отечественного перестрахования. При ограниченности и невысоком качестве клиентской базы отечественных страховщиков рост капитализации отечественных поставщиков перестраховочных услуг и увеличение ёмкости размещаемых за рубежом перестраховочных программ защиты их портфелей приводят не столько к повышению качества предоставляемой клиентам перестраховочной защиты, сколько к обострению конкурентной борьбы за переделы узкого рынка. Это ведёт к отдельным проявлениям демпинга, коррупции, к снижению эффективности перестраховочных операций и, в конечном счёте, к подрыву доверия к отечественному перестрахованию в целом, что, в свою очередь, существенно ограничивает возможности импортозамещения в перестраховочной деятельности.
Пока качество роста рынка реального прямого страхования будет оставаться низким, коррупция в страховании/перестраховании, скорее всего, преодолена не будет, так как главным содержанием рыночных отношений в условиях стагнации клиентской базы является передел рынка, а главным орудием такого передела (помимо демпинга и захвата источников воспроизводства с использованием административного ресурса) является коррупция. Поэтому ключевой вопрос сегодня — это качество роста операций по реальному перестрахованию, поскольку главные проблемы отечественного перестрахования связаны с недостаточной развитостью его экономических основ и, прежде всего, реального прямого страхования.
Однако даже в краткосрочной перспективе узость рынка прямого страхования непременно негативно отразится на перестраховочных операциях и на тех, кто их осуществляет. Отдельные поставщики, которые испытывают сегодня удовлетворение от роста объёмов входящего перестрахования, должны более внимательно анализировать его источники. Основой для привлечения серьёзных инвесторов такое качество роста перестраховочных операций стать не может: узкий, стагнирующий рынок неустойчив, подвержен постоянному переделу и поэтому непривлекателен для долгосрочных инвестиций.
Очевидно, что отечественный страховой и, соответственно, перестраховочный рынок нуждаются в расширении своей воспроизводственной базы за счёт вовлечения в сферу своего обслуживания новых групп потребителей.
При этом следует учитывать, что макроэкономическая конъюнктура, за которой следует отечественный страховой и перестраховочный рынок, не всегда будет такой, какой была в 2007 г., когда, по общему признанию, отечественная экономика достигла пика доходов от сырьевого экспорта, ставших, в свою очередь, основой неравномерного роста платёжеспособного спроса на страхование.
Среднесрочный прогноз МЭРТа ЦСР (Центр стратегических разработок) при правительстве РФ (доклад «Анализ последствий возможного снижения мировых цен на нефть для российской экономики», подготовленный в рамках проекта «Стратегический аудит Российской Федерации»), говорят о том, что в среднесрочной перспективе отечественной экономике и, соответственно, отечественным потребителям страховых услуг придётся столкнуться с серьёзными ограничениями, явившимися следствием реализации тенденций, сформировавшихся в неравномерно развитой сырьевой экономике, в которую превратился хозяйственный комплекс РФ.[14]
При сохранении основ социально-экономической политики ситуация вокруг мировых цен на нефть может привести в 2008-2009 гг. к ослаблению рубля, к бегству капиталов и остановке роста ВВП. Такое развитие событий может стать причиной резкой девальвации рубля и системного кризиса экономики, который способен охватить предпринимательский сектор, банковскую систему, негативно отразиться на состоянии внутреннего спроса.
В последнее время и из уст официальных лиц зазвучало слово «девальвация». Хотя в прогнозы её пока не закладывают, становится понятным, что при сохранении основ современной структурной политики вполне вероятно резкое ограничение возможностей манёвра для обеспечения диверсификации экономики, её избавления от сырьевой зависимости. Может затормозиться и реализация социальных программ. От этого пострадают и бизнес, и домашние хозяйства — все, кто формирует платежеспособный спрос на страхование.
Особую тревогу в этих условиях вызывают перспективы платежеспособности предпринимательских структур, составляющих основу воспроизводственной базы российского страхового рынка: ослабление рубля за счет «пересыхания» потока нефтедолларов неизбежно развернет направление иностранных инвестиций в сторону от российской экономики. При этом и современное качество инвестиционного процесса остаётся большой проблемой. Таким образом, современный «рост инвестиций» пока в очень малой степени связан с диверсификацией экономики и потребностями её перехода от сырьевой к инновационной модели.
Значительный рост расходов, которые предстоит нести потенциальным потребителям страховых/перестраховочных услуг на продукцию и услуги естественных монополий в течение 2009—2012 гг., возможность возникновения в среднесрочной перспективе дефицита платёжного баланса РФ вследствие падения экспортных поступлений и роста и без того критической зависимости от импорта позволяют сделать вывод о том, что при сохранении основ социально-экономической политики выйти на новое качество роста рынка реального страхования внутри страны не удастся.
Для того чтобы избежать негативных последствий пассивного следования перестраховочного рынка за ухудшающейся макроэкономической конъюнктурой, примитивной зависимости от цен на энергоносители и сырьё, должна быть противопоставлена научно обоснованная политика по реализации конкурентных преимуществ российской экономики.
Пока же поворот к новому качеству роста российской экономики не осуществлён, трудно надеяться на мобилизацию внутренних источников развития отечественного перестрахования. Поэтому в среднесрочном плане расширение клиентской базы отечественных поставщиков перестраховочных услуг возможно, главным образом, за счёт экспансии на внешние рынки. Рынок реального перестрахования сможет развиваться за счет возможного превращения российского перестраховочного рынка из местного (локального) в региональный. Осуществление этой идеологии развития возможно на основе государственно-частного партнёрства в сфере реализации экспортного потенциала российского перестрахования.
Основным содержанием этой работы способно стать активное включение отечественных поставщиков перестраховочных услуг в реализацию политики государства по поддержке внешнеэкономической экспансии российского капитала. Глобальные конкурентные преимущества России, накопленный страной с начала нынешнего века значительный экономический потенциал могут и должны быть конвертированы сегодня в политику поддержки внешнеэкономической экспансии отечественных перестраховщиков.
Зарубежные конкуренты российских поставщиков перестраховочных услуг также активно используют в рыночных отношениях свои глобальные конкурентные преимущества, заключающиеся, прежде всего, в лёгком доступе компаний, являющихся основными поставщиками капитала для международных перестраховщиков, к мировому рынку капитала, который в существенной степени поддерживается неограниченными эмиссионными возможностями Федеральной резервной системы США. В этих условиях использование накопленного потенциала российской экономики для поддержки отечественного перестраховочного бизнеса представляется вполне оправданным.
К настоящему моменту российские поставщики перестраховочных услуг достигли профессионального уровня, накопили необходимый опыт и знания, достаточные для того, чтобы значительно расширить перестраховочные операции и активизировать присутствие российского капитала в странах ближнего зарубежья и «третьего мира». Экспорт перестраховочных услуг отечественными компаниями не только имеет значение самостоятельного и перспективного вида бизнеса, но может также служить и серьёзной опорой для Надёжной защиты российских инвестиционных программ за рубежом, расширения экспорта высокотехнологичных товаров и услуг[15].
Определёнными препятствиями для реализации предпринимательского потенциала российских экспортёров перестраховочных услуг является их небольшая, по мировым меркам, капитализация и отсутствие достаточно высоких международных рейтингов финансовой устойчивости. В существовании этих проблем нет вины отечественных поставщиков перестраховочных услуг. Проблемы, прежде всего, являются следствием неблагоприятных для страхового рынка макроэкономических условий, сложившихся в конце прошлого века. В настоящее время, после достижения в стране макроэкономической стабилизации, сформировались предпосылки для качественного сдвига в развитии отечественного перестрахования и, в частности, для реализации его экспортного потенциала. В качестве примера можно привести действующую систему предоставления государственных гарантий поставщику страховых услуг при страховании авиаперевозок от военных рисков, рисков угона и других рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами. Представляется целесообразным поддержать это перспективное направление развития отечественного перестрахования.
На сегодняшний день в среднем по рынку уровень зависимости от перестраховщиков является относительно невысоким и до недавнего времени имел тенденцию к снижению. По информации за первое полугодие 2008 г., совокупная доля перестраховщиков в страховых резервах составляла около 49 млрд руб. (11% от всех активов, принимаемых в обеспечение резервов). По итогам 2004 г. доля перестраховщиков в страховых резервах равнялась 15,8%, 2005 г. – 15,2%. Будет ли этот показатель повышаться вследствие новой финансовой ситуации, зависит от двух противонаправленных факторов. С одной стороны, поскольку при финансовой нестабильности возрастает рискованность ведения бизнеса и становится сложнее сохранять платежеспособность страховых компаний, потребность в перестраховочной защите усиливается. С другой – та же нестабильность заставляет страховые компании сокращать все виды издержек, в том числе и расходы на перестрахование[16].
Кроме того, определенное влияние оказывает происходящая сегодня трансформация видовой структуры страхового рынка. Наименее подвержены спаду именно те секторы, где зависимость от перестрахования всегда была минимальной (розница), а доля тех областей страхового бизнеса, где роль перестраховщиков всегда была наивысшей (корпоративное имущество, строймонтаж и т.п.), может сократиться, а вслед за прямым страхованием уменьшится и перестрахование.
С точки зрения ценообразования, на Россию до последнего времени оказывали влияние последствия мировой тенденции, называемой специалистами «фаза мягкого рынка», – одновременного снижения цен и улучшения условий перестрахования. Однако мировой кризис однозначно привел к окончанию этого периода, и теперь нас, как и все международное страховое сообщество, ждет несколько лет, в течение которых будет наблюдаться рост цен на перестрахование и ужесточение условий отбора рисков. Но на общем фоне международного рынка перспективы России и других развивающихся рынков представляются специалистам относительно более благоприятными.
Говоря о резервных возможностях развития национального перестраховочного рынка, хотелось бы обратить внимание на ряд обстоятельств. Благоприятные перспективы ожидают секторы перестрахования аграрных рисков, некоторых видов гражданской ответственности и др. Все это традиционно российские секторы, где до сего времени мало ощущалось присутствие иностранных перестраховщиков. Определенно, в условиях финансовой нестабильности и ориентированности цедентов на экономию и снижение затрат приобретут популярность нетиповые договоры, защищающие только определенные показатели компании по портфелю в целом, а также договоры перестрахования, покрывающие только катастрофические убытки. Отказов же цедентов от перестрахования вообще даже при самой неблагоприятной ситуации на финансовых рынках произойти не может. Напротив, в нестабильных условиях потребность в перестраховочной защите на любой случай – жизненной необходимостью. Соответственно потенциал российского перестрахования будет востребован[17].
[1] Корнилова Н.В. К вопросу о правовом регулировании страховой деятельности в России // Правоведение. 1999. № 4. С. 54
[2] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. - М.: «Статут», 2002.- 1038 с. С.484.
[3] Николаев E.M. Развитие непропорционального перестрахования в современной России. Дис. на соискание учен. степ, к.э.н. -М.2001, -. С. 11
[4] Серебровский В.И. Избранные труды. - М.: Статут, (в серии «Классика российской цивилистики»), 1997. - С.492.
[5] Декрет СНК РСФСР от 23.03.1918 г. «Об учреждении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального»//«СУ РСФСР», 1918, № 30, ст. 397; «Известия ВЦИК», № 63, 02.04.1918.
[6] «Положение о государственном страховании Союза Советских Социалистических Республик» (утв. ЦИК СССР, СНК СССР 18.09.1925) //«СЗ СССР», 1925, № 73, ст. 537; «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», № 247, 28.10.1925.
[7] Постановление ВЦИК от 11.11.1922 г «О введении в действие Гражданского кодекса РСФСР» (вместе с «Гражданским кодексом РСФСР») //«СУ РСФСР», 1922, №71, ст. 904 «Известия ВЦИК», № 256, 12.11.1922.
[8] Закон РСФСР от 11.06.1964 «Об утверждении Гражданского кодекса РСФСР» (вместе с «Гражданским кодексом РСФСР») // «Свод законов РСФСР», т. 2, с. 7, 1988 г., «Ведомости ВС РСФСР», 1964, № 24, ст. 406.
[9] Коньшин В.Ф. Государственное страхование в СССР. M.: Госфиниздат, 1949. С. 58.
[10] Иоффе О.С. Обязательственное право. - М.: Юридическая литература, 1975. – С. 736
[11] Источник информации – Федеральная служба страхового надзора
[12] Источник информации – Федеральная служба страхового надзора
[13] Турбина К. Е. Мировая практика государственного регулирования международного перестрахования/Страховое право. 2001. № 1. с. 35
[14] Источник информации – Федеральная служба страхового надзора
[15] Кабанцева Н.Г., Ларионова В.А. Комментарий к Закону РФ "Об организации страхового дела в РФ" // СПС Консультант-Плюс
[16] Источник информации – Федеральная служба страхового надзора
[17] Зарипов И.И. Субъекты договора перестрахования // Правосудие в Поволжье.-2008.-№4.-С.80-88.
|