Социально-педагогическая работа с семьей является составной частью всей воспитательной, образовательной и социальной работы. Это профессиональная деятельность по оказанию помощи людям, у которых есть проблемы, связанные с членами их семей. Она направлена на разрешение проблем, являющихся главным образом, результатом внешнего воздействия, связанных, в основном, с самими людьми, сочетающих внутренние и внешние факторы.
В числе приоритетов психолого-педагогических и социальных служб, работающих ради семьи, находятся самые разные направления работы, как более широкие, глобального характера, так и узкие, нацеленные на конкретные задачи. Они таковы:
-утверждение семейных ценностей, защита интересов всех членов семьи и всех типов;
-обеспечение лучших условий жизнедеятельности семьи;
-осуществление специальных мер по социально-экономической поддержке бедных семей-с иждивенцами, инвалидами, престарелыми, многодетных, неполных, молодых;
-поддержка семей в сочетании ее членами семейных и профессиональных обязанностей;
-разработка налоговой политики в интересах семьи, оказание содействия семье в организации домашнего хозяйства;
-создание систем социальной помощи семьям - юридической, экономической, психологической, информационной и т. д.;
-организация подготовки соответствующих специалистов, осуществление программ планирования семьи;
-осуществление социальной и медицинской защиты материнства и детства в дородовой и послеродовой периоды;
-содействие полноценному психическому и физическому развитию детей, их подготовка к материнству;
-предупреждение насилия в семье;
-оказание помощи семьям наркоманов, алкоголиков, преступников, агрессивных людей;
-оформление позитивного информационного пространства семьи.
Функция может быть охарактеризована как определенная обязанность, задача или деятельность, связанная со специфической, профессиональной ролью.
Рассмотрим основные функции социального педагога при работе с семьей.
Диагностическая функция реализуется при изучении особенностей семьи, личности в семье, степени и направленности влияния на них микросреды, а также при постановке «социального диагноза».
Социальный диагноз - это «стремление достичь как можно более точного понимания социальной ситуации и личности клиента в контексте его социальных нужд и потребностей, то есть в отношении к другим людям, от которых клиент зависит и которые зависят от него и в отношении к социальным институтам[1]. Начальный этап вмешательства предполагает оценку и анализ семейного функционирования..
Из вышесказанного следует, что от профессионализма социального педагога при реализации диагностической функции на начальном этапе вмешательства во многом зависит успех всего процесса оказания помощи семье.
Прогностическая функция социального педагога заключается в прогнозировании развития событий, процессов, происходящих в семье, обществе и выработке определенных моделей социального поведения.
Правозащитная функция социального педагога осуществляется при использовании законов для поддержки семьи, для защиты ее членов. Она предполагает использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи, поддержку и защиту семьи.
Организационная функция состоит в том, чтобы способствовать организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекать к их работе общественность и направлять их деятельность на оказание различных видов помощи и социальных услуг семье. Кроме того, социальный педагог организует действия клиента в целях решения его проблем.
Предупредительно - профилактическая (или социально-терапевтическая) функция приводит в действие различные механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся семьям. Она позволяет предусмотреть и привести в действие социально-правовую, юридическую, психологическую, социально-медицинскую, педагогическую, психолого-терапевтическую, медицинскую, юридическую и иную помощь нуждающимся, обеспечить защиту прав семьи, женщин, подростков детей. Данная функция таким образом направлена не только на оказание всевозможной помощи и поддержки слабо защищенным семьям, но и на предупреждение всевозможных негативных последствий в положении, поведении, деятельности семьи и отдельных ее членов.
Социально- медицинская функция социального работника реализуется при организации работы по профилактике заболеваний , при содействии в подготовке молодежи к семейной жизни.
Социально- педагогическая функция состоит в выявлении интересов и потребностей людей в разных видах деятельности (культурно – досуговой , спортивно- оздоровительной, художественного творчества) и привлечении к работе с ними различных учреждений , обществ и т. д. Педагогическое воздействие на семью может идти в нескольких направлениях: 1)обучение клиентов, передача им необходимого объема знаний, умений и навыков, способных стать основой для самостоятельного решения семьей своих проблем; 2) воспитание, которое осуществляется в процессе влияния на личность, в результате которого меняются ее качества, черты, свойства, взгляды и позиции, а также отношение к жизни и к людям, способы поведения в обществе.
Психологическая функция осуществляется при консультировании по вопросам межличностных, внутрисемейных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной адаптации всем нуждающимся.
Социально- бытовая функция способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям семей (семьям с инвалидами, молодым семьям , семьям «группы риска» и т. д.)
Коммуникативная функция имеет своей целью - установить контакт с нуждающимися, организовать обмен информацией, разработать единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Коммуникация социального работника и клиента – процесс многоступенчатый, он имеет несколько фаз:
-докоммуникативную, когда необходимо подготовиться к беседе, собрать требуемые материалы, представить ход ведения разговора;
-коммуникативную, когда идет сбор информации и ее анализ;
-посткоммуникативную, в процессе которой проблема клиента через социального работника движется вверх по спирали и находит свое решение в государственных органах.
В ходе реализации рабочих функций социальный педагог может выполнять разнообразные профессиональные роли.
Рассмотрим основные профессиональные роли социального работника в его деятельности по оказанию разнообразных услуг семье в США.
«Oпределитель клиента» (Outreach worker) - социальный работник, который устанавливает людей, семьи, испытывающие трудности (находящиеся в кризисной ситуации) или находящиеся в состоянии риска). Следующая задача этого работника – обнаружить, выявить те условия окружения, которые создают проблемы.
Брокер (Broker) - социальный работник, направляющий людей в существующие службы, которые могут быть им полезны. Цель –дать возможность людям использовать систему социальных служб и связывать эти службы.
Посредник - «буффер» (mediation) - социальный работник, который находится между двумя людьми, человеком и группой или двумя группам с тем, чтобы помочь людям разрешить проблемы.
Адвокат, защитник (advocate) –социальный работник, который борется за права людей, их семей, нуждающихся в этой помощи. Это включает борьбу за обслуживание, помощь отдельным людям, семьям, общностям, борьбу за изменение в законах или действующей практике с позиции целого класса людей или сегмента общества.
Оцениватель (evaluator) –социальный работник, который собирает информацию, оценивает проблемы людей, семей, помогает принять решение для действия.
Мобилизатор (mobilier) –социальный работник, который собирает, приводит в движение, запускает, энергизирует, организует действия уже существующих или (после того как собирает ) новых групп для решения проблемы. Мобилизация может выполняться и на индивидуальном уровне.
Учитель (teacher)–социальный работник, который передает информацию и знания и помогает людям развивать умения.
Корректор поведения (behavior change) –социальный работник, который работает над тем, чтобы внести изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей, их семей, групп.
Консультант (consultant)-социальный работник, который работает с другими работниками или агентствами, чтобы помочь им улучшить из умения в решении проблем клиента.
Менеджер информации (data manager)-социальный работник, который собирает, классифицирует и анализирует данные, полученные от среды социального благосостояния.
Администратор (administration) - социальный работник, который обеспечивает конкретную постоянную помощь, заботу (физическую, бытовую, финансовую) либо в учреждении, либо в сообществе (на месте).[21]
Западные ученые отмечают, что, осуществляя какую-либо обязанность, социальный педагог может использовать одну или несколько ролей, и в процессе выполнения роли он реализует несколько функций.
Непосредственно процесс посредничества (вмешательства) при работе с семьей включает в себя несколько основных этапов:
1.Определение проблемы и установление контакта.
На этой стадии семья постепенно вовлекается в обсуждение проблемы, анализ ее субъективной и объективной представленности. Члены семьи знакомятся с социальным работником и социальным агентством, их возможностями и условиями. Первоначальный контакт должен быть конструктивным. Важнейшим условием для этого являются профессиональные установки социального работника, в частности, такие как ценности и достоинства человека и его право на самоопределение. Внимание должно фокусироваться на проблеме не в том виде, как она воспринимается социальным работником, а в том, как она ощущается клиентом «здесь –и –сейчас».
2. Сбор и оценка данных, сведений.
Одно из требований в процессе организации социальной работы с семьей состоит в необходимости вести строгую документацию, которая должна собирать информацию, анализировать ее и интерпретировать. Социальному работнику необходимо иметь багаж- банк «социальной информации», чтобы точнее поставить «социальный диагноз» и выбрать эффективное «лечение».
Ф.Лоуэнберг условно разделил процесс диагностики на три фазы:
-сбор и изучение информации;
-ее анализ и интерпретация;
-принятие решений о дальнейших действиях.[21]
Сбор и изучение информации традиционно осуществляется при составлении социальной истории семьи. Это один из методов сбора информации о семье, применяемый только в сфере социальной работы. Изучение истории семей яснее позволяет выявить внутренние факторы, влияющие на становление и реализацию жизненных сил человека. Семья как один из институтов социализации обладает богатым спектром жизненных ресурсов, которые затем в дальнейшем и обусловливают различия в образе жизни и реализации индивидуальной и социальной субъектности человека. Такой метод, как « история семей», позволяет выделить механизмы трансляции любых компонентов процесса социализации (стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентаций, жизненных позиций и т. д.). Данный метод включает в себя четыре взаимосвязанных компонента: фиксация информации о личности клиента (анкетные данные, адрес и т. д.); сбор сведений о членах семьи (их возраст, образование, место учебы или работы, круг ближайшего общения личности и семьи); сообщение клиентом данных по волнующей его проблеме, о своей потребности (времени возникновения, обстоятельствах, способах решениях, предлагаемых им самим); изучение представления последнего о возможной помощи извне, планах на будущее, обстановке в семье, способностях и возможностях, мотивах поведения, ожиданиях в связи с разрешением проблемной ситуации.
Источником информации о связях между поколениями является также генограмма - семейная карта с родственными связями, на которой может быть отражена вся история семьи, причем карта может быть организована таким образом, что по ней нетрудно проследить все основные события в жизни семьи. Генограмма создается и расширяется методом опроса, который отражает систему убеждений и взглядов разных поколений, принципы жизни и взгляды семьи на окружающий мир.
После того, как из общения с семьей и ее социальным окружением, из личных наблюдений социального работника вскрылся фактический материал для организации социального вмешательства, информация должна быть упорядочена. Важно установить причинно-следственные связи, выявить наиболее существенные параметры проблемной ситуации.
Третья фаза заключается в совместном с клиентом определении целей и стратегий дальнейших действий, необходимых для решения проблемы. Социальный работник предлагает клиенту свое понимание трудностей и возможные варианты совместных действий, но право окончательного выбора остается за клиентом (за исключением, когда социальный работник реализует полномочия социального контроля).
3.Планирование и заключение контракта.
Планирование социального вмешательства - это способ определения операциональных задач, характера и последовательности действий. Важно сориентировать процесс планирования таким образом, чтобы он приобрел развивающий и обучающий характер, помог раскрыть внутренний потенциал семьи. Результатом эффективного планирования является структурно оформленная и поддающаяся пошаговому контролю стратегия социального вмешательства. Этап завершается заключением контракта между социальным агентством и клиентом.
4. Установление альтернативных вариантов вмешательства и выбор необходимых направлений деятельности.
Социальное вмешательство в семейную систему представляет собой систему действий, направленную на стимулирование изменений в семейной структуре или внешних по отношению к ней социальных системах в рамках определенных в процессе работы с конкретной семьей целей. Социальный работник при этом может действовать в нескольких направлениях и, прежде всего, в направлении мобилизации внутренних ресурсов самой семьи. В этом случае социальный работник выступает в качестве практического психолога или социального воспитателя. В большинстве случаев, однако, необходимо решать, прежде всего, элементарные социальные и бытовые проблемы, препятствующие полноценному семейному функционированию. В этом случае социальному работнику необходимо привлечение внешних источников и ресурсов социальной помощи, таких как организация социальных программ, превентивное вмешательство, оказание материальной помощи и т.д.
5.Этап итоговой оценки и завершение процесса.
На этом этапе происходит оценка степени эффективности совместной деятельности.
В процессе взаимодействия с семьей важным является соблюдение социальным педагогом ряда определенных принципов. Принципы - это те основные требования, которые должны предъявляться к содержанию, формам и методам социально-педагогической работы с семьей. Они включают в себя:
-«принцип гуманизма», в основе которого лежит идея способности человека и общества изменяться. Семья представляет собой структуру динамичную и подвижную, которая способна развиваться и меняться под влиянием социально-экономических условий, жизненного опыта.
-«Принцип объективности», который понимается как минимум в двух значениях. В широком смысле – это изучение закономерностей, которые заложены в объекте, вне зависимости от субъективного к нему отношения; в узком смысле - восприятие ситуации каждой семьи вне собственных иллюзий и предубеждений, не абсолютизируя собственный семейный опыт.
-«Принцип системности». Поскольку семья – органическое единство, составляющее сложную систему структурных элементов и функциональных взаимодействий, все ее элементы взаимосвязаны между собой. Воздействие на какой-либо элемент вызывает эффект в системе в целом и в других элементах.
-«Принцип фамилиоцентризма» требует, чтобы при социальной поддержке интересы семьи всегда стояли на первом месте, имея приоритет перед правами общества, государства или какой-либо группы.
-«Принцип толерантности» состоит в профессиональной сдержанности и отсутствии осуждения к расовым, национальным, религиозным, личностным и поведенческим особенностям, отклоняющимся от обычного стереотипа, от «нормы».
-«Принцип позитивного образа семьи», в основе которого лежит понимание института семьи как естественной среды для формирования личности. [21,28]
Эти принципы способствуют формированию потребности в принятии помощи и активизации роли семьи в решении собственных проблем.
В последние годы в нашем обществе происходит переоценка подходов к семейной политике.
В условиях патерналистской системы государство стремилось подменить семью, взять на себя выполнение значительной части ее функций. "Проводимая в последнее время интенсивная ликвидация государственного попечения, во всяком случае, в рамках широко провозглашаемой либеральной идеологии, — отмечает Н.М. Римашевская; — приходит в противоречие с менталитетом основной части общества, их привычными представлениями, стереотипами поведения и усвоенными населением в течение многих десятилетий ценностями.
На смену идеологии всеобщего покровительства "сверху" приходит либеральная идеология суверенитета семьи и личности "снизу". Всеобщим достоянием становятся идеи, провозглашаемые в средствах массовой информации, в законодательных актах и правительственных решениях о том, что семья суверенна и ответственна перед собой в принятии решений относительно ее экономического и демографического воспроизводства, сознательного родительства, а также реального поведения женщины и мужчины, которые имеют одинаковые права, обязанности и равные возможности во всех сферах жизнедеятельности".
Развивая новую концепцию семейной политики, необходимо обосновать принцип саморазвития, самообеспечения семьи, который является основополагающим в социальной политике. Важно подчеркнуть, что речь идет о создании государством необходимых условий для активного и благополучного функционирования семей, полного раскрытия их экономического, производственного, воспитательного и другого потенциала. Переход семьи в позицию субъекта социальной политики предполагает существенное перераспределение прав и взаимной ответственности между семьей и государством. В то же время "семья как реальность, обусловлена предыдущим развитием нашей страны, находилась и находится в состоянии объекта». Что касается принципа социальной защиты, то он применим к тем семьям, которые объективно оказались не в состоянии справиться с экономическими проблемами, выйти на минимальный стандарт уровня жизни. Социальная защита должна играть вспомогательную роль.
Однако необходимо отдавать отчет в том, что абсолютизация, искаженное понимание таких принципов организации жизнедеятельности семьи, как автономия, самообеспечение, саморазвитие, могут привести к другой крайности. Так, на первых этапах проведения реформ государство резко сократило уровень своей поддержки социальной сферы, сориентировав ее на коммерциализацию и самостоятельное выживание. При этом семья и население оказались не подготовленными к переходу к новым экономическим отношениям, выживанию в условиях кризиса. Проблема социальной адаптации
(психологической, экономической, профессиональной и т.д.), как правило, решается односторонне, исключительно как проблема самой семьи, как процесс только ее приспособления к происходящим негативным переменам. "Как ни парадоксально это звучит, — отмечает А.И.Антонов, — но ... семья вынуждена "подстраиваться под нужды политиков".
Негативное воздействие дезадаптации на жизнедеятельность семей, их крайне бедственное положение усугубилось утратой развитой социальной инфраструктуры, многих социальных ценностей, созданных в предшествующий период развития. В частности, были дезорганизованы и во многом разрушены системы дошкольного, внешкольного воспитания и оздоровительного отдыха детей. Известно, что в СССР это были достаточно мощные системы, включающие разветвленную сеть учреждений, материальную базу, подготовленные кадры. Они играли особую роль в развитии семейно-демографических процессов, позволяли родителям совмещать семейные обязанности с трудовой занятостью.
Нельзя не согласиться с тем, что "необходимы глубокие изменения, направленные не на одностороннюю, а взаимную адаптацию семьи и экономики. В целом они должны вести к повышению внутренних ресурсов семьи для самообеспечения, поддержания здоровья и личностного развития ее членов".
Государство как партнер семьи призвано активно участвовать в процессе ее адаптации к новым социально-экономическим условиям, постоянно корректировать эти условия, исходя из социально значимых интересов самой семьи, ее жизнедеятельности. Речь идет не об опеке семьи или подмене ее функций, а о создании необходимых макроусловий через законы, указы, различные правительственные решения, которые во многом определяют жизнедеятельность семьи в обществе, активизируют или, напротив, усложняют ее функционирование.
Важнейшим принципом идеологии семейной политики является перенос центра тяжести в системе социальной помощи семьям с денежных выплат на оказание прямых социальных услуг. В связи с этим важно разграничить понятия "социальное обслуживание" и "социальная защита". Социальное обслуживание предполагает новый для нашей страны вид социальной помощи семье, которая носит нематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико- социальных, других проблем и осуществляется через сеть специализированных социальных служб. Что касается социальной защиты, то она направлена не на все семьи, а на определенную социально уязвимую их часть. Кроме того, это система чрезвычайных мер, призванных обеспечить выживание человека, семьи на уровне принятых в обществе минимальных стандартов потребления. Такое разделение дает представление лишь об основных принципиальных подходах.
Диапазон принятых в современном мире подходов к семейной политике достаточно широк: от отказа от всякой политики до сведения ее к одной из функций, исполняемых семьей. В этом отношении выделяется несколько основных групп государств. К первой группе можно отнести страны, сформулировавшие свою политику в отношении семьи и принявшие широкий подход, ориентированный в целом на достижение благополучия семей. Во второй группе — страны, акцентирующие в своей политике внимание на отдельных аспектах жизнедеятельности семьи. Третью группу составляют страны, вообще не определившие своей политики в отношении семьи.
При этом можно выделить такие основные виды мотивации: политика стимулирования уровня рождаемости (совпадает с политикой в области народонаселения); политика, направленная на социальную защиту семей с детьми; "нейтральная" политика, ориентированная на поддержку всех типов семей.
Проблемы ответственности государства за укрепление и развитие семьи как общественного института, обеспечения прав семей, создания надлежащих условий для их функционирования, выполнения социальных функций получили отражение во многих документах ООН и ее учреждений. В одном из первых международных актов — Всеобщей декларации прав человека (1948) — подчеркивается, что "семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства". Это важнейшее Положение направлено на защиту семьи, оказание ей помощи в жизненном становлении, подготовке к принятию ответственности за "естественную среду обитания своих членов", прежде всего детей и молодежи, престарелых и инвалидов. Во имя этих целей политика и соответствующее законодательство, содействующие укреплению семьи, должны стать приоритетными направлениями деятельности национальных правительств и межправительственных организаций.
В ООН предпринимаются усилия систематизировать основные положения, касающиеся семьи и содержащиеся в международных документах, разработать Декларацию о правах и ответственности семьи. Для реализации поставленной цели, под эгидой ООН, Венским комитетом неправительственных организаций по вопросам семьи создана рабочая группа "Хартия семьи/права семьи". Ее деятельность способствует формированию и развитию национальных систем семейной политики, выработке программ укрепления семьи, обобщению их международным опытом.
На основе анализа "Руководящих принципов по вопросам семьи", разработанных названной рабочей группой, выделим наиболее важные положения, отражающие приоритеты семейной политики в современном мире:
— утверждение ценности семьи, уважение и защита всех типов семей независимо от их национальных, культурных, региональных различий, недопущение их дискриминации;
— обеспечение лучших условий жизнедеятельности семьи, создание предпосылок для здорового развития общества, социального и экономического прогресса в интересах семьи, перераспределение в этих целях ресурсов в пользу социальных программ за счет военных расходов;
— осуществление специальных мер социальной и экономической поддержки бедных семей, семей с особыми проблемами (инвалидность её членов, наличие иждивенцев, престарелых, многодетные семьи, молодые, неполные семьи и др.);
— оказание семьям поддержки в гармоничном сочетании ее членами профессиональных и семейных обязанностей;
— содействие полноценному физическому и умственному развитию девушек, подготовка их к материнству;
— предупреждение насилия, злоупотреблений и эксплуатации внутри семьи в отношении ее членов, в том числе скрытых форм этих явлений, осуществление мер по усилению защиты членов семьи;
— предоставление помощи семьям, столкнувшимся с проблемами наркомании, алкоголизмом, преступностью, агрессией, принятие мер по их искоренению;
— формирование позитивного для семьи информационного пространства.
Политика материальной поддержки семей с детьми составляет важную составную часть социальной политики во всех странах Европейского Союза, хотя между ними существуют и немалые различия.
По значительности ресурсов, направляемых на прямую поддержку семей, возглавляют список страны Северной Европы (Швеция, Дания, Финляндия) - они расходуют на семейную политику более 4% валового внутреннего продукта (1995 г.). В конце списка - страны Южной Европы, где системы социальной защиты созданы сравнительно недавно, и затраты на семейную политику составляют от 0,2% в Греции до 1,1% в Португалии. Испания и Италия тратят, соответственно, 0,4 и 0,8% ВВП. Расходы большинства других европейских стран лежат в пределах от 2 до 3 % ВВП (Франция - 2,6%, Германия - 2,1%).
Большие различия кроются и в правилах назначения пособий. Франция - единственная страна Европейского Союза, где не назначается пособие на первого ребенка. В семи странах увеличивается размер помощи семьям с тремя и более детьми. В пяти странах выплаты растут вместе с возрастом детей, а в
Дании, наоборот, они уменьшаются. Только в двух странах - Испании и Греции - выплаты семьям облагаются налогом. Еще одно различие касается возрастной границы выплат (чаще всего 18 лет с продлением на период учебы). По этому пункту Франция, Великобритания и Ирландия проводят наиболее ограничительную политику, в то время как Швеция и Нидерланды устанавливают специальные выплаты обучающимся, выходя за рамки семейных пособий.
С 1989 г. существует Европейский центр по изучению семейной политики, который отслеживает и анализирует изменения форм, функций и статуса семьи в каждой из стран - членов ЕС, оценивает и распространяет информацию об изменениях в семейной политике, изучает влияние других форм государственной политики и структурных изменений на жизнь семьи.
|