Суббота, 30.11.2024, 14:48
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Понятие договора розничной купли-продажи и его основная характеристика

Договор розничной купли-продажи – один из наиболее распространенных и используемых разновидностей договора купли-продажи в российской цивилистике. Его экономическое значение состоит в передаче произведенного товара в сферу индивидуального потребления, главным образом граждан.

По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 492 ГК РФ).

Из тезиса можно выделить свойственные черты, позволяющие выделить договор розничной купли-продажи в автономный вид договора купли-продажи:

Во-первых, нужно отметить специфику продавца, как субъекта договора розничной купли-продажи. В качестве продавца имеет право выступать только такая коммерческая организация, которая осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров розницу (торговое предприятие, индивидуальный предприниматель), для применения не связанного с предпринимательской деятельностью. При этом, продавец со статусом юридического лица или индивидуального предпринимателя, обязан быть зарегистрирован как субъект предпринимательства, а в случае торговли отдельными видами товаров (прежде всего подакцизными: алкоголем, табачными и ювелирными изделиями, бензином) необходимо получение особой лицензии. Отдельные ученые считают, что содержание этой статьи совсем не идеально и вызывает недоумение. Так, с точки зрения Васина В.Н. и Казанцева В.И., это законное определение данной разновидности договора розничной купли-продажи хранит несколько алогизмов. Продавцом может быть только тот, кто осуществляет предпринимательскую деятельность как раз по продаже товаров в розницу, а не какую-нибудь другую. Но розница – это продажа по мелочам, так сказать поштучно. И существует множество лиц, которые продают на законных основаниях отдельные, штучные товары, не являясь при этом предпринимателем. Так, например, гражданин вправе продавать взращенный им на дачном участке урожай, либо собранные в лесу ягоды, грибы, пойманную в реке рыбу. Художник вправе торговать созданными им холстами, узорами, офортами. Зачастую женщины, занимаясь вязанием, вышивкой, иным рукоделием, продают свои изделия поштучно. Если аналогичные занятия не направлены на систематическое извлечение прибыли из них, невозможно их назвать предпринимательской деятельностью. В конце концов, граждане, чувствующие потребность в деньгах, или жаждущие избавиться от бесполезных для них вещей, распродают их поштучно; навряд ли это подпадает под признаки предпринимательской деятельности. Но и распространять на подобную куплю-продажу общие правила первого параграфа главы 30 ГК РФ не очень верно.

Во-вторых, после того, как была обозначена особенность продавца нужно сказать немного и о том лице, которое может выступать в роли покупателя по данному виду договора. Из определения можно уяснить, что покупателем по договору розничной купли-продажи может быть любой гражданин, приобретающий товар для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Да, в большинстве ситуаций, как правило, в роли покупателя выступает гражданин, но и юридические лица могут приобретать товары на основании этого договора, если их применение не связано с предпринимательской деятельностью. Участие юридических лиц на стороне покупателя в договоре, в частности, предусмотрено ст. 497 и 499 ГК РФ. При этом они могут приобретать товары, определенные для личного, семейного и иного использования, как не связанного с предпринимательской деятельностью, так и косвенно связанного с предпринимательской деятельностью, например, мебельный гарнитур для офиса директора акционерного общества. Немаловажно, чтобы при приобретении аналогичных товаров не нарушались условия розничной продажи, относящиеся к количеству продаваемого товара одному покупателю. В данном отношении формулировку п.1 ст.492 ГК РФ об отрицании связи понятия товара, являющегося предметом договора розничной купли-продажи, с предпринимательской деятельностью покупателя требуется уточнить.

В целом же участие юридических лиц в качестве покупателя в договоре розничной купли-продажи в торговой практике встречается гораздо реже, чем участие физических лиц. Поэтому конструкция данного договора, закрепленная в ГК РФ, рассчитывает, прежде всего, на покупателя-гражданина, на обеспечение его интересов в сфере потребления материальных благ, имеющихся и вновь созидаемых.

В-третьих, некоторыми особенными признаками обладает и товар, выступающий в качестве предмета купли-продажи. Специфика товара по договору розничной купли-продажи заключается в том, что он назначен для личного, семейного, домашнего или прочего использования не сопряженного с предпринимательской деятельностью. Предметом договора могут выступать всякие вещи, не изъятые из оборота и независимо от того, какими признаками они наделены, родовыми или же индивидуально-определенными. Также, имеет смысл и то, что эти вещи могут быть как уже имеющими место быть, так и будущими, например, в каталогах предлагаются товары розничной торговли, которые ещё не изготовлены.

Нормы о розничной купле-продаже не распространяются на такие товары, как недвижимость, электро- и теплоэнергия, газ и вода, так как их купля-продажа выделена в ГК РФ в качестве автономных видов. Также, такие виды вещей, как, например, заводское оборудование, даже если оно в целом или отдельные его части приобретаются в единственном варианте, не относятся к предметам договора розничной купли-продажи. Приобретается такое оборудование на основании договора поставки. Вместе с тем, имеется достаточное количество вещей, которые могут быть использованы в сфере как личного (семейного, бытового), так и производственного потребления, например, компьютеры, инструменты. В этом случае, центральное место при покупке подобного рода вещей и соответственно при выборе вида договора купли-продажи должны иметься в виду два условия: в сфере розничной или оптовой торговли приобретаются указанные вещи и в каком количестве. При приобретении их в розничной торговле в ограниченном Правилами торговли количестве следует заключать договор розничной купли-продажи; при приобретении в оптовой торговле и у производителя – договор поставки. На самом деле определить, для каких именно целей покупается таким образом товар, порой весьма проблематично. Многие вещи могут использоваться и для личных, домашних целей, и для предпринимательской деятельности сразу. Скажем, гражданин, занимающийся перевозкой грузов и пассажиров в качестве индивидуального предпринимателя, покупает автомобиль. Профессор Б.И. Пугинский решительно заявляет, что «розничная торговля характеризуется тем, что предназначена продавать товары гражданам. В каких бы количествах и как часто гражданин ни совершал свои покупки, для каких бы целей он ни приобретал товары в торговой сети, его отношения будут обусловлены договорами розничной купли-продажи».

Это заявление противоречит ст. 492 ГК РФ, но по сути своей может быть точно, и достоверно. А следовательно, можно сделать вывод, что сфера применения норм ГК о розничной купле-продаже (по субъектам) шире, нежели действие норм, содержащихся в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей».

В соответствии с указанным Законом применительно к розничной купле-продаже, под потребителем понимается только гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или применяющий товары исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Исключая из числа субъектов, признаваемых потребителями, юридических лиц, законодатель, по всей видимости, считал, что организации, в отличие от граждан, имеют свои финансовые, бухгалтерские, юридические отделы и оттого не нуждаются в специальных средствах защиты, предоставляемых Законом «слабой» стороне в отношениях, связанных с розничной куплей- продажей, т.е. гражданину. Во всяком случае, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» не распространяется на отношения с участием организаций (юридических лиц), выступающих в качестве покупателей по договору розничной купли-продажи.

Учитывая то обстоятельство, что в договорные отношения по розничной купле-продаже вступают предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность по продаже товаров в розницу, и экономически более слабые потребители, другой специфической его чертой является публичность данного договора. В связи с этим к нему применяются правила, установленные ст. 426 ГК РФ. Условия публичного договора, не соответствующие указанным требованиям ничтожны.

Будучи публичным, договор розничной купли-продажи может быть заключен с использованием публичной оферты, под которой в соответствии со ст. 437 ГК РФ подразумевается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. Согласно ст. 494 ГК РФ предложение продавцом в розничной купле-продаже в его рекламе, каталогах и описаниях товара, обращенных к неопределенному кругу лиц, считается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Более того, экспонирование в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрирование их образцов или предоставление информации о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи считается публичной офертой независимо от того, указана ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец открыто определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

В этом отношении публичную оферту надлежит отличать от рекламы. В соответствии со ст.2 Федерального закона «О рекламе», реклама представляет собой распространяемую в любой форме и любым способом информацию о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому или юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям, способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Существенным отличительным фактором рекламной информации является то, что она, по сути, играть роль лишь предложения направлять оферты, но сама не содержит существенных условий договора и соответственно не поручает лицу, ее распространяющее, обязательство оферента.

Немаловажно отметить, что необходимым условием верного оформления оферты является указание в ней всех основных условий договора.

Следовательно, какие же это условия:

- Условия о предмете договора;

- Условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров этого вида;

- Все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

У отдельных ученых колебания вызывает пункт 2 ст. 492, провозглашающий договор розничной купли-продажи публичным. В публичном договоре цена товаров, а также иные условия договора установлены равными для всех потребителей, за исключением ситуаций, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (п.2 ст.426 ГК РФ). Но, договор розничной купли-продажи обладает особенностью, порожденную институтом частной собственности. Собственник товара властен делать с ним все, что пожелает, если это не запрещено законом, не причиняет вред окружающей среде и не нарушает права и законные интересы других лиц. Поэтому, никто не может наложить запрет собственнику, например, продавать свой товар лицам, которые ему приглянулись, по льготной цене, хотя законом и иными правовыми актами какое-либо предпочтение этим лицам не предусматривается. В настоящее время в розничной купле-продаже свободно практикуется применение дисконтных карт, приобретатели которых пользуются льготами при следующих покупках у данного продавца. Но подобный порядок не предусматривается ни законом, ни другими правовыми актами. «Типично, что все прочие разновидности договора купли-продажи, за исключением энергоснабжения, не содержат признака публичности. Отчего, кажется, что предписание закона о публичном характере договора розничной купли-продажи требует корректировки».

Характерной чертой данного договора также являются особые требования к его форме. Соответственно ст.493 ГК РФ, если иное не предусматривается законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или других типовых форм, к которым примыкает покупатель, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или другого документа, удостоверяющего оплату товара. В том случае, когда покупатель примыкает к условиям формуляров либо других типовых форм, предложенных продавцом, надлежит признать, что договор заключается в письменной форме. Такой договор приобретает признаки договора присоединения (в ст.493 ГК РФ сделана прямая ссылка на ст.428 ГК РФ).

Самый распространенный способ розничной продажи – через прилавок – представляет собой устную форму данного договора, так как это характерная сделка, в которой время ее совершения и исполнения совпадают. В том случае, когда время совершения и исполнения сделки не совмещаются, нужно следовать требованиям ст.161 ГК РФ, согласно которым сделки обязаны совершаться в простой письменной форме. Кассовый или товарный чек, или другой документ, удостоверяющий оплату товара по договору розничной купли-продажи, когда время его заключения и исполнения не совпадают, представляют собой письменную форму договора. Все же, отсутствие у покупателя указанных документов не отнимает у него возможность оперировать свидетельскими показаниями в доказательство заключения договора и его условий при заключении договора, как в устной, так и в письменной форме (ст.493 ГК РФ).

Особенность договора розничной купли-продажи проявляется и в закреплении законом преддоговорных обязанностей продавца, какие, согласно ст.495 ГК РФ заключаются в предоставлении покупателю сведений о товаре. Продавец должен предоставить покупателю необходимые и достоверные сведения о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, другими правовыми актами и, как правило, предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления таких сведений. Покупатель имеет право еще до заключения договора розничной купли-продажи оглядеть товар, предъявить требование провести в его присутствии проверку свойств или демонстрировании использования товара, если это не исключено в виду особенностей товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

В конце концов, договор розничной купли-продажи имеет специфику сравнительно с общими правилами о купле-продаже с точки зрения содержания, т.е. существенных условий. Согласно п.1 ст.500 ГК РФ, покупатель должен оплатить товар по цене, которую объявил продавец в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Цене товара, по общему правилу, надлежит быть установленной равной для всех покупателей. Покупатель должен оплатить товар по цене, оглашенной продавцом в момент заключения договора. Таким образом, мы делаем вывод о том, что покупатель по договору розничной купли-продажи не может прямо принимать участие в установлении цены товара. Покупатель, которому товар был продан по более большой цене, чем прочим, вправе предъявлять требование о признании договора недействительным, при этом стороны возвращаются в первоначальное положение. На отдельные виды товаров цены устанавливаются или регулируются государством и, следовательно, приобретают для продавца неизбежный характер. В случае, когда договором розничной купли-продажи предусмотрена предварительность оплаты товара (статья 487 ГК РФ), неоплата покупателем товара в определенный договором срок признается отказом покупателя от исполнения договора, если прочее не предусмотрено соглашением (п.2 ст.500 ГК РФ).

Необходимо отметить, что из всего выше сказанного мы уже можем обусловить суть договора розничной купли-продажи. Кроме того, подвергнув анализу все основные положения договора, можно сделать вывод о том, что данный договор по своей сути всегда является:

Консенсуальным, то есть, считается заключенным с момента, достижения сторонами соглашения по всем важным условиям договора;

Возмездным, то есть, основанием исполнения обязательства по передаче товара является получение встречного удовлетворения в виде покупной цены;

Двусторонне-обязывающим (взаимным), то есть, имеют место быть субъективные права и обязанности у обеих сторон договора.

Разобравшись немного в общих положениях о договоре розничной купли-продажи, рассмотрим отдельные виды данного договора.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (03.05.2017)
Просмотров: 151 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%