Среда, 27.11.2024, 10:27
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Правовое положение продавца

Рассмотрение дефиниции договора розничной купли-продажи, которая находится в ГК РФ разрешает нам сделать вывод об основной обязанности продавца – передача покупателю товара. Все прочие обязанности являют собой производные от нее тезисы. Продавец обязан передать покупателю товар:

- В определенном месте (ст.499 ГК РФ);

- Вместе с принадлежностями и документами, относящимися к товару (ст.456 ГК РФ);

- В определенном количестве и ассортименте (ст.465 ГК РФ);

- В соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен;

- Установленного качества (ст.469 ГК РФ, ст.4 Закона «О защите прав потребителей);

- Свободным от прав третьих лиц (ст.460 ГК РФ);

-В таре и упаковке и (или) таре (ст.481 ГК РФ).

- В соответствии с общими правилами, продавец имеет обязанность по передаче товара сразу после его оплаты, в торговом зале или торговом учреждении. В договоре возможно содержание условия о доставке товара покупателю. Таким образом, товар доставляется в место, указанное покупателем. В случае отсутствия такового, в место проживания или место нахождения юридического лица, которое является покупателем. Срок, обычно, определяется договором, или Правилами продажи товаров, в противном случае, он будет определен, как разумный срок, началом которого числится момент получения надлежащего требования покупателя. Если же, предусмотрено условие доставки товара, то этим моментом считается дата вручения товара покупателю. Наряду с этим с этим, бытует такой вид розничной торговли, как торговля товарами непосредственно на дому у покупателя.

- Дополнительно к товару непременно должны быть переданы все относящиеся нему и касающиеся его документы. В ст.10 Закона «О защите прав потребителей» обусловлено содержание таких документов, а для некоторых категорий товаров точный список документов указан в Правилах продажи товаров. Скажем, на любые электробытовые или радиотовары должны быть выданы – паспорт, гарантийный талон, инструкция по эксплуатации на русском языке, товарный чек с обозначением названия магазина, даты покупки, наименование самого товара, его артикула, сорта, цены, его кассовый чек.

- Этот пункт можно охарактеризовать, как передача покупателю товара «чистым весом и в полной мере». В целом, эта обязанность продавца не особо присуща договору розничной купли-продажи и, значит, в полной мере законом не регулируется.

Условие об ассортименте в сфере розничной торговли скорее характеризуется самим предметом деятельности торгового предприятия, чем самим товаром. Ассортимент представляет собой как группировку товара по некоторым признакам внутри одного рода. Подобный процесс важен при продаже значительного количества одинаковых товаров, что уже, в свою очередь, присуще не розничной, а оптовой (мелкооптовой) продаже.

В отличие от того, как было раньше, в настоящее время продавцы сами устанавливают набор реализуемых ими товаров. Раньше же имелись определенные требования, которые предъявлялись к наименьшему ассортименту товаров, которые были предназначены для продажи. То есть был установленный ассортиментный перечень.

- В эту обязанность включена отчуждение продавцом покупателю соответствующей комплектности, или же комплекта товаров, предусмотренного для всех видов купли-продажи. К сожалению, так же как и условие о количестве, это условие о комплектности (комплекте) товаров также не регулируется законами. Из общих положений можно лишь заметить, что Законом «О защите прав потребителей» продавцу запрещается связывать приобретение одного с последующим обязательным приобретением других. Таким образом, условие о комплекте приобретаемых товаров требует обязательного согласия покупателя на его формирование.

- В соответствии с п.5 ст.4 Закона «О защите прав потребителей», если стандарт предусматривает обязательные требования к качеству товара, то продавец несет обязанность по передаче потребителю товара, соответствующего этим требованиям.

Закон «О защите прав потребителей» под понятием «стандарт» подразумевает: государственные стандарты, санитарные нормы и правила и иные документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательность требований к качеству товаров.

Нужно знать, что не все требования государственных стандартов являются обязательными. В соответствии с п.2 ст.7 Закона РФ от 10.06.1993 №5154-1 «О стандартизации» обязательными требованиями государственных стандартов являются требования, обусловливаемые обеспечением безопасности продукции по отношению к окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу, в целях обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки. При использовании правил, указанных в статье, нужно также учесть то, что вместе с перечисленными в Законе «О защите прав потребителей» документами в соответствии с законодательством РФ, обязательные требования к качеству товаров могут быть установлены федеральными законами, иными правовыми актами (ст.469, ст.721 ГК РФ). Собственно, качество товаров и должно быть приведено в соответствие с этими требованиями.

Государство сохранило за собой функции контроля качества продукции. Следование требованиям, предъявляемым законодательством к товарам – уже на совести продавцов и производителей.

Собственно условие о качестве товаров представляется предметом розничной купли-продажи. Стороны торговых отношений вправе увеличить объем установленных требований к качеству товара по сравнению с ГОСТами, но любая попытка их занижения запрещена.

Подобный вид розничной продажи, как продажа по образцам, зафиксирован в ст.497 ГК РФ. К сожалению, это условие не является способом определения качества товаров. Оно выступает в роли предмета договора. Под образцом товара считается не только экземпляр, но и описание (каталог), что само по себе противоречит осмыслению этого условия. В результате законодатель принял положение, в соответствии с которым, заключение договора может состояться на основании ознакомления покупателя с образцом товара, а также с его описанием.

Ст.497 ГК еще больше обуславливает таким понятием, как обязательство доставки товара покупателю (ст.499 ГК РФ).

В тех ситуациях, когда продавец передает товар ненадлежащего качества, приходят соответствующие последствия, которые плотно регламентируются ГК РФ, Законом «О защите прав потребителей», а также отдельными Правилами продажи товаров. Они будут проанализированы ниже.

- При розничной продаже товара который обременен третьими лицами, и за его эвикцию следует ответственность, урегулированная общими нормами параграфа 1 гл.30 ГК РФ.

- Часто Правила продажи товаров устанавливают все требования, которые относятся к затариванию и упаковке отдельных видов товаров. Как правило, продавец сам занимается упаковкой товара, кроме тех ситуаций, когда упаковка является особой. Например, дорогая подарочная упаковка. При покупке товаров, которые обладают крупными габаритами (например, холодильник или шкаф и т.п.), покупатель имеет право требования какой-либо тары для комфортабельности перевозки. Но, стоит обратить внимание, что, как правило, стоимость подобной тары не включена в цену товара и должна быть оплачена отдельно. Цены на реализуемые продавцом товары, также как и прочие условия договора должны быть идентичными для всех покупателей, кроме ситуаций, когда федеральными законами или другими нормативно-правовыми актами разрешается предоставить льготы определенным категориям покупателей.

Цена продуктовых товаров, реализуемых вразвес, определяется по весу нетто.

Наиболее важной обязанностью продавца является предоставление покупателю необходимых и достоверных сведений о товаре. Эта обязанность появляется еще до момента заключения соответствующего договора. Она проявляется из публичности характерной для розничной купли-продажи. Право покупателя на получение информации появляется в момент, выражения им своего намерения для приобретения того или иного товара.

Достоверность и полнота нужна для правильности выбора товара покупателем.

Совокупность сведений состоит из:

- Сведений об изготовителе (исполнителе)

- Сведений о товарах

Главный информационный аспект – информация об исполнителе урегулирован ст.9 Закона «О защите прав потребителей» и включает в себя: фирменное наименование: фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Помимо этого, продавец индивидуальный предприниматель обязан показать потребителю все сведения о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Эта информация должна быть расположена на вывеске.

Другой информационный аспект - предоставление покупателю необходимой и достоверной информации о товаре, который предложен на продажу (п.1 ст.495 ГК РФ). В ст.10 Закона «О защите прав потребителей» данное общее положение определено более внятно и досконально. Что касается розничной купли-продажи, то информация должна содержать в себе:

- Обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары;

- Информацию об основных потребительских свойствах товаров;

- Цену и условия приобретения товаров;

- Гарантийный срок, если он установлен;

- Правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

- Срок службы или срок годности товаров, который установлен в соответствии с Законом;

- Место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;

- Информацию об обязательности подтверждения соответствия товаров соответствующим государственным стандартам;

- Информацию о правилах продажи товаров.

В случае покупки потребителем товара бывшего в употреблении или же при устранении изъянов, обнаруженных ранее, потребитель должен быть осведомлен об этих подробностях, относительно приобретаемого товара.

На практике мы видим, что при рассмотрении требований потребителя о компенсации убытков, появившихся у него из-за недостоверной или недостаточно полной информации о товаре (работе, услуге), суд должен основываться на гипотезах об отсутствии у потребителя особых сведений о его свойствах и характеристиках. Здесь берется во внимание тот факт, что на основании Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» изготовителю (исполнителю, продавцу) надлежит своевременно уведомить потребителя, дав нужные и верные сведения о товарах (работах, услугах), для реализации вероятности грамотного выбора. В процессе реализации товаров, подлежащих обязательной сертификации, продавец обязан довести до сведения покупателя информацию о сертификации товара. У него должен быть в наличии определенный комплект документов, выступающий в качестве доказательства. В него включены подобные документы:

- Подлинник сертификата;

- Копия сертификата, которая заверена обладателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;

- Товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) на основании подлинника сертификата или его заверенной копии и содержащие по каждому наименованию товара сведения о наличии сертификата с указанием его номера, срока и органа, выдавшего сертификат.

Продажа товаров, изготовленных из объектов живого мира (изделия из меха, кожи, швейные, галантерейные, декоративные товары, обувь, продукты питания), относящиеся к видам, внесенным в Красную книгу Российской Федерации, реализуется только лишь при наличии надлежащей документации на товары. Она выступает в роли свидетельства того, что эти объекты животного мира добыты в соответствии с законодательством Российской Федерации и основываясь на разрешении (распорядительной лицензии). Подобное разрешение выдается Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды. А, если объекты животного мира подпадут под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящейся под угрозой исчезновения, то на основании санкции компетентного органа страны-экспортера.

Стало быть, при сбыте таких товаров продавец должен дать покупателю по его просьбе информацию о таких документах, являющихся подтверждением наличия соответствующей санкции.

Информация должна отвечать требованию «о государственном языке». То есть, информация, предоставляемая покупателю, которая содержит сведения о продавце, товарах и их изготовителях должна быть предоставлена на русском языке. Кроме того, дополнительно, по желанию продавца допустимо предоставление информации на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации.

Наряду с этими с наложенными на него обязанностями, продавец имеет ряд прав.

Продавец вправе:

1) Устанавливать на товар дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, установленного изготовителем, или, если гарантийный срок изготовителем не установлен (ст.5 Закона «О защите прав потребителей»);

2) Отказаться от исполнения договора в случае:

- неявки покупателя (или не совершение им иных необходимых действий) для принятия товара в определенный договором срок (ст.496 ГК РФ);

- неоплаты покупателем товара в установленный договором срок, если в самом договоре розничной купли-продажи указана предварительная оплата товара (ст.500 ГК РФ);

- если покупатель отказался принять и оплатить товар в нарушение договора купли-продажи (ст.486 ГК РФ);

- если покупатель не внес в установленный договором срок очередной платеж за купленный в рассрочку и переданный ему товар, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.489 ГК РФ).

3) Отказаться полностью или частично от удовлетворять требования покупателя о передаче ему недостающего количества товара, замене товара, который не соответствует условиям договора купли-продажи о качестве, об устранении недостатков товара, о доукомплектовании товара или о замене некомплектного товара комплектным, о затаривании и (или) упаковке товара, либо о замене ненадлежащей тары и (или) упаковки товара, впрочем, если докажет, что невыполнение покупателем обязанности известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи в установленный (разумный) срок повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора (ст.483 ГК РФ);

4) Потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора в случаях, когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять (ст.484 ГК РФ);

5) Потребовать оплаты товара и, возможно, оплаты процентов в соответствии со статьей 395 ГК РФ, если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар (ст.486 ГК РФ);

6) Потребовать оплаты переданного товара или возврата неоплаченного товара, в случае, когда покупатель, получивший товар (по договору купли-продажи предусматривающий оплату товара через определенное время после его передачи, т.е. продажу товара в кредит), не исполняет обязанность по его оплате в установленный договором купли-продажи срок (ст.488 ГК РФ).

На основе общих правил, покупатель перед заключением договора имеет право на осмотр товара и (или) на требование проверки его свойств, т.е. проведение демонстрации товара. Это также входит в состав обязанностей продавца – проинформировать покупателя о товаре.

Неисполнение продавцом этой обязанности можно считать необоснованным уклонением его от заключения договора розничной купли-продажи и предоставляет покупателю возможность требования возмещения убытков. В случае, если товар был все-таки куплен и потребитель все еще не обладает информацией о товаре, то потребитель в рамках разумного срока имеет право на расторжение данного договора, и требовать возмещения убытков. Мы разобрали самые существенные обязанности продавца, которые на наш взгляд, обладают наиболее важным значением при определении правового статуса данного субъекта договора.

Таким образом, подвергнув их анализу, мы можем сделать вывод о том, что обязанностей у продавца гораздо больше, чем прав, что, не смотря на то, что продавца предопределяют как «сильную» сторону, на самом же деле он значительно уязвимее, чем покупатель. И это просто понять после анализа правового положение покупателя-потребителя. Правовое положение покупателя сводится к внушительному ряду прав и всего лишь к двум обязанностям. Следовательно, мы переходим к прямому изучению правового положения покупателя.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (04.05.2017)
Просмотров: 1065 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%