Исследование содержания и организации социально-педагогической работы с семьей в России и в странах с развитой рыночной экономикой позволило выявить наличие большого числа общих социальных проблем, присущих как российской, так и зарубежной семье на современном этапе. К ним можно отнести: насилие в семье, семейные конфликты, эмоциональный разлад и дезорганизацию, рассогласование семейных ролей и несправедливое распределение семейных обязанностей, потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее реализации в семье в силу различных причин, алкоголизм и наркоманию, снижение брачности, рождаемости при одновременном повышении разводимости, росте одиночества как среди мужчин, так и среди женщин и т.п.. [11,17]
Мною было произведено анкетирование среди подростков по проблемам семьи. В результате было выявлено наличие : недостатка общения у 11% опрошенных, проблем связанных с учёбой у 8% опрошенных, материальных проблем у 8% опрошенных, бытовых проблем у 3% опрошенных. Большинство опрошенных (53%) не решают проблемы в семье. На вопрос о помощи в решении проблем большинство ответили – ни кто (42%). О наличии проблемы отцов и детей положительно ответили 56% опрошенных.(Приложение 2)
Наличие подобных проблем указывает на необходимость организации системной целенаправленной работы, направленной на предотвращение и ликвидацию отмеченных негативных явлений.
Однако, если в нашей стране службы социальной помощи и психологические службы, получившие свой официальный статус лишь в 90-ые годы нашего столетия, только начинают давать свои первые результаты, то система социальной защиты семьи в за рубежом получила свое развитие уже в конце 19 века, и в настоящее время представляет собой разветвленную сеть социальных агентств, готовых прийти на помощь семьям разного типа в ситуациях кризиса.
Связующим звеном между семьей и различными государственными и негосударственными учреждениями, социальными институтами является социальный педагог, выполняющий интегративную, посредническую функцию в системе личность- семья- общество.
Однако во многих странах выход на профессиональный уровень постановки социальной работы имеет свою специфику.
Для отечественной практики социально-педагогической работы с момента ее зарождения и по настоящее время характерна доминирующая роль социальной педагогики, что позволило сократить наше отставание в этих вопросах от других стран, а также заложить в формирующуюся систему социальных служб в России «социально-педагогический ингридиент», отсутствием (или недостаточной развитостью) которого в моделях социальной работы многих стран озабочены в настоящее время мировая практика и интегративная наука профессии « социальная работа».
Особенностью развития социально-педагогической работы в нашей стране является «создание совершенно уникального, интегративного представителя этой профессии - социального педагога», а в частности «феномен семейного социального педагога», который является по мнению Бочаровой В.Г. «чисто нашим отечественным приобретением, не имеющим аналогов в мировой практике социальной работы»[5].
Социальный педагог или работник семейного профиля специализируется на оказании разносторонней помощи семье. Клиентами семейного социального педагога (работника) являются 30-50 и более семей, прожива- ющих в одном или близлежащих нескольких домах. В настоящее время это самый распространенный, наиболее востребованный вариант специалиста широкого профиля, представляющий собой базовый компонент в инфраструктуре кадрового обеспечения системы социальных служб. Семейный педагог-специалист высшей квалификации, большого жизненного опыта, авторитетный и уважаемый в том микрорайоне, где он работает, владеющий навыками непосредственной профессиональной деятельности, связанной с деликатным вхождением в семью и организацией разносторонней помощи семье в этически допустимых формах, на основании включения самой семьи в этот процесс.
Являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи,общества институт социальных педагогов влияет на формирование воспитывающих, гуманистических, нравственно и физически здоровых отношений в социуме, в сфере семьи, семейно- соседском окружении, среди детей и взрослых. Клиентами семейного социального педагога является семья и сфера ее ближайшего окружения по месту жительства, в микрорайоне. Социальный педагог в этически допустимой форме, сам « выходит» на контакт с семьей, личностью. Он как бы ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности людей, вникает в их микросоциум, мир интересов, круг общения, в условия их жизни, моральную атмосферу, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы - психологические, медицинские, правовые, экологические, к решению которых затем подключаются социальные работники, специализирующиеся по определенным профилям, органически взаимосвязанные с социальным педагогом, работающим по месту жительства.
В настоящее время в системе подготовки социальных работников и педагогов четко обозначены базовая основа, общегосударственный компонент, который конкретизируется и дополняется специфическим, местным компонентом, учитывающим возможности и особенности социокультурных условий каждого региона республики, конкретной территории страны.
Содержание и организационные формы подготовки определяются принципами непрерывного образования, положениями концепции социальной педагогики и социальной работы.
Подготовка социальных работников проводится на трех уровнях:
1 уровень - курсовая или допрофессиональная подготовка (курсы или школы-лицеи). Выпускники со средним образованием могут быть использованы в качестве социальных работников отделений по обслуживанию больных, одиноких, престарелых. Они могут также поступать в средние специальные учебные заведения или соответствующий вуз.
2 уровень-обучение в среднем специальном учебном заведении (педучилище, медучилище и др.). Выпускники получают диплом по специальностям « Социальная работа», « Социальная педагогика» и др. Они могут работать бригадирами отделений по обслуживанию больных, одиноких престарелых, социальными педагогами и др.
3 уровень - обучение в университете, отраслевом вузе на дневном, вечернем или заочном отделениях (4-5 лет) или на спецфакультете для тех, кто уже имеет высшее образование (1-1,5 года). Выпускники получают диплом о высшем образовании по специальности «Социальная работа» и являются специалистами по социальной работе. Они могут быть использованы в территориальных учреждениях службы социальной помощи семье и детям, в больницах и т. д.
За рубежом готовят специалистов трех уровней-бакалавров, магистров и докторов. Степень бакалавра присваивается после трёх-четырех лет обучения, а магистра – после шести. Что касается степени доктора, то для ее получения необходимо учится еще два года. Кроме того, американские колледжи предлагают двухгодичные программы подготовки технического персонала, используемого в социальной работе.
Во Франции система образования складывается из курсовой подготовки и подготовки в рамках социальных школ. Срок обучения зависит от профессии. Так, для помощников социальных служб, семейных консультантов, социальных аниматоров и специальных экспертов срок обучения составляет три года. Два года обучения – для таких профессии как дошкольный социальный педагог и персонал детского сада, а восемь месяцев курсовой подготовки – для женщин-домработниц.
Система подготовки социальных работников отличается от других стран. Во Франции старшие лицейские классы осуществляют допрофессиональную подготовку, поэтому поступление в бакалавриат социальной работы возможно из этих классов.
Как за рубежом, так и в России процесс обучения включает в себя аудиторный и практический курсы, однако количество учебного времени, выделяемого на теорию и практику в странах различно.
Так, в российской системе подготовке наблюдается определенная тенденция к академизации, обусловленная недостаточной представленностью практик в учебных планах, в то время как сравнительный анализ американских учебных планов показывает их прикладную направленность, то есть на полевую практику в агентствах приходиться от 30% до 60% времени обучения. Так, в американских школах социальной работы теория нередко изучается студентами дома, а занятия с преподавателями посвящаются главным образом формированию практических навыков. Возможно, это - другая крайность, противоположный полюс шкалы «академизм-практицизм», а оптимальный вариант лежит посередине.
В Канаде перед практикой получают теоретическую подготовку. Практические занятия распределяются по годам обучения. Например, по специальности – бакалавр социальной работы программой предусмотрены две практики, первая имеет место на втором курсе, вторая – на третьем. Практика занимает два дня в неделю.
Во Франции практические занятия на рабочих местах занимают, как правило, 14 месяцев, которые распределяются на три года обучения.
Анализируя деятельность специалистов по социальной работе с семьей в США нельзя не упомянуть о «супервизорстве», что является одним из атрибутов профессионализма в зарубежной социальной работе. Это –уровень технологии организации социальной работы, включающий в себя подготовку социального работника, его последующий, профессиональный рост, профилактику профессиональных рисков.
Задача супервизора при работе с семьями заключается в том, чтобы держать в поле зрения различные аспекты семейных взаимоотношений, помочь специалисту видеть свое продвижение и не допускать тупиковых ситуаций в работе.
Наиболее близким по содержанию в русском языке понятию «супервизор» является понятие «наставник». Однако в сфере социальной работы в России аналогов института супервизоров или наставников не наблюдается, в то время как этот аспект зарубежного опыта представляет несомненный интерес в условиях становления в России профессии социального работника. Это обусловлено, в частности, тем, что институт супервизорства в социальной работе западных стран наглядно доказал свою необходимость как атрибута профессии для того, чтобы наиболее эффективно выполнить поставленные обществом перед социальной работой задачи. В зарубежной практике супервизорство стало незаменимым элементом коллективной или «командной» профессии социального работника, инструментом профессионализма и эффективности работы.
На нынешнем этапе кризисного развития в России приоритетной задачей государственных органов социальной защиты является социальная поддержка малообеспеченных семей с детьми, значительную долю которых составляют неполные семьи, семьи с детьми инвалидами, молодые семьи. В России в настоящее время используются многие формы и виды социальной помощи, традиционные для системы социальной защиты за рубежом такие как: системы денежной помощи (пособия, выплаты, компенсации), системы натуральной помощи (продукты питания, одежды, обуви, а также лекарств, бесплатное питание, приюты и ночлежки), системы помощи в виде услуг и льгот (центры социального обслуживания, льготы на бытовые услуги, льготная занятость и др.), гуманитарная помощь.
Структура и методика американских программ отлична от российских как по характеру задач, так и по наличию возможностей и желания. Название такой американской программы - помощь нуждающимся семьям с детьми на иждивении. Доля федеральных раcходов в среднем составляет 55%, 45% приходится на штаты. По программе оказывается не только материальная помощь (покрывающая 50%-70% потребностей семьи)), но и другие социальные услуги. Обычно семья, внесенная в списки АФДС, имеет право на получение продовольственных талонов, дети школьного возраста получают бесплатное питание (программа школьных завтраков). Такая семья получает медицинскую помощь по программе «Медикейд». Примерно 25% семей, получающих пособия на детей пользуются субсидируемым жильем (еще одна из распространенных в США социальных программ для малоимущих). Основными получателями семейных пособий (90%) являются матери-одиночки. Неполная семья, в основном состоящая из матери, не имеющей доходов, и ребенка, как в США, так и в России, является наиболее уязвимой в социальном отношении. Социальная проблема замыкается не только на экономических вопросах, но и на психологических, морально-нравственных, демографических и других, затрагивающих интересы не только матери, ребенка, но и, по своим последствиям, общества в целом. В США неполная семья является объектом социального обслуживания, находится в поле зрения социальных работников, которые, в первую очередь, пытаются защитить интересы ребенка, его права, включая экономические. В России же органы социальной защиты ограничиваются в основном выплатой пособия, которое по своим размерам не выдерживает никакой критики, а у складывающейся в настоящее время системы социальной работы не хватает пока ни сил, ни квалификации, чтобы профессионально и комплексно заниматься всеми социальными проблемами неполной семьи.[15]
С начала 90-х годов субсидии государства, выделяемые ежегодно на разного рода программы, составляют 190-200 млрд. долларов. Причем, в зависимости от значимости, часть программ финансируется федеральным правительством, другие – на паритетных началах властями штатов. Осуществляется принцип так называемого «встречного финансирования», при котором доля средств, выделяемых ежегодно из федерального бюджета, пропорциональна сумме вложений конкретного штата.
Жизнь показывает, что вариант взаимодействия двух источников финансирования социальных программ на государственном и местном уровнях дает положительные результаты и он может быть использован в практике социальной работы в России.
В нашей стране для практического решения проблем современной семьи в 1994 году была принята федеральная программа «Дети России» (в настоящее время у нее статус президентской программы), ее цель-создание условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защитой. Для реализации этих целей в ее состав включены такие целевые программы как, «Планирование семьи», «Дети-сироты», «Дети –инвалиды», «Развитие индустрии детского питания», Дети Чернобыля», «Дети Севера».
В настоящее время по специальному Указу Президента РФ в программу включены дополнительно: «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев».
Система социальной защиты семьи и детей в субъектах РФ имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания.
1.Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят:
а) центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного временного пребывания, срочной социальной помощи);
б) центр социальной помощи семье и детям;
в) социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних;
г) социальная гостиница;
д) социальный приют для детей и подростков.
2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:
а) центр психолого-педагогической помощи;
б) центр экстренной психологической помощи по телефону;
в) дом милосердия;
г) реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями ( в том числе для детей и подростков).
3.Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайонные учреждения, куда входят:
а) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
б)дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;
в) общежития для лиц с ограниченными возможностями.
Среди важнейших элементов психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей выделяют информационно-психологическую защиту семьи, изучение и учет национально-психологических и религиозных особенностей семей-объектов социальной работы, предупреждение и предотвращение (профилактика) возможного дезорганизованного поведения отдельных членов семьи, развитие воспитывающего воздействия во внутрисемейных отношениях и др. [13]
Следует отметить, что в Российской Федерации накоплен опыт практической социально-педагогической работы с семьей с учетом зарубежного, прежде всего, американского опыта. Так, в Москве, Костроме, Петрозаводске, Томске и др. открыты Центры социального здоровья семьи и детей, развиваются службы психологической, медико-социальной помощи семье и подросткам, открываются «телефоны доверия», консультационные центры.
Как показал анализ отечественных теоретических работ и исследований в области социально-педагогической работы с семьей, в различных регионах нашей страны идет активная разработка и апробация моделей социально-педагогической работы с семьей. Интересным примером может служить территориально-исследовательский проект и программа, «Образовательно-культурный центр микрорайона сш № 242 «Марьина роща», реализованные в Северо-Восточном административном округе Москвы. (1993-1997 гг.) В проекте большое внимание отводилось созданию микросоциальной модели работы с семьей, в том числе определению целесообразности, роли и возможности внедрения в социум института семейных социальных педагогов. Базовым компонентом данного эксперимента стала медико-психолого-педагогическая семейная служба, приоритет в которой отдается ребенку и его семье. [ 26,С.3-14 ]
Другим примером, отражающим опыт создания отечественных экспериментально обоснованных моделей социальной работы с семьей, является модель социальных действий с семьей, разработанная в Ставропольском крае. Она включает в себя следующие компоненты:
-наличие у социального педагога собственных представлений о содержании помощи клиенту и о представлениях клиента о содержании этой помощи, а также о форме ее оказания;
-широкое изучение семьи-системы и каждого ее члена как индивида (личности);
-дифференциация семей на типы соответственно деформированности семейных структур;
-разработка программы ( соответственно выделенным в ходе дифференциации типам семей) социальных воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности;
-вхождение в контакт с семьей –системой и ее членами с целью реализации программ социальных действий;
-отслеживание результатов коррекционно-воспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений. [26]
В Татарстане на оказание социальной помощи семье работают социальные службы, коих в республике насчитывается двадцать семь. Среди них – центр профилактики алкогольной и наркотической зависимости объединение «Подростков» - «Выбор», центр медико-психологической помощи «Ювента», социально-психологический центр «Доверие» , клуб «Родник» при детском юношеском центре в посёлке Дербышки, благотворительный фонд детей сирот «Ярдемче» («Помощник»), отдел по работе с детьми с ограниченными возможностями, отдел социальной реабилитации детей-инвалидов при социально-педагогическом комплексе «Заречье», социально- реабилитационный центр детей-инвалидов «Надежда», центр «Здоровье и экология» и другие.[13]
Однако, несмотря на представленный опыт, следует отметить, что в целом, система государственных и неправительственных учреждений (центров, служб, объединений, агентств), оказывающих помощь семье находится еще в процессе своего развития. Кроме того, опыт воспитательно-профилактической работы в нашей стране характеризуется в большей степени фактическим отсутствием превентивной профилактики: усилия в массовой практике направлены не на выявление и устранение причин негативных явлений, а на борьбу с их следствиями.
В США, напротив, большинство услуг, предоставляемых семье, является профилактическим по своей направленности и имеет единую цель - сохранить семью как ячейку общества. Данные услуги – «услуги на дому» включают в себя финансовую помощь, услуги с опорой на потенциал семьи (услуги по сохранению и поддержке семьи), услуги по защите семьи, семейную терапию, дневной уход, хоммейкер сервис, обучение семейной жизни. Подробно рассмотренные нами в параграфе втором второй главы. Эта тенденция обусловлена осознанием необходимости и важности семьи для нормального функционирования и гармоничного развития ребенка. Не случайно, в практике социальной работы с семьей показателен тот факт, что любая американская семья может обратиться одновременно к услугам четырнадцати социальных агентств и получить квалифицированную профессиональную помощь.
На сегодняшний день в решении проблем семьи в России наблюдаются положительные тенденции. Так, в послании Президента РФ Д.Медведева Федеральному собранию РФ от 10 мая 2009 года предлагаются улучшения в социальной политике. Президент предлагает программу стимулирования рождаемости, а именно: меры поддержки молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и поднять на ноги ребёнка, стимулировать рождение хотя бы второго ребёнка. Стимулирование рождаемости должно включать целый комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи. Необходимо увеличить размер пособий по уходу за ребёнком до 1,5 лет с 700 рублей до 1,5 тыс. рублей, а на второго ребёнка – до 3 тыс. рублей ежемесячно. Женщины, которые имели работу, но ушли в отпуск по беременности и родам. а впоследствии – по уходу за ребёнком до полутора лет, должны получать за счёт государства не менее 40% от прежнего заработка. Но сумма пособия в любом случае не должна быть меньше той, которую будет получать ранее не работавшая женщина, то есть 1,5 и 3 тыс. рублей соответственно. Предлагается ввести компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание. Для первого ребёнка – на сумму, равную 20%, для второго – 50%, для третьего – 70% от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребёнком дошкольного учреждения. Помимо этого совместно с субъектами Федерации разработать программу по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом предлагается существенно увеличить выплаты на содержание ребёнка в семье опекуна и приёмной семье до уровня не менее 4 тыс. рублей ежемесячно. А также установить единовременное пособие при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью в размере 8 тыс. рублей, то есть установить здесь сумму, равную пособию при рождении ребёнка. Предлагается увеличить стоимость родовых сертификатов в женской консультации с 2 до 3 тыс. рублей, а стоимость сертификата в родильном доме – с 5 до 7 тыс. рублей. Предоставить в распоряжение женщины, принявшую решение родить второго ребёнка, первичный капитал, который реально повысил бы её социальный статус, помог бы решать будущие проблемы. И которым она могла бы распорядиться следующим образом: либо для решения жилищного вопроса, вложив его в приобретение жилья с использованием ипотеки или других схем кредитования по достижению ребёнком трёхлетнего возраста, либо направить эти средства на образование детей или, если захочет, положить деньги на накопительную часть своей собственной пенсии. Размер таких государственных обязательств в денежном выражении не может быть меньше 250 тыс. рублей. И, наконец, средства, необходимые для намеченных мероприятий, должны быть предусмотрены уже в бюджете следующего года.
В заключении следует отметить, что сравнительный анализ содержания социально-педагогической работы с семьей в России и за рубежом позволил выявить общее и особенное в содержании, формах и методах социально-педагогической работы с семьей, а также в подготовке кадров для этой сферы.
|