Покупателем по договору розничной купли-продажи может быть любой гражданин, который приобретает товар для личного, семейного, домашнего или другого использования, которое не связано с предпринимательской деятельностью.
Рассматривая положения Гражданского Кодекса РФ, имеющие отношение к розничной купли-продажи, мы можем выделить две центральные обязанности покупателя – оплата и принятие товара.
При этом обязанность по оплате товара значима лишь для договоров розничной купли-продажи, где время заключения и исполнения не совпадают (договор с условием предварительной оплаты; договор продажи в рассрочку или кредит), т.к., как уже было обозначено, договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента оплаты.
Законодатель (п.1 ст.484 ГК РФ) наделяет покупателя правом не принимать товар, который ему передан, если продавец существенно нарушил требования к его качеству. Кроме того, он также может не принимать товар в тех ситуациях, когда он имеет право отказаться от исполнения договора. Подобное право покупателя зафиксировано в п.1 ст.460 ГК РФ; Покупатель обязан принять товар, который передан ему в срок, определенный договором, а, в тех случаях, когда он договором не предусматривается - в срок, устанавливаемый в соответствии со ст.314 ГК РФ. От товара, переданного досрочно, покупатель имеет право отказаться в случаях, которые предусмотрены ст.315 ГК РФ, ст.457 ГК РФ, ст.480 ГК РФ, ст.495 ГК РФ, п.3 ст.497 ГК РФ, пп.1 и 3 ст.503 ГК РФ.
Права покупателя во всем соотносятся с обязанностями продавца. Насколько, продавец обязан предоставлять покупателю необходимые и достоверные сведения о товаре, настолько для покупателя право на информацию является частью личного статуса. Если обязанностью продавца является надлежащая упаковка товара, то покупатель имеет право это требовать от продавца и т.д.
Права покупателя регламентируются и в ряде нормативно-правовых актов, например, подобные праву на помощь в выборе товара, проверке цены товара (по сопроводительным документам).
Покупатель вправе требовать, чтобы товар при обыкновенных условиях его эксплуатации, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и не мог причинить вред имуществу потребителя.
Покупатель имеет право требовать предоставления необходимых и достоверных сведений об изготовителе (исполнителе, продавце), распорядке его работы и сбываемых им товарах. Сведения в наглядной форме доводятся до потребителей при заключении договоров купли-продажи способами, которые приняты в некоторых сферах обслуживания потребителей, на русском языке.
Покупатель вправе обратиться в суд для защиты своих прав. Иски о защите своих прав предъявляются по предпочтению истца в суд по месту: нахождения организации. В случае же, когда ответчиком является индивидуальный предприниматель – месте его жительства или в месте заключения или исполнения договора.
В ст.503 ГК РФ зафиксированы права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества. В законе говорится, что покупатель, которому был продан товар ненадлежащего качества, недостатки которого не были упомянуты продавцом, имеет право, по своему желанию, требовать: заменить недоброкачественный товар товаром надлежащего качества, соразмерно уменьшить покупную цену, незамедлительно безвозмездно устранить недостатки товара, возместить расходов на устранение недостатков товара.
Далее рассмотрим последствия продажи товара ненадлежащего качества.
Лицо, которое приобрело товар ненадлежащего качества, а продавцом этот факт не был упомянут, имеет право по своему выбору потребовать:
- Безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на их исправление потребителем или третьим лицом;
- Соразмерно уменьшить покупную цену;
- Заменить на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- Заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Потребитель имеет право на отказ от исполнения договора купли-продажи и требование возврата уплаченной за товар денежной суммы вместо предъявления требований, описанных выше. Продавец, в свою очередь, за свой счет может потребовать возврата товара с недостатками потребителем .
При этом, покупатель обладает правом требования полного возмещения убытков, которые были причинены ему из-за продажи товара ненадлежащего качества. Возмещение убытков происходит в сроки, которые установлены законом, для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Сроки предъявления требований покупателем в отношении недостатков товара закреплены законодательно.
Покупатель имеет право на предъявление требований к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) относительно недостатков товара, которые были обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
Касательно товаров, не имеющих, установленных гарантийных сроков или сроков годности: на них потребитель имеет право предъявить указанные требования в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
Гарантийный срок товара и срок его службы начинают исчисляться со дня передачи его потребителю, если иные условия не предусмотрены договором. В случае же, когда, день передачи установить невозможно, эти сроки начинают исчисляться со дня изготовления товара.
Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки начинают исчисляться в момент наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей.
В случае продажи товаров по образцам, по почте, или в ситуациях, когда момент заключения договора купли-продажи, а также момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки начинают исчисляться со дня доставки товара потребителю. В случае отсутствие у потребителя возможности использования товара в результате условий, зависящих от продавца (в частности, товар нуждается в специальной упаковке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки), гарантийный срок не начинает течь до устранения продавцом подобных обстоятельств. Когда же день, в который продавец осуществил доставку, установку, сборку, подключение товара, устранил зависящие от него обстоятельства, вследствие которых потребитель не мог использовать товар по назначению, определить невозможно, срок исчисляется со дня заключения договора купли-продажи.
Срок годности товара определен временем, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он является пригодным к использованию, или датой, до наступления которой товар будет пригодным для использования.
Продолжительность срока годности товара должна быть приведена в соответствие с обязательными требованиями к безопасности товара.
Гарантийные сроки могут быть установлены на комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части будут исчисляться аналогично гарантийному сроку на основной товар.
Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. Если же, на комплектующие изделия и составные части товара в договором устанавливается гарантийный срок меньшей длительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель имеет право на предъявление требований, связанных с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их выявлении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.
Таким образом, мы увидели, что покупатель наделен значительным кругом прав и только двумя обязанностями. Из этого следует, что нам удалось обосновать, что покупатель совершенно не является слабой стороной в договоре, а наоборот – сильной, потому что законодательство защищает его гораздо лучше продавца. Продавец помимо обширного количества обязанностей, еще и ответственен за нарушение норм Гражданского Кодекса и других нормативно-процессуальных актов. В противоположность продавцу об ответственности покупателя в нормативно-процессуальных актах почти ничего не упомянуто.
|