Покупатель, которому реализован товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, имеет право по своему предпочтению потребовать:
1) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
2) соразмерного уменьшения покупной цены;
3) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
4) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
5) расторжения договора купли-продажи; причем потребитель обязан возвратить товар с недостатками.
В подобной ситуации потребитель имеет право потребовать также полного возмещения убытков, которые были причинены ему в результате продажи товара ненадлежащего качества. Убытки должны быть возмещены в сроки, которые установлены Законом РФ "О защите прав потребителей", для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Отмеченные выше требования должны быть предъявлены потребителем продавцу или организации, которая выполняет функции продавца на основании договора с ним.
Потребитель также вправе предъявить перечисленные требования изготовителю или организации, выполняющей функции изготовителя на основании договора с ним.
Потребитель имеет право на возврат изготовителю товара ненадлежащего качества и требование возврата уплаченной за него суммы. В случае покупки потребителем товара ненадлежащего качества, с установленным на него сроком годности, продавец несет обязанность по замене данного товара на товар надлежащего качества. Или же по своему выбору продавец может возвратить потребителю уплаченную им сумму, если недостатки товара выявлены в пределах срока годности.
Требования потребителя рассматриваются в случае предъявления им товарного или кассового чека. Что касается товаров, с установленными на них гарантийными сроками, - технического паспорта или иного заменяющего его документа.
Продавец обязан выдавать потребителю товарный чек или иной документ, доказывающий факт покупки.
Продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель имеет право на участие в проверке качества товара.
При наличии разногласий, связанных с причинами возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) или организация, которая выполняет функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, несут обязанность по проведению экспертизы товара за свой счет. Потребитель имеет право на оспаривание заключения подобной экспертизы в судебном порядке.
Если же экспертизой товара установлено возникновение недостатков после передачи товара потребителю и связаны с нарушением им установленных правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы, потребитель несет обязанность по возмещению продавцу (изготовителю) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, расходы, понесенные в ходе проведения экспертизы, расходы на хранение и транспортировку товара. Продавец (изготовитель) или организация, которая выполняет функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны удовлетворить требования потребителя, если они не смогут доказать возникновение недостатков после его передачи потребителю, в результате нарушения им введенных правил эксплуатации, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Доставка крупногабаритного товара и товара весом более 5 кг для ремонта, уценки, замены и возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя) или организации, которая выполняет функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним. Если же данная обязанность не исполняется, а также отсутствует продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, в местонахождении потребителя доставка и возврат указанных товаров могут выполняться потребителем. В этом случае на продавца (изготовителя) или организацию, выполняющую функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, ложится обязанность по возмещению расходов потребителю, связанных с доставкой и возвратом указанных товаров.
В ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» содержатся требования в отношении недостатков товара, которые потребитель вправе предъявлять, если они были обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем в соответствии со ст. 5 Закона.
В отношении товаров, без установленных на них гарантийных сроков или сроки годности, потребитель может предъявлять указанные требования, в случае, когда недостатки товаров были обнаружены в течение шести месяцев со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
Гарантийный срок товара и срок его службы начинают исчисляться со дня продажи товара потребителю. В случаях, когда день продажи товара установить невозможно, эти сроки начинают исчисляться со дня изготовления товара.
Для сезонных товаров (обуви, одежды и пр.) эти сроки начинают исчисляться наступлением соответствующего сезона, срок наступления которого регламентирован субъектами РФ основываясь на климатических условиях местонахождения потребителей.
В случаях продажи товаров по образцам, по почте, а также, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки начинают исчисляться со дня доставки товара потребителю. В тех ситуациях, когда товар нуждается в специальной установке (подключении) или в сборке - со дня его установки (подключения) или сборки. Если же день доставки, установки (подключения) или сборки товара не устанавливается, то, эти сроки будут исчисляться со дня заключения договора купли-продажи.
Срок годности товара определяется периодом, который исчисляется со дня изготовления товара, в течение которого он считается пригодным к использованию, или датой, до наступления которой товар будет считаться пригодным к использованию.
Длительность срока годности товара должна быть соответственна обязательным требованиям к безопасности товара, утвержденным стандартами.
Гарантийные сроки могут быть установлены на комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части будут исчисляться аналогично гарантийному сроку на основной товар.
Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части основного товара не могут быть меньше чем гарантийный срок на основной товар. В тех случаях, когда на комплектующие изделия установлены гарантийные сроки большей продолжительности, чем гарантийный срок на основной товар, потребитель имеет право на предъявление требований относительно недостатков товара, если они были обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие не в зависимости от истечения гарантийного срока на основной товар. Эти сроки должны быть доведены до сведения потребителя в информации о товаре, которую предоставляют потребителю в соответствии со ст. 10 Закона «О защите прав потребителей». Если же выявляются существенные недостатки товара, допущенные по вине изготовителя, потребитель имеет право на предъявление изготовителю требования о безвозмездном устранении недостатков товара по истечении гарантийного срока, который установлен на товар изготовителем. Данное требование может быть предъявлено как в течение срока службы, который установлен на товар, так и в десятилетний срок со дня передачи товара, если срок службы товара не установлен. Если же это требование не было удовлетворено в течение 20 дней со дня предъявления потребителем, то он вправе по своему выбору предъявить изготовителю другие требования.
Законодателем предусмотрены общие для всех товаров иные сроки, если гарантийный срок или срок годности не установлен изготовителем или продавцом, но в течение двух лет с момента, когда товар потребителю был передан. Более длительные сроки могут быть установлены законом или договором. Каким образом определяется разумный срок, а также юридические последствия его нарушения, законодатель нам не поведал. На практике потребитель имеет право предъявлять требования в течение двух лет с момента обнаружения недостатков товара. Так как недостатки должны быть выявлены в течение этих сроков, изготовителю или продавцу благоразумнее было бы всё-таки их устанавливать. Тем более что, на определенные товары изготовитель обязан устанавливать подобные сроки согласно законодательству, иначе это может повлечь негативные последствия.
В соответствии с п. 5 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей» в случаях, когда гарантийный срок, который предусмотрен договором составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель имеет право предъявить требования, предусмотренные ст. 18 Закона, как продавцу, так и изготовителю, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, которые возникли до этого момента. Подобное решение о грузе доказывания всецело отвечает п. 1 ст. 476 ГК РФ, в котором предусмотрены случаи, когда гарантийные сроки не установлены. Надлежит обозначить тот факт, что хотя договор, о котором идет речь - это договор розничной купли-продажи между продавцом и потребителем, установленный в нем гарантийный срок может быть сроком, в течение которого ответственность может быть возложена на изготовителя. Одновременно с этим п. 5 ст. 477 ГК РФ установлена ответственность только продавца, что обусловлено тем, что эта норма принадлежит к общим тезисам о купле-продаже.
Именно поэтому, если в договоре есть указание гарантийного срока изготовителя, то продавец, удовлетворивший аргументированные требования потребителя, имеет право на предъявление регрессных требований изготовителю, если сможет доказать, что изъяны товара появились по вине последнего. В случае же когда, в договоре есть указание гарантийного срока продавца длительностью менее двух лет, но более продолжительного, чем гарантийного срока, установленного изготовителем, ответственность последнего перед продавцом наступает, если изъяны выявлены в пределах гарантийного срока, который установлен изготовитель.
В случае обнаружения важных изъянов товара потребитель имеет право на предъявление изготовителю (уполномоченной организации либо уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требования о безвозмездном устранении этих недостатков, если выдвинет доказательства того, что они возникли до отчуждения товара потребителю либо по причинам, появившимся до этого момента. Данное требование можно предъявлять, если изъяны товара были выявлены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение 10 лет со дня, когда товар потребителю был передан, в случае если срок службы не был установлен. В случае, если данное требование не было удовлетворено в двадцатидневный срок со дня, когда оно было предъявлено потребителем или недостаток товара, который им был обнаружен является неустранимым, потребитель по своему предпочтению имеет право на предъявление изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иных предусмотренных п. 3 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» требований или на возврат товара изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и требование возврата денежной сумы, которая им была уплачена.
В случае, когда срок для устранения недостатков товара не определяется в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно.
Недостатки, которые выявлены в товаре, должны быть устранены изготовителем (продавцом) или организацией, которая выполняет обязанности изготовителя (продавца) на основании договора с ним, в двадцатидневный срок с момента предъявления потребителем соответствующих требований.
Что касается товаров длительного пользования, то изготовитель (продавец) или организация, которая исполняет полномочия изготовителя (продавца) на основании договора с ним, несут обязанность по безвозмездному предоставлению потребителю в семидневный срок на время ремонта аналогичный товар и обеспечить доставку за счет собственных средств.
Список товаров длительного пользования, на которые подобные требования не распространяются, установлен Правительством РФ.
После того, как недостатки товара будут устранены, гарантийный срок на него продлится на период, во время которого товар не был использован. Этот период начинает исчисляться со дня обращения потребителя продавцу или изготовителю с требованием устранить недостатки товара до дня выдачи его по завершении ремонта.
При устранении изъянов товара путем замены комплектующего изделия либо составной части основного товара, с установленными на них гарантийными сроками, гарантийные сроки на новые комплектующие изделия либо составные части основного товара будет исчисляться со дня выдачи потребителю данного товара после окончания ремонта.
Ремонт товаров длительного использования в течение гарантийного срока регламентирован гл. 3 Закона «О защите прав потребителей», так как, право на гарантийный ремонт является следствием покупки товара ненадлежащего качества. Выполнение работ или оказание услуг являются отдельными институтами гражданского права, поэтому соответствующие договоры по гарантийному ремонту в указанных случаях потребителем не заключается.
От подобных споров отличаются споры, которые возникли после истечения установленного изготовителем гарантийного срока. Здесь имеются в виду споры в отношении товаров длительного пользования, которые вытекают из договоров подряда, в том числе на абонементное обслуживание, заключенного потребителем с мастерскими по ремонту и обслуживанию телевизоров, бытовой техники, производящими в процессе ремонта замену различных деталей и узлов, на которые установлены гарантийные сроки (например, кинескопов, моторов). В случае поломки подобных деталей и узлов при возникновении спора, соединенного с ремонтом в течение гарантийного срока, нужно руководствоваться гл. 3 Закона, в которой урегулированы вопросы, относящиеся к защите прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг. Потребителем в этом случае не был заключен договор купли-продажи отдельного узла или детали изделия, находящегося в ремонте. В случае продажи товара ненадлежащего качества правом на выбор вида требований, которые в соответствии со ст. 503 ГК РФ и п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», если его недостатки не были оговорены продавцом, но имеют место быть, обладает потребитель. Потребитель имеет право требования замены товара либо расторжения договора. Он наделен подобными правами, независимо от того, насколько серьезными были отступления от требований к качеству товара, установленные в ст. 4 Закона «О защите прав потребителей». Исключением являются только дорогостоящие или технически сложные товары, замена которых возможна лишь при условии существенного нарушения их качества (п. 1 ст. 503, п. 2 ст. 475 ГК РФ). Проблема о том, что вопрос о ценности товара решается судом, учитывая конкретные обстоятельства каждого дела.
Исключением являются случаи продажи товара ненадлежащего качества посредством розничных комиссионных торговых предприятий.
Эта норма распространяет свое действие на товары, реализованные потребителям через розничные комиссионные торговые предприятия, независимо от формы собственности. Также, это относится и к реализации товаров иными продавцами, при условии, что эти товары были приняты ими от граждан по договору комиссии (ст. 990-1004 ГК РФ).
|