Договоры строительного подряда заключаются на строительство, капитальный ремонт либо реконструкцию предприятий, зданий (в том же числе жилых домов), сооружений или иных объектов, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и других неразрывно связанных со строящимся объектом работ.
Согласно ранее действовавшему в нашей стране законодательству возникающие при этом гражданско-правовые отношения в основном охватывались договорами подряда на капитальное строительство, которые занимали огромное место в системе всех хозяйственных договоров. Порядок заключения и расторжения этих договоров, права и обязанности сторон, их ответственность за нарушение принятых обязательств весьма детально регламентировались императивными нормами обширного законодательства о капитальном строительстве. Причем первоочередное внимание было уделено плановым предпосылкам данных договоров, с которыми они были неразрывно связаны и которые определяли их основное содержание (сущность плановой экономики нашего государства).
Изменения, происшедшие в социально-экономическом строе страны, внесли существенные коррективы во взаимоотношения между заказчиками строящихся (реконструируемых) объектов и подрядчиками, выполняющими соответствующие работы. Объемы строительных работ, осуществляемых за счет бюджетных средств, особенно в сфере жилищного строительства, многократно сократились, а в некоторых регионах сошли практически на нет. Инвестиционные вложения в области капитального строительства носят в основном негосударственный характер. Из-под опеки государства в результате приватизации вышло большинство предприятий строительной индустрии. Таким образом, уже к середине 90-х годов в рассматриваемой сфере явно преобладали частнособственнические отношения, которые потребовали соответствующего правового регулирования. Указанная потребность была реализована в ходе очередной кодификации российского гражданского законодательства. С принятием части 2 Гражданского кодекса РФ создана, в сущности, новая правовая база отношений в области капитального строительства.
В настоящее время «ядро» действующего законодательства в капитальном строительстве составляют правила, закрепленные Гражданским кодексом РФ в Главе 37. Принципиально новым моментом является то, что в рассматриваемой сфере действует подавляющее большинство общих норм о договорах подряда. В то же время многие правила, которые раньше применялись в основном лишь в области капитального строительства, например о системе генерального подряда, приобрели значение общих норм, а другие вопросы, например о риске случайной гибели предметов подряда, которые применительно к обычному подряду и подряду на капитальное строительство прежде решались по-разному, сейчас регулируются одинаково.
Вместе с общими правилами о договоре подряда отношения в области капитального строительства регулируются нормами параграфа 3 Главы 37 ГК, специально рассчитанными на строительный подряд. Характеризуя правила, которые содержатся в данном параграфе, можно отметить два момента:
Во-первых, с принятием Второй части Гражданского кодекса РФ гражданско-правовое регулирование отношений в такой важной отрасли хозяйственной деятельности, как капитальное строительство, впервые освещено на законодательном уровне. Хотя ГК 1964 года и содержал специальную главу о подряде на капитальное строительство, ее нормы носили самый общий характер и не имели существенного значения на практике. Основным источником правового регулирования традиционно были Правила о договорах подряда на капитальное строительство, утверждавшиеся на правительственном уровне. Действующий Гражданский кодекс РФ существование подобного акта, равно как и принятие специального закона о строительном подряде, не предусматривает и исходит из того, что закрепленные им правила являются достаточной правовой базой для регулирования отношений в рассматриваемой области.
во-вторых, содержащиеся в ГК нормы о строительном подряде отражают лишь специфику данной разновидности договора подряда. Те вопросы, которые решаются одинаково для любых договоров подрядного характера, в параграфе 3 Главы 37 Гражданского кодекса РФ в основном не затрагиваются. Поэтому полное представление о том, как обеспечивается гражданским законодательством правовое регулирование подрядных отношений в области капитального строительства, может сложиться только при одновременном учете как специальных правил о строительном подряде, так и общих положений о договорах подряда, которые закреплены параграфом первым Главы 37 Гражданского кодекса РФ.
Специфика правового регулирования отношений в рассматриваемой области, нашедшая отражение в указанных выше актах, определяется основными особенностями строительного подряда как деятельности, направленной на создание новых и реконструкцию имеющихся основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Работы, которые выполняются на основании договоров строительного подряда, ведут к созданию или обновлению объектов недвижимости. Вполне естественно, что начало таких работ должно быть увязано с решением целого ряда вопросов, в частности выделением соответствующего земельного участка, утверждением проектно-сметной документации, получением согласований органов, отвечающих за градостроительную политики, пожарную и экологическую безопасность и т.п.
Договор строительного подряда рассчитан, как правило, на достаточно длительный период времени, в течение которого будут вестись строительные работы, а также осуществляться эксплуатация объекта в период гарантийного срока. За этот период может произойти весомое изменение цен на строительные работы и материалы, а также возникнуть потребность внесения изменений в проектную документацию и т.д., что также учитывается законодательством.
Договор строительного подряда определяет также более активное взаимодействие участвующих в нем сторон, в частности, совместное преодоление препятствий к надлежащему исполнению договора; широкое использование системы генерального подряда; соблюдение обязательных нормативов и правил, касающихся качества работ и их безопасности и т.д.
В период существования «законодательства о капитальном строительстве» регламентация этого договора осуществлялась огромнейшим числом актов, принятых на разном уровне. В результате сами договоры о капитальном строительстве были в еще большей степени, чем договоры о поставке, стандартизированы, чему способствовало и то, что возможности согласования отдельных условий договора до предела ограничивались императивным характером норм.
Объектами в данном случае служат организационно-методические и общие технические правила и нормы, необходимые для разработки, производства и применения строительной продукции, объекты градостроительной деятельности и строительная продукция, промышленная продукция, строительные изделия и материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии, а также экономические нормы, с помощью которых определяется эффективность инвестиций, стоимость строительства, материальных и трудовых затрат. Это так называемые СНиПы.
СНиП 10-01-94 устанавливает определенную иерархию соответствующих технико-экономических документов. Так, на федеральном уровне издаются СНиПы РФ, государственные стандарты в области строительства РФ, свод правил по проектированию и строительству, а также соответствующие руководящие документы указанной системы. На уровне субъектов Федерации должны действовать территориальные строительные нормы. Кроме того, в систему входят производственно-отраслевые нормативные документы (имеются в виду стандарты предприятий, объединений, строительного комплекса), а также стандарты общественных объединений.
В регулировании новым ГК РФ договора строительного подряда нашла отражение и международная практика использования рассматриваемых договоров. Особенно это проявилось в более широком представлении о «строительстве под ключ». Имеется в виду включение в данный договор среди прочего ранее не укладывавшейся в его рамки обязанности обеспечить эксплуатацию заказчиком объекта в течение согласованного срока после его принятия (ст. 740 ГК РФ).
Говоря о таком виде договора как строительный подряд, нельзя не упомянуть нормативный акт, регулирующий вопросы застройки, планирования, соблюдения технических норм строительства, а именно Градостроительный кодекс. В нем, в частности, (ст. 10) выделена обязанность собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков и иных объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности соблюдать требования по охране окружающей природной среды и экологической безопасности, которые предусмотрены градостроительной документацией и санитарными нормами.
|