В договоре складского хранения предусмотрены определенные нормы регламентирующие порядок поступления товара на склад, изменений условий хранения, порядок возврата товара товаровладельцу.
К договору хранения применимо общее правило, которое гласит, что услугополучатель вправе отказаться от услуг во всякое время. Особенно характерно это правило применяется в момент заключения и прекращения договора.
Консенсуальный договор хранения очень яркий пример, согласно которому, он может быть расторгнут в одностороннем порядке поклажедателем путем воздержания от передачи вещи на хранение, предусмотренной договором.
Особенностью данных правоотношений является то, что товарный склад, при поступлении товара не обязан проверять у поклажедателя правовые основания владения товаром. Товаровладельцем является лицо, которое владеет товаром на каком-либо вещном или обязательственном праве, т.е. это далеко не всегда собственник.
При поступлении товара на товарный склад последний обязуется, если иное не предусмотрено договором, за свой счет произвести осмотр товаров и определить их количество (число единиц или товарных мест либо меру, вес, объем) и внешнее состояние. Такая обязанность в последующем может освободить товарный склад от ответственности, при условии, что порча или повреждение товара не могли быть обнаружены при первоначальном осмотре, не смотря на все меры, принятые товарным складом. Данное действие с одной стороны также содействует в помощи обнаружения порчи либо недостачи, при поступлении товара на склад, что в последующем освободит товарный склад от ответственности. С другой стороны, такая проверка обусловлена тем, что поклажедатель и товаровладелец не всегда являются одним и тем же лицом, например, товар принадлежит производителю, поклажедателем является перевозчик товара, который и передает товарному складу товар. В процессе перевозки товар мог быть поврежден или утратил свое первоначальное качество. В данной ситуации проверка товара при его поступлении оградит добросовестных участников гражданского оборота от недобросовестных, и распределит ответственность между ними.
Приемка товара производится по особым правилам в соответствии со стандартами, техническими условиями, основными и особыми условиями поставки, а так же договором. В соответствии с Положением «О приемке товаров по количеству и качеству» утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008г. № 1290 устанавливаются правила приемки товаров.
Как уже упоминалось выше, прием товара может осуществляться от перевозчика или от любого другого лица. Если товар принимается на склад от перевозчика, склад должен установить, была ли обеспечена сохранность груза при перевозке и, в частности, проверить:
наличие на транспортном средстве исправных запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ), исправных грузовых отсеков, наличие защитной маскировки груза, а так же исправность тары, при ее наличии;
соответствие наименования груза и транспортной маркировки на нем данных, указанных в транспортном документе.
При приемке по количеству, прежде всего, определяется соответствие количества товара, указанного в договоре, фактически переданному. Данная проверка производится на основании транспортных документов (накладной, коносамента) и сопроводительных документов (сертификации, счет-фактуры и др.).
Кроме проверки веса брутто и количества мест склада может потребоваться вскрытие тары и проверки веса нетто и количества товарных единиц в каждом месте. Такая проверка производится обычно при приемке товаров на конечном складе, либо если это требуется обязательными правилами или условиями договора, либо когда фактический вес брутто не соответствует весу брутто, указанному в сопроводительных документах. Если при приемке по количеству обнаруживается недостача, склад приостанавливает приемку, принимает меры по обеспечению сохранности товара и вызывает представителя отправителя для составления акта.
В соответствии со ст. 40 Положения «О приемке товаров по количеству и качеству» в акте должно быть указано:
наименование организации, проводившей приемку товаров, ее адрес (если адреса приемки товаров и адрес организации производившей приемку не совпадают, то должны быть указаны оба);
дата и номер его составления, время начала и окончание приемки товаров.Если приемка товаров произведена с нарушением установленного срока, должны быть указаны причины несвоевременности приемки, время их возникновения и устранения;
фамилия, имя и отчество лиц, участвовавших в приемке товаров и в его составлении, место работы, занимаемые должности;
наименование и адрес продавца;
дата и номер уведомления в вызове представителя продавца;
номер и дата заключения договора;
номер и дата выписки счет-фактуры и транспортной накладной;
номер и дата составления документа, удостоверяющего качество товара;
дата отправки товара из пункта отправителя или со склада продавца;
дата прибытия товара в пункт назначения, время выдачи груза перевозчиком, вскрытия опломбированных транспортных средств и грузовых мест, время доставки товара на склад покупателя;
дата и номер его составления, выданного перевозчиком или органом связи (при его наличии);
условия хранения товара на складе покупателя до его приемки, а также сведения о том, что определение количества товара производилось на исправных весах или другими средствами измерений, прошедшим в установленном законодательством порядке проверку;
состояние, недостатки тары и упаковки в момент осмотра товара, содержание наружной маркировки тары и другие сведения, на основании которых можно сделать вывод о принадлежности упаковки, в которой предъявлен товар, а также дата вскрытия тары, количества товара, находящегося в данной таре и упаковке;
при выборочной проверке товара – порядок отбора товара для выборочной проверки с указанием основания такой проверки;
кто осуществил пломбирование и взвешивание (продавец или перевозчик) отгруженного товара, исправность пломб и содержание оттисков согласно действующим на транспорте правилам;
общая масса товара (фактическая и по документам), масса каждого грузового места, в котором обнаружена недостача (фактическая и по ярлыку на таре или упаковке);
транспортная и отправительская маркировка мест (по документам и фактически), наличие или отсутствие упаковочных ярлыков, пломб на отдельных грузовых местах;
способ определения количества недостающего товара, возможности вмещения недостающего товара в грузовое место;
количество (масса), полное наименование и перечисление предъявленного к осмотру и фактически проверенного товара, подлежащего исправлению у изготовителя или на месте, в том числе путем замены отдельных частей (деталей), а также товара, сорт которого не соответствует указанному в документе, удостоверяющим его качество. Подробное описание выявленных недостатков;
количество некомплектного товара и перечень недостающих частей, узлов, деталей, их стоимость;
технические нормативные правовые акты, образцы (эталоны), по которым производилась проверка качества товара;
номер работника службы контроля качества предприятия – изготовителя товара, если на товарах такой номер указан;
сведения об отборе образцов (проб) и куда они направлены;
количество недостающего товара и его стоимость;
заключение о причинах и месте образования недостачи, характере выявленных в товаре недостатков и причинах их возникновения;
другие данные, которые по мнению лиц, участвующих в приемке необходимо указать в нем для подтверждения недостачи или ненадлежащего качества и некомплектности товара;
Приемка товара должна вестись без перерыва. Если в связи с длительностью проверки или по каким-либо другим уважительным причинам работа по приемке была прервана, склад должен обеспечить сохранность товара и возможность быстрейшего окончания приемки.
Приемка по количеству должна проводиться в определенные сроки, которые обычно указываются в стандартах на отдельные виды продукции.
Поскольку склад обязан возвратить после хранения товар того же качества, что и был получен, он производит так же приемку по качеству. Она выражается главным образом в осмотре товаров, а точнее, их тары (упаковки), и фиксации результатов осмотра в соответствии с документами.
Приемка груза по качеству производится также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность поставляемых грузов (технический паспорт, сертификат, удостоверение качества, счет-фактура, сертификация и т.д.). Вместе с тем, если это предусмотрено стандартами, техническими условиями, другими обязательными правилами или договором, может проводиться выборочная проверка качества товара с распространением результатов проверки на весь товар или на какую-либо его часть.
В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, товарный склад, в подтверждение приемки товара, выдает один из следующих документов:
двойное складское свидетельство;
простое складское свидетельство;
складскую квитанцию.
Более подробно данные документы были рассмотрены в предыдущей главе. В этой главе, данные документы будут рассмотрены лишь в части касательной момента заключения и исполнения договора хранения, без их подробного описания.
Склад ведет реестр выданных складских свидетельств, в котором отражаются не только сведения о поклажедателе – первом держателе, но информация о последующих держателях свидетельств и обо все обремененных свидетельств залоговыми и иными обязательствами.
Товарный склад при хранении товара должен соблюсти все предусмотренные договором меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданных ему на хранение товаров. На практике такой режим должен соответствовать всем стандартам и требованиям, содержащимся в нормативно-технической документации.
При условии, когда для обеспечения сохранности товаров требуется изменить условия их хранения, товарный склад вправе принять меры самостоятельно, без согласования с товаровладельцем. Если для сохранности товара требовалось изменить существенные условия хранения, предусмотренные договором складского хранения, то товарный склад обязан уведомить товаровладельца о мерах, которые были приняты.
Если обычные нормы естественной порчи либо повреждение товара, вышли за пределы согласованных в договоре, то товарный склад обязуется незамедлительно составить акт и в то же время (тот же день) известить об этом товаровладельца.
Рассмотрим на двух примерах судебной практики.
ГУП «Башспирт» обратилось в арбитражный суд с иском к ДУП «ДХП» о возвращении зерна в количестве 190 730 тонн, переданного на хранение по договору. Материалами дела было установлено, что между сторонами был заключен договор хранения, по которому ГУП «Башспирт» передало ответчику (профессиональному хранителю) на хранение и обработку зерно в количестве 7513 651 тонну. Впоследствии хранитель частично возвратил товар. Невозвращенный остаток составил 190 730 тонн. Договором предусматривалось, что хранитель обеспечивает количественно-качественную сохранность партий принятого зерна путем проведения лабораторных анализов взвешивания, очистки, при необходимости активного вентилирования, холодной сушки и перемешивания. При этом он руководствуется специальными нормативными актами Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации.
Судом было установлено, что во исполнение условий договора хранителем производились операции по сушке и очистке находившегося на хранении зерна, что подтверждается соответствующими актами. В результате этих операций влажность зерна снизилась, уменьшились сортные примеси и, таким образом, произошла естественная убыль товара, которая составила 190 730 тонн.
В результате суд вынес решения в пользу ответчика, и в иске было отказано.
ООО «ЕвроМеталл» обратилось в арбитражный суд с иском к ЗАО «Домодедовская металлобаза» о взыскании убытков в размере 660 369 рублей. Судом было установлено, что между сторонами заключены два договора о хранении и складской переработке, принадлежащего истцу товара (листовой и сортовой металлопрокат), в согласованных объемах. Истец обвинял ответчика в ненадлежащем исполнении обязательств: металлопродукция хранилась под открытым небом и от этого покрылась коррозийным слоем, в связи с чем, часть ее была испорчена, а часть утрачена. В результате истцу были причинены убытки, состоящие из:
стоимости работ по устранению коррозийного слоя;
пени, начисленной контрагентами истца по договорам купли-продажи за просрочку поставки товара;
стоимости утраченного товара, переданного на хранение.
Рассмотрев дело, суд пришел к выводу о том, что ответчик ненадлежащим образом исполнил договор. Изменение качества товара произошло вследствие коррозии, которая является естественным свойством металла, результатом изменения его физико-химических свойств. Договорами между сторонами не предусмотрены особые условия хранения металлопродукции, обязывающие хранителя принимать меры для уменьшения коррозии, поэтому стоимость работ по устранению коррозии не относится к убыткам истца. Порча товара произошла в пределах норм естественной убыли.
Суд в иске отказал.
Данный пример показывает важность согласования всех условий, которые товаровладелец желает применить для хранения своего товара. Без согласования в договоре таких условий товаровладелец не сможет доказать свою правоту.
Товарный склад обязан предоставлять товаровладельцу в период хранения товара доступ на склад с целью осмотра товара или его образцов, при хранении с обезличиванием, брать пробы и принимать меры, необходимые для обеспечения сохранности товаров. Тем не менее, на товаровладельца не перекладывается в связи с этим ответственность за сохранность товара. Она по-прежнему остается обязанностью склада. Товаровладелец осуществляет лишь дополнительный контроль над состоянием товарной массы.
ЗАО «Алькор-Продукт» обратилось в арбитражный суд с иском к «Тресвятское приемное» о взыскании убытков, возникших в результате исполнения договора хранения. Судом было установлено, что между сторонами был заключен договор, по которому ОАО «Тресвятское приемное» обязалось хранить принятое от ЗАО «Алькор-Продукт» зерно, соответствующее санитарным нормам, производитель необходимые виды работ по его сушке, чистке, вентилированию с целью сохранения качества и выдать его по требованию истца. Зерно было принято на хранение. Во время хранения качественный показатель способности к прорастанию переданного зерна составлял менее 95 процентов, что подтверждено протоколами испытаний, сертификатами соответствия, карточками анализа зерна, а также простыми складскими свидетельствами, выданными на каждую партию товара.
По прошествии 2,5 месяцев часть зерна была выдана товаровладельцу, погружена в железнодорожные вагоны и отправлена в адрес ООО «Острожский завод по производству солода», с которым у истца был заключен договор поставки ячменя с качественной способностью прорастания не менее 95 процентов. По прибытии вагонов на станцию назначения из них были отобраны пробы, в результате исследования которых в лаборатории было установлено, что способность прорастания данного ячменя составляет всего 80-90 процентов, а это не соответствует требованиям для «Ячмень пивоваренный. Технические условия». Результаты исследования стали основанием для отказа в приемке этого ячменя и расторжения договора поставки. Полагая, что ухудшение качества ячменя вызвано его неправильным хранением на складе ответчика.
В результате рассмотрения дела суд пришел к выводу, что безусловных доказательств, подтверждающих факты нарушения складом условий хранения зерна, повлекших ухудшение его качества, истец не представил. Согласно ответам специалистов авторитетных агрохимических учреждений и органов, которым был направлен запрос, на ухудшение показателя способности прорастания зерна может влиять много факторов. Установить с достоверностью, какие именно вызвали изменения качества данного зерна, возможно лишь в результате его предметного анализа, который сторонами проведен не был. Суд также обратил внимание на то, что в соответствии с законодательством, сторонам необходимо было провести проверку возвращаемого со склада товара или по крайней мере заявить о недостатках принятого товара в течение трех дней со дня его получения. Истец не воспользовался таким правом. В этом случае считается, что возвращен товар надлежащего качества. Поэтому в иске было отказано.
Срок в три дня нельзя считать пресекательным, хотя и установлено, что при отсутствии заявления товаровладельца по поводу скрытых недостатков в указанный срок считается, поскольку не доказано иное, что товар возвращен складом в соответствии с условиями договора складского хранения. Для пресекательных сроков характерно то, что они прекращают право требования. А в договоре хранения ситуация выглядит не совсем так. Согласно ст. 801 Гражданского кодекса Республики Беларусь поклажедатель, не заявивший претензий по поводу скрытых недостатков, в трехдневный срок не теряет права на доказывание наличия скрытых недостатков по истечении этого срока.
Трехдневный срок в договоре хранения отчасти совпадает и со сроком исковой давности, поскольку по существу, он продлевается в пределах разумного времени. Истечение трехдневного срока не прекращает право требования поклажедателя к хранителю по поводу скрытых недостатков. При этом наличие данной презумпции не позволяет относить трехдневный срок к явному проявлению исковых сроков, которые никаких презумпций сами по себе не устанавливают, таким образом, рассматриваемый срок не относится ни к пресекательному, ни к исковому сроку. Это есть претензионный срок.
В договоре хранения отсутствие немедленной письменной претензии по поводу явных недостатков не лишает права поклажедателя доказывать ненадлежащее исполнение обязательств хранителем в последующем, в пределах разумного времени [49, с. 149].
Расторжение договора складского хранения может иметь место в случае:
- достигнутого соглашения сторон;
- по решению суда;
- по инициативе одной из сторон договора в случае неоднократного нарушения другой стороной своих обязательств, нарушения существенных условий договора, а также в иных случаях предусмотренных законодательством [50].
|