Приемная семья не является новеллой законодательства современной России. России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так, в начале XIX в. только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в которых содержалось более двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. За это семьям выплачивались деньги из казны[1].
В основе патронирования лежал договор о передаче ребенка в чужую семью на добровольных началах. Патронатный воспитатель получал определенное вознаграждение.
После Октябрьской революции 1917 г. о патронате как правовой форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на какое-то время забыли. Однако уже в 1928 г. вновь обратились к патронату. ВЦИК и СНК РСФСР приняли 28 мая 1928 г. Постановление «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках»[2], в соответствии, с которым на основании договора дети-сироты передавались в приемные семьи. Эти отношения также основывались на возмездных началах - содержание детей осуществлялось за счет местных средств.
Другой нормативный акт - Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 1 апреля 1936 г. «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся» определил исследуемые отношения как патронат. Получив законодательное название «патронат», этот институт в своей сути не претерпел изменений. Также с помощью патроната решалась проблема воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в другой семье. Впоследствии опять институт патроната был предан забвению. И вновь к нему обратились в 1987 г., когда ЦК КПСС и Совет Министров СССР в своем Постановлении от 31 июля 1987 г. №872 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» поставили задачу осуществить поиск оптимальной формы воспитания, содержания и обучения детей-сирот.
Согласно постановлению Совмина РСФСР от 14 ноября 1987 г. №401 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на Министерство просвещения СССР и Госстрой СССР была возложена обязанность разработать проект и осуществить строительство опытного детского дома семейного типа. Такие дома были созданы и функционировали, но с введением в действие СК РФ (с 1 марта 1996 г.) более не могли создаваться, так как СК РФ четко установил новый перечень форм устройства детей. Ранее учрежденные детские дома семейного типа существуют и по сей день, и многие из них в приемные семьи так и не преобразованы.
После введения в действие Семейного кодекса РФ возник вопрос о том, как поступить с ранее созданными домами.
При создании правовой модели приемной семьи законодатель использовал лучший опыт в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, имеет все признаки семьи, т.к. это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, она предусмотрена семейным законодательством, а с другой стороны, имеет только ей присущие особенности. Они будут нами определены при исследовании субъектного состава, предмета, содержания договора о приемной семье.
С 1996 года деятельность приемных семей, помимо норм СК РФ регулировалась Положением о приемной семье, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. №829. Существовали и иные акты, содержащие нормы о приемной семье. Например, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Распоряжение президента Российской Федерации от 13 декабря 2000 г. №565-рп «О выделении средств для социальной защиты детей». Однако впоследствии Федеральным законом от 24.04.2008 №49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» изменения были внесены в соответствующие нормы СК РФ. Положение о приемной семье было отменено в связи с принятием Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утвержденными Постановлением Правительства от 18 мая 2009 г. №423. Законом от 24 апреля 2008 г. №49-ФЗ были признаны утратившие силу и статьи 151, 154, 155 СК РФ. Следует отметить, что нормы о приемной семья постоянно обновляются, в них вносятся соответствующие изменения и дополнения на протяжении всего существования СК РФ, например Федеральным Законом от 02.01.2000г. №32-ФЗ «О внесении дополнений в статью 123 Семейного Кодекса Российской Федерации».
Отмена ст. 151 СК РФ, которая называлась «Образование приемной семьи» и в которой давалась общая характеристика приемной семье как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, очевидно, объясняется тем, что приемная семья более не рассматривается в качестве особой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а скорее, специфической разновидностью опеки и попечительства. Соответственно, давать общую характеристику приемной семье нет необходимости, поскольку она дана в нормах, посвященных опеке и попечительстве.
Современная правовая модель приемной семьи вобрала в себя лучший опыт дореволюционной России в вопросах устройства и воспитания детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, обладает всеми признаками семьи как таковой, поскольку общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотрена семейным законодательством, а с другой - имеет только ей присущие особенности.
Законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием СК РФ. Правовым основанием возникновения приемной семьи и ее деятельности служат ст. 151-155 Кодекса, которые конкретизируются Положением о приемной семье, утвержденным Постановлением Правительства РФ. Этими документами определены особенности приемной семьи, отличающие ее от усыновления и опеки (попечительства) как формы семейного воспитания:
- приемная семья основывается на договоре, который заключается в письменной форме по просьбе лиц, желающих воспитывать ребенка в своей семье;
- сторонами в данном договоре являются эти лица и органы опеки и попечительства;
- лица (лицо), заключившие договор, именуются родителями- воспитателями; труд родителей-воспитателей в приемной семье оплачивается в зависимости от количества взятых на воспитание детей в соответствии с законами субъектов РФ; повышенную оплату имеют семьи, взявшие на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, а также больного ребенка;
- воспитанникам приемных семей ежемесячно выплачиваются денежные средства на их содержание за счет бюджетных средств органов местного самоуправления соответственно фактически сложившимся в данном регионе ценам;
- приемная семья пользуется различного рода льготами в соответствии с принимаемыми органами местного самоуправления решениями.
Особенности приемной семьи, отличающие ее от усыновления, опеки (попечительства), следующие[3]:
Приемная семья основывается на договоре, который заключается в письменной форме по просьбе лиц, желающих воспитывать ребенка в своей семье.
Сторонами в данном договоре являются эти лица и органы опеки и попечительства;
лица (лицо), заключившие договор, именуются родителями-воспитателями;
труд родителей-воспитателей в приемной семье оплачивается в зависимости от количества взятых на воспитание детей, в соответствии с законами субъектов РФ. Повышенную оплату имеют родители, взявшие на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, а также больного ребенка;
воспитанникам приемных семей ежемесячно выплачиваются денежные средства на их содержание за счет бюджетных средств органов местного самоуправления соответственно фактически сложившимся в данном регионе ценам;
приемная семья пользуется различного рода льготами в соответствии с принимаемыми органами местного самоуправления решениями.
Приемную семью можно определить как опеку (попечительство) над ребенком (детьми), которая осуществляется по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), в течение срока, указанного в договоре.
Приемная семья - это платный вид опеки (попечительства). Основным отличием приемной семьи от «классической» опеки является специфическое основание возникновения - договор о создании приемной семьи. Разница между приемной семьей и опекой по действующему законодательству проявляется и в правовом статусе лица, на которое возложена обязанность заботиться о ребенке. Приемные родители делают это за плату, а, кроме того, во всех случаях они имеют право на возмещение расходов, связанных с исполнением ими своих обязанностей (ст. 155 СК)[4]. В то же время в соответствии с п. 1 ст. 36 ГК РФ «обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом». Как видно, различия невелики.
Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В России существует феномен социального сиротства. 90 процентов детей, попавших в проблемную жизненную ситуацию, - социальные сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях.
Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 54 СК РФ закрепляют за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. В разд. VI СК РФ предусмотрены три формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. Некоторые субъекты Российской Федерации воспользовались предоставленным им правом и предусмотрели возможность передачи таких детей в патронажные семьи.
Приоритетной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесспорно, является усыновление (удочерение) является индивидуальной формой семейного воспитания и носит бессрочный характер. Причем такое устройство предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми.
К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что больше шансов на усыновление (удочерение) у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие порог младенческого возраста, остаются невостребованными и продолжают жить в детских домах либо усыновляются иностранными гражданами и навсегда покидают Россию.
Иные индивидуальные формы семейного воспитания - опека (попечительство), приемная и патронажная семья - носят срочный характер и являются временным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.
Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием Семейного кодекса РФ.
Современная правовая модель приемной семьи вобрала в себя лучший опыт дореволюционной России в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, обладает всеми признаками семьи как таковой, поскольку общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотрена семейным законодательством, а с другой - имеет только ей присущие особенности.
Приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание.
Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность своей роли как приемных родителей.
Следуя ст.57 СК РФ, законодатель закрепил в ст.154 СК РФ положение о праве ребенка выражать свое мнение при передаче его в приемную семью. Ребенок (дети), достигший возраста 10 лет, может быть передан в приемную семью только с его согласия.
Устройство ребенка в приемную семью требует также согласия администрации воспитательного или лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения и другого аналогичного учреждения, в котором находится ребенок. Такое условие не предусмотрено СК РФ, более того, оно ограничивает возможности реализации права ребенка на воспитание в семье, а потому не подлежит применению.
При передаче в приемную семью не допускается разъединение братьев и сестер, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.
Дети, воспитывающиеся в приемной семье, имеют все права, которые принадлежат детям, находящимся под опекой или попечительством (ст. 148 СК).
Орган опеки и попечительства вправе контролировать исполнение приемными родителями обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей).
На воспитание в приемную семью могут быть переданы дети в возрасте до восемнадцати лет, оставшиеся по различным причинам без попечения единственного или обоих родителей:
дети-сироты;
дети, родители которых неизвестны;
дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими;
дети, родители которых объявлены в судебном порядке умершими;
дети, родители которых осуждены и отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
дети, родители которых находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
дети, родители которых уклоняются от их воспитания или от защиты их прав и интересов;
дети, родители которых отказались взять их из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений;
дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях (ст.121 СК; ст.1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, администрация учреждения представляет в орган опеки и попечительства следующие документы[5]:
свидетельство о рождении ребенка;
документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, ограничении родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут, и др.);
заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией в установленном порядке.
Пунктом 2 статьи 154 СК РФ установлено, что предварительный выбор ребенка (детей) для передачи в приемную семью осуществляется лицами, желающими принять ребенка в семью, по согласованию с органом опеки и попечительства. Для подбора ребенка (детей) орган опеки и попечительства:
предоставляет приемным родителям информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью;
выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).
При подборе ребенка (детей) из воспитательных учреждений (других аналогичных учреждений) администрация воспитательных учреждений обязана ознакомить лиц, желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.
При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства обязан руководствоваться интересами ребенка. Передача ребенка (детей) в приемную семью осуществляется с учетом его мнения и с согласия администрации воспитательного учреждения, в котором находится ребенок.
Передача в приемную семью ребенка (детей), достигшего возраста десяти лет, осуществляется только с его согласия.
По общему правилу, не допускается при образовании приемной семьи разъединение братьев и сестер (п.2 ст.154 СК). Дети, находящиеся в родстве между собой, передаются в одну приемную семью.
Исключение из этого правила возможно только тогда, когда это отвечает интересам детей.
Передача на воспитание в приемную семью ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, а также ребенка-инвалида возможна только по желанию лиц, имеющих для этого необходимые условия, главным образом финансового и материально-бытового характера.
В заключение органа опеки и попечительства о возможности конкретных лиц быть приемными родителями должно быть указано о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий (п. 9 Положения о приемной семье).
В п.4 статьи 154 СК РФ установлено, что ребенок, передаваемый в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию и другие социальные выплаты и компенсации[6].
Так, Законом о страховых пенсиях в Российской Федерации (ст. 9, 16) и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ст. 5, 11) предусмотрено, что на детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе переданных в приемную семью), может быть назначена трудовая пенсия по случаю потери кормильца или при полном отсутствии у умершего кормильца трудового стажа или в случае наступления его смерти вследствие совершенного им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке социальная пенсия в связи со смертью кормильца.
Государственные пособия назначаются детям со смертью их родителей в установленных законодательством случаях.
В частности, такие пособия выплачиваются детям погибших при исполнении служебных обязанностей: военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы; спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований; сотрудников милиции; сотрудников налоговой полиции; должностных лиц таможенного органа РФ; прокуроров и следователей; судей; судебных приставов; военнослужащих и работников Государственной противопожарной службы (ст.138 СК).
Кроме того, на детей, переданных в приемную семью, должны выплачиваться и иные государственные пособия, полагающиеся гражданам, имеющим детей, в соответствии с Законом о государственных пособиях гражданам, имеющим детей (ст.148 СК).
Причитающиеся приемному ребенку (детям) выплаты и компенсации перечисляются на счета, открываемые на имя ребенка (детей) в банковском учреждении (п. 26 Положения о приемной семье).
Правовая база приемной семьи оговаривается в контракте (трудовом соглашении), подписанном представителем органов опеки и попечительства с одной стороны и приемными родителями с другой стороны.
Приемные родители имеют право:
выразить свои предпочтения при выборе ребенка (пол, возраст, допустимые дефекты здоровья); ознакомиться с документами ребенка;
применять к приемному ребенку выверенные педагогикой и рекомендованные в процессе подготовки к профессии воспитательные методы и приемы;
обращаться за помощью и консультацией по проблемным ситуациям с ребенком в соответствующие службы, курирующие приемную семью;
участвовать в программах по повышению квалификации, в совещаниях с другими приемными родителями для консультирования и обмена опытом;
участвовать в совещаниях по обсуждению результатов обследования медицинского, психологического, социального, педагогического состояния приемного ребенка;
по согласованию с органами опеки и попечительства и при наличии взаимной психологической несовместимости производить обмен приемными детьми с другими приемными семьями.
Приемные родители обязаны:
осуществлять физическую, психическую и моральную защиту ребенка;
предоставлять ребенку в доме соответствующую экологическую среду обитания: комнату, угол а комнате, отдельную кровать;
создавать условия для развития интеллектуальных способностей ребенка;
исключать какие-либо формы насилия по отношению к приемному ребенку;
в случае необходимости осуществлять защиту интересов ребенка в суде; обеспечивать обучение ребенка; следить за физическим и психическим здоровьем ребенка;
учитывать особенности детской психологии и соответствующего ей поведения ребенка;
разъяснять ребенку временный характер пребывания в приемной семье, избегать взаимного эмоционального привыкания;
формировать у ребенка установку на возвращение в биологическую семью;
поддерживать контакты ребенка с биологическими родителями в соответствии с рекомендациями органов опеки и попечительства;
вовлекать всех членов приемной семьи в процесс воспитания приемного ребенка; представлять регулярные отчеты в соответствующие службы о результатах пребывания ребенка в семье;
регулярно принимать у себя дома представителей органов опеки и попечительства, контролирующих ситуацию;
участвовать в программах по повышению квалификации;
сохранять конфиденциальность информации о приемном ребенке.
Порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье определяется постановлением Правительством Российской Федерации от 18 мая 2009 г. №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».
Данные Правила устанавливают порядок подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, и перечень документов, представляемых ими в целях назначения их опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, а также сроки рассмотрения таких документов органами опеки и попечительства[7].
Подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются органами опеки и попечительства.
Подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, может также проводиться образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющими указанные полномочия органов опеки и попечительства.
Орган опеки и попечительства через средства массовой информации информирует граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, о возможности стать опекунами и ведет прием граждан, выразивших желание стать опекунами.
Гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:
а) заявление с просьбой о назначении его опекуном;
б) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы;
в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;
г) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;
д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;
з) справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданные соответствующими уполномоченными органами (выдаются по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе);
и) документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать опекуном, в порядке, установленном Правилами (при наличии);
к) автобиография.
Гражданин, выразивший желание стать опекуном, при подаче заявления должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
Документы принимаются органом опеки и попечительства в течение года со дня их выдачи, документ, предусмотренный подпунктом о медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации - в течение 3 месяцев со дня его выдачи.
Договор заключается по месту жительства подопечного и опекуна в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего гражданина решения о назначении опекуна.
В случае если при заключении договора между сторонами возникли разногласия, орган опеки и попечительства, получивший от опекуна письменное предложение о согласовании спорных условий, в течение 6 дней со дня получения предложения принимает меры по согласованию условий договора либо в письменной форме уведомляет опекуна об отказе в его заключении.
В случае изменения места жительства подопечного договор расторгается, и органом опеки и попечительства по его новому месту жительства заключается новый договор.
Предельный размер вознаграждения, выплачиваемый опекуну по договору за счет доходов от имущества несовершеннолетнего гражданина, не может превышать 5 процентов дохода от имущества несовершеннолетнего гражданина за отчетный период, определяемого по отчету опекуна о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.
Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье
Правила устанавливают порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье.
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре.
Договор о приемной семье заключается в соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, и с учетом положений статьи 153 Семейного кодекса Российской Федерации.
Приемные родители (приемный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.
При рассмотрении вопроса о возможности лиц (лица) стать приемными родителями (приемным родителем) орган опеки и попечительства принимает во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.
При принятии на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя указывается о наличии у них необходимых для этого условий.
Орган опеки и попечительства предоставляет гражданам, выразившим желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).
Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор которой помещен ребенок, обязана ознакомить лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.
Указанные организации несут ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений[8].
При передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка.
Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения.
Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.
Дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда они не могут воспитываться вместе.
Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.
Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки.
При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:
а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.
В случае поступления информации, относящейся к подопечному и влекущей необходимость внесения изменений в сведения, содержащиеся в личном деле подопечного, соответствующие документы приобщаются к личному делу и изменения производятся в течение дня, следующего за днем поступления указанной информации.
Содержание договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью определено в ст. 153.1 СК РФ
Упомянутый договор о приемной семье должен содержать:
- сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие);
- срок действия договора;
- условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей;
- права и обязанности приемных родителей;
- права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям;
- основания и последствия прекращения такого договора.
Эти условия следует рассматривать как существенные, и при
отсутствии хотя бы одного условия договор считается незаключенным.
По договору о передаче ребенка на воспитание в приемную семью приемные родители обязуются:
- Воспитывать приемного ребенка на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь.
- Создавать необходимые условия для получения ребенком (детьми) образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.
- Осуществлять защиту прав и интересов ребенка (детей).
- Обеспечивать уход за ребенком (детьми) и лечение, систематический показ врачам-специалистам в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка (детей).
- Обеспечивать посещение приемным ребенком (детьми) общеобразовательного учреждения, следить за его успеваемостью,
поддерживать связь с учителями и воспитателями этого учреждения. В случае невозможности посещения ребенком (детьми) общеобразовательного учреждения по состоянию его здоровья обеспечивать получение образования в установленных законом доступных для ребенка формах.
- Извещать орган опеки и попечительства о возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей).
В свою очередь, орган опеки и попечительства обязуется:
- Пересчитывать размер денежных средств, необходимых на содержание ребенка (детей), ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги.
- Ежемесячно производить оплату труда приемным родителям в размере, определенном договором.
- Ежемесячно делать дополнительную оплату труда приемным родителям в размере, определенном договором, на каждого взятого на воспитание ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, или больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида и других.
- Прикрепить приемную семью для приобретения продуктов питания к базе или магазину с оплатой как по безналичному, так и наличному расчету.
С учетом индивидуальных особенностей ребенка и приемных родителей, а также иных обстоятельств, имеющих место при создании конкретной приемной семьи, в содержание договора могут быть внесены необходимые изменения и дополнения. В частности, в п.4 ст.15 Закона об опеке оговаривается, что в интересах подопечного в договоре могут быть указаны отдельные действия, которые приемный родитель совершать не вправе, в том числе запретить опекуну или попечителю изменять место жительства приемного ребенка, а также в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей приемных родителей, в том числе такие требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного. Дополнительные обязанности могут возлагаться и на органы опеки и попечительства, например, обязанности по предоставлению приемной семье земельного участка, жилого помещения, автотранспорта и др. Тем самым при заключении договора определяется конкретный объем прав и обязанностей участников правоотношений и создается индивидуально-определенная модель их поведения.
В договоре предусматривается порядок разрешения споров, возникающих между сторонами в процессе исполнения договора.
В договоре указывается срок его действия, порядок продления и досрочного прекращения.
Прекращение договора о приемной семье регулируется ст.153.2 СК РФ.
Согласно п.1 указанной статьи договор о приемной семье прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения обязательств, а также в связи с прекращением опеки или попечительства. В последнем случае речь идет об общих основаниях прекращения всех разновидностей договоров опеки и попечительства.
Кроме того, в самой статье в п.2 содержатся специальные основания для отказа от исполнения обязательства из договора о приемной семье в одностороннем порядке без обращения в суд, как приемными родителями, так и органами опеки и попечительства.
Под прекращением обязательства понимается прекращение прав и обязанностей, вытекающих из данного обязательства. Обязательства прекращаются в результате наступления определенных юридических фактов, которые получили название «способы прекращения обязательств». Применительно к договору о приемной семье к их числу могут относиться такие общегражданские основания, как прекращение обязательства невозможностью исполнения и смертью гражданина.
Что касается общих оснований прекращений опеки и попечительства, то они установлены в ст.29 Закона об опеке и попечительстве. Согласно п.1 указанной статьи опека или попечительство прекращается:
1. В случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;
2. По истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;
3. При освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;
4. В случаях, предусмотренных ст.40 ГК РФ (в этой статье сказано, что по достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в результате эмансипации.
Особым образом регулируется прекращение опеки над детьми несовершеннолетних родителей. Опека над такими детьми прекращается после того, как их родители сами достигнут полной дееспособности.
Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе. В этом случае закон не требует изложения причин, по которым опекун или попечитель хотят отказаться от исполнения своих обязанностей. Таким образом, был закреплен принцип свободного принятия гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободного отказа от исполнения этих обязанностей. Принятие такой нормы вполне оправданно, поскольку сами обязанности опекуна или попечителя весьма обременительны.
Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.
В ряде случаев опека или попечительство могут прекратиться в результате отстранения опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае:
1. Ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;
2. Нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;
3. Выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.
Таким образом, подлежит отстранению тот, кто не хочет заботиться о подопечном, защищать его права и интересы, выполнять опекунские обязанности. Отсутствие всяких усилий опекуна (попечителя), направленных на заботу о несовершеннолетнем в любых ее проявлениях, обязывает органы опеки и попечительства отстранить такого опекуна (попечителя).
Что касается специальных оснований прекращения договора о приемной семье, то в силу п.2 ст.153.2 СК РФ приемные родители вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком или детьми, наличие конфликтных отношений между детьми и другие).
Орган опеки и попечительства вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка или детей, возвращения ребенка или детей родителям либо усыновления ребенка или детей.
Возможны ситуации, когда в результате существенного нарушения договора о приемной семье одной из сторон по ее вине у другой стороны возникли убытки. Впервые законодатель установил, что в таких случаях другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением этого договора.
Правовой статус участников правоотношений приемной семьи определяется исходя из действующего федерального и регионального законодательства, и в разных субъектах федерации регулируется по-разному.
Как упоминалось выше, одной из существенных особенностей приемной семьи является оформление договорных отношений между приемным родителем и органом опеки и попечительства посредством заключения договора о передаче ребенка в приемную семью. Обзор региональной законодательной базы, посвященной рассматриваемому вопросу, позволяет сказать, что на сегодняшний день субъекты РФ выработали и практически реализуют различные варианты оформления отношений с родителями-воспитателями. В данном случае это свидетельствует об отсутствии единого понимания природы таких правоотношений.
Первая модель оформления отношений между органами опеки и попечительства и родителями-воспитателями реализуется с помощью заключения двух договоров - договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью и трудового договора (контракта).
Такая модель функционирует, например, в Пермском крае. Из содержания Закона «О приемной семье» от 05.06.97 №771-112 данного региона следует, что в первом договоре определяется порядок передачи ребенка в семью приемного родителя, длительность его пребывания в семье, а также вопросы материального обеспечения несовершеннолетнего. В свою очередь трудовой договор является основанием для выплаты родителю-воспитателю заработной платы. Помимо этого в договоре устанавливается обязанность работодателя, в роли которого выступает орган опеки и попечительства, по обеспечению требований охраны труда и государственного социального страхования.
Приемному родителю предоставляются льготы, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, включая право на отпуск. Его деятельность по воспитанию приемного ребенка именуется трудом, который приравнивается к педагогическому труду (должность воспитателя). Оплата производится в соответствии с Единой тарифной сеткой.
Представляется, что все перечисленные пункты трудового договора имели бы право на существование, если бы не одно обстоятельство. Действующее законодательство, и прежде всего трудовое, не рассматривает деятельность родителей-воспитателей как выполнение ими определенной трудовой функции, а потому указанный порядок оформления отношения несостоятелен.
Вторая модель действует в Ивановской области. Законом от 21 декабря 2006 г. №13-ОЗ «О выплате денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемную семью» органам опеки и попечительства предписывается оформлять трудовые отношения с родителями-воспитателями «в соответствии с законодательством Российской
Федерации о труде». Как и в предыдущем случае, возникает вопрос: о каких конкретно нормах трудового законодательства в данном случае идет речь? Это дает возможность полагать, что указанное положение исследуемого закона не до конца продумано и вызывает значительное количество вопросов в силу размытости используемой формулировки.
Третья модель предполагает также заключение двух договоров, а именно договора о передаче ребенка в приемную семью и договора гражданско-правового характера.
При этом «договор гражданско-правового характера» призван регулировать исключительно вопросы, касающиеся оплаты труда приемного родителя. Сам термин «договор гражданско-правового характера» имеет достаточно широкое содержание и включает в себя любой договор, предусмотренный частью второй Гражданского кодекса РФ. Скорее всего, региональный законодатель подразумевал либо договор возмездного оказания услуг, либо договор подряда. Какой из них имеется в виду, а соответственно подлежит применению, остается неясным. Более того, отметим, что отношения между органами опеки (попечительства) и приемными родителями именуются гражданско-правовыми.
Как уже отмечалось, вопрос о предоставлении родителю-воспитателю отпуска, а также об иных трудовых правах и льготах не может ставиться до тех пор, пока в соответствующие федеральные нормативные акты, и прежде всего в Трудовой кодекс РФ, не будут внесены определенного рода дополнения.
Многочисленность вариантов решения поставленного вопроса свидетельствует о неразберихе, царящей в вопросе определения природы отношений, складывающихся между органами опеки и попечительства и родителями-воспитателями. С точки зрения действующего федерального законодательства одни из предлагаемых моделей не имеют законного основания на существование, другие - недостаточно продуманы, а общие формулировки законов вызывают значительное количество вопросов в процессе их реализации на практике. Совершенно очевидно, что необходимо выработать единый подход к решению этой проблемы.
Важным, но довольно болезненным является вопрос о размере оплаты труда приемных родителей. В субъектах Российской Федерации разработаны и практически применяются несколько способов его определения. Их можно разделить на два варианта.
Законом Курской области от 28.12.2007 г. №129-ЗКО «Об оплате труда приемных родителей (родителя) и льготах, предоставляемых приемной семье порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка (детей переданного в приемную семью» приемным родителям за исполнение их обязанностей, определенных федеральным законодательством, устанавливается оплата труда, размер которой определяется исходя из ставки заработной платы педагогического работника 14 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников областных государственных учреждений, а также доплат, надбавок компенсационного характера, стимулирующих выплат, предусмотренных для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Второй вариант, при котором устанавливается фиксированная оплата мы видим в Камчатском Крае. Закон Камчатского края от 28 апреля 2008 г. №37 «О размере вознаграждения приемным родителям в Камчатском Крае и порядке его выплаты» устанавливает ежемесячную оплату труда в размере 4 750 рублей за одного ребенка, переданного на воспитание в приемную семью, за одного ребенка в возрасте до трех лет или за одного ребенка с ограниченными возможностями здоровья, переданного на воспитание в приемную семью ежемесячное вознаграждение устанавливается в размере 5 700 рублей. Такой же тип оплаты установлен и в Мурманской и Белгородской областях. Использование Единой тарифной сетки при исчислении вознаграждения регламентируется Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 №583.
В любом случае уровень оплаты труда приемных родителей чрезвычайно низок. Это объясняется, прежде всего, тем, что бремя по материальному обеспечению приемных семей (включая выплату заработной платы родителям-воспитателям) ложится на региональные бюджеты. В связи с этим была высказана идея ввести федеральное финансирование приемных семей, «поскольку возложение подобных обязанностей на местные бюджеты в значительной степени тормозит создание и развитие приемных семей, так как не каждый регион России может гарантировать своевременное и достаточное денежное обеспечение приемных семей».
Субъекты Российской Федерации, безусловно, имеют различные финансовые возможности. Некоторые из них не обладают достаточными средствами, необходимыми для обеспечения приемных семей, создаваемых на их территории. Мало того, они не способны обеспечить необходимую финансовую поддержку различным программам в области образования, здравоохранения и прочих важнейших сферах жизнедеятельности человека. Но данное обстоятельство совершенно не означает, что обязанность по их финансированию должна быть целиком и полностью возложена на федеральный бюджет. Напротив, другие субъекты Федерации способны изыскать из собственных бюджетов средства необходимые, а главное - достаточные для полноценного функционирования приемных семей. В этом смысле передача функций по их обеспечению на федеральный уровень в известной степени лишит многих приемных родителей возможности получать более высокую оплату своего труда, нежели при федеральном финансировании.
При наличии необходимых финансовых ресурсов региональные власти не только вправе, но и обязаны (это следует особо обозначить) устанавливать более высокий размер оплаты труда приемных родителей. Данное предложение позволит, с одной стороны, обеспечить родителям-воспитателям минимальный стандарт их денежного содержания. А с другой - даст возможность избежать ситуаций, когда отдельные регионы могут предусмотреть более низкий уровень их заработной платы, нежели тот, который они в действительности могут обеспечить. С целью упорядочения ситуации представляется возможным урегулировать на федеральном уровне минимальный размер оплаты труда приемных родителей с указанием на право субъектов РФ устанавливать более высокую плату за их труд, но не ниже суммы, установленной федеральными органами.
Можно затронуть вопрос о денежных средствах на содержание детей находящихся под опекой и попечительством однако данные денежные средства предназначены именно для содержания детей и не являются оплатой приемным родителям, однако данные выплаты существенно снижают нагрузку на семейный бюджет. Например, Законом Камчатского Края от 04.12.2008 г. №165 «Об установлении порядка выплаты и размеров денежных средств на содержание детей находящихся под опекой или попечительством» устанавливает выплаты в размере от 96943 рублей до 143689 рублей на одного ребенка в год, в зависимости от возраста.
Размер оплаты труда приемных родителей находится в прямой зависимости от количества принятых на воспитание детей.
Так, Закон Камчатского края от 28 апреля 2008 г. №37 «О размере вознаграждения приемным родителям в Камчатском Крае и порядке его выплаты» устанавливает за каждого последующего ребенка, переданного на воспитание в приемную семью, размер ежемесячной оплаты труда приемного родителя, увеличивается на 10 процентов, за каждого последующего ребенка в возрасте до трех лет, за каждого последующего ребенка с ограниченными возможностями здоровья, переданного на воспитание в приемную семью,
Размер ежемесячного вознаграждения приемным родителям увеличивается на 20 процентов.
Следует отметить, что законодательные акты как федерального, так и регионального значения о приемной семье не должны навязчиво ориентировать приемных родителей на «погоню» за количеством воспитанников с целью увеличения своей заработной платы. Стремление же взять на воспитание хотя бы одного ребенка должно приветствоваться и соответствующим образом оплачиваться.
Следующий вопрос, на способах решения которого имеет смысл остановиться подробнее, состоит в том, как производить оплату труда, если приемную семью создает супружеская пара.
Региональные законодатели выработали четыре варианта решения:
- нормативные акты о приемной семье не регулируют данный вопрос (Республика Адыгея, Воронежская, Камчатская, Ленинградская, Ростовская, Тюменская, Томская области и др.);
- нормативные акты о приемной семье предусматривают оплату труда только одному приемному родителю (республики Бурятия и Карелия, Хабаровский край, Ивановская, Кемеровская области и др.);
- нормативные акты о приемной семье предусматривают оплату труда обоим приемным родителям (Костромская, Московская, Оренбургская области и др.). Некоторыми региональными законами устанавливается условие относительно количества принятых на воспитание детей, выполнение которого дает право на оплату труда каждому родителю- воспитателю.
- нормативные акты о приемной семье устанавливают совокупную оплату труда родителей-воспитателей. Такой вариант, к примеру, применяется в Мурманской и Пензенской областях.
В ряде регионов приемные семьи обеспечиваются жильем (Курская, Мурманская, Ивановская, Ростовская области), автотранспортом (Мурманская область), предоставляются льготы по оплате коммунальных услуг (Амурская, Новосибирская, Мурманская, Тверская области, Республики Бурятия, Удмуртия, Адыгея). Приемные семьи, создавшие крестьянские (фермерские) хозяйства, наделяются правом на получение беспроцентных ссуд для строительства или расширения жилья (Мурманская область) или, к примеру, освобождаются от уплаты местных налогов (Курская область, Республика Адыгея).
По-разному разрешается вопрос и о количестве детей, подлежащих передаче в одну приемную семью. Так, например, законами о приемной семье Республики Мордовия, Ставропольского края, Архангельской, Кировской, Калужской областей предусмотрено, что в приемную семью может быть передан минимум один ребенок, а максимальное количество не определяется. А в Республике Карелия, г. Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Пермской, Смоленской, Оренбургской областях действует иное правило, согласно которому в приемной семье может одновременно воспитываться не более восьми несовершеннолетних детей.
Подобная ситуация объясняется тем, что в п.3 «Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и содержания детей» содержится норма, согласно которой число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восьми человек. Употребляемое словосочетание «как правило» и дает столь многочисленные варианты практической реализации приведенной нормы.
Следующим положением, особо обращающим на себя внимание, является указание на то, что возможно сохранение оплаты труда приемного родителя и после достижения воспитанником 18 лет при соблюдении ряда условий, а именно: при обучении последнего в учебных заведениях среднего или высшего профессионального образования; при сохранении семейных отношений между ним и родителем-воспитателем. В Законе Курской области от 28.12.2007 №129-ЗКО «Об оплате труда приемных родителей (родителя) и льготах, предоставляемых приемной семье порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка (детей переданного в приемную семью» указано, что в случае достижения приемным ребенком возраста 18 лет в период его обучения в общеобразовательном учреждении выплата денежных средств на содержание приемного ребенка сохраняется до окончания его обучения в этом общеобразовательном учреждении.
Подобного рода положения весьма интересны и с практической точки зрения чрезвычайно ценны. Тем не менее, в свете действующего федерального законодательства о приемной семье они подлежат критической оценке.
Прежде всего, договор о передаче ребенка в приемную семью прекращает свое действие по достижении воспитанником 18 лет. Родитель-воспитатель утрачивает все права и обязанности, составляющие его правовой статус, включая право на оплату своего труда. Орган опеки и попечительства более не обязан выплачивать денежные средства на содержание приемного ребенка, а также оказывать такой семье какую-либо иную помощь. С этого же момента государство гарантирует бывшему воспитаннику приемной семьи право на предоставление жилья, поступление в учебные заведения на льготных условиях и ряд иных прав.
Более того, характер и сущность отношений, связанных с передачей несовершеннолетнего в приемную семью, а также с последующим его воспитанием, образованием и содержанием, полностью отличны от тех, которые могут возникнуть между совершеннолетним молодым человеком и лицом (лицами), осуществлявшим функции родителя-воспитателя. Совершенно очевидно, что регулирование таких отношений посредством договора о передаче ребенка в приемную семью невозможно. Вместе с тем реализация такого правила гарантирует бывшему воспитаннику возможность продолжать жить в семье, в уже привычной для себя среде, до тех пор пока он не приобретет профессию.
Однако одного декларирования намерений недостаточно, поскольку необходимо ввести соответствующие механизмы реализации подобной помощи. Для этого, прежде всего, необходимо ответить на следующие вопросы: какие права и обязанности кроме права на оплату труда сохраняются у приемного родителя; какими правами и обязанностями наделяется бывший воспитанник, поскольку договор о передаче ребенка прекращается; каково правовое основание для последующих выплат денежного содержания родителям-воспитателям; на какие льготы может претендовать такая семья? Подводя итог, хотелось бы отметить, что первые положительные шаги на пути к становлению и признанию приемной семьи как самостоятельной модели, способной решать проблемы сиротства вообще и социального сиротства в частности уже сделаны как на федеральном, так и на региональном уровне.
[1] Савватеева Т. Родные среди чужих и чужие среди родных // Российская газета. 1995. 11 января.
[2] Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28 мая 1928 г. «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках» // СУ РСФСР. 1928. №64. Ст. 462.
[3] Корнеева И.Л. Семейное право. М., Юрайт. 2014
[4] Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ
[5] Корнеева И.Л. Семейное право. М., Юрайт. 2014
[6] Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ
[7] Пчелинцева Л.М. Семейное право России. – М., НОРМА. 2014
[8] Пчелинцева Л.М. Семейное право России. – М., НОРМА. 2013
|