Среда, 27.11.2024, 07:49
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Развитие и современное состояние криминалистической диагностики психологических свойств исполнителя рукописи по почерку

Фундаментальный базис судебного почерковедения образуют три больших блока научных дисциплин:

положения наук естественного профиля и психологии;

положения точных наук - математики, теории распознавания образов, теории вероятностей и др.;

юридические, в том числе правовые науки[1] - криминалистика, общая теория судебной экспертизы и пр.

Предмет теории судебно-почерковедческой диагностики является частью предмета судебно-почерковедческой экспертизы или судебного почерковедения[2] Криминалистическая диагностика психологических свойств личности по почерку является частью почерковедческой диагностики, решающей атрибутивно - классификационные задачи. Таким образом, формирование теоретических основ изучаемой сферы требует рассмотреть и учесть положения вышеприведенных научных направлений. Специфика же рассматриваемой задачи побуждает сделать это в нижеследующих аспектах:

криминалистики (теории криминалистической идентификации, учения о криминалистической диагностике, учения о способе совершения преступлений учения о навыках и привычках человека и т.д.);

общей теории судебной экспертизы (учения о предмете, объекте, задачах, методах судебной экспертизы и др.);

судебного почерковедения (учения о почерке как объекте криминалистического исследования; вопросов о предмете, задачах и объектах судебно-почерковедческой экспертизы; знаний о диагностических признаках почерка);

наук естественного профиля (анатомии, биомеханики, физиологии высшей нервной деятельности, физиологии движений);

психологии (общей теории личности и индивидуальности, общепсихологический теории деятельности, проективной психологии и психодиагностики);

точных наук (математических теорий и подходов: положений теории вероятностей и статистики; способов автоматизации исследовательских процессов, использования компьютерной техники и инструментальных средств);

прочих междисциплинарных достижений.

Для построения теоретической базы рассматриваемого вида криминалистической диагностики важно также учесть вопросы возникновения и развития знаний об отражении психологических свойств личности в признаках почерка. Знания эти первоначально формировались в рамках графологии. Необходимость изучения ее сущности, становления и развития диктуется тем, что именно «в рамках графологических и медицинских знаний зарождались и развивались представления о связях почерка и свойств личности, об избирательной изменчивости почерка, т. е. о качествах почерка, которые лежат в основе возможностей использования почерка как объекта судебно-экспертных диагностических исследований»[3]. Несмотря на зачастую спекулятивный и псевдонаучный характер работ графологов, следует признать, - именно они впервые обратили внимание на то, что между психологическими свойствами личности и почерком существуют зависимости.

Графология - (греч. grapho - пишу и logos - слово, букв. - учение о письме) - учение об определении характера человека по почерку, учение о почерке как разновидности выразительных движений, отражающих психологические свойства и психические состояния пишущего[4]. В ходе становления и развития данная область познания, изначально являясь результатом исключительно эмпирических наблюдений, в последствии ознаменовалась формированием множества концепций, школ и направлений. Некоторые из них по сей день продолжают существование.

Возникновение графологии принято относить к периоду Сан (древний Китай) и времени правления императора Нерона (Римская Империя)[5]. Известны некоторые высказывания Аристотеля по поводу отражения в почерке психологических свойств и состояний личности[6].

Графологическая же концепция впервые сформирована в 1662 году итальянцем Камилло Бальдо в работе «О том, как по письму можно узнать характер и свойства пишущего». Данный трактат стал единственным на тот период времени целостно оформленным вкладом в развитие графологии.

Позже во Франции возникает первая графологическая школа, имевшая большое количество последователей, ее основателями являются аббаты Фландрин и Жан-Ипполит Митттон. Последний и ввел в оборот термин «графология». По инициативе данных исследователей были основаны графологические общества, при содействии которых выпускались специализированные журналы по графологии[7]. Жан-Ипполит Митттон впервые разделил почерк на признаки, за которые принимал все отклонения от прописей, и каждому из них присвоил одно основное значение, указывающее на конкретное свойство личности.

Последователем ранней французской школы графологии являлся Крепье Жамен. Он, как и Ж.-И. Митттон, был убежден в том, что между отдельными признаками почерка и психологическими свойствами личности имеется прямая связь. Задача графологии представлялась ему в систематизации признаков почерка, позволяющих сформулировать выводы об отдельных свойствах исполнителя рукописи. Данный подход нашел выражение в работе упомянутого автора «Почерк и характер» (1895). Указанная концепция довольно примитивна и ее положения, как теперь уже представляется очевидным, не соответствовали действительности. Впоследствии работа Крепье-Жамена не раз подвергалась критике, так как «его суждения по поводу наличия прямой зависимости между почерком и психологическими свойствами исполнителя рукописи являются одиозными даже для времени его творчества».

Довольно односторонней представляется также графологическая концепция, разработанная знаменитым итальянским криминологом Ч. Ломброзо. В работе «Руководство по графологии» он дифференцирует почерки различных типов преступников, развивая свою теорию «врожденного преступника».

Помимо указанных авторов, в разное время изучению проявления психологических свойств исполнителя рукописи по почерку посвятили исследования Л. Клягес, В. Лангенбрух, Г. Буссе, В. Прейер, Г. Мейер, М. Перио, П. Броссон, А. Арюс, А. Рошталь, А. Варинар, Э. Малеспин и др.

Были предприняты попытки положить экспериментальную основу под графологическую концепцию. Так, французские исследователи Ш. Рише, Ж. Герикур и Г. Феррари в 1866г. провели гипнотические сеансы на заседании «Французского общества физиологической психологии». Лицо, согласившееся участвовать в опыте, приводили в состояние гипноза и поочередно внушали, что он хитрый, скупой, скрытный, решительный и т.д., одновременно прося его писать под диктовку. Почерк испытуемого, как утверждали экспериментаторы, менялся с каждой новой установкой и отличался от почерка, присущего ему в нормальном состоянии. Изменения эти соответствовали графологическим признакам: например, скупость соотносилась со сжатым письмом, в котором одна [8] буква ложится на другую; малым размером полей или их отсутствием; осторожность и недоверчивость - с длинными горизонтальными штрихами, особенно в конце строк, а также в начале и конце подписи. Эти опыты Ш. Рише, Ж. Герикур и Г. Феррари воспринимали как полноценное доказательство графологических положений.

Эксперименты в рассматриваемой области проводились и К. Титтель, которая, используя киносъемку, пыталась подтвердить связь между скоростью выполнения письменных знаков и быстротой протекания мыслительных операций пишущего. Изучив образцы почерка 20 испытуемых, она сделала вывод, что такая зависимость существует. Кроме того, скорость выполнения письменных знаков К. Титтель связала с аккуратностью или небрежностью исполнителей рукописей[9].

Определенный вклад в экспериментальную графологию внесла ученица Л.Клягеса Р. Визер. Работая судебным экспертом в Вене, она исследовала почерк 694 лиц, представлявших две категории преступников: 1) убийцы, насильники; 2) мошенники и воры. Контрольную группу составляли 200 законопослушных лиц. По результатам данных изысканий Р. Визер разделила взгляды Ч. Ломброзо, утверждавшего, что почерк «отображает природные свойства души человека»[10], и что данные свойства заранее обуславливают преступное поведение человека.

Это лишь небольшая часть экспериментов, проведенных в изучаемой сфере познания. В исследованиях названных графологов, как и в большинстве аналогичных им изысканиях, не учтена и не раскрыта статистическая природа выявленных закономерностей проявления признаков почерка, диагностирующих, по мнению авторов, определенные психологические свойства личности. Данные о характере и надежности психологических методик, с помощью которых указанные свойства изначально были установлены у испытуемых, также не раскрываются. Группы испытуемых, задействованные в экспериментах, слишком малы, чтобы признать результаты наблюдений надежными. Не исключено влияние случайных факторов на проявление диагностических признаков почерка. Применяемый большинством графологов математический аппарат непрозрачен.

Что же касается исследований, проводимых в России, то в нашей стране графологическое учение не получило широкого распространения, по крайней мере, серьезные прикладные исследования в данной области не проводились. Существует лишь несколько работ по исследуемой тематике, на которые следовало бы обратить внимание.

Автором одной из них является И.Ф. Моргенштерн. В труде «Психографология» он приводит перечень признаков почерка, конкретно говорящих об уме, глупости, чувствительности, вспыльчивости, хладнокровии, воле, уравновешенности и склонности к противоречию исполнителя рукописи. Такой подход несколько напоминает концепцию ранней французской школы графологии, и, как уже было сказано, довольно примитивен. Помимо перечисленных психологических свойств, И.Ф. Моргенштерн считает возможной диагностику преступной направленности писавшего, что отсылает его изыскания к другой, столь же неоднозначной концепции, разработанной Ч.Ломброзо. Между тем сам исследователь так отзывается о работах графологов- современников: «Все сочинения этих авторов носят отпечаток малой индивидуальности, все написаны посредственно, авторам, ко всему прочему, не достает личных долголетних наблюдений над почерками»[11].

Вслед за И.Ф. Моргенштерном в конце XIX - начале XX века изысканиями в сфере графологии занялись и другие российские исследователи. На первоначальном этапе они просто переводили труды, написанные иностранными авторами, лишь экстраполируя выводы последних на почву русской языковой системы. Одной из первых подобных работ считается «Графология»[12] В. Маяцкого, где рассмотрены такие «особенности почерка» как нажим, штрихи,

13

величина, ширина, знаки препинания и их связь с психологическими и физиологическими свойствами исполнителя рукописи.

Труды В. Маяцкого и И.Ф. Моргенштерна, а также довольно известного российского графолога Д.М. Зуева-Инсарова[13] [14] были написаны на волне зарубежного и отечественного интереса к личности, возможности отражения ее свойств во внешних проявлениях. Актуальность затронутых вопросов повлияла на преждевременность заявлений авторов о существующих научных достижениях в области графологии.

В работах российских и зарубежных исследователей преобладало субъективное описание признаков почерка. Графологи использовали такие характеристики, как «сухой», «танцующий», «оригинальный», «красивый», «искусственный» и т. д. Очевидно, что ассоциативный ряд у людей различен, кому-то определенный почерк кажется «красивым» или «сухим», кому-то - нет. Графология остро нуждалась в методах познания, способных подтвердить истинность умозаключений ее представителей. Ощущалась потребность в эксперименте как форме научного опыта.

Об указанных проблемах говорил в то время и Е.Ф. Буринский, утверждая, что «наука о почерках находится еще в зачаточном состоянии и не получила до настоящего времени официального признания; представитель этой отрасли знания лишен возможности ссылаться на положения, выработанные и установленные наукой, или опираться на мнения авторитетных ученых, как делают это, например, судебные медики[15]».

В нашей стране после социально-экономических изменений 1917 года и на протяжении советского периода изыскания в области графологии не проводились, подвергаясь справедливой критике криминалистов.

В то же время за рубежом исследования зависимости признаков почерка от психологических и иных свойств личности продолжались. Проводятся первые экспериментальные исследования в данной области. Так, известны изыскания В. Лангенбруха[16], изучавшего изменения почерка под воздействием гипноза. Под влиянием подобных экспериментов в первой половине ХХ в. формирует концепцию немецкая школа графологии.

Людвиг Клагес - ее значимый представитель. В работе «Почерк и характер» ученый высказал важное положение о том, что почерк неповторим потому, что индивидуальны движения, обусловленные индивидуальностью характера писавшего. Л. Клягес впервые в графологии пытается обосновать многозначность природы признаков почерка и письменной речи, что было большим шагом вперед в понимании природы рассматриваемого явления. Указанный подход был реализован в работах последующих исследователей, стремившихся установить психологические свойства личности не по отдельным признакам почерка, а по комплексам информативных признаков.

После Второй мировой воины изыскания в области теории и практики графологии продолжили: М. Пульвер, Р. Визер, И. Хайдер, В.Мюллер, А. Энскат, Р. Пофаль, Б. Виттлих и др. Характерной особенностью исследований, проводимых в это время в Западной Европе, а позднее - в США, являлась интеграция в графологию новых достижений в области физиологии, медицины, математики и других наук. Для обоснования теорий и проверки отдельных зависимостей привлекались новые научные методы, например, метод корреляционно-статистического анализа.

Большое влияние на развитие графологии послевоенного периода оказал качественный скачок в области психодиагностики. В 50-60-е г.г. ХХ в. разрабатываются основные психодиагностические методики, определившие переход рассматриваемых исследований на новый уровень. Результаты психологических тестирований теперь используются в качестве объективного критерия, позволяющего проследить корреляции между признаками почерка и свойствами личности.

Однако не все интегративные тенденции, присущие послевоенному периоду развития графологии, имели положительный характер. Так, на концепции, разрабатываемые некоторыми учеными, в особенности Р. Визер и Р. Пофаль, повлияли популярные в то время идеи фрейдизма и неофрейдизма. В результате этого сферой интересов указанных исследователей составили свойства личности, связанные с ее душевной неполноценностью, патологической направленностью и криминальной склонностью. Основой их работ выступала идея о «врожденных психических силах человека», что отчасти пересекалось с идеями о «врожденном преступнике» итальянского криминолога Ч. Ломброзо. Последующие достижения в области психологии и психофизиологии обнаружили научную несостоятельность выдвинутых авторами гипотез.

Несмотря на то, что вышеупомянутые исследования проводились во множестве западноевропейских стран, их центром в послевоенные годы остается Германия. Именно там публикуются монографии и статьи Д. Фаренберга и В. Конрада, посвященные измерительному методу в графологии[17] и его применению при диагностике психологических свойств личности по измеряемым признакам почерка[18].

В Германии же выходит работа Ульриха Тимма. В ней автор рассматривает «графометрию» в качестве проективной психодиагностической методики, проверяя соответствие отдельных психологических свойств по восьмидесяти четырем признакам почерка. В этом же направлении трудятся и О. Локвандт[19], Г. Пристав[20]и В. Линстер[21], также учитывая возможности разработанных на то время психодиагностических проективных методик.

Похожие исследования проводятся в сотрудничестве с группой психологов и психиатров профессором Кильского университета Б. Виттичем. Суть их заключалась в установлении по почерку 12 психофизиологических свойств личности и 4 ее типов: истерического, депрессивного, шизоидного и навязчивого.

Говоря в целом о работах в области диагностики психологических свойств личности по почерку данного периода, можно отметить их возрастающую детализированность. Так, предметом исследований выступают: парные и комплексные корреляционные зависимости признаков почерка и личностных свойств (В.Дитрих)[22]; факторный анализ структуры письма[23], валидизация анализа рукописей[24], факторный анализ нескольких письменных признаков[25], результаты экспериментальных исследований о переменных величинах рукописей[26] и т.д.

Не только в Германии, но и в других странах в это же время проводятся исследования почерка в области диагностики психологических свойств личности. Из работ английских ученых выделяется монография А. Зингера. Автор определил основные положения графологии, систематизировал комплекс графологических признаков[27] [28] [29]. Другой британский ученый, психиатр Дж. Айзенк, рассматривал применение почерковедческой диагностики в психиатрии , изучая

29

изменения в почерке, вызываемые неврозами .

Приняли эстафету подобных исследований и в Соединенных штатах Америки. Первое было проведено в Гарвардской клинике в 1939 году Г.Олпортом и Ф. Ферноном. Позже, в 1942 г., Т. Левинсон и Д. Зубин разработали подробные таблицы для выявления диагностических графических особенностей. Теоретические основы возможности диагностирования психологических свойств личности по почерку изучались Я. Бекомом[30] [31] [32]. Альфредом О.Менделем была издана работа «Личность и почерк», посвященная связи личностных особенностей писавшего со степенью нажима при выполнении им письменных знаков.

Альфред Бине изучал вопросы установления интеллекта по признакам почерка. Позднее французские ученые П. Броссон и М. Перио пытались обосновать зависимости между характеристиками почерка и свойствами различных типов темперамента, а также конституциональными типами, предложенными немецким психиатром Э. Кречмером31. Они утверждали, что для астеников характерен мелкий почерк с угловатыми соединениями, частыми интервалами; для пикников - вертикальный почерк с неправильными соединениями и средним нажимом; атлетов характеризует крупный почерк с «гирляндными» соединениями и редкими интервалами, как с правым, так и с

32

левым наклоном .

Следующий виток зарубежных исследований в области установления психологических свойств личности по почерку обусловлен появившейся с конца 60-х годов возможностью обсчета результатов экспериментов с помощью автоматизированных информационных систем и вычислительных комплексов. В этой связи стоит упомянуть компьютерную программу SLHA, разработанную в сотрудничестве с американским исследователем Шейлой Лау в 1978 г. Она анализировала 50 признаков почерка и более 7000 их сочетаний.

В настоящее время графология в указанных странах изучается в рамках психодиагностики, решающей отраслевые задачи индивидуальной психологии, а также задачи, находящиеся на стыке психологии и психиатрии. Несмотря на то, что рассматриваемые исследования приняли за рубежом обширный характер, говорить о сложившейся практике их использования в области судебно - почерковедческой экспертизы не приходится. Однако в этих странах правомерно проводится так называемая «графологическая» экспертиза, а сведения, полученные с ее помощью, применяются в ходе осуществления правоохранительной деятельности.

Когда мы говорим о зарубежных исследованиях в области установления психологических свойств личности по почерку, закономерным кажется вопрос о возможности использования их результатов для совершенствования методики проведения судебно-диагностической почерковедческой экспертизы по установлению психологических свойств личности исполнителя рукописи. Относительно данного предмета мы придерживаемся мнения, что в основу любой методики судебно-почерковедческого исследования положено изучение письменно-двигательного навыка, при этом принципиального значения не имеет, какими графическими знаками воспроизведен рукописный текст. Важно то, что общие, а в ряде случаев и частные признаки почерка во всех языковых системах имеют аналогичное качественное отражение. В связи с этим результаты зарубежных исследований в рассматриваемой области представляется возможным использовать в отечественных разработках, но с поправкой на социо - культурные различия при работе с диагностируемыми психологическими свойствами личности и учете характерных особенности графического написания символов, присущих разным языковым системам.

Анализируя перечисленные выше подходы к разрешению рассматриваемых вопросов графологии, мы приходим к выводу, что, с познавательной точки зрения, важным моментом всех изысканий является попытка теоретического обоснования связи почерка с психологическими свойствами личности. Относительно изучаемого предмета В.Ф. Орлова, например, пишет: «Несомненно положительное в графологии - это стремление опереться на типологические структуры человека, разработанные в физиологии, психологии, а также создать свою типизацию личности и искать в почерке ее проекцию »33, и далее, «...как графологи, так и естественники много сделали в раскрытии механизма, описания анатомии и биомеханики письма, формировании и функционировании письменного навыка[33] [34]... Конечно, нельзя говорить о признании графологии в том виде, в котором она существовала. Только судебное почерковедение может занимать на данный момент прочную нишу в науке криминалистики. Графологии до такого уровня в области наук о человеке еще далеко»[35].

Задолго до формирования теоретических основ судебного почерковедения не исключал некоторой пользы графологии и Е.Ф. Буринский. Он считал почерк объектом не только идентификационного, но и диагностического исследования. Ученый полагал, что «в почерке - весь человек, со всеми его физическими и духовными свойствами»[36] [37]. Изучив большое количество литературы по графологии, антропологии, истории письма и искусств, психиатрии, медицине, вычленив из них все, что имело отношение к процессу письма и почерку, Е.Ф. Буринский обобщил достижения предшественников в области почерковедческой диагностики. Идеи ученого были восприняты и развиты советскими криминалистами.

Позднее, уже в 50-е годы ХХ века А.Р. Лурия отмечал: «Сама мысль о том, что почерк находится в известном соответствии с индивидуальными особенностями пишущего и его наличным психофизиологическим состоянием,

~ 37

несомненно, является совершенно правильной...» .

Высказывания Е.Ф. Буринского и А.Р. Лурии частично подтверждены последующими исследованиями в области почерковедческой диагностики, осуществленными в рамках советской криминалистики. Они проводились в трех направлениях, так или иначе соприкасавшихся с вопросами криминалистической диагностики психологических свойств личности по почерку.

Первое направление - изучение типологии почерка и ее связи с типологическими свойствами личности. Это направление разрабатывалось с учетом имеющихся на тот период времени достижений в области физиологии и психологии. В его рамках существенными для решения рассматриваемых вопросов представляются исследования, проведенные психологом и криминалистом Г.И. Борягиным. Изучив типы высшей нервной деятельности человека с целью решения задач почерковедческой диагностики, ученый пришел к выводу, что «для теории графической экспертизы учение И.П. Павлова об общих типах высшей нервной деятельности имеет огромное значение, поскольку оно помогает объяснить индивидуальный характер человека »[38] [39]. По его мнению, тип высшей нервной деятельности и внешние условия формирования письменнодвигательного комплекса навыков являются основными факторами, определяющими индивидуальность почерка. Кроме того, ученый связывал тип нервной деятельности исполнителя рукописи с возможностью маскировки им своего почерка и подделки чужого. Так, Г.И. Борягин предполагал, что лица с преимущественным развитием 1-й сигнальной системы (в пределах зрительной и двигательной коры головного мозга) могут более точно подражать почерку другого лица и передавать в своем письме значительный ряд признаков почерка этого лица, чем лица с преимущественным развитием 2-ой сигнальной

39

системы» .

Свойства нервной системы как одну из детерминант формирования почерка рассматривал и советский ученый Е.В. Гурьянов. Силу нервных процессов он

связывал с устойчивостью формирующегося почерка перед воздействием ускорения и других усложнений письменного процесса[40]. Кроме того, Е.В. Г урьянов прослеживал связь между скоростью усвоения письменно-двигательных навыков и подвижностью нервных процессов что, по его мнению, обуславливало темп письма.

Последующее изучение влияния на почерк типологических свойств личности (в особенности темперамента) через деятельность двигательного анализатора способствовало созданию классификации почерков на простые, упрощенные и усложненные. Для рассматриваемого диагностического направления эта работа была интересна тем, что «связала одну из интегральных характеристик почерка с конкретными личностными данными пишущего, влияющими на него в процессе формирования »[41]. В дальнейших исследованиях криминалисты часто обращались к зависимости этой характеристики почерка от различных свойств личности и ее назначению в русле избирательной изменчивости почерка, возникающей под влиянием сбивающих факторов.

Помимо перечисленного, советские криминалисты изучали зависимости между силой, подвижностью, уравновешенностью протекания нервных процессов - возбуждения и торможения - с одной стороны, и двигательными возможностями и способностями пишущего в процессе формирования и функционирования ПД ФДК навыков, отображающимися в общесистемных признаках, с другой. Для решения указанных вопросов криминалистами совместно с физиологами и математиками был проведен ряд экспериментов[42], в результате которых выяснилось, что уравновешенность (как баланс процессов возбуждения и торможения) пишущего способствует формированию прописных, четких, необходимо быстрых почерков, а в ряде случаев, почерков усложненных.

Второе направление - исследование проблемы установления по почерку психологических свойств личности, прямо относится к изучаемому нами вопросу. В рамках данного направления большим коллективом под руководством Ю.Н. Погибко была начата работа над созданием комплекса методов криминалистической диагностики пола, возраста и психофизиологических характеристик исполнителя рукописи, которая получила завершение уже в постсоветский период. Данное исследование проводилось на экспериментальной и статистической основе. Его результаты нашли отражение в ряде публикаций[43].

Беря в основу психологическое тестирование с одной стороны и исследование статистических показателей зависимостей признаков почерка от свойств личности - с другой, авторы разработали поэтапную методику криминалистической диагностики психологических свойств личности по почерку. Прохождение упомянутых этапов подразумевало:

установление пола,

установление возраста,

-установление некоторых биполярных психологических характеристик.

Теоретическое значение данной работы заключалось в установлении зависимости проявления признаков почерка от структурной организации свойств личности в целом. Возрастные зависимости трактовались с учетом пола, психологические - с учетом пола и возраста.

Здесь мы бы хотели более подробно остановиться на масштабном экспериментальном исследовании, которое предшествовало созданию «Комплексной методики установления пола, возраста и психологических свойств исполнителя текста, выполненного почерком высокой и выше средней степени выработанности[44]».

Его экспериментальный массив составили рукописи 420 лиц мужского и женского пола разных возрастов, образования и национальностей, обладающих почерками высокой и выше средней степени выработанности. По ходу эксперимента фиксировался образовательный уровень испытуемых, их национальный и профессиональный состав, а также социально-демографические данные каждого участника. Эти сведения позволили дифференцировать детерминанты происхождения тех или иных особенностей почерка каждого из испытуемых, учесть их при рассмотрении признаков почерка, имеющих диагностическое значение для определения психологических свойств исполнителя рукописи.

исследователи и возможность влияния сбивающих факторов в процессе выполнения экспериментальных рукописей: испытуемым предлагалось выполнить текст из 500 письменных знаков, под диктовку в трех темпах: привычном, быстром и медленном. Выполненной в обычных условиях признавалась рукопись, темп исполнения которой соответствовал привычному для испытуемого (темп диктовки каждый раз согласовывался). Правильность отнесения экспериментальных текстов к рукописям, исполненным в обычных (привычных) условиях, контролировалась путем сравнения их с

экспериментальными рукописями, заведомо выполненными в быстром и медленном темпах, а в отдельных (сомнительных) случаях - со свободными образцами почерка одного и того же испытуемого.

Психологические свойства участников эксперимента определялись путем применения психодиагностической методики 16 PF - опросника «Шестнадцать личностных факторов». В процессе исследования были установлены достоверные связи 137 признаков почерка и письменной речи с нижеследующими биполярными психологических свойствами: отчужденность (отзывчивость), низкий (высокий) интеллект, эмоциональная неустойчивость (устойчивость), беспечность (рассудительность), безответственность (сознательность), робость (смелость), жесткость (мягкость), подозрительность (доверчивость), радикализм (консерватизм), недисциплинированность (дисциплинированность),

напряженность (расслабленность). Данные зависимости были обнаружены путем применения математического аппарата, содержание которого подробно описано авторами в ходе исследования.

Таким образом, анализ приведенного исследования и его сравнение с другими, в частности графологическими экспериментами, делает несомненным явное превосходство подхода А.Н. Герасимова и Л.В. Сидельниковой в постановке решения задач криминалистической диагностики психологических свойств личности по почерку и объективности полученных результатов.

Помимо исследований, проведенных коллективом под руководством Ю.Н. Погибко, в рассматриваемом направлении трудились и другие авторы. Так, в 2003 г. выходит диссертация Е.С. Симаковой «Отражение в почерке психологических свойств и состояний личности (криминалистический, уголовно-процессуальный и психологический аспекты)». Автор работы проводит экспериментальное исследование, выбирая в качестве инструмента предварительного установления психологических свойств личности испытуемых опросник К. Леонгарда и опросник уровня субъективного контроля (УСК). Жесткой корреляции между психологическими типами, диагностированными в результате данных психодиагностических методик и особенностями почерка испытуемых выявлено не было. В связи с этим Е.С. Симакова предложила «скомпоновать образцы почерка всех испытуемых по наличию в них 38-ми признаков почерка и выявить, на какие вопросы из двух предложенных тестов респонденты ответили одинаково»[45]. На основе схожести почерков по тому или иному признаку отбирались респонденты в 80 -100% случаев ответившие положительно (или отрицательно) на какой-либо пункт опросника.

Данный подход выглядит достаточно необычно на фоне традиционных способов решения рассматриваемых задач. В результате его реализации на основе выделенного ряда признаков почерка были составлены психологические характеристики, сформулированные из ответов на вопросы тестирования. Однако одни и те же ответы соответствовали целому ряду признаков почерка. Некоторые из выводов были довольно противоречивы. К сожалению, в исследовании не содержится ни количественных данных, подтверждающих наличие выявленных автором зависимостей, ни описания информативных диагностических признаков почерка.

В другой работе, проведенной также на уровне диссертации О.А. Поповой[46], диагностическое исследование почерка рассмотрено в качестве основы выявления типа мыслительных задач исполнителя рукописи. В предмет изучения включено и установление психологических свойств по почерку. Однако автор не видит различия между криминалистическими и графологическими признаками почерка.

Отсутствие данных о статистических зависимостях в количественном выражении, о надежности результатов исследований, декларативность суждений и смешение с графологией не позволяют поставить изыскания последних рассмотренных авторов в один ряд с исследованием коллектива авторов под руководством Ю.Н. Погибко. Уровень разработки заявленных гипотез не позволяет говорить об их подтверждении, в связи с чем интерес к ним сохраняется пока только как к предположениям.

исследование искомых зависимостей было проведено С.Ю. Алексовским и Я.В. Комиссаровой[47]. В ходе корреляционно -

статистического анализа они выявили взаимосвязь некоторых признаков почерка испытуемых с их психологическими свойствами, предварительно выявленными рядом психодиагностических методик[48] [49] (MMPI, 16 PF и личностным опросником Шмишека).

Однако при анализе рукописей указанные авторы опирались не только на существующую в отечественном почерковедении систему признаков почерка, но и на «графологические» признаки. К сожалению, такой подход неприемлем, если мы говорим о криминалистической диагностике психологических свойств личности по почерку, поскольку последняя должна осуществляться на основе учения о почерке как объекте криминалистического исследования и принятой в почерковедении систематизации признаков почерка. Cами же исследователи отмечают, что предложенная ими методика должна пройти процедуру валидизации, и что какая-то часть признаков почерка, так или иначе, остается

~49

внутренне противоречивой .

К сожалению, авторы большинства приведенных экспериментальных исследований не предоставили количественных данных, подтверждающих наличие изученных ими зависимостей, также в их работах отсутствует оценка информативности диагностических признаков почерка и данные о статистических зависимостях в количественном выражении. Помимо прочего, смешение графологических и криминалистических признаков почерка вносит путаницу в понимании искомых корреляций. Отсутствие статистических данных и данных о надежности результатов исследований, декларативность суждений и смешение с графологией делают результаты большинства приведенных исследований лишь ориентирующими в процессе решения задачи

совершенствования методики криминалистической диагностики

психологических свойств исполнителя рукописи по почерку.

Третье направление - изучение избирательной и временной изменчивости почерка. В его рамках проводятся специальные теоретические и экспериментальные исследования, посвященные проблемам судебно -

почерковедческой диагностики. Полученные результаты позволяют говорить о существовании фундаментального свойства почерка - избирательной

изменчивости как способности избирательно реагировать на внешние и внутренние воздействия («сбивающие факторы»). Без учета данного свойства невозможно какое бы то ни было диагностическое исследование в области почерковедческой диагностики, в том числе определение психологических

свойств исполнителя рукописи. Анализ избирательной и временной изменчивости почерка, а главное, признаков, возникших в конкретной почерковой реализации под его воздействием, позволяет дифференцировать детерминанты

происхождения признаков почерка, делая результаты установления

психологических свойств личности более точными.

Помимо криминалистической диагностики психологических свойств

личности по почерку, изыскания, посвященные установлению связи между графическими элементами письма и свойствами личности, проводились в психологии. Научное обоснование данных исследований следует искать в следующих ее отраслях (разделах):

общей теории личности и индивидуальности[50];

общепсихологический теории деятельности[51];

~ 52

- проективной психологии и психодиагностики .

Исследования, проводимые в рамках двух последних из указанных отраслей, опираются на существующие в психологии концепции личности. В нашем случае интересен вопрос, по каким причинам, с точки зрения психологии, свойства личности трансформируются в деятельности человека, в приобретенных им навыках, в контексте же исследования - в навыках письма.

Отвечая на этот вопрос, психологи традиционно ссылаются на общепсихологическую теорию деятельности. Она создана в советской психологии и обязана работам Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и других исследователей. Данная теория представляет действия и реакции человека активными, а не реактивными, в отличие от подходов, разработанных в рамках рефлексологии и бихевиоризма, где человек рассматривался как существо реагирующее, целиком зависимое от внешних стимулов. В соответствии с вышеназванной теорией любая деятельность реализуется посредством внутреннего импульса побуждения личности.

В этом контексте существует две трактовки деятельностного подхода: С.Л. Рубинштейна, сформулировавшего принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева, разработавшего проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. Причем А.Н. Леонтьев развивает положение С.Л. Рубинштейна, считая, что сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность - оно «встроено» в деятельность и

~53

неразрывно с ней . [52] [53]

Сказанное относится не только к деятельности и действиям, но и к «операциям» - так в теории деятельности называют навыки и их комплексы. Следовательно, формирование функционально-динамического комплекса

навыков письма также опосредовано сознанием, в том числе его ценностномотивационным (смысловым) компонентом, который, помимо прочего, определяет психологические свойства личности.

Однако стоит отметить, что данная теория учитывает лишь сознательную составляющею деятельности, игнорируя инстинктивные формы поведения, влияние внешних воздействий и участие бессознательных компонентов психики. Последние широко освещены в теории психоанализа, повлиявшего на возникновение проективной психологии. Представляется необходимым более подробно остановиться на упомянутой отрасли, поскольку попытки психологов рассматривать почерк в качестве проекции психологических свойств исполнителя рукописи отчасти находят в ней теоретическое обоснование.

Проекция в психологии - это любое проявление психической реальности индивида в его деятельности, а проективная психология - направление по работе с индивидом в контексте взаимодействия с создаваемыми им образами, имеющими косвенные опосредованные связи с его личностью.

Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Франк, объединив уже известные психодиагностические методики: ассоциативный тест Юнга, тест Роршаха, ТАТ (тематический апперцептивный тест) и другие. Все они направлены на установление особенностей личности, наименее доступных непосредственному наблюдению или опросу[54].

Ранее мы отметили, что проективная психология изначально формировалась под влиянием психоанализа. Напомним, что в психоаналитических теориях сущность личности рассматривается как продукт преобразований инстинктивных влечений под воздействием социальных и культурных требований среды, одна из задач проективного метода - выявление подобных неосознаваемых тенденций и их трансформаций.

Помимо психоанализа, на становление проективной диагностики повлияла холистическая психология, использующая проекцию как средство изучения путей и способов организации индивидом своего физического и социального опыта, субъективных представлений о себе и своем социальном окружении.

Несмотря на относительную завершенность указанных выше исходных концепций, проблемы теоретического обоснования рассматриваемого вида психодиагностики еще существуют. Данная ситуация прослеживается и в истории развития проективной психотехники. Проективные методики создавались, начиная с 30-ых г. XX в., одни - эмпирическим путем, другие - на основе общепсихологических или частных концепций. Их возникновение изначально было связано с потребностями клинической психологии - диагностикой дезадаптированной личности. Однако со временем такие методики начинают использоваться более широко - как средство установления индивидуальнопсихологических особенностей личности.

Современный проективные методики характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множество интерпретаций при восприятии ее индивидом. Используются неопределенные стимулы, которые испытуемый должен сам дополнять, расшифровывать, развивать. Например, предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование абстрактным очертаниям. Предполагается, что в ответах будет вырисовываться уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля обследуемого, обусловленная, в числе прочего, его психологическими свойствами.

Среди проективных методик различают: ассоциативные (Тест Роршаха, тест Хольцмана, в которых испытуемые создают образы по стимулам - пятнам; тест завершения неоконченных предложений); интерпретационные (тематический апперцепционный текст - предполагает толкование социальной ситуации, изображенной на картине); экспрессивные (миокинетическая методика Мира-и-

Лопеса, анализ почерка, психодрама, тест рисунка человека, тест рисунка несуществующего животного)[55]. Некоторые методики последней группы решают задачи, по своей природе схожие с задачами установления психологических свойств исполнителя рукописи по почерку. Рассмотрим их более детально.

Концепцию миокинетической методики сформулировал Е. Мира-и-Лопес в 1939 г.: психологическое пространство не нейтрально и всякое движение в нем приобретает кроме механического эффекта особое значение в соответствии со смыслом его выполнения для субъекта. Если предложить испытуемому делать движения в разных направлениях пространства, не позволяя ему зрением контролировать их протяженность и направление, можно наблюдать систематическое отклонение данных движений. Это указывает на доминирующую группу мышц испытуемого, которая служит индикатором доминирующей группы его действий в пространстве[56]. Методика включает 7 тестов, названных по типу геометрических фигур, выпоняемых испытуемым: «линеограмма», «параллели», «цепи», «UL1», «кружки», «зигзаги», «лестница».

Произвольность теоретических построений Мира-и-Лопеца очевидна. Данные о валидности и надежности методики нуждаются в уточнении. Однако отметим, что в 1976 году Н.А. Розе-Грищенко и Л.А. Головей проведено исследование, в ходе которого результаты, полученные с помощью рассматриваемой методики, сопоставлены с объективными показателями интеллекта, нейродинамики и некоторых психологических свойств личности. По его результатом советские ученые сделали вывод, что психомоторные показатели связаны не только с энергетическими функциями организма, но и обуславливают структуру личности.

Вторая из интересующих нас методик так и называется «анализ почерка». Ее концепция основана на положениях, разработанных в области экспериментальной графологии. Рассматривать данную методику как собственно психодиагностическую вряд ли уместно, хотя некоторые исследователи придерживаются другого мнения, относя ее к группе проективных методик[57]- Как бы то ни было, уровень разработки «анализа почерка» даже как психодиагностической методики позволяет использовать ее в криминалистической диагностике психологических свойств личности по почерку с той же долей доверия, с какой учитываются графологические изыскания, то есть, весьма небольшой.

Очевидно, что вышеприведенные проективные методики имеют под собой не многим более прочное научное обоснование, чем криминалистическое установление психологических свойств личности по почерку. Однако они повсеместно используются не только в целях диагностики таких свойств, но и решают задачи профориентирования и профотбора, психотерапии и коррекции свойств личности, ведущих к деструктивному поведению. Эффективность и польза таких методик у практикующих психологов сомнения не вызывают.

Общей же для обоснования проективной психодиагностики и диагностики психологических свойств личности по почерку является понимание того, что психическая реальность человека, в том числе его психологические свойства, опосредованно выражаются в деятельности и ее продуктах, например, рисунке или рукописи. Проведенный в настоящем параграфе анализ обнаружил: то же утверждение «прошивает красной нитью» Теорию уровней построения движений, Теорию Функциональных систем, разработанную в физиологии, и

Общепсихологическую теорию деятельности. Общая теория личности и индивидуальности обосновывает принципиальную возможность

рассматриваемого явления, выделяя уникальность каждой личности и предлагая всевозможные варианты типологизации ее индивидуально-психологических особенностей. На положении о неповторимости набора свойств и признаков любого объекта действительности, в том числе человека, основана и теория криминалистической идентификации. Тесно связно с ней учение о криминалистической диагностике, которое раскрывает саму возможность проведения исследований, подобных нашему. Криминалистическое учение о навыках и привычках человека также выдвигает положение о «связи навыков и привычек с психофизиологическими, физическими и социальными качествами »[58]. Это утверждение распространяется и на комплекс письменно-двигательных навыков. В конце концов, и учение о почерке как объекте криминалистического исследования содержит в себе утверждения, составляющие научное обоснование возможности установления психологических свойств исполнителя рукописи по почерку. Они заложены в понятии письма и почерка, в основах формирования и реализации письменно-двигательного функционально-динамического комплекса навыков человека, в криминалистических свойствах почерка. Вопрос значения последних для решения рассматриваемых задач требует отдельного внимания.

 

Жижина М.В. Судебно-почерковедческая экспертиза документов:

практическое пособие. - М.: Юрлитинформ, 2006. С.11.

[2] Орлова В.Ф. Судебно-почерковедческая диагностика. - М., 2006. С.5.

[3] Там же. С.24.

[4] Алексовский С.Ю., Комиссарова Я.В. Основы графологии. - М., 2006. С.8.

[5] Винберг Л.А., Шванкова М.В. Почерковедческая экспертиза. - Волгоград, 1977. С. 26.

[6] Klages L. Die Handshrift des Menschen. Munhen, 1964.

7Лисиченко В.К., Липовский В.В. Исправленному не верить. Вопросы судебного почерковедения. - Киев, 1990. С. 103-104.

о Бобовкин М. В. Теория и практика судебно-диагностической экспертизы письма лиц, находящихся в психопатологическом состоянии: дисс. ... докт. юрид. наук: 12.00.09 / Бобовкин Михаил Викторович. - Волгоград, 2005. С 148.

[9] Tittel K. Untersuchungen uber Schreibgeschwindigkeit «Psichologie des Schreibens und der Handchrift». Munchen,1934. Bd.11. H1.

[10] Wieser R. Personlichket und Handschrift. Munchen, 1956.

[11] Моргенштерн И.Ф. Психографология: наука об определении внутреннего мира человека по его почерку. - Спб., 1994. С. 7-8.

[12] Маяцкий. В. Графология /Репринтное воспроизведение издания/ М. 1907. - М., 1990. - 64с.

13Там же. С. 5-6.

[14] Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность: Способ определения характера по почерку. Графологический метод изучения личности. - М.: СТ, 1993. 112с.

[15] Буринский Е.Ф. Судебная экспертиза документов. - С-Пб.,1903. С. 190.

[16] Langenbruch W. Praktische Menschenkentntnis auf Grand der Handschrift. Berlin.1922.

[17] Fahrenberg J. Graphometrie. Freiburg, 1961.

[18] Fahrenberg J. und Conrad W. Eine explorative Faktorenanalyse graphometrischer und psychometrischer Daten. Zeitschrift exp. angew. Psychol., 1965. P. 223-238.

[19] Lockowandt О. Farktorenanalytische Validierung der Handschrift mit besonderer Berucksichtigung projektive Methoden. Freiburg, 1966.

[20] Prystaw G. Beitrag zur faktorenanalytischen Validierung der Handschrift. Freiburg, 1969.

[21] Linster H.-W. Eine Validitatsuntersuchung graphometrischen Variablen. Freiburg, 1969.

22Dietrich W. Statisisce Untersuchungen uber den Zusammenhang von Schriftmerkmalen Psychologie des Schreibens und der Handschrihandschrift. Munchen, 1937.

[23] Fischer G. «Zur faktoriellen Struktur der Handschrift», Zeitschrift exp. angew. Psychol., 1964. 11. P. 254-280.

[24] Hofsomer W. et R. Holdsworth, «Die Validitat der Handschriftenanalyse bei der Auswahl von Piloten», Psychol. und Praxis, 1963, 7, P. 175-178.

[25] Seifert T. «Faktorenanalyse einiger Schriftmerkmale», Z. exp. angew. Psycol., 1964. 11. P. 645-666.

[26] Wallner T. Neue Ergebnisse experimenteller Untersuchungen uber die Reliabilitat von Handschriftvariablen, Zeitschrift furMenschenkunde, 1962. 26. P. 257-269.

[27] Singer A. Personality in handwriting. London, 1974.

[28] Eysenck J. Graphological Analysis and Psychiatry: An experimental Study. Brit. Journ. Psychol, 1945. P.35.

[29] Eysenck J. Neuroticism and Handwriting. J. of Anormal and Social Psychol., 1948. P.43.

[30] Beck J. Handwriting identification and Graphology.Forensic Sciences. JFS. Vol. 9. №4. 1964. P. 477-484.

[31] Кречмер Э. Строение тела и характер. - М.: Апрель-Пресс: Эксмо Пресс, 2001. - 331с.

[32] Periot M., Brosson P. Morpho-phisiologie de l’ecriture. Paris, 1957 // Сборник переводов по криминалистической технике. №3. Почерковедческие исследования (1951-1964 гг.): НИИ МВД СССР.

[33] Орлова В.Ф. Судебно-почерковедческая диагностика. - М., 2006. С.24.

[34] Там же. С. 27.

35Володина Н., Орлова В. Графология и судебное почерковедение // Российская юстиция, 2000. №12. С. 45.

[36] Буринский Е.Ф. Судебная экспертиза документов. - СПб. 1903. С. 189.

[37] Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М. Изд-во АМН СССР. 1950, С.257.

[38] Борягин Г.И. О научных основах советской графической экспертизы // Сб. работ по криминалистике (Графические исследования): НИИ МВД СССР. - М., 1957. №3. С.33.

[39] Борягин Г.И. О научных основах советской графической экспертизы // Сб. работ по криминалистике (Графические исследования): НИИ МВД СССР. - М., 1957. №3. С.35.

[40] Гурьянов Е.В. Индивидуальные различия в графических навыках письма // Известия АПН РСФСР. - М., 1952. Вып. 42.

[41] Орлова В.Ф. Судебно-почерковедческая диагностика. - М., 2006. С.32.

[42] Орлова В.Ф., Славуцкая И.А. Исследование возможностей письменнодвигательного навыка с помощью электромиографической методики // Тр. ЦНИИСЭ. - М., 1970. Вып.2; Семина Л.Р., Славуцкая И.А., Ханжанбеков М.И. Использование физиологических методов исследования в судебном почерковедении // Тр. ВНИИСЭ. - М., 1972. Вып 4; Семина Л.Р., Славуцкая И.А. Дифференциация высоковыработанных почерков по степени совершенства системы движений. Метод. письмо. - М.: ВНИИСЭ, 1979.

[43] Герасимов А.Н. Погибко Ю.Н. и др. О зависимости психологических параметров личности исполнителя рукописного текста от половой принадлежности // Актуальные проблемы судебной экспертизы и криминалистики: Тез. науч.-практич. конф. - Киев, 1993; Герасимов А.Н. Погибко Ю.Н. Установление пола исполнителя текста, выполненного почерком высокой и выше средней степени выработанности. Метод письмо. - М., 1993; Сидельникова Л.В., Герасимов А.Н. Установление пола, возраста и психологических характеристик исполнителя текста, выполненного почерком высокой и выше средней степени выработанности. Метод письмо. - М., 1993.

[44] Герасимов А.Н., Сидельникова Л.В. Комплексная методика установления пола, возраста и психологических свойств исполнителя текста, выполненного почерком высокой и выше средней степени выработанности. Гос. учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации. - М., 2005.

[45] Симакова Е.С. Отражение в почерке психологических свойств и состояний личности (криминалистический, уголовно-процессуальный и психологический аспекты): дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.09 / Симакова Елизавета Сергеевна. - Томск, 2003. С 71.

[46] Попова О.А. Диагностическое исследование почерка как основа выявления типа мыслительных задач исполнителя рукописи: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.09 / Попова Олеся Анатольевна. - Томск, 2011. 213с.

[47] Алексовский С.Ю. Комиссарова Я.В. Основы графологии. - М., 2006. 216с.

[48] Там же.

[49] Там же. С. 169.

[50] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 339с.; Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1985; Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. 254с.; Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды. - М.-Воронеж, 1996. 446с.; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. второе. - М., 1946. 703с.; Русалов В.М. Биологические основы индивидуально- психологических различий. - М., 1979. 352с.

[51] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Издание второе. - М., 1946 - 703с.; Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.

536с.; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 303 с.; Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического

исследования. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 105с.

[52] Беллак Л., Абт Л.Э., Оллпорт Г.У. и др. Проективная психология. - М.,2000. - 528 с.; Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию / Л.Ф Бурлачук. - Киев: Ника-Центр, 1997. - 128 с.; Савенко Ю.С. Проективные методы в изучении бессознательного / Ю.С. Савенко // Бессознательное. Природа; Функции. Методы исследования: -Тбилиси, 1978. Т.З. - С.632-637; Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 176с.

[53] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304с.

[54] Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 4.

[55] Там же. С. 5.

[56] Мира-и-Лопес Е. Графическая методика исследования личности. - СПб: Речь, 2002.

[57] См., например: Соколова Е.Т. Указ. раб.; Осекова О.В. Графологические средства отражения индивидуально-психологических особенностей личности: дисс. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / Осекова Ольга Васильевна. - Новосибирск, 2003. 251с.

[58] Чулахов В.Н. Криминалистическое учение о навыках и привычках человека. - М.: Юрлитинформ, 2007. С.13.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (06.05.2017)
Просмотров: 691 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%