Судебное почерковедение тесно связано с естественными науками, в развитии его научных основ, разработке методик решения различных задач судебно-почерковедческой экспертизы эксперимент играл и продолжает играть большую роль[1]. То же можно сказать и об исследованиях в области диагностики психологических свойств личности по почерку. Формирование научных и методических основ рассматриваемой сферы познания требует проведения обширных междисциплинарных экспериментальных исследований.
С помощью методики установления психологических свойств по почерку[2] диагностируются следующие биполярные психологические свойства: отчужденность (отзывчивость), низкий (высокий) интеллект, эмоциональная неустойчивость (устойчивость), беспечность (рассудительность),
безответственность (сознательность), робость (смелость), жесткость (мягкость), подозрительность (доверчивость), радикализм (консерватизм),
недисциплинированность (дисциплинированность), напряженность
(расслабленность). С одной стороны, очевидна ограниченность перечня диагностируемых с помощью имеющейся методики психологических свойств, с другой - потребность оперативно-розыскной и следственной практики в его увеличении.
Мы провели собственный эксперимент, в котором попытались найти пути решения проблемы расширения диагностируемых по почерку психологических свойств личности. Сразу оговоримся, что данное исследование в виду небольшого количества выборки и особенностей применения математического аппарата является пилотным, ориентирующим и может рассматриваться только как пробный вариант решения задач криминалистического установления психологических свойств личности по почерку.
Целью проводимого исследования было установление статистически часто встречающихся признаков почерка в условиях выраженности тех или иных психологических свойств исполнителей экспериментальных рукописей.
Эксперимент планировался исходя из гипотезы, что наиболее выраженные психологические свойства личности исполнителя рукописи статистически связаны с отдельными общими и частными признаками и группами признаков его почерка.
Выдвинутая гипотеза и цель исследования определили следующие его задачи:
выбор психодиагностической методики, позволяющей получить начальные сведения о психологических свойствах испытуемых;
проведение опроса участников эксперимента на основе выбранной методики, составление личностного профиля каждого из них с выделением наиболее выраженных психологических свойств;
получение и отбор экспериментальных образцов почерка испытуемых;
проведение на основе полученного материала статистического анализа частоты встречаемости признаков почерка в условиях выраженности психологических свойств исполнителей рукописей.
Решение поставленных задач требовало применения целого ряда методов: общенаучных (обобщения, сравнения, анализа, моделирования, комплексирования); частнонаучных (измерения, собственно экспериментального метода, моделирования); специальных (графического - составления таблицы- разработки; математического - метода вероятностно-статистического анализа;
инструментального, количественного, качественно-описательного, метода
психологического тестирования, и т.д.).
В ходе решения первой задачи мы учли, что для изучения свойств личности в экспериментальных исследованиях, предпринимаемых для создания
диагностических экспертных методик, очень важно, чтобы методы тестирования отвечали требованиям надежности и валидности[3]. Под надежностью в данном случае понимается относительное постоянство, устойчивость и согласованность результатов психодиагностической методики при первоначальном и повторном применении на одних и тех же испытуемых.
Вопрос о валидности методики решается после установления ее надежности. Валидность - понятие, определяющее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает[4] [5]. Она подразумевает адекватность, эффективность методики относительно предмета решаемой задачи.
Диагностическая методика должна быть стандартизированной, отвечать
единым требованиям к процедуре эксперимента и содержать одинаковые
108
критерии оценки результатов испытаний .
Методиками, подходящими для целей нашего исследования,
представлялись те, которые в качестве инструмента используют личностные опросники, самоотчеты, шкалы самооценок и т.п. Благодаря простоте получения информации они занимают ведущее положение в личностных психологических исследованиях. Данные методики применяются, если отсутствует возможность в течении длительного срока наблюдать и регистрировать реальное поведение испытуемых в повседневной жизни или моделировать для объектов изучения экспериментальные ситуации. Методики-опросники были предпочтительны также тем, что полученная с их помощью информация имеет численное выражение по каждому из исследуемых психологических свойств и может быть заложена для обработки в ЭВМ.
Отметим, что с использованием психологических тестирований уже проводились экспериментальные исследования с целью создания методики определения психологических свойств личности по почерку[6]. Однако данные психодиагностические опросники (Р.Б. Кеттела «Шестнадцать личностных факторов», К. Леонгарада, УСК - уровня субъективного контроля) по современным меркам недостаточно надежны ввиду отсутствия в них проверочных шкал.
Руководствуясь названными требованиями, изначально мы обратили внимание на широко используемую в отечественной психологии психодиагностическую методику MMPI (Миннесотский многофазный личностный опросник - метод психодиагностического исследования индивидуальных особенностей и психических состояний личности, относящийся к категории личностных опросников), разработанную клиническими психологами С. Хатуэем и Дж. Маккинли[7]. Она оснащена проверочными шкалами, то есть в случае невнимательного или недобросовестного отношения испытуемого к исследованию это непременно проявляется в итоговом личностном профиле[8]. Тогда он признается ненадежным, что исключает дальнейшую объективную интерпретацию результатов. Однако данная методика предпочтительна для диагностики психопатологических свойств личности, в то время как перед нами стояла задача диагностирования психологических свойств личности, имеющих хоть и выраженный, но не патологический характер.
Задавшись целью подобрать психодиагностическую методику, более подходящую для решения задач планируемого экспериментального исследования, достоверность и надежность которой были бы такого же высокого уровня, мы остановились на Калифорнийском Психологическом Опроснике (CPI). Он представляет собой комплексный психодиагностический инструментарий, имеющий высокие психометрические характеристики, предназначенные для целостного психологического описания личности[9]. Первоначальный вариант методики разработан в 1956 г. под руководством X. Гоуха. Данный опросник, с некоторыми изменениями, и сейчас используется для диагностики в индивидуальной и групповой форме. В 1995г. его перевели на русский язык и адаптировали психологи И.М. Дашкова и Н.Л. Курганский.
Что касается валидности и надежности рассматриваемого инструмента внеклинического изучения личности, то он, как MMPI, имеет шкалы достоверности, позволяющие определить надежность результатов тестирования.
Однако для получения конечного результата недостаточно было только правильно выбрать методы исследования, значение имел характер самого эмпирического материала, который должен отвечать требованиям
репрезентативности по количеству и качеству. Проблемы выборки испытуемых, а также другие вопросы, возникшие в ходе реализации второй и третей задач экспериментального исследования, были решены в рамках следующих этапов.
Этап первый. Формирование выборки испытуемых и получение образцов почерка ее представителей.
В ходе отбора участников эксперимента учитывались их половая и возрастная дифференциация. Количество мужчин и женщин, участвовавших в эксперименте, было примерно равным. Национальная принадлежность лиц - различная. Социальный и профессиональный статус - разнообразен. В эксперименте участвовали преподаватели, врачи; сотрудники силовых подразделений (в том числе ОВД); лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы; безработные, студенты и т.д. Тем самым мы минимизировали влияние тенденций гендерного, национального и социального факторов. При определении возрастных границ испытуемых пришлось отказаться от привлечения к эксперименту несовершеннолетних, так как их ПД ФДКН до конца не сформирован, а психологические свойства еще не получили устойчивый характер. Почерки пожилых людей и старческие почерки тоже не использовались в ходе исследования в виду возможных деструктивных изменений ПД ФДКН их обладателей. В итоге, возрастная граница участников была определена диапазоном от 20 до 60 лет.
Испытуемые выполняли рукописи в привычных для них условиях - при достаточном освещении, комнатной температуре и т.д. Никто не воздействовал на позу исполнителя рукописи, положение листа бумаги и способ держания пишущего прибора. Ограничений по времени, количеству предоставленных листов бумаги не было. Для выполнения текстов предоставлялись стандартные нелинованные листы бумаги белого цвета формата А4 и шариковые ручки.
Участникам эксперимента предлагалось переписать текст смешанного состава[10], содержащий 2500 печатных знаков (без пробелов), что составляет от 2 до 4 страниц рукописного текста. По его написании на тех же листах предлагалось указать пол, возраст, национальность и профессию. Поскольку исследование было анонимным, фамилии и инициалы разрешалось вписать по желанию.
В описанных условиях мы получили 434 образца почерка, что позволило перейти ко второму этапу исследования: проведению с испытуемыми психодиагностического тестирования по методике CPI. Конструктивно опросник выполнен в форме буклета, содержащего 434 утверждения, большинство которых касается типичных поведенческих паттернов и привычных мнений по различным вопросам. В результате обработки полученных ответов вычисляются оценки по 18 шкалам опросника, которые кладут в основу построения психологического профиля каждого из испытуемых.
Участники эксперимента должны были опровергнуть или принять утверждения, содержащиеся в опроснике, а ответы занести в формализованный бланк. Перед началом тестирования опрашиваемых проинструктировал специалист-психолог, который также оказывал помощь при возникновении затруднений в понимании утверждений по ходу проведения тестирования. Таким образом, мы получили 434 заполненных бланка.
Третьим этапом экспериментального исследования явилась обработка результатов психологического тестирования. Для ее реализации был использован аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр»[11], который позволил получить личностные профили каждого из испытуемых.
Располагая результатами психологического тестирования и экспериментальными образцами почерка, мы перешли к четвертому этапу эксперимента - определению пригодности собранного материала для дальнейшего исследования.
Этот этап состоял из двух блоков: первый - определение пригодности экспериментальных образцов почерка; второй - отбор валидных психологических профилей.
В первом блоке критерием отбора выступала степень выработанности почерка. К дальнейшему исследованию были допущены только рукописи, содержащие почерк высокой и выше средней степени выработанности. Это обусловлено тем, что он больше приспособлен к скорописному письму и его признаки более устойчивы.
Во втором блоке мы отобрали психологические профили испытуемых. После обработки регистрационных бланков с помощью АППК
«Мультипсихометр» выяснилось, что некоторые из них недостоверны. Диагностировать это помогли проверочные шкалы, предусмотренные методикой. Обладатели невалидных профилей в ходе заполнения бланка либо оценивали не все утверждения, либо стремились намеренно улучшить свои результаты.
Раскрывая дальнейшие критерии отбора, поясним, что методика CPI включает в себя 36 шкал. Одна их часть предназначена для оценки психологических свойств, другая - выполняет вспомогательную функцию при построении и оценке достоверности психологического профиля. Распознанные с помощью специальной программы ответы испытуемых переводились в шкальные оценки - «сырые» и «Т» баллы. По шкалам опросника были построены личностные профили респондентов, с учетом полученных баллов. Упомянутые баллы позволяют в числовом выражении оценить степень выраженности тех или иных психологических свойств испытуемых. Свойство считается ярко выраженным, если показатель шкалы, ему соответствующей, достиг или превысил 60 T-баллов.
Исключив вспомогательные шкалы, мы оставили для дальнейшей оценки те, которые соответствовали следующим психологических свойствам: доминирование (условно обозначается как Do), способность к статусу (Sy), общительность (Sa), независимость (In), эмпатия (Em), ответственность (Re); самоконтроль (S^, хорошее впечатление (Gi), толерантность (To), достижение через подчинение (A^, достижение через независимость (Ai), интеллектуальная эффективность (Ie), психологический склад ума (Py), гибкость (Fx), женственность-мужественность (Fe).
«T» баллы по перечисленным шкалам были занесены в отдельную таблицу (см. Приложение №1, Таблица 1). Напомним, что мы анализировали результаты психодиагностического тестирования лишь тех участников эксперимента, чьи профили были валидны, а образцы почерка признаны пригодными для исследования. Их по итогам отбора осталось 344.
Для дальнейшей работы рассматривались только явно выраженные психологические свойства. Другими словами, те испытуемые, личностный профиль которых ни по одной из выбранных 15 шкал не достиг значения 60, мы в дальнейшем анализе не использовали. По этому критерию непригодными были признаны 112 профилей.
В результате проделанной работы мы завершили четвертый этап исследования, получив 232 валидных профиля испытуемых, каждый из которых содержал одно или несколько ярко выраженных психологических свойств и соответствующие им экспериментальные образцы почерка высокой и выше средней степени выработанности;
Располагая данным материалом, мы приступили к пятому этапу - выбору признаков почерка для проведения экспериментального исследования. При отборе общих признаков мы не рассматривали те, что отражают степень и характер сформированности письменно -двигательного навыка, так как они были оценены в ходе установления пригодности экспериментальных образцов. Поскольку исследование носило пилотный характер, мы ограничили исследуемый перечень общих и частных признаков почерка до 81(см. Приложение №2).
Далее мы перешли к изучению признаков почерка в пригодных образцах, перейдя к шестому этапу эксперимента. Полученные результаты были занесены в таблицу, разбитую на ячейки. Наличию того или иного признака почерка в конкретной рукописи соответствовала «1», отсутствию - «0».
Заключительный седьмой этап предполагал работу с данными, занесенными в разработанные таблицы. Для всех признаков почерка, образующих
совокупность Х = (х1, х2, х3.......... х1) определялись показатели частоты
встречаемости в каждой из приведенных выше шкал с помощью следующей формулы:
„ . moi
Pxi =--- ,
n
где m - количество рукописей, обладающих признаком xi в рамках конкретной
шкалы; n - общее количество рукописей в выборке.
На основе полученных статистических данных, из совокупности Х были
выделены признаки почерка, частота встречаемости которых в условиях высоких
показателей шкал, соответствующих доминирующим психологических
свойствам, превышена по сравнению с установленной для данных признаков
средней частотой встречаемости.
Результаты приведены в нижеследующей таблице:
Частные и общие признаки почерка, имеющие высокую частоту встречаемости при наличии выраженного психологического свойства у исполнителя рукописи
-малый размер красных строк;
-размер интервалов между словами большой;
-сложность движений при выполнении строчной буквы «к» упрощена за счет выполнения ее по типу строчной буквы «п» или строчной буквы «и»;
-протяженность движений при выполнении подстрочных элементов строчных букв «д», «з», «р», «у» увеличена по вертикали;
-протяженность движение при выполнении надстрочной части первого элемента строчной буквы «р» увеличена по вертикали.
общительность (Sy) -размер интервалов между словами малый;
-сложность движений при выполнении строчной буква «а» упрощена за счет выполнения ее по типу строчной буквы «я»;
-сложность движений при выполнении строчной буквы «у» усложнена за счет изменения направления, формы и увеличения протяженности по горизонтали второго элемента;
-дуговая форма соединения 1-го элемента со 2-ым при выполнении строчной буквы «к»;
-количество движений при выполнении строчных букв
уменьшено за счет утраты заключительных частей элементов.
-левый наклон букв или отсутствие наклона;
-малый размер букв;
-большой разгон букв;
-нажим слабый;
-конфигурация линии поля выпуклая (вогнутая); -направление линии письма в строке опускающееся; -сложность движений при выполнении строчной буквы «р» упрощена за счет изменения формы и направления 2го элемента;
-количество движений при выполнении строчных букв «а», «б», «в», «д», «о» уменьшено за счет утраты части овального элемента.
-нажим средний;
-конфигурация линии поля извилистая;
-завитковая форма движения при выполнении первого элемента цифры «3»;
-отсутствие соединения 1 и 3 элементов цифры "5"
-неустойчивый размер букв;
-неустойчивый размер красных строк;
-размер интервалов между строками средний; -направление линии письма в строке горизонтальное. -количество движений при выполнении строчной буквы «т» увеличено за счет наличия дополнительного заключительного штриха;
-количество движений при выполнении строчной буквы «ш» увеличено за счет наличия дополнительного заключительного штриха;
-сложность движений при выполнении строчной буквы «д» упрощена за счет выполнения ее по типу специальной конструкции;
-левоокружное петлевое движение при выполнении верхней части строчной буквы «г».
-простое строение почерка;
-преимущественная форма движений дуговая;
-наклон букв отсутствует;
-малый размер букв;
-расстановка знаков широкая;
-нажим сильный;
-размер полей большой;
-форма левого поля трапециевидная (левонаклононная); -большой размер красных строк;
-сложность движений при выполнении строчной буква «а» упрощена за счет выполнения ее по типу строчной буквы «я»;
-сложность движений при выполнении строчной буквы «к» упрощена за счет выполнения ее по типу строчной буквы «п» или строчной буквы «и»;
-сложность движений при выполнении строчной буквы «п» усложнена за счет выполнения ее по типу печатной; -прямолинейная форма движения при выполнении левой части 1-го элемента строчной буквы «б».
-прямолинейная форма движения при выполнении второго элемента цифры «2».
самоконтроль (Sc) -упрощенное строение почерка;
-связность почерка низкая;
-малый размер полей;
-малый размер красных строк или их отсутствие; -сложность движений при выполнении строчной буквы «ж» усложнена за счет изменения формы, направления и увеличения протяженности при соединениях элементов; -сложность движений при выполнении строчной буквы «ы» усложнена за счет выполнения ее по типу буквы «н».
хорошее -связность почерка низкая;
впечатление (Gi) -малый размер полей;
-форма левого поля трапециевидная (правонаклононная); -малый размер красных строк или их отсутствие;
-размер интервалов между строками неустойчивый;
- направление линии письма в строке неустойчивое. -сложность движений при выполнении строчной буква «а» упрощена за счет выполнения ее по типу строчной буквы «я»;
-точка начала выполнения второго элемента цифры «2» - в средней части первого элемента.
Толерантность (To) -простое строение почерка;
-связность почерка высокая;
-средний размер букв;
-средний разгон букв;
-размер полей большой;
-конфигурация линии поля извилистая;
-размер интервалов между словами средний;
-размер интервалов между строками малый; -направление линии письма в строке поднимающееся; -сложность движений при выполнении строчной буквы «к» упрощена за счет выполнения ее по типу строчной буквы «п» или строчной буквы «и»;
-сложность движений при выполнении строчной буквы «у» усложнена за счет изменения направления, формы и увеличения протяженности по горизонтали второго элемента;
-количество движений при выполнении строчных букв «а», «б», «в», «д», «о» уменьшено за счет утраты части овального элемента.
-расстановка знаков узкая;
-размер полей большой или средний;
-размер красных строк большой или средний;
-размер интервалов между словами большой или средний;
-количество движений при выполнении строчной буквы «ш» увеличено за счет наличия дополнительного заключительного штриха;
-протяженность движение при выполнении надстрочной части первого элемента строчной буквы «р» увеличена по вертикали.
-преимущественная форма движений угловатая; -связность почерка высокая;
-расстановка знаков узкая;
-конфигурация линии поля ломаная;
-размер интервалов между словами малый;
-направление линии письма в строке опускающееся; -количество движений при выполнении строчной буквы «ш» увеличено за счет наличия дополнительного заключительного штриха;
-сложность движений при выполнении строчной буква «й» усложнена за счет соединения элементов между собой и увеличения по вертикали 3-го элемента; -прямолинейная форма движения при выполнении второго элемента цифры «2».
-большой разгон букв;
-форма левого поля трапециевидная (левонаклононная); -конфигурация линии поля извилистая;
-размер интервалов между словами большой;
-сложность движений при выполнении строчной буква «й» усложнена за счет соединения элементов между собой и увеличения по вертикали 3-го элемента; -протяженность движений при выполнении подстрочных элементов строчных букв «д», «з», «р», «у» увеличена по вертикали;
-протяженность движение при выполнении надстрочной части первого элемента строчной буквы «р» увеличена по вертикали.
-простое строение почерка;
-большой разгон букв;
-размер полей средний;
-размер красных строк средний;
-размер интервалов между строками большой; -прямолинейная форма движения при выполнении левой части 1-го элемента строчной буквы «б».
-упрощенное строение почерка;
-преимущественная форма движений угловато -петлевая; -связность почерка средняя;
-правый наклон букв;
-средний размер букв;
-средний разгон букв;
-расстановка знаков средняя;
-нажим сильный;
-размер полей неустойчивый;
-форма левого поля трапециевидная (правонаклонная); -конфигурация линии поля извилистая;
-малый или неустойчивый размер красных строк;
-размер интервалов между строками неустойчивый (от большого до малого);
-направление линии письма в строке горизонтальное; -количество движений при выполнении строчной буквы «т» увеличено за счет наличия дополнительного заключительного штриха;
-количество движений при выполнении строчной буквы «ш» увеличено за счет наличия дополнительного заключительного штриха;
-сложность движений при выполнении строчной буквы «з» упрощена за счет выполнения ее по типу специальной конструкции;
-сложность движений при выполнении строчной буква «л» усложнена за счет изменения направления движения
при выполнении первого элемента и наличия дополнительного элемента;
-прямолинейная форма движения при выполнении 3 -го элемента строчной буквы «ц»;
-количество движений при выполнении строчных букв «а», «б», «в», «д», «о» уменьшено за счет утраты части овального элемента;
-отсутствие соединения при выполнении 1-го и 3-го элементов цифры «5».
(Бе) -простое строение почерка;
-преимущественная форма движений петлевая;
-правый наклон букв;
-расстановка знаков средняя;
-размер полей малый;
-форма левого поля прямоугольная;
-малый размер красных строк или их отсутствие;
-размер интервалов между строками малый;
-направление линии письма в строке неустойчивое; -сложность движений при выполнении строчной буквы «ы» усложнена за счет выполнения ее по типу буквы «н»;
-левоокружное петлевое движение при выполнении верхней части строчной буквы «г».
Приведенные статистические зависимости не стоит воспринимать как абсолютные. Выделенные в рамках эксперимента признаки не могут на данной стадии разработки рассматриваться как классификационно-диагностические, так как проявление любого признака почерка - идентификационного, собственнодиагностического или, как в нашем случае, классификационно-диагностического жестко не детерминировано, поскольку вероятно влияние на его проявление сбивающих факторов и типологического своеобразия исполнителя рукописи (пола, возраста, национальности, профессии и т.д.).
Если следовать приведенному нами общему алгоритму экспериментального исследования, для получения более достоверных результатов необходимо изучение нескольких тысяч образцов. Только из массива подобного объема возможно в чистом виде выделить не менее ста испытуемых для каждой из рассматриваемых шкал психологического профиля (например, сто испытуемых имеющих высокие значения по шкале «То», сто - по шкале «Ie», сто - по шкале «Fx» и т.д.) и далее работать не с ограниченным перечнем признаков, а оценивать их полный диапазон. Задача подобного масштаба не может быть решена в рамках кандидатской диссертации в силу ограниченности ее ресурсного обеспечения. Подобные исследования реализовываются научными коллективами в течение многих лет, поэтому проведенный нами эксперимент носит пилотный, поисковый характер.
Мы лишь надеемся, что предложенный нами алгоритм решения задач по расширению психологических свойств личности, поддающихся криминалистической диагностике по почерку, будет воспринят как один из способов исследования данной проблемы.
[1] Орлова В.Ф. Судебно-почерковедческая экспертиза. Общая часть: теоретические и методические основы. - М., 2006. С. 154-157.
[2] Герасимов А.Н., Сидельникова Л.В. Комплексная методика установления пола, возраста и психологических свойств исполнителя текста, выполненного почерком высокой и выше средней степени выработанности. - М.: РФЦСЭ, 2005.
[3] Судебно-почерковедческая экспертиза: Общая часть. Теоретические и методические основы / Под науч. ред. В.Ф. Орловой. - М., 2006. С.19.
[4] Анастази А. Психологическое тестирование. Т.1. - М., 1982. 320с.
[5] Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. - Самара: Барах-М, 2001.
С.5.
[6] Алексовский С.Ю. Комиссарова Я.В. Основы графологии. - М., 2006. 216с.; Симакова Е.С. Отражение в почерке психологических свойств и состояний личности (криминалистический, уголовно-процессуальный и психологический аспекты). дисс. ... канд. юрид. наук. -Томск, 2003. 204с.; Попова О.А. Диагностическое исследование почерка как основа выявления типа мыслительных задач исполнителя рукописи. дисс. ... канд. юрид. наук. - Томск, 2011. 213с.
[7] Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. - СП-б., 2002. С.2
[8] В данном случае под профилем понимается диагностический факторный профиль - график (гистограмма) выраженности различных факторов, измеренных с помощью тестов у одного человека. Соотношение «пиков» (подъемов) и «впадин» (провалов) на таком графике наглядно отображает соотношение различных психологических свойств и тем самым описывает структуру способностей, мотивов (интересов), качеств характера человека.
[9] Петров В.Е., Сметанина Н.В. Калифорнийский психологический опросник - М., 2010. С.7
[10] Многие исследователи считают такой способ получения экспериментальных рукописей недостаточно эффективным, предпочитая иметь в качестве образца текст, исполнитель которого одновременно является его автором. Однако признаки письменной речи, которые могут оцениваться по такой рукописи, на данном этапе не являются предметом нашего исследования.
[11] Базовая конфигурация АППДК «Мультипсихометр» включает в себя ПЭВМ DIP и работает на основе программного обеспечения «Универсальная психодиагностическая система «Мультипсихометр»».
|