Среда, 27.11.2024, 07:55
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Использование результатов криминалистической диагностики психологических свойств исполнителя рукописи по почерку при расследовании преступлений

Прежде чем говорить о криминалистической диагностике психологических свойств личности по почерку, проанализируем и оценим традиционные средства и методы получения такой информации. Это позволит определить следственные и оперативно-розыскные ситуации, требующие дополнения или замены

упомянутых методов и средств на почерковедческое исследование, решающее задачи установления психологических свойств исполнителя рукописи.

Методы изучения личности как объекта тактического воздействия заимствуются из психологии. К ним относятся: наблюдение, беседа, обобщение независимых характеристик, биографический метод, анализ результатов деятельности[1]. Не теряя психологической природы, они приобретают специфику, обусловленную ситуацией предварительного расследования и характером решаемых криминалистических задач.

Один из основных методов - наблюдение, заключается в целенаправленном восприятии внешнего облика и психических особенностей человека, специфически проявляющихся в поведении. С помощью данного метода можно судить о темпераменте, волевых и эмоциональных свойствах объекта. Предметом наблюдения выступают: поведение, эмоциональные проявления, контакты и

групповые взаимодействия человека, высказываемые им мысли и мнения,

139

отстаиваемые ценностные предпочтения и переживания .

А.Р. Ратинов отмечает, что наблюдательность следователя означает умение подмечать и улавливать внешние проявления внутреннего мира людей, видеть и понимать «психологический подтекст» каждого движения, действия и поступка[2] [3]. Проблема в том, что такое «умение» выработано не у всех. Надежность метода снижается также субъективностью восприятия действительности, основанной на индивидуальности опыта, приобретенного каждым их наблюдателей. Можно выделить типичные ошибки, допускаемые субъектом наблюдения:

гала-эффект - грубое обобщение впечатлений, оценка в «черно-белых»

тонах;

эффект снисхождения - тенденция давать слишком положительную оценку наблюдаемым явлениям;

ошибка центральной тенденции - усреднение или нивелирование крайних признаков свойств, поведения;

логическая ошибка - некорректность умозаключения, например, суждение об интеллекте человека по его красноречию;

ошибка контраста - склонность субъекта наблюдения выделять в объекте наблюдения психологические свойства, противоположные своим[4].

В ходе наблюдения могут негативно воздействовать на восприятие стереотипы. Они формируются на основе обобщенного знания о категории людей, к которой относится объект изучения. По мере накопления профессионального опыта в сознании следователя формируется усредненное представление об отдельных типах участников расследования: обвиняемых, потерпевших, свидетелях и др.

Применение типовых моделей личности необходимы при выдвижении версий на первоначальном этапе расследования, когда следователь, дознаватель, сотрудник оперативно-розыскного подразделения не обладают необходимой информацией об изучаемом лице. Однако «присваивание» типичных психологических свойств конкретному участнику расследования провоцирует «безотчетное структурирование личности». В таком случае познание факта заменяется мнением о нем. Находясь под влиянием косного оценочного стереотипа, следователь воспринимает личность избирательно и неполно, с той позиции, которую диктует ему часто ошибочная установка. Искажение восприятия информации возникает тем больше, чем сильнее субъект изучения ориентирован на подтверждение заранее составленного мнения о личности, построенного на основе сложившегося стереотипа. Так, стереотип виновности обвиняемого проявляется в стремлении увидеть в поведении и личностных свойствах изучаемого лица только то, что подтверждает версию о его виновности. Следователь, подверженный влиянию такой установки, наблюдая за обвиняемым, обращает внимание только на явления и признаки, которые желает увидеть, чтобы подтвердить уже сложившееся в его сознании типичное представление о лице как «отрицательном субъекте»[5]. Алгоритмы восприятия личности вырабатываются не только в отношении обвиняемых (подозреваемых), но и свидетелей, потерпевших и других участников уголовного судопроизводства. Так, о потерпевших по делам об изнасиловании часто преобладает мнение как о женщинах легкомысленных, с неустойчивыми нравственными ценностями; в отношении свидетелей - что они лживы и склонны к конформному поведению. Следователь, находящийся под влиянием стереотипов, лишает себя средств эффективного тактического воздействия на объект изучения.

Таким же образом характеризуется и опосредованное наблюдение - разновидность метода наблюдения. В юридической психологии и криминалистической литературе под данным термином понимают наблюдение, «при котором субъект исследования воспринимает наблюдаемый объект через других лиц, как бы их органами чувств, получая от этих лиц информацию о наблюдавшемся событии, факте». Вопрос объективности «других лиц» в части диагностики личностных свойств остается открытым.

Кроме того, опосредованное наблюдение требует от следователя (дознавателя) проверки того, насколько сам наблюдатель способен объективно воспринимать и анализировать поступающую к нему информацию. Это усложняет получение криминалистически значимых сведений. Исключение составляет лишь наблюдение, осуществляемое по поручению следователя оперативным работником, специалистом либо экспертом (по постановлению), которое, будучи профессиональным, в большей степени претендует на объективность[6]. Представленное мнение в очередной раз подчеркивает необходимость расширения средств получения искомой информации именно за счет судебных экспертиз. В том числе рассматриваемого диагностического направления судебно-почерковедческой экспертизы.

Следующий метод изучения личности - беседа. Он основан на получении информации и познании психологических явлений путем речевого общения[7]. В ходе беседы диагностируются особенности интеллектуального развития и культуры изучаемого объекта, его профессиональные знания, мировоззрение, понимание правовых и морально-этических норм, уровень самооценки, отношение к определенным событиям, явлениям и лицам. Результативность метода зависит от прочности психологического контакта, установленного между собеседниками, что ограничивает его применение. Именно поэтому важно разрабатывать дополнительные средства получения искомой информации, к которым мы, опять же, относим судебно-диагностическую почерковедческую экспертизу в области установления психологических свойств исполнителя рукописи.

Еще одним методом получения информации о психологических свойствах личности является обобщение независимых характеристик. Он заключается в сборе и анализе сведений об изучаемом объекте, предоставленных лицами, наблюдавшими его в различной обстановке и в разное время. Применение данного метода позволяет узнать о проявлении психологических свойств изучаемого лица в бытовых и производственных условиях, установить особенности его отношений с окружающими. Сведения, исходящие от разных людей, должны оцениваться с позиции полноты, достоверности и объективности, поскольку часто содержат расхождения в оценке качеств характеризуемой личности. Различия эти закономерны, поскольку наблюдатели воспринимают объект в разное время и в различных ситуациях, когда психологические и иные свойства обвиняемого (подозреваемого) проявляются по-разному. Причиной расхождений в оценочных суждениях может быть и предвзятое отношение к изучаемому лицу, основанное на личных мотивах или индивидуальных качествах дающего характеристику. Например, в виду конформизма оценивающего, проявляющегося в его некритическом присоединении к мнению других.

Существует еще один источник обобщения независимых характеристик - письменная характеристика. Сегодня ее затребование - это «мертвое» клише, мешающие действительному изучению личности и, скорее, подменяющее его.

Более объективным по сравнению с перечисленными представляется биографический метод. Он используется для глубокого изучения личности основных участников процесса - подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, а иногда и свидетелей. Биография человека - не просто вереница следующих друг за другом событий, но история развития личности, позволяющая судить о формировании ее жизненных принципов и позиций, системе отношений к определенным событиям, ценностных ориентациях, особенностях психологии. Информация о психологических свойствах личности, полученная рассматриваемым образом, может использоваться при выборе методов воздействия на личность в ходе расследования преступления.

Менее распространенным методом изучения искомых свойств участников уголовного процесса является анализ результатов их деятельности. Чаще он используется при изучении личности обвиняемого. Объектом познания при этом становится его преступная деятельность во всем многообразии проявления. Но нельзя ограничиваться только ею. В любом виде человеческой деятельности находят отражение многие личностные качества субъекта, ее осуществляющего: способности, мотивация, черты характера и пр. Напомним, что рукописи также могут рассматриваться как результат деятельности и подвергаться анализу.

Что же касается средств получения информации о психологических свойствах участников процесса, то в качестве таковых традиционно рассматриваются судебно-психологическая и судебная психолого

психиатрическая экспертизы. Они позволяют использовать при расследовании уголовных дел арсенал современных научно-психологических средств и являются основным каналом внедрения в следственную практику достижений психологии. В ходе их проведения достаточно глубоко изучается психология человека, устанавливаются особенности личности, которые могут использоваться следователем в целях тактического воздействия на их обладателя.

Предметом исследования в судебно-психологической экспертизе являются закономерности и особенности протекания и структуры психических процессов (психической деятельности), имеющие юридическое значение и влекущие правовые последствия. В ходе ее проведения применяется широкий набор психодиагностических методик, включающих тестовые и инструментальные методы, которыми лицо, производящее расследование уголовного дела, при изучении личности пользоваться не может. Результатами же экспертного заключения следователь располагает в полном объеме: как доказательствами, так и в качестве ориентирующей информации для дальнейшего использования.

Казалось бы, при существующих возможностях судебно-психологической экспертизы нет необходимости в разработке новых средств получения информации об искомых свойствах, таких, как судебно-почерковедческая диагностическая экспертиза в области установления психологических свойств

личности исполнителя рукописи по почерку. Однако данная позиция при ближайшем рассмотрении представляется не совсем верной. Безусловно, если нет никаких препятствий для установления психологических свойств личности подэкспертного в ходе проведения судебно-психологической экспертизы, следует предпочесть именно ее, поскольку специальные знания эксперта-психолога и соответствующие методики способствуют более полному и качественному решению рассматриваемых диагностических задач, чем предлагаемое нами средство. Однако, как и в любом виде экспертизы, в судебно-психологической существует так называемая «зона НПВ», - когда придти к тем или иным выводам по ряду причин не представляется возможным. При проведении рассматриваемых экспертиз эксплуатируются психодиагностические методики, построенные, в основном, на опросниках и тестированиях. Их эффективность в большинстве случаев определяется готовностью испытуемого участвовать в исследовании. Если же лицо отказывается от взаимодействия, установление его психологических свойств в полном объеме, как правило, не возможно. В такой ситуации появляется необходимость использования других методов и средств получения искомой информации, в связи с чем на первый план может выступить судебно-почерковедческая диагностическая экспертиза по установлению психологических свойств личности исполнителя рукописи.

Еще одна ситуация, в которой невозможно использовать судебно - психологическую экспертизу как средство получения искомой информации - отсутствие самого объекта. Если лицо, совершившее преступление, неизвестно, так же бессильны вышеперечисленные методы получения сведений о его психологических свойствах.

В то же время, когда среди доступных продуктов деятельности неустановленного лица, совершившего преступление, имеются рукописи, то судебно-почерковедческая диагностическая экспертиза в области установления психологических свойств по почерку становится единственным средством получения искомых сведений, которые, в свою очередь, могут использоваться для решения розыскных задач.

В случае если лицо, совершившее преступление, установлено, рассматриваемое средство применимо как дополнительное к традиционным средствам и методам получения информации о психологических свойствах личности участников процесса. В такой ситуации мы можем говорить о тактической составляющей использования результатов судебно-почерковедческой экспертизы по установлению психологических свойств исполнителя рукописи при расследовании преступлений.

Чтобы узнать, в какой степени в ней нуждается следственная практика, мы провели анкетирование сотрудников подразделений предварительного следствия и дознания на предмет того, необходимо ли, по их мнению, располагать сведениями о личностных свойствах участников расследования преступления и насколько целесообразно их получение путем проведения судебнопочерковедческой диагностической экспертизы по установлению психологических свойств исполнителя рукописи (анкета представлена в Приложении №3). Анкетирование проводилось по восьми регионам Российской Федерации, было опрошено 135 следователей и дознавателей. Анкета включала четырнадцать вопросов, отражающих исследуемую тематику.

Степень криминалистической значимости различных свойств личности респонденты связывают с ее статусом в рамках расследования преступления. Так, если речь идет о свойствах подозреваемого (обвиняемого), 41% опрашиваемых выделяют психологические свойства личности как наиболее важные для расследования преступлений (наряду с биологическими, первостепенную криминалистическую значимость которых отметили также 41% респондентов). Другие свойства личности подозреваемого - анатомические, профессиональные, социальные имеют, по мнению респондентов, меньшее значение. В случае с градацией по степени криминалистической значимости свойств личности потерпевшего, ситуация сложилась по-другому: 64% опрошенных решили, что важнейшее значение имеют психологические свойства личности, 34% -

социальные, и лишь 17% - биологические, другие свойства расценены как менее значимые. Наибольшее значение психологические свойства личности, по мнению следователей (дознавателей) приобретают при изучении личности свидетеля. Этого мнения придерживается 71% опрошенных. Социальные свойства свидетеля выдвигают на первый план 42% следователей и дознавателей, профессиональные качества - 16%, остальные свойства были оценены как менее значимые.

Полученные результаты приводят к утверждению, что сведения о психологических свойствах личности имеют, по мнению следователей и дознавателей, не просто высокую криминалистическую значимость, но в ходе расследования преступлений не менее важны, чем биологические и социальные.

Данные о психологических свойствах личности, установленные по почерку, могут использоваться на разных этапах проведения следственных действий наряду и в совокупности с достижениями психологической науки, к коим относятся, теория рефлексивных игр[8] [9], теория трансактного анализа общения[10] и др. По мнению большинства опрошенных, информация об искомых свойствах наиболее востребована в ходе подготовки к проведению следственного действия (50% респондентов), в ходе самого следственного действия (50%), на этапе оценки полученных результатов (39%). Представляется логичным, что информация о психологических свойствах личности на этапе фиксации хода и результатов следственного действия является наименее востребованной.

Говоря об использовании рассматриваемых данных на первоначальном этапе проведения следственного действия, отметим, что в ходе подготовки следователь (дознаватель) строит модель поведения его участников, позволяющую предвидеть различные ситуации и разрешать их. Поэтому дополнительные сведения, полученные с помощью рассматриваемого средства, лишними быть не могут.

Особенности использования данных о психологических свойствах личности зависят характера следственного действия и сопутствующей следственной ситуации. Возвращаясь к результатам анкетирования, выделим ряд следственных действий, планирование и проведение которых, по мнению респондентов, более других требует наличия сведений о психологических свойствах личности ее участников. К ним отнесены: допрос - 77% опрошенных; очная ставка - 70%; проверка показаний на месте - 43%; следственный эксперимент - 34%; предъявление для опознания - 25%. Прочие следственные действия, по мнению следователей и дознавателей, в меньшей степени требуют осведомленности следователя (дознавателя) в рассматриваемой области.

Мы склонны согласиться с мнением опрошенных, считая, что в ходе проведения перечисленных следственных действий изучение психологических свойств личности участников - первоочередная задача. Однако за ней должна стоять вторая. Она направлена на оказание воздействия и вытекает из сущности следственных действий. В связи с этим возникает два вопроса: информация о каких психологических свойствах личности объекта воздействия должна быть известна его субъекту, и что представляет из себя психологическое воздействие?

Что касается ответа на первый вопрос, то, по нашему мнению, степень криминалистической значимости психологических свойств участника процесса определяется характером следственной ситуации, сопутствующей конкретному этапу расследования отдельно взятого преступления. Таким образом, статичная расстановка рассматриваемых свойств по степени значимости представляется нам не совсем правильной в виду многообразия и неповторимости следственных ситуаций.

Перечень же психологических свойств ограничивается только характером источников, методов и средств их получения. Г оворя о судебно-почерковедческой почерковедческой экспертизе как одном из таких средств, приходится отметить, что список диагностируемых с ее помощью психологических свойств невелик, но все же такие возможности имеются.

В рамках ответа на второй вопрос напомним, что под психологическим воздействием понимается процесс целенаправленного изменения психических переменных личности (группы) и достижение на этой основе желательных форм поведения. В правоохранительной деятельности психологическое воздействие следует рассматривать как атрибутивную составляющую, ориентированную на изменение позиции конфронтации и только в этой связи - на изменение формирующих ее психологических детерминант. Такой подход изначально накладывает ограничения на объем и направленность подобного рода

~ ~ 148

воздействий .

Способы психологического воздействия выбираются на стадии планирования расследования преступления и реализуются при проведении отдельных следственных действий, включаясь в некоторые тактические приемы. В данном контексте мы рассмотрели варианты работы с информацией о психологических свойствах участников расследования, диагностируемых с помощью судебно-почерковедческой экспертизы.

Напомним, что криминалистическая диагностика психологических свойств исполнителя рукописи по почерку сегодня позволяет установить следующие свойства: отчужденность (отзывчивость); низкий (высокий) интеллект;

эмоциональная неустойчивость (устойчивость); беспечность (рассудительность); безответственность (сознательность); робость (смелость); жесткость (мягкость); подозрительность (доверчивость); радикализм (консерватизм);

недисциплинированность (дисциплинированность)[11] [12].

Кроме того, в ходе проведенного нами экспериментального исследования выявлены нектороые статистические зависимости между признаками почерка и такими психологическими свойствами личности как: общительность, беспечность, доминирование, способность к статусу, независимость, эмпатия, ответственность, самоконтроль, желание производить хорошее впечатление, толерантность, тенденция к подчинению (достижение через подчинение), тенденция к независимости (достижение через независимость), интеллектуальная эффективность, психологический склад ума, гибкость.

Изыскания, в которых задействован последний блок психологических свойств, носят ориентирующий характер. Однако рассмотреть возможность использования этих сведений в расследовании преступлений следует, хотя бы для того, чтобы уяснить степень востребованности в их установлении, что определит необходимость ведения дальнейших исследовании по почерковедческой диагностике данных свойств.

Каким же образом наличие указанных свойств в личностном профиле участника процесса может затруднять или, напротив, способствовать применению правомерного и допустимого психологического воздействия? Ниже мы предложили ответы на поставленный вопрос, рассмотрев некоторые из приведенных свойств в рамках изучаемой проблемы.

Отзывчивость. Данное свойство можно использовать в рамках психологического воздействия, если оно присуще такому участнику расследования, как свидетель. Учет следователем указанного качества в некоторых случаях позволит получить свидетельские показания, отказ от дачи которых был мотивирован, к примеру, страхом. Таким образом, психологическое воздействие, направленное на борьбу мотивов свидетеля, может оказать влияние на ее исход. Если, в противоположность отзывчивости, участник расследования обладает таким свойством, как отчужденность, психологическое воздействие на него затрудняется.

Эмоциональная неустойчивость. По большей части рассматриваемое свойство способствует психологическому воздействию, если им характеризуется обвиняемый (подозреваемый). Преобладание эмоций над рациональным осознанием происходящего снижает эффективность мыслительных процессов, что нивелирует способность субъекта к логическому мышлению и лишает его возможности превзойти партнера по общению (в нашем случае следователя или дознавателя) в ранге рефлексии и раскрыть сущность применяемых в отношении него тактических приемов.

Отметим, что наличие эмоциональной неустойчивости у свидетеля или потерпевшего выступает, по тем же причинам, отрицательным фактором и вызывает необходимость хотя бы временной эмоциональной стабилизации указанных лиц для успешного проведения следственных мероприятий. Например, эмоциональная стабильность необходима при стимулировании процессов памяти у свидетеля или при сохранении последовательности и логичности в изложении событий потерпевшим в ходе допроса, и т.д. Кроме того, эмоциональная неустойчивость объектов психологического воздействия может стать барьером к установлению психологического контакта не только со свидетелем и потерпевшим, но и с подозреваемым (обвиняемым).

Таким образом, рассматриваемое психологические свойство личности может сыграть как положительную, так и отрицательную роль в оказании психологического воздействия на участников процесса расследования. В каждом конкретном случае возможности и последствия использования эмоциональной неустойчивости объектов должны оцениваться следователем (дознавателем), с учетом складывающейся следственной ситуации.

Беспечность. Данное свойство характеризуется нежеланием личности осознавать и анализировать последствия собственных действий, предвидеть результаты своего поведения, формировать серьезное отношение к процессу расследования. Возможности использования рассматриваемого свойства в ходе оказания психологического воздействия расширяются, если его объект (подозреваемый, обвиняемый) впервые находится в ситуации расследования совершенного им преступления. Беспечность укрепляет мнение, что «все обойдется» и юридических последствий в виде реального лишения свободы не наступит. Такой подход к происходящим событиям «расслабляет» вышеупомянутое лицо, что ведет к снятию барьеров общения и снижению интеллектуальной включенности в процесс расследования преступления, а это облегчает применение следователем (дознавателем) уместных тактических приемов.

В то же время, когда беспечность присуща свидетелю, указанное свойство может, напротив, помешать эффективному расследованию преступления. «Беспечные» свидетели могут не являться на допрос, а явившись, недостаточно серьезно подойти к качеству своих показаний, точности передачи событий, очевидцами которых явились и т.д. В данном случае следователю (дознавателю) необходимо проводить разъяснительную работу с такими лицами, раскрывать юридические и нравственные последствия их поведения, стимулировать смену отношения к процессу расследования.

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что использование рассматриваемого личностного свойства в рамках психологического воздействия имеет двойственную природу, зависит от процессуального статуса и позиции его объекта.

Сознательность. Наличие у участника уголовного процесса данного свойства, безусловно, желательно. Если оно присуще свидетелю, то у следователя (дознавателя) отпадает необходимость применять дополнительные рычаги воздействия для получения полноценных свидетельских показаний. Если данным свойством обладает обвиняемый (подозреваемый), велика вероятность его сотрудничества со следствием, оказания всемерного содействия расследованию преступления. Такой сценарий часто реализуется на фоне деятельного раскаяния лица.

Использование в процессе психологического воздействия такого свойства, как робость, имеет неоднозначный характер. В ситуации, когда робость присуща подозреваемому (обвиняемому), она способствует отказу от противодействия расследованию, от декларации ложной версии расследуемого события, что положительно сказывается на расследовании преступления.

Отрицательным же фактором данное свойство становится, если оно присуще свидетелю и усугубляется стрессовой для него ситуацией участия в расследовании преступления. В таком случае следователь (дознаватель) должен установить психологический контакт, преодолеть барьеры сначала в межличностном, а затем - в профессиональным общении (поговорить на отвлеченные темы; если это уместно - проявить чувство юмора и т.д.). То же можно сказать и о потерпевшем, особенно, в случае расследования дел об изнасиловании или действиях сексуального характера, где предмет профессионального общения а-приори вызывает естественную стыдливость. Если она усугубляется природной робостью, получение исчерпывающих показаний - сложная задача. В данном случае следователю следует придать сугубо профессиональный тон задаваемым вопросам, проявляя, в то же время, участие - соблюсти грань «человеческого», сочувственного понимания произошедшего, но не выйти за пределы делового общения; напомнить потерпевшей (ему) о неразглашении конфиденциальных сведений со стороны следствия.

Такое психологическое свойство как мягкость присуще уступчивым людям, легко идущим на контакт. Его наличие расширяет возможности воздействия как на обвиняемого (подозреваемого), так и на других участников процесса расследования. Часто оно встречается вместе с таким свойством, как отзывчивость, которая также способствует установлению контакта между следователем и вышеназванными лицами.

Однако в некоторых случаях данное свойство следует использовать с осторожностью. Излишняя мягкость, присущая участнику расследования, может побудить его к смене показаний при проведении очной ставки. В таком случае следователю (дознавателю) необходимо тщательно спланировать ее проведение.

Мягкости часто сопутствует конформизм. Конформисты удовлетворяют Я- индивидуальность путем приобщения к группе, из-за чего вынуждены следовать нормам, установленным в ней. Если группа распадается, и у следователя есть данные о том, что привлекало к ней объект, он должен попытаться расположить к себе такого человека. Или возможен другой вариант воздействия: не изменяя позиции лица, можно влиять на саму группу, тогда в случае изменения позиции лидеров группы так, как необходимо следствию, человек, ведомый ими, так же изменит свою позицию[13].

Психологическими свойствами, противоположными мягкости, являются жесткость, неуступчивость, принципиальность. Продуктивной при взаимодействии с участниками расследования, характеризующимися указанными свойствами, будет попытка обойти «острые углы» в общении, чтобы нивелировать противостояние в ходе расследования преступления.

Доверчивость объекта психологического воздействия говорит о его способности принимать информацию без критического размышления и анализа. В рамках расследования преступления она может нивелировать конфронтацию со следователем (дознавателем), так как объект не будет подвергать сомнению его высказывания. Будет полагаться на его профессионализм и компетентность.

Противоположное свойство - подозрительность, является препятствием для психологического воздействия. Однако в случае расследования преступлений, совершенных группой лиц, оно, напротив, способствует использованию тактических приемов, провоцирующих сомнения одного из обвиняемых (подозреваемых) в «надежности» своих соучастников. Такие сомнения могут привести к решению дать признательные показания.

Такое свойство, как дисциплинированность участников процесса расследования обеспечивает своевременную явку на следственные действия и корректное поведение в процессе их проведения, что экономит временные ресурсы. Данное свойство часто сопровождает сознательность, которая имеет схожий положительный эффект при налаживании сотрудничества со следователем (дознавателем).

Общительность эффективно можно использовать в рамках психологического воздействия как на подозреваемого (обвиняемого), так и на свидетеля, потерпевшего. Наличие данного свойства в психологическом профиле обеспечивает коммуникацию, то есть процесс взаимодействия и построения отношений между людьми. Такой человек готов к общению, следователю (дознавателю) необходимо лишь направить предмет разговора в нужное русло.

Замкнутость участника расследования, напротив, усложняет условия психологического воздействия на него. Такая личность будет выстраивать коммуникативные барьеры на пути следователя, тормозить налаживание психологического контакта, необходимого для успешного проведения отдельных следственных действий, а также применения конкретных тактических приемов.

Доминирование так же можно рассматривать как криминалистически значимое свойство личности. Низкий уровень доминирования в психологическом профиле участника расследования способствует успешному психологическому воздействию на него. Такие люди не стремятся отстоять свою позицию. Вступление в противоречие и, тем более, конфликт представляется им сложной задачей. В тактических целях сведения о данном свойстве следует использовать при расследовании групповых преступлений, ведь с их помощью можно предположить иерархию в группе. Это, в свою очередь, позволит акцентировать внимание на лицах, предпочитающих роль не инициатора, а участника, - они-то и подвержены психологическому воздействию.

Способность к статусу - еще одно психологическое свойство, предопределяющее характер психологического воздействия на его обладателя. Оно выражает стремление человека к высокому социальному статусу. Для таких людей ощущение собственного положения - значимая ценность. Они амбициозны, стремятся к достижению успеха, оптимистичны, имеют разнообразные интересы. Постоянно чувствуют свое превосходство и держатся независимо. Желая достичь высокого социального статуса, такие люди демонстрируют поведение первого лица, но сверхчувствительны к тому, как их воспринимают окружающие[14].

Особое значение приобретает работа с описываемым свойством при расследовании преступлений, совершенных организованными преступными группами. Как правило, их руководители обладают высокой способностью к статусу. Желание таких людей самоутверждаться в доминирующей, пусть и антисоциальной, роли порой преобладает над желанием реализовать прочие свои интересы. Осуществляя психологические воздействие на данных лиц, необходимо сохранять их представление о собственном статусе. В противном случае невозможно будет наладить с ними психологический контакт и в последующем перейти к применению запланированных приемов психологического воздействия.

Лица же, чья способность к статусу слабовыражена, нуждаются в постоянном наблюдении, контроле и указаниях. Они стараются избегать соперничества и ответственности за что-либо, легко поддаются психологическому воздействию, что, конечно, выступает положительным фактором при его осуществлении. Такие люди неуютно чувствуют себя в сложных и неопределенных социальных ситуациях, к которым мы причисляем процесс расследования преступления. Плохо реагируют на давление «извне». Как правило, имеют низкую самооценку.

Низкая способность к статусу, выступающая как положительный фактор, если ей обладает обвиняемый (подозреваемый), может усложнить процесс расследования, если ей характеризуется потерпевший или свидетель. Указанным лицам будет тяжело противостоять давлению, оказываемому на них со стороны, противодействующей расследованию преступления. Кроме того, перспектива взять ответственность за данные показания также может напугать таких людей и побудить их к отказу от содействия следственным органам.

Независимость. Лица, характеризующиеся данным свойством, самодостаточны, самостоятельны, независимы в суждениях, упорны в достижении целей, действуют, не обращая внимание на согласие окружающих. Их отличает хорошее самообладание в сложных ситуациях, каковой можно считать и ситуацию расследования преступления. Если независимость у индивида ярковыражена, он может быть излишне безразличен к чужой точке зрения. Такие люди упорны и не желают идти на компромисс [15]. Все это характеризует рассматриваемое свойство как затрудняющее психологическое воздействие на обвиняемого (подозреваемого), но дающее положительный эффект при работе со свидетелями и потерпевшими.

Эмпатия. Люди, отличающиеся данным свойством, обладают позитивным самовосприятием, чувствительны к нюансам взаимоотношений, понимают чувства других, оптимистично смотрят на вещи. Эмпатия в личностном профиле коррелирует с отзывчивостью и способствует оказанию психологического воздействия на участников процесса расследования.

Ответственность можно также отнести к способствующим расследованию свойствам его участников. Оно, характеризуется тем, насколько осознанно личность следует социальным нормам и выполняет обязательства. Ответственные люди восприимчивы к этическим нормам и обладают хорошей самодисциплиной, поэтому могут быть ригидными и бескомпромиссными в отношении соблюдения установленных норм и правил поведения.

Ответственность - качество положительное, однако его высокая выраженность иногда демонстрирует свои негативные проявления. Например, гиперответственный свидетель может усиленно вспоминать события, очевидцем которых был или должен был быть, но конечном итоге «вспомнит» то, чего не было. Повышенная ответственность может серьезно заблокировать процессы памяти и понадобится приложить усилия, чтобы получить достоверные и полные показания.

Низкий уровень ответственности участника процесса расследования также может негативно сказаться на возможности оказания на него психологического воздействия. Безответственные люди, как правило, импульсивны, легко потакают своим желаниям, недисциплинированны, беззаботны (беспечны), безразличны к обязательствам. Безответственность зачастую сочетается с своеволием, эгоцентризмом и цинизмом. На принятие решений такими людьми большое влияние оказывают личностные склонности, поэтому изучение следователем (дознавателем) других психологических свойств объекта воздействия в данном случае необходимо.

Толерантность - свойство личности, которое также может способствовать оказанию психологического воздействия на его обладателя. Люди, характеризующиеся как толерантные, имеют терпимое отношение к чужим убеждениям и ценностям, даже если они противоположны их собственным. Они относительно свободны от конфликтов, искренни, рассудительны и тактичны. Им свойственен реализм ожиданий[16]. Следователю (дознавателю) не представит труда наладить контакт с такой личностью, однако нужно помнить, что чрезмерная толерантность характеризует один из двух типов людей:

Первый тип - это наивные, искренние и доверчивые люди. Они неподозрительны, гуманны и приемлют всех. Такие люди стремятся к согласию, избегают конфронтации, терпимы[17]. Представители рассматриваемой группы являются наиболее удобным объектом для психологического воздействия.

Несколько отличается от них второй тип. Его представители - «игроки по жизни» и «хамелеоны». Они не идут на открытую конфронтацию, позеры и прячутся за «маску»[18]. Возможность психологического воздействия на людей этой группы усложнена тем, что следователю необходимо выяснить истинные мотивы поведения участника процесса. Такие люди могут внешне проявлять содействие следствию, за декларацией сотрудничества скрывая желание противодействовать расследованию преступления.

Что касается лиц с низкой толерантностью, они недостаточно терпимы, недоверчивы, склонны во всем обвинять окружающих; часто испытывают враждебные и мстительные чувства. Такие люди держат дистанцию в межличностных отношениях и не сближаются с другими. Не могут работать в команде и не способны к кооперации, успешной коммуникации с другими. Это существенно затрудняет возможность психологического воздействия на них, тем более в ситуации расследования совершенного ими преступления.

Если низкий уровень толерантности в психологическом профиле личности сочетается с низким уровнем самоконтроля, вероятна склонность такого человека к проявлению насилия в межличностных отношениях. С людьми такого типа следователю (дознавателю) чаще придется сталкиваться при расследовании насильственных преступлений, в ходе которого психологическое воздействие должны носить более жесткий характер.

Тенденция к подчинению - свойство, характеризующее целеустремленность, самодисциплину и организованность личности. Лица, способные к достижению через подчинение исполнительны и организованы, ценят в себе и других интеллектуальные способности[19].

Те, у кого рассматриваемое свойство не получило выражения, предпочитают сиюминутные выгоды, не способны работать в обстановке, где действуют правила и инструкции. Они дезорганизованы и непродуктивны, когда испытывают «давление» или когда возникает необходимость приспосабливаться. При установлении психологического контакта с такими лицами следователю (дознавателю) необходимо выстроить скорее «партнерские» отношения, убедить их в самостоятельности принимаемых ими решений. Использовать скорее манипулятивное, нежели прямое психологическое воздействие.

Тенденции к подчинению психологи противопоставляют тенденцию к независимости. Она характеризует людей, предпочитающих действовать в условиях ослабленного внешнего контроля, когда требуется самостоятельность.

Люди, у которых диагностирован низкий уровень данного свойства, не склонны к интеллектуальным усилиям, не способны ориентироваться в обстановке, характеризующейся неопределенностью и недостаточно жесткими требованиями. При работе с такими личностями следователю (дознавателю) необходимо дать четкое понятие о роли, которую они играют в процессе расследования преступления и о последствиях их действий или бездействия.

Способствовать положительному эффекту в данном случае будет только императивная манера общения.

Интеллектуальная эффективность - свойство, определяющее степень эффективности индивида в использовании своих интеллектуальных ресурсов и прогнозирующее долговременную интеллектуальную работоспособность[20] [21]. Высокая интеллектуальная эффективность участника процесса расследования затрудняет психологическое воздействие на него, так как часто сочетается с психологическим складом ума. Последний характеризует аналитический, рациональный аспект психологического мышления индивида.

Лица, имеющие психологический склад ума, проницательны и восприимчивы к новым идеям, разбираются в людях, но не обязательно сопереживают им. Чем менее выражено рассматриваемое свойство у индивида, тем больше вероятность успешного психологического воздействия на него. В данном контексте хотелось бы отметить, что наличие психологического склада ума у следователя (дознавателя) для успешного проведения расследования преступления обязательно. Фактически, это условие его профессиональной пригодности.

От выраженности тех или иных свойств в личностном профиле участников процесса зависит не только выбор и характер использования методов психологического воздействия на личность - убеждения, принуждения, запрещения, предупреждения, угрозы, внушения, постановки и варьирования

158 ^ ^

мыслительных задач , но и планирование и поведение следственных действий. Механизм воздействия перечисленных методов предполагает обращение к интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферам личности, некоторые из особенностей которых на современном этапе возможно диагностировать по почерку.

По результатам анкетирования практическими работниками был выделен ряд следственных действий, в ходе планирования и проведения которых обладание информацией о психологических свойствах личности их участников представляется наиболее необходимым. К ним были отнесены: допрос, очная ставка, следственный эксперимент, проверка показаний на месте. Рассмотрим характер применения сведений о психологических свойствах личности, поддающихся криминалистической диагностике по почерку, в ходе планирования и проведения указанных следственных действий.

Допрос. Информация о свойствах личности допрашиваемого позволяет следователю локализовать точки психологического воздействия, совершаемого в целях получения необходимой информации или требуемой реакции допрашиваемого на вопросы следователя. Зная преобладающий тип реакции человека на стресс (а допрос, как правило, воспринимается как стрессовая ситуация), будь то атака, беспричинная ярость или заторможенность - следователь может прогнозировать поведение допрашиваемого лица и продумать линию поведения, а также содержание, порядок и эмоциональную окраску задаваемых вопросов. Тип же реакции участника процесса расследования зависит, среди прочего, от присущих ему эмоциональной устойчивости, общительности, замкнутости, интеллектуальной эффективности, толерантности и т.д.

Понять поведение допрашиваемого, особенно если это лицо, совершившее преступление, поможет углубленное изучение его характерологических особенностей. Внимание при этом следует уделить выявлению таких свойств личности, как: эмоциональная неустойчивость (устойчивость), импульсивность в сочетании с повышенной агрессивностью, низкий уровень интеллектуальной эффективности, подозрительность, гибкость и т.д.

Необходимо знать, что люди с чертами тревожно-мнительного характера легче поддаются постороннему внушающему воздействию. В состоянии психической напряженности им трудно критически осмысливать происходящее. Они легче уступают, отказываясь от собственного мнения. Одним из опасных результатов поведения таких лиц на допросе может явиться самооговор или оговор ими других граждан.

Большое значение при проведении допроса имеет установление психологического контакта. Обладая сведениями о личности потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, такими как демонстративность (скромность, отсутствие межличностных контактов); общительность, веселость (замкнутость, мрачность); педантичность (несобранность); практичность (мечтательность); тревожность (беспечность), которые на современном этапе диагностируются по почерку, можно планировать корректную линию поведения следователя (дознавателя) при допросе. Выборочное высказывание тех или иных, иногда абстрагированных от предмета допроса, суждений с использованием полученной информации о свойствах личности объекта воздействия может создать для последнего эффект «зеркала» - влияния проекции собственного «я»)[22], при котором барьеры общения нейтрализуются, и повышается контактность допрашиваемого лица.

Психологический контакт также можно наладить путем стимулирования положительных качеств объекта воздействия. Для использования данного метода, опять же, необходимо изначально обладать сведениями об этих качествах. Тот факт, что следователь заметил положительные свойства допрашиваемого, повышает чувство собственной значимости последнего.

По этой же причине, обращение к положительным психологическим свойствам лица (сознательности, ответственности, отзывчивости) лица, пытающегося противодействовать расследованию с помощью лжи, нередко сопровождается формированием у него личностного смысла в том, чтобы перейти от лжи к правдивым показаниям, к возникновению у него потребности, а следовательно, мотивов объясняться, оправдываться, но не голословным отрицанием того, что совершил, а участием в диалоге со следователем. То есть необходимо в процессе межличностного контакта найти «область совпадающих интересов», актуализировав соответствующую мотивацию.

В конфликтной ситуации допроса также могут быть применены сведения о психологических свойствах личности допрашиваемого. В данном случае особое значение приобретают: эмоциональная неустойчивость, демонстративность, озабоченность, отсутствие самоконтроля, низкая интеллектуальная эффективность. Перечисленные свойства негативным образом отражающиеся на прогностических способностях человека[23], что может обеспечить превосходство следователя в ранге рефлексии.

Говоря о допросе, необходимо упомянуть и очную ставку. Данное следственное действие часто сопровождается высоким тактическим риском, в связи с чем информация о свойствах личности ее участников представляется также необходимой. Следует обращать внимание на интеллектуальные и волевые качества будущих участников этого следственного действия. Если лицу, давшему правдивые показания и намеревающемуся подтвердить их, присущи мягкость, эмоциональная неустойчивость, конформизм, робость, - тактически верно начать очную ставку с его показаний, чтобы под влиянием другого участника он не изменил их ложными.

Психологические особенности следственного эксперимента обусловлены характером опытных действий, с помощью которых следователь изучает динамические процессы, происходящие с человеком в окружающей его обстановке. Одним из слагаемых результативности эксперимента является желание участников уголовного процесса совершать те или иные проверяемые действия, показать динамику происходившего. Поэтому лица, готовящие следственный эксперимент, в случае, когда непременным условием его проведения является участие свидетелей, потерпевших и особенно подозреваемого (обвиняемого), должны сформировать у них соответствующую мотивацию на выполнение таких действий. Сведения о психологических свойствах личности участников следственного эксперимента также могут выступить пособием для решения указанной задачи. Особое внимание в данном контексте следует уделить таким свойствам как сознательность участников, ответственность и т.д.

Проверка показаний на месте, являясь разновидностью следственного эксперимента, также имеет психологические особенности. Планируя ее проведение, следователь, помимо решения вопросов организационно - тактического характера, должен предусмотреть соответствующую психологическую подготовку будущих участников следственного действия. Она может быть направлена на формирование у них стремления оказать помощь следователю в установлении истины по делу. Большое значение при этом имеет установление психологического контакта на основе данных о психологических свойствах личности участников следственного эксперимента.

Рассматривая тактику проведения выделенных следственных действий, мы не можем обойти такую категорию, как тактическая комбинация. Цель тактической комбинации - воздействие на следственную ситуацию и людей представляющих интерес для расследуемого дела. А.Р. Ратинов считал, что правомерное психическое воздействие само по себе не диктует конкретное действие, не вымогает показание того или иного содержания а, вмешиваясь во внутренние психические процессы, формирует правильную позицию человека лишь опосредованно приводит его к выбору определенной линии поведения[24]. Тактическую комбинацию составляет сочетание множества тактических приемов, основные из которых: внезапность, последовательность, создание напряжения и т.д. Информация о свойствах личности участников расследования поможет подобрать оптимальные их сочетания.

Например, сведения о высокой эмоциональной устойчивости допрашиваемого дают основание предположить, что использование фактора внезапности малоэффективно. Задав неожиданный вопрос, рассчитанный на эмоциональную реакцию и нарушение логики показаний объекта воздействия, следователь может не получить ожидаемого результата. Положительный же эффект от такого приема достигается, если у допрашиваемого диагностирована психологическая неустойчивость.

Рассмотрев некоторые особенности применения сведений о психологических свойствах при расследовании преступлений, мы убедились, что они могут использоваться как дополнительная ориентирующая информация, помогающая планировать и проводить следственные действия. Данные об искомых свойствах помогут подобрать как оптимальную комбинацию тактических приемов в одном следственном действии, так и сочетание нескольких следственных действий.

В таком контексте рассматриваемое средство получения дополнительной информации может использоваться в ходе расследования подавляющего большинства видов преступлений. Однако очевидно, что следователь не будет назначать судебно-почерковедческую диагностическую экспертизу по

установлению психологических свойств личности исполнителя рукописи только с целью дальнейшего использования полученных сведений в ходе построения тактики проведения следственных действий. Во-первых, это сопряжено с проблемами получения образцов надлежащего объема и качества; во-вторых - с тратой временного ресурса, который и без того ограничен. Здесь мы говорим, скорее, о ситуации, когда назначение почерковедческой экспертизы а-приори необходимо для получения доказательственной информации. В таком случае следователь (дознаватель) может просто включить дополнительный вопрос о наличии указанных свойств у исполнителя рукописи в постановление о назначении экспертизы. Так он избежит излишней траты времени и усилий и в то же время получит дополнительную ориентирующую информацию, позволяющую более продуктивно планировать и проводить следственные действия.

Однако предложенная выше схема актуальна, только когда исполнитель текста установлен. Совсем другой вес приобретает решение рассматриваемых диагностических задач, если органы предварительного следствия располагают рукописью, предположительно выполненную неустановленным лицом, совершившим преступление. Особенно если нет иных средств и методов получения криминалистически значимой, в том числе поисковой информации.

Такая ситуация может возникнуть в ходе расследования преступления любого вида - если преступник случайно оставил рукопись на месте происшествия (выронил, забыл). Однако чаще рукопись является продуктом преступной деятельности лица и является ее доказательством. Данная ситуация может сопутствовать расследованию таких преступлений как: угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (если она осуществляется в рукописной форме); заведомо ложный донос (при тех же условиях); мошенничество (если продуктом преступной деятельности так же выступает рукопись) и пр.

Отдельной следственно-оперативной задачей, в ходе решения которой могут использоваться сведения, полученные с помощью рассматриваемого вида экспертизы, является прогнозирование поведения преступника при задержании или освобождении заложников. Так как требования, выдвигаемые преступником, могут оформляться в виде рукописи.

Эффективным способом разрешения криминальных ситуаций захвата и удержания людей в качестве заложников с целью получения выкупа, шантажа, выдвижения политических требований является ведение переговоров, что позволяет сохранить жизнь и здоровье заложников, а так же с меньшими потерями произвести задержание преступников[25].

К наиболее значимым детерминантам, способствующим предупреждению, возникновению и преодолению кризисов переговорной деятельности относятся: готовность сотрудника-переговорщика и намерения противоположной преступной стороны в переговорах, восприятие ситуации субъектами переговоров и их психологические характеристики[26]. Последние в некоторой их части диагностируются в ходе проведения судебно-почерковедческой экспертизы по установлению психологических свойств исполнителя рукописи.

Обобщив представленные в настоящем параграфе суждения, мы можем понять, решению каких следственных и оперативно-розыскных задач может способствовать наличие сведений о психологических свойствах личности, установленных с помощью криминалистической диагностики психологических свойств личности по почерку:

конкретизации поисковых признаков неустановленного преступника;

ранжированию по приоритету следственных и поисковых версий и наиболее перспективных направлений розыска неустановленного преступника;

определению и сужение круга проверяемых по делу лиц;

-прогнозированию поведения преступника при задержании или

освобождении заложников;

-планированию следственных действий и построение эффективной тактики их проведения;

установление мотива преступления.

 

[1] Лушечкина М.А. Криминалистическое изучение личности в тактике расследования: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.09 / Лушечкина Марина Александровна. - М., 2002. С.99.

[2] Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. - М., 1997. - 256с.

[3] Ратинов А.Р. Наблюдение и наблюдательность в работе следователя // Вопросы предупреждения преступности. Вып 4. - М., 1966. 163с.

[4] Романов В.В. Юридическая психология. - М., 1998. С.159.

[5] Лушечкина М.А. Криминалистическое изучение личности в тактике расследования: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.09 / Лушечкина Марина Александровна. -- М., 2002. С. 109.

[6] Белкин Р.С. Курс криминалистики. Т.1. - М., 1997. 346с.

[7] Ковалев А.Г. Психология личности. - М., 1965. 364с.

[8] Проведенное нами анкетирование показывает, что того же мнения придерживаются и опрошенные следователи и дознаватели, 93% которых подтвердили необходимость располагать информацией о психологических свойствах личности участников расследования при проведении следственных действий.

[9] Лефевр В.А. Лекции по теории рефлексивных игр. - М., 2009.

[10] Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: пер. с англ. - М., 2010. 576с.

[11] Еремеев С.Г. Психологическое воздействие следователя на участников уголовного судопроизводства, его правомерность и допустимость: дисс. канд. псих. наук: 19.00.06. / Еремеев Сергей Геннадьевич. - М., 2010. С. 11-12.

[12] Герасимов А.Н., Сидельникова Л.В. Комплексная методика установления пола, возраста и психологических свойств исполнителя текста, выполненного почерком высокой и выше средней степени выработанности. - М.: РФЦСЭ, 2005.

[13] Еремеев С.Г. Психологическое воздействие следователя на участников уголовного судопроизводства, его правомерность и допустимость: дисс. канд. псих. наук: 19.00.06. / Еремеев Сергей Геннадьевич. - М., 2010. С. 148.

[14] Петров В.Е., Сметанина Н.В. Калифорнийский психологический опросник. - М., 2010. С. 49.

[15] Там же. С. 51.

[16] Там же. С. 55.

[17] Там же.

[18] Там же.

[19] Там же. С.56

[20] Там же. С. 57.

[21] Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности. - М., 2006. С. 110-121.

[22] Бандурка А., Бочарова С., Землянская Е. Психология управления. - Харьков, 1998.

[23] Романов В.В. Юридическая психология. - М., 1998.С. 427.

[24] Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. - М., 2001.

[25] Вахнина В.В. Психология кризисов переговорной деятельности и их преодоления в практике органов внутренних дел: дисс. ... докт. псих. наук: 19.00.06. / Вахнина Виктория Владимировна. - Рязань, 2015. С.5.

[26] Там же. С.19.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (06.05.2017)
Просмотров: 150 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%