Для дальнейшего изучения выбранной проблематики необходимо рассмотреть категориальный аппарат.
Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь [17].
Стратегии поведения в конфликтных ситуациях, базирующиеся на концепции и методе К. Томаса, можно взять за основу определения типов взаимодействия. Так, в данной концепции типы стратегий выделяются с помощью использования двухфакторной модели, в которой одной из переменных выступает тенденция достижения индивидуальных целей, а второй переменной – тенденция обеспечения социальных целей (подчинение индивидуальному социальному) (Емельянов, 2009). Соответственно, полное преобладание первой, «эгоистической» тенденции дает в ситуации конфликта поведенческую стратегию соперничества (принуждения). Наоборот, полное преобладание просоциальных тенденций над индивидуальными дает стратегию подчинения (уступки). Сильная выраженность в поведении индивида обеих тенденций формирует стратегию сотрудничества. Невыраженность ни той, ни другой тенденции приводит в конфликтной ситуации к стратегии избегания (ухода). Среднее положение, когда ни та, ни другая стратегии не преобладают, но присутствуют в поведении индивида, соответствует стратегии компромисса.
Схематично такое распределение типов стратегий представлено на Рисунке 1.
Рис. 1. Двухмерная модель стратегий поведения в конфликте
Данную типологизацию взаимодействия возможно применить для идентификации взаимодействия, возникающего на муниципальном уровне. Более подробно применительно к муниципальному управлению данная типологизация будет рассмотрена в пп. 1.3.
Типологию отношений, возникающих между взаимодействующими субъектами, рассмотрим по критерию формализации. Выделяют формальные и неформальные отношения. Формальная система отношений и управления – это действия официальной идеологии власти и применение стандартных государственных средств регулирования деятельности (вплоть до физического насилия на уровне официального правового, финансового, властного и других типов влияния); в то время как неформальную систему поведения на уровне индивида можно представить как «истинную» систему норм поведения, определяемую сложившимися и складывающимися «правилами игры» групп, в которые включен индивид [17].
Возникая как средство координации устойчиво повторяющихся форм человеческого взаимодействия, неформальные правила: а) детализируют, трансформируют и развивают писаные нормы, которые заведомо не способны учесть все факторы социального процесса; б) служат социально санкционированными нормами поведения в сферах, не регулируемых формальными правилами; в) выступают в качестве внутренне обязательных для индивидов моральных принципов и максим.
Другими словами, неформальный элемент политико-бюрократических институтов представляет собой, с одной стороны, связующее звено между непредвиденными условиями ее функционирования и формальными принципами – принципами организационной деятельности, с другой – реакцию на формальные правила и процедуры и на особые обстоятельства, которые не предусмотрены общими правилами, но требуют индивидуального подхода (Макарин, 2008).
Говоря о механизме реализации неформального взаимодействия необходимо отметить значимость личных связей, которые подкрепляется «спонтанными полузаконными или даже незаконными формами поощрения». Формальные управленческие структуры формируют нормы (правила) неформальных взаимодействий, позволяющие более жестко их контролировать и координировать. Происходит «вторичная формализация», в результате которой на локальном уровне почти исчезают различия между формальными и неформальными взаимодействиями. Появляется реальная возможность возникновения параллельных – уже «теневых» управленческих структур (Емельянов, 2009).
В то же время, отношения, возникающие между органами муниципального и государственного управления включены в «вертикаль власти», которая пронизывает современную Россию с вышестоящего по нижестоящий уровень. Гельман В.Я. и Рыженков С.И. представляют «вертикаль власти» как инструмент для обеспечения лояльности и управляемости нижестоящих «этажей» «вертикали власти» не только посредством угрозы применения негативных санкций «сверху», но и путем создания позитивных стимулов для акторов локальных режимов с помощью неформальных селективных стимулов. При этом локальные агенты «вертикали власти» обеспечивают интересы Центра, прежде всего, в силу выгодности участия в поддержании «вертикали власти» для них самих благодаря возможности доступа к дополнительным благам, недоступным для тех, кто не включен в «вертикаль власти» (Гельман, Рыженков, 2010).
Процесс деформализации - непрерывного замещения формальных правил – правилами неформальными и встраивания формальных правил в структуру неформальных отношений можно наблюдать и в сфере взаимодействия государственного и муниципального управления. В рамках данной работы будет проанализировано вмешательство неформальных отношений, оказывающее прямое влияние развитие муниципальных образований.
|