Человек активно познает окружающий его мир и в процессе этой деятельности вырабатывает определенное отношение ко всем явлениям и предметам. Важный регулятор взаимодействия с окружающей средой — это эмоции, которые позволяют оценить факторы внешней среды и сообразно им действовать. Один из первых исследователей эмоций Чарльз Дарвин отмечал, что эмоции имеют одновременно коммуникативное и адаптационное значение и способствуют выживанию видов, обеспечивая человека информацией о его собственном состоянии и взаимодействии с окружающей средой, а также поставляют социальную информацию другим членам сообщества .
В психологии ещё не сложилось точного и общепринятого понимания эмоций. Кэррол Э. Изард в своей книге «Психология эмоций» говорит, что это «понятие настолько сложное, что лаконичное определение не сможет
о
полностью раскрыть его сути» .
Исследователи выделяют множество признаков, позволяющих уяснить природу эмоций, прежде всего:
Эмоции относятся к психическому процессу, то есть они возникают, развиваются и прекращают свое действие в психике индивида. Они могут быть выражены в виде двигательных и других физиологических изменений, заметных невооруженным глазом (например, когда у человека прекрасное настроение, он улыбается, у него сокращаются мышцы лица, мимические изменения происходят и в случае гнева: надуваются ноздри, поднимается [1] [2] подбородок и т. д.), а могут — в виде реакций, происходящих в головном мозге, отметить которые представляется возможным только посредством магнитнорезонансного томографа;
Эмоции выражают значимость тех или иных событий для индивида, то есть они отражают воздействие окружающего мира на его психику;
Эмоции импульсивны. Это импульсивная реакция, отражающая отношение человека к значимости воспринимаемого им явления. Контролировать сильные всплески эмоциональных переживаний крайне тяжело, при этом в эмоциях выражен индивидуальный способ переживаний и у разных людей они проявляются по-разному. Опасность любой эмоции не в ней самой, а в том, что она может дезорганизовать (если не парализовать) волю;
Эмоции позволяют оценить соотношение степени притязаний человека и степени удовлетворения потребностей человека, так как имеют непосредственную связь с ними;
Эмоции выступают особыми регуляторами поведения человека, заставляют совершать или воздержаться от совершения тех или иных действий, могут оказывать влияние на качественное выполнение лицом своих профессиональных обязанностей;
Эмоции используются при социальном взаимодействии людей.
В психологической литературе обычно не признают совокупность всех вышеперечисленных признаков, а с опорой на отдельные признаки предлагает разные варианты понимания эмоций.
Например, И.Д. Мариновская, С.Н. Тихомиров эмоциями признают психические состояния, возникшие в процессе эволюции, и характеризуют их как специфическую форму отражения, при помощи которой живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей[3].
Создатель информационной теории эмоций П.В. Симонов считает, что эмоция - это функция двух факторов: значения мотивации, или потребности, и разности между информацией, необходимой для удовлетворения данной потребности, и информацией, доступной субъекту[4]. Соответственно этот автор выделяет взаимосвязь между потребностью и степенью её удовлетворения, а также эмоциональным состоянием человека. При этом он признает, что помимо указанных факторов на возникновение того или иного эмоционального состояния оказывают влияние и другие детерминанты (индивидуальные особенности субъекта, фактор времени и особенности самой потребности)[5].
Ю.В. Саенко под эмоциями понимает субъективную форму существования потребностей, необходимую для оценивания способности объектов удовлетворять потребности субъекта и активизации деятельности, направленной на их удовлетворение»[6] [7].
В предложенных выше дефинициях сущность эмоций связывается с потребностями индивида. И поскольку последние в свою очередь соотносятся с мотивами поведения, то соответственно усматривается связь между мотивами и эмоциями.
Известен и другой подход, в соответствии с которым сущность эмоций заключена в их свойстве отражать происходящее с индивидом. Например, В.В. Романов определяет эмоции как форму психического отражения окружающего мира в виде кратковременных переживаний человека, выражающих его субъективное отношение к происходящему .
В специальной литературе получил распространение также комплексный подход. Так, М.И. Еникеев, специалист в области юридической психологии, определял, что «эмоции — психический процесс импульсивной регуляции поведения, обусловленный чувственным отражением потребностной значимости воздействия, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида»[8]. Таким образом, этот автор считал непротиворечивыми регулятивную и отражательную функции эмоций.
Во всех случаях при попытке сформулировать дефиницию исследователи сталкиваются с проблемами определения общей сущности эмоциональных явлений, отличающихся большим разнообразием. При этом по-разному конкретизируют предмет исследования: либо собственно эмоции, либо эмоциональные состояния (психические состояния).
Н.Д. Левитов определяет психическое состояние как целостную характеристику психической деятельности за определённый период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности[9].
В.В. Романов под эмоциональными состояниями понимает «... целостные, динамические, относительно устойчивые личностные образования, во многом определяющие своеобразие психической жизни человека на разных этапах его жизненного пути»[10] [11]. Подобные состояния могут со временем занимать главенствующую роль в структуре личности и оказывать значимое воздействие на её формирование.
В.А. Ганзен в своем исследовании, посвященном данному явлению, подразделяет все множество психических состояний на две группы: 1) состояния, характеризующие аффективно-волевую сферу психической деятельности человека; 2) состояния сознания - внимания .
В. С. Агавелян выделяет различные виды эмоциональных состояний: 1) стенические (выступают в качестве мобилизирующей силы, вдохновляющей и побуждающей к действию, организуют психические и физические силы организма на достижение поставленной цели; придают некий эмоциональный подъем; вызывают «бурю энергии»); 2) астенические (наоборот, играют дезорганизирующую роль и могут привести к таким состояниям как страх, депрессия, агрессия и т. д., наблюдается спад активности, нежелание выполнять простейшие действия); 3) амбивалентные (придают устойчивость, стабильность в жизнедеятельности на определённый период времени) .
Таким образом, допускается, что при длительном переживании эмоции переходят в довольно стойкие, сложные, порой внутренне противоречивые эмоциональные состояния, которые обладают над ситуативной инерцией. В контексте этих рассуждений об эмоциях и эмоциональных состояниях можно говорить в смысле уподобления, но не тождества, вместе с тем, хотя они и не совпадают по своему содержанию, однако свойства их во многом схожи. Мы не можем согласиться с подходом С.А. Манойловой, которая в своем исследовании, посвященном эмоциям в уголовном праве, использует термины
19
«эмоция» и «эмоциональное состояние» как взаимозаменяемые .
Научные исследователи экспериментально подтверждают влияние эмоций на психику индивида и на его поведение посредством использования магнитнорезонансной томографии, позволяющей в реальном времени отслеживать изменения, происходящие в головном мозге в процессе воздействия внешних факторов, когда испытуемому предлагают решить ряд различных задач, параллельно воздействуя на его эмоциональную сферу20. [12] [13]
К отделам головного мозга, которые отвечают за эмоции, относят, в частности, орбитофронтальную кору, латеральную префронтальную кору, вентромедиальную префронтальную кору, лимбическую систему. В 2007 году американские психологи провели исследование шести пациентов с двусторонними повреждениями вентромедиальной префронтальной коры . В ходе эксперимента пациентам предлагали оценить различные ситуации, подразделяющиеся организаторами эксперимента на три группы: «внеморальные», «моральные безличные» и «моральные личные». Первые не включали конфликта между разумом и эмоциональной составляющей, вторые и третьи включали также противоречия, при этом последние представляют сложную задачу противодействия достижения общего блага и собственных представлений о добре и зле.
В ходе проведения экспериментов было установлено, что такие пациенты не различают убийство собственноручное и заочное (когда лицо напрямую не взаимодействует с предполагаемой жертвой), тогда как здоровым людям разница представляется очевидной. Различая на сознательном уровне социально полезные и вредные действия, такие индивиды не способны к сопереживанию на эмоциональном уровне и, соответственно, не испытывают чувства вины.
В психологии, да и в общественном сознании, устоялось мнение, что мораль и нравственность проистекают из здравого осознания принятых и закрепленных в обществе норм поведения, которые основывались на усвоенных еще в детстве представлениях о добре и зле. Однако в последнее время получено множество фактов, свидетельствующих о том, что моральные оценки имеют не столько рациональную, сколько эмоциональную природу. Например, различные нарушения в эмоциональной сфере часто сопровождаются изменениями представлений о морали; при решении задач, связанных с
моральными оценками, возбуждаются отделы мозга, отвечающие за эмоции; наконец, поведенческие эксперименты показывают, что отношение людей к
различным моральным дилеммам сильно зависит от эмоционального
22
состояния .
Значимость эмоций для установления и формирования моральных суждений важно для понимания причин любой человеческой деятельности, в том числе и преступной.
Г.М. Бреслав пишет: «Крайне сложные эмоциональные переживания, под воздействием которых совершаются правонарушения, способствуют развитию особых психических состояний (аффект, стресс, агрессия и т. д.), протекающих и подчиняющихся общим психофизиологическим законам. Даже когда признаются объективные причины преступности, непосредственной причиной конкретного поведения человека в конкретной ситуации чаще всего считаются именно эмоциональные явления: симпатии или антипатии, радость или
23
раздражение, надежда или смущение» .
Знать, как и под влиянием чего человек совершает те или иные поступки, важно и для обоснования уголовно-правовых запретов, и для
правоприменительной деятельности (для последней - особенно). Результаты анкетирования, проведенного в рамках диссертационного исследования, подтверждают влияние эмоций на человеческое поведение. Так, на вопрос «Считаете ли Вы, что Ваше поведение во многом определяется эмоциями?», из 50 человек, отбывающих наказание в колонии, 56 % респондентов ответили утвердительно (см. Приложение 3).
Решение задач уголовного права нацеливает специалистов на раскрытие «механизма» преступного поведения, что неизбежно должно предполагать и разработку вопросов эмоционального состояния лица в ситуации, [14] [15] предшествующей совершению преступления, и последующей за ним, также непосредственно при выполнении объективной стороны преступления. В науке уголовного права знания о психологических процессах и явлениях являются неотъемлемой частью учения о преступлении, его субъективной стороне.
Данной проблематикой в разное время занимались М.В. Бавсун, С.В. Векленко, Б.С. Волков, П.С. Дагель, С.В. Дубовиченко, А.Ф. Зелинский, О.С. Капинус, В.Е. Квашис, А.Ф. Кистяковский, Д.П. Котов, Г.А. Кригер, В.В. Лунеев, А.В. Наумов, Б.С. Никифоров, И.О. Ной, А.А. Пионтковский,
И. Рарог, С.В. Скляров, Н.С. Таганцев, Б.С. Утевский, С.В. Шевелева,
А. Якушин и другие исследователи.
Непосредственно эмоциональную составляющую преступного акта в связи с аффектом и аффектированными преступлениями анализировали Г.В. Назаренко, Н.А. Подольный, А.Н. Попов, Ф.С. Сафуанов, Б.В. Сидоров, О.Д. Ситковская, Б.А. Спасенников, С.Б. Спасенников, В.И. Ткаченко, Т.Г. Шавгулидзе и другие авторы.
Влияние на противоправное поведение субъекта преступления не только аффекта, но и иных эмоциональных состояний (стресс, фрустрация и т.д.), исследовали в работах, посвященных юридической психологии, И.И. Аминов,
Л. Васильев, В.Н. Волков, М.И. Еникеев, В.И. Курбатов, И.Д. Мариновская, И.А. Петин, В.В. Романов, С.Н. Тихомиров и другие ученые.
Попытка провести комплексный анализ эмоций для целей уголовного права была предпринята сравнительно недавно. В 2005 году вышла работа
А. Манойловой «Эмоции в уголовном праве». Однако, обозначив тему своего диссертационного исследования широко, тем не менее, автор в содержании работы делает акцент на одном виде эмоций - аффектах и аффектированных состояниях. С.А. Манойлова анализирует место эмоций в структуре субъективной стороны состава преступления, дает историческую справку по вопросу о развитии представлений об эмоциях в рамках науки уголовного права
(в контексте изучения истории аффектированных преступлений, убийства матерью новорожденного ребенка и превышения пределов необходимой обороны), а также рассматривает вопрос об особенностях учета эмоций при назначении наказания.
Поскольку научная база учета эмоциональных состояний в «механизме» отклоняющегося поведения еще не сформировалась, неудивительно, что эмоции, свойственные преступлению, не получили отражения в уголовном законодательстве. Исключение составил аффект (внезапно возникшее сильное душевное волнение), включенный в составы преступлений, предусмотренные ст. 107 и ст. 113 УК РФ. Однако в правоприменительной практике эмоции учитываются и в иных ситуациях. Например, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление» в п. 14 упоминается душевное волнение в контексте рассуждений о превышении пределов необходимой обороны: «Судам надлежит иметь в виду, что обороняющееся лицо из-за душевного волнения (выделено авт. - Н.А. Черновой), вызванного посягательством, не всегда может правильно оценить характер и опасность посягательства и, как следствие, избрать соразмерные способ и средства защиты».
Действительно, выстрел из пистолета в тире и такой же выстрел ночью на пустынной улице - поступки различные, которые, несомненно, должны вызвать и столь же различные реакции. Человек реагирует в действительности не на изолированное раздражение, а на целый комплекс впечатлений, закономерно связанных друг с другом, причем отдельно действующие на него моменты оцениваются им, главным образом, с точки зрения всей этой ситуации[16].
В том же Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 года № 19 «О применении судами законодательства о необходимой
обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление» в п. 4 указывается, что «при выяснении вопроса, являлись ли для оборонявшегося лица неожиданными действия посягавшего, вследствие чего оборонявшийся не мог объективно оценить степень и характер опасности нападения (ч. 2.1 ст. 37 УК РФ), суду следует принимать во внимание время, место, обстановку и способ посягательства, предшествовавшие посягательству события, а также эмоциональное состояние (выделено авт. - Н.А. Черновой) оборонявшегося лица (состояние страха, испуга, замешательства в момент нападения и т.п.)». В ранее действовавшем Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 16 августа 1984 года № 14 «О применении судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно опасных посягательств» также подчеркивалось, что «судам следует иметь в виду, что в состоянии душевного волнения (выделено авт. - Н.А. Черновой), вызванного посягательством, обороняющийся не всегда может точно взвесить характер опасности и избрать соразмерные средства защиты».
Верховный Суд РФ, применяя понятия эмоционального состояния и душевного волнения, не раскрывает их содержание. Полагаю, по уголовным делам понятие эмоционального состояния может определяться только базируясь на знаниях психологии. Поскольку в современной психологии термин «душевное волнение» не используется, он признан устаревшим, то и для целей уголовного права не может признаваться актуальным. Эффективное применение слов в их непосредственном значении как способа обозначения предметов, явлений и связей между ними, которые используются в процессе общения, возможно лишь при однозначном определении. Психологические категории следует использовать в праве в том смысле и значении, которые приняты в самой психологии. В.Н. Кудрявцев писал: «Мы должны опираться на те представления, которые складываются в сфере психологической науки,
разумеется, используя их с учетом специфики предмета юридических наук»[17].
Результаты, анкетирования, проведенного в рамках диссертационного исследования, демонстрируют значимость эмоций для уголовно-правовой науки. На вопрос «Имеют ли эмоции самостоятельное уголовно-правовое значение?», 73,5 % респондентов (студентов) ответили утвердительно, среди работников суда и судей этот показатель составил 46 % (см. Приложение 1 и Приложение 2). С.А. Манойлова правильно отмечает: «Чтобы изучить юридическую значимость эмоциональных состояний, необходимо очертить границы психического феномена «эмоциональное состояние» и рассмотреть его через «призму» законодательной базы»[18].
Действующее уголовное законодательство позволяет определить эмоции в уголовно-правовом значении не только в связи с аффектом. Согласно официальным источникам в правоприменительной практике эмоции могут учитываться и в иных ситуациях. Примером учета эмоций лица можно назвать п. «д» ст. 61 УК РФ, в котором говорится о таком смягчающем наказание обстоятельстве, как мотив сострадания, который, очевидно, вызывается эмоциями (сочувствие, жалость, грусть, сопереживание и т.д.), отражает любовь к ближнему. Сострадание - это способность лица встать на место другого человека и понять, что его тревожит, откликнуться на призыв о помощи в трудную минуту.
Необычное состояние психики виновного в момент совершения преступления (эмоциональные перегрузки, стресс и подобное) в некоторых случаях также может быть учтено судом в качестве обстоятельства, смягчающего наказание. Подобные состояния сильно влияют на способности лица, оказывая существенное воздействие на органы восприятия, а также на психофизиологическое благополучие.
Обстоятельством, смягчающим наказание, может признаваться и сильный страх лица, причиняющего вред охраняемым уголовным законом интересам в результате принуждения.
Еще один пример учета эмоций в целях улучшения положения лица - ч. 2 ст. 28 УК РФ, где указано, что деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам (выделено авт. - Н.А. Черновой) .
Эмоционально наполненными могут быть и отягчающие наказание обстоятельства. Среди обстоятельств, отягчающих наказание, нельзя не отметить совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. В действующем российском уголовном законодательстве данное обстоятельство названо не только среди обстоятельств, отягчающих наказание, но и в качестве конструктивного признака состава (например, ч. 1 ст. 116 УК РФ, ч. 1 ст. 213 УК РФ) или же квалифицирующего признака (например, п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ, п. «е» ч. 2 ст. 111 УК РФ, п. «е» ч. 2 ст. 112 УК РФ, п. «б» ч. 2 ст. 115 УК РФ, п. «з» ч. 2 ст. 117 УК РФ и т.д.).
Представляется, что учет эмоций субъекта преступления происходит при правовой оценке любых насильственных действий. Ярким примером будет является преступление, предусмотренное ст. 106 «Убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов, а равно убийство [19] матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующй ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемость» УК РФ. На влияние эмоций в такой ситуации указывает, например, А.Г. Бабичев. Он пишет: «Несомненно, стыд и страх, угрызения совести и боязнь осуждения со стороны окружающих, прежде всего близких людей способны вызвать «ненормальное состояние» матери, ослабляющее ее способность к рассудительному поведению» . Во многом в состоянии выраженной эмоциональной напряженности поведение матери определяется аффективной мотивацией, что снижает ее возможность адекватно оценивать окружающее и свои действия, ограничивает способность контролировать поступки и
29
прогнозировать их возможные последствия .
Таким образом, правоприменитель неоднократно сталкивается с необходимостью использования психологических знаний об эмоциях и эмоциональных состояниях, а значит возникает потребность в их комплексном изучении в рамках уголовно-правовой науки, основываясь на знаниях психологии. С позиции психологии, допускается рассматривать эмоции не только как субъективное переживание, но и как психическое отражение актуального состояния потребностей человека и даже как особый регулятор поведения человека. Такой подход позволяет обосновать дифференциацию и индивидуализацию уголовной ответственности лица по критерию эмоций, связанных с преступлением. Это важно как для правильной квалификации деяний лица, так и справедливого назначения наказания или иных мер уголовно-правового характера. С.А. Манойлова правильно пишет: «Значение эмоций многоаспектно. Они характеризуют особенности подготовки и осуществления преступного умысла у виновного. Кроме того, эмоции играют роль при определении степени общественной опасности некоторых [20] [21]
преступлений. Наконец, важно влияние эмоций на подконтрольность поведения лица его интеллектуально-волевой сфере» .
Можно заключить, что научно обоснованным является комплексный подход к пониманию эмоций: с учетом реальной взаимосвязи функций эмоций в психологии и уголовном праве. Эмоции выполняют отражательную и регулятивную функции: они отражают степень удовлетворения потребностей человека и благоприятности или вредности для него самого события преступления и побуждают человека к определенному поведению.
Для целей уголовного права под эмоциями понимаются субъективные переживания, которые отражают актуальное состояние потребностей человека и являются специфическим регулятором поведения человека, направляя его на удовлетворение актуальных потребностей посредством преступления. Эмоции, связанные с преступлением, проявляются непосредственно при выполнении преступления, также в ситуации, предшествующей совершению преступления, и последующей за ним.
[1]
Мацумото Д. Психология и культура [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Mats/11.php (дата обращения 14.11.2016).
[2] Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2006. С. 27.
[3] Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология: учеб. пособие. М.: Дело, 2005. С. 47.
[4] См.: Симонов П.В. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966. 94 с.
[5] Маклаков А. Общая психология [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/16.php (дата обращения 16.01.2017).
[6] Саенко Ю.В. Техники и приемы регуляции эмоций // Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 84.
[7] Романов В.В. Юридическая психология: учебник. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. С. 171.
[8] Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: учебник для вузов. М.: Норма, 2006. C. 129.
[9] Психическое состояние [Электронный ресурс]. URL: http://azps.ru/articles/stts/ (дата обращения 10.12.2016).
[10] Романов В.В. Указ. соч. С. 173.
[11] Ганзен В.А. Систематизация психических состояний / В.А. Ганзен // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т.Н. Васильева, Г.Ш. Габдреева, А.О. Прохоров / под ред. А.О. Прохорова. М.; ПЕР СЭ; Спб.: Речь, 2004. С. 60-64.
Агавелян В.С. Теоретические и прикладные аспекты психологии состояний [Текст] / В. С. Агавелян // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т.Н. Васильева, Г.Ш. Габдреева, А.О. Прохоров / под. ред. А.О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. С. 153-163.
[13] Манойлова С.А. Эмоции в уголовном праве: дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2005. С. 86-87.
[14] Марков А. Выявлен отдел мозга, отвечающий за эмоциональную составляющую морально-этических оценок [Электронный ресурс]. URL: http://elementy.ru/news/430487 (дата обращения 19.07.2016).
[15] Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. С. 3.
Леонтьев А.Н. Очерк теории аффективности // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 4. С. 83.
[17] Кудрявцев В.Н. Криминальная мотивация. М., 1986. С. 11.
[18] Манойлова С.А. Указ. соч. С. 87.
[19] Так, О.Д. Ситковская пишет: «Сила воздействия, неожиданность возникновения ситуации, отсутствие времени на её осознание и принятие решения могут вызвать особые сильные эмоциональные реакции (эмоциональную напряжённость, стресс), нередко выражающиеся в дезорганизации поведения субъекта: оно теряет пластичность, гибкость, страдают сложные формы движений». Подробнее: Ситковская О.Д. Психологическая экспертиза невиновного причинения вреда (ст. 28 УК РФ) // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. № 4 (49). С. 192.
[20] Бабичев А.Г. Историческое становление российского уголовного законодательства об убийстве матерью новорожденного ребенка // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 4 (359). С. 103.
[21] Манойлова С.А. Указ. соч. С. 76.
|