Накопленный опыт в области государственных закупок в США и показатели эффективного функционирования системы государственных закупок на сегодняшний день обуславливают интерес рассмотрения данной системы в качестве международного опыта.
Ниже приведу описания, нереализованных в отечественной системе государственных закупок, положений, которые, на мой взгляд, следовало бы перенять для увеличения прозрачности института госзаказа Российской Федерации.
Одной из ключевых фигур федеральной контрактной системы США является государственный заказчик в лице контрактного офицера. Контрактный офицер - это уполномоченное лицо, официальный представитель государства в контрактном процессе, имеющий право заключать, администрировать или прерывать контракт от лица Правительства Соединенных Штатов. При этом он выступает гарантом соблюдения интересов Соединенных Штатов в контрактуемых расходах и доходах.
Законодательством о закупках установлена персональная ответственность контрактного офицера за соответствие закупочных и иных хозяйственных действий условиям заключенных контрактов, процедурам, положениям законов и подзаконных актов, а также обязанность обеспечения справедливых, честных и непредвзятых подходов, выполнения требований контракта и достаточности средств к покрытию обязательств по нему. В пределах делегированных полномочий контрактный офицер может выносить бизнес-суждения и участвовать в торгах.
Реализация подобной практики в отечественной системе государственных закупок видится мне наиболее перспективной, поскольку позволит с помощью относительно небольшого количества специалистов решить большинство насущных проблем, таких как возможность появления коррупции вследствие витиеватости нашей бюрократической структуры госзаказа и недостаточная квалификация ее персонала.
Также важную роль в федеральной контрактной системе США играют сертифицированные публичные бухгалтеры, основной задачей которых является своевременная идентификация рисков увеличения сметы государственного контракта, а также оперативный мониторинг затрат в ходе исполнения государственных контрактов. По итогам своей деятельности, сертифицированные публичные бухгалтеры предоставляют поквартальные отчеты государственному заказчику. Потребность в создании подобного института обусловлена разветвленной структурой государственных контрактов, которая требует постоянного мониторинга.
Вдобавок на предотвращение сговора и коррупции в области государственных закупок нацелен Закон о мошеннических сделках. Он предоставляет значительные стимулы для частного раскрытия факта сговора при заключении сделки. Таким образом, человеку, благодаря которому был установлен факт мошеннической сделки, за счет государства выплачивается от 15 до 30 % суммы, потраченной на исполнение этой сделки. Кроме того, Закон защищает информаторов от любого преследования со стороны их работодателей. Необходимо отметить, что норма вознаграждения информатора, безусловно, допускает оппортунистическое поведение, но также необходимо отметить и то, что эта норма способна сдерживать злоупотребления в сфере государственных закупок.
|