В соответствии со ст. 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта (далее именуется - контракт).
Под государственным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта Российской Федерации в целях обеспечения государственных нужд.
Данное определение содержит два основных признака государственного контракта:
1 – Субъектный состав. Так, со стороны заказчика выступает государственный заказчик, представляющий соответствующее публично-правовое образование (Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации).
2 – Государственный контракт заключается в целях обеспечения государственных нужд.
Следует отметить, что к государственным контрактам предъявляются более жесткие требования, чем к обычным гражданско-правовым договорам. Многие условия государственного контракта не могут быть изменены, даже если и заказчик, и исполнитель согласны.
Проект государственного контракта является частью конкурсной документации (документации об аукционе, запросе котировок). Поэтому он разрабатывается заказчиком на стадии подготовки к проведению торгов.
Заключить государственный контракт можно только на тех условиях, которые были указаны в конкурсной документации (документации о проведении аукциона и т. д.).
Договор считается заключенным (в соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ), если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с ГК РФ и Законом N 94-ФЗ к существенным условиям государственных (муниципальных) контрактов относятся: предмет контракта (п. 1 ст. 432 ГК РФ); срок исполнения обязательств по контракту (п. 4 ч. 4 ст. 22, п. 7 ч. 4 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ); порядок осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте (ч. 12 ст. 9 Закона N 94-ФЗ); ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом (ч. 10 ст. 9 Закона N 94-ФЗ); цена контракта (ч. 4.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ).
По общему правилу цена не является существенным условием договора. Однако для государственного (муниципального) контракта цена является существенным условием, на чем акцентируют внимание многие специалисты[1]. Таким образом, контракт не может считаться заключенным, если в нем не указана его цена. Цена государственного (муниципального) контракта по общему правилу является твердой.
В преамбуле контракта дается ссылку на документ, составленный по итогам размещения заказа. Например, на протокол аукциона, протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок и т. п.
За нарушение правил изменения условий контракта, в том числе условия о цене, руководителя организации-заказчика может оштрафовать Федеральная антимонопольная служба России.
Концепцией проекта Закона N 44-ФЗ предусмотрено формирование и ведение библиотеки типовых контрактов. Согласно концепции, "законопроект должен устанавливать понятие и статус типового государственного и муниципального контракта, библиотеки типовых государственных и муниципальных контрактов, которая должна содержать проекты государственных контрактов, типовые формы иных необходимых документов, обязательность утверждения методических рекомендаций по применению типовых контрактов, особенности правового статуса отдельных типов государственных (муниципальных) контрактов". В соответствии с концепцией проект указанного Закона должен предусматривать особенности регулирования отдельных типов контрактов: долгосрочных контрактов; контрактов полного цикла (комплексных государственных (муниципальных) контрактов); "связанных" контрактов (в том числе "офсетных" сделок); рамочных контрактов (в целях проведения торгов по упрощенной процедуре); контрактов на приобретение инновационной продукции; "длящихся" контрактов (т.е. заключаемых по упрощенной процедуре с участниками торгов, которые выполняли работу ранее).
[1] Тарабаев П.С. Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для федеральных государственных нужд: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009. С. 19; Практика применения Гражданского кодекса РФ, частей второй и третьей / А.Б. Бабаев и др.; Под общ. ред. В.А. Белова. М., 2009. С. 140 и др.
|