За последнее десятилетие облачные технологии приобретают все большую популярность не только у крупных компаний, но и у государственных органов, а также у частных пользователей. Большая часть как международных, так и российских форумов и научных конференций, посвященных развитию информационных технологий, не обходятся без дискуссий на тему использования облачных технологий. Так, первые шаги в этом направлении были сделаны в США, потом в странах-членах Европейского союза, Австралии, Новой Зеландии и других странах. Например, аппарат кабинета министров Великобритании говорил о создании системы облачных технологий в начале 2010 года, предполагая сэкономить до 3.2 млрд. фунтов в год государственного бюджета, а уже в декабре 2010 года Европейская комиссия опубликовала меморандум «На пути к интероперабельности европейских государственных услуг». Целью этого документа являлась выработка единого подхода для государственных органов стран-членов Европейского союза с тем, чтобы помочь гражданам и юридическим лицам в полной мере воспользоваться благами единого электронного рынка[1].
Нили Керс (вице-президент Европейской комиссии по программе действий в области цифровых технологий) 22 марта 2011 года в своем выступлении в Брюсселе сказала, что, если удастся найти решения, которые будут удовлетворять существующие потребности, облачные технологии могут стать для правительства
инструментом оказания гражданам услуг более эффективно и с меньшими
17
затратами .
В январе 2011 года на сайте министерства финансов Австралии для публичного обсуждения был размещен документ под названием «Стратегические направления использования облачных технологий: Возможности и применимость в государственных органах» . Первое руководство было опубликовано 15 февраля 2012 года в Австралии на блоге департамента управления информацией правительства Австралии под названием «Облачные технологии и защита персональных данных для учреждений правительства Австралии»[2] [3] [4].
В это же время в США в рамках федеральной программы управления рисками и авторизацией, предназначенной для отбора поставщиков услуг облачных технологий для государственных органов, федеральное правительство США установило порядка 170 мер по обеспечению безопасности в этой области.
В Германии в мае 2011 года Федеральное управление по безопасности информационных технологий опубликовало финальную версию важнейшего документа по информационной безопасности использования облачных технологий. Документ содержит, прежде всего, основные требования к провайдерам «облачных» услуг[5].
Первой значительной вехой в популяризации облачных технологий считается появление в 1999 году сервиса Saleforce.com. В 2002 году появился сервис AmazonWebServices, а в 2006 Амазон запустил ElasticComputecloud как коммерческий веб сайт, который позволял небольшим компаниям и частным лицам «арендовать» компьютерные мощности с возможностью установления собственных приложений[6] [7] [8].
Логично, что первые вопросы о необходимости особого правового регулирования технологичного и инновационного решения появились в первом десятилетии 21 века. Так, Кристофер Миллард отмечает, что в 1984 году его внимание было сфокусировано на телекоммуникационном праве, в 1994 - на правовых аспектах сети Интернет, в 1996 - на электронной коммерции, а в 2008 он перешел к изучению правовых аспектов использования облачных технологий .
Можно легко проследить, что рост популярности и значимости информационных технологий в РФ значителен. Наиболее инновационным и значимым сектором на рынке информационных технологий сегодня является сектор облачных технологий. Данные различных аналитических компаний несколько разнятся, однако все эксперты прогнозируют неуклонный рост мирового рынка облачных технологий в среднесрочной перспективе[9]. Так, российский рынок облачных технологий показывает значительный рост на протяжении нескольких лет - в 2016 году он вырос на 43% (до 22.6 млрд рублей) по сравнению с 2015 годом[10]. Согласно Стратегии развития информационных технологий в Российской Федерации масштаб влияния отрасли информационных технологий на государство в значительной степени превосходит сугубо отраслевые эффекты, тогда как развитие информационных технологий сегодня является одним из важнейших факторов, способствующих решению ключевых задач государственной политики Российской Федерации, а также обеспечению информационной безопасности и высокого уровня обороноспособности страны[11] [12].
«Российское гражданское законодательство должно соответствовать современному уровню развития техники, стимулировать разработку и широкое использование новых технологий при одновременном обеспечении защиты интересов правообладателей», - говорится в Разделе VII Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации . Доказательством крайней необходимости исполнения поставленной задачи является тот факт, что законодатели активно работают в этом направлении. Так, в течение нескольких последних лет рассматриваются серьезные поправки ко множеству законодательных актов.
В Приказе РОССТАТА от 29.08.2013 № 349 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования (с изменениями на 1 апреля 2014 года)» в Указаниях по заполнению формы дается разъяснение того, что же такое услуги облачных вычислений: «...организация пользуется "облачными" вычислениями, т.е. услугами сторонних организаций для получения доступа по глобальным информационным сетям к дополнительному программному обеспечению, вычислительным мощностям, хранилищам информации.».
В Российской Федерации в конце 2010 года в рамках утвержденной Правительством РФ Г осударственной Программы РФ «Информационное общество» одной из мер для развития электронного правительства названо «создание национальной платформы «облачных вычислений»[13]. Уже в 2012 году в
рамках Программы развития биотехнологий в РФ необходимым мероприятием в рамках создания информационной инфраструктуры было признано «обеспечение доступа к создаваемой на федеральном уровне системе облачных вычислений - сервисов для предоставления возможностей по использованию географически распределенных суперкомпьютерных ресурсов и уникального оборудования для задач развития биотехнологий»[14] [15] [16].
Облачные технологии могут успешно использоваться в образовании - в деятельности обычной общеобразовательной школы, для самостоятельной работы детей с ограниченными возможностями или для самостоятельной деятельности студентов . Например, внедрение новых образовательных технологий и систем поддержки обучения получило свое развитие в ряде российских высших учебных заведений и образовательных центров - одним из наиболее ярких событий в этой области является создание виртуальной лаборатории «Облачные вычисления». Виртуальная лаборатория создана для проведения практических занятий и исследований в области облачных вычислительных технологий и является эффективной площадкой для разработки и реализации инновационных образовательных технологий .
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что облачные технологии как услуга или техническое решение присутствуют сегодня на самых различных уровнях потребления и пользования - от крупнейших международных корпораций до частных лиц, от государственных органов до рядового студента.
Все вышеупомянутое дает нам право использовать понятие «облачные технологии» не как художественный термин, заимствованный у автора
фантастических рассказов, метафору или аллегорию, а как обозначение конкретного объекта правового регулирования, официально признанного мировым сообществом, однако требующего дополнительного пояснения и законодательного закрепления как очень важного и уже просто необходимого термина.
Однако законодательству Российской Федерации понятие «облачные технологии» практически не известно, за редчайшим исключением[17]. Совершенно беспрецедентной является складывающаяся в российском праве ситуация, когда какой-то комплекс отношений, имеющих самое непосредственное отношение к экономике и инновациям, получил развитие в рамках административного и информационного права, но остался неизвестен праву гражданскому и, в особенности, праву интеллектуальной собственности. Это обстоятельство предопределяет явный дисбаланс в законодательстве, отнюдь, не
способствующий конкурентоспособности отечественных разработчиков
программного обеспечения, иных правообладателей результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых, используемых или распространяемых в рамках, на основе или с задействованием облачных технологий, как результат - выступает препятствием надлежащему развитию нашей экономики.
Для всестороннего изучения и анализа любого правового вопроса необходимо понимание экономической составляющей проблемы. Как и все гуманитарные науки, экономика и юриспруденция, выделившиеся из философии, имеют много общего в предмете исследования и тесно взаимосвязаны единой целью - организовать общественные отношения наиболее рационально,
обеспечивая оптимальные темп и уровень развития общества, как считает Д.В. Грибанов и многие признанные ученые. Так, например, С.С. Алексеев говорит: «В самом процессе возникновения, особенностях и свойствах права довольно явственно ощущается "дыхание" экономических отношений»[18] [19] [20]. В.Н. Хропанюк полагает, что «взаимодействие права и экономики подчиняется общим закономерностям общественного развития. С одной стороны, экономические потребности общества объективно порождают необходимость правовой формы регулирования определенных экономических отношений, юридического закрепления и охраны различных форм собственности. <...> С другой стороны, правовая форма экономических отношений является не просто необходимостью, а выполняет активную организующую функцию и потому глубоко проникает в экономическую жизнь общества в качестве важного компонента механизма экономических процессов» . «Право и экономика неотделимы друг от друга. Право было и остается важным рычагом в регулировании социальноэкономических процессов и всего общественного развития»[21] [22], - высказывается А.И. Татаркин.
С.В. Макаров высказал следующее предложение и экономическое обоснование развития индустрии облачных вычислительных технологий: «Возможно, Облачные Вычисления окажут такое же влияние на индустрию создания и использования программного обеспечения, как в своё время на развитие промышленности оказало появление фабрики, а впоследствии ситуация повторилась в отрасли производства полупроводниковых приборов» .Ученый
приводит следующее обоснование сделанного им вывода: на определенной стадии развития полупроводникового производства лидеры отрасли обязаны были иметь собственные производственные мощности, то есть быть крупными производственными компаниями для того, чтобы их существование было экономически оправдано. Интересно, что каждое последующее поколение приборов требовало для своего производства оборудования, которое по своей стоимости вдвое превосходило предыдущее поколение. Неудивительно, что проведение исследовательских работ по созданию новых полупроводниковых приборов, владение и эксплуатация собственных производственных линий требует колоссальных затрат. На сегодняшний день стоимость линии по производству полупроводниковых приборов превышает 3 млрд. долларов, поэтому только очень крупные компании, такие как Intel или Samsung, могут позволить себе иметь собственные производственные мощности .
Для того, чтобы сделать создание новых полупроводниковых устройств экономически целесообразным, необходимо разделить функции массового производства этих устройств. В результате такого подхода начинает расти объём предлагаемых услуг по предоставлению производственных мощностей для производства полупроводниковых приборов - именно так, например, поступает Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC) .
Фабрики, предоставляющие производственные мощности по запросу, сделали возможным существование производящих чипов компаний, не обладающих собственными производственными мощностями, но владеющих научно-технической экспертизой в создании инновационных полупроводниковых приборов[23] [24] [25].
С другой стороны, компании-владельцы линий, производящих полупроводниковые приборы, могут планировать разделение своих ресурсов
между заказами нескольких клиентов, тем самым снижая риск недозагрузки мощности и непокрытия операционных расходов.
С.В. Макаров считает, что «аналогичные рассуждения о масштабах и разделении ресурсов применимы к отрасли информационных технологий, к основным производителям - провайдерам Облачных Вычислений, которые обладают гигантскими центрами обработки данных по производству компьютерных услуг и которые предоставляют эти услуги — за плату — потребителям услуг, компаниям, не обладающим собственными центрами»[26] [27].
Развитие технологий, безусловно, является двигателем появления новых форм экономических отношений. К примеру, развитие сетевых коммуникаций так называемых интернет-сообществ, построенных на основе Web2.0 , играет важнейшую роль для бизнеса и экономики в целом. «Интернет-сообщества являются основой для формирования (или разрушения) брендов компаний. Самым важным фактором, влияющим на брэнд, являются отзывы незаинтересованных людей, которым человек доверяет. Именно такие отзывы можно получить в интернет сообществах»[28].
По словам Тима О’Рейлли, идеолога концепции Web2.0, «Web2.0 не имеет четких границ. Это, скорее, центр притяжения, <...> множество правил и практических решений. Они объединены в некое подобие солнечной системы,
состоящей из узлов, каждый из которых построен с учетом некоторых или всех
44
описанных правил и находится на определенной дистанции от центра» .
С другой стороны, развитие Web2.0 поменяло модель взаимодействия заказчика и поставщика услуги. Как справедливо замечает В.С. Макаров, вместо непосредственного участия человека в оказании услуги происходит переход к "бесконтактному" взаимодействию. Кроме того, такие взаимодействия становятся кратковременными и чаще всего протекают без каких-либо дополнительных обязательств. «Высокоприбыльный рынок оказания специализированных услуг уступил место низкоприбыльному рынку оказания дешёвых массовых услуг»[29] [30], - заключает ученый.
В качестве обоснования своей позиции он приводит следующий пример[31]: в Web 1.0 принятие кредитных карт от покупателей требовало договора с процессинговым центром, таким как VeriSign или Authorize.net, который, в свою очередь, было частью более крупного соглашения - все эти обстоятельства делали приём оплаты кредитными картами затруднительным и дорогостоящим как для частных лиц, так и для представителей малого бизнеса. С появлением PayPal любое частное лицо может осуществлять оплату кредитными картами без контракта, без подписания долговременных соглашений, заплатив небольшую плату за транзакцию по принципу pay-as-you-go[32]. Уровень контакта между клиентом и провайдером, а также поддержки, которую оказывает сервис пользователям, минимален.
Частные лица могут публиковать веб-контент, используя сервис доставки контента типа Amazon CloudFront, не вступая во взаимоотношения с компаниями по распространению контента. Подобных примеров использования возможностей услуг, созданных на основе облачных вычислительных технологий, огромное множество.
Необходимо отметить тот факт, что спрос на облачные сервисы неуклонно растет в последние годы, и на сегодняшний день не существует причин, по которым этот рост мог бы прекратиться или хотя бы замедлиться.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что развитие информационных технологий в целом и облачных вычислительных технологий в частности меняет множество парадигм: от возможных способов общения и обучения до способов ведения бизнеса и получения государственных услуг.
На сегодняшний день в литературе существует большое количество гипотез на тему сроков возникновения и развития облачных вычислительных технологий и соответствующих сервисов. Рост и развитие сферы услуг по предоставлению облачных вычислительных технологий, безусловно, связаны с развитием информационных технологий. Благодаря анализу истории возникновения облачных технологий в рамках настоящей работы, видится целесообразным выделить три этапа развития облачных технологий.
Первый этап - становление распределенных вычислительных технологий - приходится на период с конца 1960-х по конец 1980-х годов. Идеи проектов, которые сегодня можно считать прародителями облачных вычислительных технологий, появились в 70-х годах прошлого века. Именно тогда разработчики программного обеспечения предложили такую модель приложений, при которых все вычисления и обработка информации осуществляются не на компьютере пользователя, а на удаленных серверах. Поскольку глобальной телекоммуникационной сети Интернет в то время не существовало, первые идеи облачных сервисов оказались трудно реализуемыми и практически не использовались при создании новых программ[33].
Второй этап - развитие коммерческого использования распределенных вычислительных технологий - определяется следующим временным периодом: 1990-е - начало 2000-х, когда происходит возникновение веб-провайдеров,
оказывающих некие новые услуги потребителю - новые в отношении к традиционному хостингу, т.е. Application Service Provider. Такой новый формат предоставления услуг - ничто иное, как услуга, предоставляемая провайдером заказчику/пользователю через некоторую прикладную веб-программу, которую сам провайдер разместил на своём сервере. Новизна этого подхода в том, что провайдер снял с заказчика/пользователя все проблемы, связанные с установкой программного обеспечения и сопровождением работоспособности программы, то есть традиционный веб-хостинг-провайдер стал дополнительно обеспечивать еще одну услугу — предоставлять пользователям имеющуюся у него прикладную программу. Кроме того, плата за услугу начислялась только после того, как заказчик подписывался на услугу по временному использованию программы (on- demand[34]), т.е. заказчику не нужно было покупать саму программу в персональное владение (on-premise). Следующей ступенью развития такого подхода можно назвать технологический и коммерческий прорыв, а именно появление сервиса SalesForce.com с декларацией "NoSoftware" - декларацией, отрицающей необходимость приобретения права использования программного обеспечения и ставящей во главу угла саму услугу - услугу как некоторую чистую полезность, потребляемую клиентами. Появляется коммерчески успешная модель SaaS[35]. Основным приложением стало Salesforce CRM (Client Relationship Management[36]), которое является примером приложения, сделанного для коллективного использования. Вся совокупность заказчиков пользовалась программой Salesforce CRM в режиме коллективного использования, то есть каждый из заказчиков, являясь предприятием или организацией, предоставлял доступ к приложению своим сотрудникам, которые являлись конечными пользователями. Для того чтобы сотрудники могли одновременно работать в одной системе, программное обеспечение должно было обеспечивать многопользовательский режим. При этом экономическая сущность облачных вычислительных технологий оставалась
неизменной и состояла в том, что заказчик платил за подписку на услугу (on
ГЛ
demand) .
На третьем этапе своего развития облачные вычислительные технологии стали не только важной частью работы огромного количества российских компаний и международных корпораций, но и частью жизни обычного человека, использующего приложение на смартфоне, а также государственных органов, оказывающих услуги населению посредством различных облачных платформ. Начало третьего этапа приходится на 2007 год, и длится он по настоящее время. Особенностью этого периода является введение, в том числе, новой системы оплаты, состоящей в том, что оплата взимается с заказчика/пользователя только в том случае, если последний непосредственно пользуется сервисом, то есть применение так называемой системы pay-as-you-go . Сегодня можно говорить о создании целой новой индустрии ИТ, основанной на управлении облачными вычислительными технологиями.
Многие компании преуспели в предоставлении облачного сервиса и дали пользователям возможность по достоинству оценить и воспользоваться всеми преимуществами облачных технологий. Amazon, Microsoft, Google, Yahoo, EMC, Salesforce, Oracle, Yandex, IBM и многие другие компании предлагают огромный спектр облачных инструментов и сервисов своим клиентам. Для того чтобы раскрыть обсуждаемое понятие максимально полно и точно необходимо рассмотреть разнообразие представляемых облачных сервисов.
Один из мировых лидеров по предоставлению сервисов, основанных на облачных вычислительных технологиях, - компания Google, чьи сервисы очень широко представлены на территории Российской Федерации и доступны не только российским компаниям, но и обычным гражданам. Кроме того, большинство своих облачных сервисов компания Google предоставляет на безвозмездной основе или за минимальную плату. [37] [38]
Одним из облачных сервисов является облачная платформа Google CloudPlatform, которая позволяет разработчикам строить, тестировать и развертывать приложения на ресурсах провайдера. Облачная платформа Google позволяет использовать целый спектр услуг, которые обеспечивают простое управление и быстрый доступ к данным пользователя. Платформа используется не только для хостинга и разработки сайтов и различных веб приложений, но и как хранилище данных, решение для проведения анализа данных, а при использовании таких облачных решений Google, как App Engine, Datastore и Cloud Endpoints, можно создать масштабируемое решение с API для сбора различного рода данных, при этом используя Compute Engine для обработки и анализа собранной информации.
Помимо облачной платформы Google предлагает большой выбор облачных сервисов как для юридических лиц - компаний из различных сфер деятельности с разной численностью сотрудников, - так и для физических лиц.
Следующей заслуживающей отдельного внимания компанией, предоставляющей облачный сервис, является Amаzon. Она разработала коллекцию удаленных вычислительных сервисов, которые в совокупности формируют облачную вычислительную платформу, предоставляемую посредством сети Интернет на ресурсе Amazon.com. Наиболее известными являются такие облачные сервисы, как AmazonElasticCloud (EC),
SimpleStorageService(S3), SimpleQueueService (SQS), которые в свою очередь обеспечивают работу платформы с огромными возможностями и по низкой стоимости. Стоит особо отметить географию расположения центров обработки данных компании: Вирджиния, Лос-Анжелес, Майами, Франкфурт, Лондон, Токио, Сингапур - и это далеко не весь список. Как можно видеть, географическая распространенность огромна.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что мы живем в век облачных технологий и используем их в повседневной жизни, не всегда подозревая об этом. Для того, чтобы применение облачных технологий не порождало массу вопросов и сомнений относительно правомерного использования облачных сервисов, а провайдеры и пользователи облачных сервисов четко понимали и осознавали свои права и обязанности, сегодня существует необходимость существенного пересмотра законодательства Российской Федерации о праве интеллектуальной собственности в части урегулирования отношений в сфере облачных технологий и разработки пути совершенствования российского законодательства, учитывая следующие факторы.
В первую очередь необходимо уточнить линейку дефиниций ключевых понятий в сфере облачных технологий.
Во-вторых, выбирая направление совершенствования российского законодательства, необходимо учитывать зарубежный опыт правоприменительной практики и принципы вынесения судами других стран решений, а также участие Российской Федерации в международных соглашениях, направленных на регулирование сферы охраны авторского права и смежных прав.
В-третьих, эффективное развитие сферы предоставления облачных сервисов как с экономической, так и с социальной точки зрения возможно только при смешанном регулировании, то есть государственном и саморегулировании отрасли, при обязательным активном участии представителей всей отрасли, а именно провайдеров различного уровня, пользователей, субъектов персональных данных, а также правообладателей результатов интеллектуальной деятельности и собственников информации.
В-четвертых, при регулировании сферы применения облачных технологий в частности, и информационных технологий в целом, необходимо учитывать все виды возникающих отношений, различные варианты субъектно-объектного состава таких отношений, а также учитывать прогнозы развития сферы на десятилетия вперед.
Считается верным в первую очередь исследовать понятие «облачные технологии». На сегодняшний день еще не сложилось строгого понятийнокатегориального аппарата в области применения облачных технологий. Формирования понятийно-категориального аппарата в сфере правового
регулирования отношений, возникающих при использовании облачных технологий, обусловлена технологическими особенностями использования облачных технологий, что повлекло отсутствие единообразия
терминологического использования основных понятий, применяемых в национальном праве, и, как следствие, специалисты вынуждены использовать различные термины для обозначения одних и тех же понятий. Очевидно, что ни цивилистика, ни юридическая наука в целом также не выработали четкого определения исследуемого понятия.
Необходимо детально рассмотреть эволюцию понятия «облачные технологии» и определить принципиальное отличие облачных технологий от других составляющих мировой инфраструктуры информационных технологий.
В начале 21 века термин «облачные технологии» или «облачные
54
вычисления» стал все чаще встречаться в статьях и заметках специалистов по информационным технологиям, позже в выступлениях представителей бизнеса, а последние несколько лет вопрос все чаще рассматривается в юридической плоскости. Несомненно, такой интерес к облачным технологиям вызван, в первую очередь, тем, что применение облачных технологий позиционируются как инструмент сокращения издержек на содержание ИТ отделов и департаментов, также как инструмент, позволяющий не думать о необходимости увеличения мощности текущих ресурсов и объема хранилищ, а получать доступ к таким ресурсам по запросу. Такие технологии неизбежно станут неотъемлемым элементом обеспечения работы каждой компании и повседневной жизни почти каждого человека.
Определить точную дату появления термина “doud computing”^ английского дословно можно перевести как «облачные вычисления» или «облачные вычислительные технологии») довольно сложно, но однозначно можно сказать, что уже в 1960-е годы была сформулирована и озвучена принципиально отличающаяся от всего того, что было до того, концепция [39]
«intergalactic computer network», представленная выдающимся ученым Джозефом Ликлайдером[40], который «в своем докладе “Симбиоз компьютера и человека” предсказал практически все, чем является Интернет сегодня: от идеи простых графических интерфейсов и сетевых библиотек до электронной коммерции и банковских услуг онлайн. В отличие от телевидения, которое “вещает” в одну сторону, Ликлайдер выдвинул идею нового “сетевого знания” - знания интерактивного, которое создается, хранится и используется многими»[41] [42] [43]. Также появилась идея объединения всех компьютеров, «computation», представленная Джоном Маккарти . Именно концепция соединения распределённых компьютерных мощностей положила начало развитию глобальных информационно-коммуникационных сетей и, впоследствии, возможности создания и предоставления облачных сервисов.
Несмотря на то, что некоторые авторы считают, что «концепция предоставления вычислительных ресурсов, названная облачными вычислениями
со
(cloud computing), сформировалась в 2008 году» , впервые коммерческая идея об облачных технологиях была высказана и представлена в 1970 году компанией ARPNET (Advanced Research Project Agency Network), которая предполагала создание инфраструктуры, каждый пользователь которой смог бы подключаться к глобальной сети и иметь возможность получать любые необходимые данные или программы. Такая концепция породила одну из самых массовых моделей предоставления облачных ресурсов SaaS (англ. Программное обеспечение как услуга), при которой пользователь-заказчик получает от поставщика услуги доступ к необходимому приложению через Интернет. Основное преимущество для пользователя при использовании модели SaaS состоит в том, что он избегает издержек, связанных с установкой, обновлением и обслуживанием необходимого
программного обеспечения[44]. Более подробно обо всех моделях предоставления облачных сервисов далее в настоящем параграфе.
В продолжение изложенного в параграфе 1.1. настоящего исследования, можно утверждать, что облачные технологии прочно вошли во все сферы жизни современного общества: экономическую, социальную, политическую и правовую. Так, например, во всем мире насчитываются десятки миллионов пользователей социальных сетей, при использовании которых обработка и хранение данных происходят почти в ста процентах случаев при помощи облачных технологий. С точки зрения экономики можно привести следующие цифры: в ЕС совокупный экономический эффект облачных технологий был оценен в 940 миллиардов евро и 3,8 миллионов рабочих мест в период с 2015 по 2020 годы.
Как уже упоминалось ранее, термин облачные технологии впервые появился в зарубежной литературе как «cloud computing», что с английского дословно можно перевести как «облачные вычислительные технологии», «облачные вычисления» или «облачные технологии». Облачные вычисления имеют более узкое значение по сравнению с понятием «облачные технологии», и для целей настоящего исследования мы используем более широкое понятие - облачные технологии.
Сам по себе термин "облачные" носит образный характер, он появился как результат буквального словесного описания картинок, исторически используемых в схемах и книгах по компьютерным сетям, где компьютер пользователя соединялся линией с остальной сетью, которая изображалась в виде облака или, когда между двумя серверами изображалось облако как указание на то, что эти серверы находятся далеко друг от друга и «общаются» между собой посредством информационно-телекоммуникационной сети (например, сети Интернет), а не связаны напрямую проводом. Кроме того, при использовании облачных технологий над одной задачей могут работать одновременно несколько персональных компьютеров, так что у этой технологии есть определённое
сходство и с реальным облаком - пользователь не видит и не знает, что и как происходит внутри вычислительного облака, точно так же как человек, стоя на земле, видит лишь края облака, и не в силах проникнуть взглядом в его глубины.
Понятие «computing» является более сложным и требует к себе значительно большего внимания. Сomputing является техническим термином и применяется прежде всего в области автоматизированного управления, телекоммуникации, и переводится с английского чаще всего как «обработка данных» или «вычисления», «вычислительные технологии».
Вычисление может быть определено как поиск решения проблемы на основе исходных данных посредствам алгоритма. В течение тысяч лет вычисления производились при помощи карандаша и бумаги или мела и грифельной доски, или в уме, иногда с помощью таблиц[45].
Сегодня в области вычислительных технологий существует множество стандартов, которые всегда следуют последним изобретениям и технологическим достижениям. Считается необходимым в рамках настоящей работы рассмотреть различные типы вычислительных технологий: высокопроизводительные вычислительные технологии (вычисления), параллельные вычислительные технологии, кластерные вычислительные технологии (вычисления - повтор), распределенные вычислительные технологии (вычисления), облачные вычислительные технологии, биовычисления (биокомпьютинг), вычислительные технологии на мобильных устройствах (мобильные вычисления), квантовые вычисления (вычисления при использовании квантовых компьютеров), сетевые вычислительные технологии и другие.
Ниже представлено описание основных типов вычислительных технологий.
Высокопроизводительные вычислительные технологии. В рамках высокопроизводительных вычислительных технологий пул процессоров соединен с другими ресурсами, такими как память, накопитель памяти устройства ввода и вывода данных, а также развернутым программным обеспечением, обеспечивающим работу всей системы связанных компонентов. Историческое название высокопроизводительных вычислений - суперкомпьютер, но сегодня это уже устаревшие технологии. Параллельные вычислительные технологии являются одной из разновидностей высокопроизводительных вычислительных технологий[46].
Кластерные вычислительные технологии. Кластерная информационновычислительная система состоит из процессоров одного типа или аналогичного типа, связанных между собой и использующих выделенную сетевую инфраструктуру, они также относятся к высокопроизводительным вычислениям. Причина, по которой кластер организуется как высокопроизводительные вычисления, состоит в том, что индивидуальные узлы могут работать вместе над решением одной проблемы более эффективно по сравнению с любым компьютером[47].
Распределенные вычислительные технологии - это сеть вычислительных машин или процессоров, управляемых связующим программным обеспечением, с возможностью доступа и использования ресурсов удаленно. Управление распределенными ресурсами называется «грид-сервис». Такой сервис позволяет осуществлять контроль доступа, контроль безопасности, доступ к данным, а также к хранилищам данных[48].
Облачные вычислительные технологии появились в результате развития распределенных вычислительных технологий, когда огромные вычислительные ресурсы, требуемые для решения задачи, использовались как внешний сервис. Стоит особо отметить, что разница между распределенными вычислительными технологиями и облачными технологиями в том, что распределенные вычисления могут одновременно обеспечить работу нескольких компьютеров, решающих конкретную заявку, в то время как облачные вычислительные технологии используют множество ресурсов, включая вычислительные ресурсы, для предоставления единой/комплексной услуги конечному пользователю. В рамках облачных технологий ИТ и бизнес ресурсы (такие как серверы, хранилища, сети, приложения и процессы) могут предоставляться по требованию пользователя в необходимом объеме.
На сегодняшний день определения термина «облачные вычислительные технологии» или «облачные технологии» в российской научной или научно - популярной литературе практически нет, так же, как и устоявшегося перевода определений, используемых в иностранной литературе, поэтому автор вынужден заимствовать определения у иностранных коллег. Сегодня можно найти множество определений для понятия «облачные технологии» - стоит отметить, что только Национальный институт стандартов и технологий CША (NIST) за последние несколько лет предлагал более десятка определений. Ниже приведены некоторые из наиболее интересных существующих на сегодняшний день определений.
Определение Национального института стандартов и технологий США: облачные технологии - это модель обеспечения повсеместного, удобного, предоставляемого по требованию доступа к пулу настраиваемых вычислительных (компьютерных) ресурсов (например, сети, серверы, хранилища, приложения и услуги), которые могут быть легко предоставлены или отключены путем минимальных усилий пользователя и общения с провайдером услуг. Такая облачная модель состоит из пяти основных характеристик, трех типов
64
предоставления услуг и четырех моделей развертывания .
Облачные технологии - это такая структура, при которой различные ресурсы - услуги, программы, данные и другие виртуализированные ресурсы - интегрируются и предоставляются как услуга посредством сети Интернет. [49]
Облачные технологии - это не новая технология и не новая архитектура...это новая модель доступа к ресурсам[50].
Облачные вычисления (англ. cloud computing) в информатике — это модель обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (например, сетям передачи данных, серверам, устройствам хранения данных, приложениям и сервисам — как вместе, так и по отдельности), которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены с минимальными эксплуатационными затратами и/или обращениями к провайдеру[51].
«Облачными Вычислениями называют услуги или сервисы (комплексные услуги), которые оказывают прикладные или системные программы, при этом доставляются потребителю через Интернет, плюс программное и аппаратное обеспечение в центрах обработки данных, которые обеспечивают упомянутые услуги»[52].
Облачная технология - это технология распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис. Предоставление пользователю услуг как Интернет-сервис является ключевым. Однако под Интернет-сервисом не стоит понимать доступ к сервису только через Интернет, он может осуществляться также и через обычную локальную сеть с использованием веб-технологий[53].
«Облачные Вычисления - это бизнес-модель создания, производства и потребления компьютерных услуг. При этом сервис или услуги, которые оказываются с помощью компьютерных технологий, отделены от самих компьютеров, и потребление услуг происходит только тогда, когда потребитель в
69
явном виде запрашивает их» .
Облачные технологии - это программно-аппаратное обеспечение, доступное пользователю через Интернет или локальную сеть в виде сервиса, позволяющего использовать удобный интерфейс для удаленного доступа к выделенным ресурсам (вычислительным ресурсам, программам и данным). Компьютер пользователя выступает при этом рядовым терминалом, подключенным к Сети. Компьютеры, осуществляющие cloud computing, называются "вычислительным облаком". При этом нагрузка между компьютерами, входящими в "вычислительное облако", распределяется
70
автоматически .
«Облако» в рамках облачных технологий может быть определено как набор оборудования, сетей, хранилищ, услуг и инфраструктуры, которые объединены, чтобы предоставлять вычисления как услугу. Облачные сервисы сочетают в себе предоставление программного обеспечения, инфраструктуры и хранилищ посредством сети Интернет как отдельных сервисов, так и платформы
71
по запросу .
Притам Дас в своей книге указывает, что облачные технологии могут быть описаны как параллельная, распределенная, работающая по запросу в рамках одной телекоммуникационной сети (сетевая) система, состоящая из определенного числа связанных между собой виртуальных машин; при этом все [54] [55] [56] связанные виртуальные машины используют одни и те же ресурсы (серверы, базы данных, сети и т.д.) .
Определения, приведенные выше, встречаются в официальных документах, которые так или иначе транслируют государственные структуры. Определения, которые используются в бизнесе компаниями, оказывающими услуги по предоставлению облачного сервиса, встречаются в статьях технических специалистов.
В каждом из приведенных выше определений можно найти и плюсы, и минусы, некоторые определения совсем не отражают суть и не объясняют принцип работы облачных технологий, а еще больше запутывают и делают понимание облачных технологий недоступным простому неискушенному в технических вопросах пользователю. По мнению автора наиболее точным на сегодняшний день является определение, данное Национальным институтом стандартов и технологий CША в публикации «Лаборатории информационных технологий», посвященной понятию облачных технологий. Это специальная публикация вышла в сентябре 2011 года. Позже, в мае 2012 года Национальный институт стандартов и технологий США выпустил рекомендации по облачным технологиям. В документе описываются преимущества и недостатки облачных технологий, представлены классы и типы облачных технологий, а также рекомендации компаниям относительно того, как наилучшим образом использовать возможности и избежать рисков этого использования, при этом определение облачных технологий, данное в 2011 году, осталось прежним.
Несмотря на то, что использование облачных технологий освобождает пользователя от необходимости знать технические и географические детали предоставляемого сервиса (и вряд ли ему это вообще может быть интересно), специалистам в области права крайне необходимо понимать суть и принципы работы облачных технологий. Для того, чтобы дать корректное определение [57] облачным технологиям, необходимо разобрать рассматриваемое понятие на составляющие.
Национальный институт стандартов и технологий США предлагает модель 5-4-3, которая говорит о том, что облачные технологии можно представить в виде пяти основных характеристик, четырех моделей развертывания и трех типов предоставления услуг . Описание основных характеристик, моделей развертывания и типов предоставляемых сервисов, предложенных Национальным институтом стандартов и технологий США, можно встретить как в зарубежной, так и отечественной литературе[58] [59].
Основные характеристики облачных технологий: (1) предоставление услуги по требованию - то есть пользователь может в одностороннем порядке запросить предоставление вычислительных мощностей, таких, как сетевой файловый сервер, в автоматическом режиме, что не требует общения с представителем компании, предоставляющей сервис; (2) расширенный доступ к сети - то есть возможности доступны через сеть и посредством стандартных механизмов, которые позволяют использовать гетерогенные тонкие и толстые клиентские платформы (например, мобильные телефоны, ноутбуки и личное цифровое устройство / КПК); (3) объединённые ресурсы - вычислительные (компьютерные) ресурсы, предоставляемые провайдером, объединены таким образом, чтобы обслуживать одновременно несколько пользователей со множеством задач, используя различные физические и виртуальные ресурсы, которые подключаются и отключаются по требованию пользователя; (4) быстрая адаптивность (эластичность) - возможности могут быть предоставлены быстро и адаптивно, в некоторых случаях автоматически; (5) измеряемые услуги -
облачные системы контролируют и оптимизируют использование и распределение ресурсов в автоматическом режиме.
Облачные технологии не представляют собой принципиально новую концепцию развития и функционирования веб-приложений, а позволяют развивать высокомасштабируемые веб-порталы с высокой доступностью и отказоустойчивостью на наиболее выгодных финансовых условиях. Это сервис по управлению, обработке, хранению информации и данных без ограничения объема хранения и обработки информации и данных.
Ниже рассмотрены основные типы сервисов, основанных на использовании облачных технологий.
SaaS (Software as a Service, англ.) - программное обеспечение как сервис (услуга) - это программное обеспечение, развернутое на удаленных серверах, к которому пользователь может получать доступ посредством информационнотелекоммуникационной сети, в том числе сети Интернет, причем все вопросы обновления и лицензий на данное программное обеспечение регулируются поставщиком данной услуги.
PaaS (Platform as a Service, англ.) - платформа как сервис/услуга - пользователю предоставляется компьютерная платформа с установленной операционной системой, а возможно и с программным обеспечением для размещения на нем приложений. Примерами подобных платформ являются Google App Engine[60] и Windows Azure[61].
Отличительная черта PaaS и SaaS состоит в том, что в распоряжение пользователя предоставляется не только доступ к приложению или нескольким приложениям, а часть облачной инфраструктуры, которая в свою очередь позволяет не только работать с уже имеющимися приложениями, но и устанавливать новые. Такой выделенный ограниченный фрагмент инфраструктуры называют платформой, и зачастую в состав платформ входят различные средства разработки, тестирования и выполнения прикладного
программного обеспечения. Управление и контроль за физической инфраструктурой и ресурсами виртуальных машин осуществляет, как и в случае с моделью SaaS, поставщик услуг.
IaaS (Infrastructure as a Service, англ.) - инфраструктура как сервис/ услуга - пользователю предоставляется компьютерная инфраструктура, обычно виртуальные платформы (компьютеры), связанные в сеть, которые пользователь самостоятельно настраивает под собственные цели. Примером предоставления облачных технологий по модели инфраструктура как услуга (IaaS) является Nimbus .
Модель IaaS предоставляет заказчику еще больше возможностей управления инфраструктурой и включает в себя самостоятельное управление как ресурсами физического оборудования, так и возможности внутреннего перераспределения общего, выделенного по соглашению с поставщиком, объема виртуальных ресурсов между элементами инфраструктуры. При таком подходе поставщик лишь контролирует работоспособность облачной инфраструктуры в целом. Это позволяет заказчику существенно снизить капитальные расходы на оборудование и высоковалифицированный персонал администраторов
78
виртуализации .
В настоящее время различают четыре основные модели развертывания «облаков»:
Private cloud (англ.) - частное облако - это безопасная ИТ-инфраструктура, контролируемая и эксплуатируемая в интересах одной организации. Организация может управлять частным облаком самостоятельно или поручить эту задачу внешнему подрядчику. Инфраструктура может размещаться либо в помещениях [62] [63] организации, либо у стороннего провайдера, либо частично у организации и частично у стороннего провайдера. Идеальный вариант частного облака — это облако, развернутое на территории организации, обслуживаемое и контролируемое ее сотрудниками.
Community cloud (англ.) - коллективное облако - это ИТ-инфраструктура, контролируемая и эксплуатируемая в интересах нескольких организаций, связанных между собой. Организации могут управлять облаком самостоятельно или поручить эту задачу внешнему подрядчику. Инфраструктура может размещаться либо в помещениях организаций, либо у стороннего провайдера.
Public cloud (англ.) - публичное облако - это ИТ-инфраструктура, используемая одновременно множеством компаний и сервисов. Пользователи данных облаков не имеют возможности управлять и обслуживать данное облако, вся ответственность по этим вопросам возложена на владельца данного облака. Абонентом предлагаемых сервисов может стать любая компания и индивидуальный пользователь. Они предлагают легкий и доступный по цене способ развертывания веб-сайтов или бизнес-систем с большими возможностями масштабирования, которые в других решениях были бы недоступны. Примеры: онлайн-сервисы Amazon EC2 и Simple Storage Service (S3), Google Apps/Docs, Salesforce.com, Microsoft Office Web.
Hybrid cloud (англ.) - гибридное облако - это ИТ-инфраструктура, использующая лучшие качества публичного и частного облака при решении поставленной задачи. Часто такой тип облаков используется, когда организация имеет периодические моменты активности, другими словами, как только внутренняя ИТ-инфраструктура не справляется с текущими задачами, часть мощностей перебрасывается на публичное облако (например, большие объемы статистической информации, которые в необработанном виде не представляют ценности для организации), а также для предоставления доступа пользователям к ресурсам предприятия (к частному облаку) через публичное облако.
Серверы (технические мощности) провайдера, оказывающего услуги по предоставлению вычислительных ресурсов, могут физически находиться в любой стране мира. Это означает, что вся информация пользователей (организации- заказчика или физического лица, пользователя облачных сервисов) и базы данных могут храниться на территории любой страны мира.
До сих пор не утихают споры специалистов относительно выбора модели развертывания облачной инфраструктуры, а также того, какая модель является оптимальной: частное облако или публичное облако. Иногда споры вокруг этой темы напоминают политические дебаты вовремя предвыборной гонки, и сторонники частного облака и публичного облака находят весомые аргументы, обосновывая свой выбор. Однако, принимая решение в пользу применения облачных технологий в принципе, также как и модели развертывания и модификации инфраструктуры, необходимо учитывать совокупность всех факторов: от стоимости облачных сервисов до предлагаемой системы резервного копирования.
В связи с тем, что гибридное облако является компромиссом между двумя концептуально противоположными моделями развертывания облачной инфраструктуры, считается целесообразным более детально рассмотреть положительные и отрицательные последствия использования частного и публичного облака.
Как уже говорилось, частное облако - это безопасная ИТ-инфраструктура, контролируемая и эксплуатируемая в интересах одной организации. В частном облаке предоставляемые сервисы и инфраструктурные ресурсы взаимосвязаны на базе частной же информационно-телекоммуникационной сети. Поскольку модель частного облака гарантирует значительно более высокий уровень информационной безопасности и контроля над процессами, а вместе с этим и значительное удорожание сервиса, логично делать выбор в пользу частного облака в случаях, когда требования к защите информации заказчика, хранящейся и обрабатываемой при использовании облачных технологий, являются критическими, равно как и требования к конфиденциальности информации и данных. Примерами таких заказчиков являются предприятия военной промышленности, научно-исследовательские институты и структуры, представляющие государственный сектор; крупные холдинговые компании и корпорации, для которых создание частного облака будет экономически обоснованно.
Можно выделить следующие плюсы использования частного облака.
Во-первых, такая модель развертывания облачной инфраструктуры позволяет максимально эффективно осуществить конфигурирование системы под нужны и особенности конкретного заказчика как с точки зрения производительности, так и с точки зрения безопасности.
Во-вторых, при использовании частного облака решается вопрос соблюдения ряда законодательных требований в части локализации данных и информации.
В-третьих, частное облако позволяет решать задачу обеспечения внутреннего заказчика дополнительными ИТ-ресурсами в самые кратчайшие сроки, то есть максимально повысить эффективность и оперативность работы ИТ- отдела, который будет способен в любой момент развернуть необходимые ресурсы по запросу бизнеса, при этом без необходимости закупки дополнительного серверного оборудования, установки программного обеспечения и приложений, подключения его к сети.
Среди основных недостатков частного облака можно назвать, в первую очередь, необходимость колоссальных первичных инвестиций в оборудование, аренду или приобретение соответствующего помещения, закупку и установку программного обеспечения и приложений, а также необходимость постоянного финансирования и содержания квалифицированного персонала на всем протяжении жизненного цикла облачной системы. Кроме того, к недостаткам данной модели следует отнести наиболее существенные по сравнению с публичным облаком риски потери непрерывной работоспособности системы и потери информации и данных из-за физических угроз, а также исчерпание емкости существующих ресурсов и необходимость дополнительного инвестирования - это как раз тот случай, когда изначальное преимущество становится недостатком.
В отличие от частного облака, публичное облако является инфраструктурой, одновременно используемой множеством пользователей различного уровня. Более того, в пределах публичного облака все ресурсы и сервисы предоставляются поверх глобальной информационно - телекоммуникационной сети Интернет, что дает пользователям возможность максимально эффективно распределять ресурсы. Причинами выбрать публичное облако могут стать следующие ситуации: использование публичного облака совершенно оправдано в качестве тестовой среды, например, когда необходимо протестировать программное обеспечение и/или приложение; публичное облако идеально подходит для обеспечения совместной работы нескольких компаний и/или физических лиц над одним техническим решением, программой, проектом; когда есть необходимость обеспечения гибкой масштабируемости системы, что означает доступность именно такого объема ресурсов, который требуется на текущий момент, без необходимости закупать дополнительное оборудование, лицензии на программное обеспечение, устанавливать его и поддерживать в моменты пиковых нагрузок, а также позволяет избежать «простоя» ресурсов; в случаях использования большим количеством пользователей одной системы или приложения у проверенного провайдера - например, использование почтового сервиса, хранилищ данных, системы взаимоотношений с клиентами, другое.
Среди множества преимуществ использования публичного облака можно выделить основные.
Во-первых, все необходимые приложения и программы доступны в режиме 24/7, то есть 24 часа семь дней в неделю, независимо от графика работы ИТ-департамента, праздничных и выходных дней. Единственным условием доступности и работоспособности системы является наличие стабильного соединения с сетью Интернет.
Во-вторых, гибкость и прозрачность системы оплаты сервиса и высокая масштабируемость системы - то есть оплата производится только за фактическое время пользования системой и конкретный объем ресурсов с возможностью увеличения или уменьшения используемых систем и ресурсов по требованию.
В-третьих, использование публичного облака позволяет серьезно сократить расходы на содержание ИТ-департамента и всей внутренней ИТ- инфраструктуры, а также в кратчайшие сроки решать вопросы по изменению настроек приложений и программ. Кроме того, большое количество провайдеров облачных услуг сегодня позволяет выбрать наиболее подходящего и надежного, а в случае необходимости сменить его.
Однако, несмотря на все плюсы использования публичного облака, крайне важно понимать недостатки этой модели развертывания облачной инфраструктуры. К серьезным минусам публичного облака в первую очередь можно отнести вопрос безопасности данных - при использовании публичного облака в сравнении с частным облаком степень защищенности информации и данных всегда ниже; у заказчика отсутствует возможность каким-либо образом контролировать работу системы, так как весь контроль находится на стороне провайдера; несмотря на практически безграничные возможности по масштабированию системы, производительность публичных облачных сервисов ощутимо ниже и напрямую зависит от качества связи, стабильности и пропускной способности, предлагаемой Интернет-провайдером.
Среди известных экспертов отрасли также нет единого мнения. Так, Джейсон Блумберг (Jason Bloomberg) как-то заявил, что частные облака приносят больше проблем, чем выгоды. В своей книге он определяет ряд причин, по которым публичные облака являются лучшим выбором для организаций. К таким причинам он относит тенденцию к использованию в частных облаках более старых технологий, чем в публичных; перевод капитальных расходов в эксплуатационные; то, что публичные облака избавляют компании от необходимости вникать в функционирование дата-центров; в частных облаках недостаточно часто и качественно проводятся тесты на защиту от несанкционированного доступа. А вот вице-президент корпорации Oracle Дуг Хьюз считает (информация весны 2014 года), что решение о переходе к [64]
использованию публичных облачных сервисов также не может быть простым. В момент принятия решения, который, как правило, настает, когда на предприятии проводят ревизию устаревшего оборудования, важно оценить направление бизнеса, зрелость компании и ее ИТ-службы и требования законодательства, а не считать, что отказ от облачных технологий непременно приведет к неудаче.
Окончательное решение о внедрении облачных технологий будет зависеть от
80
того, где и как предполагается их реализовывать, полагает эксперт .
Подводя итог сравнения двух моделей развертывания облачной инфраструктуры - частного и публичного облака - можно сделать вывод о том, что решение в пользу той или иной модели необходимо принимать, проведя комплексный и всесторонний анализ потребностей отдельной организации (например, огромного холдинга или государственного органа) в зависимости от того, что для нее приоритетно - объем инвестиций или необходимость локального контроля над системой.
Существует мнение, что при использовании облачных технологий полностью теряется контроль над данными и процессами, однако при использовании различных моделей предоставления облачных услуг различается и степень контроля и распределения ответственности между участниками возникающих правоотношений. Стоит отметить исследования Кристофера Милларда (Christopher Millard), который говорит, что пользователи моделей IaaS имеют больше контроля и гибкости в управлении системой по сравнению с пользователями моделей PaaS и SaaS. Со ссылкой на Cloud Security Alliance ученый приводит следующую сводную таблицу, которая представляется уместной в рамках настоящего исследования . Стоит отметить, что при использовании частного облака пользователи могут контролировать и оборудование. [65] [66]
В продолжение рассмотрения облачных технологий представляется необходимым развеять несколько заблуждений. Так, например, многие считают, что облачные вычислительные технологии представляют собой обычное программное обеспечение или набор программ. На самом деле, для того, чтобы обеспечить работу облачной инфраструктуры, необходимо, как минимум, обеспечить целый пул серверного оборудования с адекватной производительностью, как специализированных, так и выделенных аппаратных ресурсов, обеспечить совместимость всех составных частей системы и бесперебойную работу функций контроля, и т.д. Получается, что облачные технологии представляют собой целую экосистему.
|