Как уже неоднократно говорилось, в настоящее время в Российской Федерации отсутствует комплексное специализированное законодательное регулирование не только отношений, складывающихся в виртуальном пространстве в целом, но и отношений, формирующихся при использовании облачных технологий в частности. Однако, стоит отметить, что этот вопрос не проигнорирован, более того, важность и необходимость регулирования этой сферы понимают все.
Представляется целесообразным выделить несколько направлений, которые довольно активно развиваются в Российской Федерации. В первую очередь, это рассмотрение вопросов о необходимости законодательного регулирования сферы использования облачных технологий профильными министерствами и сообществами провайдеров. Так, в рамках Российской ассоциации электронных коммуникаций была создана рабочая группа по регулированию облачных вычислений при комиссии по правовым вопросам, и комиссия по БааБ-технологиям. Целью создания рабочей группы по регулированию облачных вычислений является «сравнительно-правовой анализ основных направлений развития регулирования облачных вычислений в развитых зарубежных странах, на основе которого будут предложены рекомендации по совершенствованию российского законодательства с учетом успешно реализованных практик зарубежных стран» . Поскольку использование облачных технологий в основном носит трансграничный характер, разработка [1] [2]
унифицированного подхода к регулированию отношений, возникающих при использовании облачных технологий, является необходимостью. Для эффективного правового регулирования облачных технологий в Российской Федерации следует выделить ряд проблем, которые прямо или косвенно влияют на регулирование отношений, возникающих при использовании облачных технологий и посредством совершенствования российской нормативно-правовой базы устранить основные препятствия на пути развития и эффективного использования облачных технологий на отечественном ИТ рынке, как части мировой ИТ инфраструктуры.
Результатом деятельности рабочей группы при комиссии по правовым вопросам Российской ассоциации электронных коммуникаций стала концепция правового регулирования облачных вычислений, в мае 2013 года. В рамках разработанной концепции были сформулированы основные проблемы использования облачных технологий, а именно вопросы обеспечения информационной безопасности и защиты персональных данных, вопросы юрисдикции и распределения ответственности; были выделены основные мировые тенденции регулирования облачных технологий, а именно разработка национальных программ по развитию облачных вычислений, формирование корпуса «мягкого права», то есть рекомендации, руководства, стандарты; выработка общих принципов регулирования отрасли. Также в рамках разработанной концепции было описано состояние регулирования облачных технологий в Российской Федерации. Основные выводы, которые сделали члены комиссии, следующие: российское законодательство не содержит специального регулирования облачных технологий, основу регулирования составляет гражданское право, включая право интеллектуальной собственности и международное частное право, информационное право и законодательство о персональных данных; кроме того, рабочая группа пришла к выводу о том, что договор между провайдером облачных вычислений и пользователем носит смешанный характер. Однако наибольший интерес представляет итоговый вывод рабочей группы о том, что «действующее регулирование создает рамочные
правовые условия для использования облачных вычислений, однако оно не обеспечивает их развитие и в ряде случаев создает для такого развития необоснованные препятствия»[3].
Основной вывод рабочей группы о необходимости введения комплекса поправок в действующее законодательство не вызывает сомнений, это позволит снять необоснованные барьеры для развития индустрии облачных технологий в Российской Федерации, а также создаст необходимые условия для развития условий предоставления качественного и безопасного облачного сервиса. Однако стоит особо отметить, что поддержание предложения о введении термина «провайдера облачных вычислений» как разновидности провайдера хостинга не представляется возможным, так как это не отражает сути облачного сервиса, поскольку предоставление хостинга является частным случаем предоставления облачного сервиса, а не наоборот.
В связи с чем предполагается, что, часть предложений по регулированию облачных вычислений, вынесенных рабочей группой при комиссии по правовым вопросам Российской ассоциации электронных коммуникаций, не должны быть реализованы как часть законодательства по регулированию отношений, возникающих при использовании облачных технологий.
В рамках настоящей работы считается необходимым проанализировать инициативы Минкомсвязи России в области регулирования отношений, возникающих при использовании облачных технологий. Так, в апреле 2013 года на сайте Минкомсвязи был опубликован проект технического задания на выполнение научно-исследовательской работы по теме: «Нормативно-правовое обеспечение возможности использования облачных технологий органами государственной власти и органами местного самоуправления». В документе четко обозначены преимущества использования облачных технологий в деятельности органов государственной сласти и органов местного самоуправления, однако основным недостатком использования облачных
технологий является «недостаточное нормативное регулирование вопросов использования облачных технологий», а именно не урегулированы вопросы обеспечения безопасности данных и отсутствуют нормы, четко определяющие административную, гражданско-правовую ответственность провайдеров облачных сервисов и уголовную ответственность должностных лиц. В качестве основной задачи научно-исследовательской работы была обозначена подготовка предложений, обеспечивающих использование органами государственной власти и органами местного самоуправления облачных технологий, а также проектов нормативных правовых актов РФ, обеспечивающих эффективную реализацию указанных выше предложений . В рамках реализации проекта планировалась подготовка предложений по обеспечению возможности использования облачных технологий в деятельности государственных органов, а также разработка проектов федеральных нормативных правовых актов, необходимых для использования облачных технологий органами государственной власти.
Несмотря на то, что реализацию описанного выше проекта приостановили, Минкомсвязи России продолжило развивать инициативы в области регулирования отношений, возникающих при использовании облачных технологий. Так, в рамках Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, разработанной во исполнение п.4 р.1 протокола заседания Правительственной Комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и ведения предпринимательской деятельности № 1 от 19.09.2013 года , помимо важнейших мероприятий по развитию инфраструктуры электронного
предусматривалось создание и развитие национальной платформы «облачные вычисления». В разделе 4 разработанной концепции
«Совершенствование инфраструктуры электронного правительства» в подразделе 4.7.1. «Формирование инфраструктуры обработки и хранения данных» для оптимизации расходов на ИТ органов власти и местного самоуправления, а также [4] [5]
повышения уровня информатизации государственных органов предлагается развитие национальной платформы распределенной обработки данных (далее «Г особлако»), реализующей сервисы удаленной обработки и хранения данных .
Стоит особо отметить, что для развертывания Гособлака была выбрана модель гибридного облака, которая позволяет использовать унаследованные центры обработки данных на единых принципах и в тоже время обеспечить оптимальное использование вычислительных ресурсов. Г особлако должно предоставлять три вида облачных сервисов: инфраструктура как услуга, платформа как услуга и программное обеспечение как услуга.
в свою очередь предполагает реализацию ряда мероприятий, необходимых для решения задач, обозначенных в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации». Основными целями развития информационного общества, согласно стратегии, являются «повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий»[6] [7]. Согласно утверждению В.П. Шестрюка[8] [9], поскольку переход к
информационному обществу составляет основное содержание национальных интересов, закрепленных в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации , а индустрия информационных технологий с каждым годом увеличивает вклад в рост валового внутреннего продукта и развитие экономики страны, необходимо развивать систему правового регулирования.
Можно с уверенностью сказать, что развитие экономики страны с использованием информационных технологий и их соответствующее регулирование являются приоритетными задачами для руководства страны. Так, «при утверждении Стратегии Совет безопасности Российской Федерации исходил из того, что будущее нашей страны будет определяться не нефтяными и газовыми богатствами, не сырьевыми ресурсами, а интеллектуальным потенциалом, уровнем развития науки и образования, высоких технологий. Именно этими параметрами измеряется конкурентоспособность экономики, место любой страны в современном мире. Россия может стать конкурентоспособной только в том случае, если существующая сейчас сырьевая экономика сменится экономикой знаний» , - утверждает В.П. Шестрюк.
В качестве логического продолжения обсуждаемой инициативы в 2013 году была одобрена «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года».[10] [11] Нельзя не согласиться с утверждением, что «масштаб влияния отрасли информационных технологий на государство значительно превосходит сугубо отраслевые эффекты»[12]. Считается, что реализация указанной стратегии будет способствовать снижению зависимости экономики Российской Федерации от сырьевого экспорта за счет увеличения технологического экспорта, позволит увеличить объем производства отечественной продукции и услуг в отрасли информационных технологий, а также повысит уровень информационной безопасности и обороноспособности страны. Как указывается в главе II стратегии, конкурентоспособность национальной экономики в целом связана с развитием информационных технологий. Так, по данным Всемирного экономического форума индекс конкурентоспособности экономики государств имеет высокий уровень корреляции с индексом развития в странах информационно - коммуникационных технологий[13] [14] [15]. Для реализации поставленных задач необходимо избрать комплексный подход, так как более эффективному развитию информационной отрасли на локальном уровне может способствовать тесное сотрудничество с глобальными корпорациями, а основным катализатором роста сегмента разработки программного обеспечения станут облачные технологии и технологии обработки больших массивов данных.
Считается необходимым отметить, что авторы стратегии уверены, что на развитие большинства сегментов отрасли информационных технологий прямое влияние оказывают облачные технологии, а именно общая тенденция перехода к массовому использованию облачных технологий. Кроме того, высказана необходимость внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты, которые бы создали необходимые условия для эффективного развития отрасли информационных технологий в целом и сегмента облачных технологий в частности.
Также необходимо упомянуть, что в июне 2014 года при Минкомсвязи создан экспертный совет по вопросам использования облачных вычислений. На официальном сайте министерства говорится, что «экспертный совет по вопросам использования облачных вычислений — совещательный орган, образованный для совершенствования выработки и реализации Минкомсвязью России государственной политики и нормативно-правового регулирования отношений, связанных с использованием облачных вычислений» . Основными задачами созданного совета являются: разработка предложений по совершенствованию законодательства в сфере использования облачных вычислительных технологий и обеспечение регулярного взаимодействия Минкомсвязи России с экспертным сообществом в области использования облачных вычислительных технологий. Основной же целью создания совета является совершенствование выработки и реализации Минкомсвязью России государственной политики и нормативноправового регулирования отношений, связанных с использованием облачных вычислений.
Стоит особо отметить, что все обсуждаемые выше концепции и стратегии не просто выражены на бумаге, они являются частью государственных программ, на реализацию которых выделяется финансирование из бюджетных средств и результатом реализации которых станет улучшение качества жизни граждан Российской Федерации.
Одной из наиболее интересных и актуальных на сегодняшний день законодательных инициатив является проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования облачных вычислений»[16]. При этом стоит особо отметить, что существует две редакции обсуждаемого законопроекта, однако вторая редакция законопроекта от 31.10.2014 не была внесена в Государственную Думу[17].
В первую очередь считается необходимым проанализировать первую редакцию обсуждаемого законопроекта. Данный законопроект был разработан во исполнение пункта 50 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2014 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2590-р, а также пункта 6 раздела IV Плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие отрасли информационных технологий», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2602-р.
Согласно пояснительной записке к упомянутому выше законопроекту «Указанный законопроект направлен на обеспечение возможности использования
услуг облачных вычислений в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, а также иных органов и организаций» .
Авторы законопроекта в пояснительной записке выделяют основные преимущества использования облачных вычислительных технологий для государственных нужд и необходимости нормативного правового регулирования этой области. Среди таких преимуществ выделяются:
повышение эффективности использования вычислительных ресурсов органов и организаций;
сокращение ресурсов на приобретение оборудования и его обслуживание, программное обеспечение, а также оплату труда технических специалистов и расходов на электроэнергию;
обеспечение бесперебойной работы органов и организаций благодаря системе резервного копирования и миграции виртуальных сред.[18] [19]
Обсуждаемый законопроект предполагает внесение изменений в два федеральных закона РФ: в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». Необходимо провести анализ законопроекта, обозначить основные тенденции, указать на плюсы и минусы законодательной инициативы. Так, существенные изменения предлагается внести в федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В первую очередь стоит отметить, что авторы законопроекта предлагают утвердить определенный глоссарий, а именно ввести следующие определения: «интернет-провайдер», «услуги облачных вычислений», «поставщик услуг облачных вычислений», «гарантирующий поставщик услуг облачных вычислений», «потребитель услуг облачных вычислений», «облачная инфраструктура».
Безусловно понятийный аппарат сферы использования облачных технологий на сегодняшний день необходимо совершенствовать и дополнять, о чем уже говорилось в главе 1 настоящей работы, и в этой связи сама по себе попытка ввести ряд определений авторами законопроекта является необходимой инициативой. Однако, не представляется возможным согласиться со всеми предлагаемыми определениями. Так, например, интернет-провайдер определен как «лицо, оказывающее услуги по передаче информации в информационнотелекоммуникационных сетях» . Предполагается, что данным определением авторы пытались дать еще одно определение информационному посреднику согласно ГК РФ «лицо, осуществляющее передачу материала в информационнотелекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет", лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационнотелекоммуникационной сети, лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети, - информационный посредник...»[20] [21] [22]. Вызывает также сомнение сама необходимость введения определения интернет-провайдера.
Еще одно определение, требующее особого внимания - определение «услуг облачных вычислений», которое звучит как «услуги по предоставлению вычислительных мощностей, включая технические средства и права использования программ для электронных вычислительных машин в целях обработки и хранения информации потребителя услуг облачных вычислений с использованием технических средств, взаимодействующих через информационно-телекоммуникационные сети» . С одной стороны, авторами была предпринята попытка отразить в этом определении понятие облачных технологий как таковых, а с другой, - понятие облачного сервиса, однако представляется не очень корректным давать определение нескольким понятиям
сразу. Проанализировав предложенное авторами законопроекта определение можно сделать несколько важных выводов. Во-первых, законодатели определяют предоставление облачных технологий как услугу по предоставлению вычислительных мощностей, при этом «услуга» включается в себя как предоставление технических средств (то есть непосредственно оборудования), так и предоставления прав использования программ для ЭВМ (то есть лицензию на использование результата интеллектуальной деятельности). В этой части определение представляется некорректным. Во-вторых, законодатель определяет цель использования облачных технологий следующим образом: для «обработки и хранения информации потребителя услуг облачных вычислений», что отражает основные виды предоставления облачного сервиса, но, к сожалению, не позволяет определить и оценить принципиальное отличие облачного сервиса от простого предоставления хостинга или услуг по обработке информации. В-третьих, авторы указывают на то, что предоставление услуг происходит «с использованием технических средств, взаимодействующих через информационнотелекоммуникационные сети», при этом не совсем понятно, какие именно элементы системы взаимодействуют и каким образом. Следовательно, можно сделать вывод о том, что предложенное определение нельзя назвать ни явным, ни номинальным.
Далее стоит отметить то, что законодатель предпринимает попытку уточнить субъектный состав возникающих правоотношений - так, интернет- провайдером может быть просто лицо, поставщиком услуг облачных вычислений может быть только юридическое лицо, а гарантирующим поставщиком услуг облачных вычислений - только российское юридическое лицо. Кроме того, гарантирующий поставщик обязан «заключить договор на оказание облачных вычислений с любым обратившимся к нему органом государственной власти, органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления»206, то есть теоретически быть готовым оказывать услуги всем государственным и бюджетным организациям страны. Поскольку из текста законопроекта явно не следует, какова процедура и порядок обращения органа государственной власти к поставщику облачного сервиса, каким образом и в какие сроки поставщик обязан реагировать на запрос, очевидно, что в случае принятия законопроекта отрасли потребуется ждать целого ряда разъяснений и уточнений от соответствующих регуляторов и контролирующих органов.
Следующее изменение, предлагаемое авторами законопроекта, касается дополнения статьи 6 закона об информатизации частью 5 следующего содержания: «при оказании услуг облачных вычислений поставщик услуг облачных вычислений не является обладателем информации, созданной потребителем услуг облачных вычислений в информационной системе поставщика услуг облачных вычислений». Предполагается, что законодатель таким образом пытался ограничить доступ поставщика облачных услуг к информации пользователя.
Далее вводится целый блок статей, а именно 15.4.-15.9., описывающих условия предоставления услуг облачных вычислений, способы организации предоставления услуг облачных вычислений, организации предоставления услуг облачных вычислений органам государственной власти, органам местного самоуправления, органам управления внебюджетными фондами, иным органам и организациям, гарантирующий поставщик услуг облачных вычислений, особенности определения цены на услуги облачных вычислений, обязательные требования к поставщикам облачных вычислений, оказывающим услуги облачных вычислений органам государственной власти, органам местного самоуправления, органами управления внебюджетных фондов. Так, в статье 15.5 предпринята попытка общими словами описать существующие на сегодняшний день модели предоставления облачного сервиса (программное обеспечение как услуга, платформа как услуга и инфраструктура как услуга). Статьи 15.7-15.9. посвящены особенностям предоставления облачного сервиса государственным органам, перечисляются размытые требования к поставщикам, говорится о необходимости создания «Каталога услуг», где будет определен перечень типовых услуг и услуг размещения специализированных информационных
систем, необходимых органам государственной власти, процедура определения поставщика услуг облачных вычислений должна соответствовать законодательству о контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, также предлагается осуществлять правовое регулирование цен (тарифов) на услуги облачных вычислений.
Одним из наиболее существенных условий, предлагаемых авторами законопроекта, представляется перечень требований к поставщику услуг облачных вычислений, а именно:
финансовая устойчивость поставщика услуг облачных вычислений;
наличие лицензий, выданных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации и предоставлению услуг связи, а также лицензии, выданной федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств;
наличие на праве собственности и (или) на условиях долгосрочной аренды (на срок не менее 49 лет) не менее двух центров обработки данных, прошедших государственную аттестацию в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
наличие аттестата на объекты информатизации по требованиям безопасности информации, которые используются в облачной инфраструктуре поставщика услуг облачных вычислений .
Несмотря на то, что все указанные требования являются обоснованными, и даже если на сегодняшний день на российском рынке существует компания, соответствующая всем указанным требованиям, вряд будет коммерчески выгодно содержать всю инфраструктуру в ожидании государственного заказа по установленным тарифам.
Подводя итог сказанному, необходимо подчеркнуть, что предлагаемый законопроект никак не решает основные проблемы, существующие в отрасли и вопросы регулирования отношений, возникающие при использовании облачных технологий, а лишь представляет собой попытку урегулирования отношений провайдера облачного сервиса и представителя государственного сектора как заказчика.
Вторая редакция обсуждаемого законопроекта представляет собой документ, объем которого в несколько раз меньше первой редакции, и предполагает внесение изменений только в федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации, а именно: дополнить закон несколькими определениями (услуги облачных вычислений, поставщик услуг облачных вычислений, облачная инфраструктура), а также установить условия предоставления услуг облачных вычислений государственным структурам, при этом требования к защите информации при использовании облачных вычислительных технологий определяются статьей 16 закона, а именно «принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на (1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; (2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; (3) реализацию права на доступ к информации»[23]. Безусловно, введение такой нормы является обоснованным и необходимым, особенно когда речь идет о защите информации, представляющей особую важность для обеспечения безопасности страны и развития технологий.
Несмотря на то, что к авторам проекта федерального закона есть вопросы, принимая во внимание вышесказанное, однозначно можно заявить, что вопрос об урегулировании сферы облачных технологий поднят как нельзя кстати. Законопроект вывал большое количество дискуссий и обсуждений в самых различных отраслях. Так, в статье «Нужны ли «облака» российскому ЖКХ» довольно подробно рассматриваются основные преимущества и риски использования облачных технологий для решения ряда задач, стоящих перед ЖКХ. С одной стороны, необходимо сократить издержки и ослабить нагрузку на население, с другой стороны, необходимо обеспечить сохранение конфиденциальности и сохранности данных. Автор статьи уверена, что пока законопроект не вступил в силу, в России нельзя использовать облачные технологии в работе государственных структур[24].
Основываясь на проведенном анализе текущей ситуации на рынке предоставления облачных сервисов с экономической и социальной точки зрения, выявлена необходимость внесения изменений в действующее законодательство в части регулирования отношений, возникающих при использовании облачных технологий.
В первую очередь принимаемый законодательный акт должен регулировать всю отрасль, не только отношения, возникающие в рамках предоставления сервиса органам государственной власти, но также физическим лицам и коммерческим организациям. В законе должны быть сформулированы основные определения, связанные между собой и применимые ко всей отрасли. Кроме того, считается крайне необходимым урегулирование предоставления публичного облачного сервиса, так как соглашения, заключаемые при предоставлении облачного сервиса, являются типовыми. и нет возможности вносить правки в такие соглашения, а заключаются такие соглашения физическими лицами, не имеющими возможность должным образом защищать свои персональные данные и создаваемый контент. Также нормативный правовой акт должен четко описывать ответственность всех субъектов, участвующих в отношениях, возникающих при использовании облачных технологий, а именно обязательные требования к обеспечению безопасности и конфиденциальности данных, вопросы авторства создаваемых результатов интеллектуальной деятельности, охраны авторского права и смежных прав, уровень предоставления облачного сервиса и другие аспекты. Важным является урегулирование вопросов трансграничной передачи данных и информации.
Таким образом обоснована необходимость внесения изменений в действующее законодательство в части регулирования отношений, возникающих при использовании облачных технологий, и определены основные принципы развития правового регулирования отношений, возникающих при использовании облачных технологий:
- необходимо регулировать отношения, возникающие в рамках предоставления сервиса, не только органам государственной власти и местного самоуправления, но и физическим и юридическим лицам;
- необходимо ввести специализированное регулирование
предоставления публичного облачного сервиса, поскольку соглашения, заключаемые при предоставлении публичного облачного сервиса, являются типовыми, и возможности вносить правки в такие соглашения нет, тогда как заключаются такие соглашения с физическими лицами, не имеющими возможности должным образом защищать свои персональные данные и создаваемые объекты авторского права;
- необходимо определить ответственность всех субъектов, участвующих в отношениях, возникающих при использовании облачных технологий, а именно: обязательные требования к обеспечению безопасности и конфиденциальности данных, вопросы авторства создаваемых результатов интеллектуальной деятельности, охраны авторского права и смежных прав, уровень предоставления облачного сервиса и другие аспекты;
- необходимо урегулировать особенности трансграничной передачи данных и информации.
Таким образом, в настоящем параграфе рассмотрены основные законодательные инициативы, существующие на сегодняшний в РФ, обоснована необходимость внесения изменений в действующее законодательство в части регулирования отношений, возникающих при использовании облачных технологий, обеспечивающего возможность эффективного регулирования отношений, а также сформулированы основные принципы такого необходимо регулирования.
[1] Электронный ресурс / Режим доступа:Шр://гаес.ги/ (Дата обращения: 23.12.2015)
[2] Электронный ресурс /Режим доступа: http://raec.ru/rg/2552/ (Дата обращения: 23.12.2015)
137
[3]Электронный ресурс / Режим доступа:
http://easier.pro/news/legal/on_the_concept_of_legal_regulation_of_doud_computing/ (Дата обращения: 23.12.2015)
139
[4] Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.minsvyaz.rU/ru/documents/3831/#tdocumentcontent (Дата обращения: 11.01.2016)
[5] Электронный ресурс/ Режим доступа: http://government.ru/orders/6226/ (Дата обращения: 11.01.2016)
140
[6] Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.minsvyaz.rU/ru/documents/4087/#tdocumentcontent (Дата обращения: 22.12.2015)
[7]Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации 07.02.2008 г. № Пр-212[Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. Дан. - М
[8] Шестрюк В.П. О стратегии развития информационного общества в России. // Информационное общество, 2008,
1-2, с. 20-24 [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/37670a16cdd4b882c325757fD0330195_(Дата обращения: 22.10.2015)
[9] Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утверждена Президентом Российской
Федерации 9 сентября 2000 г., № Пр-1895[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.scrf.gov.ru/documents/6/5.html (Дата обращения: 30.10.2015)
Шестрюк В.П. О стратегии развития информационного общества в России. // Информационное общество, 2008, вып. 1-2, с. 20-24 [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/37670a16cdd4b882c325757fD0330195.(Дата обращения: 22.10.2015)
[11] Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на
до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 года № 2036-р. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.minsvyaz.rU/ru/documents/4084/#tdocumentcontent (Дата обращения: 22.12.2015)
[12] см там же
[13]
см там же
[14] Прим. автора: Экспертный совет по вопросам использования облачных вычислений при Минкомсвязи России создан на основании пункта 6.4 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ №418 от 2 июня 2008 г.; см также Приказ Минкомсвязи России от 30 июня 2014 № 178 «Об Экспертном совете по вопросам использования облачных вычислений при Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации» // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/documents/4233/ (Дата обращения: 24.12.2015)
[15] Электронный ресурс / Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/activity/advisories/18/ (Дата обращения: 02.03.2016)
[16] Проект федерального закона «О внесении изменении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части использования облачных вычислений» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/33631.html (Дата обращения: 25.12.2015)
[17] Проект федерального закона «О внесении изменении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части использования облачных вычислений» (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 31.10.2014) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://regulation.gov.ru/project/17954.html_(Дата обращения: 05.03.2016)
[18]Проект федерального закона «О внесении изменении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части использования облачных вычислений» [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/33631.html (Дата обращения: 25.12.2015)
[19]
[20] Проект федерального закона «О внесении изменении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части
использования облачных вычислений» [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/33631.html (Дата обращения: 25.12.2015)
[21] ст. 1253.1 Гражданского кодекса Российской Федерации
[22]Проект федерального закона «О внесении изменении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части использования облачных вычислений» [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/33631.html (Дата обращения: 25.12.2015)
146
[23]Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. Дан. - М., 2015
[24] Элеонора Ломакина. Нужны ли «облака» российскому ЖКХ? // Энергетика и промышленность России. № 12, 2014. - с. 11.
|