Уже восемь лет государственные структуры обязаны закупать товары и размещать заказы на услуги на конкурсной основе. Этот порядок был призван справиться с коррупцией и сэкономить бюджетные деньги. Так делают во всем мире, однако у нас законодательство о государственных закупках, в частности Закон №94-ФЗ, выполняется с большими трудностями и нарушениями[1].
Закон 94-ФЗ принимался в 2005 году, когда объемы государственного заказа росли пропорционально уровню коррупции в этой сфере, а темпы увеличения объемов закупок существенно опережали динамику внутреннего валового продукта. На момент разработки и принятия закона главным риском считалась коррупция, которая активно развивалась благодаря системе квалификационного отбора заявок на поставку товаров и услуг. Выбор победителя также осуществлялся произвольно, а вся информация о государственных закупках размещалась только в печатных средствах массовой информации[2].
Первые экономические эффекты от принятия Закона №94-ФЗ – это резкое снижение стоимости закупок, особенно на аукционах при сохранении качества закупок.
Всего за шесть лет работы этого закона экономия в целом по всем субъектам составила около 1,5 трлн руб. В 2011 году благодаря действию Закона N 94-ФЗ государству удалось сэкономить 318 миллиардов рублей. В 2010 году - 323 млрд рублей.
В Кировской области сводный план закупок товаров, работ и услуг на 2012 год был сформирован в объеме 12, 218 млрд. руб., с ростом на 20% по отношению к 2011 году. В структуре размещения заказов 67% занимали электронные аукционы. Заказчиками было проведено 177 тысяч процедур закупок, что на 103 тысяч больше, чем в 2011 году. В прошедшем году сумма сэкономленных средств составила 728 млн. руб. (выше уровня 2011 года на 250 млн. руб.).
Рисунок 1.1 - Ежегодное сокращение расходов бюджетных средств, миллиард руб.
Наибольшая экономия бюджетных средств достигается по результатам проведения открытых аукционов в электронной форме.
Антикоррупционный Закон №94-ФЗ стал большим шагом вперед — с его помощью удалось создать систему жестких и четких норм государственного регулирования закупок, а также прописать механизм санкций за нарушение этих норм. Произвольные требования чиновников к участникам конкурса были заменены на финансовое обеспечение качественного исполнения контракта. Теперь административная квалификация заявки упразднялась, и участнику достаточно было предоставить банковскую гарантию, поручительство или денежный залог, чтобы иметь возможность побороться за контракт. Сама борьба во многих случаях приобрела вид аукционов, в т.ч. и электронных, что обеспечило большую эффективность[3].
Закон №94-ФЗ упорядочил ситуацию в сфере размещения государственного заказа и обеспечил реальную конкуренцию за него. Возможность размещения заказа у аффинированных хозяйствующих субъектов теперь была полностью исключена, а малый и средний бизнес получил новый стимул развития. Таким образом, был создан целый механизм борьбы с коррупцией.
За время действия Закона №94-ФЗ создано общее информационное пространство, правила игры стали едиными и прозрачными. Они позволяют бизнесу развиваться, а государству закупать необходимые товары и услуги по более низким ценам. Такая возможность появилась благодаря единому Интернет - порталу для заказчиков и участников размещения заказа, объединяющему все официальные сайты по закупкам. Стало невозможно ограничивать количество участников размещения заказа путем создания искусственного дефицита информации.
В отличие от ранее действовавшей системы осуществления государственных закупок, в Законе №94-ФЗ установлен закрытый, исчерпывающий перечень возможных требований к участников торгов. Теперь заказчик обязан заранее устанавливать критерии оценки и сопоставления заявок, а также значения этих критериев, поэтому произвольное определение победителя торгов исключено[4].
Однако, несмотря на очевидные успехи, проблемные моменты остаются и по сей день. И это вполне естественно, ни один новый закон не может получиться идеальным сразу, всегда требуется время для устранения неточностей и пробелов в нем.
Система запретов не столько сократила коррупцию (рисунок 2), сколько перевела ее в другие формы: сговора заказчика и поставщика через излишнюю детализацию технического задания под конкретного поставщика, роста числа несостоявшихся торгов, по которым остается один участник, с которым и заключается контракт по цене, близкой к стартовой, ценовой демпинг «серых» участников.
Рисунок 1.2 - Ответы руководителей предприятий обрабатывающей промышленности на вопрос: «Как часто предприятиям вашей отрасли при получении государственных и муниципальных заказов приходится давать взятки или "откаты"?» (% от ответивших).
Это явилось результатом полного отказа от квалификационного отбора — минимальная заявленная цена исполнения стала основным критерием выбора предложения. Отличие между отечественной и иностранной системой закупок заключается в разнице приоритетов. Как в России, так и за рубежом, цена контракта является основным критерием при оценке конкурсных заявок. Однако высокое качество товара не менее важный фактор. У нас же в заявке на участие прописывают цену и иногда срок исполнения заказа, а все остальное по желанию.
Такая схема идеальна для закупок стандартного, унифицированного товара, но абсолютно не подходит для технически сложной, уникальной, инновационной продукции и услуг. Для такой продукции минимальная цена ничего не значит — только квалификация и репутация поставщика являются гарантией качественного и добросовестного исполнения контракта.
Также отмечу, что до принятия Закона №94-ФЗ большими правами и возможностями обладал заказчик. После принятия закона маятник качнулся в сторону поставщиков, поскольку эффективных механизмов защиты интересов государства от недобросовестных продавцов в законе не прописано. Злую шутку сыграла и ориентация на цену — государственный заказчик лишен возможности выбрать товар, исходя из качественных характеристик. Полную свободу действий получают недобросовестные исполнители заказов, имеющие возможность откровенно демпинговать. Это ведет к полному игнорированию экономических интересов, как заказчика, так и участников торгов[5].
Несмотря на то, что закон предусматривает ведение реестра недобросовестных поставщиков, и как только контрагент не исполнил контракт, он попадает в реестр и при последующих конкурсных процедурах, этот претендент уже не рассматривается. Но на самом деле для того, чтобы зарегистрировать новую фирму нужно несколько дней и несколько тысяч рублей минимального уставного капитала. Такая фирма уже не будет значиться ни в каком реестре, а значит не будет и оснований ее отклонять. Условиями Закона №94-ФЗ предусматривается наличие штрафных санкций. Но, поскольку недобросовестная фирма может не обладать никакими серьезными активами, то и рисков у нее никаких. Риски только у заказчика, который получит некачественную услугу, либо получит ее с нарушениями сроков, либо вообще не получит.
Также существует острая необходимость разработки методики и порядка определения начальной (максимальной) цены работ путем проведения мониторинга цен, маркетинговых исследований, что позволит максимально точно определять начальную цену контракта, а также эффективно расходовать и экономить бюджетные средства. А пока такая методика отсутствует заказчики повсеместно сталкиваются с демпингом цен, с необоснованно возникающей «экономией», вследствие формирования заказчиком завышенной начальной (максимальной) цены контракта, что, как правило, приводит к неисполнению или ненадлежащему исполнению государственного контракта[6].
Сейчас в рамках Закона №94-ФЗ регулируется лишь один из многих этапов проведения закупок — размещение. Такие процессы как формирование заказа, управление его размещением, остаются за кадром. Острый дефицит регулирования ощущается при исполнении государственного контракта, приемке и использовании результатов работы[7].
Государственные закупки у малого предпринимательства являются элементом национальной политики и значительным источником материального обеспечения нужд социально-экономического развития регионов и местных органов власти Российской Федерации. В тоже время – это одна из важнейших составляющих развития рыночных отношений по всей территории России, способной обеспечить как создание новых рабочих мест, так и поддержание занятости, снижения социальной напряженности и многое другое. Привлечение малого предпринимательства к выполнению государственного заказа служит целям реализации государственной политики поддержки предпринимательства, развития рыночных отношений, экономного и эффективного выполнения государственного заказа. В то же время в России малый бизнес зачастую сталкивается со значительными трудностями в получении государственных заказов. Это связано с несовершенством действующего законодательства и отсутствием практических механизмов по его реализации, нежеланием и неумением чиновников привлекать малый бизнес к выполнению государственного заказа, незнанием бизнесменами возможностей по участию госзаказе или неумением пользоваться этими возможностями, не достаточно хорошей информационной поддержкой системы государственного заказа и малого предпринимательства[8].
Итак, изучив мнения экспертов в области государственных закупок по Закону N 94-ФЗ, я выделила следующие проблемы действующего законодательства о поставках для государственных нужд являются:
Проблема – Закупка технически сложной, уникальной, инновационной продукции не урегулирована законом.
Проблема – Права заказчиков не защищены.
Проблема – Отсутствие методики установления начальной (максимальной) цены контракта.
Проблема – Закон регулирует не все этапы проведения закупок.
Проблема – Недостаточное привлечение субъектов малого предпринимательства.
[1] Журнал «Российская газета» от 15.07.2008 «Сэкономить на коррупции»
[2] Астахова А.Экспертный канал «Открытая экономика» 2 марта 2010, «Государственные покупки»
[3] Астахова А.Экспертный канал «Открытая экономика» 2 марта 2010, «Государственные покупки»
[4] Сидоров С. «Финам.инфо» от 23.13.2009 «Госзакупки по новому закону: плюсы и минусы»
[5] Астахова А.Экспертный канал «Открытая экономика» 2 марта 2010, «Государственные покупки»
[6] Редин Е. «Плюсы и минусы закона о закупках»
[7] Астахова А.Экспертный канал «Открытая экономика» 2 марта 2010, «Государственные покупки»
[8] Журнал «Бюджет» от 27.04.2009. «Малый и средний бизнес»
|