В российском трудовом законодательстве условия труда трактуются как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ч. 2 ст. 209 ТК РФ). Раскрывая содержание данного понятия, Б.В. Ракитский отмечает, что условия труда представляют собой взаимосвязанные обстоятельства и факторы, с которыми приходится считаться и работникам, и тем, кто организует их труд, т.е. как реальные взаимосвязанные обстоятельства, в которых человек включается (или не может включиться) в общественно организованный труд и трудиться[1] [2]. Условия труда включают в себя две группы: 1) общественные условия труда; 2) производственные условия труда. Общественные условия труда трактуются как «обстоятельства и факторы, задаваемые обществом, его устройством, сложившимися порядками, законодательством, традициями, культурой народа, его трудовой моралью, состоянием общественного сознания». Производственные условия труда рассматриваются как «обстоятельства и факторы, характеризующие производственную среду, в которой осуществляется труд, и регламенти-
64
рующие характеристики самого трудового процесса».
Введя специальную оценку условий труда, Федеральный закон № 426-ФЗ определил ее как единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 426- ФЗ).
В законодательной формулировке объектом специальной оценки условий труда указаны вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса. Эти факторы характеризуют вторую группу условий труда - производственные условия труда.
В определении специальной оценки условий труда можно выделить четыре момента, характеризующие ее содержание:
идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
определение степени отклонения фактических значений вредных и (или) опасных факторов от установленных нормативов;
оценка уровня воздействия вредных и (или) опасных факторов на работника;
оценка обеспеченности работника средствами защиты.
Идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса представляет собой сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ). Процедура осуществления идентификации является необходимым и важным этапом специальной оценки условий труда[3].
Понятия вредных и опасных производственных факторов закреплены в ТК РФ и подзаконных нормативных правовых актах. Согласно ч. 3 ст. 209 ТК РФ, вредный производственный фактор - это производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. Несколько иное понятие вредного производственного фактора содержится в подзаконных нормативных правовых актах. Так, действующий ГОСТ 12.0.002-80 (СТ СЭВ 1084-89) «Система стандартов безопасности труда. Термины и определения»[4] под вредным производственным фактором понимает производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях может привести к заболеванию, снижению работоспособности и (или) отрицательному влиянию на здоровье потомства. Таким образом, ГОСТ 12.0.002-80 включает в круг вредных факторов также те, которые влекут снижение работоспособности без нарушения состояния здоровья работника, т.е. дает расширенное по сравнению с ТК РФ толкование вредного производственного фактора.
Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса[5], которое закрепляет гигиенические критерии оценки факторов рабочей среды, тяжести и напряженности трудового процесса, не содержит термина «вредный производственный фактор», но употребляет аналогичное ему по смыслу понятие «вредный фактор рабочей среды». При этом Руководство определяет вредный фактор рабочей среды как «фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызывать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства». Включение в содержание вредного фактора рабочей среды любого нарушения состояния здоровья работника, а также повреждения здоровья потомства, говорит о том, что понятие «вредный фактор рабочей среды», как оно трактуется Руководством, шире понятия вредного производственного фактора в смысле ст. 209 ТК РФ.
Такая же картина наблюдается в отношении трактовки понятия опасного производственного фактора.
В ч. 4 ст. 209 ТК РФ понятие опасного производственного фактора формулируется как «производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме». Однако подзаконные нормативные правовые акты относят к опасным производственным факторам более широкий круг обстоятельств.
Указанный выше ГОСТ 12.0.002-80 дает следующую формулировку опасного производственного фактора: «Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме, острому отравлению, другому внезапному резкому ухудшению здоровья или смерти». Согласно Руководству по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса, «опасный фактор рабочей среды - фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные факторы рабочей среды могут стать опасными».
ГОСТ 12.0.230-2007 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»[6] (введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 № 169-ст)[7] [8] понимает под опасным производственным факто-
70
ром «производственный фактор, способный причинить травму или нанести иной вред здоровью человека» (п. 2.8 ГОСТ 12.0.230-2007). Следует отметить, что данный стандарт идентичен документу Международной организации труда ILO-OSH 2001. Guidelines on occupational safety and health management systems (Руководство по системам управления охраной труда), и, соответственно, указанная формулировка соответствует общепризнанным международным нормам.
Таким образом, подзаконные нормативные правовые акты и международные нормы в области охраны труда трактуют понятие опасного производственного фактора шире, чем ТК РФ, включая в его содержание не только факторы, которые могут привести к травме, но и другие - способные вызвать иное внезапное ухудшение (вред) здоровью.
Анализ понятий вредного и опасного производственных факторов, содержащихся в российском трудовом законодательстве, показывает, что их формулировка, закрепленная в ст. 209 ТК РФ, имеет пробелы и не учитывает ряд факторов, которые могут причинить вред здоровью или вызвать резкое ухудшение здоровья работника, т.е. факторы, которые можно отнести к вредным либо опасным. Поэтому полагаем целесообразным внести следующие изменения в ст. 209 ТК РФ:
изложить ч. 3 ст. 209 ТК РФ в следующей редакции:
«Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию или иному нарушению состояния здоровья либо отрицательному влиянию на здоровье потомства»;
изложить ч. 4 ст. 209 ТК РФ в следующей редакции:
«Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме или иному внезапному ухудшению здоровья».
Вредные и опасные производственные факторы конкретизируются
71
Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов и некоторыми другими ведомственными нормативными правовыми актами . При этом выделяются следующие группы факторов :
физические факторы;
химические факторы;
биологические факторы;
факторы трудового процесса.
В последней группе - факторы трудового процесса, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов выделяет две подгруппы, характеризующие: а) тяжесть трудового процесса; б) напряженность трудового процесса. [9] [10] [11]
Идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса позволяет определить наличие вредных и (или) опасных условий труда, поскольку вредные и (или) опасные условия труда представляют собой такие условия труда, при которых на работника воздействуют, соответственно, вредные и (или) опасные производственные факторы. Тем самым содержание понятия вредных и опасных условий труда раскрывается через понятия вредных и опасных производственных факторов.
Нормативы, содержащие требования к производственным факторам, определение отклонения от которых входит в специальную оценку условий труда, закреплены, как правило, в санитарных правилах и нормативах и в различных гигиенических нормативах и требованиях к условиям труда.
Санитарные правила и нормативы содержат требования и критерии безопасности и (или) безвредности производственных факторов для работника, а также гигиенические и иные нормативы, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью работника. Их разработка возложена на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор[12]. Санитарные нормы и правила разрабатываются как применительно к отраслям народного хозяйства[13], так и применительно к отдельным видам работ[14].
В Российской Федерации действует также ряд гигиенических нормативов и требований, разработанных применительно к той или иной сфере трудовой деятельности[15], которые содержат требования к условиям труда
ждены Главным государственным санитарным врачом СССР 31.12.1987 № 4542-87) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»).
76 См., например, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2948-11 Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ (утверждены Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21.07.2011 № 102 «Об утверждении СанПиН 2.2.2948-11 «Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 6; СанПиН 1.2.2584-10. Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов. Санитарные правила и нормативы (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2010 № 17 «Об утверждении СанПиН 1.2.2584-10» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 22); СП 2.2.2.1327-03. 2.2.2. Гигиена труда. Технологические процессы, материалы и оборудование, рабочий инструмент. Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту. Санитарноэпидемиологические правила (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.05.2003 № 100 «О введении в действие Санитарноэпидемиологических правил СП 2.2.2.1327-03» // Российская газета от 20.06.2003. № 119/1),
77
См., например, Гигиенические нормативы ГН 2.2.5.3301-15 Предельно допустимый уровень (ПДУ) загрязнения нитроглицерином поверхностей технологического оборудования (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.09.2015 № 52 «Об утверждении гигиенического норматива ГН 2.2.5.3301-15 «Предельно допустимый уровень (ПДУ) загрязнения нитроглицерином поверхностей технологического оборудования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. № 46; Гигиенические требования к условиям труда медицинских работников, выполняющих ультразвуковые исследования. 2.2.4. Физиче- отдельных категорий работников и направлены на обеспечение надлежащего качества рабочей среды, а также на предотвращение и профилактику неблагоприятного воздействия комплекса вредных производственных факторов на здоровье работников.
Оценка уровня воздействия идентифицированных вредных и опасных производственных факторов на работника дает возможность отнести условия труда к определенному классу, поскольку на принципе дифференциации отклонений параметров производственной среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов основана классификация условий труда . В свою очередь, классификация условий труда, выделение неблагоприятных производственных условий трудовой деятельности позволяют более точно учитывать условия труда при правовом регулировании
-79
трудовых отношений .
Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда (ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 426-ФЗ). Критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности производственных факторов установлены Руководством Р 2.2.200605 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда». В зависимо- * [16] [17] сти от интенсивности того или иного вредного или опасного фактора (например, температуры, влажности, концентрации в воздухе вредных химических веществ, наличия, наличия патогенных микроорганизмов и др.) условия труда относят к одному из четырех вышеуказанных классов.
1- й класс - оптимальные условия труда. В данный класс входят условия, при которых сохраняется здоровье работника, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для других факторов за оптимальные условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.
2- й класс - допустимые условия труда. Допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.
3- й класс - вредные условия труда. Эти условия характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство. При этом выделяют четыре степени вредности условий труда в зависимости от уровня превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников:
условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск повреждения здоровья;
уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);
условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально обусловленной) патологии;
условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
4- й класс - опасные (экстремальные) условия труда. Опасные условия труда характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т.ч. и тяжелых форм.
Оценка уровня воздействия отдельных вредных и опасных производственных факторов на работника регулируется ведомственными нормативными правовыми актами. Например, критерии оценки нарушений репродуктивного здоровья работающих в связи с условиями их труда и оценка риска утраты репродуктивного здоровья закреплены в Методических рекомендациях № 11-8/240-09 «Гигиеническая оценка вредных производственных факторов и производственных процессов, опасных для репродуктивного здоровья человека» (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 12.07.2002)[18].
Средства коллективной и индивидуальной защиты призваны обеспечивать безопасные условия труда работников. В силу этого оценка обеспеченности работника средствами защиты выступает в качестве необходимой составной части специальной оценки условий труда. Требования к средствам коллективной и индивидуальной защиты закреплены в санитарных правилах и нормах[19].
Следует заметить, что вынужденное исполнение работником своей трудовой функции в условиях, когда он не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами, рассматривается российским трудовым законодательством как запрещенный принудительный труд (ч. 3 ст. 4 ТК РФ). Это повышает социальную значимость правового регулирования специальной оценки условий труда. Представляется, что хотя общественные условия труда не выступают в качестве объекта специальной оценки условий труда, специальная оценка косвенно воздействует на них и способствует профилактике коллизий между работниками и работодателем.
Нормы о специальной оценке условий труда, введенной Федеральным законом № 426-ФЗ, заменили действовавшие ранее положения об аттестации рабочих мест. Ранее действовавшим законодательством аттестация рабочих мест по условиям труда определялась как оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ч. 12 ст. 209 ТК РФ ). При этом аттестация рабочих мест включала в себя: 1) оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам; 2) оценку травмоопасности рабочих мест; 3) оценку [20] обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты; 4) комплексную оценку условий труда на рабочих местах .
Сравнивая понятие аттестации рабочих мест с понятием специальной оценки условий труда, можно заключить, что по содержанию они практически совпадают: в обоих случаях речь идет об оценке соответствия действующим нормативам фактических условий труда и обеспеченности работника средствами защиты (но аттестация рабочих мест, в отличие от специальной оценки условий труда, включала в себя оценку обеспеченности только индивидуальными средствами защиты, а не коллективными). Однако в законодательной формулировке аттестации рабочих мест указывалось на ее цель - осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. И поскольку проведение аттестации рабочих мест вменялось в обязанность работодателя, осуществление указанных мероприятий также входило в его обязанности. В формулировку специальной оценки условий труда российский законодатель указание на ее цель не включил. Это, на наш взгляд, способно ослабить нацеленность субъектов специальной оценки условий труда на повышение уровня охраны труда и, тем самым, снизить эффективность специальной оценки условий труда как средства обеспечения охраны труда, что в свою очередь, может негативно повлиять на закрепленную в ст. 22 ТК РФ обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, и на предусмотренную п. 6 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 426-ФЗ обязанность реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда. Поэтому полагаем целесообразным дополнить ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ абзацем вторым следующего содержания: [21]
«Специальная оценка условий труда проводится в целях приведения условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда».
Обосновывая необходимость принятия закона о специальной оценке условий труда, авторы Пояснительной записки «К проекту Федерального закона «О специальной оценке условий труда», отметив, что на тот момент российским законодательством были фактически предусмотрены три процедуры исследования условий труда: аттестация рабочих мест, специальная оценка условий труда и государственная экспертиза условий труда, указали: «Очевидно, что указанные процедуры должны быть объединены и унифицированы».
Однако в результате унифицированными оказались только нормы об аттестации рабочих мест и о специальной оценке условий труда. Ранее действовавшие положения об аттестации рабочих мест были переработаны и органично включены в законодательство о специальной оценке условий труда, при этом само понятие аттестации рабочих мест было заменено понятием специальной оценки условий труда с сохранением своего смысла. Что касается норм о государственной экспертизе условий труда, то они не подверглись унификации и были в основном сохранены. Поэтому возникает вопрос о соотношении понятий специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда.
Анализ нормативных правовых актов, регулирующих государственную экспертизу условий труда и специальную оценку условий труда показывает, что различие между ними можно провести по объекту и по субъекту.
Действующее трудовое законодательство определяет государственную экспертизу условий труда как оценку соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 11 ст.
209 ТК РФ). В качестве цели государственной экспертизы условий труда закреплена оценка:
- качества проведения специальной оценки условий труда;
- правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- фактических условий труда работников.
Указанные обстоятельства, составляющие содержание цели государственной экспертизы условий труда, рассматриваются как объекты экспертизы[22]. Заметим также, что включение качества проведения специальной оценки условий труда в состав объектов государственной экспертизы условий труда свидетельствует о том, что законодатель четко отделяет одну процедуру от другой и рассматривает государственную экспертизу условий труда как средство контроля за качеством специальной оценки условий труда.
Специальная оценка условий труда, как указывалось выше, трактуется российским законодателем как идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. Российский законодатель рассматривает указанные факторы как объект специальной оценки условий труда, подчеркивая, что именно эти факторы подлежат исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий и закрепляя их перечень в законе труда (ст. 13 Федерального закона № 426-ФЗ). На вредные и (или) опасные производственные факторы как объект специальной оценки условий труда указывает и Методика проведения специальной оценки условий труда, утвержденная Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, подчеркивая, что именно данные факторы подлежат идентификации и исследованию в ходе проведения специальной оценки условий труда.
Таким образом, объект государственной экспертизы условий труда шире объекта специальной оценки условий руда и включает в себя последний.
Согласно ч. 1 ст. 216.1 ТК РФ, субъектом государственной экспертизы условий труда выступают:
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
Специальную оценку условий труда вправе проводить только независимая организация, отвечающая установленным законом требованиям (ст. 19 Федерального закона № 426-ФЗ) и допущенная к деятельности по проведению специальной оценки условий труда . При этом эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, не может являться должностным лицом органов исполнительной власти, уполномо- [23] ченных на осуществление государственного надзора (контроля) в установленной сфере деятельности, а также на проведение государственной экспертизы условий труда (п. 1 ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 426-ФЗ).
Таким образом, отличия специальной оценки условий труда от государственной экспертизы условий труда заключаются в следующем:
объект специальной экспертизы условий труда более узкий, чем объект государственной экспертизы условий труда. Первый ограничен вредными и опасными производственными факторами, а второй включает в себя все фактические условия труда (в том числе вредные и опасные производственные факторы), а также качество проведения специальной оценки условий труда и правильность предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
субъектом специальной оценки условий труда является независимая организация, получившая допуск к деятельности по проведению специальной оценки условий труда[24], а субъектом государственной экспертизы условий труда - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Рассмотрение понятия специальной оценки условий труда показало следующее:
1. В содержание специальной оценки условий труда входят: 1) идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса; 2) определение степени отклонения фактических значений вредных и (или) опасных факторов от установленных нормативов;
оценка уровня воздействия вредных и (или) опасных факторов на работника; 4) оценка обеспеченности работника средствами защиты.
2. Сравнивая понятие аттестации рабочих мест с понятием специальной оценки условий труда, можно заключить, что по содержанию они практически совпадают: в обоих случаях речь идет об оценке соответствия действующим нормативам фактических условий труда и обеспеченности работника средствами защиты. Однако в законодательной формулировке специальной оценки условий труда не указано на цель осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, которая была закреплена за аттестацией рабочих мест. Полагаем необходимым восполнить данный пробел.
3. Специальная оценка условий труда отличается от государственной экспертизы условий труда по объекту и по субъекту. Объект специальной экспертизы условий труда более узкий, чем объект государственной экспертизы условий труда. Субъектом специальной оценки условий труда является независимая организация, а субъектом государственной экспертизы условий труда - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федера-
87
ции. [25]
[1] См.: Ракитский Б.В. Достойные условия руда в обществе и на предприятии: монография. М., 2010. С. 5.
[2] Там же. С. 6.
[3] См.: Чучкина И. Что такое специальная оценка условий труда и как ее провести? // Трудовое право. 2014. № 5. С. 16.
[4] ГОСТ 12.0.002-80. Система стандартов безопасности труда. Термины и определения. М.: ИПК Издательство стандартов, 2002.
[5] Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утверждено Роспотребнадзором 29.07.2005) // Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора. 2005. № 3.
[6] ГОСТ 12.0.230-2007. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования. М.: Стандартин- форм, 2007.
[7] Приказ Ростехрегулирования от 10.07.2007 № 169-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
[8] ГОСТ употребляет термин «опасность (hazard)», а не «опасный производственный фактор».
[9]
Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» // Российская газета от 28.03.2014. № 71.
[10]
См., например, Общие требования по охране труда для работников, занятых в производстве цемента и утилизации отходов (утверждены Минтрудом РФ 20.05.2004) // Библиотека инженера по охране труда. 2005. № 9.
[11]
См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» // Российская газета от 28.10.2011 № 243 (опубликован без приложений №№ 1 и 2 к Приказу); Российская газета от 04.04.2012 № 73 (приложения №№ 1 и 2).
[12]
Ст. 38 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно
эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.
[13]
См., например, СанПиН 2.2.3.1384-03. 2.2.3. Гигиена труда. Предприятия отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, связи. Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.06.2003 № 141 «О введении в действие Санитарных правил и нормативов СанПиН 2.2.3.1384-03» // Российская газета от 20.06.2003. № 119/1; Санитарные правила для животноводческих предприятий (утвер-
ские факторы производственной среды. 2.2.9. Состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной среды. Руководство Р 2.2.4/2.2.9.2266-07 (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 10.08.2007) // Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора. 2007. № 4.
[16]
См.: Чаузов А.С. Оценка условий труда: монография. В 2-х ч. Ч. I. Вредные и опасные факторы. Ижевск, 2006. С. 5.
[17]
См.: Снигирева И.О. К вопросу об отраслевой дифференциации советского трудового законодательства // Советское государство и право. 1964. № 11. С. 83; Российское трудовое право / под ред. А.Д. Зайкина. М., 1997. С. 322; Барбашова Т.П., Миронов В.И. Защита трудовых прав работников // Трудовое право. 2007. № 7.
[18] Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
[19]
См., например, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.8.46-03 Санитарные правила по дезактивации средств индивидуальной защиты (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.10.2003 № 157 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.8.46-03 «Санитарные правила по дезактивации средств индивидуальной защиты» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. № 4); Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.2.8.48-03 Средства индивидуальной защиты органов дыхания персонала радиационно опасных производств (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.10.2003 № 156 «О введении в действие санитарноэпидемиологических правил и норм СанПиН 2.2.8.48-03 «Средства индивидуальной защиты органов дыхания персонала радиационно опасных производств» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003.№ 52);Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.8.49-03 Средства индивидуальной защиты кожных покровов персонала радиационно опасных производств (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.10.2003 № 155 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.8.49-03 «Средства индивидуальной защиты кожных покровов персонала радиационно опасных производств» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 51).
[20]
Данная норма была введена в ТК РФ Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 27. Ст. 2878. Утратила силу с 1 января 2014 г (Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (часть I). Ст. 6986).
[21]
См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н.
[22]
См. п. 2 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда (Приказ Минтруда России от 12.08.2014 № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда» // Российская газета от 14.11.2014. № 260).
[23] «Правила допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда» утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 № 599 «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда» // Собрание законодательства РФ. .2014. № 27. Ст. 3780.
[24] К субъектам специальной оценки условий труда могут быть отнесены и иные лица. Данный вопрос рассмотрен в третьем параграфе настоящей главы диссертационного исследования.
[25] Кирсанова Д. А. Сравнительная характеристика специальной оценки условий труда, аттестации рабочих мест и государственной экспертизы условий труда // Современный юрист. 2016. № 3. С. 102-109.
|