Среда, 27.11.2024, 05:25
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Субъекты специальной оценки условий труда и их правовой статус

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 Федерального закона № 426-ФЗ и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Буквальное толкование этой формулировки позволяет заключить, что субъектами специальной оценки условий труда выступают работодатель и привлекаемая им соответствующая организация.

Однако такое утверждение нуждается в корректировке, так как иные нормы Федерального закона № 426-ФЗ дополняют субъектный состав специальной оценки условий труда другими лицами.

Согласно ст. 9 Федерального закона № 426-ФЗ для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда, в состав которой включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, а также лица, представляющие интересы работников: представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Таким образом, вышеуказанная норма закона дополняет круг субъектов специальной оценки условий труда тремя категориями лиц: а) комиссией по проведению специальной оценки условий труда; б) представителями работодателя; в) представителями выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 426-ФЗ исследование (испытание) и измерение фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов, т.е. процедура, составляющая основное содержание оценки условий труда, осуществляется испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда. При этом законодатель наделяет эксперта некоторыми самостоятельными полномочиями в сфере специальной оценки условий труда. Так, по результатам проведения исследования только эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, наделяется правом осуществлять отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда (ч. 8 ст. 12 Федерального закона № 426-ФЗ). Некоторые права эксперта закреплены в ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ. Поэтому эксперт также может рассматриваться как субъект специальной оценки условий труда .

В совокупности рассмотренные выше нормы позволяют выделить следующий круг лиц, которые в той или иной степени вовлечены в проведение специальной оценки условий труда и потому могут рассматриваться как участники отношений по поводу специальной оценки условий труда:

работодатель;

комиссия по проведению специальной оценки условий труда;

представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников - члены комиссии по проведению специальной оценки условий труда;

организация, осуществляющая специальную оценку условий труда; [1]

эксперт организации, осуществляющей специальную оценку условий труда.

Помимо указанных субъектов, в отношения по поводу специальной оценки условий труда могут при определенных условиях вступать государственные органы:

государственный инспектор труда. Государственный инспектор труда вправе направить работодателю предписание о проведении внеплановой специальной оценки условий труда при выявлении нарушений норм трудового законодательства (п. 2 ч. 1 ст. 17 ФЗ Федерального закона № 426-ФЗ);

органы исполнительной власти: а) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства; б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Данные органы наделены полномочиями по осуществлению государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда (ст. 216.1 ТК РФ, ст. 24 Федерального закона № 426-ФЗ).

Место и роль каждого из указанных лиц как участника специальной оценки условий труда определяется их правовым статусом, теми правами и обязанностями, которыми они наделены законом. Но прежде чем рассматривать правовой статус этих лиц, необходимо отметить, что они являются участниками отношений по поводу специальной оценки условий труда на предприятии. В то же время законодатель установил, что проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих должны регулироваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе. Однако в настоящее время нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения специальной оценки условий труда государственных и муниципальных служащих не приняты. Поэтому вопросы субъектного состава специальной оценки условий труда государственных и муниципальных служащих, а также вопросы порядка проведения такой оценки в настоящем диссертационном исследовании не рассматриваются.

ТК РФ понятие работодателя определяет через понятие работника: работодателем признается физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (ч. 4 ст. 20), а понятие работника - через понятие работодателя: работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (ч. 2 ст. 20). Поэтому для уточнения понятия работодателя требуется обратиться к понятию трудовых отношений. Согласно ч. 1 ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Рассмотрение положений ч. 4 ст. 20 ТК РФ во взаимосвязи с положениями ч. 1 ст. 15 ТК РФ позволяет заключить, что в российском трудовом законодательстве под работодателем понимается физическое или юридическое лицо, являющееся стороной трудовых отношений, в интересах и под управлением и контролем которой физическое лицо, выступающее как другая сторона трудовых отношений (работник), лично выполняет за плату трудовую функцию.

В сфере специальной оценки условий труда ТК РФ закрепляет права и обязанности работодателя в лишь общем виде. В соответствии с абз. 9 ч. 1 ст. 22 ТК РФ реализовывать права, предоставленные ему законодательством о специальной оценке условий труда, а согласно абз. 17 ч. 2 той же статьи он должен исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Детальнее права и обязанности работодателя как субъекта специальной оценки условий труда регламентируются Федеральным законом № 426-ФЗ.

Прежде всего, следует указать на то, что законом на работодателя возлагаются обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 426- ФЗ). Для обеспечения исполнения данной обязанности работодатель наделяется правом образовывать комиссию по проведению специальной оценки условий труда и утверждать график проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 9 ФЗ Федерального закона № 426-ФЗ). Кроме того, из ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ следует, что для проведения специальной оценки условий труда работодатель вправе самостоятельно выбирать организацию (организации), допущенную к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, и заключает с ней (с ними) гражданско-правовой договор.

Таким образом, можно заключить, что именно работодатель рассматривается законом как лицо, инициирующее проведение специальной оценки условий труда.

Круг прав и обязанностей работодателя в области специальной оценке условий труда закреплен в ст. 4 Федерального закона № 426-ФЗ. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 426-ФЗ работодатель вправе:

требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов ее проведения;

проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном Федеральным законом № 426-ФЗ;

требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным ст.19 Федерального закона № 426-ФЗ;

обжаловать в порядке, установленном ст. 26 Федерального закона № 426-ФЗ, действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Реализуя право требования обоснования результатов проведения специальной оценки условий труда, работодатель может затребовать от организации, проводившей специальную оценку условий труда, материалы отчета по проведению специальной оценки условий труда, протоколы исследований, испытаний и измерений вредных и опасных производственных факторов, метрологические требованиям к средствам исследований и др. документы. Помимо этого, работодатель вправе получить от руководства организации и экспертов разъяснения в устном или письменном виде, касающиеся различных аспектов проведенной специальной оценки условий труда: об использованной методике исследования; о средствах измерений, примененных при проведении исследований, испытаний и измерений вредных и опасных производственных факторов; о результатах исследования и их оценке и т.п.

Работодатель вправе проводить внеплановую специальную оценку условий труда в установленном законом порядке. Однако ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ, регламентирующая вопросы внеплановой специальной оценки условий труда, закрепляет только условия обязательного проведения такой оценки, но не регулирует порядок ее проведения и не затрагивает вопросы ее осуществления как реализации права работодателя. Утвержденная Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н Методика проведения специальной оценки условий труда не содержит указаний на внеплановую оценку условий труда, не выделяет каких-либо особенностей в процедуре внеплановой специальной оценки условий труда по сравнению с обычной. Поэтому следует заключить, что порядок проведения внеплановой специальной оценки условий труда должен регулироваться теми же нормами, которыми регулируется проведение обычной специальной оценки условий труда.

Право работодателя требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие установленным российским законодательством требованиям, направлено на предотвращение случаев некачественного проведения такой оценки, что влечет за собой нарушение прав работников и повышенные необоснованные затраты со стороны работодателя.

Обжалование работодателем действий (бездействия) организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется в порядке, установленном ст. 26 Федерального закона № 426-ФЗ. Данная статья предусматривает двухступенчатую процедуру обжалования. На первом этапе жалоба работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, должна направляться и рассматриваться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, и его территориальными органами. А в случае несогласия работодателя с решением по жалобе, вынесенным соответствующим органом, оно может быть обжаловано в судебном порядке. Следует заметить, что ст. 26 Федерального закона № 426-ФЗ дополняет право работодателя на обжалование действий или бездействия организации, проводящей специальную оценку условий труда, правом обжаловать также результаты проведения специальной оценки условий труда, предусмотрев при этом только судебный порядок такого обжалования.

К обязанностям работодателя в сфере специальной оценки условий труда ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 426-ФЗ относит:

обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст.17 Федерального закона № 426-ФЗ;

предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений);

не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;

4) ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

5) давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.

Обязанность работодателя обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, является его основной обязанностью в рамках отношений по поводу специальной оценки условий труда, обуславливающей его центральную роль в этих отношениях. Исполнению данной обязанности способствуют также предусмотренные законом такие обязанности, как обязанность предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые характеризуют условия труда на рабочих местах; обязанность давать разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда; запрет работодателю совершать действия по сужению круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения.

Обстоятельства, при наступлении которых у работодателя возникает обязанность проведения внеплановой специальной оценки условий труда, закреплены в ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ. Эти обстоятельства можно разделить на три группы.

К первой группе относятся обстоятельства, связанные с возникновением новых или существенным изменением старых условий труда. В эту группу входят:

- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (п. 1 ч. 1 ст. 17);

- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 3 ч. 1 ст. 17);

- изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 4 ч. 1 ст. 17);

- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 5 ч. 1 ст. 17);

Ко второй группе относятся случаи наличия требований уполномоченных субъектов о проведении внеплановой специальной оценки условий труда:

- получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона (п. 2 ч. 1 ст. 17);

- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда (п. 7 ч. 1 ст. 17).

Третью группу составляют чрезвычайные обстоятельства: произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов (п. 6 ч. 1 ст. 17).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение работодателем возложенных на него обязанностей по проведению специальной оценки условий труда может влечь за собой его административную ответственность в соответствии со ст. 5.27 и 5.27.1. КоАП РФ , примером чему может служить следующее дело. [2]

В ходе проверки ООО «Пищевик-2000», проведенной 13 апреля 2015 г. были выявлены нарушения трудового законодательства, заключавшиеся в том, что в ООО «Пищевик-2000» не было обеспечено проведение специальной оценки условий труда в соответствии с ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». В связи с этим Постановлением Г лавного государственного инспектора труда Г осударственной инспекции труда в г. Москве Д. № 8-П11/2015-2/17/661/145/19 от 5 июня 2015 г. генеральный директор ООО «Пищевик-2000» гр-н К. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с данным решением, гр-н К. обратился в Хорошевский районный суд г. Москвы с жалобой, в которой просил об отмене указанного постановления. Решением судьи Хорошевского районного суда г. Москвы от 3 августа 2015 г. в удовлетворении иска было отказано.

Рассмотрев материалы дела по жалобе гр-на К. на решение судьи Хорошевского районного суда г. Москвы, судья Московского городского суда установил, что государственный инспектор труда и судья пришли к обоснованному выводу о виновности генерального директора ООО «Пищевик-2000» гр-на К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. На основании этого судья Московского городского суда оставил решения Главного государственного инспектора труда Г осударственной инспекции труда в г. Москве и судьи Хорошевского районного суда г. Москвы без изменения, а жалобу без удо-

90

влетворения .

Указанные права и обязанности возлагаются как на работодателей - юридических лиц, так и на работодателей - физических лиц. Помимо это- [3] го, закон устанавливает, что работодатель - индивидуальный предприниматель включается в комиссию по проведению специальной оценки условий труда и возглавляет ее (ч. 3 и 4 ст. 9 Федерального закона № 426-ФЗ) и, соответственно, приобретает права и обязанности члена комиссии.

Законодатель не дифференцирует права и обязанности членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда в зависимости от того, являются ли они представителями работодателя или представителями работника (выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников). Эти права и обязанности определяются, главным образом, через закрепление полномочий комиссии, на которую закон возлагает осуществление организационно - распорядительных функций.

В соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ, комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда (ч. 5 ст. 9), утверждает результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. 2 ст. 10), в зависимости от результатов идентификации признает условия труда на данном рабочем месте допустимыми (ч. 4 ст. 10) или принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. 4 ст. 10). На комиссию возлагается обязанность исходя из государственных нормативных требований охраны труда формировать перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям (ч. 2 ст. 12), она вправе принимать решения о возможности использования при проведении специальной оценки условий труда результатов иных исследований производственных факторов (ч. 7 ст. 12), о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в указанных законом случаях (ч. 9 ст. 12), а также может снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, и на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда (ч. 6 ст. 14).

Однако, устанавливая порядок оформления результатов проведения специальной оценки условий труда, законодатель не указывает на полномочия комиссии, а закрепляет право подписывать и утверждать отчет о проведении специальной оценки условий именно за членами комиссии. Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 426-ФЗ, отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии (которым является представитель работодателя или сам работодатель). При этом член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.

Следует заметить, что Федеральный закон № 426-ФЗ сократил объем полномочий комиссии по проведению специальной оценки условий труда по сравнению с тем объемом полномочий, которые были закреплены за аттестационной комиссией по ранее действовавшему законодательству. На аттестационную комиссию возлагались руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах; формирование комплекта необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительные и методические документы, и организация их изучение, а также другие функции. Кроме того, комиссия (а не аттестующая организация) была обязана оформить результаты аттестации в виде отчета об аттестации . [4]

Ныне действующее законодательство не рассматривает комиссию как субъекта, руководящего специальной оценкой условий труда и контролирующего ход ее проведения. Круг ее полномочий позволяет заключить, что она выступает в качестве вспомогательного органа, посредством которого работодатель реализует свои обязанности по организации и проведению специальной оценки условий труда.

Члены комиссии не осуществляют непосредственного исследования производственных факторов. Они конкретизируют объект специальной оценки условий труда и выражают свое согласие либо несогласие с ее результатом. Характеризуя правовой статус члена комиссии, нужно отметить, что он реализует полномочия комиссии, но при этом обладает самостоятельностью в рамках реализации этих полномочий. Так, член комиссии и вправе, в случае несогласия с результатами проведения специальной оценки условий труда, не подписывать отчет о проведении специальной оценки условий труда и изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое должно быть приложено к этому отчету. Это свидетельствует о том, что член комиссии может быть признан самостоятельным субъектом специальной оценки условий труда.

Анализ полномочий комиссии и ее членов позволяет заключить, что их можно рассматривать как субъектов, содействующих проведению специальной оценки условий труда.

Непосредственное исследование производственных факторов осуществляется организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в связи с чем ей предоставлено право самостоятельно определять методику исследований и испытаний, методы измерений вредных и опасных производственных факторов, а также состав экспертов и иных работников, проводящих данные исследования (испытания) и измерения (ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 426-ФЗ). К основным правам организации, проводящей специальную оценку условий труда, относятся также:

право на отказ в установленном законом порядке от проведения специальной оценки условий труда, если при ее проведении возникла либо может возникнуть угроза жизни или здоровью работников такой организации;

право на обжалование предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 426-ФЗ).

Следует заметить, что предоставив организации, проводящей специальную оценку условий труда, право отказаться от проведения этой оценки, законодатель не предусмотрел порядка и условий такого отказа. Более того, это право фактически дезавуируется положениями ч. 7 ст. 9 Федерального закона № 426-ФЗ, в соответствии с которой в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, специальная оценка условий труда все же проводится, но с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти. При этом на Правительство РФ возлагается обязанность утверждения перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых особенностей (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест) . Отме- [5] ченный пробел затрудняет реализацию права организации на отказ от проведения специальной оценки условий труда при наличии угроз жизни и здоровью работника. Поэтому полагаем целесообразным дополнить ст. 9 Федерального закона № 426-ФЗ частью восьмой следующего содержания: «В случае если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника организации иных лиц, организация вправе отказаться от проведения специальной оценки условий труда. В этом случае организация направляет работодателю заявление об отказе от проведения специальной оценки условий труда с описанием выявленных угроз жизни и здоровью работника. К заявлению должны быть приложены документы и материалы, подтверждающие существование угроз».

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе также заключить договор добровольного страхования своей ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба: а) работодателю - заказчику проведения специальной оценки условий труда; б) работникам, в отношении рабочих мест которых проводится специальная оценка условий труда; в) иным лицам (ст. 23 Федерального закона № 426-ФЗ).

Обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда, закреплены в ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 426-ФЗ, а также вытекают из иных норм данного закона. Среди них можно выделить:

1) обязанности по отношению к иным участникам отношений по поводу специальной оценки условий труда:

- предоставлять по требованию работодателя, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников обоснования результатов проведения специальной оценки условий труда, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах (п. 1 ч. 2 ст. 6);

- предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие соответствие этой организации установленным законом требованиям (п. 2 ч. 2 ст. 6);

- хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую известной этой организации в связи с осуществлением ее деятельности (п. 5 ч. 2 ст. 6);

- передать результаты проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18);

2) обязанности, направленные на обеспечение качества проводимой специальной оценки условий труда:

- применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (п. 3 ч. 2 ст. 6);

- не приступать к проведению специальной оценки условий труда либо приостанавливать ее проведение в случаях: а) непредоставления работодателем необходимых сведений, документов и информации, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда; б) отказа работодателя обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, в соответствии с гражданско-правовым договором (п. 4 ч. 2 ст. 6);

- составить отчет о проведении специальной оценки условий труда, включив в него указанные в законе результаты (п. 1 ч. 2 ст. 15);

- не осуществлять действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта, т.е. ситуации, при которых заинтересованность организации, проводящей специальную оценку условий труда, (или ее эксперта) влияет либо может повлиять на результаты проведения специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 22).

В целях обеспечения высокого уровня специальной оценки условий труда и, учитывая роль в этом организации, проводящей такую оценку, российский законодатель предусмотрел правовые гарантии независимости этой организации и одновременно установил жесткие требования к ней. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, и ее эксперты провозглашены независимыми и подчиняющимися только закону и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим специальную оценку условий труда (ч. 1 ст. 22 ФЗ Федерального закона № 426-ФЗ).

Требования к организации, проводящей специальную оценку условий труда, закреплены в ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 426-ФЗ и относятся трем аспектам:

к уставной деятельности (в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности должно быть указано на проведение специальной оценки условий труда);

к штату сотрудников (в организации должны быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, требования по специализации экспертов);

к структуре организации (наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), имеющей установленную законом аккредитацию).

Кроме того, организация должна быть допущена к деятельности по проведению специальной оценки условий труда в порядке, установленном

93

Правительством РФ .

Основные функции эксперта организации - а) осуществление идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах (ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ); б) осуществление исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 426-ФЗ). Он самостоятельно определяет перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, и по результатам проведенных исследований принимает решение об отнесении условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда, которое обязан оформить в виде заключения, прилагаемого к отчету организации о проведении специальной оценки условий труда (п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 426-ФЗ). [6]

Эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, должен отвечать установленным в ст. 20 Федерального закона № 426-ФЗ требованиям. К деятельности в качестве эксперта допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта. При этом лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны иметь, помимо высшего образования, также соответствующее дополнительное профессиональное образование и опыт практической работы в области оценки условий труда не менее трех лет.

Полномочия эксперта в сфере специальной оценки условий труда и те требования, которые законодатель устанавливает в отношении него, показывают, что эксперт играет важную, но вторичную роль в специальной оценке условий труда. Посредством эксперта организация осуществляет проведение специальной оценки условий труда, и его права и обязанности обусловлены функцией организации по проведению такой оценки. Самостоятельность эксперта как субъекта специальной оценки условий труда ограничена подчиненностью организации, проводящей оценку.

Как указывалось выше, в качестве субъектов отношений по поводу специальной оценки условий труда могут выступать государственные органы: государственный инспектор труда; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Однако Федеральный закон № 426-ФЗ не конкретизирует круг прав и обязанностей указанных субъектов.

Общие полномочия государственного инспектора труда закреплены в Положении о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права[7]. Приказом Роструда от 02.06.2014 № 199 «Об утверждении рекомендаций по организации и проведению проверок соблюдения требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426- ФЗ «О специальной оценке условий труда» организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда»[8] разъясняется, в каких случаях государственный инспектор труда вправе предъявить работодателю предписание с требованием проведения внеплановой специальной оценки условий труда. В качестве таковых указаны, в частности, проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов не в полном объеме, то есть ненадлежащим образом, а также проведение специальной оценки условий труда организацией, не отвечающей установленным законом требованиям.

Решения государственного инспектора труда, в том числе предписание о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд, а решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Круг прав и обязанностей государственных органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, в том числе экспертизу качества проведения специальной оценки условий труда, закреплен в ст. 216.1 ТК РФ. Закон наделяет их правом беспрепятственно посещать любых работодателей; запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы; проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости имеющих аккредитацию исследовательских (измерительных) лабораторий. При этом указанные субъекты обязаны составлять по результатам экспертизы заключения и направлять их в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации; обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях; обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

Государственные органы, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, не вправе самостоятельно инициировать экспертизу качества специальной оценки условий труда. Законодатель ограничивает основания назначения экспертизы качества специальной оценки условий труда двумя условиями:

наличием представления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона № 426- ФЗ;

наличием заявления работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков.

Таким образом, государственный инспектор труда и органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, могут вступать в отношения по поводу специальной оценки условий труда только в ограниченных, указанных законом случаях. Их можно рассматривать как дополнительных субъектов специальной оценки условий труда.

Следует заметить, что ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 426-ФЗ возлагает полномочия по проведению экспертизы качества специальной оценки условий труда только на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Между тем, согласно ч. 1 ст. 216.1 ТК РФ такую экспертизу вправе также проводить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства. Полагаем, что положения ч. 1 ст. 24 ФЗ «О специальной оценке условий труда» должны быть приведены в соответствие с положениями ч. 1 ст. 216.1 ТК РФ.

Специальная оценка условий труда непосредственно затрагивает права и законные интересы работников, в частности, предусмотренное абз. 3 ч. 1 ст. 21 ТК РФ право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором. В целях обеспечения реализации работниками указанного права, российский законодатель предоставил им некоторые права в сфере специальной оценки условий труда. Согласно ст. 5 Федерального закона № 426-ФЗ работник вправе:

- присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

- обращаться к работодателю и иным, указанным в законе лицам, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

- обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

Одновременно закон обязал работника ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

Круг полномочий работника в сфере специальной оценки условий труда свидетельствует, что он не является активным участником данных отношений. Его роль в специальной оценке условий труда пассивная, он может лишь наблюдать за ее проведением, но не вправе осуществлять каких-либо самостоятельных действий. Поэтому работник не может быть признан субъектом специальной оценки условий труда.

Рассмотрение круга субъектов специальной оценки условий труда и их правового статуса позволяет классифицировать субъектов специальной оценки условий труда на три группы в зависимости от их роли в данных отношениях.

Субъекты, непосредственно участвующие в проведении специальной оценки условий труда:

а) основные субъекты:

- работодатель - инициирует, организует и обеспечивает проведение специальной оценки условий труда;

- организация, проводящая специальную оценку условий труда - осуществляет комплекс мероприятий, входящих в специальную оценку условий труда и оформляет результаты проведения специальной оценки условий труда;

б) субъекты, через которых основные субъекты специальной оценки условий труда реализуют свои функции:

- комиссия по проведению специальной оценки условий труда - осуществляет организационно-распорядительные функции, направленные на организацию и проведение специальной оценки условий труда;

- эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда - по поручению организации непосредственно осуществляет идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, их исследование (испытание) и измерение.

Органы, обладающие полномочиями по контролю и надзору в сфере специальной оценки условий труда:

а) государственный инспектор труда - инициирует в установленных законом случаях проведение внеплановой специальной оценки условий труда;

б) органы, осуществляющие контроль (надзор) за соблюдением требований Федерального закона № 426-ФЗ:

- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда, уполномоченный на проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда;

инспекция труда соответствующего профессионального союза.

 

[1] В отличие от эксперта испытательная лаборатория (центр), будучи структурным подразделением организации, проводящей специальную оценку условий труда, не наделяется законом самостоятельными правами и обязанностями в сфере специальной оценки условий труда и не может являться субъектом правовых отношений по поводу специальной оценки условий труда.

[2]

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. Ст. 1.

[3] Решение Московского городского суда от 10.09.2015 по делу № 7-9384/2015 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

[4] См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» // Российская газета от 24.06.2011. № 135.

[5]

Такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290 «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 17. Ст. 2056.

[6] «Правила допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда» утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 № 599 «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 27. Ст. 3780.

[7] Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 37. Ст. 4995.

[8] Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (08.05.2017)
Просмотров: 290 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%