Суббота, 30.11.2024, 11:59
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Порядок подготовки к проведению специальной оценки условий труда

Согласно действующему законодательству о специальной оценке условий труда, в проведении специальной оценки условий труда выделяются следующие этапы:

подготовка к проведению специальной оценки условий труда;

идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

исследование (испытание) и измерение вредных и (или) опасных производственных факторов;

оформление результатов проведения специальной оценки условий

труда.

Подготовка к проведению специальной оценки условий труда является ее важным этапом, на котором создается база для обеспечения достоверного определения условий труда на рабочих местах. На этом этапе определяется предстоящий объем работы по проведению специальной оценки условий труда, конкретизируются объекты проверки.

Начало подготовки к проведению специальной оценки условий труда российский законодатель увязывает с образованием комиссия по проведению специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 426-ФЗ). Устанавливая состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда, Федеральный закон № 426-ФЗ указывает, что число членов которой должно быть нечетным. Данное положение является новеллой. Ранее действовавший Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда 2011 г. такого требования не содержал, что могло приводить к возникновению ситуаций, при которых голоса членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда разделялись поровну, в результате чего возникала опасность невозможности принятия решения, что отрицательно влияло на ход и эффективность проведения специальной оценки условий труда.

Закрепляя состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда, ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 426-ФЗ устанавливает, что в общем случае в него включаются:

представители работодателя, в том числе специалист по охране

труда;

представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

В случае проведения специальной оценки условий труда у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, состав комиссии конкретизируется. В него, согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 426-ФЗ, включаются следующие лица:

1) работодатель - руководитель организации; в случае, если работодателем является индивидуальный предприниматель, в состав комиссии должен включаться сам индивидуальный предприниматель (лично);

другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо:

представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда);

представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

В законодательной формулировке порядка образования и состава комиссии по проведению специальной оценки условий труда обращают на себя внимание следующие моменты.

Во-первых, законодатель, указывая на представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников как на лиц, включаемых в состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда, делает оговорку «при наличии». Однако из текста нормы закона остается неясным, относится ли эта оговорка только к иному представительному органу работников или распространяется также на выборный орган первичной профсоюзной организации. Между тем, на предприятиях в сфере малого и даже среднего бизнеса профсоюзная организация может отсутствовать[1], а из указанной оговорки вытекает, что в таком случае коллектив работников не будет иметь своего представителя в составе комиссии по проведению специальной оценки условий труда. Это создает условия для нарушения трудовых прав работников, осуществляющих труд в сфере малого и среднего бизнеса. Поэтому в целях повышения гарантий соблюдения трудовых прав работников при проведении специальной оценки условий труда представляется необходимым:

дополнить ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 426-ФЗ после слов «или иного представительного органа работников (при наличии)» словами «либо представитель работников, избранный коллективом работников организации»;

дополнить ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 426-ФЗ после слов «или иного представительного органа работников (при наличии)» словами «либо представитель работников, избранный коллективом работников организации».

Во-вторых, определяя полномочия работодателя (в том числе, индивидуального предпринимателя) по образованию комиссии, федеральный закон использует слова: «в состав комиссии включаются». Такая формулировка не позволяет однозначно судить о том, идет ли в данном случае речь о праве работодателя включать в состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда указанных в законе лиц или о его обязанности.

На наш взгляд, следует выделять обязательных и факультативных членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда. К числу обязательных членов комиссии должны быть отнесены, по нашему мнению, следующие лица:

а) представители работодателя - руководитель организации или его структурного подразделения; в случае, если работодателем является индивидуальный предприниматель, в состав комиссии должен включаться сам индивидуальный предприниматель (лично);

б) специалист по охране труда, являющийся работником данной организации; в случае, если таковой отсутствует, в состав комиссии должен включаться представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда);

в) представитель работников, в качестве которого могут выступать представитель выборного органа первичной профсоюзной организации, представитель иного представительного органа работников или иной представитель работников, избранный коллективом работников соответствующей организации.

К факультативным членам комиссии по проведению специальной оценки условий труда будут относиться иные, помимо вышеуказанных, представители работодателя и работников либо сторонние лица, являющиеся специалистами в области охраны труда и привлекаемые к проведению специальной оценки условий труда. Решение об их включении в состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда принимается работодателем по своему усмотрению.

Можно заметить, что согласно ранее действовавшему Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда 2011 г., в состав аттестационной комиссии (аналог нынешней комиссии по проведению специальной оценки условий труда) включались также представители аттестующей организации (п. 10 Порядка). Действующий Федеральный закон № 426-ФЗ не указывает на представителя организации, проводящей специальную оценку условий труда, как на лицо, подлежащее включению в состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда, из чего можно сделать заключение, что законодатель сузил круг членов этой комиссии.

Такое решение российского законодателя представляется обоснованным, поскольку позволяет исключить возможность давления со стороны работодателя на специалистов организации, проводящей специальную оценку условий труда, через деятельность комиссии. Однако, сократив перечень членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда, законодатель не включил в соответствующую норму закона прямое указание на запрет включать в состав комиссии представителей организации, проводящей специальную оценку условий труда, что создает потенциальную опасность нарушения положений Федерального закона № 426- ФЗ, регулирующих состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда. В связи с этим представляется целесообразным дополнить ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 426-ФЗ абзацем вторым следующего содержания:

«В состав комиссии не могут быть включены представители организации, проводящей специальную оценку условий труда».

 

На этапе подготовки к проведению специальной оценки условий труда разрабатывается и утверждается график проведения специальной оценки условий труда. Федеральный закон № 426-ФЗ, обязывая работодателя образовать комиссию по проведению специальной оценки условий труда, одновременно вменяет ему в обязанность утверждение графика проведения специальной оценки условий труда. Налагая указанные обязанности на работодателя, ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 426-ФЗ использует следующую формулировку: «Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия..., а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда». Таким образом, законодатель обуславливает начало проведения специальной оценки условий труда образованием комиссии и утверждением графика проведения специальной оценки. При этом не устанавливается, должны ли указанные действия быть выполнены работодателем одновременно или последовательно. В юридической литературе и на практике исходят из того, что формулировка ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 426-ФЗ не содержит прямого указания на то, что график проведения специальной оценки условий труда должен утверждаться работодателем одновременно с образованием комиссии по проведению специальной оценки условий труда[2]. Тем не менее, не подвергается сомнению, что временной разрыв между моментом образования комиссии по проведению специальной оценки условий труда и утверждением графика проведения этой оценки должен быть минимальным.

Следует также заметить, что Федеральный закон № 426-ФЗ не определяет субъекта, обязанного разработать и представить работодателю для утверждения график проведения специальной оценки. Однако логика правового регулирования специальной оценки условий труда и функции, которые закон возлагает на комиссию по проведению специальной оценки условий труда, обусловили то, что данный график разрабатывается именно комиссией по проведению специальной оценки условий труда.

Содержание и структура графика проведения специальной оценки условий труда законодательством не регламентируется. На практике можно выделить два подхода к разработке графика.

При первом подходе за основу разработки графика проведения специальной оценки условий труда берутся мероприятия, которые должны быть осуществлены в ходе проведения специальной оценки условий труда в соответствии с действующим законодательством. Так, по мнению Р.Б. Касенова, в графике проведения специальной оценки условий труда должно быть зафиксировано поэтапное выполнение и сроки проведения следующих мероприятий:

- подготовка и утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест. Подготовка материалов, справок и иной документации для организации-исполнителя по каждому рабочему месту и организации в целом;

- декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

- проведение экспертами выбранной организации-исполнителя идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, проведение исследований (измерений) идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, проведение оценки условий труда, проведение оценки эффективности применения средств индивидуальной защиты (при необходимости);

- рассмотрение и утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда:

 

- ознакомление работников с результатами проведения специальной

98

оценки условий труда .

Предложенный перечень мероприятий, подлежащих включению в график проведения специальной оценки условий труда, основывается на перечне мероприятий, а также функциях субъектов специальной оценки условий труда, закрепленных в Федеральном законе № 426-ФЗ (соответственно, ч. 5 ст. 9 и п. 2 ч. 2 ст. 4; ст. 11; ст.ст. 10, 12-14 и ч. 1 ст. 15; ч. 2 ст. 15; ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 426-ФЗ). В этом отношении указанный график полностью соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда. Однако, на наш взгляд, такому графику присущ недостаток, снижающий его эффективность как средства планирования и организации проведения специальной оценки условий труда. Это недостаток заключается в отсутствии указаний на объекты проверки, т.е. на рабочие места, на которых должна будет проводиться специальная оценка условий труда. Факт фиксации в графике в качестве первого мероприятия подготовки и утверждения перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, означает, что на момент его разработки и утверждения такой перечень еще не подготовлен. Однако без установления конкретных рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, невозможно адекватно оценить предстоящий объем работы и определить сроки проведения подлежащих осуществлению мероприятий. Поэтому, на наш взгляд, разработка графика проведения специальной оценки условий труда путем формального перечисления перечня мероприятий, закрепленных в законе, не будет способствовать оптимизации процесса оценки. [3]

Более плодотворным представляется подход к разработке графика проведения специальной оценки условий труда на основе конкретного перечня рабочих мест, на которых будет проводиться такая оценка. Так, например, О.М. Кабанов предлагает определить в графике конкретные объекты проверки (с указанием: индивидуального номера рабочего места и его наименования; численности работников, занятых на данном рабочем месте; наличия аналогичных рабочих мест и др. данных) и применительно к каждому объекту определить руководителя группы проверки, экспертов,

99

условия проведения проверки и ее сроки .

Возможно также комбинирование вышеуказанных подходов к разработке графика проведения специальной оценки условий труда. Ю. Жиже- риной предлагается выделить в графике отдельные направления проверки в соответствии с типологией рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка объектов (например, офисные рабочие места, рабочие места охранников стационарных постов и т.п.) и в отношении их определить сроки проведения отдельных мероприятий (идентификации вредных и опасных производственных факторов, проведения исследований этих факторов, оформления результатов, утверждения отчета)[4] [5].

Разработка графика проведения специальной оценки условий труда исходя из перечня рабочих мест, условия труда на которых подлежат исследованию, позволяет избежать недостатков, присущих графику, составленному исходя их перечня предстоящих мероприятий. Но такой график требует предварительного определения перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда. Неслучайно поэтому в юридической литературе высказана рекомендация включать в приказ
о проведении специальной оценки условий труда пункт следующего содержания:

«Комиссии в срок до...

- утвердить перечень рабочих мест, на которых необходимо провести специальную оценку условий труда. В перечне указать аналогичные рабочие места;

- разработать график проведения специальной оценки условий тру

да»

Тем самым разработка и утверждение перечня рабочих мест рассматривается как необходимая стадия, предшествующая разработке графика.

Между тем, как можно заключить из структуры ст. 9 Федерального закона № 426-ФЗ, российский законодатель, регулируя вопросы подготовки к проведению специальной оценки условий труда, в первую очередь требует утверждения графика проведения специальной оценки (ч. 1 ст. 9), а задачу утверждения перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, рассматривает как последующую (ч. 5 ст. 9). Поэтому строго формально практика, при которой комиссия по проведению специальной оценки условий труда вначале разрабатывает и утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, а затем на его основе составляет график проведения специальной оценки условий труда, хотя и более обоснована с точки зрения достижения эффективности проведения специальной оценки условий труда, но в то же время не вполне отвечает положениям законодательства о специальной оценке условий труда. В этой связи, с тем, чтобы приблизить правовое регулирование специальной оценки условий труда к потребностям практики, представляется целесообразным внести следующие изменения в Федеральный закон № 426-ФЗ: [6]

из ч. 1 ст. 9 исключить слова «а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда»;

дополнить ч. 5 ст. 9 через запятую следующими словами:

«а также составляет график проведения специальной оценки условий труда, подлежащий утверждению работодателем».

Разработка и утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, является важнейшей стадией подготовки к проведению специальной оценки условий труда. На этой стадии определяются направления и объем предстоящей оценки. Под рабочим местом ТК РФ понимает место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209). Однако эта формулировка не содержит критериев, позволяющих отличить понятие «рабочее место» от понятия «место работы», на что обращалось внимание в юридической литературе . Так, по мнению В.В. Архипова, законодательное определение рабочего места «не содержит юридически значимых элементов ни типового рабочего места, ни иного, по которым одно рабочее место можно было отграничить от другого или от понятия «место работы.» . Поэтому применительно к целям специальной оценки условий труда понятие рабочего места нуждается в уточнении. На наш взгляд, заслуживает внимания определение рабочего места, содержащееся в ГОСТ 19605-74 «Государственный стандарт Союза ССР. Организация труда. Ос- [7] [8] новные понятия. Термины и определения»[9]. Согласно данному ГОСТу, рабочее место - это зона, оснащенная необходимыми техническими средствами, в которой совершается трудовая деятельность исполнителя или группы исполнителей, совместно выполняющих одну работу или операцию. Взяв указанную формулировку за основу и включив в нее указание на признаки рабочего места, закрепленные в ТК РФ, можно предложить определение понятия рабочего места, отвечающее целям проведения специальной оценки условий труда, которое, на наш взгляд, целесообразно закрепить в Федеральном законе № 426-ФЗ.

Предлагаем дополнить ст. 9 Федерального закона № 426-ФЗ частью 5.1 следующего содержания:

«Для целей настоящего Федерального закона рабочим местом считается находящаяся прямо или косвенно под контролем работодателя пространственная зона, оснащенная необходимыми техническими средствами, в которой совершается трудовая деятельность работника или группы работников, совместно выполняющих одну работу или операцию».

Законодатель обязывает комиссию по проведению специальной оценки условий труда указывать в перечне рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, аналогичные рабочие места. При этом согласно ч. 6 ст. 9 Федерального закона № 426-ФЗ аналогичные рабочие места должны определяться по следующим общим характеристикам:

- расположение в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);

- указанные помещения оборудованы одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

- работники на аналогичных рабочих местах работают по одной и той же профессии, должности, специальности;

- работники осуществляют одинаковые трудовые функции;

- работа осуществляется в одинаковом режиме рабочего времени;

- технологический процесс однотипный;

- используется одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;

- работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Сравнивая признаки аналогичных рабочих мест, закрепленные в Федеральном законе № 426-ФЗ, с признаками, закрепленными в ранее действовавшем Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда 2011 г., можно увидеть следующие отличия.

Во-первых, указывая на такой признак, как работа в одном или нескольких однотипных помещениях, Порядок 2011 г. включал в содержание данного признака и работу на открытом воздухе.

Во-вторых, к признакам аналогичного рабочего места было отнесено «расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте».

В-третьих, к признакам аналогичного рабочего места был отнесен «одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени».

Исключение из круга признаков аналогичного рабочего места работы на открытом воздухе представляется обоснованным в силу многочисленности и неопределенности факторов внешней среды, действующих на работника при работе на открытом воздухе, что не позволяет рассматривать два разных места на открытом воздухе как аналогичные.

Указание в Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда 2011 г. на такой признак, как «расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте», было подвергнуто критике в Заключении Минэкономразвития России от 12.05.2012 г. По мнению Министерства «наличие в Порядке определения «аналогичных рабочих мест» и требования об обязательном «одинаковом расположении объектов (производственное оборудование, транспортные средства) на рабочем месте» представляется избыточным, поскольку при аттестации рабочих мест проводятся замеры и оценка вредного воздействия, которые и являются основной для последующих мероприятий, но никак не расположение. На основании данного положения, рабочее место за одним и тем же станком, с одинаковыми оценками факторов воздействия на работника, но находящееся на разных этажах будут считаться разными рабочими местами, что соответственно повлечет увеличение стоимости проведения аттестации рабочих мест».

С данной точкой зрения можно согласиться, но следует обратить внимание на один нюанс, который, очевидно, выпал из поля зрения законодателя при разработке определения аналогичного рабочего места и закрепления его в законе. В Порядке 2011 г. требование «одинакового расположения объектов (производственное оборудование, транспортные средства) на рабочем месте» действовало одновременно с требованием «работы в одном или нескольких однотипных помещениях» и требованием «одинакового набора вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени». Наличие двух последних признаков, действительно, делает излишним требование «одинакового расположения объектов (производственное оборудование, транспортные средства) на рабочем месте», что и подчеркнуто в Заключении Минэкономразвития России от 12.05.2012 г. в словах «рабочее место за одним и тем же станком, с одинаковыми оценками факторов воздействия на работника, но находящееся на разных этажах будут считаться разными рабочими местами».

Между тем, в определении аналогичного рабочего места, содержащегося в действующем Федеральном законе № 426-ФЗ, не указан признак «одинакового набора вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени». Однако, рабочие места за одинаковыми станками, но находящееся на разных этажах или в разных, хотя и однотипных, помещениях, могут подвергаться разным вредным производственным факторам, но, согласно действующему законодательству, они буду рассматриваться как аналогичные. Например, два рабочих места могут полностью отвечать требованиям ч. 6 ст. 9 Федерального закона № 426-ФЗ - расположены в однотипных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции и т.п., но при этом в одном из помещений может находиться источник электромагнитного излучения, а в другом такового не будет. Согласно ранее действовавшему Порядку 2011 г. такие рабочие места не могли быть признаны аналогичными, так как не отвечали требованию одинакового набора вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени. Из ныне действующего законодательства, как было отмечено выше, указанное требование исключено, что создает опасность признания аналогичными рабочие места с существенно различными вредными и (или) опасными производственными факторами. Поэтому для того, чтобы не допустить признания аналогичными рабочих мест с фактически разными условиями труда и предотвратить возможность неверной оценки условий труда, полагаем необходимым:

дополнить ч. 6 ст. 9 Федерального закона № 426-ФЗ после слов «материалов и сырья» через запятую словами: «характеризуются одинаковым набором вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени». Далее - по тексту. [10]

Рассмотрение правового регулирования порядка подготовки к проведению специальной оценки условий труда показало следующее.

На этапе подготовки к проведению специальной оценки условий труда можно выделить три последовательных стадии:

образование комиссии о проведению специальной оценки условий

труда;

утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест;

утверждение графика проведения специальной оценки условий

труда.

В составе комиссии по проведению специальной оценки условий труда можно выделить обязательных и факультативных членов.

К обязательным членам комиссии относятся:

а) представитель работодателя - руководитель организации или его структурного подразделения; в случае, если работодателем является индивидуальный предприниматель, в состав комиссии должен включаться либо сам индивидуальный предприниматель, либо его представитель;

б) специалист по охране труда, являющийся работником данной организации; в случае, если таковой отсутствует, в состав комиссии должен включаться специалист по охране труда, привлекаемый по гражданскоправовому договору;

в) представитель работников, в качестве которого могут выступать представитель выборного органа первичной профсоюзной организации, представитель иного представительного органа работников или иной представитель работников, избранный коллективом работников соответствующей организации.

К факультативным членам комиссии по проведению специальной оценки условий труда относятся иные, помимо вышеуказанных, представители работодателя и работников либо сторонние лица, являющиеся специалистами в области охраны труда и привлекаемые к проведению специальной оценки условий труда.

Правовое регулирование подготовки к проведению специальной оценки условий труда не полностью отвечает потребностям практики и нуждается в совершенствовании. В частности, полагаем необходимым:

укрепить гарантии прав работников в области специальной оценке условий труда;

более четко определить состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда;

увязать утверждение графика проведения специальной оценки условий труда с предварительной разработкой и утверждением перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда;

законодательно закрепить определение рабочего места в Федеральном законе № 426-ФЗ;

расширить перечень признаков аналогичного рабочего места.

 

[1] См.: Захватов А. Работников малого и среднего бизнеса защитит профсоюз // http://hr- portal.ru/article/rabotnikov-malogo-i-srednego-biznesa-zashchitit-profsoyuz.

[2]

См.: Хоруженко Д. Специальная оценка условий труда // Кадровик.ру. 2014. № 6. С.

[3] Касенов Р.Б. Форма: Приказ (распоряжение) об утверждении состава и порядка деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда //СПС Кон- сультантПлюс. 2014.

[4] Кабанов О.М. График проведения специальной оценки условий труда // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014.

[5] См.: Жижерина Ю. Спецоценка условий труда: как избежать штрафа // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2015. № 4.

[6] Жижерина Ю. Указ. раб.

[7]

См.: Архипов В. Работник, знай свое место! // Бизнес-адвокат. 2005. № 6; Архипов В.В. Проблемные места ТК РФ - рабочее место и место работы // СПС Консультант- Плюс. 2011; Ершова Е.А. Трудовое право в России. М., 2007. С. 320.

[8] Архипов В.В. Проблемные места ТК РФ - рабочее место и место работы // СПС Кон- сультантПлюс. 2011.

«Организация труда. Основные понятия. Термины и определения. ГОСТ 19605-74» (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 20.03.1974 № 636) //

http://zakonbase.ru/content/base/56687.

[10] Кирсанова Д. А. Понятие рабочего места, отвечающего целям проведения специальной оценки условий труда // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 2 выпуск № 2. С. 319-321.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (08.05.2017)
Просмотров: 203 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%